Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Новости Центральной Азии


Таджикистан: Авторитетный политик выступил с критикой президента
2009-02-06 16:33 ИА Фергана.Ру

5 февраля в популярной таджикскоязычной газете «Фараж», издающейся в Душанбе, было опубликовано большое интервью члена Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан (а попросту говоря – сенатора, члена верхней палаты таджикского парламента) Ходжи Акбара Тураджонзода. Публикация озаглавлена: «Добрые отношения с Россией - это в пользу наших национальных интересов».

Фрагмент статьи в газете Фараж
Ходжи Акбар Тураджонзода (Акбар Тураевич Каххоров) родился в 1954 году в Кофарнихонском (ныне Вахдатском) районе Таджикистана. Учился в медресе Бухары (1976 г.), потом закончил Ташкентский Исламский институт (1980 г.). Работал в Ташкенте - в международном отделе тогда еще централизованного Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана (ныне не существует). В 1982 году продолжил обучение на шариатском факультете Иорданского университета, по окончании которого получил степень бакалавра юридических наук. Преподавал в Ташкентском Исламском институте. С 1988 по 1993 года был главой Духовного управления мусульман Таджикистана. В 1992 году, опасаясь преследований со стороны правительства, вынужден был временно покинуть страну. С 1993 по 1998 год - заместитель председателя Исламского движения Таджикистана. Во время гражданской войны активно участвовал в межтаджикских переговорах, сыграв ключевую роль в урегулировании отношений между исламской оппозицией и светскими властями. В 1998-2005 – первый заместитель премьер-министра Республики Таджикистан. С февраля 2005 года – член Маджлиси милли Маджлиси Оли (верхняя палата парламента) Таджикистана третьего созыва. Никакой государственной должности не занимает.

По сведениям московской газеты «Время новостей», интервью было подготовлено к печати за несколько дней до выхода в свет, как раз в то время, когда другие таджикские газеты развернули антироссийскую кампанию в поддержку президента республики Эмомали Рахмона, отказавшегося от визита в Москву 2 февраля. В Душанбе тогда обиделись на высказывания российского президента Дмитрия Медведева, сделанные им во время визита в Ташкент, восприняв их как отказ от обещанного Таджикистану содействия в строительстве гидроэнергетических объектов. Рахмон приехал в Москву только через день, уже не на двусторонние переговоры, а на саммит ОДКБ и ЕврАзЭС.

«Таджикская пресса объявила Россию врагом», - цитирует фрагменты интервью Ходжи Акбара Тураджонзода газета «Время новостей». - «Но мы не должны в отношении России уподобляться старухам, говорящим гадости, и, не дай бог, враждовать с ней».

Действительность такова, считает член верхней палаты таджикского парламента, что наша страна «очень сильно зависима от России». Ходжи Акбар Тураджонзода, обращая внимание на разразившийся в мире экономический кризис, предлагает сделать ряд политических и экономических шагов, которые улучшат ситуацию в его стране.

Во-первых, Душанбе как союзник и стратегический партнер Москвы должен был поддержать ее, признав независимость Абхазии и Южной Осетии, что не поздно сделать и сейчас. Кроме того, по мнению авторитетного сенатора, Таджикистану было бы выгодно отдать России Таджикскую алюминиевую компанию (ТАЛКО) еще в 2004 году, когда был подписан большой пакет соглашений о сотрудничестве с Россией и российский РУСАЛ готов был прийти в Таджикистан, если бы ему позволили купить алюминиевый завод в городе Турсунзаде.

Но сделанное тогда заявление таджикского правительства о том, что этот завод не продается, стало одной из причин ухода РУСАЛа из Таджикистана. Тураджонзода был тогда вице-премьером таджикского правительства и считает, что средства от продажи завода могли бы позволить Таджикистану своими силами достроить Рогунскую ГЭС. Он говорит, что ТАЛКО ежегодно потребляет большие объемы электроэнергии -- до 6 млрд киловатт-часов, из-за чего таджикский народ полгода живет без тепла и света. А если бы завод принадлежал РУСАЛу, то россияне, уверен сенатор, нашли бы источник электроэнергии, покупая ее в других странах - в Казахстане, Туркмении или Узбекистане, и избавили таджиков от этой головной боли. При этом сейчас алюминиевый завод покупает производимую в Таджикистане электроэнергию по льготным ценам, в три раза меньшим, чем другие предприятия, пишет «Время новостей».

Бывший лидер оппозиции допускает, что россияне, став собственниками ТАЛКО, заменили бы его руководство, «но не унесли бы с собой в Россию завод», то есть таджики работали бы там по-прежнему, получая нормальную зарплату. А сейчас более миллиона таджиков работают в России, и страна живет во многом благодаря тем деньгам, которые они переводят домой.

Тураджонзода говорит, что, будучи вице-премьером, несколько лет назад излагал эти идеи руководству Таджикистана. «Если мы испортим отношения с Россией, - говорит он, - и будем, подобно таджикской прессе, сравнивать Путина и Медведева с Гитлером, оскорблять их, то Россия, не дай бог, закроет дорогу гастарбайтерам, и это будет катастрофа».

Призывая к сдержанности в оценках тех или иных политических событий, Ходжи Акбар Тураджонзода, тем не менее, сожалеет о том, «что президент России в этом вопросе (имеется в виду гидроэнергетика, Рогун. – прим. ред.) высказался в поддержку позиции Узбекистана, хотя в августе прошлого года в Душанбе он говорил, что Россия будет участвовать в строительстве Рогунской ГЭС. Кроме того, российская сторона планировала построить у нас еще три ГЭС».

Таджикский сенатор считает, что Рогунская ГЭС должна «оставаться на все сто процентов собственностью нашего (таджикского. – прим. ред.) государства, и мы ни с кем не должны его делить», подчеркивая, что, по его мнению, «строительство Рогунской ГЭС не имеет ни какого отношения к проблемам трансграничных рек».

Международный институт прессы подтверждает: Быть журналистом в Центральной Азии – опасно
2009-02-07 13:14 Фергана.Ру

На днях Международный институт прессы (International Press Institute, МИП), базирующийся в Австрии, обнародовал доклад под названием «Обзор свободы прессы в мире–2008. В фокусе - Азия» (World Press Freedom Review 2008. Focus on Asia). Приведенные в обзоре случаи давления на свободную прессу, преследований и заказных убийств работников СМИ в очередной раз доказывают, что в данной части света журналист - одна из самых рискованных профессий.

По данным института, в 2008 году в мире при исполнении своих профессиональных обязанностей погибло 66 журналистов. Двое из них лишились жизней в Афганистане, еще шестеро – в Пакистане.

В докладе говорится, что борьба между журналистами и их цензорами перенеслась и в Интернет, а две азиатские страны – Китай и Вьетнам – являются лидерами по отлавливанию и привлечению к ответственности кибер-диссидентов.

КИТАЙ

«Чтобы быть хорошим журналистом [в Китае] необходимо иметь не только мудрость, но и более всего - смелость», - цитируют авторы доклада китайского журналиста Ли Чонг-кинга (Li Chong-qing), который провел в заключении три года за репортажи о вспышке лихорадки, опубликованные до того, как об этом заявили официальные власти страны. За свою работу Ли Чонг-кинг получил награду Всемирной ассоциации газет.

В прошлом году в Китае, по меньшей мере, 17 журналистов и писателей были осуждены и заключены под стражу по обвинению в таких преступлениях, как «подстрекательство к свержению власти» или «подрывная деятельность».

КАЗАХСТАН

Согласно докладу МИП, состояние прессы в Казахстане - относительно стабильное по сравнению с ситуацией у соседей по региону. Проблемой этой страны являются наличие цензуры, сковывающее действия СМИ законодательство, а также периодически случающиеся нападения на журналистов. Как отмечают эксперты МИП, большинство местных средств массовой информации принадлежит президенту республики Нурсултану Назарбаеву и его окружению. К оппозиционным СМИ применяются различные методы давления - запугивание, угрозы, применение физической силы и другие.

В своем докладе МИП приводит выдержку из обзора, подготовленного международной организацией «Журналисты без границ» (Reporters Without Borders), согласно которому по так называемому «Индексу свободы прессы» Казахстан занимает 125-место из 169 возможных. Что, впрочем, не помешало этой стране получить право на председательство в ОБСЕ в 2010 году.

КЫРГЫЗСТАН

По мнению австрийских наблюдателей, в Кыргызстане тренд развития сферы защиты прав человека, наблюдавшийся после «тюльпановой революции», в последние два года развернулся в обратном направлении. В качестве примера МИП приводит факты лишения киргизской службы Радио Свобода («Азаттык») и киргизской новостной службы BBC права на вещание, а также случаи давления на сотрудников СМИ, в том числе – на основателя радиостанции «Буран» в городе Токмак Рахманжана Исламова, журналистов Вадима Ночевкина и Турата Акимова. В докладе также упоминаются факт насильственного закрытия и конфискации имущества бишкекской газеты «Dе-Факто», передача властных полномочий в сфере СМИ правительству, которое, в свою очередь, позволило президенту страны Курманбеку Бакиеву назначать членов руководства главного рупора официальных властей - Киргизской государственной телерадиокомпании (КТР, или иначе - Национальной телерадиокорпорации Кыргызстана (НТРК), а также неразбериха в расследовании дела об убийстве ошского журналиста Алишера Саипова.

ТАДЖИКИСТАН

В 2008 году средства массовой информации Таджикистана продолжали ощущать давление президента республики Эмомали Рахмона, который, как отмечают эксперты МИП, не терпит инакомыслия и критики. Среди методов «работы» таджикских властей со СМИ в докладе называются избиение, захваты, запугивание независимых журналистов, закрытие изданий. Только в 2008 году лицензии на работу были отобраны у 25 теле- и радиостанций Таджикистана.

Онлайн-издания в зоне .tj в течение последних двух лет также попадали под действие закона о клевете, который предусматривает наказание до двух лет лишения свободы или 500 часов общественных работ, или же штраф в размере до одной тысячи месячного размера заработной платы.

Кроме прочего, в докладе МИП упоминается замалчивание официальной прессой факта исчезновения в мае прошлого года Хасана Садуллоева - зятя президента Рахмона. Достойным внимания является то, что Садуллоев был главой «Ориенбанка» и одним из самых богатых и влиятельных людей Таджикистана. По слухам, Садуллоев был убит во время семейного конфликта, разгоревшегося по поводу дележа принадлежащего ему банка. Тогда никто из журналистов не осмелился провести расследование об исчезновении президентского зятя. А спустя месяц после случившегося принадлежащая медиа-холдингу «Ориенбанка» радиостанция «Имроз» была лишена эфира по «техническим причинам» и с тех пор молчит.

ТУРКМЕНИСТАН

Со смертью в 2006 году Сапармурата Ниязова (Туркменбаши) в Туркменистане ситуация с правами человека и независимостью прессы не улучшилась. Как отмечается в докладе МИП, туркменское правительство сохраняет абсолютный контроль над средствами массовой информации страны. Положение прессы в Туркмении ОБСЕ оценила как «беспрецедентное», а авторитетная организация «Международная амнистия» назвала сложившуюся в стране ситуацию с правами человека «катастрофической».

Авторы доклада напоминают о гибели в сентябре 2006 года журналистки Радио Свобода Огульсапар Мурадовой. Осужденная на шесть лет заключения, она была обнаружена мертвой спустя две недели пребывания в тюрьме. Отмечается также, что в Туркмении немало приговоренных к лишению свободы журналистов и правозащитников пропадали без вести на длительные сроки или же навсегда.

Пытки и лишение работы – среди главных орудий официальных властей Туркменистана, которые используются ими против инакомыслящих. К примеру, 20 июня 2008 года внештатный журналист Радио Свобода Сазак Дурдымурадов был арестован и уволен со своего основного места работы – он преподавал историю в средней школе. Две недели, проведенные Дурдымухамедовым в различных психиатрических учреждениях, сопровождались побоями и пытками электрошоком. Журналист был вынужден подписать письмо с обещанием не работать более на зарубежные масс-медиа. Позже десять туркменских докторов признали Дурдымухамедова психически нездоровым, хотя до той поры он не имел в этом плане никаких проблем. 3 июля в результате сильного давления международного сообщества журналист был отпущен на свободу, при этом перед ним было поставлено условие больше «не клеветать» на власти Туркменистана.

УЗБЕКИСТАН

Оценка ситуации в Узбекистане, изложенная на двух страницах обзора МИП, начинается с утверждения правозащитников о том, что в этой крупнейшей по численности населения стране региона власти фабрикуют дела против журналистов.

Прошлогоднее задержание и осуждение журналиста Салижона Абдурахмонова увеличили список томящихся в узбекских тюрьмах независимых журналистов до пяти человек.

Обзор напоминает, что власти Узбекистана вынудили покинуть эту страну службы Би-би-си, Deutsche Welle, Радио Свобода. Из-за непрекращающихся актов запугивания сотрудники зарубежных радиостанций, жившие и работавшие в Узбекистане, были вынуждены покинуть республику. В документе констатируется, что в Узбекистане аресты журналистов и правозащитников и блокировка интернет-сайтов - обычное дело.

Авторы доклада не обошли вниманием и прошедший в октябре 2008 года медиа-форум под названием «Либерализация СМИ как важнейшее условие демократизации и модернизации страны», который был позитивно встречен международным сообществом. Однако зарубежные эксперты отмечали, что семинар не может являться знаком грядущих перемен. На семинар не был приглашен ни один иностранный, независимый или же оппозиционный журналист. А побывавшие на конференции местные репортеры поведали, что не услышали от присутствовавших на мероприятии представителей правительства и контролируемых государством СМИ ничего нового. Узбекская сторона так и не признала, что: СМИ в стране не являются независимыми, они несвободны; люди, высказывающие собственное мнение, регулярно попадают под стражу; доступ к веб-сайтам, содержащим критику в адрес узбекских властей, блокируется; иностранные журналисты не получают аккредитацию, чтобы рассказывать о ситуации в Узбекистане, находясь в самой стране».

Напомним, что медиа-форум прошел аккурат за неделю до встречи министров иностранных дел ЕС, на которой рассматривался вопрос об ослаблении санкций против Узбекистана, введенных после кровавого подавления митинга в мае 2005 года в Андижане. По данным Комитета по защите журналистов, из-за массовых гонений на независимых журналистов многие были вынуждены покинуть страну.

Доклад МИП сообщает, что для СМИ Узбекистана существует список запретных тем, освещение которых в критическом ключе не допускается. В этот список вошли такие темы, как события в Андижане, президент и его семья, нарушения прав человека, деятельность оппозиционных партий и движений, а также социальные и экономические проблемы в государстве. И это лишь часть запретных тем.

* * *

В своем докладе Международный институт прессы дает следующие рекомендации по улучшению ситуации с деятельностью СМИ стран Центральной Азии. МИП считает, что следует:

- ликвидировать искусственные барьеры на пути к регистрации средств массовой информации;

- запретить преследования независимых журналистов и высказывание в их адрес угроз. Необходимо находить и судить по всей строгости закона тех, кто этим занимается;

- перестать оказывать давление на владельцев электронных СМИ;

- вернуть право на теле- и радиовещание независимым телерадиокомпаниям;

- позволить развиваться частным СМИ;

- прекратить арестовывать журналистов, правозащитников и других членов гражданского общества;

- обеспечить свободный доступ к независимым и объективным источникам информации;

- обеспечить право на свободу слова, свободу мысли;

- запретить цензуру;

- освободить из мест заключения всех журналистов, осужденных за свою профессиональную деятельность.

Впрочем, ожидать того, что хотя бы одна из перечисленных выше рекомендаций будет в ближайшем будущем рассмотрена и реализована, более чем наивно. Любые подвижки в сторону свободы слова будут означать крушение тщательно выстроенной властью системы тотального контроля над СМИ, которая царствует в странах Центральной Азии.

Подготовил Мусафирбек Озод


В избранное