Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Хомаранизм (учение Заменгофа)

  Все выпуски  

Хомаранизм (учение Заменгофа)


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

HOMARANISMO (учение Заменгофа)


Nr 39 (oktobro 2000)

Здравствуйте, дорогие друзья! Saluton, karaj amikoj!
Сегодня в номере:

ДАНИИЛ АНДРЕЕВ

РОЗА МИРА О РЕЛИГИЯХ

L.ZAMENHOF. HOMARANISMO

ЗА СОЮЗ СВОБОДНЫХ ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ!

РАССЫЛКА "ШКОЛА ЭСПЕРАНТО"

КВАЗИ-ШКОЛА ТИБОР СЕКЕЛЬ

ИЗ ПИСЕМ

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ


Даниил АНДРЕЕВ
(1906-1959)

Русский советский поэт и религиозный философ, при жизни которого не было
опубликовано ни одной написанной им строки. Сын Леонида Андреева. Андреев
родился в Берлине, по приезде в Москву окончил Высшие лит. курсы; поскольку
его поэзия не вмещалась в рамки соцреализма, Андрееву приходилось
зарабатывать на жизнь профессией художника-оформителя. В 1937 начал работу
над романом "Странники ночи", задуманным как "эпопея духа" и портрет эпохи;
работу над романом прервала война, которую Андреев провел на фронте. По ее
окончании продолжил работу над романом и закончил его в 1947 г. Роман был
прочтен следователями МГБ и оценен по достоинству: 25 лет во Владимирском
политизоляторе; сам роман, поэмы, поэтические симфонии, стихи, архив
поэта, - все было уничтожено. В тюрьме Андреев приступает к главным работам
своей жизни - трактату "Роза Мира", поэме "Железная мистерия", книге
"Русские боги"; дважды черновики гибли во время обысков, в 1954 г. Даниил
Андреев. перенес тяжелый инфаркт, но ничто не могло остановить "труда,
завещанного от Бога". После пересмотра дела смертельно больного поэта срок
был изменен на 10 лет, и в 1957 г. Андреев вышел на свободу. Триптих (все
три произведения связаны друг с другом) построен на оригинальной
религиозно-философской концепции, в которой основное место принадлежит
"многослойной" вселенной, соответственно представленной в многослойном
космосе Земли. Человечество, обитающее в слое Энроф, состоит из сверхнародов
(групп наций или народностей, объединенных делом создания общей культуры) и
соответствующих им восходящих и нисходящих многомерностей, называемых
метакультурами; возглавляет метакультуру светлый народоводитель - демиург,
замыкает темный народоохранитель - уицраор. Дочь от будущего мистического
брака российского демиурга Яросвета с Соборной Душой русского сверхнарода
Навной - Звента-Свентана - позволит решить мистическую задачу человечества:
создать Розу Мира - будущее гармоничное мироустройство . В целом, творения
Даниила Андреева, не будучи формально научной фантастикой, смыкаются с ее
"мистической" частью.


...Тот факт, что ... всеведением не обладают ни один человеческий коллектив
и ни одна личность, лишний раз показывает беспочвенность претензий какого бы
то ни было учения на абсолютную истинность. Если бы представители Розы Мира
вздумали когда-нибудь претендовать на абсолютную истинность ее учения, это
было бы так же беспочвенно и нелепо.

Но столь же беспочвенно и нелепо утверждение, будто бы все учения или
какое-либо одно учение ложно. Совершенно ложных учений нет и не может быть.
Если бы появилось мнение, лишенное даже крупицы истинности, оно не могло бы
стать учением, то есть переданной кому-то суммой представлений...

Ошибочность религиозных догматов заключается, по большей части, не в их
содержании, а в претензиях на то, что утверждаемый догматом закон имеет
всеобщее, универсальное, космическое значение, а утверждаемый догматом факт
должен исповедоваться всем человечеством, ибо без этого будто бы нет
спасения...

Не противореча друг другу по существу, не сталкиваясь друг с другом в
необозримом духовном космосе, христианство и индуизм, буддизм и ислам,
иудейство и религия шинто говорят о разном, о разных, так сказать, духовных
странах, о разных сегментах Шаданакара; ограниченность же человеческая
толкует это как противоречия и объявляет одно из учений истинным, а
остальные - ложными. - "Если Бог един, то другие боги суть, так сказать,
самозванцы: это - или бесы, или игра человеческого воображения". Какая
детская мысль! Господь Бог един, но богов много; начертание этого слова в
русском языке то с большой, то с малой буквы достаточно ясно говорит о
различиях содержания, вкладываемого в это слово в обоих случаях...

В воссоединении христианских конфессий и в дальнейшей унии всех религий
Света ради общего сосредоточения всех сил на совершенствовании человечества
и на одухотворении природы Роза Мира видит свою надрелигиозность и
интеррелигиозность. Религиозная исключительность ее последователям не только
чужда - она для них невозможна. Со-верчеству со всеми народами в их
наивысших идеалах - вот чему учит ее мудрость...

Пусть христианин вступает в буддийский храм с трепетом и благоговением:
тысячи лет народы Востока, отделенные от очагов христианства пустынями и
горными громадами, постигали через мудрость своих учителей истину о других
краях мира горнего. Сквозь дым курений здесь мерцают изваяния высоких владык
иных миров и великих вестников, об этих мирах говоривших людям. Мирам этим
не соприкоснулся западный человек; пусть же обогатятся его разум и душа
хранимым здесь знанием.

Пусть мусульманин входит в индуистский храм с мирным, чистым и строгим
чувством: не ложные боги взирают на него здесь, но условные образы великих
духов, которых поняли и страстно полюбили народы Индии и свидетельство о
которых следует принимать другим народам с радостью и доверием.

И пусть правоверный шинтоист не минует неприметного здания синагоги с
пренебрежением и равнодушием: здесь другой великий народ, обогативший
человечество глубочайшими ценностями, оберегает свой опыт о таких истинах,
которыми духовный мир открылся ему - и никому более...


Даниил Андреев, "Роза Мира". Глава 3: "Отношение к религиям"


ХОМАРАНИЗМ *
(анонимная статья Заменгофа, опубликованная в 1906 г.)

* От слова homarano, которое означает "член всечеловеческой семьи".

Хомаранизм есть стремление к чистой человечности и к абсолютной
справедливости и равенству между народами.

Идея хомаранизма родилась из прежде существовавшей идеи "гилелизма", от
которого она отличается только тем, что гилелизм касался только одной группы
людей, в то время как хомаранизм касается всех народов и религий.

Хомаранизм есть учение, которое, не отрывая человека ни от его естественной
родины, ни от его языка, ни от его единоверцев, дает ему возможность
избежать всякой лжи и противоречий в своих национально-религиозных принципах
и общаться с людьми всех языков и религий на нейтрально-человеческом
фундаменте, на принципах взаимного братства, равенства и справедливости.
Хомаране надеются, что посредством постоянного взаимного общения на основе
нейтрального языка и нейтральных религиозных принципов и обычаев люди
когда-нибудь сольются в один нейтрально-человеческий народ, но это сделается
постепенно, незаметно и без какого-либо разрушения.
Долгое время инициаторы хомаранизма не осмеливались четко формулировать свои
догмы, боясь, что то, что в теории казалось хорошим, на практике, возможно,
окажется невыполнимым. Но в 1905 году произошло нечто, что уничтожило всякие
сомнения. В августе 1905 года во французском городе Булонь-сюр-Мер имел
место первый всемирный конгресс эсперантистов, успех которого превзошел все
ожидания. Более тысячи человек, которые приехали из самых разных стран всего
мира и принадлежали к 22 разным народам и к самым разным религиям и
философским системам, в течение целой недели жили вместе в самой искренней
дружбе и братстве, говорили между собой исключительно только на нейтральном
международном языке, исповедовали религиозные принципы только
нейтрально-человеческие. Кто слышал многочисленные речи и дискуссии в
просторном и заполненном здании конгресса, кто присутствовал на театральных
представлениях, в которых слушатели и исполнители представляли собой смесь
всех племен и народов, кто видел эту полную раскрепощенность и это
трогательное братство, которое царило между всеми участниками когресса, тот
сам себе не верил, что все эти люди еще вчера были совсем чужими друг другу,
что их объединил только нейтральный язык и что те несколько недель, которые
каждый из них посвятил изучению сказочно простого нейтрального языка,
сделали чудо и, не отрывая никого от его естественной родины, языка или
единоверцев, дали людям самых различных племен и религий возможность жить
между собой в самом мирном и искреннем братстве.

Поразительный успех булоньского конгресса убедил инициаторов хомаранизма,
что абсолютная справедливость, равенство и братство между народами на
практике вполне возможна. Поэтому они решили предложить всем друзьям
справедливости между народами объединиться в отдельную группу, которая среди
друзей международного языка представляла бы отдельную секцию*.

* Не нужно смешивать хомаранизм и эсперантизм. Обе идеи очень родственны
между собой, но совсем не одинаковы. Можно быть отличным эсперантистом и
однако противником хомаранизма.


polemiko

ЗА СОЮЗ СВОБОДНЫХ ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ!

Почему эсперанто до сих пор находится в таком жалком положении в мире?
Есть мнение, что главное препятствие к распространению эсперанто лежит не
вовне, не в сопротивлении "упрямого мира", а внутри, в самих эсперантистах.
Не зря в ходу горькое изречение: "Esperanto venkos, malgrau esperantistoj".

Кто знаком с историей Российского эсперанто-движения, тот знает, что любые
попытки "упорядочить" его, поместив в прокрустово ложе иерархической
организации, наносили угромный ущерб эсперантизму. Бесконечные перетряски,
переименования, реорганизации и связанные с ними игры амбиций, начиная с
1979 г. - все это не активизировало движение, а наоборот, почти убило его.

Факт тот, что эсперанто-движением вообще не нужно руководить. Ему нужно лишь
дать спокойно развиваться. Оно само будет расти и крепнуть, если дать ему
свободу.  Российский Союз Эсперантистов (РоСЭ, REU) в таком виде как сейчас
существует, эсперантистам не нужен. От него больше вреда, чем пользы.

Есть деятельность и есть псевдодеятельность. Настоящая эсп. деятельность -
это распространение языка эсперанто, обогащение его литературы и т.п.
Псевдодеятельность - это увлечение составлением уставов, директив,
всевозможной "координацией" (kunordigo), назначение каких-то "полномочных
представителей", собирание мизерных членских взносов и т.п.
Псевдодеятельность не приносит никакой пользы, наоборот. Такому идейному
движению, как эсперантизм, она вообще противопоказана. К сожалению,
некоторые эсп. руководители увлечены в первую очередь именно
псевдодеятельностью, имитацией деятельности (на настоящую деятельность они
не способны). На эти бесполезные забавы в итоге и фокусируется вся энергия
эсперантистов. С другой стороны, настоящая деятельность не требует никакой
организации.

Нынешнее руководство REU (как и многие предыдущие) явно не способно
руководить эсперанто-движением. Своей пассивностью и безыдейностью, своими
претензиями на "руководство" всеми эсперантистами, наивными директивами,
безжизненными бюллетенями оно добилось того, что в REU осталось всего
несколько десятков "докостных" эсперантистов. Многие думающие эсперантисты
не желают состоять в этой мертвой организации; естественно, нет и притока
новых членов.

Есть ли выход из этой ситуации? Да, есть. Нужно изменить структуру REU,
заменив иерархический принцип на принцип Сети. Объявить REU союзом свободных
и равноправных единомышленников. Отказаться от Устава, президентства и
других должностей, членских взносов. Все равно это все не работает. Устава
никто не соблюдает, "президенту" никто не подчиняется, членских взносов
никто не платит. Поэтому уж лучше признать реальность и называть Российским
Союзом Эсперантистов - все э-движение в России, не пытаясь "регулировать"
его, ставя в подчинение какой-либо группе или отдельной личности.

Если кто-то решит, что я призываю распустить REU или что мои рекомендации
приведут к ее развалу, тот очень ошибается. Напротив: освободившись от
несносного бюрократизма, от всего лишнего, условного, Союз Эсперантистов
обретет новое дыхание и сможет, наконец, свободно развиваться и крепнуть как
демократическое, массовое общественное движение.

Эсперанто-движение всегда было живо своим внутренним импульсом, тем огнем,
который был заложен еще Заменгофом, а вовсе не благодаря организации. Если
все эсперантисты будут признаны равными, они будут действовать слаженнее и
дружнее. Это особенно явно в наше время, когда все более важную роль в
эсперанто-движении играет Интернет. В Интернете все равноправны, какая бы то
ни было иерархия в нем исключена; нет членских взносов и прочего
бюрократизма, зато есть возможность непосредственно дружить, сотрудничать,
обмениваться информацией...

Предлагаемая реформа в интересах самих руководителей REU. Отказавшись от
официальных должностей, они тем самым снимут с себя тяжелую ответственность
за развитие эсперанто-движения. Все будут ценить их за то, чтО они делают, и
никто не будет их осуждать за то, чего они НЕ делают.

Konkordo

P.S. Кто-то скажет: как же быть с универсальным принципом Иерархии. Но
бывает Иерархия истинная и иерархия ложная. Как в религии - нужны ли попы
тем, кто искренне верит в Бога? Так и тут. Отказавшись от ложной иерархии
эсперанто-функционеров, мы возвратимся к истинной Иерархии эсперантизма, во
главе которой стоит Учитель Заменгоф и его идеи...


ШКОЛА ЭСПЕРАНТО

С  сентября на "Городском Коте" выходит рассылка "Школа Эсперанто". Уже
вышло девять номеров: 1 2 3 4 5 6 7 8 9. Постоянные рубрики: трудные фразы
из повести "Гравилет Цесаревич" в переводе Ю.Финкеля (когда закончим эту
повесть, будем изучать другие произведения), русско-эсперантские
фразеологизмы, вопросы и ответы по грамматике эсперанто, анекдоты и другое.
Цель этой рассылки - повысить языковую квалификацию эсперантистов. В
настоящее время у "Школы Эсперанто" 1370 подписчиков - намного больше, чем у
идейной рассылки "Homaranismo" (и это слегка огорчает, ведь идея эсперанто
гораздо важнее, чем сам язык!). Главная проблема - как привлечь опытных
эсперантистов к сотрудничеству, ведь у многих есть богатые архивы,
интересные материалы; но пока они в основном молчат и просто пассивно
потребляют предлагаемую им информацию...


KVAZAULERNEJO TIBOR SEKELJ

Добро пожаловать в квази-школу Тибор Секель!

Что такое квази-школа?

Это место, где встречаются десятки школьных классов из всех частей света.
Такая "школа" не является реально существующим домом, а всего лишь место в
Интернете, где однако сотрудничают настоящие ребята.

Кто такой Тибор Секель?

Это был эсперантист и великий путешественник-исследователь, который
взбирался на высочайшие вершины гор, посещал племена в джунглях, знакомился
с народами дальних регионов.
В память о нем сотрудничающие классные группы обмениваются
документальными материалами (игрушки, детские журналы, аудио-кассеты,
фотокарточки, рисунки...) чтобы сравнить свои образы жизни, чтобы
познакомить со своими проблемами.

Если вы желаете увидеть поближе, что делают в квази-школе, посетите ее
сейчас. Чтобы войти в нее, нажмите сюда: http://lps.uniroma3.it/kler/
и щелкните на входные ворота школы! В Справочнике (Informejo) вы найдете
информацию на многих языках.

Если вы заинтересовались возможным участием в школьной работе - или
в качестве школьника, или учителем или сотрудником - пожалуйста
обратитесь к нам через наш Секретариат (Sekretariejo).

                                 Директор квази-школы Mauro la Torre


ИЗ ПИСЕМ

Pri la instruado de kulturo
Mi pensas, ke lingvokurso de Esperanto povas esti uzata por instrui - EN
ESPERANTO - pri nia TUTMONDA heredajho kaj kulturo.
Hispana kurso parolas pri literaturo, muziko, kulturo, ktp en
hispanparolantaj landoj. Germana kurso pritraktas Germanion, kaj eble iom
pri Austrio au Svislando. Sed la naciaj lingvoj ne pritraktas  internacian
kulturon ghenerale.
Kion vi, karaj Esperantistoj, pensas pri tio: rekomendi Esperanton por
la instruado de la tutmonda kulturo?


Dennis www.linguafest.org


ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

http://mx.astrologos.ru/AstroLogos_Library/Rose/
"Роза Мира" Д.Андреева на сайте "Астрологос"

http://www.geocities.com/Area51/Chamber/4544/index_r.html
- Алла Андреева о Данииле Андрееве

Бхагавад-Гита (на 16 языках)
http://www.bhagavad-gita.org/

Израильская система Babylon не только содержит множество словарей и
энциклопедий, но и предоставляет каждому желающему возможность составить
свой собственный словарь! (может пригодиться эсперантистам)
http://www.babylon.com

Оригами (игрушки из бумаги)
http://www.multimania.com/corobu
сайт на эсперанто и французском языках

Esperanta Klubo Zamenhof
http://www.domo.hpg.com.br/
Новый сайт бразильских эсперантистов

Literatura Kafejo

http://www.geocities.com/Paris/8159/
Литературное кафе

Politicians Of The World
Monarchs, Presidents, Prime Ministers, Provincial Governors - 196 Countries
http://www.trytel.com/~aberdeen/index.html
Официальные страницы правителей почти всех стран мира
(почему бы не написать им об эсперанто?:))


Подписка  Статистика  Предыдущие номера рассылки:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 32 33 34 35 36 37 38

До новых встреч!

Konkordo (konkordo@rdven.lv)



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное