[TIFLO] МОСКОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЫСТАВИЛИ НАПОКАЗ

МОСКОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЫСТАВИЛИ НАПОКАЗ
В новом учебном году в МГУ имени М.В. Ломоносова откроются два новых факультета
Григорий Студнев
В Москве под патронажем правительства Москвы и Департамента образования города
Москвы прошла выставка под названием <Дни московского образования>, посвященная
завершению и итогам городской целевой программы <Столичное образование-3>, в
рамках которой последние четыре года шло развитие системы образования города.
Выставка проводится вот уже в пятый раз и является своеобразным отчетом о работе
Московского департамента образования. В этом году появились существенные
изменения в программе выставки: впервые в ней приняли участие организации социального
комплекса Москвы, среди которых Департамент здравоохранения, Комитет
физической культуры и спорта, Комитет по делам семьи и молодежи, Комитет по культуре
и другие организации, ведущие работу с детьми и подростками.
Целью выставки была и разработка нововведений в сфере образования; для этого
на экспозицию приглашались делегаты из 32 стран мира и проводилось анкетирование
посетителей для учета мнений и предложений учащихся и их родителей. Экспозицию
решено было представить в виде отдельных направлений, среди которых такие
программы, как <Образование детей-инвалидов>, <Образование и здоровье>, <Работа
с одаренными детьми>.
Анкеты посетителей выставки еще обрабатываются экспертами, но вряд ли они будут
серьезно расходиться в цифрах и комментариях с выводами Аналитического центра
Юрия Левады, который как раз накануне выставки завершил свое очередное исследование
об отношении россиян к образованию. В возможность получения хорошего
образования в нашей стране верят только 37% опрошенных, а 60% считают, что <это
невозможно>. Возможно, причина такого отношения отчасти кроется в неутешительной
статистике, согласно которой 36,9% образовательных учреждений в России требуют
капитального ремонта, а 5,1% находятся в аварийном состоянии. Но куда серьезней
выглядит на этом фоне проблема кадров. Большинство выпускников педагогических
вузов не желает работать по своей специальности, и связано это напрямую с
катастрофически низкой заработной платой. Как результат - российским школам не
хватает в среднем 25% педагогов! Проблема нехватки профессиональных учительских
кадров актуальна и для Москвы. Так чему же удивляться, что, по итогам исследования,
проводившегося среди учащихся пятнадцати лет из 41 страны мира, российские
школы заняли только 29-е место в мировом рейтинге образовательных систем, уступив
Латвии, Корее, Гонконгу, Канаде и др.
Не лучше ситуация и с высшим образованием. Виктор Садовничий, ректор Московского
государственного университета им. М. В. Ломоносова, выразил главную проблему
так: <То, что в России сейчас 3200 высших учебных заведений и их филиалов вместо
600 всегда имеющихся, означает, что больше половины таких заведений дипломы
просто приобретают. И это беда, это пирамида, с которой мы столкнемся в ближайшие
годы, потому что эти специалисты не способны будут работать так, как
положено>. Кстати, большинство крупных московских вузов имеет множество своих
филиалов в регионах. И не всегда качество преподавания там москвичам удается
тщательно отследить. И с этим нужно что-то делать!
А для посетителей выставки приятной новостью стало сообщение о том, что в МГУ
вскоре начнут работать коммерческая школа переводчиков, созданная на базе
факультета иностранных языков, и факультет глобальных процессов, а Московская
школа экономики МГУ наконец-то начнет набирать бакалавров.
Известия
22 апреля 2005г.
Выпуск листа на новом месте: 742