Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Военно-политические новости

  Все выпуски  

Военно-политические новости (VPN)


VPN – военно-политические новости

Добрый день, уважаемые подписчики!

По мнению членов группы VPN на сегодняшний день нижепредставленные статьи одни из самых актуальных на сегодняшний момент

………………………

Новый договор по СНВ может и не быть готов к декабрю - Пентагон

Дмитрий Горностаев. У России и США по-прежнему сохраняются заметные разногласия в позициях на переговорах по заключению нового соглашения о стратегических наступательных вооружениях, а потому пока рано утверждать, что этот документ будет подготовлен к 5 декабря 2009 года - моменту истечения ныне действующего Договора СНВ. Об этом заявила заместитель помощника министра обороны США по России Селест Уолландер, выступая перед влиятельным Советом по международным отношениям в Нью-Йорке. На саммите в июле в Москве президенты РФ и США Дмитрий Медведев и Барак Обама заявили о намерении сократить число боеголовок до уровня 1500-1675, а стратегических носителей до 500-1100. После встречи в Нью-Йорке в сентябре лидеры выразили надежду, что переговорщикам удастся подготовить новый договор о сокращениях СНВ до истечения срока действия нынешнего. "У нас идут интенсивные переговоры. Все еще есть разногласия между переговорными позициями США и России. С лета эти позиции сблизились. Никогда не знаешь, чем переговоры обернутся, и я не могу предсказать, будет ли достигнут успех и заключено соглашение по СНВ к декабрю. Но мы продолжаем обсуждать вопросы контроля над вооружениями", - сказала Уолландер, непосредственно занимающаяся в Пентагоне вопросами переговоров с Россией по СНВ. Одним из важных разногласий она назвала вопрос о взаимосвязи между стратегическими и оборонительными вооружениями, который Москва хочет включить в текст будущего договора и который уже фигурировал в совместных документах московской встречи Медведева и Обамы. "Российская позиция заключается в том, что они хотят видеть связь между наступательными и оборонительными системами, а позиция США состоит в том, что в договоре такой связи не будет. Это ведь договор о сокращении стратегических наступательных вооружений. В преамбуле может указываться на признание существования взаимосвязи (между наступательными и оборонительными вооружениями) в принципе, но сам договор должен быть, по нашему мнению, сфокусирован на стратегических наступательных вооружениях", - подчеркнула Уолландер. Несмотря на разногласия, высокопоставленный сотрудник министерства обороны отметила важность "значительной политической воли двух президентов заключить это договор". По ее словам, "переговорщики, похоже, не могут не учитывать это стремление президентов". "Я никогда не считала себя особым оптимистом, но сейчас я вполне оптимистично смотрю на эти переговоры. Но пока трудно что-то предсказывать", - заключила заместитель помощника министра обороны США. Права на данный материал принадлежат РИАНовости  (29.10.2009).

 

Россия может поставлять в лизинг военную технику в Афганистан

Александр Шишло. Россия может поставлять военную технику в Афганистан в лизинг со складов Минобороны, полагает генеральный директор ФГУП "Рособоронэкспорт" Анатолий Исайкин. "Это тоже возможная форма сотрудничества. С этим еще предстоит определиться", - сказал он российским журналистам в среду в Брюсселе, сообщив, что предстоит "много этапов переговоров, прежде чем будет какая-то заявка". Генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен "не исключает, что Россия сможет принять участие в снабжении афганской армии, которая традиционно использует оружие и технику российского (советского) производства", заявил в среду официальный представитель НАТО Джеймс Аппатурай. По словам Исайкина, НАТО уже использует в Афганистане российскую вертолетную технику, временно арендуя ее с экипажами у российских транспортных компаний, в частности, "Волги-Днепр". "Речь-то как раз идет о том, чтобы избегать заключения таких контрактов с отдельными фирмами и поставить сотрудничество на долгосрочную основу на основе соответствующих соглашений (между Россией и НАТО)", - сказал глава "Рособоронэкспорта", указав на необходимость "подвести под это законодательную базу". Он назвал это большим препятствием в сотрудничестве. "Только когда в комплексе эти вопросы будут решены, тогда пойдут поставки в любом виде, в каком пожелает уже заказчик", - сообщил Исайкин. Он принял участие в проходившей в бельгийской столице конференции начальников тыловых служб НАТО. Права на данный материал принадлежат РИАНовости  (29.10.2009).

 

Полный текст выступления Нургалиева на заседании Общественного совета

РИА Новости публикует полный текст выступления Рашида Нургалиева на заседании Общественного совета при МВД России.

Сегодня мы проводим первое заседание Общественного совета при МВД России в обновлённом составе. Наши предложения войти в его состав приняли представители политических партий, малого бизнеса, а также конфессий, СМИ и ряда других организаций, которые раньше не были представлены в Совете. Министерство внутренних дел считает для себя задачами первостепенной важности развитие конструктивного сотрудничества с общественностью. Такое взаимодействие является одной из ключевых стратегических предпосылок формирования гражданского общества, организации качественной защиты прав и свобод граждан и укрепления правопорядка. За последние 5 лет МВД России был подготовлен ряд концептуальных документов: подписано несколько соглашений, разработаны методические рекомендации, а также информационно-пропагандистские программы, повышающее качество нашего взаимодействия. Более того, аналогичные общественные советы созданы и в территориальных органах внутренних дел. В настоящее время и Центральным аппаратом МВД России, и территориальными органами внутренних дел осуществляется тесное сотрудничество с почти тысячью общественных объединений по всей России. Мы стараемся учитывать пожелания и предложения правозащитников для улучшения работы милиции, внимательно прислушиваемся к объективной критике в адрес сотрудников правоохранительных органов и оперативно принимаем соответствующие меры, проводим совместные мероприятия. Надо сказать, что с момента подписания в 2004 году Меморандума о сотрудничестве Министерства внутренних дел и Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в области соблюдения и восстановления нарушенных прав и свобод человека, наше взаимодействие с правозащитными организациями становится всё более тесным и эффективным. В качестве примера можно отметить проект «Неделя посещений отделений милиции», который проходит с 26 по 30 октября текущего года при поддержке Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Этот Проект проводится в 16 странах мира, а в нашей стране прошёл в 17 регионах – при участии общественных советов, правозащитных организаций.Я убеждён, что такие мероприятия не только позволяют оценить уровень предоставляемых гражданам правоохранительных услуг, но и способствуют формированию объективного общественного мнения о деятельности Министерства. Большое внимание мы уделяем и взаимодействию со средствами массовой информации. На сегодняшний день мы сотрудничаем с более чем 150 российскими и зарубежными печатными и электронными СМИ. Налажен конструктивный диалог с журналистами и руководителями изданий, ведётся интенсивный обмен информацией. Среди последних примеров можно отметить состоявшуюся 13 мая текущего года рабочую встречу с руководителями ведущих российских СМИ, которая позволила обменяться мнениями и обстоятельно обсудить существующие вопросы и проблемы. Кроме того, 2 октября в Магадане в режиме видеосвязи в масштабах всей России проведена конференция, в ходе которой с участием членов общественных советов, журналистов, правозащитников, представителей общественности из регионов рассматривались вопросы открытости в деятельности органов внутренних дел.  Ещё одно направление, на котором я хотел бы остановиться подробнее, связанно с укреплением взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями правоохранительной направленности. Всего на территории России действует более 35 тысяч подобных организаций, в которые входят более 360 тысяч человек. Сейчас существует множество достаточно эффективных форм нашей совместной деятельности. Это: добровольные дружины, оперативные отряды и отряды содействия милиции, в том числе – молодёжные.  Только с участием дружинников в год раскрывается около 40 тысяч преступлений и выявляется свыше 400 тысяч административных правонарушений. Также большой потенциал предупреждения преступлений и правонарушений заложен и в организации взаимодействия с конфессиями. Основными направлениями такого сотрудничества на федеральном и региональном уровнях являются, прежде всего: просветительская и воспитательная работа среди молодёжи, и духовно-нравственное воспитание граждан. За 2,5 года работы общественные советы  зарекомендовали себя как действенный орган, приносящий реальную отдачу. На их заседаниях регулярно обсуждается широкий круг наиболее важных и актуальных вопросов. Это и укрепление законности и защита прав граждан, и воспитание молодёжи, и предотвращение межнациональных и межконфессиональных конфликтов. По итогам – принимаются конкретные решения, способствующие повышению эффективности дальнейшей работы. Во многих регионах стала практиковаться и подготовка Обращений членов общественных советов к населению и органам государственной власти по различным проблемам. И они приносят реальные результаты, получают широкий общественный резонанс и вызывают множество положительных оценок со стороны граждан.  Одной из форм нашей совместной деятельности, которая также получила широкое распространение, является проведение совместных брифингов, «круглых столов», пресс-конференций.  За прошедшее время Министерством было организовано 26 таких мероприятий, а руководство и сотрудники органов внутренних дел приняли участие в 37, проводимых членами Общественного совета при МВД России. Члены советов также оказывают практическое содействие органам внутренних дел в решении многих общественно-значимых задач. Так, например, в Ростовской области членами Общественного совета при ГУВД разработана и активно реализуется программа мероприятий по нравственному развитию, духовному и эстетическому просвещению воспитанников детских домов и домов-интернатов. В Алтайском крае при участии Общественного совета была организована широкомасштабная профилактическая акция «Город, открытый детям», в ходе которой проведён ряд благотворительных мероприятий для подростков, состоящих на учёте в подразделениях по делам несовершеннолетних. Регулярно с участием членов общественных советов проводятся мероприятия и в масштабах всей страны. Так, были проведены Всероссийские патриотические акции «Неделя мужества» и «Счастье быть одной семьёй», в рамках которых реализован комплекс социально-значимых проектов. А также Всероссийские акции «Участие», «Время добрых дел», целью которых было оказание помощи детским домам и другим учреждениям для детей-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей. В последние годы стало очевидным, что наряду с поддержкой несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, мы должны направить наши усилия и на искоренение условий, которые приводят к этому.  Как отметил Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев: «Нам необходимо создать действенную инфраструктуру профилактической работы, комплексную систему реабилитации детей, находящихся в социально опасном положении, для того, чтобы своевременно выявлять неблагополучные семьи, корректировать их проблемы как можно на более ранней стадии, везде, где это ещё возможно – стремиться сохранить ребенку его родную семью». И надо сказать, что Министерство внутренних дел, Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, общественные советы уже реализуют комплекс соответствующих мер.  Как вы знаете, в 78 субъектах Российской Федерации введено около 6 тысяч школьных инспекторов милиции. Их основные задачи: правовое просвещение, пресечение распространения наркотиков и порнографии, предотвращение других преступлений и правонарушений со стороны подростков. В отдельных регионах в качестве эксперимента введён институт семейных инспекторов, осуществляющих пресечение домашнего насилия, семейного пьянства, защиту детей от побоев и издевательств родителей.   Кроме того, для оказания адресной помощи социальным учреждениям для несовершеннолетних практически по всей России органы внутренних дел взяли шефство над детскими учреждениями для трудных подростков. При содействии общественных советов ребятам приобретают обувь, одежда, бытовая техника, продукты питания. Регулярно оказывается психологическая и наставническая помощь, проводятся социальные акции.  Однако, несмотря на всё сделанное, этот вопрос остаётся весьма актуальным. И нам, уважаемые члены Общественного совета, предстоит ещё немало сделать для подрастающего поколения.  Направлений, где милиции необходимы помощь и содействие общественности, очень много. Одно из них – соблюдение и восстановление нарушенных прав и свобод человека, а также укрепление законности среди личного состава органов внутренних дел. Так, в Кемеровской области при активном участии членов Общественного совета при ГУВД проведена акция «24 часа в дежурной части», направленная на осуществление общественного контроля за соблюдением законности при регистрации заявлений и обращений граждан. В Нижегородской области совместно с молодёжными организациями была проведена акция «Без взяток», целью которой стала профилактика коррупционных преступлений, как среди сотрудников Госавтоинспекции, так и водителей, пытающихся дать взятку должностному лицу. В качестве ещё одного примера, можно привести Красноярский край, где члены Общественного совета при ГУВД регулярно выезжают в органы внутренних дел и оценивают эффективность работы руководителей подразделений при приёме граждан. В ходе таких выездов проводятся беседы с жителями краевого центра для выявления возможных негативных проявлений со стороны сотрудников милиции.  Такие мероприятия позволяют нам объективно оценивать эффективность работы органов внутренних дел и разрабатывать дополнительные меры контроля. Особо хочу отметить и вклад членов общественных советов в оказание помощи семьям сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебного долга. Например, в Тульской области были проведены соответствующие благотворительные акции, в ходе которых оказывалась финансовая  помощь.  При поддержке членов Общественного совета при ГУВД по Самарской области для детей таких сотрудников в местной государственной филармонии состоялся благотворительный симфонический концерт.  Большое внимание уделяется Вами и духовно-нравственному воспитанию граждан, в том числе – сотрудников органов внутренних дел. В ряде регионов члены общественных советов регулярно проводят лекции, семинары, встречи с личным составом.  Например, в Тюменском юридическом институте МВД России для сотрудников, слушателей и курсантов представители духовенства из числа членов Общественного совета, регулярно читают лекции по религиоведению, а также проводят по данной теме конференции и «круглые столы». В УВД по Орловской области в рамках системы служебной подготовки с руководящим составом на постоянной основе читается курс лекций «Духовная безопасность личности, общества и государства», посвящённого проблемам влияния религии на государственную идеологию и политические процессы. Заслуживает внимания и опыт Мурманской области, где в учебный план занятий со слушателями Учебного центра при областном УВД включены лекции представителей религиозных организаций, входящих в состав Общественного совета об истории мировых религий.  Убеждён, что такие занятия значительно повышают уровень знаний о конфессиональных особенностях. И позволяют более эффективно взаимодействовать с представителями религиозных организаций.  Нельзя обойти стороной и вклад членов общественных советов в формирование объективного общественного мнения о деятельности сотрудников милиции и повышения престижа службы в органах внутренних дел.  Уже стало доброй традицией проводить в субъектах Федерации разводы нарядов милиции, заступающих на службу по охране общественного порядка. В них регулярно принимают участие члены общественных советов, представители органов власти и граждане. Подобные мероприятия не только повышают престиж службы в милиции, но и увеличивают число желающих служить в органах внутренних дел.  На сегодняшнем заседании приведены далеко не все направления нашей совместной работы.  Значительного внимания требуют до сих пор вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Сегодня по всей России весьма эффективно реализуется соответствующая Федеральная целевая программа: организуются масштабные акции и кампании, размещаются профилактические материалы в СМИ.  Например, в УВД по Орловской области при активном участии членов Общественного совета проведена акция памяти жертв ДТП. Тем самым мы хотели привлечь внимание к ужасающим масштабам травматизма и смертности на дорогах, а также последствиям дорожных аварий для детей, потерявших в них родителей. В Еврейской автономной области члены общественного совета совместно с руководителями Госавтоинспекции приняли участие в работе «Общественной приёмной ГИБДД», которая была организована прямо на улице, в одном из скверов Биробиджана. Пешеходы и водители могли не только задавать вопросы, но и высказывать замечания и предложения по проблеме обеспечения безопасности дорожного движения. А в Белгородской области по инициативе члена общественного совета на территории местной городской государственной строительной академии, был открыт детский автогородок, в котором обучаются правилам дорожного движения детей дошкольного и школьного возрастов. Однако этих мер ­на сегодняшний день недостаточно. Есть ещё целый комплекс мероприятий, которые необходимо планомерно реализовывать для того, чтобы наша жизнь стала безопаснее. Большой объём работы предстоит сделать и по борьбе с коррупцией, которая подрывает легитимность общественных институтов власти, наносит удар по обществу, его моральным устоям и правосудию.  Сейчас МВД России уже активно реализуется Национальный план противодействия коррупции, утверждённый Президентом Российской Федерации в июле прошлого года.  Однако, уже давно очевидно, что справиться с коррупцией усилиями только государственных и правоохранительных органов невозможно. Особенно в вопросах преодоления правового нигилизма, формирования негативного отношения к этому явлению. Для более эффективного противодействия коррупции необходимо содействие всех институтов гражданского общества. Не могу не сказать и ещё об одной задаче, которую нам предстоит решать в самое ближайшее время. В следующем году запланирован комплекс мероприятий, посвящённый 65-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне. В связи с этим, всем нам необходимо активизировать работу по подготовке и проведению празднования этой памятной даты. Также нам надо подумать, что мы ещё можем сделать для наших ветеранов, какую помощь оказать тем, кто не щадя своей жизни отстоял свободу и независимость нашей страны.  В заключение своего выступления хочу сказать, что опыт последних лет наглядно показал, что наша совместная деятельность приносит реальные результаты: повышает взаимное доверие граждан к сотрудникам правоохранительных органов, позволяет более действенно обеспечивать общественную безопасность и противостоять преступности. Искренне надеюсь, что в обновлённом составе Общественного совета при МВД России наше практическое взаимодействие будет не менее эффективным. И в дальнейшем станет только крепнуть и развиваться. Материал предоставлен Пресс-центром МВД России. Права на данный материал принадлежат РИАНовости  (29.10.2009).

 

Комитет СФ по обороне поддержал закон об использовании ВС за рубежом

Профильный комитет Совета Федерации по обороне и безопасности поддержал в четверг внесенный президентом РФ законопроект об использовании вооруженных сил (ВС) РФ за пределами страны и рекомендовал верхней палате одобрить его на пленарном заседании 30 октября. Председатель комитета Виктор Озеров напомнил, что, в соответствии с документом, формирования ВС могут оперативно использоваться за пределами России для отражения вооруженного нападения на воинские формирования РФ, дислоцированные за рубежом, для отражения или предотвращения вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к России с соответствующей просьбой, а также для защиты граждан РФ, находящихся за рубежом, от вооруженного нападения на них. "Также, в соответствии с внесенным законопроектом, формирования ВС РФ могут быть использованы в целях борьбы с пиратством", - сказал он РИА Новости. При этом Озеров обратил внимание на то, что решение об оперативном использовании ВС принимает президент РФ на основании соответствующего постановления Совета Федерации. Именно глава государства определяет общую численность воинских формирований и срок их использования, сказал сенатор. "Мы поддерживаем этот закон, поскольку он создает полноценную правовую базу для оперативного использования российских вооруженных сил за пределами страны и способствует тем самым укреплению безопасности российского государства и российских граждан", - заявил председатель комитета. По словам Озерова, возможность использования вооруженных сил для защиты своих граждан прописана в законодательстве многих стран. Права на данный материал принадлежат РИАНовости  (29.10.2009).

 

Режим КТО отменен в Буйнакском районе Дагестана

Режим контртеррористической операции (КТО) в четверг отменен в Буйнакском районе Дагестана, где в среду произошло боестолкновение между силовиками и боевиками, в котором погиб военнослужащий МВД России, сообщил РИА Новости в представитель республиканского УФСБ. "Режим КТО был отменен в 18.00 мск. В лесном массиве было обнаружено радиоуправляемое самодельное взрывное устройство, а также следы крови, что свидетельствует о ранении одного или двух боевиков", - сообщил собеседник агентства. По его словам, несмотря на отмену КТО, мероприятия по поиску боевиков в районе продолжаются. Режим контртеррористической операции в Буйнакском районе Дагестана был введен в среду после того, как, по данным МВД республики, около 11.00 мск там произошло боестолкновение между сотрудниками правоохранительных органов и членами НВФ. В результате столкновения погиб один военнослужащий Внутренних войск МВД. К месту происшествия были стянуты сотрудники ОМОНа, бойцы Внутренних войск МВД России и работники местного РОВД. Права на данный материал принадлежат РИАНовости  (29.10.2009).

 

Новый русский «убийца авианосцев»

Как сообщает strategypage.com, команда в составе 50 человек прибыл в Северодвинск для укомплектования экипажа первой атомной ракетной подводной лодки «Северодвинск» (проект «Ясень», сlass-Graney). Экипаж должен был приступить к тренировкам еще четыре года назад. Головная лодка этого типа будет спущена на воду через несколько месяцев, и введена в эксплуатацию в течение двух лет. В июле этого года началось строительство второй лодки этого типа. В течение ближайших шести лет Россия планирует построить шесть субмарин. Строительство первой лодки было начато в 1993 году, но нехватка финансирования привела к многочисленным задержкам. Первоначально планировалось, что «Северодвинск» должен был войти в строй в 1998 году. Достройка возобновилась шесть лет назад. Если бы работы не прекращались, вторая лодка была бы построена менее чем за шесть лет. 9500-тонная АПЛ проекта «Ясень» оснащена 24 крылатыми ракетами, а также торпедными аппаратами калибра 25,6 дюймов. Некоторые КР могут иметь дальность полета свыше 3000 км. Крупнокалиберные ТА делают возможным пуск КР, а также все более мощных торпед. Корабль высокоавтоматизирован, поэтому его команда составляет менее половины от экипажа американской АПЛ класса Virginia (134 человека).  «Ясень» разработан на базе лодок «Акула» и «Альфа». Первоначально Россия планировала построить 30 «Ясеней».  Права на данный материал принадлежат Военный паритет  (29.10.2009).

 

Отечественная «оборонка» заигралась в «рынок»

Военно-промышленная комиссия при правительстве РФ – постоянно действующий орган, осуществляющий организацию и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации государственной политики по военно-промышленным вопросам, а также военно-технического обеспечения обороны страны. Во времена СССР ВПК существовала при Совете министров, ее руководителем был Юрий Маслюков. В современной России комиссия с таким названием образована указом президента РФ от 20 марта 2006 года. Этим же указом председателем комиссии утвержден вице-премьер – министр обороны Сергей Иванов. В 2007 году ВПК получила право формировать гособоронзаказ, объем которого составляет сейчас около 1 трлн руб. в год.

Президент России Дмитрий Медведев, посетив вчера подмосковное НПО «Машиностроение» («фирму Челомея») – один из флагманов отечественного военно-промышленного комплекса (ВПК), остался весьма недоволен состоянием этого самого ВПК. Через два месяца заканчивается структурное обновление Вооруженных сил страны, и должно начаться техническое переоснащение армии и флота на качественно новом, соответствующем требованиям сегодняшнего дня уровне. А военно-промышленный комплекс к решению такой задачи, оказывается, не готов. «Если по характеристикам вооружений нас будут превосходить, то здесь нам не поможет никакая стратегия, никакие тактические изыскания», – отметил Медведев. Для успешного решения задачи перевооружения российских Вооруженных сил необходимо, чтобы оборонная промышленность давала более высокую отдачу, отметил президент, указав, что «сделать очень серьезный задел» в этом отношении надо как минимум к 2012 году. Собственно говоря, такого результата «развития» ВПК и следовало ожидать после всего того развала, который воцарился на предприятиях «оборонки» еще начиная с горбаческой «конверсии» конца 80-х гг. прошлого века. А последовавший затем развал Советского Союза автоматически привел к гибели большинства предприятий-смежников, находящихся в «суверенных» республиках, где изготавливались детали, блоки и узлы, без которых в России зачастую невозможно было создать конечный продукт. Впрочем, чего пенять на соседей – с началом ельцинских реформ военно-промышленный комплекс фактически был брошен собственным правительством в «свободное плавание», и выжили лишь те, кто сумел получить иностранные заказы. На вооружение и технику для собственной армии у новой России средств хронически не хватало. Результат не заставил себя ждать. «Экспортная ориентация нашего ВПК привела к деградации научно-технических школ практически всех предприятий, а их руководство расписалось в неспособности восстановить технологические цепочки, разорванные во время приватизации начала 90-х, в результате которой КБ оказались оторванными от серийных заводов. Вместо того, чтобы разрабатывать новое оружие, научная элита оборонки сконцентрировалась на модернизации поздних советских разработок под потребности иностранных заказчиков. Например, для Индии АВПК «Сухой» сделал истребитель Су-30МКИ, для Китая – Су-30МКК, а для Малайзии сейчас ваяет Су-30МКМ. Все эти модели, по сути, представляют собой модификации истребителя четвертого поколения Су-27, созданного еще в 80-е гг. (разработка же проекта началась еще в далекие 60-е). Заметим, что, в отличие от российских, все американские и европейские оборонные корпорации ориентированы на внутренний рынок сбыта. И особых проблем с заказами от военных ведомств своих стран на разработку новой техники они не испытывают. В России же после развала СССР ни одной системы вооружений нового поколения так и не появилось. Увеличившийся за последний год с 3,9 до 4,8 млрд руб. гособоронзаказ российскому ВПК не достался. Все эти средства практически полностью были либо потрачены на содержание армии, либо освоены ремонтными заводами Минобороны без какого-либо видимого эффекта. Совершенно очевидно, что средств от экспорта на создание новых образцов военной техники нам никогда не хватит. Разработка истребителя пятого поколения требует $7–8 млрд, новой атомной подлодки – $8–10 млрд, а нового авианосца – $10-12 млрд. Понятно и то, что без новых систем вооружения российских оборонщиков рано или поздно вытеснят с мирового рынка западные конкуренты. Вопрос лишь в том, когда это произойдет», – подводил итог «развитию» ВПК «Эксперт.РА» еще в 2004 году. Справедливости ради надо отметить, что руководители государства, в принципе, проблему видели. Но решать ее пробовали тем единственным способом, которым овладели на высоких государственных постах. Т. е. периодически подбрасывать денег и переводить на другую должность руководителей, откровенно разваливавших дело. Итогом же стал тот результат, которым столь искренне изумлялся вчера президент: «Все последние годы в модернизацию и развитие оборонно-промышленного комплекса вкладываются большие средства. Результаты же пока, на мой взгляд, невысокие. К сожалению, продолжается политика «латания дыр», цели опережающего технологического перевооружения отрасли не достигнуты, об этом нужно сказать прямо», – сообщает ИТАР-ТАСС. Медведев вполне справедливо заметил, что такое функционирование российской «оборонки» является прямой угрозой для жизней российских солдат и офицеров. При этом он почему-то вспомнил лишь про конфликты, «которые, к сожалению, могут возникнуть даже в ситуациях, в которых мы их не прогнозируем». Как будто тех конфликтов, в которых пришлось участвовать нашим военным за последние два десятка лет, было недостаточно, чтобы сделать такой вывод. Президент России понимает, что цены на вооружение и технику должны давать возможность Вооруженным силам осуществлять серийные, а не разовые закупки, и при этом производители должны искать возможности снижения себестоимости военной продукции. «Они также должны быть привлекательными и для наших иностранных партнеров, это – важнейшее условие. По многим позициям привлекательность наших вооружений исчезает, затраты таковы, что смысла покупать их – все меньше», – заявил Медведев. По его словам, это – один из важнейших элементов конкурентоспособности российской оборонной промышленности. Президент подчеркнул, что необходимо искать возможности снижения себестоимости российской продукции. «Мы не сможем объяснить это ни внутри страны, ни за границей, что у нас предприятия занимают по 150–200 га, и что нам все это нужно содержать, поэтому у нас – такие издержки», – сказал он. Как считает Медведев, важнейшей мерой явилось бы снижение себестоимости выпускаемой продукции. «Руководителям ведомств и предприятий необходимо принять меры по снижению себестоимости выпускаемой продукции. Это уже вопрос выживания», – подчеркнул глава государства. При этом Медведев подчеркнул, что сами научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы длятся подчас не годы, а десятилетия. Понятно, что это – зачастую очень сложные исследования. Но Медведев, похоже, уловил и «рыночную» составляющую таких затяжек. И заказчик, и исполнитель годами могут получать и тратить государственные деньги, особо не спеша с отчетностью, а когда пройдут годы и поменяется руководство, уже и концов не найдешь, на что же были потрачены средства. «Это все равно недопустимо», – подчеркнул Медведев, но, к сожалению, не только никого не снял демонстративно с должности, но даже не назвал конкретных фамилий. Пока единственной конкретной мерой, предложенной Медведевым, стало его заявление о принятии соответствующей Федеральной целевой программы. Кроме того, ранее глава государства обещал увеличить государственный оборонный заказ и полностью его оплатить. Конечно, это отрадно, так же, как и факт понимания президентом всей сложности ситуации в российском ВПК. Но как этот кризис будет преодолен, так и остается неясным.

Ситуацию комментирует доктор технических наук, специалист по проблемам оборонной промышленности Юрий Григорьев:

– Для того, чтобы военно-промышленный комплекс эффективно работал, надо определиться, кто им руководит. Причем не просто команды сверху отдает, а выстраивает целую вертикаль, которая и выполнение заказов отслеживает, и потенциальные проблемы анализирует, и горизонтальные связи устанавливает, и многие еще функции выполняет. Вот в Советском Союзе была Военно-промышленная комиссия во главе с заместителем председателя Совета министров, специалистом как раз в вопросах «оборонки». И в аппарате комиссии – еще порядка 200 специалистов по всем направлениям функционирования «оборонки». И было 9 министерств, занимающихся оборонным производством, которые комиссии были подчинены. Были научно-технический совет, система исследовательских и проектных институтов. Ведь Министерство обороны само не может определить, какое оружие и техника и в каких количествах ему потребуются. Для этого нужны специальный анализ и прогнозирование. Институты рассчитывали потенциальные угрозы и вызовы, силы и средства, которые можно им противопоставить, что технически, при имеющихся мощностях и в каких количествах отрасли смогут произвести и поставить в войска. Для этого нужны научные исследования. А для них – специалисты. А сегодня ничего от этого уже не осталось. И нынешняя военно-промышленная комиссия – просто пародия на советскую. И не потому, что люди там плохие, Может, тот же Сергей Иванов искренне за дело переживает. Но у комиссии аппарат – с десяток человек, министерства ей не подчинены, вертикаль подчиненности отсутствует, предприятия подчинены «постольку поскольку». А самое главное – кадры. Ну нет там специалистов по «оборонке»! А пока не будет специалистов – и проку не будет, даже если деньги дадут. Деньги-то тоже с толком использовать надо. И дело тут даже не в форме собственности – госкорпорации это или частный сектор. Мы как-то обсуждали с американцами, французами, как у них частный сектор в «оборонке» работает. Так там сектор хоть и частный, государство каждой компании пятилетний план устанавливает – что и в каких количествах надо произвести. И цены на пять лет вперед определены, задним числом их уже не изменишь. И пусть попробует эта фирма заказ не выполнить – такие штрафные санкции, что фирма просто по миру пойдет, а ее руководителей потом и дворниками на работу не примут. А у нас сейчас все в «рынок» играют, пока еще осталось чем играть. Хорошо, конечно, что Медведев наконец увидел проблему. Но пока он не поставит для ее решения профессионалов с полным набором полномочий, проку не будет. И отдельные федеральные программы здесь не помогут. Максим Хрусталев. Права на данный материал принадлежат KM.RU  (27.10.2009).

 

Информация к размышлению:

Стенограмма поражения ("The New York Times", США)

Награжденный многими наградами генерал сидел напротив своего главнокомандующего и объяснял проблемы, с которыми его армия столкнулся в ходе боев вокруг Кабула: «В Афганистане нет ни клочка земли, который бы не был в какой-то момент оккупирован нашими солдатами. Тем не менее, большая часть территории остается в руках террористов. Мы контролируем центры провинций, но мы не можем сохранять политический контроль над территорией, которую мы завоевываем». «Наши солдаты ни в чем не виноваты. Они воюют очень смело в сложных условиях. Но временная оккупация городов и деревень мало, что стоит в такой большой стране, где мятежники могут просто исчезнуть в холмах», - продолжил он, а затем запросил дополнительные войска и оборудование. «Без них, без новых солдат эта война будет продолжаться еще очень и очень долго», - сказал он. Эти слова звучат так, будто их мог произнести генерал-лейтенант Стэнли Маккристал, главнокомандующими войсками США в Афганистане, в одном из своих недавних разговоров с президентом Обамой. На самом деле они были произнесены Сергеем Ахромеевым, командующим советскими войсками, на выступлении перед Политбюро СССР 13 ноября 1986  года. К тому моменту советские войска находились в Афганистане уже седьмой год (всего советское военное присутствие в этой стране длилось девять лет), и маршал Ахромеев, герой ленинградской блокады, пытался объяснить, почему почти 110 тысяч хорошо экипированных солдат одной из двух супердержав мира терпят поражение от банд «террористов», как Советы называли моджахедов. Стенограмма заседания Политбюро, на котором был сделан доклад Ахромеева, была обнаружена недавно американскими и российскими учеными, изучающими историю холодной войны – этот и другие документы значительно расширяют наши познания по поводу катастрофической военной кампании Советского Союза. В то время как президент Обама раздумывает над будущим Америки в Афганистане, ему бы стоило почитать некоторые из этих документов Политбюро. Он также мог бы почитать парочку захватывающих мемуаров, написанных советскими генералами, воевавшими в этой стране. Эти источники показывают, что между двумя войнами сходства не меньше, чем различий – и администрация могла бы найти в них некоторые ценные советы. Большинство боевых действий во время советской операции в Афганистане проходило в местах, которые уже стали для нас знакомыми, например, в провинциях Кандагар и Гильменд. Главной базой советских операций был Баграм, где сегодня находится штаб-квартира американских войск. За годы войны Советы часто меняли свою тактику, но большую часть времени они безуспешно пытались умиротворить проблемные южные и восточные районы страны, регулярно прочесывая границу с Пакистаном, через которую в страну попадали многие партизаны (так же как сегодня это делают талибы). Эта война отличалась спорами между военными и политиками. Как показывают российские документы, политики отдали указание о вторжении, не вняв советам вооруженных сил. Глава советского Оборонного штаба маршал Николай Огарков высказал свои сомнения незадолго до того, как армия была отправлена в Афганистан в рождество 1979 года. Он заявил Дмитрию Устинову – министру обороны, бывшему любимцем Сталина – что опыт британской и царской армий в 19-м веке должно стать предупреждением. Устинов ответил: «Что, теперь у нас генералы заведуют политикой Советского Союза? Ваша задача – планировать операции и проводить их… Заткнитесь и выполняйте приказы». Огарков отправился к главе КПСС Леониду Брежневу. Он предупредил, что вторжение «может втянуть нас в незнакомые, сложные условия и объединить против нас весь мусульманский восток». Ему не дали договорить. «Занимайтесь военными вопросами, - приказал ему Брежнев. – Оставьте политические решения нам». Советские лидеры поняли, что допустили ошибку, вскоре после вторжения. Изначально, цель миссии состояла лишь в поддержке коммунистического правительства, пришедшего к власти в результате переворота, который Москва пыталась предотвратить, но была вынуждена поддержать, когда это не удалось. Вся операция должна была занять не больше нескольких месяцев. Но джихад моджахедов против безбожников-коммунистов получил огромную общественную поддержку как внутри страны, так и за ее пределами. В страну полились деньги и современное оружие из Америки и Саудовской Аравии. Все это попадало в Афганистан через Пакистан. Советское руководство считало, что вывод войск может оказать непоправимый урон престижу СССР в холодной войне, поэтому оно все больше и больше втягивалось в провальную оккупацию. Годами Советы проводили бомбардировки городов и деревень, убивая тысячи гражданских лиц и вызывая все большую ненависть со стороны афганцев. Какую бы тактику не использовали Советы, результат был всегда одним: новой агрессией со стороны противников. Моджахеды, например, устанавливали тысячи противотанковых мин, чтобы атаковать советские транспортные колонны, перевозящие войска, так же как сегодня талибы используют самодельные бомбы против патрулирующих американских солдат, а также мирного населения. «Примерно 99 процентов битв и стычек, проведенных нами в Афганистане, были выиграны нами, - заявил маршал Ахромеев в ноябре 1986. – Проблема в том, что на следующее утро ситуация такова, будто никакой битвы и не было. Террористы опять в деревне, где они были – или мы думали, что были – уничтожены за день до этого». А теперь послушайте представителя коалиции, объясняющего сложности, с которыми войска коалиции сталкиваются из-за сложного рельефа местности, и будет сложно найти хоть одно различие. Сегодня многие в Вашингтоне призывают президента Обаму списать убытки и найти стратегию для выхода из Афганистана. Но даже если он согласится, это будет непросто. Когда Михаил Горбачев пришел к власти в марте 1985 года, он назвал Афганистан «нашей кровоточащей раной». Он заявил, что завершение войны станет одним из его приоритетов. Но он не мог сделать это, не потеряв престиж. Советское руководство долго увиливало от решения, и это оказалось роковой ошибкой. Министр иностранных дел Эдуард Шеварднадзе хотел немедленно вывести войска в Афганистане и обвинить в войне бывшее кремлевское руководство. То же самое предлагал и самый важный советник г-на Горбачева, крестный отец перестройки и гласности Александр Яковлев. Но г-н Горбачев тянул, ища решения, которое можно было бы назвать победой, или хотя бы другим неуловимым трофеем для армий в беде: миром на почетных условиях. «Голову можно сломать, раздумывая над тем, как уйти оттуда, - пожаловался г-н Горбачев весной 1986 года, как зафиксировано в стенограмме Политбюро. – Мы воюем там шесть лет. Если мы не изменим наш подход, то останемся там еще на 20 или 30 лет. Мы так и не поняли, как вести там войну». Г-на Горбачева также преследовал образ последних американцев, в панике покидающих Сайгон. «Мы не можем убегать в трусах… или без них», - сказал он как-то своему главному советнику по внешней политике Анатолию Черняеву, чьи дневники недавно стали доступны для изучения. Сам Черняев называл Афганистан «наш Вьетнам. Но хуже». Вывод войск превратился в длительную, растянутую агонию. К моменту вывода последних войск в феврале 1989 года, в Афганистане погибли около 15 тысяч советских солдат и 800 тысяч афганцев. «Мы должны сказать, что наши люди отдали свои жизни не зря», - заявил г-н Горбачев на заседании Политбюро. Но даже его мастерство пиара не смогло скрыть унижение поражения. В действительности оно стало началом конца для советской империи в Европе. В 1989 по Восточной Европе прокатилась война революций, а Советский Союз распался двумя годами позже.
В 1988 году Роберт Гейтс, бывший в то время замглавы ЦРУ, заключил пари с Майклом Армакостом, бывшим в то время заместителем госсекретаря США. Он поставил 25 долларов на то, что Советская армия не уйдет из Афганистана. Вскорости после этого униженные Советы отступили. Но есть ли в мире азартный человек, готовый поставить деньги на то, что армия США уйдет из Афганистана столь же уничижительным способом? И примет ли министр обороны такое пари? Виктор Щебешчейн - автор книги "Революция 1989 года: падение советской империи" (Revolution 1989: The Fall of the Soviet Empire)
 Права на данный материал принадлежат: "The New York Times", США (29.10.2009).

 

Обучающая, техническая, научная литература

Электронные версии обучающей, технической и научно-популярной литературы

Рассылки Subscribe.Ru

подписаться  >>>

 

Военная и военно-историческая литература

Электронные версии военной и военно-исторической литературы

Рассылки Subscribe.Ru

подписаться  >>>

 

Normativ-NT - нормативная документация

Электронные версии нормативной и нормативно-технической документации всех направлений от группы Normativ-NT

Рассылки Subscribe.Ru

подписаться  >>>

 


В избранное