Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2005-04-19

[TIFLO] Конкурс

* Конкурс на лучшее журналистское произведение, освещающее проблемы
инвалидов.
В конкурсе участвуют материалы, опубликованные в общероссийских и
региональных газетах и журналах, (кроме изданий, учрежденных
Всероссийским обществом инвалидов и других специальных изданий по
проблемам инвалидов и инвалидности), материалы теле- и радиопрограмм за
период с 1 декабря 2004 года по 30 октября 2005 года.
[http://www.rsci.ru/MoreInfo.html?MessageID=3494] ИС RSCI.RU >>

Выпуск листа на новом месте: 715

   2005-04-19 12:40:40 (#353626)

[TIFLO] ДИНАСТИЯ СПОРТСМЕНОВ

Анна Сизова
"Школьный вестник" N1, 2005г.

ДИНАСТИЯ СПОРТСМЕНОВ

Московская школа-интернат N1 для слепых детей воспитала целую династию выдающихся
спортсменов. А началось всё в далёком 1956 году, когда школа-интернат N1 переехала
в новое здание, расположенное на 3-й Мытищинской улице, дом 5. Сюда и пришла
учиться в 9 класс Галя Грицук из школы для зрячих детей.

Галина с увлечением занималась спортом, принимала активное участие в спортивных
соревнованиях по лыжам, конькам, лёгкой атлетике, гимнастике и всегда занимала
призовые места.

Окончив школу-интернат в 1960 году, Галина продолжала успешно заниматься спортом.
В Республиканских соревнованиях по спортивной гимнастике она была первой в Ленинграде,
Иванове, Куйбышеве, Горьком. В Республиканских соревнованиях по плаванию она
также занимала первое место в Новоросссийске, Туапсе, Волгограде, Кропоткине,
Донецке, Виннице, Ворошиловграде, Дзержинске и Таллине. В 1965 году Галина получила
травму коленного сустава и не могла больше участвовать в соревнованиях по гимнастике,
лыжам и конькам, но в соревнованиях по плаванию продолжала успешно выступать
до 1996 года. Отметим, что в 1996-м ей исполнилось 55 лет.

Дочь Галины, Ольга, родилась в 1976 году. Её отец, Валерий Мельников, был чемпионом
по плаванию. С 4 лет Ольга занималась фигурным катанием, а в 7 лет её записали
в секцию по спортивной гимнастике. С Ольгой стала заниматься Нина Андреевна Деева
- опытный, умный и требовательный тренер. Занятия на бревне, брусьях, прыжки
через коня, акробатика - всё это укрепляло мышцы и способствовало общему физическому
развитию Ольги.

В 1986 году десятилетнюю Олю показали Павлу Владимировичу Нартову, заслуженному
тренеру РФ по плаванию. Начались тренировки. Первое выступление Ольги на чемпионате
СССР по плаванию состоялось в Ворошиловграде в 1987 году. На трёх дистанциях
Ольга заняла II место, в 1988-м на чемпионате СССР по плаванию в Таллине - III
место на шести дистанциях, а в 1989 в Ленинграде - первое место на дистанции
100 метров (плавание на спине), а также второе и третье места на других дистанциях
(плавание на спине, комплексное плавание, вольный стиль, брасс).

В 1990 году на Чемпионате мира по плаванию юниоров в Сант-Энтьене во Франции
Ольга заняла первое место на четырёх дистанциях. В 1991 году на Чемпионате Европы
по плаванию в Барселоне (в Испании) Ольга заняла второе место на 3 дистанциях.
В 1992 году на IX Паралимпийских играх в Барселоне Ольга добилась III места на
дистанции 200 метров комплексным плаванием.

С 1991 года по 2003-й Ольга выступала на пяти Чемпионатах Европы, на IX Паралимпийских
играх и на трёх Чемпионатах мира, везде занимая призовые места, в том числе и
на Всемирных играх инвалидов в Канаде (первое место на трёх дистанциях и второе
место также на трёх дистанциях).

В 2003 году Ольге было присвоено почётное звание <Заслуженный мастер спорта РФ>.
В том же году по решению Ассоциации спортивных журналистов РФ она вошла в десятку
лучших спортсменов страны 2003 года с вручением специального приза - Серебряной
лани. По решению Госкомспорта РФ Ольга также вошла в десятку лучших спортсменов
страны, ей была вручена премия Галереи Российской спортивной славы и статуэтка
<ГРОСС>. По решению Московского комитета спорта она вошла в десятку лучших спортсменом
столицы.

На всех Чемпионатах России по плаванию с 1991 года по 2004-й Ольга занимала только
первое место на всех дистанциях, на которых выступала.

В 2004 году на XII Паралимпийских играх в Афинах в Греции Ольга заняла I место
по плаванию на дистанции 200 метров комплексным плаванием и III место на дистанциях
100 метров (брасс и плавание на спине).

Материалы о жизни и спортивных достижениях матери и дочери находятся в Музее
истории отечественной тифлопедагогики Российской Федерации.

Выпуск листа на новом месте: 714

   2005-04-19 10:14:42 (#353542)

[TIFLO] История специального образования

"Школьный вестник" N4, 2005г.

ПРОБА ПЕРА

Елена Наливаева

Лена - ученица 10 класса Костромской школы-интерната для слепых и слабовидящих
детей.

В ТЕ ДАЛЁКИЕ, СОРОКОВЫЕ...

В нашей школе есть музей истории, в котором хранится большая тяжёлая книга. Написана
она бывшим директором школы Леонидом Андреевичем Колгушкиным и называется "Очерк
по истории Костромской школы-интерната слепых детей". Из этой книги я узнала,
как жила наша школа в военные годы. Об этом нелёгком времени я и хотела бы рассказать.

...Закончился 1940/41 учебный год, наступили долгожданные летние каникулы. Ребята
разъезжались по домам, классные руководители сдавали завучу последние отчёты.

Воскресный день 22 июня 1941 года выдался удивительно тёплым, ясным, солнечным.
Все настраивались на отдых. Казалось, ничто не может помешать этому. Но случилось
страшное.

В 15.00 по московскому времени страну потрясло ужасное известие: ночью, без объявления
войны на территорию СССР вторглись войска немецко-фашистских захватчиков, принося
с собой гибель и разрушение. Началась Великая Отечественная война. Всё в городе,
включая и нашу школу, перестраивалось на военное положение. Уехавшие в отпуск
учителя, остальные работники были немедленно возвращены в школу и приступили
к оборонным работам.

В первую очередь начали создавать земляные убежища, или "щели". Для этой цели
было выбрано место в конце школьного сада. Убежище глубиной 2 метра копали все:
от учителей до ребят, не успевших уехать домой. Его выкладывали досками, ставили
распорки, сверху укрепляли деревянными настилами и засыпали дёрном. В здании
заклеивали полосками ткани окна и делали затемнения. Все, невзирая на возраст,
выполняли самую тяжёлую работу, никто не оставался без дела. Кроме этого, работники
нашей школы ездили на уборку урожая в колхозы и рыли противотанковые рвы вокруг
Костромы. Так закончилось первое военное лето.

Несмотря на сложную отстановку, учебный год в нашей школе начался, как обычно,
1 сентября. Количество классов увеличилось вдвое, поэтому на работу были приняты
новые учителя: учитель математики Алексей Васильевич Австрийский и учитель истории
Иван Степанович Давыдов. Оба незрячие.

Осенью над Ленинградом нависла угроза блокады, началась массовая эвакуация людей.
Ленинградскую школу для слепых детей эвакуировали к нам в Кострому. Сюда прибыло
220 человек. Так как школа помещалась в одном трёхэтажном каменном здании, создалась
ужасная теснота. Для ленинградцев освободили весь третий этаж, а наши ученики
и работники школы разместились на втором этаже. На первом этаже находились столовая,
кухня, хозяйственные помещения. Две комнаты были отданы под штаб формирования
дивизий.

Количество классов теперь утроилось, и занятия в школе стали проводиться сначала
в две, а потом и в три смены. График был очень плотный.

Руководство школой было возложено на директора Леонида Андреевича Колгушкина
и завуча Ленинградской школы Феликсы Александровны Афанасьевой.

Немцы всё ближе и ближе подходили к Москве, поэтому ленинградцы решили эвакуироваться
дальше, за Урал, в Челябинскую область. Они отправились водным путём по Волге
и Каме. По дороге баржа вмёрзла в лёд. Несколько человек умерло от голода и холода.

Конец 1942 учебного года. Школа испытывает огромнейшие трудности. Особенно тяжело
с питанием. Чтобы хоть немного облегчить положение, всю пришкольную землю вскопали
под овощные культуры.

Кроме того, за вокзалом школе была выделена целинная земля для посадки картофеля.
Осенью с этой земли собрали очень хороший урожай. А в школьных парниках выросло
много огурцов, капусты и моркови. Проблема питания была частично решена.

Этим же летом школа начала заготавливать дрова для отопления помещений зимой.
В деревнях Песиково и Куниково были отведены лесные участки, на которых работники
школы пилили и валили деревья. Дрова добывали и другим способом: вытаскивали
брёвна из Волги и волокли их до школы сами или с помощью лошади. Но всё равно
зимой дров не хватало. В 1942/43 учебном году в классах временами было так холодно,
что ученикам разрешали сидеть на уроках в верхней одежде. Нехватка топлива иногда
приводила даже к тому, что школьный водопровод замерзал.

Зимой большой проблемой было сводить детей в баню, так как по договоренности
с администрацией бани нашей школе для мытья выделяли всего 2 часа раз в 10 дней,
с 5 до 7 часов утра. Детей будили в 4 часа ночи, поэтому некоторые дети накануне
ложились спать прямо в верхней одежде.

В 1943 году состоялся первый выпуск учеников, получивших полное среднее образование.
В то время наша школа была единственной специальной школой для слепых детей,
выпустившей учеников с полным средним образованием.

Этот выпуск состоял из 9 человек, и все они поступили в вузы. Некоторые из них
потом возвратились преподавателями в свою родную школу. Например, Иван Степанович
Давыдков, закончив вуз, пришёл в свою школу учителем истории.

С 1943 года со всех концов Советского Союза в нашу школу стали поступать заявки
с просьбами о зачислении детей. Но всех желающих школа принять не могла, и возник
большой конкурс: на одно место претендовало по нескольку ребят.

За нашей школой были закреплены Владимирская, Грязовецкая и Кисловодская школы.
В первую очередь принимались ребята именно из этих областей. Также в Костромскую
школу слепых приезжало учиться много украинцев и белорусов. На территории этих
республик были только неполные средние школы, поэтому ребята ехали доучиваться
к нам. В 1943-45 годах 9 - 10 классы состояли почти целиком из украинцев.

Увеличилось количество старших классов - появилась потребность в большем количестве
учебников и наглядных пособий. Пособия не только закупались, но и изготовлялись
работниками школы. Это было очень важно, ведь наглядность в школах для слепых
детей имеет большое значение, помогает лучше понять изучаемый материал.

Даже в трудные военные годы в школе велась большая внеклассная работа, действовало
много кружков: хоровой, технический, драматический, физкультурный, духовой и
струнный оркестры. Ребята выступали в госпиталях, на избирательных участках,
на районных и городских олимпиадах. Большой популярностью среди учащихся школы
в то время пользовался литературный кружок, которым руководила учительница словесности
Анна Александровна Виноградова (впоследствии заслуженный учитель РСФСР).

Помимо стенных газет, кружок выпускал рукописные журналы и тетради, в которых
ребята помещали свои сочинения как в прозе, так и в стихах. Главной темой сочинений,
конечно, была война.

В 1944/45 учебном году были введены аттестаты зрелости, дающие право поступать
в вузы. Для отличников ввели золотые и серебряные медали. Обладатели аттестатов
с отличием могли поступать в вузы без экзаменов.

В связи с этим ещё больше вырос интерес ребят к учёбе. В 1944/45 учебном году
из 19 выпускников четверо (!) получили золотые медали. Первыми медалистами стали
Пётр Холод, Борис Петров, Мария Решетникова, Валерия Романенко. Все окончившие
в том году школу поступили в университеты и пединституты и успешно закончили
их. Надежда Костючёк и Петр Холод закончили ещё и аспирантуру и преподавали в
вузах. Надежда Костючёк много лет работала научным сотрудником Московского научно-исследовательского
института дефектологии в лаборатории тифлопедагогики.

Вот такими были для нашей школы тяжёлые, полные лишений военные годы. Несмотря
на все трудности, школа выстояла, сумела сохранить высокий уровень образования
и выпустить много талантливых людей - кандидатов наук, композиторов, писателей,
которые отдавали и продолжают отдавать другим людям свои знания и умения.

Выпуск листа на новом месте: 713

   2005-04-19 09:03:25 (#353504)

[TIFLO] Великая победа

"Школьный вестник" N4, 2005г.

ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА

Ольга Клековкина

ВОЕННАЯ ТАЙНА МИХАИЛА НИКИТОВИЧА АНИПКИНА

"Мужество" - под таким заголовком был напечатан очерк об этом человеке, опубликованный
в нашем журнале (тогда он назывался "Советский школьник"), в N 9 за 1985 год.
Очерк был перепечатан из <Правды> - главной газеты СССР. Через десять лет после
публикации этого человека не стало. Звали его Михаил Никитович Анипкин.

В 1954 году, когда была образована Липецкая область, Анипкина попросили создать
областную организацию ВОС. Он создал её и сделал для неё, собственно, всё.

В Липецке появилось добротное общежитие для слепых людей, рядом - столовая, баня,
детский сад, жилые дома, библиотека и, наконец, шестиэтажный производственный
корпус - завод "Электроаппарат". И цех здоровья - с сауной, бассейном, тренажёрами.
"Электроаппарат" был большим производством, которое стало "захлебываться", как
и все другие ВОСовские предприятия, лишь в годы перестройки. Но Михаил Никитович
сумел удержать своё предприятие от разорения. Во всяком случае, сейчас у "Электроаппарата"
стабильные заказы на изготовление гофротары и каких-то особых электрошнуров для
знаменитых холодильников "Стинол", производимых в Липецке на совместном итало-российском
предприятии, которое, между прочим, год назад посетили Владимир Владимирович
Путин и премьер-министр Италии Сильвио Берлускони.

Мы недавно говорили о Михаиле Никитовиче Анипкине с заместителем директора областной
библиотеки для слепых Ларисой Робертовной Ратновой. Она хорошо его знала. Сказала
так:

- Памятник он себе поставил всем этим.

Хотя о памятнике Анипкин, конечно же, не думал - просто делал всё, чтобы товарищам
по несчастью было где жить, работать, проводить своё свободное время. Вот и получился
целый комплекс, к которому ведёт светофор со звуковым сигналом, асфальтированная
дорожка с яркими перилами по обеим сторонам - так удобно, что человек даже без
трости сможет пройти.

Кто же он был такой, Михаил Никитович Анипкин?

Мне дали в библиотеке огромную папку с надписью "Жизнь, отданная обществу". Я
не закрыла её до тех пор, пока не прочитала все газетные вырезки, буклеты, машинописные
страницы, грамоты, памятные адреса... Долго рассматривала фотографии. На меня
смотрел (смотрел!) умный, добрый человек. Он не улыбался, но черты лица, глаза
располагали настолько, что вот, кажется, случись у тебя сейчас беда и обратись
ты к нему, он спокойно возьмётся за дело, и поможет в твоей беде, и всё устроит.

Так в жизни и было.

И это - уже после Великой Отечественной войны. А воевал Михаил Никитович Анипкин
так, что, как говорится, хоть роман пиши. Казалось бы, человек уже отдал родной
стране всё, мог бы доживать на покое. Но, как вы уже знаете, в 1954 году он начал
создавать ВОСовское отделение и построил то, что люди до сих пор называют памятником.

...Он родился на хуторе Лозовой возле села Советское. Это было в 1920 году. И
хутор, и село относились к Воронежской области. Ходил в школу, в соседнюю деревню
Манино. Одному журналисту лет тридцать назад довелось поговорить с учительницей.
Вот её слова:

- Такой был серьёзный паренек. Активный, во всяких общественных делах участвовал.

Успел поработать секретарём колхоза "Серп и молот". Потом окончил Ленинградское
военно-медицинское училище. Участвовал в войне с белофиннами...

Началась Великая Отечественная.

...И вот он, молодой фельдшер, в июле осматривает группу крепких, сильных парней.
Видно, что ребята тренированные - как на подбор.

Молодой фельдшер удивился: где же их, таких особых-то, набрали? И почему медосмотр?
Ребята отшучивались и ответа не давали.

Он сам догадался, в чём дело. Тут же спросил, где их командиры.

- Да вон, двое во дворе стоят.

Подошёл к офицерам: возьмите и меня.

Это была группа специально подготовленных разведчиков.

Анипкин с жаром объяснял офицерам, что и опыт участия в военных действиях у него
есть, и уже в начале этой, новой войны выходил из окружения.

- Щорс ведь тоже был медиком, - пошутил один из командиров и сделал запись в
блокноте.

Через три дня молодого фельдшера вызвали в штаб Северо-Западного фронта. Беседа
была долгой - в разведчики же берут!

Он прошёл собеседование. Ему сказали:

- Будете возглавлять разведгруппу и выполнять особые задания. А сейчас познакомьтесь
с товарищами и готовьтесь к выброске в тыл противника.

Он сам решил свою судьбу.

Ему присвоили псевдоним "Быстрый". Псевдоним и внешность, лицо - вот всё, что
полагалось о нём знать даже самым близким товарищам. Остальные сведения о Михаиле
Никитовиче Анипкине, так же, как и его фамилия, имя и отчество, стали с тех пор
строжайшей военной тайной.

Первая подготовка заняла две недели. Ночным десантом группа "Быстрого" была выброшена
в заданное место. Действовали по фашистским тылам - от местечка Холм Калининской
области (теперь - Тверской) к железной дороге Витебск-Ленинград. Перед ними стояла
очень трудная задача: не допускать вражеские эшелоны к Ленинграду. Ещё - сбор
сведений о живой силе и технике врага, местах дислокации.

И фашисты потеряли покой. Группа "Быстрого" пускала под откос немецкие составы.
Взлетали на воздух мосты, целые автоколонны, узлы связи. Немцы срочно восстанавливали
железнодорожные пути, а группа "Быстрого" снова и снова взрывала вражеские эшелоны
с солдатами, вооружением и боеприпасами. Фашистские карательные отряды "прочёсывали"
леса вдоль и поперек, но никого не обнаруживали. Группа "Быстрого" словно исчезала.
Ничего не дало и обещание немецкого командования о выдаче большого денежного
вознаграждения за поимку разведчиков.

Никто их не выдал. Более того, именно в этом - один из секретов "Быстрого": тесная
связь с партизанами и местными жителями. В каждой деревне, в каждом селе у него
были свои связные и агенты.

Вот одно из первых донесений "Быстрого", приходивших в разведотдел штаба Северо-Западного
фронта:

"В ночь на 27 июля со своей группой я перешёл линию фронта... Проделанная нами
за этот период работа: взорван мост на реке Уда по большаку из Бежаниц на Порхов,
мост на дороге из Заполья на Чихачёво, три раза взрывали линию железной дороги
в районе станции Сущёво и станции Чихачёво, нарушена связь между частями противника
в этом же районе, вырезали провод в полкилометра от полустанка Ашево".

С первых дней вместе с "Быстрым" сражался Навмян Бигильдинов. Он рассказывал:

- Анипкин обладал каким-то чутьём, особой интуицией на опасность, поэтому, наверное,
так умело и вовремя мы меняли своё местоположение. Он был удивительно хладнокровным
в любых ситуациях. И как командир, и как боец. На многие задания Михаил ходил
сам. Иногда наша группа поддерживала связь с партизанским отрядом, действовавшим
в районе Ашево. К их людям чаще всего посылали Закирью Нурлыгаянова; его знали
под именем "Захар". Знаток взрывного дела был - поискать, разведчик - бесценный.

Одной из первых потерь стала гибель Василия Павлова во время засады на колонну
автомашин у станции Сущёво. Последние его слова - о них "Быстрый" доложил командованию
- были: "Дорогие товарищи, бейте фашистских гадов так, как били самураев у озера
Хасан. Я погибаю, но на моё место встанут десятки и сотни молодых бойцов"...

- В сорок втором году, - вспоминал Михаил Никитович Анипкин, - нам предстояло
взорвать железнодорожный мост в 3-4 километрах от станции Чертенево. От связной
Зины, которая жила в соседней деревне Нечаево, мы узнали, что объект сильно охраняется.
В этом я убедился лично после того, как несколько раз на рассвете издали наблюдал
за мостом. Затем разведка установила, что с двух сторон моста у фашистов установлены
пулеметы. На малейших шорох они открывали огонь. Даже ночью невозможно было подойти
близко к насыпи и железнодорожным путям. Мы собрались на совет.

Решили так: две группы (в каждой - по три человека) двинулись в обход пулеметных
точек с обеих сторон моста. Они зашли к фашистам в тыл (оттуда немцы не ожидали
нападения) и забросали гранатами охрану. Третья группа моментально заминировала
мост и взорвала его. Движение было приостановлено на три недели.

..Группа "Быстрого" сообщала о переброске войск противника и номерах воинских
частей, о карательных отрядах и эвакуации населения в Германию, о комендатурах
и продовольственных складах. Всё новые и новые донесения уходили в штаб фронта.

Своё первое ранение "Быстрый" получил в 1942 году. Но не такой это был человек,
чтобы не вернуться в строй. Он ушёл из госпиталя, как только понял, что сможет
воевать дальше.

Второе ранение было страшным. "Быстрый" потерял один глаз. Уцелевший глаз видел
всё хуже и хуже. Его навещали в госпитале офицеры штаба. Во время последнего
их прихода разведчик почувствовал, что они чем-то встревожены. Спросил прямо:

- Что-нибудь случилось с группой?

- Ты, Миша, не беспокойся, - ответил ему офицер. - Группа твоя цела. Но на узле
связи беспокоятся - не узнают "почерк" твоего радиста. Возможно, работаем на
фашистов. В группу надо послать человека, которого знают связные, а у нас такого
нет.

- А меня забыли? Думаете, если я инвалид и меня домой направляют, то...

- Разве сможешь?

- Смогу. Правый глаз немного видит. А ребята и такого узнают.

Дальнейшие действия Михаила Никитовича Анипкина становятся почти легендой, невероятным,
небывалым эпосом о богатыре, который, несмотря ни на что, смог всё.

...Комиссия признала его инвалидом. Теперь - дорога домой, и ему дали для сопровождения
медсестру - ведь он почти слепой и один доехать не сможет.

На вокзале Михаил (его теперь уже можно было называть так) попросил сестру купить
ему папирос. Та пошла в магазин. Когда вернулась, больного на месте не оказалось.

А уже через несколько часов "Быстрый" достиг Псковских лесов - расположения своей
разведгруппы.

И снова в штаб фронта пошли донесения.

Но в боевых действиях теперь кому-нибудь из бойцов приходилось привязывать к
себе ремнём "Быстрого" - ночью Михаил Никитович уже совсем ничего не видел. Вновь
взлетали на воздух эшелоны с живой силой и техникой противника.

Поступил приказ разведотдела штаба Второго Прибалтийского фронта: перейти в леса
Литвы. Район прежних действий "Быстрого" освобождался. Разведчики шли рейдом,
беспрерывно сталкиваясь с гитлеровцами и полицаями. Следы продвижения группы
были хорошо видны на снегу. Приходилось тяжело, как никогда.

Беда накрыла его внезапно. "Быстрый" полностью ослеп. Сказались лишения и тяжёлые
ранения. Свои полномочия "Быстрый" сдал заместителю, но вернуться на Большую
землю отказался. Его опыт был необходим товарищам. Разведотдел штаба приказал
группе возвратиться в Псковскую область.

...Заночевали в землянке, а утром услышали крик часового Александра Курносова:

- Ребята, нас окружают фашисты!

За два часа боя группа потеряла половину состава. "Быстрый" пошёл на прорыв.
Он бросил гранату в направлении вражеского пулемёта, и граната достигла цели!
Следом бежал раненый разведчик с ручным пулемётом. Ещё один товарищ бросил две
гранаты. Гитлеровцы были ошеломлены.

Один из оставшихся в живых схватил за руку "Быстрого", и они убежали в лес. За
ними - радистка...

..Своей спецгруппой Михаил Никитович Антипкин руководил в общей сложности три
года. Девять раз засылался в тыл врага, переходил линию фронта. Прыгал с парашютом.
Однажды его высадили на озеро - гидросамолётом. Награждён орденами.

Не забудем, что последние месяцы он выполнял ответственнейшие задания штаба фронта,
будучи полностью слепым. Ему было тогда всего 24 года.

Не знаю, как вы, но я ни о чём подобном никогда не слыхала и не читала.

О том, что он создал и построил после войны, вы уже знаете.

И ещё одно, очень важное. Сейчас, когда Михаила Никитовича нет в живых, Липецкой
областной организацией ВОС руководит Николай Александрович Сарычев. Он служил
в армии, когда СССР начал войну в Афганистане. В ноябре 1981 года при обстреле
Кабула молодой солдат был контужен и потерял зрение. В Липецк вернулся инвалидом
первой группы. Узнал про предприятие для слепых - завод "Электроаппарат". Решил
устроиться на работу. Встретился с Михаилом Никитовичем. Услышал от него:

- Учиться бы ты шёл, Николай Александрович, ведь ты же молодой, вся жизнь впереди.

- А зачем? Я в помощники директора не собираюсь.

- Да не для этого учатся... Люди-то вперёд уйдут, а ты отстанешь. Нельзя так,
нельзя. Я это понял, и ты поймёшь.

Николай Александрович окончил педагогический институт. Сейчас это уважаемый в
Липецкой области человек, подлинный интеллигент. У него прекрасная семья, дети.
Ему-то Михаил Никитович Анипкин и передал дело своей жизни - областную организацию
ВОС.

Ещё Михаил Никитович успел создать предприятие ВОС в городе Ельце, а в 1963 году
по его инициативе в Липецке была открыта школа-интернат для слепых и слабовидящих
детей. Сейчас это - уникальное учебно-воспитательное учреждение, где учатся дети
и из других областей Центрального Черноземья. А возглавляет его Игорь Иванович
Батищев. Впрочем, внимательные читатели "Школьного вестника" помнят публикации
и о школе, и об её замечательном директоре.

...Бережно складываю все газеты, бумаги, фотографии в папку, данную мне областной
библиотекой для слепых. Я познакомилась с человеком, жизненный путь которого
поражает и вызывает чувство глубокого преклонения. И я знаю теперь военную тайну
Михаила Никитовича Анипкина.

Выпуск листа на новом месте: 712

   2005-04-19 08:49:11 (#353494)

[TIFLO] ДАйте совет

Уважаемые участники рассылки!
Мой знакомый собирается сделать операцию на глаза. У Жени сложный цилиндрический
астигматизм, прогрессирует. Врачи советуют прооперировать - лазером
нанести на сетчатку насечки. И называется такая операция лазик (в написании термина
могу ошибаться).
Он очень волнуется за исход операции, хотел бы знать какие условия следует соблюдать
после и другие подробности.
Может кто-то уже пережил подобную операцию, то поделитесь, пожалуйста, своими
наблюдениями.
Письма можно писать на мой личный адрес:
imna20***@r*****.ru
или прямо Евгению:
dobrod***@r*****.ru
С надеждой на ваши отзывы Цындыма Бойко (г. Улан-Удэ)

Выпуск листа на новом месте: 711

   2005-04-19 08:09:09 (#353482)

[TIFLO] Управление реабилитационными службами и технология.

Реферативный сборник <Зарубежная литература по тифлологии> N5,1997

14. Schroeder F.K. The rehabilitation services administration and technology
// The Braille Monitor.- 1997.- January.- P. 51-55.

Управление реабилитационными службами и технология. - Англ. яз.

Автор статьи отмечает, что современная технология предлагает огромные возможности
для трудоустройства незрячих. Однако технические средства - лишь инструмент
в руках слепого, все остальное зависит от его способностей, в том числе и конкурентоспособность
на рынке труда. Нельзя приписывать достижения незрячих
только техническим средствам, хотя нельзя отрицать и их роль.

В статье отмечается, что на информационно-коммуникационные секторы экономики
США тратит 11% бюджета. Недавно президент Б. Клинтон подписал закон, согласно
которому 49 млн. американцев-инвалидов будут иметь возможность доступа к телекоммуникационным
службам и средствам, услугам и оборудованию, что является
очень существенным для будущего страны, ее экономики, политики, образования.
Федеральный закон о реабилитации также предписывает обеспечить инвалидам наравне
со всеми гражданами доступ к информационной технологии. В соответствии с этим
законом, принятым в 1973 г., во всех штатах созданы службы реабилитации,
оказывающие помощь инвалидам в их профессиональном обучении, повышении квалификации,
защите интересов, продвижении по службе и т.д.

В 25 штатах действуют специальные службы для слепых и слабовидящих. Большую помощь
этим службам, в частности, в обучении персонала, ознакомлении с новейшими
техническими средствами оказывает Национальная федерация слепых.

Выпуск листа на новом месте: 710

   2005-04-19 03:50:01 (#353448)