Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "ПолитИнформация" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Военно-политические новости (VPN)
VPN – военно-политические новости Добрый день, уважаемые подписчики! По мнению членов группы VPN на сегодняшний день нижепредставленные статьи одни из самых актуальных на сегодняшний момент ……………………… РФ и США могут прийти к единому мнению по СНВ в июле Президенты США и РФ Барак Обама и Дмитрий Медведев, встреча которых намечена на 6-8 июля в Москве, могут прийти к единому мнению по проблеме стратегических наступательных вооружений (СНВ). Об этом в опубликованном во вторник интервью газете "Время Новостей" сказал американский эксперт по России Том Грэм. При Джордже Буше-младшем Грэм занимал должность старшего директора по России в Совете национальной безопасности США, а в настоящее время является старшим директором в консалтинговой компании Kissinger Associates. "Я исхожу из того, что (на встрече Обамы и Медведева в Москве) мы достигнем единых позиций по СНВ. Новый договор создаст новый уровень доверия", - цитирует газета слова Грэма. При этом эксперт высказал предположение, что стороны смогут договориться по новому соглашению по СНВ до декабря 2009 года. "Думаю, сможем", - сказал он, отвечая на вопрос корреспондента относительно такой возможности и сроков ее реализации. Срок действия нынешнего Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ) истекает 5 декабря 2009 года. Документ был подписан в 1991 году и обязывал Москву и Вашингтон сократить стратегические ядерные силы с 10 тысяч боеголовок у каждой из сторон до 6 тысяч. В 1993 году Россия и США подписали Договор СНВ-2, предусматривающий существенное сокращение межконтинентальных баллистических ракет и ядерных боеголовок. Но в 2002 году Российская Федерация вышла из него в ответ на отказ США от Договора 1972 года об ограничении систем противоракетной обороны 1972 года. Вместе с тем Грэм предостерег от излишнего оптимизма в оценке взаимоотношений США и России. "Нельзя нажать кнопку и вернуться к тому, что было, скажем, 15 лет назад. Или вычеркнуть последние восемь лет администрации Буша. Поэтому придется начать с того, что мы имеем сейчас, включая проблемы, психозы, непонимание", - указал эксперт. "Прорыва в отношениях России и США не будет, но мы готовы шаг за шагом улучшать отношения, понимая, чего хотим достичь через три-пять лет", - добавил, в частности, он. По словам Грэма, чтобы создать отношения нового качества, надо заглянуть на пять-десять лет вперед. "Что будет? Подъем Китая. Нестабильность, а затем новый баланс сил на Ближнем Востоке. Смещение динамики из Европы в Азию... Влияние Европы на геополитику уменьшается. Далее - глобальное потепление, распространение ОМУ (оружия массового уничтожения). И здесь стратегические интересы России и США во многом совпадают. Задача президентов в Москве (на встрече 6-8 июля) - сосредоточить внимание не на том, что произошло, а постараться найти общую почву для более тесного сотрудничества в будущем", - сказал Грэм. Говоря о мировом финансовом кризисе в историческом контексте, эксперт отметил, что кризис означает окончание не только холодной войны, но и эпохи после нее. "Старый баланс разрушен, и мы не знаем, каков будет новый и когда... То, что имело место до сих пор, было по сути продолжением холодной войны без второй супердержавы. И США во многом продолжали смотреть на мир через эту призму: неизбежная победа либеральной демократии, свободного рынка - это то, что мы защищали и продвигали во время холодной войны и после, когда не стало главного препятствия в виде Советского Союза. Сейчас становится ясно, что победа либеральной демократии не неизбежна, под вопросом даже основы рыночной системы... Все находится в подвижном состоянии", - заключил Том Грэм. 30.06.2009
Арабские государства создают группу для борьбы с сомалийскими пиратами Одиннадцать арабских государств договорились создать единую военно-морскую группировку для защиты торговых путей в Аденском заливе, Красном море и западной части Индийского океана от морских пиратов, сообщает во вторник йеменская газета "Аль-Айям". На состоявшейся в понедельник в саудовской столице конференции при участии командующих военно-морскими силами и представителей министерств иностранных дел арабских стран Красноморского бассейна и района Персидского залива было принято "Заявление Эр-Рияда", определяющее задачи, механизм создания и работы межарабской военно-морской группировки, конкретные районы ее действий. По данным газеты, в группировке примут участие входящие в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, Бахрейн, Катар и Оман, а также страны Красноморского бассейна - Йемен, Египет, Иордания, Судан и Джибути. Каждое из этих государств будет самостоятельно определять масштабы своего участия в группировке с точки зрения выделяемых сил и средств и выполняемых задач. Проведение подготовительной работы, на выполнение которой выделено два месяца, поручено командованию саудовских ВМС, отмечает "Аль-Айям". Саудовской Аравии поручено координировать действия по созданию группировки, а также информировать ООН и заинтересованные международные организации о содержании принятого заявления. Газета отмечает, что создаваемое военно-морское объединение арабских стран будет действовать в духе принципов международной законности на основании резолюций Совета Безопасности ООН при уважении суверенитета, территориальной целостности и политической независимости Сомали и будет открыто для сотрудничества с действующими в регионе военно-морскими силами других стран. 30.06.2009
Фрегаты типа "Ярослав Мудрый" решат проблему обороны на Балтике Три фрегата проекта (11540) типа "Ярослав Мудрый" в составе Балтийского флота (БФ) могут полностью обеспечить противолодочную оборону на Балтике, сообщил РИА Новости во вторник высокопоставленный представитель Балтфлота. В настоящее время в боевом составе БФ находится только корабль этого типа "Неустрашимый", который в начале этого года выполнял противопиратскую миссию у берегов Сомали. Второй корабль серии "Ярослав Мудрый" войдет в боевой состав флота в июле этого года. Третий корпус корабля "Туман" находится на стапели судостроительного завода "Янтарь" в Калининграде, и решение о его достройки пока не принято. "Пока будет построен головной фрегат типа "Адмирал Горшков", пройдет не менее двух лет. За это время кораблестроители готовы достроить третий корабль проекта 11540, корпус которого уже находится в 85-процентной готовности. При наличии трех таких кораблей Балтийский флот полностью решит проблему противолодочной обороны на Балтике", - сказал собеседник агентства. При этом, по его словам, третий корабль в этой серии "Туман" будет еще более совершенен, чем его предыдущие аналоги в лице флагмана Балтфлота "Неустрашимого" и входящего в боевой состав ВМФ "Ярослава Мудрого". Как сообщил РИА Новости генеральный директор Зеленодольского проектно-конструкторского бюро Леонид Шарапов, достройка корабля даст двойное преимущество флоту не только по срокам ввода в строй новой боевой единицы, но и по финансовым затратам. "Уже на "Ярославе Мудром" значительно усовершенствованы условия жизни экипажа, улучшены обитаемость корабля, мореходность. Третий корабль будет еще более совершенен", - сказал Шарапов. Головной корабль проекта 11540 сторожевой корабль (СКР, по классификации НАТО - фрегат) "Неустрашимый" имеет водоизмещение 4250 тонн, длину 130 метров, ширину 15,6 метра, осадку 8,35 метра, дальность плавания 2900 миль, экипаж 210 человек, в том числе 35 офицеров. Экспортная модификация - "Корсар" проекта 11541. СКР "Ярослав Мудрый" проекта 11540 является многоцелевым кораблем типа фрегат. Он предназначен для решения широкого круга задач - поиск и уничтожение подводных лодок, обеспечение противокорабельной и противолодочной обороны боевых кораблей и судов в море, нанесение ударов по кораблям и судам в море и базах, поддержка боевых действий сухопутных войск, обеспечение высадки морских десантов. СКР способен обеспечить оборону оперативного соединения флота от кораблей и подводных лодок. СКР "Ярослав Мудрый" оснащен современным ракетно-артиллерийским вооружением, включая ударный ракетный комплекс с противокорабельными ракетами "корабль-корабль", зенитным ракетным (ЗРК "Кинжал") и зенитным ракетно-артиллерийским (ЗРАК "Кортик") комплексами, а также реактивной бомбометной установкой РБУ-6000 (дальность и глубина поражения 6000 метров и 500 метров соответственно). Артиллерийское вооружение представлено 100-мм артиллерийской установкой АК-100 (350 снарядов боезапас), которая предназначена для уничтожения воздушных, морских и береговых целей, включая противокорабельные ракеты. На корабле базируется палубный вертолет типа Ка-27, способный использовать противолодочные торпеды, ракеты и глубинные бомбы. 30.06.2009
МВД получит спецавтомобиль для пресечения беспорядков к 2010 году Новый автомобиль для пресечения массовых беспорядков появится у спецподразделений МВД РФ в 2010 году, сообщил во вторник журналистам начальник Центра руководства деятельности спецподразделений МВД РФ генерал-лейтенант Владимир Горшуков. В настоящее время на вооружении спецподразделений МВД РФ находятся как отечественные образцы, так и зарубежные модели. Это спецавтомобили с бронезащитой, оснащенные водометами, системами для отстрела гранат со слезоточивым газом, бульдозерным отвалом. "Мы разрабатываем новую машину для пресечения массовых беспорядков. Это машина среднего класса, и она ничуть не уступает зарубежным аналогам. Если все будет удачно, в 2010 году она поступит в серийное производство", - сказал Горшуков во время тактико-специального учения боевых групп спецназа МВД РФ по Московскому региону. Разработку данной машины ведут специалисты ГУ НПО "Спецтехника и связь" МВД РФ. ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ В МВД РФ Также генерал отметил, что на вооружении спецподразделений находится оружие как отечественного, так и зарубежного производства. В частности, бойцы используют пистолеты Глок, Стечкина и Ярыгина. Горшуков отметил, что перевооружение на новые образцы происходит четвертый год. Генерал отметил, что одним из новых образцов оружия, используемых спецподразделениями, является пистолет Ярыгина калибра 9 миллиметров. "Пистолет Ярыгина - хороший пистолет с высокой начальной скоростью пули и высокой бронепробиваемостью. Ярыгиным под 80% задач мы уже обеспечены", - отметил Горшуков. Он добавил, что бойцы спецназа по-прежнему используют пистолет Стечкина, который, по мнению генерала, является одним из самых лучших пистолетов своего времени. Кроме того, милиционеры используют и пистолеты Глок. Говоря о слабых сторонах этого пистолета, Горшуков отметил, что "Глок - хороший пистолет, но он не подходит для действий в горно-лесистой местности и в условиях высоких температур". Горшуков добавил, что в распоряжении спецназа появились новые снайперские винтовки. "У нас появились свои хорошие винтовки СВ-98, СВ-99, поэтому мы используем и импортную снайперскую технику, и нашу", - сказал он. Кроме того, Горшуков отметил, что сейчас по заказу спецподразделений разрабатывается 17 образцов оружия. "Какие именно, я стесняюсь пока говорить, так как не знаю, какие именно образцы будут приняты на вооружение", - сказал генерал. При этом он отметил, что в числе разработок есть оружие нелетального действия. 30.06.2009
Горизонты боевого корабля Строительство авианосного флота потребует масштабной модернизации Морской державе, каковой является Россия, обеспечить и защитить свои геополитические интересы без современного флота вряд ли возможно. Президент и правительство Российской Федерации поставили перед отечественным оборонно-промышленным комплексом масштабную, амбициозную задачу – создание в первой четверти этого века авианосного флота. В октябре прошлого года была одобрена программа по разработке концепции создания авианосца нового класса. Предполагается построить минимум три, максимум шесть авианосцев. В конце февраля нынешнего года вице-адмирал Анатолий Шлемов, руководитель направления гособоронзаказа Объединенной судостроительной корпорации, сообщил журналистам, что проектирование авианосца водоизмещением 50–60 тысяч тонн с атомной энергетической установкой началось. Но поскольку цена вопроса очень велика и концепция находится в процессе разработки, то есть окончательные решения еще не приняты, разговор на эту тему считать закрытым преждевременно. СПИСОК СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ Могучий Советский Союз осилил постройку пяти авианосцев. Первенцем авианосного флота стал авианесущий крейсер «Киев», вступивший в строй в декабре 1975 года. За ним последовал «Минск» в 1978 году и «Новороссийск» в 1982-м. В 1987 году в состав флота вошел «Баку», ставший впоследствии «Адмиралом Горшковым». И наконец, в 1991 году – многострадальный «Тбилиси», успевший на стапеле побывать «Леонидом Брежневым» и к зрелому возрасту повышенный в звании до «Адмирала флота Советского Союза Кузнецова». В ноябре 1988 года спустили на воду авианосец под названием «Рига», но в связи с кончиной Советского Союза привычно переименовали в «Варяг». Видимо, в предчувствии его нелегкой судьбы. В то время единственным заводом, способным строить корабли подобного размера и сложности, был Черноморский судостроительный завод в Николаеве. Там находятся крупнейший в Европе наклонный стапель, рассчитанный на спусковой вес в 40 тысяч тонн, два крупнейших в СНГ козловых крана высотой по 110 метров, шириной пролета 140 метров и грузоподъемностью по 900 тонн. При одновременном использовании они могут перемещать грузы массой до 1500 тонн. Это позволяет вести сборку корпуса из крупных, насыщенных оборудованием блоков. Для изготовления таких блоков имеется предстапельная сборочная площадка в 18 000 квадратных метров. К ней подведены железнодорожные и автомобильные пути. В те советские времена на заводе работали 25 тысяч человек. В строительстве кораблей участвовало 3,5 тысячи различных предприятий из многих республик СССР. При такой мощной кооперации и практически неограниченном финансировании строительный период от момента закладки до подписания приемного акта составил для «Киева» 5 лет и 5 месяцев, «Минска» – 5 лет и 9 месяцев, «Новороссийска» – 6 лет и 11 месяцев, «Баку» – 9 лет, «Адмирала Кузнецова» – 8 лет и 3 месяца. Такие сроки вполне соответствовали мировым стандартам. В составе Военно-морского флота «Киев» находился 18 лет, «Минск» – 15, «Новороссийск» – 12, «Баку» – 8 лет. «Адмирал Кузнецов» в строю с 1991 года по настоящее время. Бросается в глаза малый срок службы наших авианосцев по сравнению с аналогичными кораблями других стран. Американские служат 40–45 лет, французские – 30, английские – не меньше 20. В Индии находится в строю авианосец «Вираат» (бывший английский «Гермес», заложенный в 1944 году и вступивший в строй в 1959-м). ТОСКА ПО ПРИЧАЛУ Разумеется, главная причина короткого срока службы наших авианосцев – в распаде СССР, но есть еще одна и весьма существенная – неразвитая система базирования крупных надводных кораблей. Такой крупный корабль, как авианосец, нельзя поставить кормой к причалу, как простой эсминец, и подавать через транец электричество, пар, воду и другие грузы. Авианосец должен стоять бортом к собственному специальному причалу так, как это делается во всем мире. В Норфолке американские авианосцы стоят каждый у своего причала, а каждый причал длиной 420 метров и шириной метров сорок. При взгляде на них кажется, что они уходят за горизонт. И таких причалов в Норфолке 12 штук. На каждый причал либо по два авианосца, либо по четыре крейсера или эсминца. И в Англии авианосцы стоят бортом к причалам, и во Франции многострадальный, не вылезающий из ремонтов «Шарль де Голль» стоит в Тулоне у собственного причала, и в Индии старичок «Вираат» имеет свой закуток в Мумбаи, а рядышком и док есть, аккурат размером с авианосец. В солнечной Италии флагман итальянского флота «Джузеппе Гарибальди» имеет в своем распоряжении «многокомнатную квартиру» размером с порт Таранто – где хочешь, там и живи. И даже испанский легкий авианосец «Принсипе де Астуриас» (водоизмещение 17 000 тонн, дли на 195 метров), у которого название едва ли не длиннее его самого, и тот имеет роскошные «апартаменты» в Роте и «дачу» в Кадисе. Справедливости ради надо сказать, что у «Адмирала Кузнецова» причал все-таки есть: в Мурманске – гражданской столице Северного флота. По сравнению с плавучим понтоном в Видяеве, где он базировался раньше, нынешняя стоянка выглядит просто роскошно. Но возникает вопрос: где же все-таки будут базироваться остальные четыре-шесть авианосцев, строительство которых планируется возобновить после 2020 года? Предположим, что к 2030 году удастся построить четыре полноценных авианосца, сравнимых с нынешним «Кузнецовым». Если их разделить поровну между Северным и Тихоокеанским флотами, то на каждый придется по два корабля. В Североморске имеется десяток причалов, куда теоретически авианосцы можно пришвартовать. К тому времени корабли, их занимающие, отправятся на слом по причине преклонного возраста и места будет много. В крайнем случае можно использовать причальный фронт в Мурманске, где сейчас стоят атомные ледоколы, поскольку начиная с 2007 года они начнут достигать тридцатилетнего срока службы. Во Владивостоке ситуация другая. Там исторически все корабли стоят к берегу кормой, даже ракетный крейсер проекта 1164. Авианосцам придется стоять на рейде и расходовать свой моторесурс. Трудно представить, что причалы будут построены раньше кораблей. В советское время этого сделать не удалось. К "Киеву" китайцы отнеслись с любовью: построили специальный причал и огромную дамбу полукругом ВОПРОС ПРОМЫШЛЕННЫХ МОЩНОСТЕЙ Система базирования – серьезный ограничивающий фактор авианосного строительства. Другой – судостроительные возможности нашей промышленности. В настоящее время в России заводы для постройки авианосцев имеются в Северодвинске и Санкт-Петербурге. В Северодвинске придется провести масштабную реконструкцию, которая продлится несколько лет и обойдется в миллиарды рублей: корпус строить в закрытом помещении, а достройку вести на открытом воздухе. Близость к полярному кругу будет усложнять и удорожать строительство. В обозримом будущем «Севмаш» займется строительством атомных подводных лодок и сооружение крупного надводного корабля будет для завода непрофильным. Даже строительство плавучей АЭС оказалось для завода непосильной задачей, хотя с точки зрения сложности конструкции ПАЭС – всего лишь упрощенная подводная лодка, которая не ныряет, не стреляет, не передвигается и в которой не нужно экономить объемы. В Петербурге авианосец можно построить на Балтийском заводе. Там есть два стапеля длиной 350 и 250 метров. На большом стапеле можно строить корабли водоизмещением до 100 тысяч тонн. Завод имеет опыт строительства кораблей проекта 1144 водоизмещением 25 тысяч тонн и длиной 250 метров, но со времени спуска на воду последнего крейсера этого типа прошло двадцать лет и возможности завода изменились не в лучшую сторону. Представляется, что постройка плавучих АЭС, от которых отказался «Севмаш», на ближайшие годы полностью загрузит мощности Балтийского завода и ему будет не до авианосцев. И даже при сильном желании и достаточном финансировании для строительства крупного корабля водоизмещением более 50 тысяч тонн на заводе придется провести грандиозную реконструкцию, а в процессе строительства привлекать мощности соседних заводов. Без значительной модернизации на заводе теоретически можно построить небольшой авианосец типа английского «Инвинсибл», но даже это потребует огромных усилий нашей промышленности. А усилий этих, как показывает опыт, едва хватает на строительство небольших корветов проекта 20380 водоизмещением две тысячи тонн. О строительстве фрегатов в лице единственного корабля проекта 22350, заложенного в 2006 году и до сих пор не спущенного на воду, говорить не приходится. Хотя в момент закладки говорилось, что в строй он войдет в 2009 году.
В 2005 году в составе нашего флота числилось около 30 кораблей классов крейсер-эсминец-фрегат, около 50 корветов и примерно 100 боевых катеров и тральщиков. Исходя из сроков службы, это означает, что для сохранения численного состава хотя бы на прежнем уровне потребуется строить ежегодно по одному эсминцу или фрегату, по два корвета и по четыре-пять катеров и тральщиков. И это не считая подводных лодок, десантных кораблей и судов снабжения. Такие темпы нельзя назвать иначе, как проблематичными, чересчур оптимистичными. Ведь кроме военного существует еще и гражданское судостроение, а там дела тоже идут неблестяще. Рыболовный флот дышит на ладан, речной флот требует обновления. А еще надо строить газовозы для экспорта сжиженного газа с месторождений Сахалина и Баренцева моря. Нужны буровые платформы для шельфовых месторождений. Все это говорит о том, что численность военного флота продолжит сокращаться. Скорее всего количество боевых кораблей к 2020 году уменьшится по сравнению с 2005-м раза в два. Расчет простой. На настоящий момент почти 100 процентов кораблей достались нам в наследство от Советского Союза, то есть построены до 1991 года. Это означает, что к 2020-му все они достигнут предельного тридцатилетнего срока службы. Каким-то кораблям удастся продлить этот срок за счет ремонтов, но заведомо не всем. В настоящее время из крупных кораблей капитальный ремонт проходят только подводные ракетоносцы проекта 667БДРМ. Даже если предположить, что масштабы ремонта резко возрастут, то и в этом случае сокращение численности корабельного состава будет значительным. Мы, разумеется, можем поднапрячься и построить большой и красивый авианосец назло всему миру. Но встает вопрос о цене подобного успеха. Какие-то кораблестроительные программы придется или очень серьезно сокращать, или останавливать полностью. ЧТО ИМЕЕМ – НЕ ХРАНИМ А вот кто действительно может и хочет строить авианосцы, так это Китай. Из шести кораблей этого класса, спущенных на воду в Советском Союзе, три находятся на территории Китая. «Киев» стал музеем в Тяньцзине. Этот город на побережье Бохайского залива расположен в ста километрах от китайской столицы и соединен с ней скоростной железной дорогой, так что жители Пекина могут на выходной ездить к морю. Там построен развлекательный комплекс, центром которого является наш бывший авианосец. «Киев» стоит у специального причала, о котором «Адмирал Кузнецов» может только мечтать. Вокруг него насыпана специальная дамба в виде полукруга диаметром более двух километров и шириной около полукилометра. Внутрь образовавшейся бухты со стороны моря ведет специальный канал шириной четыреста метров (для сравнения: максимальная ширина Суэцкого канала не более 170 метров), который в свою очередь перекрыт еще одной дамбой, запирающей вход в бухту для любых других кораблей. Тем самым подчеркивается, что эта уникальная вечная стоянка создана для одного-единственного корабля. Получившийся «мавзолей» настолько огромен, что его без труда видно из космоса. На палубе корабля размещены китайские самолеты и вертолеты, а во внутренних помещениях – магазины и аттракционы. Вход на территорию комплекса платный. Другой наш авианосец работает музеем в Шеньчжене. Для «Минска» китайцы также соорудили специальный причал, но специальную акваторию создавать не стали. Видимо, из-за недостатка места, а не денег. Но по-настоящему китайцы развернулись, когда получили в свое распоряжение недостроенный авианосец «Варяг», который Украина продала за 20 миллионов долларов. Китайцы планируют использовать его преимущественно как учебный корабль для подготовки пилотов палубной авиации. Как только он прибыл в порт Далянь, там сразу же начались работы по сооружению завода, по его достройке. Для этого пришлось насыпать полуостров размером примерно пятьсот на семьсот метров, на котором появились четырехсотметровый бетонированный причал и один из крупнейших в Китае сухой док размером 400 на 100 метров. Док оборудован козловым краном с шириной пролета 200 метров. Ввести корабль в строй мешает только отсутствие палубных самолетов. Переговоры с Россией на этот счет уже ведутся. Что касается оставшихся авианосцев, то «Новороссийск» разделан на металл в Южной Корее, а «Адмирал Горшков» переименован в «Викрамадитью» и после модернизации на северодвинском «Севмаше» войдет в состав индийских ВМС. «Адмирал Кузнецов» 18 лет находится в составе нашего флота. Совершил несколько дальних походов. Флагман российского ВМФ. Представляется, что общее состояние нашей экономики, в том числе военного судостроения, о строительстве в ближайшей перспективе кораблей крупнее фрегата позволяет говорить только в сослагательном наклонении. Среднесрочная перспектива на период после 2020 года тоже далека от радужной. Даже при отсутствии всяческих внешних потрясений и экономических кризисов очевидно, что главной задачей военного кораблестроения станет поддержание текущего уровня корабельного состава, который в свою очередь будет ниже нынешнего. Валерий КИМ 24.06.2009
Space Shuttle/F-22 и «Буран»/ПАК ФА – какие могут быть аналогии? Проходящий в эти дни в Ле Бурже (Франция) 48-й Парижский международный авиакосмический салон вновь вызвал всплеск интереса к разрабатываемому российскому истребителю пятого поколения ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации). Интервью главы консорциума «Сухой»/МиГ Михаила Погосяна государственной телекомпании «Россия» лишь подбросило масла в огонь. По-прежнему темой догадок остается начало летных испытаний ПАК ФА, обещанное в декабре этого года. Здесь до сих пор стоит разноголосица. Например, 17 июня на совещании по Гособоронзаказу заместитель министра обороны по вооружению Владимир Поповкин объявил о том, что российский истребитель пятого поколения практически готов и в декабре начнутся его летные испытания. Но ранее, 21 января этого года вице-премьер Сергей Иванов заявил, что завершается изготовление первого самолета пятого поколения, который будет проходить не летные, а наземные испытания в Летно-исследовательском институте в Жуковском Московской области. По словам С.Иванова, там опытный образец проверят на прочность, статичность и другие характеристики. «Это будет сделано в этом году», - сказал он (эти два заявления взяты из информационных лент российских агентств). Так что же будет – летные (Поповкин) или статические (Иванов) испытания? Судя по тому, что первый образец ПАК ФА (из трех, находящихся на сборке в Комсомольске-на-Амуре АПО) до сих пор не привезен в ЛИИ им. Громова, речь может идти о начале В ЭТОМ ГОДУ именно статических испытаний. Особенностью ПАК ФА от Су-27 является то, что прототип самолета изготавливается не на опытном заводе ОКБ им. Сухого в Москве (там было построено первые три опытных самолета), а сразу на серийном заводе в Комсомольске-на-Амуре. Впрочем, перейдем к интервью Михаила Погосяна программе «Вести», которое вышло в эфир вчера, 18 июня. Судя по весьма осторожным и витиеватым ответам гендиректора консорциума «Сухой»/МиГ (http://www.militaryparitet.com/teletype/data/ic_teletype/5539/ ), на предстоящем в августе Московском авиакосмическом салоне прототип самолета не будет выставлен, как было обещано ранее. Но не будем забегать вперед – вдруг появится. Весьма интригующим выглядит следующее заявление Погосяна: «Ну а в перспективе пятое поколение уже и предполагает создание беспилотных аппаратов. Безусловно, военная авиация развивается в сторону создания таких высокоинтеллектуальных комплексов, которые решают разные задачи одновременно, и дают информацию для принятия решений тем, кто ими управляет». Может, это и покажется бредом, но мне сразу вспомнилась аналогия между разработкой в США и СССР многоразовых транспортных космических кораблей – Space Shuttle и «Буран». Как известно, первый полет американского корабля состоялся в 1981 году с экипажем на борту. Советский «Буран» отстал почти на десятилетие и поднялся на орбиту в 1988 году, но в беспилотном режиме. В то время в советской печати было много восторженных отзывов по полету «Бурана», а именно в способности совершать автоматический полет по командам с Земли. Писали даже, что на советском корабле стоят четыре блока электронной аппаратуры, а на американском – пять, и что Советский Союз в наиболее передовой области промышленности преодолел отставание от Запада в микроэлектронике и автоматических системах управления и наконец-то вырвался вперед. Все советские газеты наперебой приводили восторженные слова второй женщины-космонавта, Героя Советского Союза Светланы Савицкой, наблюдавшей посадку «Бурана» на ВПП космодрома Байконур: «Ни один летчик не посадил бы «Буран» лучше!». Ну, так что? Неужели «Сухой» решил повторить это эпохальное событие и изначально планирует оснастить ПАК ФА беспрецедентно наращиваемой электронной архитектурой, «искусственным интеллектом» и передовой цифровой системой управления, что позволит ему совершать полеты и без экипажа на борту? В таком случае, пройдя через ряд модернизаций, ПАК ФА мог бы стать первым в мире беспилотным истребителем пятого поколения. И тогда многострадальные любители авиации простили бы столь же беспрецедентную задержку с созданием ПАК ФА, ведь Погосян еще в 2001 году в эфире «Эхо Москвы» обещал поднять «пятерку» в 2006-2007 годах (http://www.aviaport.ru/news/2001/12/05/19873.html). Американцы со своими хвалеными F-22 и F-35 до сих пор не делали таких попыток. Леонид НИКОЛАЕВ. 20.06.2009
Впервые после распада СССР спущен на воду российский атомный подводный крейсер Наконец-то подводный крейсер стратегического назначения «Юрий Долгорукий» вышел в море покачать свои «атомные мышцы» и заодно проверить работу всех боевых систем. Это первый корабль, который сделан в России после распада СССР. Что вызывает понятную гордость у кораблестроителей. Но и досаду: они с доброй иронией называют лодку «Юрий Долгострой». Ее делают аж 16 лет, что уже можно смело считать одним из рекордов, достойных Книги Гиннесса. Сначала крейсер медленно строили из-за нехватки денег. А когда построили, то выяснилось, что ракета «Булава» для него еще не готова (ее обещают принять на вооружение в этом или даже в следующем году). Чем же знатна наша новая подлодка? Ее глубина погружения - 400 метров, предельная - 480 метров, автономность плавания - 90 суток, экипаж - 107 человек. Длина - 160 метров, ширина - 13,5 метра. «Юрий Долгорукий» вооружен торпедами, торпедоракетами, крылатыми ракетами. АПЛ оснащена также шестью 533-миллиметровыми торпедными аппаратами, переносными зенитно-ракетными комплексами. На ней - 12 шахт для пуска баллистических ракет «Булава». Пока они пусты.... Виктор БАРАНЕЦ 23.06.2009
Пятилетний контракт на производство Су-34 обеспечит НАПО им. Чкалова устойчивое развитие Крупный долголетний заказ на производство истребителей-бомбардировщиков Су-34, который размещен на Новосибирском авиационном производственном объединении (НАПО) им.Чкалова, обеспечит предприятию устойчивое развитие, сообщил в Новосибирске глава компании "Сухой" Михаил Погосян. "Пятилетний контракт на производство самолета Су-34, который мы в прошлом году подписали с НАПО, дает нам основания говорить о долгосрочном устойчивом развитии" этого предприятия, сказал Погосян. Он также отметил, что компания проводит политику диверсификации. Так, НАПО стало участником программы выпуска гражданских самолетов "Сухой Суперджет-100". Новосибирскому объединению поручено изготавливать носовой, хвостовой отсеки и кабину пилотов. Погосян отметил, что для выполнения контрактов по военным и гражданским самолетам НАПО заказало разработку новых технологий Сибирскому отделению Российской академии наук. "Думаю, что новосибирское объединение станет устойчивой точкой роста", - отметил Погосян. Участвовавший во встрече с журналистами министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко подчеркнул, что руководство области "оказывает НАПО огромную поддержку". "При снижении до трех раз трудоемкости выполнения основных проектов и повышении производительности труда в четыре раза, тем не менее, численность персонала не предполагается сокращать, поскольку одновременно идет существенное увеличение объемов производства", - сказал министр. Наоборот, наблюдается дефицит кадров. Поэтому администрация области реализует программу социальной поддержки авиастроителей. Для них строят общежития и обеспечивают жильем, из местного бюджета оплачивается их профессиональное обучение, в том числе в техническом университете. "Такое есть не везде", - констатировал Христенко. Министр и глава компании "Сухой" сегодня провели на НАПО совещание по вопросам выполнения новых заказов. НАПО им.Чкалова - одно из крупных предприятий России по производству авиатехники. С 2002 года входит в состав холдинга "Сухой". Объединение выпускает истребители-бомбардировщики Су-34, производит ремонт и модернизацию фронтового бомбардировщика Су-24М, изготавливает отсеки для региональных пассажирских самолетов "Сухой Суперджет-100". Предприятие также участвует в программе по созданию истребителя пятого поколения. 24.06.2009
В Нижнем Тагиле представят облегченную версию залповой системы "Смерч" Российская компания "Мотовилихинские заводы" представит на выставке вооружений в Нижнем Тагиле свою новейшую разработку - облегченную версию реактивной системы залпового огня (РСЗО) "Смерч" на четырехосном шасси КАМАЗ. Как сообщает ИТАР-ТАСС, масса новой модификации "Смерча" в снаряженном состоянии не превышает 25 тонн, тогда как ранее она была больше 40 тонн. Как сообщили агентству в пресс-службе предприятия, "это открывает для "Смерча" более широкие возможности по преодолению территорий со слабыми грунтами, крутыми подъемами и горными серпантинами, а также мостов с невысокой грузоподъемностью". Производитель также надеется, что новая версия реактивной системы залпового огня может заинтересовать не только российское Минобороны, но и зарубежных заказчиков. РСЗО "Смерч" относится к реактивным системам залпового огня из семейства "Катюш" и считается одной из лучших в мире в своем классе. Точность поражения целей реактивными снарядами "Смерча" сопоставима с показателями, характерными для высокоточных боеприпасов. В настоящее время стоящие на вооружении образцы базируются на четырехосном шасси МАЗ или пятиосном Tatra 816. Системы поставлялись на экспорт в некоторые страны, включая Алжир, Индию, Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты. Помимо России, они также стоят на вооружении Украины и Белоруссии. 24.06.2009
Информация к размышлению: В тени грузинского меча ("Diena", Латвия) Вчера Россия начала крупномасштабные военные учения 'Кавказ-2009', которые в основном будут проходить на Северном Кавказе, а также в Абхазии и Южной Осетии. Привлечен значительный сухопутный контингент, бронетехника и артиллерия. Официальная цель маневров - проверка готовности войск к мобилизации. Примечательно, что военные учения продлятся до 6 июня - до дня, когда с официальным визитом в Москву прибудет президент США Барак Обама. Стоит напомнить, что аналогичные маневры в августе прошлого года закончились вторжением российских войск в Грузию. Достаточно широко прозвучало предположение, что так может случиться и нынешним летом. Российские танки находятся в часе езды от Тбилиси. Вдобавок, России удалось добиться (при помощи права вето) того, что зону конфликта пришлось покинуть наблюдателям ООН и ОБСЕ. В прошлом году действительно не была достигнута главная цель 'пятидневной войны' - свергнуть правительство Михаила Саакашвили и добиться, чтобы Грузия стала государством-вассалом России с марионеточным правительством. Кремль в различных сферах становится все более непрогнозируемым, поэтому у Грузии есть основания чувствовать себя под угрозой. Однако новое вторжение в Грузию было бы неразумным действием. В прошлом году было, хотя и шитое белыми нитками, обоснование вторжения - защита интересов граждан России (как минимум, 80% жителей Абхазии и Южной Осетии - российские граждане). Теперь даже этого нет. Асколдс Родинс 30.06.2009 Права на данный материал принадлежат "Diena", Латвия ……………………………………… На сайте www.Normativ-NT.ru в разделе “ Военная и военно-историческая литература “ стали доступны для скачивания электронные книги:
……………………………………… На сайте www.Normativ-NT.ru в разделе “ Документальное видео о военной технике и военной истории “ стали доступны для скачивания следующие фильмы:
|
В избранное | ||