Православие в России - как быть смиренным в наше время, выпуск от 12/11/06
Продолжение, начало в предыдущем выпуске
КРОТОСТЬ
"Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю" (Мф. 5,5).
"В нетленной красоте кроткого и молчаливого духа" (1 Пет. 3,4)
Вот как определяет сущность кротости прп. Исаак Сирин: "За смирением следует
кротость и собранность себя, т.е. целомудрие чувств, соразмерность голоса,
немногословность, бедная одежда, скромная походка, наклонение очей вниз,
сердце сокрушенное, неспособность к раздражению, бедность, скромные
потребности, перенесени лишений; безбоязненность, бесстрашие перед смертью,
терпение в искушениях, серьезность в мыслях, хранение тайн, стыдливость,
благоговение и всегдашнее почитание себя ничтожеством".
Как видно из этого поределения, понятие "кротость" трудно отделить от
понятия "смирение", поскольку признаки их в значительной мере совпадают.
Как говорит прп. Иоанн Лествичник (слово 24): "Кротость есть такое состояние
ума, когда он непоколебим пребывает и в чести и в бесчестии. Кротость есть
недвижимая скала, возвышающаяся над морем раздражительности... вместилище
Духа Святаго, подательница радости, подражание Христу... Кротость есть
спокойная решимость на всякую скорбь и даже на смерть".
Отсюда можно полагать, что для кротости особенно характерно наличие в
человеке смирения и покорности воле Божией. Оптинский старец о. Макарий
объясняет происхождение слова "кротость" от "короткости". Кроток тот, кто в
смирении укоротил свою волю - отказался от нее, заменив ее волей Божией и
волей ближних. Поэтому кроткий человек ни с кем не спорит и охотно и с
любовию выполняет все просьбы окружающих, если только они не противоречат
его совести.
Как пишет Московский митрополит Филарет: "На порицание лучше отвечать
кротостью, нежели порицанием. Чистою водою надобно смывать грязь. Грязью
грязи не смоешь".
Кротость есть украшение человеческого характера. Апостол Петр говорит
христианским женщинам: "Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос,
не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в
нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом" (1
Пет. 3,3-4).
Христос - символ абсолютной красоты души. Поэтому и Он обладал кротостью,
хотя Ему, как Богу, более подобало бы властвовать людьми, и наряду со
смирением Он велит учиться у Него кротости (Мф. 11,29). И все святые
неизменно проявляли кротость к людям. В обращениее с людьми они, как и
Христос, не проявляли ни малейшего оттенка духовного насилия. Они бережно
относились к свободе воли человека и не хотели переламывать ее даже тогда,
когда это было бы полезно для человека. Они ждали свободного доброго
произволения сердца человеческого, что только и ценно в очах Бога ("Милости
хочу, а не жертвы") (Мф. 9,13).
(Продолжение в следующем выпуске)
.::Феофан Затворник, мысли на каждый день года::.
(Еф. 2, 4-10; Лк. 8, 26-39). Гадаринский бесноватый по исцелении своем
прилепляется к Господу и желает быть с Ним всегда; затем, услышав волю Его,
идет и проповедует о благодеянии, им полученном, по всему городу.
Благодетель привлекает, воля Его становится законом для
облагодетельствованного, и язык не может удержаться, чтоб не возвещать о
том, что получено от Него. Если бы мы не имели в памяти всех благ,
полученных и получаемых от Господа, то не было бы между нами неблагодарных,
не было бы нарушителей святой воли Его, не было бы таких, которые не любили
бы Его более всего. В крещении мы избавлены от прародительского греха и всей
погибельности его; в покаянии постоянно омываемся от грехов, непрестанно
прилипающих к нам. Промышлением Божиим охраняемся от бед, нередко невидимых
для нас самих, и получаем направление жизни наиболее безопасное для нас и
благоприятное целям нашим; да и все, что имеем, все от Господа. Потому-то
нам следует вседушно принадлежать Господу, во всем исполнять волю Его и
прославлять имя Его пресвятое, а наипаче жизнью и делами, чтоб не быть хуже
гадаринского бесноватого, который сразу оказался настолько мудрым, что стал
достойным примером подражания для всех.
---
До новых встреч!