Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Информационный Канал Subscribe.Ru

Валентин Распутин пронял до слёз

Звонили из Фонда скульптора Вячеслава Клыкова с предложением выступить на Конференции,
посвященной 500-летию искоренения ереси жидовствующих. Я дал согласие. В работе
о Софье Фоминичне Палеолог, ставшей женой Ивана III и бабушкой Ивана IV Грозного,
я уже попытался осмыслить ересь жидовстующих и роль Иосифа Волоцкого в её разгроме.
Ключевое время было на рубеже XV и XVI веков, как и на остальных рубежах столетий
вплоть до нынешнего.

Почти двадцать лет назад на меня произвел огромное впечатление провидческий рассказа
«Людочка» Виктора Астафьева. Писатель от сердца с болью выразил в этом художественном
шедевре нашу смертную болезнь. Я зарядился ненавистью, прочитав. Ненавистью к
себе, не сумевшему спасти Людочку, мою Россию (http://www.litera.ru/old/read/zvety/astaf/astaf_1.htm).
Затем Виктор Петрович очень эмоционально воспринял разоблачения злодеяний Сталина
и коммунистического режима и политизировался в угоду эмоции и в ущерб разуму.
Более того, трагедия вырождения русского народа объяснялась им художественно
через ошкуривание, а политически все же через вину режима, олицетворение зла.
Вячеслав Огрызко в «Литературной России» в статье «С надломом в политику соваться
нечего» пишет:

«Ещё в конце 1980-х годов среди писателей-«деревенщиков» наметился серьёзный
раскол. Правда, критик Валентин Курбатов долго сохранял надежды, что удастся
лучших выразителей деревенской темы Распутина, Белова и Астафьева вновь объединить
под крышей журнала «Наш современник», руководимого уже Куняевым. Но эти усилия
вызвали резкий протест у Астафьева. В году 1992-м он весьма жёстко ответил Курбатову:

«А народ нам мне спасти уже, хоть бы мы все вернулись, куда велено. Кроме того,
с Васей Беловым я тем более не хочу никуда идти и объединяться. Бывший секретарь
райкома комсомола, вечный член бюро обкома, истовый ревнитель идей партии, ныне
тюкающий топориком церковь, в которой некому молиться, как-то мало у меня вызывает
энтузиазма на объединение духа и согласия идти единым путём в светлое будущее»
(11 марта 2005 г., № 10 /2194/, стр. 3).

Увы, политический вывих Виктора Астафьева претворился и в художественную неправду
его последнего романа о Великой Войне – «Прокляты и убиты».

А Валентин Распутин мобилизует святую самоненависть,без которой нам, русским,
не подняться ныне. Да, надо восторгаться нашим славным прошлым, но ненавидеть
позорное настоящее. И когда читаешь его «Дочь Ивана, мать Ивана», то очищаешь
душу, как к смертному бою (http://nash-sovremennik.info/p.php?y=2003&n=11&id=1)


Вот выступление Валентина Распутина «Шлемоносцы» на IX Всемирном Русском Народном
Соборе, проникся до слёз (http://www.sovross.ru/2005/32/32_3_3.htm):  

«Начну с печальных и мудрых слов И.А. Ильина: «Народы не выбирают себе своих
жребиев, каждый приемлет свое бремя и свое задание свыше. Так получили и мы,
русские, наше бремя и наше задание. И это бремя превратило всю нашу историю в
живую трагедию жертвы; и вся жизнь нашего народа стала самоотверженным служением,
непрерывным и часто непосильным... И как часто другие народы спасались нашими
жертвами и безмолвно и безвозвратно принимали наше великое служение... с тем,
чтобы потом горделиво говорить о нас, как
о «некультурном народе» или «низшей расе».

Эти слова были сказаны еще за пятнадцать лет до Великой Отечественной и сказаны
были не откуда-нибудь, а из Германии, где И.А. Ильин жил тогда в эмиграции. И
прозвучали они удивительно зорким прорицанием новой «трагедии жертвы» и нового
ее непонимания и извращения. К тому времени у нас накопился долгий и тяжелый
опыт жертвенного служения, опыт (это опять слова И.Ильина) «незримо возрождаться
в зримом умирании, да славится в нас Воскресение Христово». 

С.Соловьев насчитал на Руси с 1240 г. по 1462 г. (за 222 года едва неполного
периода татарского ига) двести войн и нашествий. С XIV в. по XX в. за 525 лет
(это уже после ига) 329 лет войны. Две трети своей истории - в сражениях. С Поля
Куликова вернулась только десятая часть ратников Дмитриева войска, вся Русь оглашалась
стенаниями, некому было засевать поля, но некому было в первые десятилетия и
Русь засевать новыми поколениями. Какой еще народ мог выдержать такое и снова
и снова находить силы для возрождения?!

XX век не стал исключением: японская война, Первая мировая, Гражданская, финская,
Халхин-Гол и, наконец, Великая Отечественная, самая жестокая за всю историю России,
взявшая самую обильную смертную дань, оставившая после себя вконец израненное
и измученное тело страны. Никогда еще так грозно не подступал вопрос: быть или
не быть России? И никогда еще не бывало, чтобы так долго кровоточили раны и чтобы
спустя шестьдесят лет после Победы приходилось с горьким сердцем признавать,
что полноценной замены погибшим
так и не произошло.

Эти два события - Поле Куликово и Отечественная война, разделенные более чем
полутысячелетием, невольно в нашем представлении возвышаются над Россией огромными
скорбными курганами. Но они встают рядом еще и потому, что там и там вместе с
огневым и разящим оружием в не меньшей степени действовало оружие духовное, скреплявшее
защитников Отечества в единую плоть и единый дух, в цельную неодолимую преграду.
Они становятся рядом, эти два события, вопреки всему, что их разделяет, еще и
потому, что промыслительно
для того и другого выпало выгодное время: в первом случае уже произошло сцепление
народа, во втором - еще не случилось его расцепления.

От принятия христианства князем Владимиром и до нашествия Батыя прошло 250 лет,
примерно столько же продолжалось татарское иго. Это совпадение двух разнородных
сроков не случайно. Словно сам Господь на весах выверял, чему отдалась русская
душа. На Поле Куликово под водительством двух вождей - князя Дмитрия и Преподобного
Сергия Радонежского - впервые вышла объединенная Святая Русь, там, в ночи рабства,
беспрестанно продолжалась тонкая душетканная работа собирания русичей с помощью
Иисусовой молитвы в единый
народ. Русь возродилась еще до победной битвы, на Поле Куликово она шла скрепленной
в сыновьем и братском родстве - и как сыны Земли Русской, и как братья во Христе.
И самоотверженное воодушевление Дмитриевой дружины было таково, что сколько бы
ни запросила победа, столько и положили бы к ее стопам. «С радостью умирали»
- всегда мне казалось сомнительным и даже фальшивым это выражение, но в решительных
схватках, когда к смерти и готовились, и не чаяли остаться в живых, это было
воинское правило, чтобы не имать
после поражения сраму. 

Отечественная война началась через двадцать лет после революции и Гражданской
войны, после исхода с Родины той части верноподданных России, которая не приняла
революцию и сражалась против нее, после жестокого богоборчества и силового наведения
нового порядка. Новая Россия (СССР) еще не оправилась ни от разрухи, ни от разброда.
Двадцать лет для переворотных событий подобного рода - срок немалый, но народную
душу, столетиями воспитанную в незыблемых нравственных и духовных правилах, в
почитании органической,
судьбой данной Родины, в такие годы искалечить трудно. «Родина-мать» - это прежде
всего было в сердцах, а уж потом зазвучало громко и пропагандно.

Быть может, подобные предположения бессмысленны, но кажется мне, что, навались
Великая Отечественная в грозе и мощи соответствующих времени, еще через двадцать
лет, воевать и побеждать оказалось бы гораздо труднее. Сказались бы и духовная
потрепанность, и постепенное отслоение от матушки-родной земли. Но больнее всего
сказались бы начинающийся распад общего народного тела на части, получающие индивидуальную
чувствительность - и что-то вроде броуновского движения в мозгах. При этом надо
иметь в виду, что Победа
в Отечественной войне эти опасные явления опередила и отдалила тоже, быть может,
лет на пятнадцать-двадцать, иначе они могли проявиться и раньше. 

У Евгения Носова, писателя-фронтовика, есть дивного слова и чувства повесть под
названием «Усвятские шлемоносцы» - о том, как уходили на войну деревенские мужики.
Сорванные известием о ней с самой радостной полевой страды - с сенокоса, они
доживают, точно дожинают, чтобы уложить в суслоны перед молотьбой, последние
сирые денечки среди всего родного, с чем предстоит расстаться. Деревенскому человеку
уходить еще труднее, нежели заводскому или конторскому, он врос в родную землю
так крепко, такое у него богатство
вокруг и в таком родстве он со всем, со всем, что живет рядом, что это не объяснить
даже в самой малой доле. И представить нам это прощание сегодня уже нельзя: не
64 года прошло с той поры, а сотни лет - так изменился человек и так оторвался
он от пуповины породившего его природного мира. В повести, кстати, есть сцена,
которая по смыслу своему выше земного удела человека, когда мать торопливо и
неловко, уже на ходу, догоняя тронувшуюся колонну призывников, сует сыну, как
оберег, как заклинание, тряпицу, в которой
высохшая сыновья пуповина, сохранившаяся с рождения… 

Русский человек оставался православным, так скоро, в какие-то двадцать лет, душа
народная в модные одежды не переодевается. Он весь был пронизан, несмотря на
новые веяния, дыханием тысячелетней России, он сам был ее дыханием, будучи частицей
ее тела. 

Еще не было и быть не могло того, что появилось потом: будто человек выше Родины
и живет в ее стенах по какому-то юридическому соглашению, которое в любой момент
может быть расторгнуто, если не выполняются условия договора. Когда человека
превращают в ничто, это значит, и Родину превращают в ничто, и не может у них
быть разных судеб ни в счастье, ни в несчастье. Последнее замечание относится
уже к нашим временам.

И еще одно, бывшее порукой Победы в Великой Отечественной: Россия тогда оставалась
еще крестьянской страной, а нет вернее, крепче и умелей защитника Отечества,
чем сын крестьянский, который по духовному своему устройству есть повторение
России. А когда крестьянские дети вынуждены были еще и становиться военачальниками,
когда в помощь им были призваны на фронт великие Александр Невский и Дмитрий
Донской, Александр Суворов, Михаил Кутузов и Федор Ушаков, а они, в свою очередь,
потребовали, чтобы тревожный бой
церковных колоколов разбудил и привел на поля сражений их испытанных ратников,
не знавших другого исхода боя, кроме победы; когда запасными полками подошли
они и встали рядом - вся тысячелетняя Русь из глубин своих поднялась наверх,
подобно чаемому граду Китежу, и обрела зримые очертания. 

После этого в победе сомневаться не приходилось. Жертвенная, как всегда, в этот
раз жертвенная в тысячекратном увеличении, доставшаяся в таких невзгодах, каких
никогда не бывало, и от этого еще более дорогая, впаянная в сердца фронтовиков
и всех ее современников, - она сегодня должна быть впаяна в сердце каждого, кто
сознает Россию своим Отечеством. 

Празднуя сегодня эту великую Победу, мы вызываем ее из прошлого, где всего только
десятилетие назад ее пытались похоронить, не только для того, чтобы воздать должные
почести фронтовикам и вспомнить звездный час России, - мы прежде всего вызываем
ее, чтобы приложиться к ней как к национальной и государственной святыне, подобной
чудодейственным святыням Православия, для духовного и физического исцеления.
И чтобы под ее златым омофором призвать в единый строй былых защитников Отечества,
как не однажды в скорбные
времена призывались падшие дотоле для совместного спасения России.

Сегодня мы живем в оккупированной стране, в этом не может быть никакого сомнения.
То, чего врагам нашего Отечества не удавалось добиться на полях сражений, предательски
содеялось под видом демократических реформ, которые вот уже пятнадцать лет беспрерывно
продолжают бомбить Россию. Разрушения и жертвы - как на войне, запущенные поля
и оставленные в спешке территории - как при отступлении, нищета и беспризорничество,
бандитизм и произвол - как при чужеземцах. 

Что такое оккупация? Это устройство чужого порядка на занятой противником территории.
Отвечает ли нынешнее положение России этому условию? Еще как! 

Чужие способы управления и хозяйствования, вывоз национальных богатств, коренное
население на положении людей третьего сорта, чужая культура и чужое образование,
чужие песни и нравы, чужие законы и праздники, чужие голоса в средствах информации,
чужая любовь и чужая архитектура городов и поселков -  все почти чужое, и если
что позволяется свое, то в скудных нормах оккупационного режима.

Чужое настоящее... и что же? - чужое будущее? Но чужое будущее - это уже окончательно
победившее, из оккупационного превратившееся в оседлое и хозяйское свое. Вот
такая перед нами перспектива, если наше сопротивление останется столь же вялым
и разрозненным. И что же - отпразднуем Победу, добытую нашими отцами и дедами,
воздадим им должное - и снова склоним голову?!

Чем добывалась Победа в таких судьбоносных схватках, как Поле Куликово и Великая
Отечественная? Прежде всего самоотверженностью, когда тебя, как индивида, имеющего
право на завтрашнюю жизнь, словно бы и нет, а есть мгновение, которое сильнее
тебя и в которое ты или успеешь или не успеешь сделать спасительный для победы
рывок и невидимые крылья подхватят тебя и вознесут в строй бессмертных: «да славится
в нас Воскресение Христово!»».

Добавить можно, а убавить нельзя.

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.skurlatovdaily
Отписаться

В избранное