Православие в России - Яко с нами Бог, специальный выпуск от 28/11/06
Выпуск 16
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!
Доброго времени суток, уважаемые читатели!
Продолжение...
«Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз
неправды»
Братья и сестры!
Мы продолжим чтения из цикла "Яко с нами Бог" в следующем выпуске.
Сейчас бы мне хотелось напомнить всем нам о Рождественском посте.
*
Начинается Рождественский пост. Он предваряет собою праздник Рождества
Христова за сорок дней и называется также Филипповым постом, потому что
начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский
пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя
покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом
могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме
обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание
следовать Его учению.
Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь
же строги, как и Петров пост. Понятно, что во время поста запрещены
мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр. Кроме того, в понедельник,
среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и
елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение). В остальные же
дни — вторник, четверг, суббота и воскресенье — разрешено принимать пищу
с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в
субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник
Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни
великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же
праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено
только на вино и елей. Со 2 января по 6 января пост усиливается, и в эти
дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется.
Как проводить время постов
По делам благочестия, которым мы должны посвящать постные дни, дни поста
приближаются к дням праздничным. Слово Божие свидетельствует, что
пост... соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством (Зах.
8, 19). Но посты все же отличаются от праздничных и будних дней. В
праздники Церковь призывает нас к благодарению Бога и святых за
благодеяния, в посты — к примирению с Богом и участию в жизни,
страданиях и смерти Спасителя и святых. Праздники располагают нас к
духовной радости надежде, посты — к сокрушению и слезам. В праздники,
сообразно духовному веселью, Церковь благословляет трапезу обильнейшую,
в посты — предписывает умеренное употребление пищи и пития, и притом
пищи не скоромной, а постной. В Церковном Уставе ясно изображено и время
употребления и качество постной пищи. Все строго рассчитано, с той
целью, чтобы ослабить в нас страстные движения плоти, возбуждаемые
обильным и сладким питанием тела; но так, чтобы не совсем расслабить
нашу телесную природу, а напротив — сделать ее легкою, крепкою и
способною подчиняться движениям духа и бодренно выполнять его
требования.
Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов — «все
благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи,
то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен (то есть еды, пищи),
не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и
запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты,
суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по
различию святых постов».
Существует пять степеней строгости поста:
1) полное воздержание от пищи; 2) сухоядение; 3) горячая пища без масла;
4) горячая пища с маслом (растительным); 5) вкушение рыбы.
В день вкушения рыбы разрешается и горячая пища с растительным маслом. В
православных календарях растительное масло обычно называется елеем. На
соблюдение в определенные дни более строгой степени поста, чем
определено, нужно взять благословение у священника.
Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения
души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек,
воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства.
Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и
пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от
супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий,
просмотра телевизора. Пост не цель, а средство — средство смирить свою
плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится
всего лишь диетой. Постясь телесно, в то же время необходимо нам
поститься и духовно: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне,
разрешим всяк союз неправды», — заповедует Святая Церковь. Сущность
поста выражена в следующей церковной песне: «Постясь от брашен, душа
моя, а от страстей не очищаясь, — напрасно утешаемся неядением: ибо —
если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога,
как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядушим».
Как приучить себя к посту
Основа поста — борьба с грехом через воздержание от пищи. Именно
воздержание, а не изнурение тела, поэтому правила соблюдения постов
каждый должен соизмерить со своими силами, со степенью своей подготовки
к посту. Пост — аскетический подвиг, требующий подготовки и
постепенности. Необходимо входить в поствование постепенно, поэтапно,
начав хотя бы с воздержания от скоромной пищи в среду и пятницу в
течение всего года. Некоторые необдуманно и поспешно берутся за подвиги
поста и начинают поститься безмерно, строго. Вскоре они или расстраивают
свое здоровье, или от голода делаются нетерпеливы и раздражительны, —
злятся на всех и на все, пост скоро делается для них невыносимым и они
бросают его. Чтобы наше расположение к посту сделать прочным, нужно
приучать себя к посту не спеша, внимательно, не разом, а постепенно —
мало-помалу. Каждый сам должен определить, сколько ему требуется в сутки
пищи и пития; потом понемногу надо уменьшать количество употребляемой
пищи и довести его до того, что больше уже нельзя сокращать свое
питание, чтобы не подвергнуться ослаблению, изнурению, — неспособности к
делу. Тут главное правило, данное Самим Господом: да не отягчают сердца
ваша объядением и пианством. Желающие соблюдать пост должны
посоветоваться с опытным духовником, рассказать ему о своем духовном и
физическом состоянии и испросить благословения на совершение поста.
*
Феофан Затворник. Мысли на каждый день года.
(1 Тим. 1, 5-14; Лк. 14, 25-35). "Соль - добрая вещь; но если соль
потеряет силу, чем исправить ее?" Соль - ученики Господа, которые,
преподавая Его наставления людям истребляли нравственную в них гнилость.
Если такое преподавание назовем просвещением, то и титло соли должно
тоже перейти на это последнее. Затем все изречение будет в таком виде:
добро просвещение, но если просвещение обуяет, то к чему оно тоже? Брось
его!. . . Просвещение действует как соль, когда оно исполнено начал и
элементов учения Господня, когда само состоит в ученичестве у Господа, а
коль скоро оно отступает от этого направления и вместо уроков Господних
усваивает себе чуждые учения, тогда оно обуевает само и становится
непотребным, само заражается гнилостью заблуждения и лжи, и начинает уже
действовать не целительно, а заразительно. История подтвердила и
подтверждает это повсюдными опытами. Отчего же никто не внимает опыту?
Враг на всех наводит мрак и всем думается, что то и светло, когда в
учениях держатся подальше от учения Господня.