Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Верхов

"Школьный вестник" n8, 2002

Виктор Верхов

ЗВУЧАЛ ОРКЕСТР ДУХОВОЙ

(Из воспоминаний о Саратовской школе)

Крутится диск долгоиграющей пластинки. На ней надпись: <Старинные вальсы и марши.
Исполняет отдельный показательный духовой оркестр Министерства обороны СССР>.

Слушаю духовой оркестр - и воображение рисует картины, описанные русскими писателями-классиками.
Прекрасные старинные вальсы танцевали на балах и маскарадах в дворянских и офицерских
собраниях аристократы, блестящие гвардейские офицеры, высшее чиновничество с
красивыми нарядными дамами. Сколько остроумных и приятных комплиментов, сколько
любовных признаний было произнесено под эти волшебные звуки!

Старинные марши. Воображение рисует совсем иные картины -батальные сцены, торжественные
парады, радость великих побед. Русские войска в 1814 году вступили в столицу
поверженной наполеоновской Франции - в Париж - под марш, написанный в связи с
этим событием, и прошли под него по улицам и площадям французской столицы российские
полки лейб-гвардии гренадёров, егерей, прогремели по мостовым артиллерийские
расчёты, прогарцевали кавалерийские полки и казачьи сотни. В России каждый полк
имел свой оркестр и полковой марш. Слушаю и узнаю марши гвардейских полков -
Преображенского, Семёновского, Измайловского, Егерского, Саратовского 108-го
пехотного полка.

Играет пластинка, звучит духовая музыка, и видится уже моё прошлое.

В 1943 году от огнестрельного ранения я потерял зрение. Радио стало самым надёжным,
самым интересным другом для незрячего мальчика. Это было окно в широкий и далёкий
мир. Отец - на фронте, мать весь день на работе. И вот наступил долгожданный
день Великой Победы. Помню, как пришли мы с матерью на площадь в Хвалынске. Вокруг
ликующая толпа. Люди плакали и смеялись, пели и танцевали, целовались друг с
другом, как на Пасху. Особенно врезалось в мою детскую память то, что в победный,
солнечный майский день на площади играл духовой оркестр. Музыкантами были мальчишки-детдомовцы.

В 1946 году я поступил в саратовскую школу-интернат для слепых детей. Мне тогда
шёл десятый год. А через год в школе появилась славная супружеская чета - Василий
Иванович и Александра Васильевна Калентьевы. Это была музыкальная семья. Василий
Иванович, потеряв зрение в самом раннем детстве, был одним из первых учеников
саратовской школы со дня её открытия. Вся его жизнь была связана с музыкой. Он
преподавал в музыкальных учебных заведениях, руководил коллективами художественной
самодеятельности на предприятиях и в различных организациях, занимался работой
с инвалидами-слепыми. Супруга Василия Ивановича вела уроки пения. Их дети - Тамара
и Герман - виолончелисты, работали музыкантами в симфонических оркестрах филармонии
и театра оперы и балета Саратова. Старший сын, Василий, был дирижером симфонического
оркестра оперного театра имени Кирова в Ленинграде.

Поступив на работу, Василий Иванович взялся за выявление ребят с музыкальным
слухом. В короткий срок он организовал в школе хор, духовой оркестр, кружки игры
на баяне и фортепиано. В ноябре 1948 года сбылась моя заветная мечта: я был принят
в школьный духовой оркестр. Мне исполнилось тогда двенадцать лет.

До сих пор удивляюсь своему упорству в овладении навыком игры на трубе. Как это
я, очень подвижный мальчишка, любивший бегать, прыгать, скакать и кувыркаться,
вполне оправдывавший тем самым свое школьное прозвище - Заяц, несколько месяцев
кряду с величайшие упорством ежедневно занимался, чтобы освоить духовой инструмент?
И мои труды увенчались успехом: я стал трубачом школьного духового оркестра,
в составе которого находился с третьего класса и до окончания школы.

Мероприятия, связанные с выходом нашего оркестра "в люди", были для нас особенно
привлекательными - они были своего рода отдушиной, дающей возможность отдохнуть
от слишком строгого, как нам казалось, внутреннего режима, отвлечься от однообразия
интернатского бытия. Такими событиями были, например, праздничные демонстрации.
Репертуар оркестра на первых порах был невелик и относительно несложен - наша
жизнь на музыкальном поприще только начиналась. Под руководством Василия Ивановича
мы разучили несколько маршеобразных песен: "Взвейтесь кострами, синие ночи!",
"Эй, веселей запевайте вы, соколы!", "Марш водолазов" И. Дунаевского из кинофильма
"Светлый путь" и спортивный марш из кинофильма "Вратарь". Разучили и популярный
в народе марш В. И. Агапкина "Прощание славянки", знаменитый вальс Ильи Шатрова
"На сопках Манчжурии", польку "Бабочка", "Барыню" и несколько бальных танцев.

Нужно сказать, что Василий Иванович подходил к подготовке любого мероприятия
очень ответственно. Так, за несколько дней до первомайских торжеств он проводил
с нами две-три репетиции в походном строю. Почти все оркестранты были незрячими,
поэтому заранее подбирались сопровождающие из ребят с остаточным зрением. После
ужина музыканты выстраивались походным порядком во дворе, под аркою, открывались
металлические ворота, и по команде руководителя наша небольшая колонна под звуки
марша выходила на улицы Саратова. Шли по проезжей части - в те годы транспорта
на улицах было мало. Впереди шёл Василий Иванович в сопровождении супруги. На
нём - потёртое пальто, старенькая кепка, на ногах неизменные галоши, которыми
он шмыгал при ходьбе по асфальту. Иногда, во время марша, старички не выдерживали
быстрого темпа, замедляли шаг. Барабанщик обходил их, и идущие за ним в первом
ряду трубачи втыкались трубами в нижнюю часть спины маэстро.

В народе этот весенний праздник любили. Первого мая почти всегда было солнечно
и тепло, улицы заполнялись празднично одетыми людьми, во главе колонн демонстрантов
шли духовые оркестры. Множество плакатов, транспарантов с лозунгами, флагов,
макеты и цветы - всё это двигалось, колыхалось, реяло. Иногда колонны рассекались
группами бегущих спортсменов. Люди улыбались, весело смеялись, пели и танцевали
под наш оркестр. Впереди нашей школьной колонны, наряду со знаменем школы, флагами
и разными плакатами, кто-либо из учителей и рослых старшеклассников с остаточным
зрением несли особый большой транспорант, на котором краской были изображены
буквы рельефно-точечного шрифта, составляющие слова лозунга "Слава ВКПб!", а
через несколько лет - "Слава КПСС!" или "Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое
детство!", и тому подобные. Под этой надписью, изображённой шрифтом Луи Брайля,
помещался в качестве перевода тот же текст обычным плоским шрифтом. Рядом с этим
транспарантом несли раскрытую брайлевскую книгу.

Особенно волнующий момент наступал для нас, когда наша колонна (а за нами шло
несколько школ) вступала на центральную площадь Саратова, площадь Революции (в
настоящее время - Театральная). Мы, оркестранты, изо всех сил старались пройти
как можно лучше с маршем мимо трибун. Сводный духовой оркестр, сопровождавший
всю демонстрацию, тотчас умолкал, отдавая должное мальчишкам-музыкантам. Над
площадью через громкоговорители взвивалось: "Слава советским школьникам!", "С
праздником вас, ребята!", <Желаем успехов в достижении новых высот на пути к
знаниям!>. Очень уставшие, мы возвращались в школу, возбуждённо обсуждая момент
прохождения по площади. А в школе нас ждал праздничный обед и два пакета со сладостями.
Один - как всем, другой - как оркестрантам. Что ж, мы старались: Потрудились:
И заслужили!

Без участия оркестра не проходило, конечно же, ни одно торжество в школе. Торжественная
часть открывалась Гимном Советского Союза, затем в почётный президиум - это делалось
почти каждый раз - предлагалось избрать <наше мудрое политбюро> во главе с великим
вождём всего прогрессивного человечества - товарищем Иосифом Виссарионовичем
Сталиным. Раздавались бурные аплодисменты - оркестр играл восемь тактов Интернационала.

В марте 1953 года вождь умирает. В красном уголке, у бюста Сталина, замер строй
почётного караула из пионеров, комсомольцев и старших товарищей. Директор объявляет
о кончине вождя-учителя. Слышны всхлипывания девочек и женщин. Василий Иванова
еле слышно прошептал команду, и мы заиграли старую революционную песню "Мы жертвою
пали в борьбе роковой". Я играл, и слёзы скатывались по щекам: <Как же мы теперь
будем жить без кормчего, без дорогого учителя!?" Мы искренне переживали, потому
что верили в то, о чем пели:"Сталин - наша слава боевая, Сталин - нашей юности
полёт!"

Волнующим событием для нас было участие в городских смотрах школьной художественной
самодеятельности, проходивших обычно в дни весенних каникул. К ним мы готовились
очень тщательно. Вообще, выступали мы часто и в разных местах. Например, выступление
в госпитале на улице Рахова запомнилось необычностью обстановки, особенностью
момента. Мы пришли к назначенному времени. После школьной тесноты нам показалось,
что мы попали во дворец - гулкое пространство вестибюля, гладкий мраморный, как
нам показалось, пол, широкие лестницы - всё это нас поразило. Здание госпиталя
было построено ещё в царское время. В годы Великой Отечественной войны в нём
побывали на излечении тысячи раненых бойцов. Даже в начале 50-х в госпитале находилось
немало участников сражений, ставших после тяжёлого ранения инвалидами. Они не
могли передвигаться самостоятельно, и их привезли на наш концерт в колясках.
Пока зрители собирались, оркестр исполнил несколько популярных в те годы танцевальных
мелодий - старинные вальсы, бальные танцы. Начался концерт. Ребята читали стихи,
пели, хор исполнил несколько произведений. Концерт, как обычно, завершал оркестр.

После того, как затихли последние аплодисменты, мы уже начали подниматься с мест,
но из зала вдруг раздался голос. Лежащий в коляске воин попросил: <Ребятки, сыграйте
<Прощание славянки>>. И мы стоя сыграли этот наполненный грустью и в то же время
светящийся боевым духом вальс, а воин-страдалец слушал и: плакал.

В начале 50-х годов в городах существовало раздельное обучение школьников по
половому признаку. Всего в квартале от нашего интерната находилась женская школа
n3. Девочки часто приходили в нашу школу на вечера, на танцы, читали нам журналы
и книги. А наш оркестр был нередким гостем в стенах третьей женской. Дружили
мы и с ребятами из 19-й мужской школы. А однажды, когда наш оркестр был приглашён
комсомольской организацией на торжественный вечер в индустриальный техникум,
нам довелось слышать короткое выступление Юрия Гагарина. Он тогда учился в этом
техникуме и был секретарём комсомольской организации.

После окончания школы, учась уже в университете, я продолжал посещать занятия
духового оркестра в клубе ВОС, потому что любил музыкальное искусство, духовую
музыку. Там я встречался со своими товарищами, бывшими участниками школьного
оркестра. Клубным оркестром руководил замечательный музыкант, композитор, инвалид
первой группы, прекрасный кларнетист Николай Ефимович Белавин.

С 1958 года оркестр принимал участие в зональных смотрах художественной самодеятельности
BОC, которые проходили в Казани. Произведения, которые мы разучивали к смотру,
и технически, и по музыкальному содержанию были довольно сложными - вальс из
музыки к драме Лермонтова <Маскарад> Хачатуряна, фантазия на тему украинских
народных песен <Бандура> композитора Гапона, марш-фантазия Юрия Чичкова "Героям
великих побед". Упорный труд увенчался успехом: мы - любители- стали играть не
хуже военного оркестра. В этом нас заверил военный дирижёр и композитор Евгений
Гезик, приглашённый в качестве музыкального консультанта в наш оркестр. Выступление
было успешным, оркестр наградили дипломом 1-й степени.

И теперь, стоит лишь мне услыхать звуки духовой музыки, тотчас вспоминаю школьный
оркестр, друзей-музыкантов, одноклассников - в в нашем классе учились, кроме
меня, ещё три оркестранта. И когда мы, четверо, в 1957 году покинули стены родной
школы, наш оркестр перестал существовать. Одни участники остались в Саратове
и влились в духовой оркестр городского клуба ВОС, другие разъехались по разным
городам и весям нашей страны, а некоторые уже ушли из этой жизни. Но память не
позволяет мне разделить их на живых и неживых. Все мои товарищи стоят в одном
строю - и я вместе с ними. Я помню их, слышу их голоса и звуки их инструментов,
на которых они играли.

Вот они, замечательные ребята, учащиеся славной саратовской школы-интерната для
слепых детей, которая находилась в городе Саратове по адресу: Вольская, 30:

Трубачи - Зотов Иван, Лопатко Николай, Крашенинников Петр, Музалевский Александр,
Вернигоров Алексей, Туров Алексей, Сидельников Виктор, Верхов Виктор.

Кларнетисты - Сёмин Александр, Морозов Виктор.

Тенористы - Чуканов Виктор (одноклассник), Горин Борис (одноклассник).

Баритонисты - Недовесов Александр (одноклассник), Дыбощин Виктор (одноклассник).

Альтисты - Воронцов Николай, Ермолаев Николай, Красильников Владимир, Лукьянов
Анатолий.

Басисты - Демидов Аркадий, Турукин Тимофей, Тарасов Николай, Баклашкин Виктор.

Барабанщики - Павлов Владимир, Дудников Валентин, Малышев Анатолий.

Все мы - воспитанники Калентьева Василия Ивановича.

Выпуск листа на новом месте: 709

Ответить   Mon, 18 Apr 2005 06:49:56 +0400 (#352863)