Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Информационный Канал Subscribe.Ru

Индия расчищает пространство модернизации

Каждая страна проводит постиндустриальную модернизацию по-своему, в соответствии
со своими историческими традициями и социальными реалиями. Индия – яркий пример.
Вектор задан Индийским Национальным Конгрессом времен Махатмы Ганди, а тактика
следовала методу проб и ошибок, зигзаги, выходы на общечеловеческие 2х2=4. Огромный
пласт низовой нищеты многое определяет, в том числе подпитывает левых, коммунистов,
профсоюзников. И с ними индийским «средним» надо считаться при осуществлении
модернизации.

Джо Джонсон, Эдвард Люс, Квентин Пил опубликовали в английской газете «Файненшл
таймс» 13 марта 2005 года статью «Индию поделят на зоны: Чиновники разрешили
создать там налоговые оазисы», которую перепечатала газета «Ведомости» (Москва,
15 марта 2005 года, № 44 /1326/, стр. А3/:

«НЬЮ-ДЕЛИ — Индийские чиновники подумывают создать в стране особые экономические
зоны. Эта идея, успешно реализованная в Китае, будоражит умы и российских властей.
Правительство Индии рассчитывает с помощью налоговых оазисов привлечь в страну
до $150 млрд прямых инвестиций за пять лет.

Правительство Индии подготовило поправки в законодательство, которые разрешат
властям каждого из 29 штатов страны создавать особые экономические зоны (ОЭЗ).
Индийских чиновников вдохновил пример Китая: бум прямых иностранных инвестиций
в страну был обеспечен во многом за счет “налоговых оазисов”, открытых в последние
20 лет. Кроме того, они, по мысли министра торговли Индии Камала Ната, обеспечат
дополнительные рабочие места, а правительствам штатов позволят обходить жесткие
условия национального трудового
законодательства. Нат сказал, что поправки об ОЭЗ вступят в силу в мае.

Этой инициативе противодействуют левые партии, которые входят в правительственную
коалицию. Ее возглавляет партия ИНК (Индийский национальный конгресс). Левые
считают, что либерализация правил в ОЭЗ станет первым шагом на пути реформы трудового
законодательства. После победы на всеобщих выборах в мае 2003 г. ИНК создавал
правительственную коалицию под обещание не менять его и правила приватизации.
А поправки, разрешающие создание ОЭЗ, разрешат чиновникам на местах определять,
какие из норм трудового законодательства
они будут применять на льготных территориях, а какие — нет. “Каждый штат будет
решать эти вопросы самостоятельно”, — заявил Нат. Это право получит, в частности,
и штат Западная Бенгалия, где правят коммунисты.

Правила трудоустройства — давняя тема для споров индийских политиков. В Индии
трудовые нормы весьма жестки. Например, чтобы сократить штат в компании, где
работает больше 100 человек, надо получать разрешение у правительства штата.
Предприятиям также запрещено нанимать временных работников на длительный срок,
не предоставляя им гарантированного постоянного объема работы. Иностранные инвесторы
часто жалуются, что суровые законы найма работников отбивают у них охоту вкладывать
в индийский рынок.

При этом небольшой объем прямых иностранных инвестиций — одна из основных проблем
экономики Индии. В 2004 г. такие вложения составили $3,5 млрд при плане получить
в ближайшие пять лет $150 млрд. В Китае, для сравнения, иностранные инвесторы
в прошлом году оставили $60 млрд. Экономика Индии, по предварительной оценке,
за минувший финансовый год (закончился 1 марта) выросла на 7%. Но занятость последние
пять лет растет менее чем на 1% в год.

Индийские чиновники поняли опыт Китая так: иностранные инвесторы на первых этапах
реализации проекта больше всего ценят значительные налоговые льготы. Например,
первое время после начала работы — до получения прибыли — с производителя могут
вообще не брать налогов. Впрочем, правительство Индии намерено делегировать право
устанавливать ставки налогов штатам, поэтому, в каком объеме они будут освобождать
от выплат инвесторов, зависит только от них».

Это серьезная проблема - найти просвет в жестком трудовом законодательстве, уговорить
левых и профсоюзников. Но не надо изобретать велосипед. Дэн Сяопин, начиная свои
реформы, пользовался советами Ли Куан Ю. А лидер Сингапура подробно описал в
своей замечательной книге "Сингапурская история: из "третьего мира" в "первый"",
как такие проблемы решаются. Надо работать с профсоюзами и левыми не административно,
а политически, и активно навязывать свою привлекательную социальную политику.

Ли Куан Ю много работал в профсоюзами и коммунистами, создавал с ними Объединенный
Народный Фронт (смотри о конфликте между Ли Куан Ю и профбоссом Супией в моей
рассылке.

Кстати, Ли Куан Ю освобождал новые производства от налогов на 10 лет.

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.skurlatovdaily
Отписаться

В избранное