[TIFLO] Инсталляция вслепую

Инсталляция вслепую
Самарские художники работают в соавторстве со слабовидящими подростками
версия для печати
Боже, как чудна наша Россия! Кто бы мог представить, что в Самаре уже третий
год на самом высоком -- правительственном -- уровне проводится мероприятие,
официальное название жанра которого звучит совсем по-пелевински: окружная ярмарка
бизнес-ангелов и инноваторов. Ну, инноваторы -- это понятно кто, всякие
местные кулибины. А бизнес-ангелы (термин, придуманный самим полпредом президента
в Приволжском округе Сергеем Кириенко) -- меценаты, без чудесного вмешательства
которых инновативные разработки так и останутся на бумаге и в головах. На встрече
под кодовым названием <Российским инновациям -- российский капитал> торгуют
самыми разнообразными вещами, от новых космических технологий и патентов на модели
микросамолетов до копирайта на переносную пуленепробиваемую кабинку
для переговоров(!). Но в этом году на ярмарке, открывающейся как раз сегодня,
есть один стенд, имеющий непосредственное отношение к газетной полосе <Культура>.
Самарский региональный общественный благотворительный фонд <Центр современного
искусства> представляет проект <Визиология>, задачей которого является привлечение
внимания публики к феномену зрения. Разными средствами -- от специальных выставок-инсталляций
до авторских объектов, которые предлагается размещать в оптиках
и поликлиниках. Занятно, конечно, что о визуальности заговорили именно современные
художники, в произведениях которых оптическое измерение порой уступает
по важности интеллектуальному, -- об артефактах из сферы contemporary art много
думают и говорят, а смотрят на них походя и мельком. Но уникальность проекта
бывших самарских живописцев, а ныне фотографов и инсталляторов Нели и Романа
Коржовых еще и в том, что он преодолевает тесные тусовочные границы <актуального
искусства>. Главным идеологом (ну и, конечно, первым бизнес-ангелом) затеи выступил
главный офтальмолог департамента здравоохранения администрации Самарской
области и главный врач Самарской клинической офтальмологической больницы имени
Т.И. Ерошевского, доктор наук Андрей Золотарев. А полноценными соавторами
Коржовых стали подростки из школы-интерната для слабовидящих. И это на моей памяти
первый случай, когда медики, их пациенты и художники работают в идейном
и эстетическом единстве. Собственно, возможность такого симбиоза и есть тот <товар>,
с которым Центр современного искусства вышел на ярмарку.
Но прежде уже были две пробные выставки в Самарском областном художественном
музее под общим названием <В поле зрения>. Описать показанное на них одновременно
и просто и сложно. С одной стороны, это конструкции, минималистичные до брутальности
-- нечто похожее на огородную теплицу, обтянутую в первом случае тончайшей
калькой, а во втором -- полупрозрачной зеркальной пленкой. Внутри -- сквозные
пролеты, заглянуть в которые можно, а войти нельзя. Зрители должны, прижимаясь
к стенкам, передвигаться по периметру этого недосягаемого лабиринта, занимающего
почти весь зал. Внутри сооружения, хрупкого и одновременно тревожного,
-- блики света, вертящийся на веревочке зеркальный кубик, тени и сбивающие с
толку своей безразмерностью множащиеся алюминиевые решетки корпуса. Это в
буквальном смысле необозримое, несмотря на свою относительную компактность, и
уж точно умонепостигаемое Нечто -- образ мира, с которым живут люди, почти
лишенные зрения, созданный с их слов и по их описаниям. Но рассказать о нем нельзя
-- незримую инсталляцию Коржовых нужно увидеть. Вернее, прочувствовать,
как ни нелепо звучит это слово применительно к инсталляции.
Есть такое модное понятие -- арттерапия. Это когда художники при помощи своего
искусства помогают больным -- детям-аутистам, глухим, слепым, тем, кого общество
считает психически неполноценными. Тут произведение обращено к больному -- не
с тем, чтобы исцелить (чудес не бывает!), но чтобы облегчить муки, прежде
всего психологические. <Визиология> Коржовых построена по прямо противоположному
принципу. Выставки адресованы здоровым, которые на пять-десять минут должны
почувствовать себя если не больными, то физически хрупкими, тленными, несовершенными.
Чтобы мир на глазах потерял четкие очертания, а встречающиеся на
пути странные объекты не укладывались в картезианские дефиниции.
Это, конечно, анархическая логика современного искусства. Но одновременно и очень
гуманистическая, трепетная. Пожалуй, даже христианская. Впрочем, все,
умолкаю, а то бизнес-ангелы разбегутся.
Федор РОМЕР
Время новостей: N64, 14 апреля 2005
Выпуск листа на новом месте: 702