Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Православие в России

  Все выпуски  

Православие в России - Яко с нами Бог, выпуск от 20/11/06


Выпуск 9
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!

Доброго времени суток, уважаемые читатели!

Продолжение...
С. Лавров <Яко с нами Бог>
Часть 1.
Диспут.

<Пока свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света> (Иоанн 12, 36)

На праздник Рождества Христова я поехал к своим родственникам в село
Покровское, и там произошло событие, которое побудило меня написать эту
работу.
Перед праздником по селу были расклеены объявления, что в помещении Дома
культуры состоится лекция <Как произошла вера в Бога?>. В объявлениях также
указывалось, что после доклада лектора общества <Знание> товарища Матюхина
И.П. состоится диспут.
Покровка испокон веков слыла в области православным Ватиканом. Почти в
каждом доме был религиозная литература. Уже с раннего возраста дети
воспитывались в православном духе: усваивали молитвы, ходили со старшими в
церковь. А потом в школе из них выбивали, как могли, религиозный <туман>.
Поэтому подбор лектора для Покровки имел особое значение.
Народу пришло много: врачи, учителя во главе с директором школы, школьники;
молодые и пожилые, верующие и атеистически настроенные заполнили зал Дома
культуры. Слово <диспут> магически притягивало людей.
Чтобы не ударить в грязь лицом перед приезжим лектором, директор Дома
культуры позаботился о соответствующем оформлении зала. В зале развесили
плакаты: <Религия - опиум для народа>, <Религия - дурман> и <Ни одного
отстающего в пути>.
Подобные мероприятия проводились в Покровском редко, поэтому представлял
лектора сам директор Дома культуры Альтшулер.
В противоположность тучному, с холодным, надменным взглядом и крикливым
голосом Альтшулеру лектор Матюхин выглядел спокойным, общительным; добрые
глаза и приветливая улыбка располагали к себе. На вид ему было около 50-ти.
Альтшулер представил Матюхина и напомнил, что после лекции состоится диспут,
в котором могут принять участие все желающие.
Выйдя на трибуну, лектор преобразился: с губ слетела улыбка, в глазах
погасла доброта, лицо стало самоуверенным и решительным.
- Как известно, - уверенно начал он, - атеистическое мировоззрение - самое
передовое мировоззрение в мире: Альтшулер бросил в зал взгляд, который как
бы говорил: это вам не со мной, сейчас Иван Петрович покажет вам кузькину
мать, а то, ишь, размолились.
- Религиозные представления формировались в обстановке невежества, страха,
бессилия человека перед природой, - продолжал внушать лектор. - Солнце,
луна, планеты, звезды казались людям могучими богами, к ним они обращались с
молитвами, приносили дары.
На присутствующих обрушился поток цифр, цитат, высказываний ученых и
писателей, отвергающих религию. Матюхин ссылался на верования народов и
племен Австралии, Африки, Азии, Южной Америки и т.д. Избитые факты в его
устах приобретали какой-то особый смысл. Он упивался своими знаниями,
ошеломлял слушателей своей ученостью. Все было направлено на то, чтобы не
оставить от религии, от веры в Бога камня на камне.
- Перед лицом современной науки наглядно видна безнадежная устарелость
религиозных воззрений, - продолжал Матюхин. - Мы живем в век, когда
человеческий разум проявляется во всей своей силе и мощи: космическое
пространство сегодня превращено в гигантскую лабораторию, опытную площадку;
запущены тысячи спутников Земли, межпланетные аппараты побывали на Луне,
Венере, Марсе. Полеты людей в космос стали обычным явлением, человек уже
ступил на поверхность Луны. - Он сделал паузу, оглядел зал, развел руками и
с издевкой добавил: - И представьте себе, никто не видел в небе Бога! Все
это и многое другое опровергает религиозные догмы, содействует угасанию
религиозных пережитков. Просо не хочется верить, чтобы в наш век, когда
человеческий разум достиг своего апогея, религия, вера в таинственное, в
сверхъестественное сохраняла еще власть над умами и сердцами людей!
Матюхин обвел взглядом зал, довольного Альтшулера и, почувствовав, что
выполнил поставленную перед ним задачу, убежденно закончил:
- Религия - это старое дерево. Однако главные корни мы уже подрубили, и мы
уверены, что придет время, когда религию можно будет сдать в музей, как
прялку.
Альтшулер встал из-за стола и радостно захлопал. Люди, зараженные атеизмом,
тоже дружно зааплодировали. Да-а, <наверху> знали, кого прислать в Покровку!
Верующим же было прискорбно и от самой лекции, и от того, что их
односельчане успели заразиться духом безбожия.
После доклада был объявлен перерыв. Многие пошли к Демьяну Лукичу,
пасечнику.
Это был старик лет 60-ти с лишним, с небольшой рыжеватой бородкой и ясными,
спокойными глазами. Он слыл среди односельчан человеком знающим: был весьма
любознательным, много читал, внимательно следил за происходящими в мире
событиями. А еще очень любил природу, по-детски умилялся ею, благоговея
перед всяким созданием Божиим, будь это растение - травка, цветок, или
животное, птица, насекомое. Во всем он видел премудрость Творца.
Сельчане относились к Лукичу с уважением, называли мудрым и часто обращались
за советом и помощью. Всех он называл на <ты>, но получалось это у него
как-то мягко, ласково, и никто не обижался. Больше всего Демьян Лукич любил
потолковать о Божественно. Говорил он просто, понятно, а главное убежденно.
На лекцию Демьян Лукич пришел со своим внуком, десятилетним Трофимушкой.
- Очень уж мудрено говорил этот лектор, - заметил кто-то из односельчан. -
Каких только народов нет на свете, и у каждого своя вера. Страсть! Что ту
ему скажешь?
- Ну как, Демьян Лукич, чувствуешь себя? - поинтересовался другой. -
Найдется, о чем с ним потолковать?
- Да уж как Бог вразумит, - ответил тот смиренно.
- А не пойти ли нам, Лукич, домой, - предложил самый близкий его друг. - Что
связываться с этими безбожниками, засмеют только.
- Я так думаю: защищать веру нужно не ради безбожников, а чтобы предостеречь
от соблазна верующих. А то ведь некоторые стали колебаться.: Посидим
немного, послушаем, что они еще скажут, - и Демьян Лукич пошел на свое
место.
Он сидел и думал: <Какой народ нынче маловерный! Близкие и те готовы бежать,
боясь насмешек: Раньше христиане шли за Христа на мучения, на смерть, как на
праздник. Неужели можно сомневаться в Боге?>.
Демьян Лукич не мог представить, чтобы разумный человек мог жить без Бога.
Всех безбожников он считал обманщиками: они только притворяются, что не
веруют в Бога, а в душе вера у них все-таки тлеет.: Разве они в мыслях не
обращаются к Богу, а то и бегут в церковь в трудную минуту! А лектор этот?
Наговорил много чего, а доказать ничего не доказал. Интересно, как он
ответит на некоторые вопросы: (продолжение в сл. выпуске)

Феофан Затворник. Мысли на каждый день года.

(2 Фес. 1, 1-10; Лк. 12, 13-15. 22-31). "Кто поставил Меня судить или делить
вас?" - сказал Господь просившему о разделе с братом своим. Потом прибавил:
"не заботьтесь", что есть и пить и во что одеться. Прежде же учил: оставите
мертвых погребать своих мертвецов; в другой раз внушал, что лучше не
жениться. Значит, внимание и сердце христиан, отклоняющиеся от всего
житейского, и свобода от молв и уз житейских составляют одну из черт духа
христианства. То, что Господь благословляет брак и утверждает его
неразрывность, что восстанавливает силу заповеди, определяющей отношения
родителей и детей, и оставляет свое значение за гражданскою властью и
гражданскими порядками, не изглаживает этой черты и не дает христианам права
уклоняться от хранения ее и водружения в сердце. Сопоставь то и другое, и
увидишь, что на тебе лежит обязанность, при всем житейском строе, держать
сердце свое безжитейским. Как же это? Реши сам своею жизнью; в этом вся
практическая мудрость. Господь руководит к решению сего следующим правилом:
"ищите прежде Царствия Божия". Обрати всю заботу на то, чтоб воцарился Бог в
тебе, и все житейское потеряет для тебя вяжущее и тяготящее обаяние. Тогда
будешь вести дела свои внешне, а внутренним твоим, твоим сердцем, будет
обладать иное что-то. Но если, вследствие этого, родится решимость пресечь и
это внешнее отношение к житейскому, - не будешь в убытке: станешь ближе к
цели, которую даст тебе вера Христова.

(2 Фес. 1, 10-2, 2; Лк. 12, 42-48). Притча о приставнике указывает на то,
как должен держать себя христианин в отношении к житейскому. Приставник и
старательно ведет дело, но сердцем ни к чему не привязывается, свободен от
всяких уз, ко всему относится внешне. Так и христианину надо поставить себя
ко всему житейскому. Но возможно ли это? Возможно. Как есть внешнее
благочестие без внутреннего, так возможна и житейскость только внешняя без
внутренних уз. Но в таком случае, все между нами обратится в одну форму
безжизненную, от всего будет веять холодом, как от мраморной статуи? - Нет,
тогда среди житейского разовьется другая жизнь, которая привлекательнее
самой полной житейскости. Житейское, как житейское, действительно, останется
формою, а то, чем будет согреваться сердце, станет исходить из другого
источника и всякий, пьющий из этого источника, уже не будет испытывать
жажды. Но в таком случае лучше все бросить? - Зачем же? Ведь и бросив все
внешне, можно быть связанным в сердце, и не бросив можно быть свободным от
уз. Конечно, тому удобнее совладать с своим сердцем, кто внешне отрешится от
всего. Избери же, что тебе удобнее; только настройся так, как заповедует
Господь.

Продолжение в следующем выпуске.

До новых встреч!
Рассылка 'Православие в России'

В избранное