Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2005-04-02

[TIFLO] История тифлопедагогики

"Дефектология" N5, 2004г.

Обучение слепых в России XIX века: государство и филантропия

Н.Н.Малофеев,

Институт коррекционной педагогики РАО, Москва

Статья продолжает цикл публикаций автора, посвященных истории отечественной системы
специального образования. Предметом анализа в данной статье яв-ляются социокультурные
детерминанты становления и развития обучения сле-пых в России, общеевропейская
логика этого процесса и его специфические особенности. П

Первая попытка организации школьного обучения слепых детей окончилась в России,
как известно, полной неуда-чей. Инициированный Александром I перенос западной
образовательной мо-дели на отечественную почву не дал положительного результата.
Отечествен-ные историки дефектологии по укоренившейся традиции винят в этом правительство
(государство), тогда как говорить, по нашему мнению, следовало бы о пассивности
и незаинтересованно-сти российского общества, о бездей-ствии городских властей
и чиновников от образования [3]. Предложенная пари-жанином Валентином Гаюи модель
специальной школы для слепых в россий-скую жизнь явно не вписалась. На заре XIX
века в империи не оказалось людей, которых могла бы если не увлечь, но хо-тя
бы заинтересовать идея обучения не-зрячих. Чиновники же отнеслись к пове-лению
самодержца как к капризу, причем их опыт подсказывал, что царский нрав переменчив,
вчерашнее усердие завтра может обернуться поводом для неудовольствия, а то и
наказания. Важ-ное дело было сведено к имитации деятельности, и, как только Александр
I от-казался от замыслов преобразования страны на европейский лад, опытная школа
Гаюи тихо угасла через тринад-цать лет после своего открытия. В ре-зультате,
приняв старт одновременно с будущими странами-лидерами помощи слепым, Россия
резко остановилась.

Второе и подлинное рождение в Рос-сии школы для слепых случилось уже в последней
четверти XIX века. В Санкт-Петербурге и Москве нашлись люди, готовые взяться
за это дело и увлечь других своим примером. Всего за два десятилетия (с 1881
по 1900-е год) на территории империи получила бурное развитие практика специального
обучения детей с нарушениями зрения, в результате чего в столицах и в провин-ции
открылось 24 таких учебных заве-дения. Почему же Россия, которая в на-чале XIX
века заметно отставала от стран-лидеров в обучении слепых (Франции, Англии, Пруссии),
на рубе-же XIX-XX столетий сумела по ряду показателей не только настичь их, а
в чем-то даже превзойти?

Парадоксальным образом, совре-менники и нынешние исследователи единодушно оценивали
и оценивают эти десятилетия как годы исключитель-ной неторопливости, если не
бездей-ствия самодержавной власти в области специального образования [6, 8, 9,
10, 11, 12, 13]. Со времени выступления доктора А.И.Скребицкого на II Съезде
представителей профессионального и технического образования1, где он под-верг
резкой критике деятельность Попечительства о слепых, подобные оцен-ки и упреки
в специальной литературе стали общим местом. Но справедливы ли они в полной мере?

Итак, нежизнеспособность первого отечественного училища для слепых, от-крытого
В.Гаюи в Санкт-Петербурге в 1807 году, мы объясняем преждевременностью эксперимента,
осуществ-ленного в обществе, не видевшем смыс-ла в обучении слепых детей грамоте
и не заинтересованном в организации спецальных школ. Подобной же в начале XIX
столетия была позиция подавляю-щего большинства европейцев. Однако в западных,
прежде всего протестантских, странах традиционное пренебрежительное отношение
обществак детям-инвалидам перекрывалось активно-стью государства и городских
властей в сфере образования, которое начинает признаваться базовой ценностью.
На протяжении XIX века в ряде западных стран принимается закон о начальном образовании,
со временем распростра-няемый на глухих и слепых детей. Раз-витие школьного дела
стимулировалось государством и городским самоуправле-нием, поощрялось церковью.
Ко второй половине XIX века пусть у небольшой, но активной и независимой части
горо-жан сформировалось понимание необ-ходимости открытия училищ для незря-чих
детей. Возник социальный заказ, и не удивительно, что нашлись те, кто смог его
исполнить. Таким образом, от-крытие первых учебных заведений для слепых в Париже
и Лондоне, последую-щее стремительное распространение созданных моделей на континенте
произошло в результате того, что векторы интересов государства, представителей
интеллектуальной элиты, городской власти и части просвещенных горожан совпали
с идеями учителей-энтузиас-тов, завтрашних тифлопедагогов.

В этом смысле социокультурный контекст российской жизни от запад-ного отличался
кардинально. На момент открытия в Петербурге училища для слепых еще практиковалась
торгов-ля людьми: указ, запретивший прода-вать крепостных на рынках и ярмар-ках,
был принят только в 1808 году, то есть двумя годами позже открытия пер-вой специальной
школы! Подавляющая часть населения России, патриархаль-ной аграрной страны, не
считала обра-зование базовой ценностью. Более то-го, обучение ребенка-инвалида
(<му-чить калеку>!) могло расцениваться в те годы почти как злодейство.

Продолжим сравнение. В Европе процесс строительства образовательных систем развивался
эволюционно: вслед за церковными (монастырскими) шко-лами в городах появились
светские учеб-ные заведения; по прошествии времени в школы наряду с мальчиками
стала принимать и девочек, затем возникли за-крытые учебные заведения для элиты,
после этого - школы для детей бедноты, для детей иноверцев, и, наконец, для глу-хих
и слепых детей. И хотя во всех запад-ных государствах от момента появления пилотного
заведения до создания сети школ для слепых проходило несколько десятилетий, а
всякое движение начина-лось с королевского ра зрешения, венценосцы не выступали
в роли инициаторов специального образования, не насажда-ли его насильно. Монархи
в Англии, Франции, Австро-Венгрии, Пруссии, Италии, Голландии, Швеции, Швейцарии,
Дании принимали соответствую-щие решения, в том числе о финансиро-вании новых
учреждений из государ-ственной казны, только тогда, когда оказывались сформированными
опреде-ленные социально-культурные условия и инициатива открытия специальной
школы могла найти отклик у подданных. Потребовалось почти полвека, чтобы школы
слепых, как правило, частные, были приняты в число общественных. И тем не менее,
в Германии и Англии к концу 50-х годов XIX века действовало 28 учебных заведений
для незрячих!

Для Российской же империи появле-ние первых специальных школ, по на-шему мнению,
не стало фактом эволю-ционного развития национальной образовательной системы
[2, 3, 4, 5]. Одним из доказательств тому служит дата рож-дения российской специальной
школы. Этот феномен почему-то не заинтере-совал историков тифлопедагогики, а
ведь он уникален: учебное заведение для взращивания элиты - Царскосель-ский лицей
(1811) - появилось в отече-стве позже, чем училище глухонемых (1806) или училище
слепых (1807). Кстати, все три модельных учебных заведе-ния, несмотря на очевидно
различное предназначение, располагались на тер-ритории загородной царской резиден-ции
почти по соседству. Таким образом, первое российское училище слепых также как
и училище глухонемых) возникло исключительно по единоличному решению самодержца.

Итак, в конце XIX века Англия, Гер-мания, Скандинавские страны завер-шали первый
этап развития националь-ных систем специального обучения. В названных государствах
сложилась сеть специальных школ, включавшая учебные заведения для слепых [2,
3]. Россия же лишь приступала к созданию школ для слепых, весьма неторопливо
выходя на этот (первый) этап [2, 4, 5].

Строительство учебных заведений для слепых стало возможным в России на рубеже
XIX-XX столетий, прежде всего, благодаря дотоле невиданному всплеску активности
граждан в сфере деятельной благотворительности, кото-рая, в свою очередь, явилась
следствием предшествовавших либеральных ре-форм. К этому времени был накоплен
опыт поистине всенародных благотворительных акций в поддержку военных инвалидов
и сирот после Отечествен-ной войны 1812 года и Русско-турецкой компании 1876
года. Теперь уже реше-ние венценосной четы учредить при Ве-домстве учреждений
Императрицы Ма-рии (ВУИМ) Попечительство о слепых (1881) явилось реакцией на
чаяния филантропически настроенных поддан-ных - влиятельной и заинтересован-ной
части общества. Таким образом, ес-ли первая школа для слепых в России появилась
исключительно благодаря воле монарха, то создание в 1881 году Мариинского попечительного
совета о слепых стало, в известной мере, ответом государства на инициативу снизу.

Что касается специфичности (само-бытности) первого этапа развития рос-сийской
системы специального обуче-ния, то она обусловлена именно уров-нем развития гражданского
права, наличием (точнее отсутствием) граж-данских свобод. С одной стороны, госу-дарство
создало условия для проявления частной инициативы, с другой, пы-талось руководить
ею, подчинять свободное волеизъявление подданных собственным представлениям о
политической целесообразности. В стране складывалась уникальная ситуация. Граждане
желали сделать вклад (духов-ный и материальный) в дело попечения и обучения слепых
детей. Правительст-во приветствовало их инициативу, но предлагало направить ее
на решение за-дач, лежащих в сфере ответственности государства. Чиновники же,
хлопотав-шие на ниве социальной опеки и образования, не оказывая реальной помощи
филантропам и педагогам-энтузиастам, жаждали регламентировать и контро-лировать
частные инициативы. Лучшим доказательством тому служит история рождения училищ-первенцев:
Санкт-Петербургского Александро-Мариинского училища слепых и Московского учебно-воспитательного
заведения для слепых детей [1, 6, 7, 10, 11], а потому рассмотрим их подробнее.

Первым российским городом, где начала создаваться школа нового типа для слепых
детей, оказалась Москва. Инициатором создания учреждения явился обер-пастор Евангелическо-лютеранского
храма апостолов Петра и Павла Г. фон Дикгоф.

Дикгоф, Генрих Генрихович фон (1833-1911) - обер-пастор протестантской церкви,
российский потомственный дворянин немецкого происхождения, активный член более
сорока бла-готворительных обществ. На заре своей пасторской карьеры он поддержал
начинания неслышащего единоверца Ивана Карловича Арнольда, всячески помогая тому
открыть в Москве школу для глухих детей. Во время час-тых зарубежных поездок
Дикгоф старался посещать образцовые европейские благотвори-тельные и учебные
заведения для детей-инва-лидов, чтобы передавать новые знания землякам в Москве.
В конце жизни <за много-летний труд во имя Отечества> Дикгофу было пожаловано
почетное звание епископа.

Европейски образованный каноник не хотел мириться с тем, что на его ро-дине для
детей-инвалидов делается крайне мало. И если обучение глухих начинало как-то
организовываться, то для слепых по-прежнему существовала только одна перспектива
- нищенская сума и посох. К намеченной цели Дикгоф идет по-немецки планомерно
и последовательно. Прежде всего он от-правляется в ознакомительную поездку в
ведущие учреждения Австрии, Герма-нии и Швейцарии2, во время которой он неожиданно
встречается с путешест-вующей в тех же краях императрицей Марией Александровной3.
Дикгоф по-лучает уникальную возможность не только побеседовать с ней, но и посвятить
высочайшую особу в свои планы. Императрица благосклонно отнеслась к прожектам
лютеранского священника и одобрила его инициативу.

Окрыленный поддержкой Марии Александровны, Дикгоф возвращается на родину преисполненный
радужными надеждами и 19 июля представляет государыне подробную докладную за-писку,
содержащую проект организации специального обучения в России. Тем временем в
Москве все складывается как нельзя лучше, здесь открывается Международная политехническая
выставка (1872), и Дикгофа, являвшегося членом Московского общества любителей
естес-твознания, антропологии и этнографии, избирают председателем ее Педагогичес-кого
отдела. В соответствующей части выставки предполагалось представить материалы
по проблеме начального образования, в том числе по вопросам воспи-тания и обучения
слепых и глухонемых детей. Готовя экспозицию, Дикгоф включает в нее ряд специальных
руководств и пособий, изданных в Австрии, Англии, Германии, Франции, Швейцарии,
а так-же две небольшие собственные брошю-ры: <О глухонемоте> и <О воспитании
и обучении слепых детей>. В них автор знакомил соотечественников с европейским
опытом помощи детям с нарушениями слуха и зрения. И вновь его энергичные старания
были замечены и одобрены го-сударыней.

Расценив похвалу Ее Величества как сигнал к действию, Дикгоф, мечтавший открыть
школу для слепых детей, обращается к высокородным и известным землякам с предложением
организо-вать в Москве особое попечительское общество. Идею поддержали князь
А.Б.Мещерский, князь Д.М.Голицын, братья П.П. и Д.П.Боткины, Г.И.Браун, И.Ю.Давидов,
В.Д.Коншин, К.К.Шильд-бах, Д.Д.Шумахер, организовавшие в 1874 году так называемый
Совет учредителей. Был незамедлительно подго-товлен проект Устава Попечительства
и, согласно строгодействовавшим пра-вилам, направили его на согласование в Министерство
внутренних дел. Формально Устав не вызвал возражений, но официальное разрешение
содержало оговорку, серьезно тормозящую реаль-ное дело. Правительство разрешало
от-крыть учебное заведение для слепых с условием предварительно подготовить подходящее
помещение и собрать начальный капитал в 20 тысяч рублей. За два последующих года
удалось собрать лишь половину требуемой суммы, а тем временем истек срок, отведенный
МВД на организацию училища. Лишь благо-даря вмешательству московского гене-рал-губернатора
князя В.А.Долгорукова удалось добиться отсрочки. Столкнувшись с бюрократическими
препонами, учредители создают Распорядительный комитет (1881)4, члены которого
берут на себя поиск средств и помещения под будущее училище.

Одним из первых шагов Распорядительного комитета становится публика-ция и распространение
среди москви-чей брошюры, рассказывающей о целях и содержании благотворительной
затеи. По убеждению А.А.Адлер, <делу мешали пессимисты, которые утверждали, что
дети, лишенные навсегда зрения, по окончанию курса обучения в заведении не смогут
применять на практике приобретенные ими знания, не смогут сво-им собственным
трудом добывать сред-ства на пропитание. Они утверждали также, что школы для
слепых детей из бедных крестьянских семей совсем не нужны, так как в дальнейшей
жизни эти дети будут лишены того, чем заботливо окружили их в учебно-воспитательном
заведении> [9. С. 7 - 8].

Не ограничиваясь пропагандой идеи обучения слепых, Комитет озаботился подготовкой
педагогических кадров, для чего командирует в Германию гос-пожу Е.А.Фрезе5, <пожелавшую
посвя-тить свою жизнь делу воспитания сле-пых детей для изучения способов и приемов
обучения слепых детей в за-падных странах> [9. С. 8]. По возвраще-нии из-за границы
госпожа Фрезе, так как школа все еще не была открыта, приступила к обучению слепых
детей в приюте принца Ольденбургского, от-крытого при богадельне Московского
Дамского попечительства о бедных.

За год члены Распорядительного ко-митета сумели собрать недостающую сумму и,
наконец, в 1882 году Москов-ское учебно-воспитательное заведение для слепых детей
открылось, приняв двадцать воспитанников. Характерно, что Попечительское общество
распро-странило свою заботу на детей, жив-ших преимущественно в Москве и Мо-сковской
губернии, без различия веро-исповедания и происхождения.

Училище, разместившееся на арен-дованной площади дома Веры Иванов-ны Фирсановой6,
состояло из двух от-делений: школьного и ремесленного. Не удивительно, что московские
энту-зиасты, большинство из которых составляли лютеране или принявшие православие
немцы, особый акцент сделали на обучение ремеслам. Они считали важнейшим итогом
обучения самостоятельность и экономическую независимость выпускников, их спо-собность
обеспечить себе жизнь собственным трудом. Уже через три года после создания школа
располагала не-обходимым оборудованием для книго-печатания шрифтом Брайля7 и
начала издавать оригинальную, не уступаю-щую европейским стандартам, учебно-методическую
литературу.

Итак, от момента представления Дикгофом докладной записки императрице Марии Александровне
до реального от-крытия московского училища прошло одиннадцать лет! За это время
на россий-ском троне Александра II сменил Александр III и просьбу, обращенную
к одной императрице, исполнила другая - Ма-рия Федоровна8. Пока тянулась бюрокра-тическая
волокита, Москва уступила пальму первенства своему извечному со-пернику Санкт-Петербургу.
Там школу для слепых удалось открыть годом рань-ше (1881) стараниями Константина
Карловича Грота.

Все началось с назначения Грота на руководящий пост в Главное Попечительство
для пособия нуждающимся семействам убитых и раненных в русско-турецкой войне
(1877). Следуя вы-работавшейся ревизорской привыч-ке, Грот начал с детального
изучения новой работы и сразу же выяснил, что среди призреваемых достаточно высок
процент инвалидов-слепых. Он решает провести объективную экс-пертизу и организует
на деньги Попечительства медицинскую комиссию или <глазной отряд>, в который
вошли военные и гражданские врачи-окули-сты. Возглавил отряд А.И.Скребицкий9,
обладавший в дополнение к медицинскому, юридическим образова-нием.

Решение К.К.Грота назначить А.И.Скребицкого на пост руководителя <глазным отрядом>
оказалось во мно-гом судьбоносным. Он придерживался прогрессивных взглядов, обладал
не-уемной энергией и остро критическим складом ума. В его лице общество полу-чило
не только одного из самых дея-тельных энтузиастов, но и наиболее яростного критика
недостаточно ак-тивной политики в отношении слепых и государственных властей,
и самого Попечительства. Статистические дан-ные и выводы, представленные специалистами
<глазного отряда>, были мало-утешительными: удручающе большое число инвалидов
по зрению в империи оказалось не только среди участников войны, но и среди населения
в целом. По этому показателю Россия, увы, обо-гнала все европейские страны. Скребицкий
не ограничился только лишь информированием руководства, но и сделал результаты
экспертизы достоя-нием общественности, опубликовав брошюры <Между слепых солдат>
(1879) и <О распространении слепоты и распределении слепых в разных мест-ностях
России> (1886). В них он остро ставил вопрос о необходимости создания патронажной
службы, которая могла бы осуществлять заботу о слепых в государственном масштабе.

Высоко оценив выводы <глазного от-ряда>, К.К.Грот приглашает А.И.Скре-бицкого
к разработке проекта создания в системе ВУИМ особого координацион-ного органа
(Попечительства о слепых), и этот проект получил широкую под-держку и со стороны
медиков (в частно-сти, известных врачей-окулистов про-фессоров К.К.Бродовского,
Л.Л.Гиршмана, С.С.Головина и др.), и со стороны прогрессивно настроенных и широко
известных в стране деятелей науки и культуры. Его горячо поддержали географ П.П.Семенов-ТянШанский10,
юрист А.Ф.Кони, филолог Я.К.Грот, пи-сатель В.Г.Короленко, скульпторы М.М.Антокольский
и А.М.Опекушини. Будучи в ранге министра, К.К.Грот мог самостоятельно представить
бумаги на рассмотрение царя и воспользовался этим правом. Незадолго до своей
траги-ческой гибели Александр II ознакомился с проектом, поддержал доброе начина-ние,
а 13 февраля 1881 года утвердил Ус-тав и персональный состав Мариинского попечительства
о слепых. Главной це-лью Попечительства было определено <обучение слепых доступным
им ремес-лам и занятиям, дабы они могли существовать без посторонней помощи и
рабо-тать, и действовать, по возможности, са-мостоятельно> [7].

13

Занимаясь делами Попечительства, объектом заботы которого изначально были взрослые
слепые, Грот задумался об участи незрячих детей, лишенных в России права быть
грамотными. Не до-жидаясь ничьей помощи, он на собственные средства открыл в
Санкт-Пе-тербурге маленькое частное учебное заведение (1881), ориентируясь при
этом на знакомый ему европейский опыт12. Поначалу учениками было чет-веро, затем
десять слепых мальчиков. Вскоре энтузиаст-филантроп решился на следующий шаг,
вкладывая все име-ющиеся в его распоряжении средства в покупку большого земельного
участ-ка и строительство трехэтажного школьного здания и мастерских.

При создании столичного училища Грот попытался реализовать все лучшее из увиденного
в европейских странах14. Достаточно сказать, что здание строи-лось академиком
А.А.Томашко по специ-альному проекту. В роли консультантов выступали сам Грот
и видный немецкий тифлопедагог Ф.Бютнер15. Константин Карлович разработал типовой
Устав училища, содержание и организацион-ные формы обучения, поставив главной
задачей обучения <подготовку незряче-го к самостоятельной жизни в обще-стве>.
В свою очередь А.И.Скребицкий предложил рельефно-линейный рус-ский шрифт (1882)
и организовал в Гер-мании издание учебников для России.

С момента рождения судьба петер-бургского .училища складывалась ус-пешно, что
в немалой степени объясня-ется близостью его администрации к Совету Попечительства
о слепых. Де-тище Грота не испытывает финансо-вых затруднений, инициативы устрои-телей
не встречают бюрократических преград, поскольку покровителями петербургского
филантропа выступают члены царской семьи. В этом, по-види-мому, и кроются причины
того факта, что Г.Г.Дикгоф и К.К.Грот, двигаясь в одном направлении и проявляя
одина-ковую искренность и энергию, добились разных результатов. Грот обладал
близостью ко двору, а потому докладная записка Г.Г.Дикгофа одиннадцать лет пролежала
под сукном, тогда как совместный проект К.К.Грота и А.И.Скребицкого быстро воплотился
в государственное решение.

Но отличаясь в частностях (с исто-рической точки зрения!), деятельность Грота
и Дикгофа по организации обу-чения слепых, в отличие от Гаюи, оказалась успешной
потому, что к концу XIX века в России изменилось отноше-ние государства и общества
к слепым. Как отмечалось выше, набрала силу светская благотворительность, образование
начало осознаваться базовой общественной ценностью, а обучение слепых стало пониматься
как реализа-ция всеобщего права на образование. В таких условиях Попечительство
о сле-пых ВУИМ сумело открыть более двух десятков учебных заведений.

Еще одним важным событием в этой области стал выход в свет журнала <Русский слепец>
(1886). Его издателем был соратник К.К.Грота, делопроизводитель Совета Попечительства
о сле-пых О.К.Адеракс16.

Если на Западе журналы подобного рода возникали по инициативе учебных заведений,
пожелавших заявить о себе, поделиться опытом или размышлениями об актуальных
вопросах обучения, воспи-тания, организации быта слепых, то в России появление
специализированного периодического издания, как и многое другое, инициировалось
сверху, в данном случае Советом Попечительства. Таким образом, выход первого
номера журнала произошел прежде, чем на него возник спрос. Поначалу журнал знакомил
чита-телей исключительно с положением дел в лучших заведениях Европы, поэтому
неудивительно, что публикуемые матери-алы критически оценивали отечествен-ную
ситуацию и давали ей резко негатив-ные оценки. Социальная опека слепых в России
еще только набирала силы, и не-терпеливые авторы находили много по-водов для
недовольства. Если издатели планировали с помощью журнала искать ответ на вопрос,
каким способом вывести

80

наши школы на уровень немецких, мно-гие авторы были склонны ставить вопрос иначе:
почему в российских губерниях до сих пор нет училищ, подобных Венскому или Дрезденскому?
Объектом жесткой критики вскоре стало и само Попечительство, обвиняемое в малой
активности в сфере улучшения жизни и образования незрячих.

В обществе происходили и другие по-зитивные перемены, касавшиеся образования
инвалидов. Актуальные вопро-сы тифлопедагогики и тифлопсихологии начинают обсуждаться
на научных форумах: II Съезде русских деятелей по техническому и профессиональному
об-разованию (1889), I Всероссийском съез-де по педагогической психологии (1906),
I Всероссийском съезде по семейному воспитанию (1913), I Всероссийском съезде
по народному образованию (1913). В 1901 и 1909 годах прошли два специальных съезда,
организованных Попечительством о слепых. Таким обра-зом, закладывалась традиция
проведе-ния представительных научных и науч-но-практических мероприятий для об-суждения
актуальных вопросов общего, специального и ремесленного обучения слепых, педагогической
психологии, се-мейного воспитания. Поражает стремительность, с которой только
что появив-шееся научное направление педагогики/психологии заявляло о себе. К
началу XX столетия в империи действовало чуть более двух десятков профильных
учебных заведений, а острые проблемы об-разования слепых и их гражданских прав
обсуждались на всероссийском уровне. В этом аспекте Россия уже не ус-тупала европейским
странам.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См. <Обзор результатов деятельности
Попечительства о слепых в России за че-тырнадцать лет на основании его отчетов,
с
1881 по 1894 г.> [13].

2 Дикгоф ознакомился с организацией и
практической деятельностью старейших
институтов слепых в Вене, Ганновере и
Дрездене, швейцарских училищ в Иланце и
Лозанне. Среди изученных им специаль-ных трудов были классические немецкие
работы по тифлопедагогике К.Георги, И.Клейна, А.Цёйне, а также швейцарца Гирцеля,
издавшего Библию рельефным шрифтом, и работы Ф.Гилля, И.Фаттера, К.Гепферта по
сурдопедагогике.

3 Мария Александровна (Максимилиана-Вильгельмина-Августа-София-Мария)
(1824-1880) - императрица. Происходила
из германского владетельного дома. Един-ственная дочь великого герцога Гессенско-го
Людвига II от брака с принцессой Вильгельминой-Луизой Баденской. В 1840 при-няла
православие и сочеталась браком с Александром Николаевичем, будущим императором
Александром И.

4 В Распорядительный комитет вошли
московский генерал-губернатор князь
В.А.Долгоруков (почетный председатель),
Г.Г.Дикгоф (председатель), Ф.М.Сухотин
(вице-председатель), О.Ф.Бергман (казна-чей), И.О.Блок (секретарь), князь Н.Б.Тру-бецкой,
князь В.А.Оболенский, А.Е.Врето,
И.Ю.Давидов, Л.К.Зенгер, В.В.Чертова и
К.К.Шильдбах.

5 Фрезе, Елизавета Александровна -
дочь действительного статского советника,
генерала от инфантерии А.А.Фрезе, одна из
авторов нового Устава Попечительства. На
собственные средства прошла стажировку
в Дрезденском институте для слепых.

6 <Под учебно-воспитательное заведе-ние Комитет решил снять в аренду помеще-ние
первого этажа из 11 комнат в 3-х этаж-ном особняке, принадлежавшем почетному
потомственному гражданину И.Г.Фирсано-ву, на пересечении Соколовского (затем
Фирсановского) и М.Тишинского переул-ков в Грузинах> [9. С. 8].

7 Система Брайля, опубликованная авто-ром в 1834 г., не сразу была признана
всеми
странами. В России система Брайля была
введена только в 1881 г.

8 Мария Федоровна (Мария-София-
Фредерика-Дагмар) (1847-1928) - импе-ратрица. Приняла православие под именем
Марии Федоровны. После вступления на престол Александра III (март 1881 года)
по-лучила титул императрицы.

9 Скребицкий, Александр Ильич (1827-1915) - писатель, врач-окулист и об-щественный
деятель. Жена - Мария Семеновна Скребицкая (1843-1900) урожден-ная Юрьевич, дочь
генерал-адъютанта и од-ного из воспитателей Императора
Александра II, свои молодые годы всецело
посвятила уходу за ослепшим отцом и полу-чила в свете неофициальное имя Антигоны.

10 Семенов-Тян-Шанский Петр Петро-вич (1827-1914) - географ, статистик, об

81

щественный деятель, активно занимался благотворительной деятельностью. С 1885
по 1912 гг. председатель Общества Аренс-бургской санаторной станции для детей
больных рахитом и костным туберкулезом, член-учредитель Фребелевского общества,
член комитета Крестовоздвиженской об-щины сестер милосердия. В Мариинское попечительство
о слепых П.П.Семенова-ТянШанского привели родственные свя-зи, его сестра Наталья
Павловна была же-ной родного брата К.К.Грота, академика Петербургской академии
наук филолога Я.К.Грота.

11 М.М.Антокольский, А.Ф.Кони, В.Г.Ко-роленко, А.М.Опекушин, П.П.Семенов-ТянШанский
и брат К.К.Грота - Я.К.Грот - бы-ли не только лично знакомы между собой, но
являлись, образно говоря, членами <клуба
К.К.Грота>. Проблема распространенности
слепоты в России и помощи незрячим об-суждалась ими неоднократно.

12 Грот познакомился с организацией
школьного дела во многих европейских го-родах (Бадене, Берне, Вене, Лозанне,
Мила-не, Праге, Флоренции, Штутгарте). Любо-пытно, что в своем дневнике он помечал
не
только то, что стоит воспроизвести на роди-не, но и то, чего не следует копировать!
В августе 1881 г. занятия начались в нанятой
К.К.Гротом квартире по адресу: ул. Таври-ческая, д. 7.

13 На покупку ушли значительные лич-ные средства, а также все средства, оставшиеся
в распоряжении К.К.Грота после
смерти сестры. Жертвенный поступок был
оценен властями. Александр III передал
Попечительству о слепых, которое в память
его умершей матери обретает новое назва-ние - Попечительство императрицы Ма-рии
Александровны о слепых, один милли-он рублей (деньги были назначены на бого-угодные
дела еще в 1880 г. Александром II в связи с кончиной его супруги, однако по-трачены
не были). В 1888 г. Попечительство
направляет упомянутые средства на нужды
училища, переименованного к тому време-ни в Александро-Мариинское училище
слепых.

14 Училище разместилось по адресу:
ул. Песочная, д. 37Б и открылось в 1885 г.

15 Бютнер Ф. (ум. в 1898) - немецкий ти-флопедагог, директор Дрезденского института
слепых. Один из соредакторов журна-ла <Blindenfreund> (<Друг слепых>). Инте-ресна
характеристика, которую он дал
Гроту: <К нам приезжает много русских, но
они обыкновенно приходят понюхать и уходят. Не так действовал К.К.Грот, он вни-кал
во все, он замечал то, на что другие и не обращают внимания, он изучал наше дело
так, как будто бы ему самому предстояло лично заведовать училищем для слепых.
Он, можно сказать, сделался специалистом по нашему делу> [12. С. 407-408].

16 Адеракс Оттокар Карлович (1815-?) - государственный деятель, филантроп. По-лучив
приглашение на службу в Попечи-тельство, первым делом совершает ознако-мительную
поездку в лучшие институты Ев-ропы, и по возвращении публикует <Отчет об осмотре
заведений для слепых в Ав-стрии, Швейцарии, Германии и г. Риге> (1885). Знакомство
с положением дел за ру-бежом наводит Адеракса на мысль о необ-ходимости издания
в отечестве специализи-рованного журнала, коих в ту пору в Европе выходило уже
немало.

Литература

1. Константин Карлович Грот и его педа-гогическое наследие: Сб. мат. - СПб.

2. Малофеев Н.Н Западная Европа: эво-люция отношения общества и государства
к
лицам с отклонениями в развитии. Моно-графия. - М., 2003.

3. Малофеев Н.Н. Из истории отечест-венной специальной школы // Дефектоло-гия-
2003 - N 3 - С. 3 - 10.

4. Малофеев Н.Н. История становления
и развития национальных систем специаль-ного образования (социокультурный кон-текст).
Специальная педагогика. - М., 2000.

5. Малофеев Н.Н Устроители школ для
глухонемых обретают второе дыхание //
Дефектология.- 2004.- N 2.- С. 52 - 62.

6. Марголин З.И. История обучения сле-пых.- М., 1940.

7. Отчет Попечительства Императрицы
Марии Александровны о слепых за 1909 г.-
СПб., 1910.

8. Рейх М. Что делает мир для улучшения
участи слепых. - СПб., 1901.

9. Сизова А.И. Анна Александровна Ад-лер. - М., 1996.

10. Сизова А.И. История развития мос-ковской школы для слепых детей. - М.,
1992.

11. Скребицкий А.И. Валентин Гаюи в Петербурге. - СПб., 1886.

12. Скребицкий А.И. Воспитание и обра-зование слепых и их призрение на Запа-де.-
СПб., 1903.

13. Хрестоматия по истории тифлопеда-гогики / Сост. В.А.Феоктистова, - Мч 1987.

82

Выпуск листа на новом месте: 674

   2005-04-02 20:00:23 (#344060)

[TIFLO] Госдума РФ "фундаментально" готовится к отчету федерального правительств

Агентство бизнес новостей
Госдума РФ "фундаментально" готовится к отчету федерального правительства об
исполнении ФЗ N122 (о монетизации льгот).

АБН. 01.04.2005, Санкт-Петербург 17:42 Комитеты по труду и социальной политике,
по охране здоровья, по образованию и науке, по делам женщин, семьи и
детей, по делам ветеранов 4 апреля проведут парламентские слушания на тему: "Правоприменительная
практика Федерального закона от 22 августа 2004г. N122-
ФЗ в части реализации законных прав и интересов граждан". Как сообщил накануне
слушаний председатель комитета по труду и социальной политике Андрей Исаев,
в ходе слушаний планируется подробно рассмотреть все вопросы, связанные с реализацией
122-го ФЗ.
"9 апреля, как известно, истекают два месяца, которые Государственная Дума
дала Правительству на исправление ошибок, связанных с реализацией 122-го
закона", - напомнил глава комитета. 13 апреля в ходе "правительственного часа"
министр финансов, как ожидается, проинформирует депутатов о предварительных
итогах реализации закона в 1-м квартале 2005г. "Мы хотели бы подготовиться к
этому достаточно фундаментально", - сказал А.Исаев. На парламентские слушания
приглашены заместитель председателя правительства РФ Александр Жуков, министры
здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов, финансов Алексей
Кудрин, министр регионального развития Владимир Яковлев, министр транспорта Игорь
Левитин. "По итогам первого квартала можно говорить и о пробелах внутри
самого закона, которые необходимо исправить, чтобы заявленная в преамбуле цель
- улучшение положения льготников - была реализована в полной мере", - заявил
А.Исаев. Он сообщал, что комитеты готовят предложения в проект рекомендаций.
В частности, будет предложено перевести на федеральный уровень жертв политических
репрессий и тружеников тыла и внести в закон "серьезные коррективы, касающиеся
защиты прав инвалидов".
"Мы хотим предусмотреть необходимые средства для оплаты проезда родителей,
сопровождающих детей- инвалидов, а также лиц, сопровождающих слепых, которые
до сих пор не были предусмотрены, - пояснил А.Исаев. - Кроме того, предлагаем
более точную трактовку положения об оплате проезда к месту лечения. Пока
здесь есть разночтения. Минздравсоцразвития и Фонд социального страхования трактуют
эту норму только как проезд к месту санаторного лечения. Мы предлагаем
зафиксировать, что раз в год право на оплату такого проезда имеют все инвалиды
и это может быть как проезд в санаторий, так и междугородный проезд в больницу,
клинику, где проводится обследование и лечение". Кроме того, по словам А.Исаева,
депутаты предлагают вернуться к назначению льготных выплат инвалидам не
по степеням утраты трудоспособности, а по группам инвалидности. "Степень утраты
трудоспособности, - считает председатель комитета, - логично и правильно
применять в качестве критерия при пенсионном обеспечении, потому, что в данном
случае пенсия, выплачиваемая инвалиду, назначается как возмещение заработка,
который человек потерял в связи с инвалидностью. Но когда речь шла о льготах,
они предоставлялись инвалидам не в зависимости от того, насколько инвалид
утратил возможность к заработку, а рассматривались, прежде всего, как средства,
выделяемые государством для облегчения социальной адаптации. Считаю, в
этом вопросе целесообразно вернуться к понятию "группа инвалидности", которое
существовало до 1 января 2005г". Что касается увеличения денежных выплат
некоторым категориям участников ВОВ, то депутаты, по словам А.Исаева, хотят разобраться,
насколько вышедший Указ Президента снял остроту проблемы, требуется
ли дополнительное финансирование или вопрос, связанный с предоставлением льготных
выплат указанным категориям, решен полностью, сообщает управление по
связям с общественностью и взаимодействию со СМИ нижней палаты российского парламента.

Выпуск листа на новом месте: 673

   2005-04-02 14:16:49 (#343922)

[TIFLO] "Бионический глаз" вернет зрение слепым

"Бионический глаз" вернет зрение слепым
01.04.2005 12:48

Американские исследователи из Стенфордского университета успешно протестировали
так называемый <бионический> глаз - чип, имплантируемый в сетчатку.

Чип имеет ширину 3 мм. Человек с таким имплантатом должен носить специальные
очки с видеокамерой. Световой сигнал проходит через камеру и передается на
небольшой беспроводный компьютер, где он обрабатывается и поступает на электронный
светодиодный экран очков, а затем в виде инфракрасного изображения отражается
на чип. Чип, подобно живым клеткам сетчатки, превращает световой сигнал в электрический
и передает его в зрительный нерв.

В мире насчитывается 1,5 млн. невидящих людей, чья слепота вызвана пигментозным
ретинитом (retinitis pigmentosa) и ежегодно в западных странах 700 тыс.
человек заболевают макулярной дегенерацией. Обе эти болезни вызваны разрушением
сетчатки - у больных умирают светочувствительные клетки - палочки и колбочки,
превращающие световые лучи в нервные импульсы, но остаются неповрежденными пути,
проводящие нервный сигнал, сообщил
New Scientist.

Источник:
CNews.Ru

Выпуск листа на новом месте: 672

   2005-04-02 14:15:36 (#343921)