Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "ПолитИнформация" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Военно-политические новости (VPN)
VPN – военно-политические новости Добрый день, уважаемые подписчики! По мнению членов группы VPN на сегодняшний день нижепредставленные статьи одни из самых актуальных на сегодняшний момент ……………………… Один милиционер погиб при вооруженном нападении боевиков в Ингушетии Один сотрудник чеченской милиции погиб, еще один ранен в результате вооруженного нападения боевиков в Сунженском районе Ингушетии, сообщил РИА Новости в воскресенье по телефону представитель следственного управления СКП РФ по Ингушетии. "Примерно в 6 часов утра в горно-лесистой местности Сунженского района недалеко от населенного пункта Даттых неустановленными лицами обстреляны сотрудники МВД Чеченской Республики, проводившие спецмероприятие в указанном районе", - сказал собеседник. По его словам, в результате нападения двое сотрудников МВД Чечни получили огнестрельные ранения и были госпитализированы. Впоследствии один из них скончался. На данный момент проводятся предварительные следственные мероприятия, решается вопрос о возбуждении уголовного дела. 08.06.2009
Корабли ВМС Индии и ВМФ России проводят на Балтике совместные учения Фрегат управляемого ракетного оружия (УРО) Военно-морских сил Индии (ВМС) "Беас" в воскресенье завершил деловой заход в Санкт-Петербург и после морского перехода присоединился к корвету ВМФ России "Стерегущий" для проведения совместных учений, сообщил РИА Новости представитель главного штаба ВМФ России. "Российские и индийские корабли после встречи в акватории Балтийского моря приступили к проведению совместных российско-индийских учений "Пассекс", - сказал представитель главного штаба. По его словам, в ходе учений корабли отрабатывают элементы совместного маневрирования и тренировки по связи. "Новейший российский корвет "Стерегущий" впервые принимает участие в международных учениях, добавил собеседник агентства. 08.06.2009
Антитеррористические учения пройдут в КНР Масштабные антитеррористические учения начнутся в Китае во вторник в рамках подготовки празднования 60-й годовщины образования республики, сообщает в понедельник агентство Синьхуа. Учения "Великая стена-6" пройдут в автономном районе Внутренняя Монголия, провинциях Шаньси и Хэбэй - регионах, окружающих столицу страны. Цель учений - "тестирование возможностей данных регионов, а также столицы Китая в противостоянии терроризму и отработка действий в экстренных ситуациях", уточняет агентство. Предстоящей осенью по всему Китаю пройдут масштабные торжества по случаю 60-й годовщины образования КНР. В этой связи власти уделяют повышенное внимание вопросам безопасности. По оценкам местных экспертов, главная террористическая угроза в Китае исходит из западных районов страны. Так, с начала года в Синьцзян-Уйгурском автономном районе на северо-западе КНР было ликвидировано семь подпольных террористических ячеек. Все группировки были обнаружены в городе Кашгар, который считается одной из "опорных баз" сепаратистского движения "Восточный Туркестан", выступающего за провозглашение исламского государства на территории Синьцзяна. Организация подозревается в связях с "Аль-Каидой" и неоднократно организовывала теракты в КНР. В июне 2008 года антитеррористические учения "Великая стена-5" были посвящены подготовке к 29-м летним Олимпийским играм. 08.06.2009
Израильские военные уничтожили боевиков на границе сектора Газа По меньшей мере пять палестинских боевиков уничтожены в понедельник в результате столкновений с израильскими войсками на границе сектора Газа, сообщил РИА Новости источник в местных силовых структурах. Это столкновение стало одним из самых крупных вооруженных инцидентов за последние месяцы. Бой идет в районе контрольно-пропускного пункта Нахаль-Оз. По данным палестинской стороны, израильтяне задействовали против боевиков вертолеты. Представитель пресс-службы Армии обороны Израиля сообщила РИА Новости, что палестинцы первыми атаковали солдат, патрулировавших границу Газы. С израильской стороны потерь нет, сказала собеседница агентства. 08.06.2009
МВД Дагестана переведено на усиленный режим службы Дагестанские милиционеры в связи с гибелью министра внутренних дел республики Адильгерея Магомедтагирова переведены на усиленный режим работы, сообщил в понедельник РИА Новости представитель МВД Дагестана. Магомедтагиров, возглавлявший МВД Дагестана с 1998 года и известный своей непримиримой позицией в отношении террористов и проведением против них многочисленных масштабных операций, погиб в Махачкале в результате покушения, совершенного рядом с банкетным залом "Марракеш", где он участвовал в свадебных торжествах. Погиб также начальник тылового подразделения МВД Абдуразак Абакаров. "В связи со случившимся 5 июня (убийством Магомедтагирова) руководство МВД по Дагестану перевело на усиленный вариант несения службы всю дагестанскую милицию", - сообщил собеседник агентства. 08.06.2009
F-16 «на блюдечке»: харизматичный, но аварийный В наше время понятие «харизма» прочно связано с понятием лидерства, власти отдельной личности. Однако употребление этого понятия вполне допустимо и к отдельным выдающимся человеческим творениям. Особенно, если вспомнить, что слово это в Древней Греции буквально означало «подарок». На протяжении последних десятилетий стремительный, лаконичный образ самолета F-16 производства фирмы «Локхид Мартин», благодаря его огромной серии и мощи американской военной пропаганды поистине стал харизматичным. Одним из «дальних прицелов» пропаганды являлось гарантированное обеспечение сбыта этого самолета другим странам после его устаревания в интересах своевременного освобождения соответствующей ниши рынка для новых, не менее харизматичных «подарков» миру. Намеренно исключив из рассмотрения боевую эффективность F-16, проведем его экспресс-анализ только по одному критерию – уровню безопасности полетов, определяющий характер которого не нуждается в специальных комментариях. Статистика подтверждает, что авиационные происшествия продолжают неизбежно происходить каждый год и по самым различным причинам. При этом самыми ощутимыми в финансовом плане являются те из них, в которых гибнут пилоты и безвозвратно теряется дорогостоящая боевая техника. В 2003 году МО США выпустило директиву о необходимости проведения работ по снижению количества авиационных происшествий с военными самолетами, происходящих по причине человеческого фактора. К этим работам были привлечены сотрудники соответствующих служб ВВС, Армии, ВМС, МП и береговой охраны. Ближайшей задачей было снижение уровня происшествий как минимум на 50% в течение ближайших нескольких лет. Причины такой озабоченности кроются в оценках общего ущерба от происшествий за предыдущие 10 лет до выхода директивы (табл. 1). Таблица 1. Статистика катастроф и оценка ущерба ВВС США за период 1993–2002 гг.
Первым результатом работы представителей указанных служб стало проведение анализа происшествий за предыдущий 10-летний период и договоренность о введении единой системы классификации и анализа авиационных происшествий, связанных с человеческим фактором. Наиболее серьезные авиационные происшествия самолетов в ВВС США подразделяются на 3 основных класса (А, В, С), каждому из которых соответствует наличие одного или более следующих признаков: Класс А:
Класс В:
Класс С:
Средний уровень аварийности в ВВС США за период 1993–2002 г.г. составлял 1,32 катастрофы на каждые 100 000 часов налета или (1 катастрофа на каждые 75 757 часов налета). По этой цифре можно примерно оценивать как вероятность авиакатастроф, так и уровень риска. Служба безопасности полетов ВВС США опубликовала следующие цифры, характеризующие уровень аварийности за этот же период:
Таблица 2. Статистика катастроф по типам ЛА ВВС США за период 1993–2002 гг.
СТА – самолеты тактической авиации (истребители, штурмовики, самолеты-разведчики); ССА – самолеты специализированной авиации (самолеты-топливозаправщики, РЭБ, ДРЛОУ и др.); УТС – учебно-тренировочные самолеты. Для более детального анализа причин происшествий класса «А» были выбраны 124 наиболее показательных случая в ВВС с самолетами различного типа за те же 10 лет (табл. 2). Большая часть из них, 109 катастроф (88%), произошла в процессе тренировочных полетов, в результате чего погибли 173 человека. Проведенный анализ позволил в последующем принять целый ряд мер по снижению уровня аварийности в ВВС США (повышение квалификации пилотов, совершенствование процесса их подготовки и др.). К сожалению, одновременно с этим произошло практически закрытие доступа к ранее доступной информации по аварийности военных самолетов. На данный момент для открытой печати остались лишь общие цифры об аварийности в ВВС США и сведения об аварийности отдельных боевых самолетов за период 1992–2001 гг. и ранее. Результаты работы по упомянутой директиве, видимо, проявятся только через несколько лет, а пока уровень аварийности в ВВС США, похоже, не снижается. Так статистика гласит, что в 2005 году он составил 1,44 аварии на 100 000 часов налета, а это значительно выше, чем за предыдущие 10 лет (1,32). В то же время в авиации ВМС США только за январь и февраль 2006 года произошло 6 катастроф и погибли 7 человек. Более детально можно рассмотреть проблемы аварийности на отдельно взятом американском самолете. Самым массовым американским боевым самолетом является многоцелевой истребитель F-16. Компания «Локхид Мартин», производящая этот самолет с 70-х годов прошлого столетия, сумела продать его более чем 20 странам, построив за это время более 4500 экземпляров различных модификаций. Эта фирма стала настоящим рекордсменом по продажам самолетов, а секрет ее успеха заключается в удачно разработанном менеджменте, обеспечившим программу непрерывной поэтапной модернизации самолета с расширением выполняемых задач по желанию заказчика. При этом каждому потребителю обеспечивается система ремонта и обслуживания, поставка тренажеров, обучение летчиков и т.д. Компания «Локхид Мартин», видимо, сумела извлечь уроки печального опыта поставок в 1950–1960-х годах самолетов F-104 «Старфайтер» для стран-союзников США по НАТО и некоторых других государств (Тайвань, Япония, Пакистан, Иордания). В те годы самолет F-104 получил мрачное, но меткое прозвище «летающий гроб» из-за высокого уровня аварийности, поскольку только в ФРГ погибли десятки летчиков. С тех пор многое изменилось: фирма приобрела опыт, выросло качество сборки самолетов, значительно снизился уровень аварийности. Однако самолет F-16 остается рекордсменом в ВВС США по уровню аварийности. Далее рассматриваются лишь самые сложные и затратные аварии с самолетами, относящиеся к происшествиям класса А и В. Сравнение уровня аварийности самолета F-16 и других тактических самолетов представлено в табл. 3. Показателем уровня аварийности является количество аварий на 100 000 часов налета. Таблица 3. Сравнение уровня аварийности самолетов ВВС США
* Самолет F-117 снят с вооружения в 2008 г. Как видно самолет F-16 значительно превосходит другие самолеты, как по количеству аварий, так и по количеству погибших пилотов. Таблица 4. Статистика ежегодной аварийности по классам А и В самолета F-16
УА* – показатель уровня аварийности, т.е. количество аварий при налете 100 000 летных часов Рекордным как по числу погибших, так и по числу потерянных самолетов оказался 2001 год. В этот год на самолеты F-16 пришлась половина всех катастроф класса А в ВВC США: 13 случаев, 6 погибших и 14 потерянных самолетов. При общем налете самолетов этого типа 340 000 часов уровень катастроф составил 3,83 случая на 100 000 летных часов. Причинами катастроф самолета F-16 в 2001 году стали: · отказ двигателя самолета (7 самолетов); · столкновение самолетов в воздухе при полете в составе звена (3 самолета); · выполнение полета самолета на малой высоте (1 самолет); · столкновение со стаями птиц (1 самолет); · потеря сознания летчиком в результате значительных перегрузок в полете (1 самолет); · потеря летчиком ориентации в пространстве (1 самолет). На рис. 1 показано, что после достижения налета 700 000 часов (в 1985 г.) ВВС США столкнулись с тенденцией увеличения уровня авиационных происшествий в воздухе по причине столкновений самолетов (красная кривая – статистика уровня аварийности, зеленая – оптимальный уровень аварийности). Хотя уровень аварийности слегка уменьшился после 3 млн часов налета, он все же значительно выше, чем должен быть для самолетов такого класса как F-16. Рисунок 1 – Тенденция изменения уровня аварийности самолетов F-16 ВВС США по причине столкновений в полете Чаще всего столкновения происходили между однотипными самолетами в составе звеньев. Основные причины возникновения столкновений: · сосредоточение внимание летчика на датчиках в кабине пилота вместо слежения за окружающей обстановкой в воздухе; · увеличение числа ночных самолетовылетов, в течение которых часто происходит потеря летчиком пространственной ориентации; · недостаточная подготовка летного состава (особенно при ночных полетах). На рис. 2 представлено процентное соотношение катастроф самолетов F-16 из-за отказов двигателей к общему количеству катастроф. Как видно из рисунка, иногда этот показатель вдвое выше, чем показатель 2000 года. Статистика показывает, что за последние 5 рассмотренных лет отказы двигателей самолетов F-16 происходили 29 раз. Рисунок 2 – Относительное количество потерянных самолетов F-16 ВВС США по причине отказов авиационных двигателей за период с 1994 по 2001 гг. В табл. 5 представлена статистика уровня аварийности в результате отказа АД самолета F-16 за период 1999–2001гг. Таблица 5. Уровень аварийности F-16 по причине отказов АД в 1991–2001 гг.
ПС - Потери самолетов УА - Уровень аварийности На рис. 3, 4 и 5 представлен анализ статистики авиационных катастроф самолетов F-16 ВВС США за 2001 год с выделением их причин (рис. 3). Рис. 4 детализирует причины авиационных катастроф из-за отказов агрегатов авиационных двигателей рассматриваемых самолетов. На рис. 5 показан результат анализа причин человеческого фактора (всего 8 катастроф за год): Рисунок 3 – Причины авиационных катастроф самолетов F-16 ВВС США в 2001 г
Рисунок 4 – Причины авиационных катастроф самолетов F-16 ВВС США в 2001 г по причине отказов агрегатов АД
Рисунок 5 – Причины авиационных катастроф самолетов F-16 ВВС США в 2001 г по причине человеческого фактора · один случай связан с некачественной сборкой двигателя на АРЗ; · один случай связан с некачественным ремонтом в условиях части; · один случай комбинированный (некачественный ремонт плюс действия летного состава); · два случая связаны с поставкой некачественных комплектующих; · три случая отнесены к категории «другие» (один не определен, еще 2 остались не известными). На рис. 6 представлена статистика ежегодных происшествий класса В по причине отказа авиационных двигателей самолета F-16 ВВС США за период с 1996 по 2001 годы. Как видно из рисунка, уровень аварийности за это время увеличился более чем в 7 раз (с 5 до 38 случаев). Рисунок 6 – Статистика ежегодной аварийности класса В по причине отказа авиационных двигателей самолета F-16 ВВС США Ниже приведены подробности некоторых катастроф. Отказ двигателя GE-100 на самолете F-16С. Отказ произошел при отработке применения системы РЭБ. При переходе на режим форсажа летчик ощутил вибрации фюзеляжа, и затем произошло отключение двигателя. После тщетной попытки запустить двигатель летчик благополучно катапультировался. Отказ двигателя PW-200 на самолете F-16DG. Через 10,5 минут после взлета при выполнении тренировочного полета на малой высоте летчик ощутил резкую вибрацию корпуса самолета. Летчик начал набирать высоту, тяга уменьшилась. Когда в хвостовой части появилось пламя, летчик катапультировался, отделавшись легкой травмой. Отказ двигателя GЕ-100 на самолете F-16СG. Во время планового полета через 35 минут после взлета у летчика возникли проблемы с двигателем. После неоднократных безуспешных попыток перезапустить двигатель он успешно катапультировался. Ошибка летчика при полете самолета F-16В на малых высотах. Самолет выполнял полет в рамках программы испытаний по отработке задачи разведки. Экипаж состоял из пилота (летчика-испытателя) и специалиста по аэрофотосъемке. Во время маневрирования в процессе выполнения задачи самолет врезался в землю, оба члена экипажа погибли. Пилот самолета F-16СJ потерял сознание от перегрузки. Полет был тренировочным по программе подтверждения квалификации основной летной подготовки. После выполнения 4 км оборонительных маневров летчик потерял сознание, затем, придя в себя, привел в действие катапульту. Однако скорость была слишком высока, а высота слишком мала, что привело к фатальному исходу. Пилот самолета F-16СG потерял пространственную ориентацию. Пилот отрабатывал ночные полеты по перехвату условного противника в паре с ведущим самолетом. Целью полета была программа повышения квалификации с применением устройства ночного видения. Поднявшись на высоту около 6 км, ведущий начал выполнять разворот влево. Ведомый начал выполнять крен влево, чтобы следовать за ним, при этом отвлекся, что привело к потере пространственной ориентации и неспособности выполнять задачу. В течение следующих 23 секунд он продолжал медленно выполнять крен влево пока не возник крен по тангажу, а затем самолет вошел в резкое и крутое пикирование. Пройдя отметку 4 км, пилот начал совершать лихорадочные управляющие действия, приводящие к крену то влево, то вправо, при этом перегрузка составляла от 2 до 8G. Через 13 секунд после начала таких беспорядочных действий и за 1 секунду до столкновения с землей пилот попытался катапультироваться, однако было уже поздно, полученные ранения были несовместимы с жизнью. Отказ двигателя GЕ-129 на самолете F-16СJ. Пострадавший пилот был ведомым в полете парой. Задача – тренировочный полет по программе подтверждения квалификации основной летной подготовки. В процессе захода для выполнения тренировочного упражнения по поражению наземной цели пилот сообщил о проблеме с двигателем. Во время разворота для возвращения на базу он безуспешно пытался запустить двигатель, который не мог быть запущен по причине возникновения серьезных неполадок. Примерно через 70 секунд после доклада о возникновении первых проблем с двигателем пилот успешно катапультировался и затем приземлился на парашюте, получив всего лишь незначительные травмы. Самолет упал и разбился. Расследование показало разрушение лопатки 3-й ступени компрессора, однако точное время ее разрушения определить не удалось. Предполагается, что образовавшаяся в лопатке трещина не была своевременно обнаружена, что впоследствии и привело к данной катастрофе; Столкновение самолета F-16В со стаей птиц. Во время тренировочного полета двух самолетов с целью отработки задачи бомбометания один из самолетов столкнулся со стаей птиц и, по крайней мере, одна из них попала в воздухозаборник двигателя. Пилот доложил о происшествии и попытался посадить самолет на запасной аэродром. В результате происшествия двигатель получил серьезные повреждения: разрушения лопаток компрессора, пробоины масляного радиатора, повреждения трубопровода топливной системы. Несмотря на это двигатель продолжал работать достаточно устойчиво, что позволило пилоту посадить самолет на запасной аэродром, затем выключить двигатель в ожидании пожарной команды. Прибывшая аварийная команда заметила утечку топлива из поврежденного самолета (под самолетом уже образовалось топливное пятно) и сначала решила отогнать самолет подальше от него, не устраняя течи. Летчик попытался запустить двигатель, но начался помпаж и обороты упали. Пилот тут же выключил двигатель, но топлива вылилось еще больше, из-за порывов ветра оно попало на тормозные колодки левого колеса и начался пожар. Пожарная команда справилась с огнем за 10-15 секунд. В связи с изложенным возникает вполне естественный вопрос: а где же высокое качество американского товара, или это миф? Все не так просто и здесь есть свои причины. Во-первых, самолет F-16 уже несколько устарел, особенно для США, которые привыкли идти на несколько лет впереди других стран в области военной техники. Поэтому такой самолет для себя американские ВВС больше не закупают, им нужна современная техника и на повестке дня новые истребители 5-го поколения F-22 «Раптор» и F-35 «Лайтнинг 2». Но бизнес есть бизнес, а продавать американские фирмы умеют. Для этого разработана и система обслуживания, и тренажеры, и система обучения пилотов, плати деньги и получишь пару эскадрилий «на блюдечке». Последний пример – поставка 48 самолетов F-16 для ВВС Польши. От радости, что их приняли в НАТО, поляки «подмахнули» договор о закупке этих самолетов, не обратив внимания, что надо дополнительно платить за переучивание летчиков, дополнительно закупать тренажеры и т.д., а про уровень аварийности этих самолетов они и подавно не ведали. Ведь главное на то время для них было вступить в НАТО и перейти на новые стандарты, а всех остальных своих партнеров США уже давно убедили закупить эти самолеты разработки прошлого века. В настоящее время эхом неприятного для России возврата Алжиром партии МиГ-29, стала критика решения о закупке Минобороны России этой партии для своих ВВС. Однако и по уровню аварийности (даже с учетом разницы в тираже с F-16), и по боевой эффективности МиГ-29 является гораздо лучшим самолетом. Другое дело, что харизматичности у него меньше, но это уже недостаток не самолета, а нашей пропаганды. Валерий АНТОШИН, Евгений КОНДРАТЮК 29.05.2009
Тульский "Дуэт" Туламашзавод подготовил к серийному выпуску новую артиллерийскую установку для ВМФ – "Дуэт" или АК630-М2. Темп стрельбы и эффективность поражения целей увеличены вдвое за счёт ведения огня двумя автоматами. Использование новых технологий позволило на порядок снизить радио заметность этой пушки на корабле. ГШ-6-30 - Грязев-Шипунов, шестиствольный, калибр 30 миллиметров. Этот зенитный автомат – основа известного ракетно-артиллерийского комплекса "Каштан" и корабельной установки АК 630-М. Конструкция выполнена, как многоствольное оружие с вращающимся блоком стволов. "Пушка шестиствольная, стреляет всё время один ствол, из одного положения. За счёт этого достигается большой темп стрельбы. За счёт того, что происходит плавное досылание патронов", - рассказывает о достоинствах оружия заместитель главного конструктора ОАО АК "Туламашзавод" Евгений Макарьев. Установка, оснащённая таким зенитным автоматом, даёт рекордную скорострельность – 5 тысяч выстрелов в минуту. Как говорят военные, высокая плотность огня необходима для защиты на ближних рубежах от авиации, противокорабельных ракет и мин. Разработали это оружие в Тульском КБ приборостроения. Производят рядом, на Туламашзаводе. Здесь же занялись модернизацией артустановки АК-630М. И получилась двухавтоматная артиллерийская установка "Дуэт". На заводе её ласково называют "Сладкая парочка". По словам Евгения Макарьева, АК-630М может стрелять со скоростью 10 тысяч выстрелов в минуту, когда необходима большая плотность огня, чтобы быстро поразить цель. Два ствола – не единственное отличие "Дуэта", у него новые формы обтекателя и кожуха. Впервые в производстве корабельных артиллерийских установок использованы "СТЕЛС-технологии". Видимая надпалубная часть пушки сделана из современных радиопоглощающих материалов. "У нас здесь задействовано и отражение, и поглощение радиоволн, поэтому мы имеем очень хорошие показатели", - утверждает Евгений Макарьев. В радиочастотном диапазоне теперь каждое военное судно должно быть кораблем-невидимкой. Снижение радиозаметности позволяет вписывать новую пушку в контуры современных кораблей. Сейчас "Дуэт" прошёл все виды испытаний и готов к серийному выпуску. По словам. Гендиректора ПО "Туламашзавод" Евгения Дронова, российский военно-морской флот уже заинтересовался "Дуэтом". На некоторые корабли этот комплекс уже прописан. В ближайшем будущем, надеются создатели оружия, интерес проявят и зарубежные фирмы. Разработка суперэффективного оружия серийным заводом – обычная ситуация последних лет для российской оборонки. В бурные постперестроечные годы каждый выживал в одиночку. КБ брались за производство, заводы – за проектирование. Надеяться можно было только на свои кадры и внутренние резервы. Поэтому в 1991 году на Туламашзаводе появился первый в стране отдел информационных технологий. Его основу составили совсем юные студенты тульских вузов. Информационные технологии по трёхмерному математическому моделированию позволили разработать проект "Дуэт" за пять месяцев, а не за полтора года, как обычно. Параллельно проверялись расчёты, отрабатывались детали. Чертежи по локальной сети поступали сразу на станки. Из десяти собственных разработок Туламашзавода, четыре вышли на мировой рынок. "С точки зрения и экономической, и затратной, это неправильное решение… каждый должен заниматься своим делом. Создание ГК "Ростехнологии" и на базе этой ГК холдингов, на мой взгляд, и должно решить эти противоречия", уверен Евгений Дронов. Сегодня совместно с Рособоронэкспортом туляки готовят свою "сладкую парочку" к продвижению на международный рынок. Сомнений в успехе нет. "Дуэт" делает фактически неуязвимым любой боевой корабль. 30.05.2009
Информация к размышлению: Опасные Левиафаны ("Foreign Policy", США) Закручивая гайки внутри страны и играя мускулами на внешнеполитической сцене, напористая Россия усиливает опасения начала новой "холодной войны". Но для того, чтобы понять эти волнующие тенденции надо забыть о Карле Марксе и Владимире Ленине - как это сделали большинство россиян. Вместо этого, обратимся к английскому философу XVII века Томасу Гоббсу, считавшему, что природное состояние человечества - "война всех против всех", а безопасность народа зависит от сильного, даже авторитарного государства; успешными же являются те государства, которые встают в "позу гладиаторов, направляющих друг на друга оружие и зорко следящих друг за другом." Это очень похоже на рецепт, которому следует премьер-министр России Владимир Путин в течение большей части последнего десятилетия с лозунгами об "управляемой демократии", "вертикали власти", и "диктатуре закона", а также настойчивостью в отношении к соседним государствам как принадлежащим к сфере "неприкосновенных интересов" России. Теперь противопоставим эту российскую версию гоббсианства с альтернативным видением государства и государственной деятельности, связанной с именем Иммануила Канта. Этот гигант эпохи Просвещения провел большую часть своей долгой жизни (1724-1804) преподавая логику и метафизику в Альбертинском университете в восточно-прусском городе Кенигсберге. Кант - секулярный вариант святого покровителя сегодняшней Европы. В своих политических трактатах он предвидел и ратовал за вечный мир, основанный на демократическом управлении государством; "торговое братство" между странами (ранняя версия Общего рынка); федерацию государств, придерживающихся схожего мировоззрения (как Европейский Союз); и даже за альянс республик для сдерживания или, при необходимости, поражения агрессивных империй (пророчество о НАТО). В наше время, сочетание Гоббса с Кантом часто воспринимается как дихотомия между "реалистами" и "идеалистами". Но Кант пришел к своему видению не во сне. Он трезво оценивал реалии своего времени, включая кровопролитие и разрушения, связанные с Семилетней войной. В течение пяти лет, Восточная Пруссия была поглощена российским левиафаном. Градоначальники Кенигсберга должны были присягать Екатерине Великой. На рынках и в магазинах, мимо которых Кант проходил каждый день, торговля велась в рублях. Этот эпизод был предзнаменованием того, что произошло с родным городом Канта двумя веками позже. В результате соглашения между Гарри Трумэном, Иосифом Сталиным и Уинстоном Черчиллем, достигнутого в Потсдаме, Кенигсберг был передан Советскому Союзу, проживавшие в городе немцы были депортированы, а рубль вновь стал местной валютой. Космополитический портовый город был закрыт от мира, получив название Калининград. Если это название звучит знакомо, то это потому, что оно недавно было в новостях. 5 ноября прошлого года президент России Дмитрий Медведев пригрозил развернуть в Калининградской области комплексы баллистических ракет, нацеленные на Польшу. Трудно представить себе развитие событий, которое более отчетливо продемонстрировало бы как Россия снова приняла позу гладиатора, нацеливая свой взор и оружие на воображаемых врагов. Хотя России есть много о чем волноваться, включая разрушительные последствия мировой рецессии, у нее нет повода бояться соседнюю Европу. Европейский Союз прошел трансформацию из региона, испытывающего большую войну каждое поколение с XVII века в зону демократического мира. Медведев произнес свои угрозы в первый день президентства Барака Обамы. После восьми лет евроскептицизма Джорджа Буша, Соединенные Штаты получили президента преданного трансатлантической координации стратегии по отношению к России. Основой этой стратегии со временем должно стать убеждение русских в том, что их пост-марксистский, пост-советский, гоббсианский эксперимент на самом деле не реалистичен. Геополитические игры с нулевой суммой просто не сработают в интересах России в эпоху взаимозависимости, глобальных вызовов, и транснационального управления. ХХI век, если мы его хотим пережить, должен быть эпохой, которую все страны, включая Россию, признают как непригодную для гладиаторов и левиафанов - эпохой, которая наградит страны, преданные открытости, сотрудничеству и взаимной выгоде. Поиск совместных решений для общих проблем - таких как мировой экономический кризис и изменения климата - потребует создания согласованной международной системы со своими правилами, к которой Россия должна будет приспособиться, если она желает в полной мере воспользоваться ее плодами. Один элемент дискредитированного в остальном мировоззрения Ленина еще актуален. Он любил говорить, что прошлое и будущее могут быть сведены к двум местоимениям: "кто кого". То есть, "кто над кем восторжествует". Для того, чтобы будущее России было лучше, чем ее прошлое, Кант должен восторжествовать над Гоббсом. Строуб Тэлботт (Strobe Talbott), 08.06.2009 ……………………………………… На сайте www.Normativ-NT.ru в разделе “ Военная и военно-историческая литература “ стали доступны для скачивания электронные книги:
……………………………………… На сайте www.Normativ-NT.ru в разделе “ Документальное видео о военной технике и военной истории “ стали доступны для скачивания следующие фильмы:
|
В избранное | ||