Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Военно-политические новости

  Все выпуски  

Военно-политические новости (VPN)


VPN – военно-политические новости

Добрый день, уважаемые подписчики!

По мнению членов группы VPN на сегодняшний день нижепредставленные статьи одни из самых актуальных на сегодняшний момент

………………………

Полиция ликвидировала террористические ячейки на северо-западе КНР

Семь подпольных террористических ячеек ликвидировано за первые четыре месяца 2009 года в Синьцзян-Уйгурском автономном районе на северо-западе КНР, сообщает в среду газета "Чайна дейли".

Все группировки были обнаружены в городе Кашгар. Это место считается одной из "опорных баз" сепаратистского движения "Восточный Туркестан", которое ратует за провозглашение исламского государства на территории Синьцзяна, подозревается в связях с "Аль-Каидой" и неоднократно организовывало теракты в КНР.

Только в Кашгаре с начала 90-х годов, по статистике, произошло 350 террористических атак. Последняя из них была устроена 4 августа 2008 года, когда два грузовика въехали на территорию базы вооруженной народной полиции (аналог внутренних войск), насмерть сбив несколько человек. Водители выскочили из салонов и бросили две ручные гранаты в группу полицейских, занимавшихся утренней зарядкой. В результате 16 человек погибли, еще 16 получили ранения. Двое исполнителей этого теракта были казнены 9 апреля 2009 года.

Кашгар расположен в регионе, граничащем с пятью странами, в том числе с Афганистаном и Пакистаном, поэтому террористическая угроза здесь выше, чем в целом по КНР. С момента основания Нового Китая в 1949 году в городе произошло 11 спровоцированных террористами восстаний, четыре из которых пришлось подавлять при помощи армейских подразделений.

Комментируя ситуацию, секретарь парткома Кашгара Чжан Цзян признал, что "экстремисты будут продолжать вести сепаратистскую деятельность на территории Синьцзяна". Чиновник отметил некоторые изменения в схеме действий террористов. "Если раньше они проникали на территорию Синьцзяна из других государств и занимались организацией атак на месте, то теперь они дают указания местным экстремистским группировкам через Интернет", - отметил он.

Вместе с тем, чиновник заверил, что победу в войне с терроризмом в Синьцзяне, несомненно, одержат власти КНР.

 03.06.2009
         Права на данный материал принадлежат
РИАНовости

 

"Булаву" примут на вооружение ВМФ РФ только с АПЛ "Юрий Долгорукий"

Морской ракетный комплекс "Булава" будет принят на вооружение Военно-морского флота России только вместе с ее носителем - стратегической атомной подводной лодкой "Юрий Долгорукий", заявил РИА Новости вице-премьер РФ Сергей Иванов, курирующий в правительстве страны вопросы военно-промышленного комплекса.

Морским ракетным комплексом "Булава" должны быть вооружены новейшие стратегические подводные лодки проекта 955 (шифр "Борей"), которые сейчас строятся или проходят испытания на "Севмашпредприятии": "Юрий Долгорукий", "Александр Невский" и "Владимир Мономах". До 2009 года было проведено до 10 испытательных пусков "Булавы", пять из которых закончились неудачно.

"Еще будет проведена значительная серия летных испытаний, но даже при успешности пусков одного за другим, в таком оружием мы должны быть на 100 процентов уверены, испытания будут продолжены с доcтраемого подводного крейсера "Юрий Долгорукий. Сколько они продлятся я вам не скажу и никто не скажет, но ракета должна приниматься вместе с лодкой, как комплекс", - заявил Иванов.

Он подтвердил, что до проведения летных испытаний "Булавы" в этом году пройдут стендовые испытания на земле.

Отвечая на вопрос о причинах неудачных пусков, Иванов сказал: "В кооперации по "Булаве" участвуют 650 предприятий, и невозможно проверить качество на всех предприятиях. Все неудачные пуски говорят о том, что конструктивные решения правильные, но есть элементарный технологический брак".

"Поэтому принято решение ужесточить контроль за качеством технологических процессов на максимальном количестве предприятий, участвующих в кооперации", - сказал вице-премьер.

Он напомнил, что во времена СССР до принятия на вооружение ракетного комплекса "Тополь" было проведено порядка 20 испытаний.

Накануне на пресс-конференции в РИА Новости Иванов заявил о том, что для руководства страны абсолютно понятно - комплекс "Булава" жизнеспособен.

Ранее заместитель министра обороны РФ по вооружению Владимир Поповкин заявил, что испытания комплекса "Булава" будут завершены в 2009 году, и ракета будет поставлена на боевое дежурство.

Межконтинентальная баллистическая ракета морского базирования Р30 3М30 "Булава-30" (РСМ-56 для использования в международных договорах, SS-NX-30 - по классификации НАТО), новейшая российская трехступенчатая твердотопливная ракета, размещаемая на подводных лодках.

Двигатели первой и второй ступеней - твердотопливные, третья - жидкостная - для обеспечения необходимой скорости маневрирования на этапе разведения боевых блоков.

Старт ракеты наклонный, позволяет АПЛ пуск ракеты в движении под водой.

Ракета может нести 6-10 гиперзвуковых маневрирующих ядерных блоков индивидуального наведения, способных менять траекторию полета по высоте и курсу. Имеет маловысотный профиль полета.

"Булава" разработана в Московском институте теплотехники, максимальная дальность полета 8 тысяч километров, стартовая масса 36,8 тонн, трехступенчатая, 6-10 головных ядерных блоков по 100-150 килотонн, система управления инерциальная, забрасываемый вес (полезная нагрузка) 1150 килограммов, длина в пусковом контейнере 12,1 метра, длина без головной части 11,5 метра.

В настоящее время испытания "Булавы" проходят с борта модернизированной стратегической подлодки "Дмитрий Донской" проекта 941 У "Акула" (по классификации НАТО "Тайфун").

03.06.2009
         Права на данный материал принадлежат
РИАНовости

 

Синдром Руста

27 мая 1987 года девятнадцатилетний очкастый германский юноша за штурвалом легкомоторного самолета Cessna-172B без труда пересек воздушную границу Советского Союза с Финляндией, также без помех долетел до его столицы и приземлился в самом центре Москвы. После этого Красную площадь некоторое время называли "Шереметьево-3". В то время был очень популярен анекдот: у фонтана возле Большого театра поставят милицейский пост - на случай, если там всплывет американская субмарина. А если серьезно, полет Руста был символом начала конца могучего в военном отношении государства под названием СССР.

Мало кто сегодня помнит, но полгода спустя на советской территории, хотя и далеко от Москвы, тоже приземлялся легкий самолетик и тоже из Финляндии. Пилот ступил на советскую землю, оставил букет цветов и записку со словами восхищения "перестройкой" тогдашнему лидеру государства Михаилу Горбачеву. Еще меньше, видимо, современных российских граждан помнит из истории, что и в 1940 году германский пилот без помех долетел до Центральной России. Этот случай, как и история с Рустом, послужил поводом для армейского погрома - снятия с должностей высоких военачальников. Для некоторых все кончилось расстрелом. Так что невинные воздушные путешествия, никуда тут не денешься, стали прологом событий трагических, в которых само существование огромной страны вызывало сомнения.

Сегодня известно, что полет Матиаса Руста готовился довольно продолжительное время, и мощные тогда разведывательные службы - СВР и ГРУ - должны были эту подготовку выявить. Но, увы, не выявили. Причем претензий к этим ведомствам советское руководство не предъявляло - только к армейским. По армии прошлись в полной мере - еще до какого-либо расследования Михаил Горбачев отстранил от должности министра обороны маршала Сергея Соколова, главкома ПВО маршала авиации Александра Колдунова, генералов и офицеров помельче. Двое - дежурный генерал центрального командного пункта войск ПВО и оперативный дежурный Московского округа ПВО - отсидели свое в колонии. Некоторые историки даже сопоставляют эти события с чисткой вооруженных сил, учиненной Сталиным в 1937 году.

Особенно трагично воспринял свою отставку главком войск ПВО Александр Колдунов, дважды Герой Советского Союза, сбивший в войну 46 самолетов противника. Он тяжело заболел, у него с коротким промежутком времени ампутировали обе ноги, и маршал скончался в душевных и физических муках. Мой давний хороший знакомый, бывший командующий зенитными ракетными войсками ПВО СССР Расим Акчурин (к слову, брат известного кардиохирурга) рассказывал мне: "Акция была вовсе не безобидной, а спланированной, чтобы обезглавить нашу армию".

Между тем хулиганский полет мог быть пресечен на любом из его этапов - военной силы у СССР было немерено. Самолетик Cessna наблюдали еще над Суоми при подходе к границе Союза. Сразу после залета со стороны Финского залива с аэродрома Тапа в Эстонии был поднят истребитель-перехватчик МиГ-23П. Радиотехническими подразделениями он был надежно наведен на нарушителя, опознал Cessnа визуально и, снизив скорость до минимума, некоторое время сопровождал цель, удерживая ее "в захвате" своего бортового прицела. Летчик буквально выпрашивал разрешение на открытие огня или пуск ракеты, но так его и не получил. Затем в воздух поднимались дежурные звенья с аэродромов Хотилово и Бежецк, но приказа сбить Cessnа опять не было.

На перехват можно было бы поднять вертолеты армейской авиации Ми-24 - по маршруту полета нарушителя было несколько точек их базирования. Возможности у хорошо вооруженной винтокрылой машины немалые. Во время ирано-иракской войны Ми-24 сбил истребитель Fantom F-4. Но вертолеты тоже не подняли из-за несогласованности между собой видов и родов войск. "А в Московской зоне ПВО, - рассказал "Времени новостей" заслуженный военный штурман полковник в отставке Валентин Дудин, - вполне можно было поднять любой самолет или вертолет - спасатель, ретранслятор, транзитный борт, которые в безоблачный день сигнальными ракетами или энергичным маневром могли воспрепятствовать полету нарушителя, прижать его к земле".

Даже после приземления на Красной площади все можно было бы представить как сознательный гуманизм, а затем провести показательный суд - как в свое время над Пауэрсом (американский летчик Фрэнсис Гэри Пауэрс был сбит во время разведывательного полета на самолете U-2 над территорией СССР 1 мая 1960 года, в августе 1960 года был приговорен Военной коллегией Верховного суда СССР к десяти годам лишения свободы с отбыванием первых трех лет в тюрьме, 11 февраля 1962 года в Берлине обменян на советского разведчика Рудольфа Абеля). Но Горбачев, по мнению многих тогдашних военных руководителей страны, сработал по схеме "бей своих". Так ему тогда было нужно, поскольку он боялся армии, способной помешать проведению реформ.

Военные же помнили, как после уничтожения южнокорейского "Боинга" в сентябре 1983 года на Дальнем Востоке тогдашние российские СМИ изобразили войска ПВО как бессердечных убийц невинных людей. Дежурные смены пунктов ПВО стали увязать в многочисленных согласованиях и перезапросах. Основной документ "с двумя нолями", то есть совершенно секретный, регламентирующий действия дежурных сил противовоздушной обороны, был доработан в сторону перестраховок и размывания ответственности.

Буквально в то же время американцы зенитной ракетой с авианосца Vincennes сбили над Персидским заливом иранский аэробус, приняв его за иранский штурмовик F-14. Арифметика тут, конечно, неуместна, но людей погибло больше, чем на южнокорейском "Боинге". Ни Генштаб, ни МИД СССР не обратили внимание мировой общественности на то обстоятельство, что наша ПВО в отличие от США если и сбивает иноземные воздушные суда, то над своей территорией, а не за тысячи километров от нее.

Матиас Руст еще раз возвращался в Россию - в 1996 году он торговал здесь обувью. Его вошедший в историю самолет приобрел состоятельный японский бизнесмен. Синдром Руста, выражающийся в нерешительности, когда она крайне необходима, в боязни принимать ответственность на себя, еще долго довлел над советской, а потом российской армией. Наблюдалось это и в обеих чеченских кампаниях, хотя во второй значительно меньше. Но сегодня люди, долгие годы носящие погоны, знающие жизнь вооруженных сил изнутри, говорят, что синдром Руста практически преодолен. Это заключение они сделали год назад, во время югоосетинских событий.

Решительность, с которой был отдан приказ атаковать Грузию, принудив ее к миру, уверенность, с которой действовали войска, по мнению многих военных экспертов, стали поворотным моментом в истории армии. И это несмотря на огрехи в управлении, вызванные глубокой реорганизацией Генштаба, многие управления которого в тот момент переезжали в другое здание, и отсутствием в районе боевых действий новых образцов вооружения. Не зря же говорят, что главное - боевой дух. А он у солдата есть лишь тогда, когда он полностью уверен в своем командире - неважно какого ранга.

Николай Поросков

28.05.2009
        Права на данный материал принадлежат
Время новостей.

 

По оборонной тематике "Уралвагонзавод" получит экспортные и внутренние заказы на сумму 2 млрд дол

Научно-производственная корпорация (НПК) "Уралвагонзавод" намерена получить совокупный объем оборонных заказов по внутренним и экспортным контрактам на сумму 2 млрд дол, сообщил в интервью газете "Коммерсантъ" новый генеральный директор НПК Олег Сиенко, назначенный вместо Николая Малых.

Большая часть этой суммы придется на экспортные контракты. "Практически на выходе контракт с одной из стран Аравийского полуострова", - уточнил О.Сиенко. Также, по его словам, "Уралвагонзавод" продолжит взаимодействие с такими традиционными партнерами, как Индия, Алжир, Ливия. Уже в этом году предприятие подпишет новые военные контракты и частично начнет их исполнять.

По словам О.Сиенко, одной из причин смены гендиректора "Уралвагонзавода" стал тот факт, что финансовое состояние предприятия при прежнем менеджменте "поставило под угрозу срыва действующие экспортные контракты на поставку спецтехники, которые были заключены в рамках межправительственных соглашений".

Действующие соглашения при новом руководстве будут поддерживаться и исполняться. О.Сиенко напомнил о контракте с индийской стороной на поставку 300 танков Т-90С и 1000 комплектующих для лицензионного производства этих ОБТ на территории Индии. "В конце апреля мы туда отгрузили очередную партию изделий в количестве 40 ед., сейчас работаем над отгрузкой второй партии", - сообщил гендиректор НПК.

Несмотря на то, что основная часть бронетехники пойдет на экспорт, руководство завода рассчитывает на заказ со стороны Минобороны РФ. "И руководство Минобороны, и мы заинтересованы в том, чтобы обновить парк этой техники в российской армии", - заявил О.Сиенко.

28.05.2009
        Права на данный материал принадлежат
АРМС-ТАСС

 

Предприятия ОПК испытывают финансовые трудности из-за того, что с ними до сих пор не заключены контракты по гособоронзаказу

Предприятия, задействованные в выполнении гособоронзаказа, испытывают серьезные трудности из-за того, что по многим позициям до сих пор не проведены положенные по закону конкурсы, а значит и не начато финансирование этих программ.

"Находящееся в Таганроге серийное авиастроительное предприятие "ТАВИА" практически на 98 процентов загружено госборонзаказом. Но по гособоронзаказу на 2009 год пока не подписано ни одного контракта. Таким образом, с 1 января по сегодняшний день мы не получаем финансирования и уже в течение пяти месяцев вынуждены жить за счет собственных средств и привлеченных кредитов", - сказал "Интерфаксу-АВН" генеральный директор и генеральный конструктор ТАНТК имени Бериева, генеральный директор ОАО "Таганрогская авиация" Виктор Кобзев.

Он отметил, что дальше мириться с таким положением нельзя, так как из-за бюрократических проволочек предприятия оказываются в крайне трудном экономическом положении, люди не дополучают заработную плату, возникают проблемы с отключением оборонных производств от электроснабжения и тепла. "Это - очень серьезный вопрос. Он должен быть решен на государственном уровне раз и навсегда", - сказал В.Кобзев.

27.05.2009
Права на данный материал принадлежат
Интерфакс-АВН.

 

Программа модернизации индийских ВВС обеспечит им возможность справляться с любой угрозой

Развернутая программа модернизации индийских ВВС "обеспечит им возможность справляться с любой угрозой, откуда бы они не исходила", сообщил маршал авиации Прадип Васант Наик, который 31 мая сменит на посту главкома ВВС Индии своего коллегу - маршала авиации Фали Хоми Мейджора. На состоявшейся встрече с журналистами в Нью-Дели он отметил, что для достижения поставленной цели существенного наращивания своего потенциала индийские ВВС приступили к выполнению массированной программы закупок самой современной техники.

По словам Наика, на этой неделе объявлены сразу два международных тендера - на поставку 22 ударных вертолетов и 15 винтокрылых машин большой грузоподъемности. В борьбе за первый контракт, который оценивается в 600 млн дол, участвуют пять ведущих мировых производителей: американские "Белл" (AH-1 "Супер Кобра") и "Боинг" (AH-64 "Апач"), европейский консорциум "Еврокоптер" ("Тигр"), итало-британская "Агуста/Уэстленд" ("Мангуста") и "Вертолеты России" (Ми-35). Право на получение второго заказа будут оспаривать "Боинг" (CH-47), "Сикорский" (CH-53) и российский Ми-26.

Как отметил маршал авиации Мейджор, на сегодня "полностью завершена техническая оценка" предложений, представленных шестью претендентами на крупнейшую в истории ВВС Индии сделку по закупке 126 истребителей на общую сумму более 10 млрд дол. Подготовлены и параметры проведения летных испытаний, которые планируется начать в течение 2-3 месяцев. Касаясь итогов тендера на поставку шести самолетов-заправщиков, Мейджор подчеркнул, что "окончательное решение о выборе поставщика остается сейчас за правительством". "Мы закончили оценку и летные проверки двух из конкурировавших самолетов - российского Ил-78 и А330MRTT производства "Эрбас", который оказался существенно выше по своим характеристикам, - пояснил он. - Но пока вопрос не будет рассмотрен в правительстве, мы не узнаем, кому же будет отдано предпочтение".

Главком подтвердил, что ВВС проводят сейчас модернизацию 4-5 аэродромов в стратегически важных пограничных районах на северо-востоке страны. В самое ближайшее время на базу близ города Тезпур будет переброшена первая эскадрилья истребителей Су-30МКИ, заявил Мейджор.

28.05.2009
       Права на данный материал принадлежат
ИТАР-ТАСС

 

Оборонному предприятию ОАО "РАТЕП" грозит рейдерский захват

Критическая ситуация сложилась вокруг ОАО "РАТЕП". Как сообщает пресс-служба предприятия, группой лиц распространяется дезинформация, с целью создания предпосылок для возникновения искусственных финансовых трудностей и последующего банкротства "РАТЕПа".

В частности, в последнее время в ряде СМИ публикуется не соответствующая действительности информация о якобы возникших производственных и финансовых трудностях на ОАО "РАТЕП", а также о вине предприятия в потере российским ОПК заказа на производство систем управления зенитного ракетного комплекса для фрегатов, изготавливаемых для Индии.

Руководство профсоюзной организации "РАТЕПа" полагает, что в группу дезинформаторов входят высокопоставленные чиновники из правительства Московской области, замешанные в ряде коррупционных скандалов и рейдерских захватах на территории Подмосковья, а также лица, ранее осужденные за хищения на данном предприятии в особо крупном размере.

Данная группа лиц не скрывает своих планов по захвату и уничтожению "РАТЕПа", о чем открыто пишут подконтрольные им СМИ. В связи с этим трудовой коллектив "РАТЕПа" и профсоюзный комитет не исключают, что в ближайшее время в отношении предприятия могут быть проведены силовые акции, в том числе с участием, отдельных коррумпированных сотрудников правоохранительных органов.

ОАО "РАТЕП" (г.Серпухов, МО) входит в состав ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей", которому принадлежит контрольный пакет акций. В 2008 году предприятию исполнилось 70 лет. "РАТЕП" занимает лидирующее позиции в отрасли в сфере изготовления систем управления для зенитных, ракетных и артиллерийских комплексов морского и берегового базирования. На предприятии работает более 2 тысяч человек. 2008 год "РАТЕП" завершил с прибылью в 175 млн руб. Предприятие обеспечено портфелем заказов продукции специального и гражданского назначения.

28.05.2009
        Права на данный материал принадлежат
АРМС-ТАСС

 

Индия объявила новый тендер на поставку вертолетов

Военное ведомство Индии объявило тендеры на поставку 22 ударных и 15 тяжелых военно-транспортных вертолетов, в котором должны принять участие производители из США, Европы и России, сообщает The Times of India. Новая техника должна заменить устаревшие вертолеты, большинство из которых - советской разработки.

В 2008 году, как напоминает издание, Индия уже объявляла тендер на закупку 22 ударных вертолетов. Предложения принять участие в нем были направлены шести производителям. Это американские компании Sikorsky с вертолетом Black Hawk, Boeing с Apache AH 64D и Bell с Super Cobra, европейские концерн Eurocopter с Tiger, российский "Миль" с Ми-35, а также итальянская Augusta Westland с вертолетом Mangusta.

Американские производители не смогли вовремя подготовить документы для участия в этом конкурсе. Это отчасти стало причиной отмены старого тендера и объявления нового, поскольку, по оценкам индийский военных, в нем не смогли принять участие одни из лучших образцов вертолетной продукции. Тем не менее, как ранее сообщало Agence France-Presse, в рамках конкурса индийцы также рассматривали другие варианты, включая российские Ка-50 и Ми-28.

The Times of India также уточняет, что две американские компании уже подтвердили свои намерения принять участие в конкурсе на поставку техники военному ведомству Индии. В частности, руководитель представительства Boeing в стране сообщил, что в роли ударного вертолета намерен предложить Apache, а военно-транспортного - Chinook. Sikorsky представит для участия в тендере "всемирно известный Black Hawk".

28.05.2009
      Права на данный материал принадлежат
Lenta.ru

 

"Летающий танк" российской армии: новый вертолет Ми-28Н

Новый вертолет Ми-28Н "Ночной охотник" имеет особую систему защиты пилотов и может "видеть" врага на расстоянии 35 километров даже в темноте. Летчики-испытатели называют его "вертолет-боец", а в народе его уже окрестили "летающим танком".

"Это целый комплекс, которое позволяет летчику воевать ночью, это тепловизоры. В этом вертолете они реализованы в двух вариантах - для летчика и оператора, есть очки ночного видения",- рассказал в интервью РИА Новости Заместитель главного конструктора московского вертолетного завода Дмитрий Сергеев.

Как отмечают создатели, вертолет оборудован внушительным запасом вооружения. Встроенная подвижная пушечная установка в десять выстрелов может в буквальном смысле разнести на части вражеский бронетранспортер; комплекс ракет "Игла" предназначен для уничтожения вертолетов и беспилотных самолетов противника. Однако главная сила "Ночного охотника" - это противотанковые ракеты "Атака", против которых не выстоит ни один танк противника.

"Ночной охотник" оснащен особой системой живучести. Винтокрылая машина сконструирована таким образом, чтобы максимально защитить экипаж - полностью бронированная кабина выдержит даже прямое попадание 12.7 мм пуль. Экипаж расположен особым образом - место пилота находится выше места стрелка, таким образом, удалось сделать машину более плоской, а значит, менее уязвимой в бою.

Вертолеты Ми-28Н "Ночной охотник" уже поступают на вооружение российской армии. В первую очередь ими оснастят военные округа на Кавказе и дальнем Востоке.

29.05.2009
       Права на данный материал принадлежат
РИА Новости

 

В интересах безопасности России следует снять запрет на баллистические ракеты воздушного базирования

Два месяца назад в "НВО" увидел свет мой материал о баллистических ракетах воздушного базирования. В этой статье мне хотелось бы более подробно рассказать и о том, как они создавались, и о том, почему они были запрещены. А также о том, по каким причинам данный запрет, по моему мнению, надо отменить.

Когда возникли предпосылки

Как известно, первым видом базирования баллистических ракет СССР и США стало в конце 1940-х годов наземное базирование. Затем, в конце 1950-х, в обеих странах на вооружении появились баллистические ракеты морского базирования, размещаемые на подводных лодках (БРПЛ). В последующем оба этих вида базирования баллистических ракет получили дальнейшее развитие. Что касается третьего (воздушного) вида базирования баллистических ракет большой (свыше 600 км) дальности, то оно не было реализовано ни в США, ни в СССР (РФ), хотя такие попытки неоднократно предпринимались.

Интерес к воздушному базированию баллистических ракет и, в частности, к их размещению на самолетах возник еще в 1950-е годы. Сочетание стратегических бомбардировщиков с баллистическими ракетами большой дальности полета (в том числе межконтинентальной) позволяло полностью исключить потери бомбардировщиков в результате действий противовоздушной обороны противника. При этом сами баллистические ракеты, учитывая отсутствие в то время систем ПРО, были абсолютно неуязвимы в полете в отличие от крылатых ракет, которые перехватывались средствами ПВО.

Одной из первых разработок баллистических ракет класса "воздух-земля" (БРВЗ) в СССР стал в конце 1950-х - начале 1960-х годов проект возглавляемого Виктором Макеевым СКБ-385 ракеты Р-13А на базе БРПЛ Р-13. В этот период в США были проведены летные испытания баллистических ракет воздушного базирования "Болд Орион" с бомбардировщика В-52 и High Virgo с бомбардировщика В-58. Накопленный технический задел был использован при создании и летных испытаниях баллистической ракеты "Скайболт", размещаемой на бомбардировщике В-52. Успехи в области МБР и БРПЛ, а также сложности технической реализации проектов БРВЗ обусловили принятое в тот период решение о прекращении разработки ракет этого класса. Более простым в технической реализации вариантом оснащения бомбардировщиков являлись крылатые ракеты, хотя их тактико-технические характеристики и уступали потенциальным ТТХ баллистических ракет воздушного базирования.

К концу 1960-х годов произошли существенные изменения в боевых возможностях стратегических ядерных сил СССР и США. Многократно увеличилась численность развернутых ядерных боезарядов, значительно повысилась точность стрельбы баллистических ракет. В начале 1970-х годов в США, а в середине 1970-х годов в СССР было начато развертывание МБР, оснащенных головными частями с боевыми блоками индивидуального наведения (РГЧ ИН). Ключевой проблемой в создавшихся условиях стало обеспечение необходимого уровня живучести баллистических ракет. В качестве одного из путей решения данной задачи избрали мобильное базирование.

В 1970-е годы появились ракетные комплексы подвижного грунтового базирования с баллистическими ракетами средней дальности "Пионер" и с баллистическими ракетами межконтинентальной дальности "Темп-2С". Однако воздушное базирование могло придать комплексам с баллистическими ракетами стратегического назначения принципиально новые свойства, которые не обеспечивали другие виды мобильного базирования. Прежде всего это возможность выхода носителей ракет из-под удара по сигналу системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) с предоставлением высшему руководству страны значительного времени (от 5 до 20 часов) на анализ ситуации и принятие решения, а также практическая неуязвимость самолетов с размещенными на них ракетами при патрулировании в воздухе над своей территорией.

В конце 1960-х - начале 1970-х годов возникли предпосылки к технической реализации этого принципиально нового вида базирования баллистических ракет стратегического назначения. Такими предпосылками в СССР стали:

создание малогабаритных БРПЛ легкого класса сначала средней дальности (Р-27, 1968 год), а затем и межконтинентальной дальности (Р-29, 1974 год);

реализация заправки и ампулизации ракет на заводах-изготовителях с возможностью их авиатранспортировки;

- возможность создания малогабаритных МБР легкого класса;

- наличие серийных (Ан-22) и разрабатываемых (Ан-124) военно-транспортных самолетов большой грузоподъемности, имеющих грузовые кабины большого размера;

- разработка для БРПЛ систем управления с астрокоррекцией существенно повышающих точность стрельбы при старте с подвижного носителя;

- повышение точностных характеристик пилотажно-навигационных комплексов самолетов;

- успешная отработка парашютного десантирования длинномерных моногрузов.

У нас и за океаном

В 1969-1970 годах КБ, которым руководил Олег Антонов, совместно с ЦАГИ, НИИАС и другими организациями Минавиапрома выполнялись научно-исследовательские работы по межконтинентальному авиационно-ракетному комплексу Ан-22Р. На модернизированном военно-транспортном самолете Ан-22 предусматривалось размещение трех вертикальных выступающих над фюзеляжем пусковых установок для модернизированных БРПЛ Р-27 комплекса Д-5. Дальность полета моноблочных БРПЛ Р-27 составляла 2500 км, стартовый вес 14,2 тонны. В США в этот период прорабатывался ракетный комплекс на базе БРПЛ "Поларис" и военно-транспортного самолета "Локхид С-5А" (проект "Медуза").

У нас в стране, в свою очередь, в 1972-1974 годах были проведены исследования по комплексу "МАРК" на базе моноблочной БРПЛ межконтинентальной дальности Р-29 со стартовым весом 33,3 тонны и военно-транспортных самолетов Ан-22 и Ан-124. Впоследствии было проработано использование в этом комплексе модернизированных вариантов новых БРПЛ типа Р-29Р и Р-29РМ, имевших межконтинентальную дальность и оснащенных РГЧ ИН. Головными разработчиками комплекса являлись КБ машиностроения во главе с Виктором Макеевым и КБ Олега Антонова.

На самолете Ан-22 могла размещаться одна ракета типа Р-29Р с тремя боевыми блоками, имевшая стартовый вес 35,3 тонны, а самолет Ан-124 был способен нести до трех таких ракет. На самолете Ан-124 могло размещаться до двух ракет типа Р-29РМ со стартовой массой 40,3 тонны, оснащенных четырьмя боевыми блоками. Рассматривался вопрос о создании летающей лаборатории на базе самолета Ан-22 для отработки воздушного старта ракет. Однако решение о ее создании не было принято. КБ "Южное" и КБ Андрея Туполева осуществили проработки по комплексу "Кречет". Предусматривалось, что бомбардировщик Ту-160 вооружат двумя новыми БРВЗ (масса 24,4 тонны, РГЧ ИН с шестью боевыми блоками).

В США в начале 1970-х годов были проведены исследования по варианту воздушного базирования перспективной межконтинентальной баллистической ракеты МХ. При этом рассматривался широкий спектр возможных носителей МБР, включая существующие самолеты "Боинг-747", "Локхид С-5А", "Дуглас DС-10" (после соответствующей модернизации), а также крылатые машины специальной разработки с большой продолжительностью полета, вертолеты, самолеты-амфибии, самолеты с укороченной длиной взлета и посадки.

Американцы провели в 1974 году серию экспериментов по десантированию с самолета "Локхид С-5А" весогабаритных макетов ракеты, завершившуюся сбросом МБР "Минитмен-1" с кратковременным (около 10 секунд) запуском двигательной установки первой ступени. Эксперименты подтвердили техническую реализуемость воздушного старта МБР легкого класса способом парашютного десантирования. Однако впоследствии военно-политическое руководство Соединенных Штатов отказалось от всех предлагавшихся видов мобильного базирования МБР МХ, включая и воздушное, разместив их в шахтных пусковых установках. Это обеспечивало повышенную точность стрельбы, необходимую в варианте превентивного удара по шахтным пусковым установкам советских межконтинентальных ракет.

В 1979 году протоколом к Договору ОСВ-2 был введен запрет на летные испытания и развертывание БРВЗ по 31 декабря 1981 года, а заключенный в 1991 году Договор СНВ-1 исключил возможность принятие их на вооружение одной из сторон (он запрещает и производить, и испытывать, и развертывать баллистические ракеты воздушного базирования). Напомню, что срок действия последнего документа истекает 5 декабря 2009 года.

Причины запрета

Высокая живучесть, некритичность к ложным тревогам СПРН, значительное время, предоставляемое высшему руководству для анализа ситуации и принятия решения после подъема самолетов в воздух, а также отсутствие каких-либо дестабилизирующих свойств позволяли характеризовать БРВЗ как эффективное средство обеспечения стратегической стабильности, в том числе в неопределенных и кризисных ситуациях. Если обе стороны действительно стремились сделать мир более безопасным, они должны были дать дорогу этому направлению развития стратегических наступательных вооружений. Но этого не произошло.

Почему на запрет баллистических ракет воздушного базирования пошел Советский Союз? Никаких объективных причин, связанных со свойствами БРВЗ, для данного шага не было. Очевидно, это обусловлено факторами другого характера.

На принятие решений по ключевым вопросам развития отечественных стратегических ядерных сил оказывали большое влияние факторы, не имеющие никакого отношения к "техническому" существу вопроса. Несмотря на участие большого числа научно-исследовательских организаций военного ведомства и оборонных отраслей промышленности в подготовке предложений по развитию ракетостроения и оценке его эффективности, обоснованный объективный выбор образца для дальнейшей разработки во многих случаях не происходил. Порой - вследствие субъективных предпочтений или волюнтаристских решений высшего руководства страны, порой - из-за превалирования интересов видов Вооруженных сил или входящих в состав ОПК министерств над государственными интересами. Результатом этого, в частности, явилось избыточное количество принятых у нас на вооружение типов стратегических ракет и их модификаций, более чем в два раза превышающее их число у американцев (61 и 27 соответственно).

Впрочем, ярким примером волюнтаризма является и предложение Михаила Горбачева включить, вопреки здравому смыслу и мнению Минобороны СССР, в перечень средств, ликвидируемых по Договору о ракетах средней и меньшей дальности, баллистические ракеты "Ока", по своим тактико-техническим характеристикам не имевших к РМСД никакого отношения. Но, конечно, куда больше примеров принятия необоснованных решений по выбору ракетного комплекса для дальнейшей разработки. Они объясняются ориентацией руководства СССР на симметричное создание тех же систем стратегических наступательных вооружений, которые разрабатывали США (так называемый принцип зеркального отражения). Информация о работах над какой-либо новой системой стратегических наступательных вооружений в США всегда давала зеленый свет аналогичным отечественным разработкам. Следствием этого принципа являлись серьезные затруднения в принятии решений о создании эффективных систем СНП, над которыми по каким-либо причинам не трудились за океаном.

Не было ни одной системы стратегического ракетного оружия у Соединенных Штатов, которую - в случае отсутствия - не воспроизвели бы впоследствии, с запаздыванием в СССР. Так, несмотря на приоритет в идее создания нового поколения стратегических крылатых ракет воздушного базирования, решение об их разработке было принято только после развертывания работ по этому направлению в США. В результате нам пришлось догонять американцев.

Нечто похожее имело место и в случае БРВЗ: в Соединенных Штатах была прекращена разработка варианта воздушного базирования МБР МХ, и это не способствовало принятию решения о создании ракет этого класса в Советском Союзе.

Развертывание БРВЗ в условиях договорных ограничений на общую численность стратегических носителей могло быть осуществлено только за счет уменьшения числа уже развернутых носителей (МБР, БРПЛ, тяжелые бомбардировщики, вооруженные крылатыми ракетами). Следствием этого могло явиться перераспределение объемов заказов видов Вооруженных сил (РВСН, ВМФ, ВВС), министерств оборонных отраслей промышленности, коопераций разработчиков ракетных комплексов.

Введенный Договором СНВ-1 запрет на производство, испытания и развертывание БРВЗ отражал уровень влияния на тот момент в высших эшелонах власти тех или иных государственных ведомств, поддерживавших различные направления развития стратегических ядерных сил. Можно констатировать, что победила позиция, предусматривающая сохранение существовавшего статус-кво в структуре и составе стратегических ядерных сил, в которых никто не собирался освобождать место для БРВЗ. Проводимая США линия на договорной запрет этого вида вооружения облегчала победу аналогичной позиции в СССР. С точки зрения государственных интересов это была ошибка. В случае иного развития событий сегодня Россия могла бы иметь стратегическую малоуязвимую группировку, например, из 12-15 самолетов Ан-124 с ракетами типа Р-29РМ, которая обеспечила бы существенный вклад в поддержание стратегической стабильности на длительную перспективу. Сроки службы такой авиационной группировки могли быть доведены до 2025-2030 годов.

Американский интерес

Позиция США в вопросе запрета баллистических ракет воздушного базирования хотя и совпадала с позицией СССР, но объяснялась совершенно другими причинами. Американцы, оптимизируя структуру своих стратегических наступательных сил под поставленные перед ними боевые задачи и имеющиеся технологии, ни коим образом не копировали советские вооружения.

Так, в боевом составе СНП Соединенных Штатов никогда не было мобильных ракетных комплексов грунтового и железнодорожного базирования, принятых на вооружение в СССР. После жидкостной ракеты "Титан-2" все последующие американские МБР были только твердотопливными, поскольку в этом направлении за океаном достигли больших успехов, чем в технологиях жидкостных ракет, в которых превосходство имел Советский Союз. При разработке и испытаниях в СССР нового поколения сверхзвуковых стратегических крылатых ракет типа "Метеорит" и гиперзвукового аппарата Х-90 американцы в классе стратегических крылатых ракет большой дальности длительное время развивали только направление дозвуковых ракет (АLСМ-В, АСМ). Соединенные Штаты не имели на вооружении тяжелые МБР со стартовым весом 180-211 тонн, аналогичные советским ракетам Р-36, Р-36М, Р-36М2. У американцев отсутствовали ракеты с частично орбитальной траекторией полета, аналогичные нашим МБР Р-36орб.

США всегда в ходе переговоров по ограничению и сокращениям стратегических наступательных вооружений проводили линию на запрет или максимально возможное ограничение подвижных ракетных комплексов с МБР. "Запретить все, что шевелится" - вот основной девиз американцев на переговорах по СНВ. Мобильное базирование советских МБР затрудняло их уничтожение в превентивном ударе, что не устраивало Вашингтон. На переговорах по Договору ОСВ-2 американская делегация поставила вопрос о ликвидации мобильных МБР. В результате в Договор ОСВ-2 был включен пункт о запрете на создание, испытания и развертывание мобильных пусковых установок тяжелых МБР. Протоколом к этому договору запрещалось развертывание мобильных пусковых установок МБР и летные испытания мобильных МБР уже независимо от стартового веса, а согласованным заявлением к договору СССР принимал обязательство не производить, не испытывать и не развертывать уже имеющиеся МБР мобильного базирования РС-14 ("Темп-2С").

На переговорах по Договору СНВ-1 США также пытались полностью запретить мобильные МБР наземного базирования. Добиться этого им не удалось, однако этим договором, который действует в настоящее время, было запрещено производство, испытания и развертывание мобильных пусковых установок тяжелых МБР и введены жесткие ограничения на размеры районов базирования и рассредоточения мобильных комплексов с МБР, а также на количество боезарядов, числящихся за мобильными МБР.

Введению в Договор СНВ-1 статей, существенно ограничивающих возможности мобильных комплексов наземного базирования, способствовала демонстрационная разработка в Америке подвижного грунтового и железнодорожного вариантов ракетного комплекса МХ. После заключения Договора СНВ-1 американцы работы над ними прекратили. И в то же время уговорили Михаила Горбачева "поставить на прикол" имевшиеся у нас боевые железнодорожные ракетные комплексы.

Самолеты с БРВЗ также относятся к классу мобильных комплексов. При этом уровень их мобильности на порядок больший, чем у подвижных комплексов с баллистическими ракетами наземного базирования. Обусловленная этим высокая живучесть БРВЗ, в том числе практическая неуязвимость при патрулировании в воздухе над своей территорией исключает возможность их поражения в превентивном ударе. Это никоим образом не устраивало Вашингтон.

В период заключения договоров ОСВ-2 и СНВ-1 США имели все технические предпосылки, в том числе летно-экспериментальный задел для создания БРВЗ. Развертывание такого комплекса способствовало бы повышению боевой устойчивости и гибкости функционирования стратегических наступательных сил Соединенных Штатов в неопределенных и кризисных ситуациях. Однако американское военно-политическое руководство понимало, что появление у США любого нового типа стратегических ракет обязательно вызовет адекватный ответ СССР. Это подтверждает в своих работах бывший министр обороны США Роберт Макнамара. Из чего следовало, что создание и развертывание БРВЗ в Америке обязательно приведет к их созданию и развертыванию Советским Союзом.

Однако наличие этого вида стратегических вооружений у обеих сверхдержав было не в интересах США, стремящихся не к укреплению стратегической стабильности, а к достижению одностороннего превосходства. Негативные последствия для США от развертывания советских БРВЗ перевешивали положительный эффект от роста боевой устойчивости стратегических наступательных сил США. Ведь необходимый уровень потенциала ответного удара американцам гарантированно обеспечивали существующие компоненты СНП, прежде всего - высокоживучие подводные ракетоносцы. Таким образом, позиция Вашингтона по запрету БРВЗ имела абсолютно объективный характер, обусловленный стремлением достижения одностороннего превосходства и недопущения появления у СССР малоуязвимой системы стратегических ракетно-ядерных вооружений.

Два вопроса

Они возникают в связи с изложенным выше. Первый - почему США никогда не предлагали запретить другой вид стратегических ракет воздушного базирования - крылатые ракеты (КРВБ)? Второй - почему США согласны с отсутствием запрета на создание, испытания и развертывание баллистических ракет воздушного базирования с дальностью полета 600 км и менее?

Авиационные ракетные комплексы с крылатыми ракетами обладают всеми положительными свойствами, присущими комплексам с БРВЗ за исключением двух:

наши крылатые ракеты воздушного базирования, в отличие от БРВЗ, уязвимы от всех эшелонов существующей системы ПВО США (истребительная авиация, зенитно-ракетные комплексы, зенитные артиллерийские комплексы);

отечественные самолеты-носители крылатых ракет уязвимы на маршрутах полета к рубежам пуска, расположенным далеко от своей территории, в отличие от самолетов-носителей БРВЗ межконтинентальной дальности, зоны патрулирования и пусков которых находятся пределах воздушного пространства страны под прикрытием системы ПВО.

Эти два ключевых отличия обусловливали "лояльность" США к одному виду ракетного оружия воздушного базирования (крылатым ракетам) и последовательную линию на запрет другого вида оружия воздушного базирования - БРВЗ. В отличие от БРВЗ наличие в составах стратегических сил обеих стран крылатых ракет воздушного базирования устраивало США, обладавших к тому же значительным количественным превосходством в этом компоненте стратегических сил. Самолеты-носители баллистических ракет воздушного базирования малой дальности (600 км и менее) так же, как и самолеты-носители крылатых ракет, уязвимы на маршрутах полета к рубежам пуска ракет. Кроме того, ракеты этого класса уязвимы от современных зенитно-ракетных комплексов ПВО. Этим и объясняется согласие США с отсутствием запрета на баллистические ракеты воздушного базирования этого класса.

В связи с вопросом о БРВЗ уместно напомнить о воздушных командных пунктах (ВКП) или по принятой в нашей стране терминологии, воздушных защищенных пунктов управления (ВЗПУ), ключевыми требованиями к которым так же, как и к ракетным комплексам стратегического назначения, являются высокая живучесть и надежность обеспечения связи и боевого управления в условиях нападения противника. Воздушным командным пунктам "повезло" больше, чем воздушному базированию баллистических ракет. Никто ни в СССР, ни в США не оспаривал право на их существование, поскольку помимо высокой живучести и надежности боевого управления и связи в них были заинтересованы первые лица государств, которым ВКП, в том числе гарантировали физическое выживание.

ВКП уже несколько десятилетий используются в высших звеньях системы управления вооруженными силами, в том числе стратегическими ядерными силами СССР (РФ) и США. 11 сентября 2001 года в чрезвычайно острой, неопределенной, кризисной ситуации президент США Джордж Буш не укрылся в высокозащищенном подземном центре управления системы ПВО Северо-Американского континента "НОРАД", расположенном на глубине 500 м в скальном грунте горы Шайен (штат Колорадо), не стал перемещаться по дорогам Америки на наземно-мобильном пункте управления, не оказался на борту подводной лодки, а поднялся в воздух на президентском самолете и в течение нескольких часов осуществлял отсюда руководство страной и ее вооруженными силами.

Можно констатировать, что в стратегических ядерных силах сложилась парадоксальная ситуация, когда стационарное шахтное базирование больше не может обеспечить выживание МБР, выживаемость подвижных грунтовых ракетных комплексов находится под угрозой в связи с развертыванием США нового поколения радиолокационных систем космического базирования, предназначенных для обнаружения подвижных объектов, и в то же время есть находящийся под длительным запретом класс стратегического ракетного оружия (БРВЗ), малая уязвимость и стабилизирующие свойства которого являются общепризнанным фактом.

Не исключено, что запрет на баллистические ракеты воздушного базирования может перекочевать в новый договор о СНВ. Предложения по перечню запрещенных типов стратегических вооружений в новом документе в части БРВЗ как лакмусовая бумажка проявят истинные цели участвующих в соглашении сторон. Новый запрет на БРВЗ будет означать, что США используют договор не столько для обеспечения стратегической стабильности, сколько для снижения боевых возможностей СЯС России в ответном ударе.

Хочется надеяться, что не повторится сценарий, который имел место в начале 1990-х годов при заключении Договора СНВ-1, и новый договор будет служить исключительно целям укрепления стратегической стабильности.

Михаил Кардашев

29.05.2009
       Права на данный материал принадлежат Независимое военное обозрение.

 

Информация к размышлению:

В США случайно опубликован секретный список ядерных объектов ("The New York Times", США)

Федеральные власти по ошибке опубликовали 266-страничный доклад с грифом "Сугубо конфиденциально", в котором дается подробная информация о сотнях гражданских ядерных объектов и программ США, включая карты с указанием точного местонахождения арсеналов топлива для ядерного оружия.

О публикации документа сообщили в понедельник на страницах онлайнового информационного бюллетеня, посвященного вопросам соблюдения секретности на федеральном уровне. Это положило начало дебатам в сообществе ядерных экспертов по поводу того, какую опасность представляет публикация доклада, и существует ли такая опасность вообще. Появление данного документа также вызвало в Вашингтоне шквал расследований причин его опубликования.

Во вторник вечером, когда поступил запрос из New York Times, документ уже убрали со страниц сайта Управления правительственной печати.

Некоторые ядерные эксперты утверждают, что опасность от такой публикации минимальна, учитывая тот факт, что в общих чертах большая часть этой конфиденциальной информации уже была известна.

"Такие проколы случаются, - говорит бывший директор ЦРУ и бывший заместитель министра обороны Джон Дойч (John M. Deutch), который сегодня преподает в Массачусетском технологическом институте, - они зашли в этом дальше, чем зашел бы я, но это не очень серьезное нарушение".

Однако, по словам Дэвида Олбрайта (David Albright), возглавляющего Институт науки и международной безопасности (Institute for Science and International Security) (это частная вашингтонская организация, занимающаяся проблемами распространения ядерного оружия), информация о местах хранения ядерного топлива "может обеспечить воров и террористов закрытыми данными, которые помогут им захватить эти материалы, поэтому сведения такого рода раскрывать нельзя".

Эта информация, которая считается конфиденциальной, но не секретной, была собрана для последующей передачи в Международное агентство по атомной энергии в рамках процесса, в котором Соединенные Штаты открывают свои объекты для более строгой инспекции в надежде на то, что зарубежные государства, особенно Иран и некоторые другие, подозреваемые в тайной разработке ядерного оружия, поступят точно так же.

5 мая президент Обама направил этот документ в Конгресс для рассмотрения и внесения возможных поправок, а государственная типография впоследствии разместила его черновой вариант на своем сайте.

По состоянию на вечер вторника причины таких действий оставались загадкой. На обложке документа написано, что это публикация комитета палаты представителей по иностранным делам. Но официальный представитель этого комитета Линн Вайль (Lynne Weil) заявила, что он никогда "не публиковал это документ, и не имеет никакого отношения к его публикации".

Представитель типографии Гэри Сомерсет (Gary Somerset) сказал, что в ней действительно был "изготовлен" этот документ "в соответствии с обычным порядком действий", но к настоящему моменту он изъят с сайта впредь до дальнейших указаний.

В докладе нет военной информации об арсеналах ядерного оружия США, а также об объектах и программах по охране такого оружия. В нем представлен, на первый взгляд, исчерпывающий перечень объектов, составляющих гражданский ядерный комплекс страны, который простирается от побережья до побережья и включает в себя ядерные реакторы и секретные объекты в оружейных лабораториях.

Эксперт по вопросам безопасности из вашингтонской Федерации американских ученых Стивен Афтергуд (Steven Aftergood) сообщил в понедельник о существовании такого документа на страницах публикуемого им в Интернете информационного издания Secrecy News.

Афтергуд выразил недоумение в связи с его публикацией, назвав документ "подробным досье об американских ядерных программах".

В сопроводительном письме в Конгресс Обама назвал передаваемые данные "имеющими отношение к государственной безопасности, но не секретными" и отметил, что вся информация, собираемая США для соблюдения требований новейшего протокола, "не будет подлежать разглашению" в соответствии с законом о свободе информации.

В докладе подробно сообщается о местах нахождения сотен ядерных объектов и о деятельности на них. На каждой странице сверху имеется написанный заглавными буквами гриф "Сугубо конфиденциально, защита секретности", за исключением тех страниц, на которых дается дополнительная информация, например, карты объектов. В сопроводительном письме Обама также написал, что эти предупредительные фразы являются категориями классификации, принятыми среди инспекторов МАГАТЭ.

Агентство МАГАТЭ, чья штаб-квартира находится в Вене, является подразделением Организации Объединенных Наций, и в его задачи входит обеспечение выполнения международных договоров, предотвращающих использование гражданских ядерных программ в секретных военных разработках.

В последние годы МАГАТЭ борется за всестороннее выполнение набора строгих инспекционных правил, которые официально называются Дополнительный протокол. Эти правила дают агентству новые и весьма существенные права проверять не только известные ядерные объекты, но и совать свой нос в работу заводов, хранилищ, лабораторий и прочих мест, при помощи которых та или иная страна может пытаться накачать свои ядерные мускулы. Соединенные Штаты подписали соглашение в 1998 году, но соблюдать его начали только недавно.

В докладе перечисляется масса подробностей о ядерных программах и объектах в составе трех американских лабораторий по производству ядерного оружия в Лос Аламосе, Ливерморе и Сандии, а также о десятках других федеральных и частных ядерных объектов.

Одна из самых серьезных утечек информации связана с национальной лабораторией Оук-Ридж в штате Теннесси, где располагается Комплекс национальной безопасности Y-12. Это крупный объект, обнесенный по периметру колючей проволокой и охраняемый вооруженными охранниками. Его называют "форт-ноксом" для хранения высокообогащенного урана - главного топлива для ядерного оружия.

В докладе в качестве возможного объекта ядерной инспекции называется "контейнерное хранилище 16 в восточном складском комплексе". В нем отмечается, что на данном объекте в помещении 9720-5 содержится высокообогащенный уран, находящийся там на "длительном хранении".

На прилагаемой карте показано точное место расположения хранилища 16 среди складских помещений с указанием географического севера, хотя точка его местонахождения на объекте Y-12 не указана.

Такие контейнерные хранилища обычно имеют цилиндрическую форму и бетонное покрытие, которое предотвращает случайное формирование критической массы высокообогащенного урана, способное привести к ядерному делению и взрыву. Оно известно как "критический инцидент". Согласно данным федеральных отчетов, в типичном контейнерном хранилище в 200 трубчатых контейнерах может храниться до 44 тонн высокообогащенного урана. Каждый такой контейнер обычно находится под охраной датчиков движения и телевизионных камер.

Томас Кокран (Thomas B. Cochran), работающий старшим научным сотрудником по ядерной программе в неправительственной организации "Совет по защите природных ресурсов", который следит за состоянием и деятельностью атомных арсеналов, называет опубликованные документы безвредными. "Это самый лучший перечень объектов" национального гражданского ядерного комплекса "из числа тех, что я видел", говорит Кокран. "Но здесь нет никаких посягательств на национальную безопасность. В нем лишь подтверждаются уже известные сведения, и дается немного дополнительной информации".

03.06.2009
       Права на данный материал принадлежат "The New York Times", США

………………………………………

На сайте www.Normativ-NT.ru  в разделе Военная и военно-историческая литература  стали доступны для скачивания электронные книги:

 

 Автор и название

 Аннотация и прямая ссылка для скачивания

Кремлев C.

Зачем убили Сталина?

 

То, что Сталин был убит, теперь признают даже многие законченные антисталинисты. Гораздо больше споров о том, зачем это было сделано. "Либеральные" шулера от истории пытаются свести все к банальной борьбе за власть. В своей новой книге Сергей Кремлев неопровержимо доказывает лживость их доводов. Эта книга читается как захватывающий документальный детектив. От этой книги невозможно оторваться. Расследуя обстоятельства гибели Сталина, автор не только разоблачает его убийц, но и раскрывает подлинные мотивы этого преступления века.

Посмотреть обложку

Скачать книгу можно здесь

 

Павлов М., Павлов И.

Сверхтяжелый танк "МАУС"

 

Иллюстрированное издание посвящено истории создания немецкого сверхтяжелого танка "Маус", имевшего ряд особенностей, не встречавшихся ранее в конструкции других танков. В книге приведено описание конструкции танка, корпуса, ходовой части, элементов силовой установки, дана сравнительная оценка двигателя и его систем, электрической и механической частей трансмиссии. Издание рассчитано на широкий круг читателей, интересующихся историей бронетанковой техники времен Второй мировой войны. Самый большой танк 2-й Мировой войны - немецкий сверхтяжелый танк Тип 205 носил скромное и неприметное название "Маус" ("мышь"), хотя масса этой "мышки" была равна массе четырех "Пантер" или трех "Тигров". Если сначала такую машину планировали использовать как танк прорыва хорошо укрепленных оборонительных полос, то в конце войны он рассматривался как очередное "чудо-оружие" способное остановить наступление танковых соединений Красной Армии.

Посмотреть обложку

Скачать книгу можно здесь

 

Петров В.

Мессершмитт Ме 262 "Sturmvogel

 

Иллюстрированное издание посвящено истории развития реактивного истребителя Me 262. В книге рассматриваются модификации самолета, его серийное производство и участие в боевых действиях. Издание рассчитано на широкий круг читателей, интересующихся историей авиатехники времен Второй мировой войны..

Посмотреть обложку

Скачать книгу можно здесь

 

………………………………………

На сайте www.Normativ-NT.ru  в разделе Документальное видео о военной технике и военной истории стали доступны для скачивания следующие фильмы:

 Название фильма

 Аннотация и прямая ссылка для скачивания

Неизвестная война.

Фильм 1

22 июня 1941 года

 

Год выпуска: 1978

Страна: СССР - США

Жанр: Документальный сериал

Перевод: Профессиональный (одноголосый)

Режиссер: Роман Кармен

В ролях: ведущий - Берт Ланкастер

 

Посмотреть аннотацию

Скачать можно здесь

 

Неизвестная война.

Фильм 2

Битва за Москву

Неизвестная война.

Фильм 3

Блокада Ленинграда

Неизвестная война.

Фильм 4

На Восток

Неизвестная война.

Фильм 5

Оборона Сталинграда

Неизвестная война.

Фильм 6

Сталинград выстоял

Неизвестная война.

Фильм 7

Величайшее в мире танковое сражение

Неизвестная война.

Фильм 8

Война в Арктике

 


В избранное