Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "ПолитИнформация" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Военно-политические новости (VPN)
VPN – военно-политические новости Добрый день, уважаемые подписчики! По мнению членов группы VPN на сегодняшний день нижепредставленные статьи одни из самых актуальных на сегодняшний момент ……………………… Госдума отдала правительству право "рисовать" звезды на самолетах Госдума в среду приняла в редакции согласительной комиссии поправки в Воздушный кодекс РФ, изменяющие опознавательные знаки на государственных воздушных судах. Законом предлагалось заменить красные пятиконечные звезды, используемые в качестве опознавательных знаков на военных, пограничных и выполняющих мобилизационно-оборонные задачи самолетах, на аналогичные, но окаймленные синей и белой полосами и красной линией по контуру. Закон был принят нижней палатой парламента в трех чтениях 8 апреля. Сенаторы отклонили документ 22 апреля, после чего была создана согласительная комиссия. Как сообщил на заседании Госдумы сопредседатель этой комиссии, глава думского комитета по транспорту Сергей Шишкарев, парламентарии пришли к выводу, что законодательное установление опознавательных знаков нецелесообразно. "Согласительная комиссия приняла решение исключить из текста закона описание опознавательных знаков, заменив его нормой, предоставляющей такое право правительству РФ", - сказал Шишкарев. Таким образом, закон в новой редакции устанавливает порядок нанесения на государственные воздушные суда знаков государственной принадлежности и учетных опознавательных знаков, а на экспериментальные воздушные суда - учетных опознавательных знаков (дополнительные опознавательные знаки, бортовые номера, собственные имена лиц, товарные и геральдические знаки). В качестве знаков государственной принадлежности на военно-транспортные воздушные суда, используемые для полетов за пределы РФ, наносится изображение Государственного флага РФ, а на воздушные суда, используемые для осуществления военной, пограничной, милицейской, таможенной служб, а также для выполнения мобилизационно-оборонных задач, - знаки государственной принадлежности, установленные правительством РФ. В документе также отмечается, что порядок нанесения обозначений устанавливается органом в области обороны по согласованию с уполномоченными органами, имеющими подразделения государственной авиации, а на экспериментальные воздушные суда - уполномоченным органом в области оборонной промышленности. 24.06.2009
Пермская оборонка представит новую версию РСЗО на Russian Expo Arms Пермский оборонный холдинг "Мотовилихинские заводы" представит на выставке вооружения "Russian Expo Arms - 2009", которая пройдет в Нижнем Тагиле с 8 по 11 июля, новую облегченную версию реактивной системы залпового огня (РСЗО) "Смерч", сообщила в среду пресс-служба губернатора и правительства региона. Система "Смерч" предназначена для поражения групповых целей, уязвимыми элементами которых являются открытая и укрытая живая сила, небронированная, легкобронированная и бронированная техника мотопехотных и танковых рот, подразделений артиллерии, тактических ракет, зенитных комплексов и вертолетов на стоянках, разрушения командных пунктов, узлов связи и объектов военно-промышленной структуры. Система стоит на вооружении России, Белоруссии и Украины, а также экспортировалась в Индию, Алжир, ОАЭ и Кувейт. "Одно из принципиальных достоинств облегченной боевой машины - вес, который в снаряженном состоянии не превышает 25 тонн. Это открывает для "Смерча" более широкие возможности по преодолению территорий со слабыми грунтами, крутыми подъемами и горными серпантинами, а также мостов с невысокой грузоподъемностью", - говорится в сообщении. По информации пресс-службы, новая модификация "Смерча" выполнена на четырехосном шасси КамАЗ. "Это позволяет сочетать технические характеристики не имеющей аналогов в мире РСЗО и достижения одного из ведущих производителей колесных тягачей, многократного победителя ралли "Париж-Дакар", - поясняется в пресс-релизе. В выставке "Russian Expo Arms - 2009" примут участие более 400 крупнейших предприятий, конструкторских бюро, научно-исследовательских институтов из России и зарубежных стран. "Мы рассчитываем, что представленный в Нижнем Тагиле боевой комплекс будет интересен как представителям министерства обороны РФ, так и иностранных вооруженных сил", - приводятся в сообщении слова заместителя генерального директора по специальной технике холдинга Александра Ломоносова. ОАО "Мотовилихинские заводы" - холдинг, созданный на базе одного из старейших оборонных предприятий Урала. Производит оборонную продукцию, нефтепромысловое оборудование, строительно-дорожную технику, а также развивает металлургическое производство. 24.06.2009
ФСБ РФ не раз предотвращала покушения на главу Ингушетии Федеральная служба безопасности (ФСБ) РФ несколько раз предотвращала покушения на главу Ингушетии Юнус-Бека Евкурова, заявил в среду журналистам в Иркутске глава ФСБ Александр Бортников. "Такая информация (о планах покушения) у нас была, несколько раз мы предотвращали. К большому сожалению, на этот раз этого сделать не удалось", - сказал Бортников. На президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова в понедельник было совершено покушение. Бомба, заложенная в автомобиль, двигавшийся в попутном с кортежем Евкурова направлении, сработала на подъезде к городу Магас, где находится президентская резиденция. В результате взрыва погиб водитель президента Ингушетии, три человека, в том числе Евкуров, получили ранения различной степени тяжести. 24.06.2009
Террористы на Северном Кавказе активизировались ФСБ РФ отмечает активизацию террористических структур на Северном Кавказе, заявил в среду журналистам директор ФСБ Александр Бортников. "Я имею ввиду незаконные вооруженные формирования. В Ингушетии это связано, прежде всего, с активной деятельностью президента республики Юнус-Бека Евкурова, который после вступления в должность стал проводить очень активную работу по налаживанию диалога с населением", - сказал он. По словам главы ФСБ, Евкуров во многом сумел развернуть деятельность правоохранительных структур республики "которые в последнее время принимали активное участие в нейтрализации бандформирований". Покушение на президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова было совершено в минувший понедельник. Бомба, заложенная в автомобиль, двигавшийся в попутном с кортежем Евкурова направлении, сработала на подъезде к городу Магас, где находится президентская резиденция. В результате взрыва погиб водитель президента Ингушетии, три человека, в том числе Евкуров, получили ранения различной степени тяжести. Это уже не первое покушение на высокопоставленных чиновников в Ингушетии за последние дни. Десятого июня преступники расстреляли в Назрани служебный автомобиль "Газель", на котором направлялась на работу зампред Верховного суда Ингушетии Аза Газгереева. Она скончалась, еще несколько человек получили ранения. Кроме того, 13 июня был убит бывший вице-премьер республики Башир Аушев. А в столице Дагестана 5 июня снайпер застрелил министра внутренних дел республики Адильгерея Магомедтагирова. 24.06.2009
Командование ВМФ РФ не исключает закупки иностранных кораблей Командование Военно-морским флотом России не исключает возможности приобретения военных кораблей за рубежом, сообщил главнокомандующий ВМФ РФ адмирал Владимир Высоцкий в среду на открытии военно-морского салона в Санкт-Петербурге. "Мы по крайней мере не исключаем закупок иностранных кораблей за рубежом", - сказал главком, отвечая на вопрос о возможности подобных действий. После распада СССР Россия не закупала военные корабли за рубежом. В то же время в 1980-90 годы в боевом строю ВМФ СССР находились большие противолодочные корабли польской постройки, а также различные суда обеспечения, в том числе госпитальные. 24.06.2009
ВВС Саудовской Аравии получили «фантастические самолеты» Defpro.com сегодня сообщает, что в прошлую пятницу министерство обороны Великобритании подтвердило информацию о передаче первых боевых самолетов этого типа. В присутствии министра авиации Саудовской Аравии, помощника министра обороны принца Халед Бен Султана (Khaled bin Sultan), наследного принца Султана Бен Абдель Азиза (Sultan bin Abdul Aziz) и министра вооруженных сил Великобритании Билла Рамелла (Bill Rammell) первый истребитель Typhoon был передан в четверг в ходе церемонии на базе фирмы-производителя BAE Systems в Уортоне (северо-запад Англии). Контракт включает в себя поставку 72 истребителей с вооружением и техническим обслуживанием на общую сумму 32,9 млрд долларов США. Истребители должны заменить самолеты Tornado F.3 и F-15. Сделка была заключена в августе 2006 года, но затем начались расследования по коррупции, в которой были причастны высокопоставленные должностные лица обеих стран. Согласно контракту, 24 истребителя будут произведены в Великобритании, а остальные 48 машин должны быть собраны на заводе в Саудовской Аравии. Эта страна стремится создать собственную авиационную промышленность. Г-н Раммел заявил, что «королевские ВВС Саудовской Аравии получили фантастический самолет». По его словам, этот взаимовыгодный контракт является весьма важным для Великобритании и Саудовской Аравии, и будет способствовать сохранению в этих странах нескольких тысяч квалифицированных рабочих мест в течение 10 лет. Принц Халед заявил, что новые самолеты «не угрожают никому, они необходимы для обеспечения безопасности Саудовской Аравии в течение ближайших десятилетий». Саудовская Аравия стала первой страной за пределами Европы, принявшей на вооружение истребители Typhoon. 15.06.2009
Президент России Медведев предложил Китаю купить фронтовые бомбардировщики Су-34 Как сообщает англоязычный сегмент РИА Новости, в понедельник президент России Дмитрий Медведев в интервью Центральному телевидению Китая сообщил, что Россия может расширить перечень экспортируемых боевых самолетов, включая новейший фронтовой бомбардировщик Су-34. Как известно, в марте этого года президент России совершил ознакомительный полет на этом двухместном ударном истребителе-бомбардировщике. Медведев рассказал, что его полет преследовал цели лично ознакомиться с возможностями российской военной техники и оборудования, и удостоверился, что возможности российского вооружения весьма велики. Медведев заявил, что Россия заинтересована в поставке таких самолетов, как для своих соседей, так и другим странам мира. Су-34 вооружен 30 мм пушкой ГШ-301 с боезапасом 180 снарядов, темп стрельбы достигает 1500 выстрелов в минуту. Кроме того, фронтовой бомбардировщик оснащен широким спектром ракет классов «воздух-воздух», «воздух-поверхность», противокорабельными ракетами и ракетами с инфракрасной головкой самонаведения, а также управляемыми и неуправляемыми бомбами. Полномасштабное производство самолетов этого типа началось в январе 2008 года, и как ожидается, первые 24 самолета поступят на вооружение ВВС России к 2010 году. В январе 2008 года ВВС России заявили, что к 2015 году намерены закупить 70 Су-34. Эксперты говорят, что этот самолет имеет потенциал, который позволит ему долгие годы быть лучшим в своем классе. 16.06.2009
На Парижском авиасалоне компания EADS демонстрирует макет гигантского БЛА Как сообщает defpro.com, на открывшемся сегодня Парижском международном авиакосмическом салоне Франция, Германия и Испания в лице компании EADS Defence & Security демонстрируют полномасштабный макет перспективного беспилотного летательного аппарата. Полностью автономный БЛА, названный Talarion (название сандалий с крыльями, на которых передвигался бог Гермес из греческой мифологии), будет выполнять в основном разведывательные задачи. Аппарат с размахом крыла 27,9 м оснащен двумя ТРДД. Его разработка началась в 2009 году, первый полет запланирован на 2013 год, поступление на вооружение – 2015 год. По первоначальным планам по шесть беспилотных систем этого типа должны быть произведены для Франции и Германии, и в перспективе три системы закупит Испания. Одна система включает в себя три подразделения Talarion плюс наземный сегмент управления. В перспективе разработчики БЛА, наблюдая растущий интерес в мире к беспилотным аппаратам, готовы предложить Talarion на мировой рынок. 15.06.2009
Минобороны РФ надеется еще в этом году поднять в воздух самолет пятого поколения Боевой самолет пятого поколения будет поднят в воздух до конца года, сообщил в среду на пресс-конференции замминистра обороны по вооружению РФ Владимир Поповкин. "Он (самолет пятого поколения) должен оторваться от земли первый раз в этом году", - сказал В. Поповкин. "У нас оснований говорить о том, что сроки будут сдвигаться, нет", - сказал замминистра обороны. В. Поповкин отметил, что в этом самолете будет много новых элементов. "Сам планер - это будет самолет пятого поколения. Двигатель будет 4+++", - сказал он. 17.06.2009
Ле Бурже дал шанс российским авиазаводам загрузить свои мощности В первые дни работы авиасалона Ле Бурже были заключены соглашения на поставку 109 российских самолетов на сумму около $3 млрд. Эксперты считают, что новые контракты помогут под завязку загрузить мощности российских авиапредприятий. На международном авиакосмическом салоне в Ле Бурже продолжаются русские сезоны. 16 июня, во второй день работы авиавыставки, "Гражданские самолеты Сухого" объявили о подписании соглашения о поставке 24 самолетов Sukhoi Superjet 100/95B стоимостью $715 млн пермской компании "Авиализинг". В соответствии с контрактом, подписанным президентом ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" Виктором Субботиным и вице-президентом "Авиализинга" Виктором Новиковым, самолеты будут переданы заказчику в период с 2011 по 2013 год. Русские сезоны "Несмотря на кризис, обновление парка российских авиаперевозчиков - это насущная необходимость. По нашим оценкам, к 2011−2013 годам, когда мы будем получать самолеты Sukhoi Superjet 100, начнется определенная стабилизация рынка авиаперевозок. Sukhoi Superjet 100, на наш взгляд, единственный реальный конкурент зарубежной авиатехнике на российском рынке, именно поэтому свое будущее пермская компания "Авиализинг" связывает с проектами перевооружения отечественных авиакомпаний новыми региональными самолетами Sukhoi Superjet 100", - заявил в Ле Бурже Виктор Новиков. "Сухой" остаток Ближнемагистральный пассажирский самолет Sukhoi Superjet 100 разработан компанией "Гражданские самолеты Сухого" совместно с Boeing и рассчитан на перевозку до 98 пассажиров на расстояние до 4,4 тыс. километров. Первый Superjet 100 был представлен публике 26 сентября 2007 года на заводе в Комсомольске-на-Амуре. Там же 19 мая 2008 года он успешно совершил первый полет. Напомним, что накануне венгерская компания Malev объявила о заказе 30 самолетов Sukhoi Superjet 100. Стоимость контракта составляет $1 млрд. Соглашение о намерениях приобрести самолеты подписала Malev и SuperJet International - совместное предприятие итальянской Alenia и компании "Сухой". Malev планирует приобрести Sukhoi Superjet 100 в конфигурации с 98 креслами. Планируется, что первый самолет поступит авиакомпании в 2011 году, и ежегодно она будет получать по шесть Sukhoi Superjet 100. "Мы планируем долгосрочную реструктуризацию нашего флота, в частности, из-за наших планов по увеличению перевозок", - сообщил гендиректор Malev Мартин Гаусс. К настоящему моменту портфель заказов Sukhoi Superjet 100 составляет 122 самолета. Еще одной яркой сделкой отметились представители лизинговой компании Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), подписавшие контрактное соглашение по приобретению 45 самолетов с на сумму свыше $1 млрд с авиакомпанией "Атлант-Союз". Поставщиком станет лизинговая компания "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК). Речь идет о 30 самолетах Ан-148 различных модификаций и 15 Ту-204СМ. Поставки Ан-148 начнутся с 2010 года, Ту-204 - с 2011 года. Эксперты позитивно оценивая итоги первых дней авиасалона в Ле Бурже, считают, что в оставшееся время будет объявлено еще несколько громких контрактов. Качественный рывок Глава аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев отмечает, что если эти соглашения перейдут в твердые контракты, то их будет "более чем достаточно, чтобы загрузить российские авиазаводы". Что касается Ан-148 и Ту-204, то выполнить в срок столь крупные заказы ОАК и ИФК будет непросто. "Выбор Ле-Бурже для демонстрации давно ожидаемого самолета "Сухой Суперджет" абсолютно оправдан, - заметил GZT.RU Алексей Синицкий, главный редактор журнала "Авиатранспортное обозрение". - Именно сюда, а не в английский Фарнборо приехали все основные партнеры авиаконцерна "Сухой". Если бы премьера "Суперджет-100" состоялась на МАКСе, то никто из наблюдателей не назвал бы ее мировой". Оценивая заключенные сделки, Алексей Синицкий отметил, что контракт с Malev можно назвать качественным прорывом в портфеле заказов концерна "Сухой". "Компании "Красэйр" и "Дальавиа" не отозвали свои предварительные заявки на новый самолет, хотя и находятся на грани банкротства"- заметил Синицкий. Другое дело Malev. По словам Синицкого, у венгерской авиакомпании отличная база по авиатехническому обслуживанию и определенный имидж в Европе. И весьма вероятно, что поток заказов еще не иссяк. "Не все контракты объявлены. Вполне возможно, что в оставшиеся дни мы услышим о новых сделках, в том числе и с западными компаниями",- констатирует Синицкий. Иван Гидаспов 17.06.2009
Корректировка гособоронзаказа позволила Вооруженным силам получить в этом году новое вооружение и военную технику Корректировка государственного оборонного заказа позволила Вооруженным силам России получить в этом году новое вооружение и военную технику, сообщил начальник вооружения Вооруженных сил РФ, заместитель министра обороны РФ Владимир Поповкин. "Мы скорректировали в этом году гособоронзаказ, отказались от более чем 1,5 тыс. тем, что позволило нам получить новое вооружение и военную технику", - сказал он. По данным Поповкина, "Вооруженные силы получили в 2008 году восемь самолетов Су-27, 12 МиГ-29, 12 ПРР, одну ракету-носитель "Союз", два космических аппарата, три стратегические ракеты, 21 ЗУР". В числе полученных образцов ВиВТ он назвал 20 танков, более сотни бронемашин и около 2 тыс. ед. автомобильной техники марки "КАМАЗ" и "Урал". Одним из итогов этой работы Поповкин считает стабильную работу предприятий ОПК. 17.06.2009
Минобороны РФ вдвое сокращает количество ремонтирующихся кораблей В 2009 году Министерство обороны РФ в два раза сократит количество ремонтирующихся кораблей, сообщил начальник вооружения Вооруженных сил РФ - заместитель министра обороны Владимир Поповкин. "В ВМФ много кораблей находится в различных стадиях ремонта - судовом, доковом и среднем. В результате финансовые средства на их ремонт размазываются", - отметил он. По словам Поповкина, чтобы обеспечить строительство новых кораблей - корветов и фрегатов для ВМФ - принято решение сократить в два раза количество ремонтирующихся кораблей. Замминистра обороны проинформировал, что в следующем году ремонт этих кораблей будет завершен, и за счет этого будет продолжено строительство новых. Кроме того, Поповкин сообщил, что в июне будут проведены заводские ходовые испытания ПЛАРБ "Юрий Долгорукий". 17.06.2009
Российская армия не стала вооружаться трофейной грузинской бронетехникой Российская армия не ставила на вооружение трофейную грузинскую бронетехнику. Об этом РИА Новости заявил начальник генерального штаба ВС РФ генерал армии Николай Макаров. Он отметил, что грузинская техника, оказавшаяся в распоряжении России после конфликта в Южной Осетии в августе 2008 года, в настоящее время находится в российский войсках, в частности, в СКВО. "У нас на вооружении эта техника не стоит. Мы ее забрали, чтобы посмотреть, что она из себя представляет в модернизированном виде по западным образцам. Это своего рода экспертная оценка", - цитирует агентство начальника генштаба. . В августе 2008 года помощник главкома Сухопутных войск РФ полковник Игорь Конашенков заявил, что в зоне грузино-осетинского конфликта российские миротворцы завладели грузинской бронетехникой. Он отмечал, что в распоряжении военных подразделений оказалось более 100 единиц техники, в том числе 65 танков. Более 20 машин было уничтожено из-за непригодности. Ранее сообщалось, что Россия захватила почти пятую часть грузинских танков, количество которых, по разным оценкам, составляло от 230 до 240. Помимо танков среди захваченной миротворцами бронетехники назывались также пять комплексов ПВО "Оса", 15 боевых машин пехоты БМП-2, пушки Д-30, а также самоходные артиллерийские установки чешского производства и американские бронетранспортеры. Также Макаров заявил, что Тбилиси "бряцает оружием и военной техникой, не оставляя попыток решить территориальный вопрос любыми способами". В связи с этим у Генштаба имеется много вопросов к международным наблюдателям, действовавшим на территории Грузии. 16 июня срок действия мандата миссии наблюдателей ООН в Грузии и Абхазии истек, а на его продление Россия наложила вето. 17.06.2009
Индийский Су-30МКИ разбился по вине пилота Индийские военные сочли истребители Су-30МКИ надежными, пишет издание The Times of India. Совместное расследование российских экспертов и специалистов индийских ВВС показало, что в конце апреля 2009 года катастрофа истребителя Су-30МКИ в штате Раджастан произошла из-за ошибки пилота, а не технического брака. Как показало расследование, во время полета летчик по небрежности отключил некоторые элементы управления самолетом. Тогда при падении летательного аппарата катапультировались два пилота, один из них погиб. Эксперты выяснили, что летчик разбился из-за вышедших из строя ремней безопасности в сиденье катапульты. Как отмечает издание, после подведения итогов расследования представители индийских ВВС заявили, что "непревзойденная надежность" истребителей Су-30МКИ подтвердилась. После авиакатастрофы в штате Раджастан полеты на российских истребителях в Индии были приостановлены. Но полеты возобновились в конце мая 2009 года, до объявления результатов расследования причин крушения. Сейчас на вооружении индийских ВВС находятся 55 самолетов Су-30МКИ, они составляют основу военно-воздушного флота страны. Истребитель-перехватчик Су-30МКИ является модификацией Су-30МК и был разработан компанией "Сухой" специально для Индии. 17.06.2009
В 2009 году Минобороны получило три стратегические ракеты С начала года Минобороны РФ получило от оборонных предприятий три стратегические ракеты и 20 боевых самолетов (8 Су-27 и 12 МиГ-29), заявил заместитель министра Владимир Поповкин. Его слова передает РИА Новости. Поставки произошли в рамках гособоронзаказа. Также министерство обороны уже получило 12 противорадиолокационных ракет, ракету-носитель "Союз", два космических аппарата, 21 зенитную управляемую ракету, 20 танков, более ста бронемашин и около двух тысяч автомобилей (в основном марок "КамАЗ" и "Урал"). Поповкин сообщил, что именно в закупках вооружения для Минобороны будет заключаться государственная помощь оборонным предприятиям. Тем временем премьер-министр РФ Владимир Путин заявил, что с 1 августа денежное довольствие военнослужащих будет повышено на 8,5 процента. В 2009-2011 годах на гособоронзаказ из бюджета планируется выделить четыре триллиона рублей. Путин ранее заявлял, что эта сумма не будет сокращаться из-за финансового кризиса. 17.06.2009
Выбор для Украины Многостороннее сотрудничество с Россией имеет ряд преимуществ Экономическая интеграция в сегодняшнем мире представляет собой один из доминирующих факторов современных международных отношений и является высшей формой межгосударственного взаимодействия. Серьезные интеграционные процессы охватили практически все регионы и государства, повлияли на создание таких объединений, как ЕС, целого ряда других, СНГ, и оказывают определяющее воздействие на формирование новой модели многополярного мироустройства. Для Украины как члена Содружества Независимых Государств развитие экономической, в том числе военно-экономической интеграции вызывается объективными факторами. В первую очередь необходимостью дальнейшего повышения эффективности национальной безопасности на основе объединения усилий в экономической, политической, военно-технической и собственно военной сферах. И конечно, ограниченностью свободных финансовых ресурсов. Направления ВТС В частности, накопленный многолетний опыт международных военно-экономических отношений показывает, что такая интеграция обеспечивает получение многочисленных выгод. Например, дает возможность объединить экономические ресурсы, способствует расширению военного рынка и тем самым помогает поднять рентабельность оборонной промышленности. А также помогает использовать эффект международной конкуренции, повышает эффективность военно-экономической деятельности, снижает бремя оборонных расходов. Это в свою очередь расширяет научно-технические и производственные возможности для создания современных, сложных и дорогостоящих систем оружия. Нельзя не учитывать появление новых угроз безопасности странам СНГ, в том числе Украине, таких, как международный терроризм, незаконный оборот наркотиков и оружия, пиратство. А необходимость укрепления военно-экономической безопасности требует внедрения и использования эффективных форм военно-технического сотрудничества (ВТС) с учетом мирового опыта. Возрастает роль инвестиционно-инновационной составляющей ВТС. Налицо противоречия и центробежные тенденции при формировании отдельных элементов системы коллективной безопасности на постсоветском пространстве, появление на мировом рынке новых поставщиков оружия из числа стран СНГ, оказывающих влияние как на функционирование рынка вооружений и военной техники (ВВТ), так и на уровень цен (в список ведущих экспортеров обычных вооружений входит и Украина). И конечно, обострение конкурентной борьбы на мировом рынке вооружений. Материально-технической базой военно-экономической интеграции стран СНГ являются экономики этих стран. Чем выше экономические показатели государств, тем выше их военно-экономические возможности, интенсивнее могут развиваться между ними интеграционные процессы. За последние пять лет экономическое положение стран Содружества, в том числе Украины, заметно стабилизировалось. До проявления мирового экономического кризиса наблюдался рост ВВП многих стран СНГ, а также экономики Украины. Вместе с тем темпы роста ВВП этих стран пока еще отстают от аналогичных показателей стран Центральной и Восточной Европы. Одной из основных причин этого является низкая конкурентоспособность экономик стран СНГ, Украины. Большинство из них "законсервировалось" в своей "сырьевой нише". Так, например, азербайджанской, казахстанской и туркменской экономиками движут рост добычи нефти и газа и инвестиции в нефтегазовый сектор, украинской - производство и продажи металлов, химикатов и продовольствия, а также обеспечение поставок российского газа в Европу. Исследования показывают, что большая часть промышленной продукции, производимой на Украине, конкурентоспособна, повторим, только на внутреннем рынке СНГ. Это создает для Украины труднопреодолимые препятствия на пути ее интеграции в мировое экономическое сообщество и развития двустороннего и многостороннего экономического сотрудничества. Таким образом, можно сделать вывод, что Украина вплотную столкнулась с решением таких важнейших проблем, как диверсификация производства, избавление от сложившейся сырьевой направленности своей экономики, повышение конкурентоспособности производимой продукции. Это указывает на необходимость консолидировать ее ресурсы и совместными усилиями с Россией защитить свой национальный рынок как часть общего товарного рынка СНГ. И создать условия для выхода ее национальной промышленности из кризисного состояния на более высокий качественный уровень. Главным резервом для обеспечения устойчивого экономического роста Украины осталась возможность задействовать собственный потенциал наукоемких производств, сосредоточенных на Украине главным образом в оборонно-промышленных комплексах. Именно там находятся лучшие научные кадры и технологии мирового или близкие к мировому уровню, более трех тысяч уникальных технологий, не имеющих мировых аналогов. Они потенциально могут стать основой экономического развития и технологической реконструкции хозяйственных комплексов страны, но задействовать этот потенциал самостоятельно Украина не может, как и другие страны Содружества. К примеру, основные поставки ртути для боеприпасов, а также переработка кремния для радиоэлектроники связаны с Украиной. На Украине расположены 110 предприятий, 27 КБ и 7 НИИ, специализирующихся на разработке и изготовлении электронной техники. Сегодня около 600 ее комплектующих поставляется на 90 российских предприятий. В свою очередь более 160 российских предприятий радиопромышленности поставляют на Украину более 800 типов комплектующих изделий. Утраченные технологии На Украине оборонная наука и промышленность имеют достаточно низкий потенциал, во-первых, в силу его фрагментарного характера, во-вторых, низкого удельного веса поставок финишной продукции и в-третьих, малой доли научно-технологических и опытно-конструкторских заделов в разработках ВВТ. Они достались в наследство от ОПК СССР, где доля Украины в финишных разработках ВВТ составляла всего лишь 7 процентов, России - 91 процент. А так как ВПК служит сейчас локомотивом для постиндустриального вектора развития Украины, то простая логика говорит о том, что его основной рынок - Россия. По мнению самих украинских специалистов, около 70 процентов оборонных предприятий Украины находятся в критической зависимости от поставок российских партнеров. В то же время в Россию идет более половины общего объема производства ВПК Украины и только 5 процентов - на собственные потребности страны. Таким образом, научно-производственный потенциал оборонной промышленности Украины недостаточен для поддержания независимой обороноспособности. Более того, она, как правило, не может самостоятельно вести не только разработки новых вооружений, но и наладить техническое оснащение своих Вооруженных Сил. Последнее не имеет смысла, поскольку современный этап развития мировой оборонной промышленности характеризуется качественными изменениями в военных технологиях, связанных с новейшими достижениями науки и техники и их широким использованием в военном деле, влекущем за собой структурно-технологические изменения в военной индустрии. Перед Россией и Украиной также стоит проблема адаптации в сложившейся ситуации и восстановления утраченных технологий на своих предприятиях, создания дублирующих мощностей. Ведь часть ОПК Украины, входившего в единый технологический комплекс СССР, сосредоточена в уникальных, самых современных наукоемких производствах ВВТ - авиационном, ракетно-космическом, кораблестроительном, приборостроительном, оптико-электронном. На Украине осуществляются разработка и производство многих комплектующих для сборки продукции на головных предприятиях России, находятся некоторые испытательные полигоны. С их участием выполняются актуальные научно-исследовательские и экспериментальные работы по созданию новых технологий, фундаментальные исследования. Поэтому поступательное развитие национальной экономики Украины, оптимальное вхождение ее в систему мирового хозяйства и технологическое перевооружение экономических комплексов этой страны объективно связаны с взаимодействием оборонных структур государств Содружества и интеграционных факторов инновационно-технического прогресса. Однако процессы военно-экономической интеграции с Украиной в дальнейшем будут иметь свою специфику в зависимости от военно-политических целей государств, их экономических возможностей и отличаться по "скорости", уровням интеграции. Исходя из этих особенностей, можно определить возможные оптимальные пути военно-экономического сотрудничества Украины с Россией и странами СНГ. Российские предприятия ОПК имеют значительные перспективы и технические возможности на участие в совместных с Украиной кооперационных программах, например в области двигателестроения. Для российской стороны важность развития военно-промышленного сотрудничества с Украиной здесь обусловлена тем, что сегодня 95 процентов вертолетной техники в России работает на двигателях производства запорожского объединения "Мотор Сич". В их числе не имеющие аналогов в мире вертолеты Ка-50 "Черная акула", Ка-52 "Аллигатор", все другие вертолеты марки Ка, а также Ми-8, Ми-14, Ми-24. В свою очередь материалы и комплектующие изделия к двигателям украинского производства поставляют более 400 заводов-смежников из СНГ, преимущественно из России, откуда идут 80 процентов всех комплектующих (без электроники) и 38 процентов материалов. Или взять такую область, как средства противовоздушной обороны. Для Украины прекращение сотрудничества с Россией в сфере развития системы ПВО может привести вообще к ее развалу. По оценкам самих украинских специалистов, в настоящее время более половины зенитно-ракетных систем Украины требуют модернизации и установки новых комплектующих, а участившиеся инциденты с украинскими ПВО свидетельствуют о низкой профессиональной подготовке войск. Попытка же Украины создать "свои национальные" средства ПВО не принесла ожидаемого результата. Командующий войсками ПВО Украины констатировал, что Украина сумела создать ракеты, пусковые установки, отдельные системы, но создать системы управления для нее оказалось делом проблематичным. Решить эту проблему полностью собственными силами не удалось. А возможности Украины в закупке иностранных вооружений или развитии кооперационных связей в производстве систем ПВО с государствами НАТО оказались резко ограниченны, даже с учетом ее стремления в эту организацию. Поэтому несмотря на поиск альтернативы двустороннему сотрудничеству, необходимость поддержания своей национальной безопасности на должном уровне, экономические интересы России и Украины способствуют сохранению определенных производственных связей между проверенными партнерами. Традиционно Украина принимает участие в выпуске различных вариантов широко известного российского зенитного ракетного комплекса С-300, поставляя вычислительные комплексы, зарядно-пусковые механизмы, мобильные вышки антенных постов для зенитных комплексов, отдельные приборы, системы, агрегаты. При этом необходимо отметить, что в этой сфере интересы сторон простираются дальше. Для Украины, обладающей однотипными с Россией средствами ПВО, представляет интерес возможность модернизации и перевооружения своих войск с более экономичными затратами. В настоящее время, по некоторым данным, по инициативе Украины рассматривается вопрос о создании совместного предприятия по модернизации зенитных ракетных систем С-300 и ЗРК "Бук". С 2003 года на российском полигоне Ашулук подразделения украинских сил ПВО проводят учения с боевой стрельбой. Обучение специалистов ЗРС С-300 Вооруженных Сил Украины осуществляется также с использованием российской базы. В свою очередь Россия проявляет интерес к совместным разработке и производству ряда образцов радиоэлектронного вооружения, таких, как комплекс радиотехнической разведки "Кольчуга-М" или станция обнаружения артиллерийских позиций "Зоопарк-2". До сих пор Россия не имеет альтернативы совместной эксплуатации полигона взлетно-посадочных систем "Нитка" аэродрома в Саки, доставшегося Украине, но представляющего по своему предназначению практическую ценность для ВМФ России. В 1996 году на основе заключенного между правительствами двух государств соглашения Россия получила возможность его использования. Большой потенциал развития военно-технического сотрудничества двух стран заложен в системе модернизации и сервисного обслуживания военной техники и вооружений советского образца, представленных в СНГ и за его пределами значительным количеством. Так, например, только советских танков Т-72 в мире насчитывается около 70 тысяч. После длительного периода порой неоправданной конкуренции сегодня наши страны делают лишь первые совместные шаги. Выгоды интеграции Казалось бы, при всех сложностях двусторонних отношений сотрудничество военно-промышленных комплексов, приносящих обоюдную выгоду странам, должно оставаться прочным связующим звеном между Россией и Украиной. За перспективность российско-украинского ВТС ясно высказывался в свое время и президент Российской Федерации Владимир Путин во время визита на Украину. Он особенно подчеркнул тогда, что оборонные комплексы наших стран настолько тесно связаны, что развиваться один без другого если и могут, то с очень большими издержками. В последующем его мысль неоднократно была подтверждена руководителями различных уровней в России и на Украине. На плодотворное развитие такого сотрудничества нацелена и деятельность ряда координирующих структур, таких, как подкомиссия по ВТС в рамках Смешанной российско-украинской комиссии по сотрудничеству, координационный центр ВТС ГК "Укрспецэкспорт" и ФГУП "Рособоронэкспорт", другие. Однако четко определить дальнейшие перспективы ВТС между Россией и Украиной достаточно сложно, поскольку они тесно связаны с политическими и экономическими факторами внутреннего и внешнего характера, которые крайне неустойчивы. С учетом нынешнего общего состояния российско-украинских отношений в обозримом будущем кардинального улучшения ВТС не предвидится. Но и хоронить его не стоит, поскольку обеим странам полностью исключить существующие научно-производственные связи экономически все же невыгодно. Можно лишь утверждать, что на пути сохранения и развития такого сотрудничества стоит ряд острых вопросов, от решения которых зависит очень многое. Еще одна важная проблема - реорганизация самих военно-промышленных предприятий на Украине и создание стимулов для их интеграции. В данном процессе понятие интеграции необходимо рассматривать с двух сторон. Во-первых, как рационализация хозяйственных связей и объединение предприятий ОПК на национальном уровне, то есть создание условий для оптимальной межгосударственной кооперации. Во-вторых, интеграция в СНГ и создание транснациональных промышленных объединений через прямое объединение предприятий на основе договоренности государств, то есть создание холдинговых компаний, где предпочтение необходимо отдать финансово-промышленным группам. В-третьих, создание научно-производственных консорциумов. Государственная поддержка и регулирование военно-экономического сотрудничества, в первую очередь производственной и научно-технической кооперации субъектов такой деятельности с иностранными и международными организациями, должны осуществ-?ляться посредством таможенно-тарифного регулирования, нетарифного регулирования (в частности путем лицензирования и квотирования), налогового регулирования (для повышения конкурентоспособности продукции и услуг оборонной промышленности). Скоординированная политика военно-экономи-ческой интеграции Украины в дальнейшем послужит основой не только структурной перестройки и изменения воспроизводственных процессов в ее национальной экономике, но и сформирует производственную базу совокупного оборонного потенциала, включающего: - производственную и ремонтно-восстановительную базу Вооруженных Сил и других силовых структур, а также подразделений, занимающихся материально-техни-ческим обеспечением потребностей ее силовых структур; - ОПК с системой межгосударственных кооперационных и интеграционных связей; - предприятия, производящие продукцию общефункционального назначения (продовольствие, медикаменты, горючее и т. д.) и товары двойного назначения (автомобили, тягачи, средства связи и т. д.) без каких-либо принципиальных изменений, используемых в гражданском и военном потреблении; - мобилизуемый сектор экономики, где производится продукция гражданского назначения, но в случае необходимости после определенной перестройки в короткие сроки способен выпускать продукцию военного назначения. Транснациональная экономическая и в том числе военно-экономическая интеграция объективно необходима для Украины и является единственной возможностью избежать милитаризации своей экономики. Она позволяет умножить ресурсный потенциал Украины, направляемый на обеспечение собственной и коллективной безопасности, отвести реальную угрозу отставания в наукоемком сегменте промышленности, повысить ее экономическую эффективность и конкурентоспособность, получить ощутимую пользу в виде экономии оборонных затрат. Это укрепит взаимовыгодные экономические связи, сохранит единство сложившихся технологических комплексов и рабочие места, оградит общий рынок оружия стран СНГ от экспансии других производителей. Совокупный оборонно-промышленный потенциал стран СНГ в состоянии удовлетворить их оборонные потребности в вооружениях и военной технике высокого качества, в необходимой видовой номенклатуре, преодолев при этом снижение своих экономических возможностей. Кирилл Троицкий 17.06.2009
Информация к размышлению: Киргизия меняет свое решение и не будет закрывать американскую базу ("The New York Times", США) Киргизия по сути дела отменила свое решение о закрытии американской авиабазы, имеющей важнейшее значение для миссии НАТО в соседнем Афганистане, после того как Соединенные Штаты согласились резко увеличить плату за аренду и соблюдать определенные ограничения на этом объекте. Об этом во вторник сообщили киргизские и американские официальные лица. Такой поворот событий является победой для администрации Обамы, которая пытается активизировать действия в Афганистане по подавлению мятежного движения талибов. Киргизское правительство в феврале отдало распоряжение о закрытии этой базы, очевидно, под нажимом со стороны Кремля, который недоволен значительным военным присутствием Америки в этом районе мира, давно считая его собственной зоной влияния. Авиабаза "Манас" в Киргизии с 2001 года используется в качестве пункта дозаправки и транзита. Через нее в Афганистан ежемесячно перебрасывается около 15000 военнослужащих и 500 тонн груза. Она также стала центром борьбы между Соединенными Штатами и Россией за влияние в странах бывшего Советского Союза. В тот февральский день, когда киргизский президент объявил о выселении американцев с авиабазы, Россия пообещала предоставить Киргизии кредит на 2 миллиарда долларов. Пока не ясно до конца, какую роль в новом соглашении между правительствами Киргизии и США сыграла Россия, но президент Обама должен в июле приехать в Москву на встречу в верхах с российским президентом Дмитрием Медведевым, и две державы в последние месяцы стремятся к улучшению взаимоотношений. Киргизия и Соединенные Штаты заявили, что в соответствии с новым соглашением на базу будут наложены определенные ограничения. Но ни одна из сторон никаких существенных ограничений указать не смогла, и похоже, что эти условия были включены в соглашение, чтобы сохранить лицо киргизского правительства, отменившего ранее принятое решение. Например, авиабаза должна быть переименована в транзитный центр. Киргизы будут обеспечивать безопасность по периметру авиабазы, хотя ранее это делали американские военнослужащие. В тексте нового соглашения мало других ограничений и условий, касающихся использования базы американцами. Похоже, там нет никаких запретов на провоз оружия. Но есть одно крупное изменение, и касается оно суммы арендной платы. Как заявил во вторник министр иностранных дел Киргизии Кадырбек Сарбаев, выступая в парламенте страны, эта сумма вырастет с 17,4 миллиона долларов до 60 миллионов в год. Вашингтон также заплатит 36,6 миллиона долларов за расширение аэропорта. Он выделит десятки миллионов на экономическое развитие страны и борьбу с наркотрафиком, заявил Сарбаев. По его словам, соглашение подписывается на один год, и его продление будет зависеть от ситуации в Афганистане. Официальный представитель госдепартамента США Иэн Келли (Ian C. Kelly) подтвердил факт новой договоренности во время ежедневного брифинга для прессы, однако отказался обсуждать детали. Сейчас соглашение поступит в парламент Киргизии на ратификацию, которая ему практически гарантирована. Соединенные Штаты Америки провели активную и напряженную кампанию, чтобы убедить киргизские власти пересмотреть свое решение до 18 августа, когда наступает срок выселения. По словам официальных представителей Киргизии, президент Обама в этом месяце направил киргизскому президенту Курманбеку Бакиеву письмо, в котором призвал его к расширению и укреплению сотрудничества в борьбе с терроризмом. В то время власти Киргизии утверждали, что американская база будет закрыта в соответствии с графиком. Во вторник российское министерство иностранных дел выступило с заявлением, в котором отметило, что Киргизия обладает "суверенным правом" заключать такое соглашение. В заявлении говорится, что новым соглашением функции базы ограничиваются и сводятся к переброске невоенных грузов. На самом деле, такого положения в нем нет. "Если говорить о транзите невоенных грузов НАТО для нужд контртеррористической операции в Афганистане, то, как известно, согласие на осуществление такого транзита дали как Россия, так и соседи Киргизии по региону", - говорится в заявлении, размещенном на вебсайте МИД. Некоторые киргизские политики говорят, что изменения в новом соглашении носят лишь косметический характер. "Я думаю, база останется, только под другим названием, - заявил лидер оппозиционной фракции социал-демократов в парламенте Бакыт Бешимов, - а по сути дела, ничего не меняется". Согласно тексту нового соглашения, личный состав ВС США и подрядчики могут ввозить в Киргизию и вывозить из нее "любые личные вещи, оборудование, предметы снабжения, материалы и технику". Грузы будут освобождены киргизским правительством от досмотра и лицензирования, говорится в соглашении. Давно уже существуют предположения о том, что киргизское правительство никогда не намеревалось выселять американцев, а хотело только поднять арендную плату. Объявляя о решении закрыть базу, Бакиев в качестве причины называл нежелание Вашингтона выплачивать Киргизии соответствующую компенсацию. Отношения также обострились из-за того, что в 2006 году американский военнослужащий застрелил на территории базы киргизского водителя. 24.06.2009 Права на данный материал принадлежат "BBCRussian.com", Великобритания ……………………………………… На сайте www.Normativ-NT.ru в разделе “ Военная и военно-историческая литература “ стали доступны для скачивания электронные книги:
……………………………………… На сайте www.Normativ-NT.ru в разделе “ Документальное видео о военной технике и военной истории “ стали доступны для скачивания следующие фильмы:
|
В избранное | ||