Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] РЕАБИЛИТАЦИЯ СРЕДСТВАМИ ОБРАЗОВАНИЯ: ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ С ВЫРАЖЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

АЛЬМАНАХ ИНСТИТУТА КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ РАО.

ВЫПУСК 1

РЕАБИЛИТАЦИЯ СРЕДСТВАМИ ОБРАЗОВАНИЯ: ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ
С ВЫРАЖЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина

ИКП РАО, Москва

К детям с выраженными нарушениями в развитии обычно относят детей с интеллектуальными
нарушениями; глухих и слабослышащих; слепых и слабовидящих; детей с общим недоразвитием
речи; нарушениями опорно-двигательного аппарата; задержкой психического развития;
детей с ранним детским аутизмом; детей с комбинированными нарушениями в развитии.
Дети с выраженными нарушениями в развитии нуждаются в комплексных программах
реабилитации, сочетающих медицинскую, психолого-педагогическую и социальную помощь,
причем индивидуализированную.К сожалению, до сих пор огромным числом руководителей,
специалистов и даже родителей не вполне осознается роль и место реабилитации
средствами образования в этом комплексе. В ряде случаев профессионально неграмотно
определяется и содержание этого компонента реабилитации. В связи с этим необходимо
сделать ясным, как специалисты-дефектологи определяют смысл, миссию реабилитации
средствами образования.Когда мы говорим "реабилитация средствами образования",
мы имеем в виду восстановление ребенка в правах на социальное наследование, т.е.
на наследование культурно-исторического опыта человечества. Социальное наследование,
которое и является специфически человеческим типом наследования, у любого ребенка
всегда осуществляется только средствами и в сфере образования.В человеческой
культуре, в каждом обществе существует специально созданное образовательное пространство,
которое включает в себя традиции и научно обоснованные подходы к обучению детей
разных возрастов в условиях семьи и специально организованных образовательных
учреждениях.Отклонения в развитии приводят к выпадению из этого социально и культурно
обусловленного образовательного пространства. Нарушения приводят к тому, что
грубо нарушается связь с социумом, культурой как источником развития. Грубо нарушается
связь родителя и ребенка на самых ранних этапах, так как взрослый носитель культуры
не может, не знает, каким образом передать ребенку с нарушениями в развитии тот
социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без
специально организованных дополнительных и специфичных средств, методов, путей
обучения.По отношению к ребенку с нарушениями в развитии перестают действовать
традиционные способы решения традиционных образовательных задач на каждом возрастном
этапе. Самой лучшей характеристикой этой ситуации является метафора Л. С. Выготского
о "социальном вывихе" ребенка с нарушениями в развитии как основной причине детской
дефективности: "Физический дефект вызывает как бы социальный вывих, совершенно
аналогично телесному вывиху, когда поврежденный член - рука или нога - выходят
из сустава, когда грубо разрываются обычные связи и сочленения и функционирование
органа сопровождается болью и воспалительными процессами... Если психологически
телесный недостаток означает социальный вывих, то педагогически воспитать такого
ребенка - это значит вправить его в жизнь, как вправляют вывихнутый и больной
орган." [I].Принципиально важно сегодня признание всеми специалистами доказанного
отечественной и признанного мировой наукой положения о том, что ограничения в
жизнедеятельности и социальная недостаточность аномального ребенка непосредственно
связаны не с первичным нарушением, а именно с "социальным вывихом". Преодоление
социального вывиха можно осуществить исключительно средствами образования, но
не массового и традиционного, а специально организованного, особым образом построенного
и предусматривающего "обходные пути" достижения тех образовательных задач, которые
в условиях нормы достигаются традиционными способами.

Реабилитация средствами образования означает:

- на уровне возраста - совпадение начала целенаправленного обучения с моментом
определения нарушения в развитии ребенка (от 0);

- на уровне содержания образования - выдвижение тех задач, которые не включаются
в содержание образования нормально развивающегося ребенка;

- на уровне методов обучения - построение "обходных путей" обучения, использование
специфических средств обучения, более дифференцированное, "пошаговое" обучение,
которые не применяются в образовании нормально развивающегося ребенка;

- на уровне организации - это особые формы организации образовательной среды,
которые не нужны нормально развивающемуся ребенку;

- на уровне границ образовательного пространства - максимальное расширение образовательного
пространства, означающего необходимость постоянного целенаправленного обучения
ребенка за пределами образовательного учреждения;

- на уровне продолжительности образования - это пролонгированность процесса обучения
и выход за рамки школьного возраста;

- на уровне подготовки кадров специалистов для системы специального образования
- это принципиальное изменение профиля профессиональной подготовки учителя, т.е.
обеспечения подготовки специалиста по диагностике и преодолению "социального
вывиха", коррекции развития ребенка, восстановлению нарушенных связей в разных
областях развития;

- на уровне определения круга лиц, участвующих в реабилитации средствами образования
- это обязательное включение родителей в процесс реабилитации средствами образования
и их особая подготовка силами специалистов.

Таким образом, реабилитация средствами образования означает в общем виде восстановление
ребенка с нарушением в развитии в правах на наследование культурно-исторического
и социального опыта; достижение максимально возможной для данного ребенка интеграции
в общество в доступных для него сферах. Из сказанного следует, что глубоким заблуждением
является представление о том, что реабилитация средствами образования подразумевает
только или прежде всего включенность в существующую образовательную систему и
доступность общего образования в полном объеме для аномального ребенка.

Реабилитация средствами образования играет особую роль в системе комплексной
реабилитации именно потому, что только специальное образование позволяет осуществить
восстановление аномального ребенка в праве на наследование социального и культурно-исторического
опыта. Чем лучше решается эта задача средствами образования, тем выше потенциальные
возможности ребенка с нарушениями в развитии для интеграции в общество, тем более
он подготовлен к взрослой жизни, т.е. социально компетентен.

Особые образовательные потребности детей с нарушениями в развития

Для определения целей и задач реабилитации через образование детей с различными
нарушениями ключевым понятием является понятие "особые образовательные потребности".
Исходя из того, что первичное нарушение в развитии ребенка приводит к ситуации
"социального вывиха", попытаемся определить смысл термина "Ребенок с особыми
образовательными потребностями", т.е. определить, в чем же именно нуждается ребенок
в процессе специального образования.

Ребенок с нарушениями в развитии нуждается в следующем:

-Первичное нарушение в развитии должно быть выявлено как можно раньше. В настоящее
время, например, создана система раннего выявления нарушений слуха, т.е. выявления
нарушения слуха в первые месяцы жизни ребенка, разработана педагогическая диагностика
состояния слуховой функции [2].

-Целенаправленное специальное обучение должно начинаться сразу же после диагностики
первичного нарушения в развитии, независимо от возраста ребенка. (Так, если нарушение
слуха выявлено в конце первого месяца жизни ребенка, то и обучение должно начинаться
в первые месяцы жизни). Крайне опасна ситуация, когда после выявления первичного
нарушения в развития все усилия взрослых направлены исключительно на попытку
лечения ребенка, реабилитацию средствами медицины. Игнорирование целенаправленной
психолого-педагогической помощи приводит к необратимым потерям в достижении возможного
уровня реабилитационного потенциала ребенка [2].

-Своевременно определяются, по возможности, все направления развития "социального
вывиха", которые могут возникнуть у конкретного ребенка в силу характера первичного
нарушения и возраста, в котором оно наступило; определены роли каждого "вывиха"
в социальном развитии и определены характер и содержание специального обучения,
которое направлено на устранение уже возникших и предупреждение новых социальных
вывихов. Комплексное нарушение слуха или зрения приводит к выпадению ребенка
из общественно выработанных культурных традиций формирования читательской деятельности.
Это обуславливает несформированность базового механизма читательской деятельности:
механизма превращения содержания текста в личный социальный и эмоциональный опыт
ребенка-читателя и, в конечном счете, остановку в развитии читательской деятельности
в целом.

Грубые нарушения в читательском развитии можно предотвратить даже у слепоглухих
детей, если для целенаправленного формирования базовых компонентов читательской
деятельности создать "систему обходных путей" и специальные педагогические инструменты,
эквивалентные по функциям культурным традициям и инструментам культуры, ориентиро-ванным
на развитие обычных детей [3].

-В содержание его обучения вводятся специальные разделы, которые направлены на
целенаправленное решение задач развития ребенка, не присутствующих в содержании
образования нормально развивающегося сверстника. Например, ребенок с нарушением
зрения, зрения и слуха, интеллекта нуждается в специальном разделе обучения -
социально-бытовой ориентации, где он изучает функции различных социальных служб
и правила элементарного социального поведения в быту, правила социального взаимодействия,
коммуникации [4, 5]. Дети с различными нарушениями в развитии нуждаются в специальном
разделе содержания обучения по целенаправленному социально-эмоциональному развитию,
формированию механизмов сознательной регуляции собственного поведения и взаимодействия
с окружающими людьми [б]. Позднооглохшие дети нуждаются в специальных занятиях
по обучению чтению с губ для того, чтобы обеспечить адекватное восприятие речи
[7]. Дети с нарушением слуха нуждаются в специальном курсе занятий по развитию
словесно-логического мышления [8].

-Построены "обходные пути" обучения, использованы специфические средства, которые
не применяются в образовании нормально развивающегося ребенка. Значительно более
раннее, чем в норме, обучение глухих детей дошкольного возраста грамоте является
одним из обходных путей формирования их словесной речи [9]. Для обучения чтению
слепых детей применяется шрифт Брайля. Более раннее, чем в норме, начало и принципиально
иной подход к формированию компьютерной грамотности и использованию компьютерных
технологий в коррекционном обучении - также один из путей [10].

-Осуществляется регулярный контроль за соответствием выбранной программы обучения
и развития реальным достижениям и уровню в развитии ребенка.

-Обеспечена особая пространственная и временная организация образовательной среды.
Так, например, аутичные дети нуждаются в особом структурировании жизненного пространства,
облегчающем им понимание смысла происходящего, дающем им возможность предсказать
ход событий и планировать свое поведение [11].

-Все окружающие взрослые подготовлены и реально участвуют в решении образовательных
задач за пределами образовательного учреждения, и их усилия скоординированы.

-Реабилитация средствами образования не заканчивается периодом школьного обучения.
Практически такой ребенок нуждается в реабилитации средствами образования на
протяжении всей своей жизни, хотя с возрастом ее задачи будут принципиально меняться
[12].

-Процесс реабилитации средствами образования осуществляется квалифицированными
специалистами, компетентными в решении задач развивающего обучения.

Итак, выбирая тип образовательного учреждения (массовое или специализированное),
необходимо по отношению к каждому конкретному ребенку с нарушением в развитии
ответить на вопрос, могут ли быть обеспечены там его особые образовательные потребности.
Право выбора принадлежит родителям, обязанность же специалистов обнаружить и
сделать ясными для родителей все особые образовательные потребности их ребенка,
которые должны быть обеспечены в процессе его обучения.

Литература

1. Л.С. Выготский. Проблемы дефектологии. - М.: Просвещение, 1995.

2. Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко. Если малыш не слышит. - М.: Просвещение, 1995.

3. Е.Л. Гончарова. Формирование базовых компонентов читательской деятельности
у детей с глубокими нарушениями зрения и слуха. Дефектология. - 1995. - n 4.

4. А.Д. Апухтина, Т.А. Басилова, Г.В. Васина, В.Н. Чулков. Программа по социально-бытовой
ориентации для слепоглухих детей. Дефектология. - 1994. - n 6.

5. И.М. Бгажнокова. Обоснование изменения структуры и содержания обучения детей
с нарушением интеллекта. Дефектология. - 1995. - n 1

6. Е.Л. Гончарова, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина. Моя жизнь>, компьютерная
среда для поддержки социально-эмоционального развития учащихся начальных классов
специальных школ. - МО РФ, 1995.

7. Э.В. Миронова. Оценка навыка чтения с губ с помощью стандартизованного речевого
материала. - М.: Педагогика, 1980.8. Л.И.Тигранова. Пропедевтика формирования
логического мышления слабослышащих детей. Дефектология. - 1988. - n 1.

9. Б.Д. Корсунская. Методика обучения словесной речи глухих дошкольников. - М.:
Просвещение, 1968.

10. О.И. Кукушкина. Компьютер в специальном обучении: проблемы, поиски, подходы.
Дефектология. - 1994. - n 5.

11. О.С. Никольская. Проблемы обучения аутичных детей. Дефектология. - 1995.
n 5.

12. A.M. Щербакова, Н.Б. Матвеева, Г.А. Наливайко. Создание групп постинтернатной
реабилитации и адаптации подростков с умственной отсталостью. Дефектология. -
1995. - n 2.

Выпуск листа на новом месте: 758

Ответить   Sat, 30 Apr 2005 03:59:03 +0400 (#359483)