"Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды"
Доброго времени суток, уважаемые читатели!
Продолжение...
– Ты только посмотри, как премудро все устроено! – воскликнул Демьян
Лукич. – Я читал, что человеческая клетка в утробе матери – это все
равно, что точка, поставленная на бумагу остро отточенным карандашом. И
в этой крохотной клетке заложены законы природы. Какие? Законы жизни,
питания, размножения, наследственности, характера, смерти и т.д. В этой
клетке, кроме того, есть головка, глазки, ручки, ножки, т.е. все
необходимое для будущего человека. Но скажи, милый мой, нужны ли
человеку глаза, руки, ноги, когда он находится в утробе матери?
– Нужны наверное, – невнятно, вполголоса ответил Матюхин.
– Зачем же они ему там? Или он сам что рассматривает, или ходит?
– Ну, допустим, не нужны, – поправился Матюхин.
– А если не нужны, почему они есть? К чему они там приспособились? Какая
борьба в утробе матери их создала?
– Да все это нужно ему, когда родится…
– Значит, – торжественно произнес Демьян Лукич, – тот Архитектор и
Мастер, Который создавал клетку, наперед предвидел и знал: когда ребенок
родится, ему все это понадобится. Или, может, природа это все предвидела
и устроила? Но как она могла знать, что человеку нужны глаза – чтобы
смотреть, уши – чтобы слышать, ноги – чтобы ходить, легкие – чтобы
дышать? Как она могла создать все это, если она сама этого не имеет,
если она неразумна?
Матюхин молча опустил голову, а Демьян Лукич продолжал:
– Взять хотя бы глаза. Какая удивительная штука, а в утробе матери
вырабатывается без всякой борьбы или привычки, без приспособлений. Это
настоящее чудо! Все равно, что научиться плавать без воды, дышать без
воздуха или думать без мозга. Право же чудо!
В зале снова послышались одобряющие голоса:
– Ну и мудрый мужик!
– Ай да Лукич! Ай да молодец! Совсем замотал этих ученых!
А Демьян Лукич все выпытывал у Матюхина:
– Скажи: глаза разумно устроены?
Матюхину показалось, что Демьян Лукич издевается над ним.
– Ну, конечно, – ответил он с раздражением. – Кто этого не знает!
Разумное устройство глаз поражает всех исследователей.
– А для чего они так устроены?
Вопрос показался Матюхину насмешкой. Он даже не выдержал своего обычного
вежливого тона.
– Да что вы глупости спрашиваете, говорите дело! – А сам подумал: не
расставляет ли дед еще каких-нибудь сетей? Но все же ответил: – Всякий
знает, даже ребенок, что глаза созданы, чтобы смотреть.
– Правильно, – сказал Демьян Лукич одобряюще – словно учитель похвалил
ученика за удачный ответ. – Тогда скажи: Тот, Кто создавал глаза, знал,
для чего они нужны?
– Надо полагать, знал… Но… – Матюхин спохватился, да было поздно.
– Правильно! – опять одобрил его Демьян Лукич. – Но этот создатель глаз
– разумное существо или глупое, зрячее или слепое, сознательное или
бессознательное?
Да, Матюхин действительно попал в сети, выбраться из которых было
трудно…
Феофан Затворник. Мысли на каждый день года.
(1 Тим. 3, 1-13; Лк. 16, 1-9). Притча о неправедном приставнике
обличенном. Вишь как ухитрился он выпутаться из беды! Хоть бы всем нам
так ухитриться устраивать себе покойное житие по исходе из этой жизни!
Но нет, "сыны века сего догадливее сынов света в своем роде". Отчего
приставник так всхлопотался? Оттого, что близка была беда. Близость беды
возбудила энергию и сообразительность, и он скоро все уладил. А у нас
будто не близка беда? Смерть может постигнуть каждую минуту, а за нею
тотчас и "дай ответ в управлении твоем". Все это знают, и, однако же,
почти никто ни с места. Что это за омрачение? То, что никто не думает
сейчас умереть, а полагает, что проживет день - другой; хоть и не
определяет срока, а все уверен, что смерть еще впереди. Оттого и беда
видится все еще впереди. Беда впереди - и соображения на случай беды
отлагаются на будущее время. Целую жизнь оставаться в неисправности
никто не думает, а только отлагает на нынешний день. А так как и вся
жизнь слагается из нынешних дней и часов, то и не приходит
озабоченность, как устроиться на будущее.