Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Православие в России

  Все выпуски  

Православие в России - Яко с нами Бог, специальный выпуск от 28/11/06


Выпуск 19
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!

Доброго времени суток, уважаемые читатели!

Продолжение...

<Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз
неправды>

Братья и сестры!

Мы продолжим чтения из цикла "Яко с нами Бог" в следующем выпуске.
Сейчас бы мне хотелось напомнить всем нам о Рождественском посте.
*
Начинается Рождественский пост. Он предваряет собою праздник Рождества
Христова за сорок дней и называется также Филипповым постом, потому что
начинается после 27 ноября - дня памяти апостола Филиппа. Рождественский
пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя
покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли
благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных
даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его
учению.

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же
строги, как и Петров пост. Понятно, что во время поста запрещены мясо,
сливочное масло, молоко, яйца, сыр. Кроме того, в понедельник, среду и
пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и
дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение). В остальные же дни -
вторник, четверг, суббота и воскресенье - разрешено принимать пищу с
растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в
субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник
Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих
святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники
приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино
и елей. Со 2 января по 6 января пост усиливается, и в эти дни даже в субботу
и воскресенье рыба не благословляется.

Как проводить время постов
По делам благочестия, которым мы должны посвящать постные дни, дни поста
приближаются к дням праздничным. Слово Божие свидетельствует, что пост...
соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством (Зах. 8, 19). Но
посты все же отличаются от праздничных и будних дней. В праздники Церковь
призывает нас к благодарению Бога и святых за благодеяния, в посты - к
примирению с Богом и участию в жизни, страданиях и смерти Спасителя и
святых. Праздники располагают нас к духовной радости надежде, посты - к
сокрушению и слезам. В праздники, сообразно духовному веселью, Церковь
благословляет трапезу обильнейшую, в посты - предписывает умеренное
употребление пищи и пития, и притом пищи не скоромной, а постной. В
Церковном Уставе ясно изображено и время употребления и качество постной
пищи. Все строго рассчитано, с той целью, чтобы ослабить в нас страстные
движения плоти, возбуждаемые обильным и сладким питанием тела; но так, чтобы
не совсем расслабить нашу телесную природу, а напротив - сделать ее легкою,
крепкою и способною подчиняться движениям духа и бодренно выполнять его
требования.

Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов - <все
благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то
есть воздерживаться в посте от некоторых брашен (то есть еды, пищи), не как
от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных
Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр,
коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых
постов>.

Существует пять степеней строгости поста:


1) полное воздержание от пищи; 2) сухоядение; 3) горячая пища без масла; 4)
горячая пища с маслом (растительным); 5) вкушение рыбы.

В день вкушения рыбы разрешается и горячая пища с растительным маслом. В
православных календарях растительное масло обычно называется елеем. На
соблюдение в определенные дни более строгой степени поста, чем определено,
нужно взять благословение у священника.

Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души,
даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от
пищи, проникается сознанием собственного превосходства. Истинный пост связан
с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением
злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением
увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель,
а средство - средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы
и покаяния пост становится всего лишь диетой. Постясь телесно, в то же время
необходимо нам поститься и духовно: <Постящеся, братие, телесне, постимся и
духовне, разрешим всяк союз неправды>, - заповедует Святая Церковь. Сущность
поста выражена в следующей церковной песне: <Постясь от брашен, душа моя, а
от страстей не очищаясь, - напрасно утешаемся неядением: ибо - если пост не
принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и
уподобится злым демонам, никогда не ядушим>.

Как приучить себя к посту
Основа поста - борьба с грехом через воздержание от пищи. Именно
воздержание, а не изнурение тела, поэтому правила соблюдения постов каждый
должен соизмерить со своими силами, со степенью своей подготовки к посту.
Пост - аскетический подвиг, требующий подготовки и постепенности. Необходимо
входить в поствование постепенно, поэтапно, начав хотя бы с воздержания от
скоромной пищи в среду и пятницу в течение всего года. Некоторые необдуманно
и поспешно берутся за подвиги поста и начинают поститься безмерно, строго.
Вскоре они или расстраивают свое здоровье, или от голода делаются
нетерпеливы и раздражительны, - злятся на всех и на все, пост скоро делается
для них невыносимым и они бросают его. Чтобы наше расположение к посту
сделать прочным, нужно приучать себя к посту не спеша, внимательно, не
разом, а постепенно - мало-помалу. Каждый сам должен определить, сколько ему
требуется в сутки пищи и пития; потом понемногу надо уменьшать количество
употребляемой пищи и довести его до того, что больше уже нельзя сокращать
свое питание, чтобы не подвергнуться ослаблению, изнурению, - неспособности
к делу. Тут главное правило, данное Самим Господом: да не отягчают сердца
ваша объядением и пианством. Желающие соблюдать пост должны посоветоваться с
опытным духовником, рассказать ему о своем духовном и физическом состоянии и
испросить благословения на совершение поста.

*

Феофан Затворник. Мысли на каждый день года.

(1 Тим. 1, 5-14; Лк. 14, 25-35). "Соль - добрая вещь; но если соль потеряет
силу, чем исправить ее?" Соль - ученики Господа, которые, преподавая Его
наставления людям истребляли нравственную в них гнилость. Если такое
преподавание назовем просвещением, то и титло соли должно тоже перейти на
это последнее. Затем все изречение будет в таком виде: добро просвещение, но
если просвещение обуяет, то к чему оно тоже? Брось его!. . . Просвещение
действует как соль, когда оно исполнено начал и элементов учения Господня,
когда само состоит в ученичестве у Господа, а коль скоро оно отступает от
этого направления и вместо уроков Господних усваивает себе чуждые учения,
тогда оно обуевает само и становится непотребным, само заражается гнилостью
заблуждения и лжи, и начинает уже действовать не целительно, а заразительно.
История подтвердила и подтверждает это повсюдными опытами. Отчего же никто
не внимает опыту? Враг на всех наводит мрак и всем думается, что то и
светло, когда в учениях держатся подальше от учения Господня.

Продолжение в следующем выпуске.

До новых встреч!
Рассылка 'Православие в России'

В избранное