Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Информационный Канал Subscribe.Ru

Как удалось по-новому взглянуть на общеизвестное

По свежим следам зафиксирую обстоятельства своего переосмысления первых двух
глав Книги Бытия. Сам поражаюсь – как удалось по-новому взглянуть на этот
текст, извлечь из него совершенно неожиданную информацию.

В последние недели мучило томление духа – то и дело обращался к Книге Бытия,
что-то меня тянуло к ней. Толчком послужила трактовка Бога-Отца как «первого
лица» Святой Троицы, и я думал о сопряженности Софии со Святым Духом, ибо
Дух Божий во второй строке Книги Бытия передается древнееврейским словом женского
рода «рýах». В системе Правой Веры, в её «прикладной
эсхатологии» подразумевается, что Элохим («множество высших сил»)
в Начале– это совокупная
личность Сплота Правоверных в Конце. Вопрос вопросов, почти по Антону Чехову
– «как стереть Вселенную в порошок и при этом самому остаться в живых».
Как составить Архе-Программу творения мира в модели «Вечного Возвращения»,
чтобы запрограммировать в ней самих себя как личность?

Всё время возвращался к книге Германа Гункеля «Творение и Хаос в Начале
и Конце» (1895), которая всего меня потрясла в юности. Эта классическая
книга сопрягла последние события Апокалипсиса с первыми событиями Книги Бытия
и тем самым порушила вульгарное представление о «линейности» христианской
модели мира, вскрыла «вечное возвращение» в сердцевине христианского
Откровения. Известно, что абсолютное большинство тех, кто считает себя христианами,
совершенно не понимают учения
Иисуса Христа и воспринимают его совершенно поверхностно, через бездумное обрядоверие.
Подобная же неправда, идущая вразрез со словами Иисуса Христа и его апостолов
и с указаниями Святых Отцов, - свойственна почти всем христанским богословам.
Надо было самому мне открывать себе глаза, а это не просто– я ведь тоже
мыслю стереотипами, как и все.

Написал несколько заметок по близкой тематике, много читал. Ничто не заменит
резонанса дум при личной встрече, в споре и конгениальном общении. А мне уже
много лет не с кем общаться. Умерли Алексей Лосев, Леонид Леонов, Николай Тимофеев-Ресовский
– с ними я мог говорит по душам на глубиннейшие темы. Но остался Николай
Лисовой. Увы, он, как и я, очень занят, мы видимся редко, обычно общаемся по
телефону. И я стал названивать Николаю Николаевичу и обсуждать мучившую меня
проблему, которую я долго не мог
внятно сформулировать даже для самого себя. И Николай посоветовал мне проштудировать
фундаментальный труд Дмитрия Владимировича Щедровицкого «Введение в Ветхий
Завет».

Как же я сам не догадался! Я читал Сергея Булгакова, Василия Розанова, Тору и
комментарии к ней. А труд Щедровицкого – вот он, у меня на полке. Прочел
его – и словосочетание «два Адама» зацепило внимание. И тут
меня озарило – почему два, а не три, ведь в Книге Бытия повествуется, что
до всем известной первопары прародителей Адама и Евы было ещё два Адама –
одного Бог сотворил в конце шестого дня «по образу и подобию» своему,
в рассказ о другом приводится позднее
в Главе 2 Книги Бытия, причем без упоминания «образа и подобия»,
а с моментом «вдувания» Богом духа в уста Адама (в Коране –
в ноздри), сотворенного из праха.

Несколько дней я ничем другим заниматься не мог, полностью жил этим озарением
– продумывал, прорабатывал. И наконец сформулировал то, о чем думал всю
жизнь и неоднократно под разными ракурсами описывал в своих книгах и статьях
– весть о «трех эрах» Бытия, сменяющих друг друга. Классика
здесь – античная мифология с её «веком Урана-Небо», затем «золотым
веком» Кроноса-Время и, наконец, после очередной «битвы в Небесах»
(и на Земле) наступил «век
Зевса-Громовержца».

И сразу текст первых двух глав Книги Бытия, начиная с шестого дня творения до
создания Адама и Евы – предстал совершенно особо, во всех своих намеках.
Легко было сопрячь «трех Адамов» с архантропом, палеоантропом и неоантропом.
И три «эры» тоже выявляются в библейском рассказе о сотворении мира
и человека. Так, анализ под означенным углом слов Книги бытия о «втором
Адаме» (Бытие 2:7-15) позволил обосновать «зазор» во времени
между сотворением второго Адама
и помещением одного из них в «рай в Едеме на востоке» (2:8).

И всё встало на свои места, иудаизм и христианство и ислам сопряглись с древним
язычеством, и Правая Вера стала ещё обоснованнее.

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.skurlatovdaily
Отписаться

В избранное