Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] История специального образования

"Школьный вестник" N4, 2005г.

ПРОБА ПЕРА

Елена Наливаева

Лена - ученица 10 класса Костромской школы-интерната для слепых и слабовидящих
детей.

В ТЕ ДАЛЁКИЕ, СОРОКОВЫЕ...

В нашей школе есть музей истории, в котором хранится большая тяжёлая книга. Написана
она бывшим директором школы Леонидом Андреевичем Колгушкиным и называется "Очерк
по истории Костромской школы-интерната слепых детей". Из этой книги я узнала,
как жила наша школа в военные годы. Об этом нелёгком времени я и хотела бы рассказать.

...Закончился 1940/41 учебный год, наступили долгожданные летние каникулы. Ребята
разъезжались по домам, классные руководители сдавали завучу последние отчёты.

Воскресный день 22 июня 1941 года выдался удивительно тёплым, ясным, солнечным.
Все настраивались на отдых. Казалось, ничто не может помешать этому. Но случилось
страшное.

В 15.00 по московскому времени страну потрясло ужасное известие: ночью, без объявления
войны на территорию СССР вторглись войска немецко-фашистских захватчиков, принося
с собой гибель и разрушение. Началась Великая Отечественная война. Всё в городе,
включая и нашу школу, перестраивалось на военное положение. Уехавшие в отпуск
учителя, остальные работники были немедленно возвращены в школу и приступили
к оборонным работам.

В первую очередь начали создавать земляные убежища, или "щели". Для этой цели
было выбрано место в конце школьного сада. Убежище глубиной 2 метра копали все:
от учителей до ребят, не успевших уехать домой. Его выкладывали досками, ставили
распорки, сверху укрепляли деревянными настилами и засыпали дёрном. В здании
заклеивали полосками ткани окна и делали затемнения. Все, невзирая на возраст,
выполняли самую тяжёлую работу, никто не оставался без дела. Кроме этого, работники
нашей школы ездили на уборку урожая в колхозы и рыли противотанковые рвы вокруг
Костромы. Так закончилось первое военное лето.

Несмотря на сложную отстановку, учебный год в нашей школе начался, как обычно,
1 сентября. Количество классов увеличилось вдвое, поэтому на работу были приняты
новые учителя: учитель математики Алексей Васильевич Австрийский и учитель истории
Иван Степанович Давыдов. Оба незрячие.

Осенью над Ленинградом нависла угроза блокады, началась массовая эвакуация людей.
Ленинградскую школу для слепых детей эвакуировали к нам в Кострому. Сюда прибыло
220 человек. Так как школа помещалась в одном трёхэтажном каменном здании, создалась
ужасная теснота. Для ленинградцев освободили весь третий этаж, а наши ученики
и работники школы разместились на втором этаже. На первом этаже находились столовая,
кухня, хозяйственные помещения. Две комнаты были отданы под штаб формирования
дивизий.

Количество классов теперь утроилось, и занятия в школе стали проводиться сначала
в две, а потом и в три смены. График был очень плотный.

Руководство школой было возложено на директора Леонида Андреевича Колгушкина
и завуча Ленинградской школы Феликсы Александровны Афанасьевой.

Немцы всё ближе и ближе подходили к Москве, поэтому ленинградцы решили эвакуироваться
дальше, за Урал, в Челябинскую область. Они отправились водным путём по Волге
и Каме. По дороге баржа вмёрзла в лёд. Несколько человек умерло от голода и холода.

Конец 1942 учебного года. Школа испытывает огромнейшие трудности. Особенно тяжело
с питанием. Чтобы хоть немного облегчить положение, всю пришкольную землю вскопали
под овощные культуры.

Кроме того, за вокзалом школе была выделена целинная земля для посадки картофеля.
Осенью с этой земли собрали очень хороший урожай. А в школьных парниках выросло
много огурцов, капусты и моркови. Проблема питания была частично решена.

Этим же летом школа начала заготавливать дрова для отопления помещений зимой.
В деревнях Песиково и Куниково были отведены лесные участки, на которых работники
школы пилили и валили деревья. Дрова добывали и другим способом: вытаскивали
брёвна из Волги и волокли их до школы сами или с помощью лошади. Но всё равно
зимой дров не хватало. В 1942/43 учебном году в классах временами было так холодно,
что ученикам разрешали сидеть на уроках в верхней одежде. Нехватка топлива иногда
приводила даже к тому, что школьный водопровод замерзал.

Зимой большой проблемой было сводить детей в баню, так как по договоренности
с администрацией бани нашей школе для мытья выделяли всего 2 часа раз в 10 дней,
с 5 до 7 часов утра. Детей будили в 4 часа ночи, поэтому некоторые дети накануне
ложились спать прямо в верхней одежде.

В 1943 году состоялся первый выпуск учеников, получивших полное среднее образование.
В то время наша школа была единственной специальной школой для слепых детей,
выпустившей учеников с полным средним образованием.

Этот выпуск состоял из 9 человек, и все они поступили в вузы. Некоторые из них
потом возвратились преподавателями в свою родную школу. Например, Иван Степанович
Давыдков, закончив вуз, пришёл в свою школу учителем истории.

С 1943 года со всех концов Советского Союза в нашу школу стали поступать заявки
с просьбами о зачислении детей. Но всех желающих школа принять не могла, и возник
большой конкурс: на одно место претендовало по нескольку ребят.

За нашей школой были закреплены Владимирская, Грязовецкая и Кисловодская школы.
В первую очередь принимались ребята именно из этих областей. Также в Костромскую
школу слепых приезжало учиться много украинцев и белорусов. На территории этих
республик были только неполные средние школы, поэтому ребята ехали доучиваться
к нам. В 1943-45 годах 9 - 10 классы состояли почти целиком из украинцев.

Увеличилось количество старших классов - появилась потребность в большем количестве
учебников и наглядных пособий. Пособия не только закупались, но и изготовлялись
работниками школы. Это было очень важно, ведь наглядность в школах для слепых
детей имеет большое значение, помогает лучше понять изучаемый материал.

Даже в трудные военные годы в школе велась большая внеклассная работа, действовало
много кружков: хоровой, технический, драматический, физкультурный, духовой и
струнный оркестры. Ребята выступали в госпиталях, на избирательных участках,
на районных и городских олимпиадах. Большой популярностью среди учащихся школы
в то время пользовался литературный кружок, которым руководила учительница словесности
Анна Александровна Виноградова (впоследствии заслуженный учитель РСФСР).

Помимо стенных газет, кружок выпускал рукописные журналы и тетради, в которых
ребята помещали свои сочинения как в прозе, так и в стихах. Главной темой сочинений,
конечно, была война.

В 1944/45 учебном году были введены аттестаты зрелости, дающие право поступать
в вузы. Для отличников ввели золотые и серебряные медали. Обладатели аттестатов
с отличием могли поступать в вузы без экзаменов.

В связи с этим ещё больше вырос интерес ребят к учёбе. В 1944/45 учебном году
из 19 выпускников четверо (!) получили золотые медали. Первыми медалистами стали
Пётр Холод, Борис Петров, Мария Решетникова, Валерия Романенко. Все окончившие
в том году школу поступили в университеты и пединституты и успешно закончили
их. Надежда Костючёк и Петр Холод закончили ещё и аспирантуру и преподавали в
вузах. Надежда Костючёк много лет работала научным сотрудником Московского научно-исследовательского
института дефектологии в лаборатории тифлопедагогики.

Вот такими были для нашей школы тяжёлые, полные лишений военные годы. Несмотря
на все трудности, школа выстояла, сумела сохранить высокий уровень образования
и выпустить много талантливых людей - кандидатов наук, композиторов, писателей,
которые отдавали и продолжают отдавать другим людям свои знания и умения.

Выпуск листа на новом месте: 713

Ответить   Tue, 19 Apr 2005 09:29:59 +0400 (#353504)