Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Формула-1. Русский Проект. Новости Почему Jordan и Arrows претендуют на Эгхбола Хэмиди?


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Формула-1. Новости


Почему Jordan и Arrows претендуют на Эгхбола Хэмиди?

Перевод выполнен Елизаветой Ковачевой




Когда вы думаете о лучшем специалисте по аэродинамике в Формуле-1, то первым в голову наверняка приходит имя Эдриана Ньюи. Это вполне логично, но стоит помнить, что новая восходящая звезда в этой сфере - Эгхбол Хэмиди, человек, которого команда Jordan мечтает заполучить на место Майка Гаскойна.

В 1980-х годах Хэмиди работал в Williams, занимаясь испытаниями в аэродинамической трубе, расположенной недалеко от градирен электростанции Didcot. Вместе с Крисом Сандерсом он создавал прекрасные модели, анализируя данные тестов и сообщая результаты напрямую Патрику Хэду.

Когда в середине 1990-х к Williams присоединился Эдриан Ньюи, он и Эгхбол вместе работали в новой аэродинамической трубе команды натурального размера.

В то время, благодаря руководству Патрика, Williams находилась в стадии расцвета. Поэтому в 1992 году Найджел Манселл мог позволить себе активный стиль пилотирования и побил множество рекордов. Болид был хорош как с аэродинамической, так и с механической точки зрения. К тому же, он был оборудован двигателем Renault. Уже тогда казалось, что лучше машины не придумаешь. Неудивительно, что некоторые из рекордов до сих пор остаются непревзойденными. Эдриан решил, что это еще не предел его возможностей, и перешел в McLaren-Mercedes, обещавшую крупные гонорары и надежное будущее.

Затем и Эгхбол последовал его примеру. В середине 1996 года он присоединился к Stewart в должности главного специалиста по аэродинамике. Сначала все шло не слишком гладко. Болид 1998 года был практически копией предыдущего с незначительными изменениями. На 1999 год Хэмиди наметил кардинально новое аэродинамическое решение.

Шли дни, и слово "монтаж" превратилось в ключевое, и его все больше связывали с компанией Cosworth. После определения формы машины были пересмотрены параметры двигателя, а последние штрихи были сделаны на испытаниях в аэродинамической трубе Swift в Калифорнии.

Результатом стал болид Stewart'99, машина в первой же гонке пришедшая в очках, лидировавшая во второй, завоевавшая поул-позишн и трижды оказывавшаяся на подиуме. В принципе она была не слишком надежна, особенно в связи с таким коротким периодом разработки, но она была быстра и прекрасно смотрелась, будучи очень конкурентоспособной в любых погодных условиях.

По идее, после этого Эгхбол должен был остаться в Stewart, а затем перейти в Jaguar.

Все изменил приход в Stewart Гэри Эндерсона из Jordan в качестве нового директора по разработкам. Дело не том, что Эгхбол слишком самолюбив, напротив, на фоне остальных в Формуле-1 это качество выражено у него не ярко, но он пытался убедить свою команду построить собственную аэродинамическую трубу в Англии. Это вполне логичный шаг, ведь Калифорния так отделена от остального мира. Stewart согласилась с этим, но в последний момент передумала. Были трудности и другого характера: Эндерсон - из тех людей, которые любят брать всю ответственность на себя, а Эгхбол - прагматик, придерживающийся системного подхода к конструированию машин, как и Ньюи в McLaren. Противоречия в данном случае были неизбежны и непримиримы.

Разочаровавшийся в команде, Хэмиди покидает Stewart в декабре 1998 года, через месяц после назначения Эндерсона. Он так и не увидел гонки на новом болиде команды.

На протяжении следующих двух месяцев Хэмиди проводил время дома, в ожидании телефонного звонка. Множество команд выказывало свою заинтересованность в нем, в том числе и Ferrari. Эгхбол отправился в Италию, чтобы встретиться с Россом Брауном, Рори Бирном и их специалистом по аэродинамике, греком Николасом Томбазисом.

Хэмиди был впечатлен этой встречей, а также аэродинамической трубой команды, но в Ferrari оказалось слишком много сотрудников среднего звена. "Кто все эти люди, и чем они занимаются?" - спрашивал себя Эгхбол по дороге домой. Годы, проведенные с Патриком Хэдом, научили его тому, что в Формуле-1 наличие двухуровневой иерархии в команде наиболее эффективно, так как все директивы исходят от самого руководства непосредственно к исполнителям.

У Ferrari всегда в качестве страховки была определенная прослойка персонала, призванная предохранять команду от совершения чего-нибудь в корне неверного. С другой стороны, в таких условиях, осуществить верные шаги было также практически невозможно.

Arrows, вторая команда, претендовавшая на Хэмиди, была, в отличие от Ferrari, мудро организованной и обеспеченной отличным оборудованием. Их аэродинамическая труба Dearon в 60% натуральной величины, расположенная в Бедфорде, была лучшей установкой, которую Хэмиди когда-либо видел. Условия работы в целом были значительно лучше, чем в Stewart. Если бы эта команда еще и могла делать то же, что и Stewart, то наверняка Arrows занимала бы более высокие позиции в решетке результатов.

Arrows обещала большие перспективы. Тогда Ferrari решила перехватить Хэмиди, но директор по разработкам Arrows, Майк Коулан, сделал еще более выгодное предложение. В ответ на него Ferrari отступила. Дело было не в деньгах: они не хотели давать Эгхболу слишком много свободы, что в свою очередь, могло повлечь появление внутренних разногласий. Рон Деннис, например, решил подобную ситуацию в своей команде очень просто: Эдриан Ньюи стал работать в McLaren на пару с Генри Дюраном. Но в Ferrari, в отличие от McLaren, все организовано иначе, и эта команда очень бюрократична.

Болид Arrows A21 был сконструирован за очень быстрые сроки. Тесты были сокращены до минимума, и пилоты начали сезон практически вслепую. Но уже в Мельбурне Педро де ля Роза показал все лучшие качества машины. В Бразилии, по иронии судьбы, Йос Верстаппен вытеснил с трека суперзвезду Jaguar Эдди Ирвайна.

Так А21 показывал отличные результаты из гонки в гонку. Имя Хэмиди все чаще звучало в Формуле-1. Сотрудники Jaguar льстиво говорили: "Отличная работа, Эгхбол", "Жаль, что ты уже не с нами, Эгхбол". Между тем, никакого приглашения обратно в Stewart не поступало. С Гэри Эндерсеном ничего не вышло, и должно было пройти очень много времени, прежде чем эти разногласия поутихнут.

Команда Эдди Джордана - еще один вариант для Хэмиди. Двух основных козырей - Гэри Эндерсона, директора по разработкам, и Джона Дэвиса, главу отдела научно-исследовательских работ, у Джордана перехватил Том Уолкиншоу (Эндерсон недолго пробыл в Arrows, вскоре перейдя в Stewart/Jaguar).

К тому же, перед самым Гран-При Франции, Майк Гаскойн объявил, что останется в Jordan до середины 2001 года, а затем уйдет в Benetton. Так что Эдди без малейших угрызений совести мог начинать переговоры с Эгхболом.

Майк покидает команду, а Хэмиди занимает его место - очень удачный расклад, тем более, что и по времени все идеально сходится. Это было нелегкое решение для Хэмиди. Arrows обеспечила ему возрождение карьеры после разочарования в Stewart. Все, что было нужно Arrows теперь - это стабильность, и с двигателей Supertec они переключились на AMT от Peugeot. Эгхбол был вполне доволен таким поворотом событий: за этим проектом стоял его бывший коллега по Williams, что обещало непременный успех.

В Jordan перспективы выглядели совершенно иначе: команда полностью обеспечена поддержкой Honda, в третий раз пришедшей в Формулу-1 и еще лишь частично приоткрывшей весь свой огромный потенциал.

Вопрос о заключении контракта до сих пор остается спорным. Правда, говорят, что Эгхбол вот-вот заключит сделку с Jordan. Что ж, если все именно так, то Эдди Джордану крупно повезло.

Если, например, Эдриан Ньюи завтра объявит об уходе из McLaren, то за него начнутся настоящие торги. Первое предложение Ferrari будет наверняка не меньше 10 миллионов долларов.

Однако когда Ferrari представился шанс заполучить Эгхбола Хэмиди, а Jaguar - пригласить его обратно, обе команды отказались.

Тут-то Эдди Джордан, оппортунист по натуре, и устремился за легкой добычей...

Краткая биография Эгхбола Хэмиди

  • Родился: 1 августа 1960 года, в Ширазе, Иран. Ученая степень по аэронавигационному конструированию Британского колледжа в Лондоне.
  • 1988 год: Старший специалист по аэродинамике Williams
  • 1996 год: Глава отдела аэродинамики Stewart
  • 1999 год: Главный конструктор Arrows

Очень нужный специалист

Переход Эгхбола Хэмиди в Jordan является одним из важнейших событий по формированию персонала команд этого сезона. Ведь в Формуле-1 так мало настоящих профессионалов в этой области, в отличие от инженеров по гонкам или конструкторов.

Аэродинамики - ключевые фигуры в команде, они могут перевернуть всю концепцию болида, их работа требует воображения, знаний и интуиции одновременно. Плоды именно их труда видят болельщики, пусть стратеги и инженеры и чаще появляются на телевидении, более известны общественности.

Так что проницательный Сэм Майклс, похоже, решит покинуть Jordan и заменит Джеймса Робинсона в Williams в должности старшего инженера по гонкам.

Место Майклса может достаться и несправедливо недооцененному Дэвиду Брауну (в прошлом сотруднику Williams и McLaren). Робинсон же практически наверняка присоединится к BAR-Honda.



Читайте 'Обзоры Формулы-1'
на WWW.F-1.RU:

Гран-При Малайзии.
Пресс-конференция в четверг
Гран-при Малайзии. Ставки всё ещё высоки
Пресс-релиз FIA о табачной рекламе и спонсорстве
Эдди Джордан: Неудача в Сузуке и перспективы на следующий сезон
Интервью с Россом Брауном
Формула-1 купит сама себя или...
Гарцующий жеребец вновь на скаку!
Жан Тодт: "С ног на голову"
Нелегкая работа в боксах... Взгляд изнутри
Изменения в регламенте Формулы-1 в 2001 году


Formula-1 Russian Project, http://www.f-1.ru/

 
   

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное