Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] идеология и принципы 122 закона полностью себя оправдали

Андрей Исаев: идеология и принципы 122 закона полностью себя оправдали
Сегодня Госдума заслушала правительство о работе над ошибками в реализации 122-го
закона при переводе льгот на живые деньги. В гостях у программы "Вести.
Подробности" - глава думского комитета по труду и социальной политике Андрей
Константинович Исаев.

- Андрей Константинович, я предлагаю начать наш разговор с того, чем закончил
сегодня свое выступление в Государственной думе министр финансов Алексей Кудрин.
По его словам, сегодня с уверенностью можно сказать, что данный закон, его принципы
себя оправдали. Уточнение его исполнения и доведение всех принципов
закона до полного исполнения, считает министр, позволит решить проблемы наших
граждан. Итак, по вашему мнению, закон себя оправдал, а также оправдались
ли его принципы, согласны вы с этим?

- Я считаю, что идеология закона была выбрана абсолютно правильно. И она понятна
всем. Вместо льгот, которыми кто-то мог пользоваться, а кто-то не мог,
людям предложены деньги по определенному виду льгот для того, чтобы они могли
либо приобретать эти же самые льготы, скажем, льготный проездной билет в
общественном городском транспорте, либо оставлять эти деньги себе. Другое дело,
что в начале реализации этого закона были допущены очень серьезные ошибки
и правительством, и органами государственной власти субъектов Федерации. О чем
сегодня и говорилось в Государственной думе на этом рекордном по продолжительности
правительственном часе - он длился пять часов. И в заявлении, которое приняла
Государственная дума, правительство удостоилось самых жестких оценок. Работа
правительства по целому ряду направлений была названа бессистемной и недостаточной.

- Мы еще к этому вернемся. Однако когда вы говорите, что была предложена новая
идеология, эта идеология себя оправдала, а потом сказали, что вместо льгот
были предложены деньги, так вот деньги вместо льгот - это скорее технология.
А идеология-то в чем?

- Идеология заключается в том, чтобы помощь оказывалась более адреcно. Скажем,
до 1 января 2005 года формально большому числу людей в нашей стране были
положены натуральные льготы. Кто-то из них, в основном те, кто живет в крупных
городах, имел возможность этими льготами пользоваться. Кто-то, например,
жители села или малых городов - для них эти льготы были только на бумаге. То
есть на бумаге государство о них заботилось, а на практике они ничего не получали.
Поэтому было принято решение, во-первых, проинвентаризировать все льготы. Во-вторых,
добиться того, чтобы по всем обязательствам....

- И льготников?

- И льготников, совершенно верно. Впервые в истории нашей страны был составлен
полный реестр льготников. Стало понятно, сколько у нас этих людей и сколько
реально средств должно тратить государство на оказание им социальной помощи.
Такой реестр был составлен. И был принят твердый принцип: если государство
что-то обещало, оно обязательно должно это выполнять. Все социальные гарантии
должны подтверждаться.

- Так что все-таки конкретно произошло? Потому что первоначально 122-й закон
предусматривал замену натуральных льгот на деньги при покупке лекарств, при
покупке санаторных путевок и билетов на транспорт. На чем все-таки остановились
в результате?

- Я напомню, что уже при обсуждении 122-го закона мы приняли решение, что ряд
натуральных льгот, наиболее важных и ресурсоемких, таких как лекарства, как
санаторное лечение, проезд в пригородном железнодорожном транспорте, проезд на
железнодорожном транспорте к месту лечения - эти льготы останутся в 2005
году в натуральном виде. И они остались в натуральном виде. А условия их предоставления
меняются. Например, количество путевок, которое было выдано льготникам,
в этом году больше, чем за аналогичный период прошлого года, в среднем в пять
раз. Но, начиная с 2006 года, и по этим льготам люди будут иметь право выбора.
То есть либо они оставляют по умолчанию себе эти льготы в качестве натуральных
льгот, социальных услуг, так это теперь называется законом, либо до 1 октября
2005 года они пишут заявления, отказываются от этих льгот и получают вместо них
деньги, равные стоимости социального пакета.

- Такая возможность существует. В нашу редакцию поступает много звонков, в частности,
есть и такое: "Зачем моей парализованной маме проездной билет?" То
есть выбор остается?

- Такая возможность будет у всех людей, начиная с 1 января 2006 года. В этом
году, в 2005-м, у всех данные виды льгот сохраняются в натуральном виде. Что
касается проездных билетов, я знаю, что в некоторых субъектах Федерации льготные
проездные билеты даются как бы в обязательном порядке. На мой взгляд,
это не совсем правильное решение. Здесь тоже должно быть право выбора. Льготный
проездной билет на внутригородском транспорте должен предоставляться по
той цене, которая была бы равной или меньшей, чем стоимость компенсации, которая
выплачивается за эту льготу.

- Андрей Константинович, кажется, вы уже говорили о необходимости внесения поправок
в 122-й закон?

- Да.

- А что это за поправки? И затронут ли они принципы?

- Они не затронут, безусловно, принципы. Закон будет продолжать действовать.
Но мы считаем, что уже сама по себе деятельность требует улучшения в вопросах,
связанных с социальным обеспечением людей. Например, инвалидов. Не решен, например,
в 122-м законе вопрос в достаточной степени о проезде сопровождающих
детей-инвалидов и инвалидов по зрению 1-й группы. Не решен вопрос с оплатой проезда
льготников-инвалидов к месту лечения. К месту санаторно-курортного
лечения - решен, а вот если речь идет о лечении, скажем, в областной или республиканской
больнице, то это надо отдельно решать. Не решен вопрос, связанный
с определенными категориями ветеранов. Скажем, некоторым категориям установлена
ежемесячная денежная выплата 600 рублей. За вычетом социального пакета,
который, как я уже сказал, сейчас дается в натуральном виде, - 450 рублей. На
руки остается 150. Это очень немного. Значит, этим категориям надо подумать
о возможностях оказания дополнительной социальной помощи. Для этого в Государственной
думе создана рабочая группа, в которую вошли председатели всех профильных
комитетов, работавших над 122-м законом. Вошли представители оппозиционных фракций.
И мы будем предлагать поправки, целью которых будет улучшение социального
положения наших льготников.

- Социальные расходы увеличены, причем, это сделано в середине финансового года,
даже в его начале. Вы уже работаете над новым бюджетом?

- Мы работаем и над новым бюджетом. Сегодня, кстати, правительству предъявлялись
претензии, что принимаются решения о поправке в бюджет. Нами еще пока они
не внесены. Мы рассчитываем, что в ближайшее время правительство внесет соответствующий
законопроект. Нам действительно потребуется увеличивать расходы
бюджета уже в этом году хотя бы потому, что количество льготников в итоге оказалось
больше, чем предполагалось изначально. Правительство рассчитывало,
что их будет двенадцать миллионов двести с небольшим тысяч, а их оказалось пятнадцать
миллионов человек.

- То есть просчитались на три миллиона?

- Просчитались на три миллиона. Это значит, надо увеличивать и дотации Пенсионному
фонду на ежемесячные денежные выплаты, и дотации медицинскому страхованию
на лекарственное обеспечение, и дотации для Фонда социального страхования на
санаторно-курортное лечение. Кроме того, например, мы приняли решение расширить
количество льготных лекарств. Кроме льготных лекарств, предусмотреть возможность
получения льготниками, скажем, предметов медицинского назначения, которые
раньше не включались в этот перечень. Это тоже будет требовать дополнительных
расходов. Поэтому, безусловно, нужно будет рассматривать поправки в федеральный
бюджет.

- Еще два месяца назад вы говорили о возможной отставке правительства. Сейчас
помирились?

- Ну, для нас отставка правительства никогда не являлась самоцелью. Наша задача
- чтобы государство справлялось со своими социальными задачами. Мы очень
сильно критиковали правительство и два месяца назад, и сегодня. В том заявлении,
которое приняла Государственная дума, никаких панегириков и восхваления
правительства нет. Там в основном замечания и предложения. Для нас главное -
добиться того, чтобы работа была доведена до конца, чтобы закон начал работать
в полном объеме и было реализовано то, что в нем заложено, в его преамбуле: ничье
положение не должно быть ухудшено, а наоборот, положение льготников должно
улучшиться. Мы считаем, что если сейчас вместо того чтобы заниматься делом, министры
начнут решать, кто у кого заместитель, и рассаживаться по креслам,
это не улучшит положение, связанное с реализацией закона.

- Все же вице-спикер Госдумы Олег Морозов сегодня вновь вспомнил о вотуме недоверия
правительству, правда, со словом "если". По его словам, правительство
будет иметь мандат доверия ровно до тех пор, пока депутаты будут видеть, что
в стране происходят накопления потенциала позитивных перемен. В противном
случае правительство этого мандата лишится, предупредил вице-спикер. Не получится
ли так, что правительство, находящееся как бы в подвешенном состоянии,
испугается таких заявлений? Такие заявления сковывают действия правительства,
и вот уже назревшие перемены в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в образовании,
здравоохранении откладываются?

- Я думаю, что все перемены, все реформы должны быть тщательно проанализированы.
Мы не должны допустить ошибок, связанных с началом реализации 122-го закона.
А что касается "подвешивания" правительства, то я надеюсь, что там работают все-таки
не слабонервные люди и что они способны реально работать даже под
жестким давлением и контролем. То, что Дума будет практически в ежедневном режиме
контролировать деятельность правительства, это безусловно. Мы назначили
новый срок - до 1 января. Правительство должно будет представить нам информацию
о том, как выполнены все те многочисленные рекомендации, которые мы дали
ему по улучшению работы над 122-м законом. Мне кажется, что до определенной степени
"подвесить" правительство в нынешней ситуации правильно, тем более
что, прямо скажем, что в нашем обществе деятельность правительства сейчас встречает
достаточно много критических оценок, и, может быть, некоторые даже
будут упрекать нас за излишнюю мягкость.

- Ну, излишнюю мягкость! Вы проявили достаточную твердость и даже выглядели сегодня
намного жестче, чем оппозиция. Кстати, как, на ваш взгляд, сегодня проявила
себя оппозиция?

- Оппозиция проявила себя очень странно. Во-первых, никто из лидеров оппозиции
сегодня не выступал даже по итогам правительственного часа, касающегося как
раз реализации 122-го закона. Вопросы, которые задавались ими, зачастую не касались
этой темы. Мне кажется, что для некоторой части оппозиции поезд прошел.
Они считают, что тема ушла, острота спадает и надо искать новые темы для самореализации.

- То есть получилось, что вы как бы перехватили инициативу?

- Мы ни у кого ничего не перехватывали. Просто "Единая Россия" понимает, что
она несет перед избирателями ответственность за проводимую социальную политику
и за 122-й закон. Мы правительство контролировали, контролируем и будем контролировать.
Мы ставили перед ним жесткие требования и будем ставить. Но просто
в условиях, когда оппозиция немножко ослабляет натиск, наши жесткие, но принципиальные,
последовательные требования, наверное, начинают смотреться более
жестко.

- Какие следующие реформы вы готовы допустить в самое ближайшее время?

- Назревает реформирование ЖКХ. Но мы должны понимать, что перед этим первое,
что мы должны сделать, - это разобраться с тарифами. Ограничить возможности
роста тарифов, потому что в противном случае все это будет съедено и исчезнет
неизвестно куда. Назревает необходимость улучшения положения в здравоохранении,
образовании. Но условия обязательные, которые мы будем ставить, - это, во-первых,
рост заработной платы работников этой сферы, а во-вторых, улучшение качества
оказываемых здесь услуг. И, в-третьих, безусловно то, что населению должен быть
гарантирован необходимый набор услуг, которые они будут получать бесплатно
при полной государственной поддержке.

- Как вы можете ограничить рост тарифов в условиях рыночной экономики? Сегодня
в Госдуме обсуждался и рост цен на бензин.

- Это вызвало очень серьезные нарекания. Мы считаем, что и в условиях рыночной
экономики правительство не должно уподобляться ночному сторожу, которому
все равно, что там происходит - оно просто соблюдает некие статусные принципы,
и на этом все остается. Нет. Правительство должно вести активную антимонопольную
политику. Оно должно вести активную политику, связанную с поддержкой отечественного
товаропроизводителя, и, в конце концов, путем гибких, рыночных методов
добиваться того, чтобы монопольного завышения цен в стране не было.

- Наверное, последний вопрос. Что будет с майскими праздниками? Вы уже собираетесь
опять пересматривать количество праздничных дней?

- Ну, в этом году, как вы знаете, 2 мая будет нерабочим, праздничным днем. Уже
соответствующее постановление принято. Что касается дальнейшего, то да, в
Государственной думе обсуждается предложение, сократив на один день зимние каникулы,
на этот же один день увеличить майский отдых. Это предложение, на
мой взгляд, получает всю большую и большую поддержку в обществе, с чем мы, безусловно,
будем считаться, что примем к сведению и будем решать.

- Опять же по просьбе народа?

- По просьбе народа.

- Спасибо большое, Андрей Константинович. Итак, это были "Вести. Подробности"
и глава думского комитета по труду и социальной политике Андрей Исаев, который
считает, что идеология и принципы 122-го закона полностью себя оправдали.
Вести.Ru

Выпуск листа на новом месте: 701

Ответить   Fri, 15 Apr 2005 08:49:06 +0400 (#351437)