Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] А. Мель

РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКА ДЛЯ СЛЕПЫХ

Отдел тифлобиблиографии

Австрийский тифлопедагог

Александр мель

Биобиблиографический указатель

МОСКВА

2000

Составитель Л.Н. Быховская

Редактор Г.П. Коваленко

Отв. за выпуск А.Д. Макеева

От составителя

Предлагаемый вашему вниманию биобиблиографический указатель подготовлен в связи
со 150-летием со дня рождения австрийского тифлопедагога, директора Института

воспитания слепых в Вене, А. Меля (A. Mell), а также со 100-летним юбилеем его
главного труда - "Encyklopa dische Handbuch des Blindenwesens", который

переводится на русский язык, как "Энциклопедический справочник дела попечения
о слепых", а мы для краткости в дальнейшем будем называть его просто Энциклопедия.

Цель издания - дать максимально полные сведения о жизненном пути и педагогической
деятельности Александра Меля, представить литературу о нем и ознакомить

с ней библиотекарей и тифлопедагогов, а также читателей, интересующихся историей
воспитания, обучения и призрения слепых. Биобиблиографический указатель

содержит биографический очерк "Австрийский тифлопедагог Александр Мель", перечень
его педагогических трудов и литературу о нем. К сожалению, работы А.

Меля полностью не переведены на русский язык, поэтому библиография его трудов
представлена только иностранными изданиями, а также переводами на русский

язык отдельных статей из его трудов, опубликованными в журнале "Слепец". При
написании биографического очерка использованы статья Аугуста Вурцера "Александр

Мель" из журнала "Обозрение европейских слепых", статьи из журнала "Слепец" и
др.

Несмотря на то, что А. Мель жил и работал на рубеже ХIХ-ХХ вв., его труды не
утратили своего значения и в наши дни. Данная работа представляет интерес не

только для тифлопедагогов-историков, но и для современных практикующих специалистов
учебных заведений для слепых и слабовидящих, а также для тех, кто занимается

социальной реабилитацией и интеграцией незрячих.

При подготовке указателя использовались фонды и справочно-библиографический аппарат
Российской государственной библиотеки, и Российской государственной

библиотеки для слепых.

Австрийский тифлопедагог

Александр Мель

В 2000 году исполняется 150 лет со дня рождения известного австрийского тифлопедагога,
автора всемирно известной Энциклопедии о слепых Александра Меля.

К сожалению, биографические сведения об этом замечательном человеке и ученом
очень скудны. Однако, его деятельность на посту директора Института воспитания

слепых в Вене и, как следствие этой работы, его научные труды, стали необходимыми
пособиями для лиц, посвятивших себя делу воспитания и обучения незрячих

еще в начале ХХ века, и остаются таковыми до сегодняшнего дня.

Александр Мель родился 17 февраля 1850 года в г. Вене. После окончания гимназии
он изучал педагогику и получил должность профессора в педагогическом учебном

заведении в г. Марбурге (ныне Марибор) на реке Драве, в Словении.

22 мая 1886 года А. Мель принял руководство бывшим кайзеровско-королевским Институтом
воспитания слепых в Вене, директором которого он был до 31 декабря

1919 года. 30 сентября 1931 года смерть положила конец плодотворной жизни замечательного.

Александр Мель как директор кайзеровско-королевского Института воспитания слепых
в Вене и как учёный пользовался международным авторитетом. Институт воспитания

слепых в Вене был образцом для образования слепых в странах австро-венгерской
монархии. Поэтому цели, которые ставил перед венским Институтом его руководитель,

имели широкий резонанс. До А. Меля в Австрии в деле воспитания слепых господствовало
положение М. Паблазека, бывшего директора Института, суть которого

в том, что слепые нуждаются в повседневной помощи и попечении "от колыбели до
могилы". Александр Мель реорганизовал систему обучения и воспитания незрячих,

дав ей принципиально новое направление: центральное место в области образования
слепых должен занять не опекаемый, а самостоятельно работающий слепой,

обученный какой-либо профессии.

Создание особой системы подготовки слепых к труду - главная заслуга в практической
деятельности А. Меля. По этой системе воспитанники Института получали

хорошее общее разностороннее образование с обучением музыке и ремеслам, чтобы
окончившие курс ученики могли зарабатывать на хлеб своим трудом, овладев

щеточным или корзиночным ремеслами, освоив плетение из соломы, настройку роялей,
работу на вязальных машинах и др. Особенно хорошо было поставлено в Институте

музыкальное образование: воспитанников обучали игре на органе, фортепьяно, скрипке,
на духовых инструментах. Имелся хороший хор. Тем, кто имел вокальные

данные, помогали развить их.

Среди окончивших Институт воспитанников многие работали настройщиками роялей,
некоторые из них вели свою фортепьянную торговлю, работали таперами, давали

уроки музыки. Девушек обучали рукоделию. Их изделия - от самых простых бытовых
вещей до предметов роскоши - имели хороший сбыт. По мнению А. Меля, слепой

должен изучить несколько ремесел (чем больше, тем лучше), что даст ему возможность
легче находить работу или, как говорят сегодня, иметь выбор на рынке

труда. Уже при жизни Александра Меля многие выпускники смогли утвердить себя
в свой профессии, хотя в то время не было ещё тех социальных достижений, которые

облегчают сегодня жизнь инвалидам.

Большое значение А. Мель придавал подготовке тифлопедагогов. Во всех учительских
семинариях, согласно распоряжению министерства просвещения Австро-Венгрии

от 22 марта 1913 года, устраивались курсы подготовки народных учителей для воспитания
и обучения слепых детей. Практические занятия тифлопедагогов проводились

в Институте. При А. Меле были открыты платные курсы по подготовке слепых учителей
музыки (несостоятельные от оплаты освобождались). Среди преподавательского

персонала Института было пять слепых преподавателей музыки. На этом примере А.
Мель также доказал правильность своей точки зрения на то, что слепые могут

выйти из статуса людей, нуждающихся в постоянном уходе и опеке. Многие выпускники
Института, возглавлявшегося А. Мелем, в своей практической деятельности

доказали жизнеспособность его тифлопедагогических методов.

Большая заслуга А. Меля и возглавляемого им Института состоит в просветительной
деятельности. Институт придавал особенное значение распространению в обществе

разнообразных сведений о слепых и привлечению общественного интереса к их проблемам.
Для этого использовались разные юбилейные даты, устраивались литературно-музыкальные

вечера, концерты, в которых слепые участвовали наравне с артистами королевского
театра. На эти вечера был открыт свободный доступ всем желающим; посетителям

предоставлялась возможность ознакомиться с учебным заведением, его классными
комнатами, распорядком учебных занятий. Широкое распространение имели выставки

работ, выполненных слепыми, и их продажа. Вообще Институт пользовался всяким
случаем, чтобы напомнить обществу о себе.

В 1896 году Александру Мелю было поручено строительство нового здания Института
воспитания слепых, который был открыт в 1898 году. Кроме учебных классов

в Институте размещались типография для печати учебных пособий точечного шрифта,
библиотека для слепых и музей, в котором широко отражалась история призрения,

воспитания и образования людей, лишенных зрения. Типография при Институте была
небольшая; постоянную работу в ней имели лишь один слепой печатник и зрячая

диктовщица. Главной издательской работой типографии был редактируемый А. Мелем
журнал "Johann Wilhelm Klein. Chronik und Revue des gerammten Blindenwesens",

названный по имени основателя Института слепых в Вене Иоганна Клейна. Это был
единственный в то время журнал на немецком языке, посвященный тифловедению

или слеповедению, как тогда говорили.

В библиотеке Венского института слепых, по данным на 1904-1905 годы, имелось
5000 книг и 800 тетрадей нот, которые выдавались бесплатно слепым для чтения

на дому, а также в одиннадцать училищ для слепых, у которых не было своих обширных
библиотек. Библиотека также продавала книги. Слепой библиотекарь Института

переписывал книги на металлических листах, а с этих стереотипов впоследствии
печатались многочисленные экземпляры для продажи. Библиотека Венского института

была богата книгами также благодаря безвозмездному труду многих друзей слепых.

Музей Института слепых в Вене - один из лучших музеев такого типа, существовавших
в то время. В нем имелась богатейшая библиотека книг о слепых, составляющая

2400 томов; коллекция из 5000 гравюр на меди, дереве и пр., изображающих слепых,
самая старая из которых - ХV века; фотографии слепых учеников, мастерских;

1000 экземпляров годовых отчетов о деятельности заведений слепых всего мира;
вырезки из газет, в которых помещены статьи о слепых, насчитывающие 5-6 тысяч

статей; 4000 приборов, типографских машин для слепых, образцов шрифтов, карт,
изделий незрячих. Многие из экспонатов музея были редкостными, единственными

в мире. В музее имелась также коллекция автографов знаменитых слепых, например,
В. Гаюи, Л. Брайля и др. Устроителем музея была Мария Мель, жена и сподвижница

Александра Меля, так же, как и ее муж, много сделавшая для развития дела воспитания
и образования людей, лишенных зрения.

Сегодня Институт воспитания слепых в Вене имеет федеральный статус. Он является
важнейшим образовательным учреждением для слепых в Австрии. Сооруженное

Александром Мелем здание, почти полностью разрушенное в 1945 году во время второй
мировой войны, вновь было восстановлено в период с 1952 по 1958 годы.

В нём размещаются классы для детей дошкольного возраста, народная и основная
общеобразовательная школы, помещения для обучения машинисток-стенографисток,

телефонистов и мастерские по подготовке к различным ремесленным профессиям. Здесь
вновь созданы типография, библиотека и вспомогательное издательство учебных

пособий. Кроме того, восстановлен музей, вновь открытый в 1973 году.

Наряду с деятельностью в качестве преподавателя и руководителя такого крупного
учебного заведения Александр Мель находил еще время для научной работы. Наиболее

важным научным трудом А. Меля является "Encyklopa dische Handbuch des Blindenwesens",
или Энциклопедия, изданная в 1900 году. По признанию наших современников,

тифлопедагогов Н.Б. Коваленко и А.В. Румянцевой, это издание - основная заслуга
А. Меля, так как в тот период тифлопедагогическая литература не была в

достаточной степени собрана и систематизирована. В 2000 году 150-летний юбилей
Александра Меля совпадает со 100-летием издания этого уникального труда.

История этого издания такова. Александр Мель был назначен на место директора
Венского института слепых в 1886 году совсем неожиданно для себя, не имея ни

ясного представления о приемах и методах обучения слепых, ни необходимого для
нового ответственного поста опыта. Чтобы пополнить пробелы в этих специфических

знаниях, он, естественно, обратился к литературе о слепых и тут возникли затруднения,
связанные с отсутствием специальной литературы, которая бы в полной

мере обобщала вопросы обучения и воспитания слепых.

До конца XVII столетия дело воспитания и обучения незрячих не было организовано.
Поэтому отсутствовала и литература о них. С открытием в 1784 году первого

Института слепых в Париже о слепых начали писать, появилась специальная литература,
на первых порах ограниченная, главным образом, статьями воспитательного

и педагогического характера, напечатанными в различных журналах, газетах, отчетах
о конгрессах, изданных в разных странах на разных языках. Много времени

приходилось затрачивать, чтобы найти сведения, разбросанные по сочинениям И.
Клейна, М. Паблазека, И. Кни и других тифлопедагогов. Часто приходилось прочитывать

целую книгу ради нескольких крупиц знания, необходимого в данный момент. Тогда-то
Мель и ощутил необходимость в справочной книге по вопросам воспитания

слепых, и возникла идея составить энциклопедию.

Собрать необходимый материал для энциклопедии было делом нелегким. Сначала А.
Мель увеличил библиотеку Венского института - в то время ставшую одной из

лучших училищных библиотек, увеличившую свой фонд с 200 томов до 600. Во время
заграничных поездок на конгрессы и в училища слепых других государств Мель

общался с коллегами и многими компетентными деятелями в области воспитания слепых,
находя поддержку в необходимости задуманного им издания. Он разослал

400 циркуляров и написал 600 писем всем известным тифлопедагогам, врачам, ученым,
прося их о сотрудничестве. 52 специалиста в различных областях научного

знания о слепоте и слепых стали авторами статей в Энциклопедии. Среди них такие
известные имена, как М. Кунц, И. Либанский, М. Сизеран, Ф. Цех, Г. Недлер

и др. Обширна география Энциклопедии. В ее создании принимали участие специалисты
из Вены, Филадельфии, Копенгагена, Цюриха, Веймара, Амстердама, Парижа,

Лозанны, Санкт-Петербурга, Ганновера и многих других городов мира.

Мель посвятил Энциклопедии около 5000 часов работы, работы ночной, так как днем
он был занят в Институте, требующем его ежедневного присутствия и участия.

Он сам редактировал присланные статьи, некоторые из которых на иностранных языках
ему приходилось переводить. В результате этой кропотливой работы получилась

книга, которая заключала в себе все, что когда-либо до этого было написано и
напечатано о слепых и слепоте. Видные специалисты из многих стран подробно

и с научной объективностью изложили знания своего времени по всем вопросам организации
обучения и воспитания слепых. В ней можно найти тщательно собранные

и точные сведения о физиологии и психологии слепых, описание всех систем алфавитов
для слепых, биографии тифлопедагогов, биографии выдающихся слепых деятелей

и пр.

Материал в Энциклопедии расположен в алфавитном порядке, однако, к ней приложен
обширный и разнообразный справочный аппарат, который позволяет легко найти

ответ на любой интересующий вопрос. В нем есть тематический указатель материалов,
собранных в Энциклопедии, перечень учреждений для слепых по частям света

и по странам. Разыскав в указателе к энциклопедии название одного из государств,
можно узнать, в каких городах существуют учебные заведения для слепых,

сколько их, ознакомиться с краткой историей возникновения каждого из них, с их
внутренним устройством, способами и методами обучения. К примеру, в Энциклопедии

имеются сведения и о русских учреждениях, есть биографии нескольких русских деятелей,
много сделавших для призрения и обучения слепых, например, основателя

Попечительства Императрицы Марии Александровны о слепых К.К. Грота, преподавателя
Р. Блесснера, делопроизводителя Совета Попечительства О. Андеркаса и

др.

Ценным в справочном аппарате является указатель ремесел, которыми владеют слепые,
с биографическими сведениями о тех, кто добился на этом поприще успеха.

Так, среди музыкантов названы Иоганн Бах, Мария Тереза Парадиз и др., среди педагогов
- В. Гаюи, Гебольд и др.

В конце книги имеется большой алфавитный список статей, включенных в энциклопедию,
с указанием страниц, на которых они помещены.

Книга, с любовью и редким знанием дела составленная А. Мелем, вполне оправдывает
свое название Энциклопедии слепоты. В ней имеются статьи, посвященные самым

разнообразным вопросам тифлопедагогики: развитию обучения и воспитания слепых
в разных странах, методам и системам обучения, учебным пособиям, печати и

шрифтам, раскрываются профессиональные возможности слепых, вопросы профилактики
слепоты, описываются психологические особенности слепых; много внимания

уделяется воспитанию и обучению слепоглухих. Энциклопедия А. Меля удачно объединяет
успехи тифлопедагогики того времени в различных странах мира, что позволяет

и сегодня прибегать к помощи этого руководства. Она восполняет огромный пробел
в специальной литературе о слепых. Приходится сожалеть, что книга эта не

переведена полностью на русский язык, существуют лишь переводы отдельных ее статей,
напечатанные в журнале "Слепец".

Необходимо сказать о внешнем виде книги: она отличается хорошим качеством бумаги
и шрифта, украшена многочисленными портретами известных слепых или тех,

кто занимался их воспитанием, обучением, лечением, таблицами, изображающими всевозможные
системы выпуклого письма В. Муна, Л. Брайля, снимками разных приборов,

а также анатомическими рисунками.

В 1904 году был опубликован А. Меля "Geschichte des Kaiserl.-Ko nigl. Blindenarziehungs-Institut
in Wien, 1804-1904" ("История кайзеровско-королевского

Института воспитания слепых в Вене, 1804-1904") Он подытоживает столетнюю деятельность
первого учебного заведения для слепых, открытого в Австрии в 1804

году на благотворительные средства, и ставшего в 1816 году государственным учреждением.
За этот труд "австрийский император [Франц Иосиф] пожаловал директору

Венского императорского королевского института слепых Александру Меллю, поднесшему
ему составленный им отчет о деятельности названного института ... большую

золотую медаль с изображением императора. По тому же поводу королева Румынская
Елизавета (Кармен Сильва), интересующаяся делом воспитания слепых и деятельно

участвующая в оказании помощи слепым Рейнской провинции, прислала Меллю свой
портрет с автографом".

Среди научных трудов А. Меля надо отметить еще одно важное издание, подготовленное
под его руководством. Это сборник "Der Blindenunterricht. Vortra ge u

ber Wesen, Methode und Ziel des Unterrichts in der Blindenschule" ("Обучение
слепых: Доклады о сущности, методе и цели обучения в школе для слепых"), изданный

в 1910 году. Он состоит из тридцати статей, написанных преподавателями Венского
института слепых, и посвященных основным направлениям учебной деятельности

в школах для слепых. Значение этих работ трудно переоценить.

Необходимо сказать еще об одной стороне деятельности А. Меля. С 1896 года он
вместе с директором Дрезденского института слепых Ф. Бютнером вошел в число

соредакторов журнала "Blindenfreund" ("Друг слепых"), издававшегося с 1881 года
под редакцией директора института слепых в Дюрене В. Мекера. В 1898 году

в результате почти одновременной кончины В. Мекера и Ф. Бютнера, единственным
редактором этого издания стал А. Мель и оставался им до 1900 года.

Говоря о значении деятельности Александра Меля Аугуст Вурцер в статье из журнала
"Обозрение европейских слепых" пишет, что несмотря на то, что со времени

Александра Меля Австрия стала меньше, в нынешней Австрии его дух оказывает еще
свое воздействие, а его деятельность в области образования слепых, начавшаяся

в Вене еще до первой мировой войны, не утратила своего значения, не только для
Вены, но и за границами Австрии, особенно в Германии. Безусловно, немаловажным

является и то обстоятельство, что в 1976 году была полностью переведена на японский
язык его знаменитая Энциклопедия.

Основной тезис педагогики Александра Меля о том, что центральное место в системе
образования слепых, в стремлении их к благосостоянию должен занимать самостоятельный,

полностью реабилитированный человек, не утратил своего значения и сегодня, когда
новый подход к понятию инвалидности означает эволюцию отношения к возможностям

людей, лишенных зрения, гарантирует им право на полное включение в жизнь общества,
на самореализацию личности наравне со зрячими.

Основные даты жизни и деятельности

Александра Меля

Таблица 2 столбцов и 10 строк

1850 г., 17 февраля

Начало блока цитаты

- родился в г. Вене.

Конец блока цитаты

1886 г., 22 мая - 1919 г., 31 декабря

Начало блока цитаты

- директор кайзеровско-королевкого Института воспитания слепых в Вене.

Конец блока цитаты

1896 - 1898 aa.

Начало блока цитаты

- соредактор журнала "Blindenfreund".

Конец блока цитаты

1898 г.

Начало блока цитаты

- подготовлен проспект книги "Encyklopa dische Handbuch des Blindenwesens".

Конец блока цитаты

1898 - 1900 гг.

Начало блока цитаты

- редактор журнала "Blindenfreund".

Конец блока цитаты

1900 г.

Начало блока цитаты

- выход в свет книги "Encyklopa dische Handbuch des Blindenwesens".

Конец блока цитаты

1904 г.

Начало блока цитаты

- подготовлен и издан отчет "Geschichte des Kaiserl.-Ko nigl. Blinden-Erziehungs-Institut
in Wien, 1804-1904".

Конец блока цитаты

1905 г.

Начало блока цитаты

- награжден большой золотой медалью с изображением императора Австрии Франца
Иосифа; получен в подарок портрет королевы Румынской Елизаветы (Кармен Сильвы)

с ее автографом.

Конец блока цитаты

1910 г.

Начало блока цитаты

- издание книги "Der Blindenunterricht": Vortra ge u ber Wesen, Methode und Ziel
des unterrichtes in der Blindenschule, gehalten von Lehrpersonen des K.K.

Blindenerziehungs - Institutes in Wien, herausgegeben von Direktor Alexander
Mell".

Конец блока цитаты

1930 г., 30 сентября

Начало блока цитаты

- умер.

Конец блока цитаты

конец таблицы

Труды Александра Меля

1. Дезинфекция учебных пособий // Слепец.- 1906.- N 3.- С. 45-48.- Пер. ст. из
журн.:Blindenfreund (1905, N 11).

2. Der Blindenunterricht: Vortra ge u ber Wesen, Methode und Ziel des unterrichtes
in der Blindenschule, gehalten von Lehrpersonen des K.K. Blindenerziehungs

- Institutes in Vien, herausgegeben von Direktor Alexander Mell.- Wien, 1910.

Статьи из сборника "Der Blindenunterricht", переводы которых опубликованы в журнале
"Слепец"

2.1. Бартош И. Преподавание музыки // Слепец.- 1913.- N 8.- С. 130-136.

2.2. Гигерль Э. Преподавание родного языка // Слепец.- 1910.- N 9.- С. 152-158.

2.3. Гигерль Э. Шрифт слепых // Слепец.- 1912.- N 7.- С. 115-120; N 8.- С. 123-126.

2.4. Мейзингер Ф. Преподавание естествоведения // Слепец.- 1911.- N 2 .- С. 20-30.

2.5. Мелль М. Как читают слепые // Слепец.- 1910.- N 9.- С. 158-164.

2.6. Месснер А. Способность слепых ориентироваться в пространстве // Слепец.-
1910.- N 8.- С. 141-147.

2.7. Пешль И. Обучение слепых геометрии // Слепец.- 1913.- N 7.- С. 115-120.

2.8. Пешль Э. Преподавание арифметики // Слепец.- 1910.- N 11.- С. 195-204.

2.9. Пешль Э. Преподавание географии // Слепец.- 1910.- N 12.- С. 215-224.

2.10. Пешль Э. Преподавание истории // Слепец.- 1911.- N 1.- С. 7-12.

2.11. Роттер Л. О преподавании рукоделия слепым девочкам // Слепец.- 1912.- N
6.- С. 95-99.

2.12. Фок М. Наглядное обучение // Слепец.- 1910.- N 10.- С. 175-186.

2.13. Фукс В. Особенности воспитания слепых детей в дошкольном возрасте // Слепец.-
1910.- N 8.- С. 133-141.

3. Encyklopa disches Handbuch des Blindenwesens: herausgegeben unter Mitwirkug
viler Hervorragender Schul... / Vorvort A. Mell.- Wien ; Leipzig: Verlag

von A. Pichlers Witwe & Sohn, 1898.- [8] c. - Проспект.

4. Encyklopa disches Handbuch des Blindenwesens: mit 81 Portr., 135 anderen Abbildungen
und 2 Schrifttafeln.- Wien; Leipzig: Verlag von A. Pichlers Witwe

& Sohn,1900.- 890 s.

Статьи из "Encyklopa disches Handbuch des Blindenwesens", переводы которых опубликованы
в журнале "Слепец"

Начало блока цитаты

Начало блока цитаты

Начало блока цитаты

Начало блока цитаты

Начало блока цитаты

Начало блока цитаты

Начало блока цитаты

Конец блока цитаты

Конец блока цитаты

Конец блока цитаты

Конец блока цитаты

Конец блока цитаты

Конец блока цитаты

Конец блока цитаты

4.1. Автоматические движения и чрезмерная подвижность слепых // Слепец.- 1904.-
N 8.- С. 154-155.

4.2. Аллен Э. Призрение слепых в Америке // Слепец.- 1904.- N 4.- С. 61-67; N
5.- С. 89-95.

4.3. Бременские учреждения для слепых // Слепец.- 1902.- N 8.- С. 156-158.

4.4. Лаура Бриджмен // Слепец.- 1903.- N 8.- С. 144-147.

4.5. Витали. Призрение слепых в Италии // Слепец.- 1903.- N 8.- С. 154-159.-
Инициалы авт. не указаны.

4.6. Вульф Е. Воспитание и обучение слепых в Германии // Слепец.- 1903.- N 5.-
С. 91-95.

4.7. Вульф. Конгрессы учителей слепых в Германии // Слепец.- 1905.- N 8.- С.
144-154.- Инициалы авт. не указаны.

4.8. Гекке А. Правила приличий и уменья держаться в обществе для слепых // Слепец.-
1904.- N 6.- С. 112-115.

4.9. Гекке А. Упражнения дыхания // Слепец.- 1903.- N 12.- С. 230-231.

4.10. Дисциплина в училищах для слепых // Слепец.- 1905.- N 10.- С. 187-189.

4.11. Институт слепых в Брюне // Слепец.- 1902.- N 9.- С. 169-172.

4.12. Институт слепых в Будапеште // Слепец.- 1902.- N 8.- С. 158-159.

4.13. Институт слепых в Колумбусе // Слепец.- 1902.- N 8.- С. 155-156.

4.14. Как едят слепые // Слепец.- 1905.- N 12.- С. 231-232.

4.15. Либанский И. Нищенство слепых // Слепец.- 1904.- N 10.- С. 192-194.

4.16. Мекер В. Эстетическое воспитание слепых // Слепец.- 1903.- N 8.- С. 141-143.

4.17. Мерле Х. Наглядное обучение слепых // Слепец.- 1904.- N 4.- С. 67-74.

4.18. Нидергейзерн Г. Обучение слепых в Брауншвейге // Слепец.- 1902.- N 10.-
С. 185-187.

4.19. О приходящих слепых учениках и живущих в интернатах // Слепец.- 1905.-
N 12.- С. 228-231.

4.20. Образование слепых во Франции: [В 3 ч.] // Слепец.- 1904.- N 3.- С. 51-55.-
Содерж.: [Ч.]1 / Морис де ла Сизеран; [Ч.] 2 / Ф. Бернюс; N 4.- С. 67-72.-

Содерж.: [Ч.] 3 / Перуз.

4.21. Обучение, воспитание и призрение слепых в Великобритании // Слепец.- 1903.-
N 8.- С. 147- 154.

4.22. Попечение о слепых в Голландии // Слепец.- 1903.- N 4.- С. 73-76.

4 23. Попечение о слепых в Дании // Слепец.- 1903.- N 4.- С. 72-73.

4.24. Постройки из кирпичиков // Слепец.- 1905.- N 5.- С. 97-98.

4.25. Призрение слепых в Берлине // Слепец.- 1901.- N 6.- С. 67-69; N 8.- С.
92-94.

4.26. Призрение слепых в Бразилии // Слепец.- 1902.- N 9.- С. 167-169.

4.27. Ремесла и занятия для слепых // Слепец.- 1904.- N 10.- С. 195-196.

4.28. Ример В. Ремесленное образование слепых // Слепец.- 1905.- N 3.- С. 49-51.

4.29. Слепые в Японии // Слепец.- 1903.- N 6.- С. 116-117.

4.30. Слепые изобретатели // Слепец.- 1905.- N 11.- С. 211.

4.31. Слепые поэты // Слепец.- 1904.- N 10.- С. 190-192.

4.32. Союзы слепых // Слепец.- 1904.- N 10.- С. 194-195.

4.33. Участь слепых в Китае // Слепец.- 1903.- N 7.- С.128-131.

4.34. Училище слепых в Ильцах // Слепец.- 1903.- N 4.- С. 76-77.

4.35. Учреждения для слепых в Бостоне // Слепец.- 1902.- N 7.- С. 136-139.

4.36. Шоттке. Учреждения для слепых в Бреславле // Слепец.- 1902.- N 9.- С. 172-175.-
Инициалы авт. не указаны.

4.37. Учреждения для слепых в г. Франкфурте на Майне // Слепец.- 1903.- N 1.-
С. 13-16.

4.38. Учреждения для слепых в Ганновере // Слепец.- 1903.- N 2.- С. 31-35.

4.39. Учреждения для слепых в Дюрене // Слепец.- 1902.- N 11.- С. 213-215.

4.40. Школьные празднества // Слепец.- 1905.- N 11.- С. 112-113.

4.41. Эдинбургские учреждения для слепых // Слепец.- 1902.- N 12.- С. 234-235.

4.42. Эльшниг. Гнойное воспаление глаз новорожденных // Слепец.- 1904.- N 10.-
С. 196-198.- Инициалы авт. не указаны.

4.43. Эльшниг. Кровное родство родителей // Слепец.- 1904.- N 9.- С. 168-169.-
Инициалы авт. не указаны.

5. Geschichte des Kaiserl.- Ko nigl. Blinden-Erziehungs-Institut in Wien, 1804-1904.-
Wien, 1904.

Литература об Александре Меле

6. Августейшее внимание // Слепец.- 1905.- N 9.- С. 179.- Содерж. сообщ. о награждении
А. Мелля имп. Австрии [Францем Иосифом] и королевой Румынии Елизаветой

(Кармен Сильвой).

7. Аксенфельд. Слепота и призрение слепых // Слепец.- 1907.- N 7.- С. 61-67.-
В содерж. упоминается Энциклопедия А. Мелля: с. 66.- Инициалы авт. не указаны.

8. Библиотека для слепых: [О б-ке Вен. ин-та слепых] // Слепец.- 1905.- N 7.-
С. 135-136.

9. Бирючков М. Друг незрячих // Школ. вестн. (Сов. школьник). - 1992.- N 7.-
С. 5-17.- РТШ.- На обл. плоскопечат. шрифтом указ. загл. журн.: Сов. школьник;

на корешке загл. журн.: Вестник.

10. Бирючков М. Энциклопедист // Наша жизнь.- 1990.- N 2.- С. 24.- То же.- С.
144-150.- РТШ.

11. Второй съезд начальников и учителей австрийских заведений для слепых // Слепец.-
1890.- N 12.- С. 89-92.- В содерж. сообщ. о демонстрации А. Мелем (в

тексте ошибочно указ.: Дир. Вен. ин-та слепых Мель) усовершенствованного им прибора
для письма слепых Клейна: с. 91.

12. Виллей П. Педагогика слепых / Пер. с фр. под ред. и с предисл. В.А. Гандера.-
М.: Учпедгиз, 1936.- 124 с.- Из содерж.: Мелль Александр: [E?ao. aeia?.

nправка].- С. 116.- В содерж. также упоминается А. Мелль, как один из основателей
журн. для слепых "Blindenfreund": с. 112.

13. Вурцер А. Александр Мель // Обозрение европ. слепых.- 1975.- N 4.- С. 29-32,
3-я с. обл.- Текст парал. рус., фр., англ., нем.

14. Коваленко Б.И., Коваленко Н.Б., Куличева Н.И. Тифлопедагогика: [В 4 т].-
М.: Педагогика, 1975.- Т.4: Методы и формы организации учебно-воспитательной

работы в школах для слепых и слабовидящих детей за рубежом.- 199 с. - В содерж.
упоминается А. Мелль и его энциклопедия: с. 17, 94, 113, 129, 160.

15. Коваленко Н.Б., Румянцева А.В. История тифлопедагогики за рубежом // Тифлопедагогические
исследования.- М., 1959.- С. 229-264.- (Изв. Акад. пед. наук

РСФСР; 96).- Из содерж.: Александр Мелль.- С. 244.

16. Королевский институт слепых в Вене // Слепец.- 1902.- N 5.- С. 86-89.- В
содерж. упоминается А. Мелль как опытный педагог и директор института: с. 86.

17. Кулагин Ю.А. Восприятие средств наглядности учащимися школы слепых / Акад.
пед. наук СССР. Науч.-исслед. ин-т дефектологии.- М.: Педагогика, 1969.-

295 с.- В содерж. излож. отд. ст. А. Мелля из его кн. "Воспитание и обучение
слепых" (1910) и "Энциклопедия" (1900): с. 67, 68, 69, 71, 76, 77, 78, 83,

84, 86.

18. Лутмер К. Музеи для слепых // Слепец.- 1905.- N 6.- С. 108-112.- В содерж.
фрагм. о музее при королев. Вен. ин-те слепых с излож. заметки А. Мелля об

истории музея и его коллекции: с. 111.- Там же упоминается жена и сподвижник
А. Меля - М. Мелль.

19. Недлер Г. ХIII съезд учителей слепых в Вене // Слепец.- 1910.- N 10.- С.
173-175.- В содерж. сообщ. об избрании А. Мелля председателем съезда: с. 173.

20. Недлер Г.П. ХIV съезд германских учителей слепых // Слепец.- 1914.- N 1.-
С. 6-9.- В содерж. сообщ. об избрании А. Мелля помощником председателя съезда:

с. 6; N 2.- С. 26-28.- В содерж. упоминается сообщ., сдел. на съезде А. Меллем:
с. 28.

21. О предстоящем ХIV съезде учителей слепых в Германии // Слепец.- 1912.- N
12.- С. 189-190.- В содерж. упоминание о вхождении А. Мелля в постоян. орг.

ком. конгр.

22. Подготовка австрийских народных учителей и учительниц для обучения слепых
детей // Слепец.- 1914.- N 3.- С. 54.- В содерж. ст. фрагм. об Имп. ин-те

слепых в Вене.

23. Раевский Д. Попечение о слепых в Вене // Слепец.- 1907.- N 3.- С.53-57.-
В содерж. о деятельности А. Мелля и Королев. воспитат. ин-та слепых в Вене:

с. 53-55.

24. Разные известия // Слепец.- 1989.- N 5/6.- С. 46-48.- Из содерж.: Вена: [Сообщ.
об Императ. Вен. ин-те слепых, где орг. курсы для нар. учителей и учительниц,

с целью овладения методикой обучения слепых детей, и об устройстве типогр. для
печати рельеф. кн.].- С. 47.

25. Скребицкий А.И. Воспитание и образование слепых и их призрение на Западе.-
СПб., 1903.- 1024 с.: ил., табл.- В содерж. упоминается А. Мелль: с.135,

171, 172, 278, 445, 457, 727, 855, 856, 857, 859, 868, 883.

26. Слепые учителя музыки // Слепец.- 1909.- N 3.- С. 57.- Содерж. сообщ. об
открытии в Вен. ин-те слепых курсов подгот. учителей музыки.

27. Съезд австрийских учителей слепых //Слепец.- 1907.- N 1. - С. 16.- В содерж.
упоминается докл. А. Мелля "О распространении среди населения сведений

о настоящем положении слепых, открытии училищ и домов призрения слепых".

28. Третий съезд австрийских учителей слепых в Граце // Слепец.- 1907.- N 6.-
С. 112-119.- В содерж. упоминается А. Мелль и его докл. "Успехи в деле призрения

слепых в Австрии со времени 2 съезда учителей слепых в Линце в 1890 г.": с. 113,114.-
В содерж. также излож. докл. преп. Э. Гигерля о Королев. Ин-те слепых

в Вене: с. 114-115.

29. Учреждения для слепых в Вене // Слепец.- 1912.- N 4.- С. 62-67.- Из содерж.:
[Гл.] 2: Венский институт слепых.- С. 63-64.

30. Феоктистова В.А. Очерки истории зарубежной тифлопедагогики и практики обучения
слепых и слабовидящих детей: (Учеб. пособие) / Ленингр. гос. пед. ин-т

им. А.И. Герцена.- Л., 1973.- 119 с.- В содерж. упоминается А. Мель: с. 64.

31. Цех Ф. Воспитание и обучение слепых // Слепец.- 1916.- N 12.- С. 176-185.-
В содерж. упоминается "капитальный труд" А. Мелля "Энциклопедия слеповедения":

с. 182.

32. Цех Ф. Воспитание и обучение слепых детей / Пер. с нем. под ред. В. А. Гандера.-
М.: Учпедгиз, 1934.- 132 с.- В содерж. упоминается А. Мелль и его Энциклопедия:

с. 55, 125, 130.

33. "Шестое чувство у слепых" Людвига Трушеля: [Излож. ст. из журн.: Blindenfreund
(1907, N 3)]: Пер. с нем. // Слепец.- 1907.- N 10.- С. 186-188.- В ст.

упоминается определение "шестого чувства", данное А. Меллем: с. 186.

34. Энциклопедический словарь Мелля по вопросам, касающимся слепоты // Слепец.-
1900.- N 3.- С. 25-30.- В конце ст. указан авт.: К.Г.

35. Энциклопедический словарь по вопросам, касающимся слепых // Слепец.- 1899.-
N 8.- С. 86-89.- В конце ст. указан авт.: К.Г.

36. Юбилей Венского института слепых // Слепец.- 1904.- N 4.- С. 75-76.- В содерж.
сообщ. о 100-лет. юбилее Ин-та 13 мая 1904 г. и упоминание об А. Мелле.

Выпуск листа на новом месте: 761

Ответить   Sat, 30 Apr 2005 11:02:38 +0400 (#359550)