Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Православие в России

  Все выпуски  

Православие в России - Яко с нами Бог, выпуск от 23/11/06


Выпуск 12
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!

Доброго времени суток, уважаемые читатели!

Продолжение...
- Вот у меня на пасеке есть пчелы, - продолжал Демьян Лукич. - Сколько я
наблюдаю за ними и все удивляюсь: как мудро они работают! Как дивно строят
соты - такие правильные и красивые ячейки мастерят, нам таких ни за что не
сделать. А как собирают и откладывают мед! Читал я в ваших книгах, что даже
ученые удивляются пчелиной мудрости. Вот я и хочу спросить тебя: откуда у
них эта мудрость? Кто научил их?
- Никто их не учил, - быстро ответил докладчик, - и эта, как вы выражаетесь,
мудрость есть ничто иное, как инстинкт, или интуиция. Инстинкт свойственен и
человеку, и животным, и насекомым, короче, всем живым существам. Действует
он всегда бессознательно, но целесообразно, т.е. достигает нужной цели. Вот
и пчелы: они не сознают, что делают, хотя действия их полезные,
целесообразные. Поняли вы теперь?
- Понять-то я понял, да не о том я спрашивал. Я спрашивал: откуда у них эта
мудрость, или инстинкт этот?
- Откуда? - переспросил Матюхин. -- От привычки. Привычка - тоже свойство
человека и животных. Например, мы привыкли ходить, мы привыкли писать, и
делаем это бессознательно, как бы механически. Подобные привычки есть и у
животных. Приобретаются они не сразу, а вырабатываются сотнями, даже
тысячами лет…
- Смотри-ка, - удивился Демьян Лукич, - тогда получается, что пчелы тысячи
лет назад были умнее нынешних архитекторов?
- Как так? - возразил Матюхин.
- Да так. Если они давным-давно привыкли делать такую мудрую работу, какую
ученые и поныне не осилят! Ведь ученым мед с цветочков ни за что не собрать,
а пчелы справляются с этим быстро и легко. Да еще, я читал, прибавляют к
меду 25% воды и какого-то противогнилостного вещества, чтобы предохранить
мед от брожения. Кто научил их? Мы - люди и то сами не можем писать, читать,
даже ходить нас учат. А тут пчелы, насекомые - неужели они сами научились?
Матюхин ответил не сразу: видно было, то он немного растерялся. Альтшулер
попробовал его выручить.
- Выступайте по докладу! - сказал он. - Как произошла вера в Бога? - вот
тема доклада. Не уклоняйтесь!
- А он и не уклоняется! - бросил кто-то из зала. - Он дело говорит.
- Нечего увиливать. Отвечайте!

- В науке существует особая теория - дарвинизм, - снова заговорил докладчик.
– Как известно, она названа по имени английского ученого Дарвина. Этот
ученый доказал, что в мире все постепенно развивается и совершенствуется.
Происходит с природой так называемая эволюция, т.е. постепенное развитие.
Миллионы лет назад животный и растительный мир был совсем не такой как
сейчас. В природе идет борьба за существование, в процессе которой слабое,
неприспособленное гибнет, а здоровое, сильное выживает, укрепляется и
развивается. Этот процесс в науке называется естественным отбором. Помимо
него существует отбор искусственный, с помощью человека. Так, скотоводы
скрещивают различные породы животных, улучшают их, то же делают садоводы с
растениями путем прививок. Новые приобретенные качества передаются по
наследству, закрепляются в последующих поколениях, и таким образом
происходит усовершенствование отдельных видов.
– Ну ладно, – согласился Демьян Лукич, – даже если и есть эта эволюция, ее
мы еще можем признать – но она ведь только следствие! А я тебя спрашиваю о
причине, о начале начал, т.е. о Боге, от Которого и эволюция, и интуиция, и
все прочее.
Матюхин снова замолчал, и Альтшулер воспользовался паузой.
– Вопрос исчерпан, – сказал он.
Но Демьян Лукич и не думал отступать.
– Какое там исчерпан, – смиренно заметил он. – У меня, милый мой, вопросы
только начались… Я вот тоже хочу сказать о садовнике, есть у меня знакомый в
городе. Какие цветы выращивает – настоящее чудо. Как-то спросил я его: «А
можешь ты вырастить какой-нибудь цветок, ну, скажем, из крапивы?» – «Нет,
конечно», – удивился он. «А из дерева сделать железную скамейку?» – «Это уж
совсем чепуха!» Почему? Потому что есть законы в природе, и их не
переступишь. Попробуй привить что-нибудь к засохшему дереву – хоть всех
садовников собери, ничего не получится, потому что нет в нем жизни… И с
пчелами не так-то просто. Не садовник же и не скотовод и даже не пчеловод
обучил их строить соты и собирать мед. Ни с кем их не скрещивали, не
прививали. Откуда же они такие хитрости знают? Вот на этот вопрос я никак не
добьюсь от тебя ответа! Не скрывай же, почтенный, пчелиного учителя, скажи,
кто научил пчелу мудрости?
Матюхин все еще молчал. Демьян Лукич хотел, чтобы ему ответили конкретно:
Бог научил пчелу или природа? И чтобы добиться ответа, привел пример.
– Вот самолет и птица, – начал он, – в полете похожи, ведь самолет создавали
по подобию птицы. Но вот какое интересное дело: птицу можно убить и
разобрать по косточкам, самолет можно разобрать на части. А собрать что
легче – самолет или птицу? Ясно, что самолет собрать можно, а птицу никому
не удастся, потому что она – живое существо. Теперь ответь мне: кто сделал
самолет?
– Разумеется, человек. Конструктор.
– А птицу? Кто ее сотворил?
Матюхин молчал, и за него тут же ответил Альтшулер:
– Разумеется, природа!

– Значит, и пчелиный учитель, и конструктор птицы – природа, так я тебя
понял? – переспросил Лукич.
– А кто же еще? Только природа, и никто иной, – сказал Матюхин. – Она есть
великий учитель и конструктор. Она производит, она делает отбор, она создала
птицу. Все она делает.
– Смотри-ка, – снова удивился Демьян Лукич. – Тогда ответь мне: что такое
природа?
– Природа – это все, что нас окружает, – принялся объяснять Матюхин. – Все,
что мы видим, и все, что существует. Небо и звезды, моря и земля, и
растения, и весь животный мир – все это природа.
– Стало быть, – начал рассуждать Демьян Лукич, ¬– природа состоит из
одушевленных существ и неодушевленной материи. Так ведь? Теперь давай
возьмем одушевленных: человека, животных, птиц – и в уме уберем их из
природы и спросим: «Земля, воздух, вода и прочее будет ли одушевленно, если
все живое убрали?» Нам скажут: «Нет, это неодушевленная материя». Она разум
имеет?
– Нет, неодушевленная материя не мыслит.
– Из этого мы видим, что есть природа одушевленная и неодушевленная,
мыслящая и немыслящая, – заключил Демьян Лукич. – Ладно, мы отделили
одушевленную природу от неодушевленной, а теперь поразмыслим: кто же из нее
создал птицу? Человек? Нет. Животные? Нет. Сама себя птица создать не может…
Или земля создала? Или вода, воздух? А может, они все вместе сели за стол и
общими силами все продумали? Опять же нет! А почему? Да потому, что если уж
разумный человек не может создать живое существо, то что говорить о
неодушевленной природе! Неодушевленная природа никогда не создаст
одушевленное существо, как яблоня не уродит вместо яблока морского ежа. Из
мертвой материи, не имеющей разума, разве может сам собой получиться разумно
устроенный мир и разумный человек? Или по-другому: мертвая женщина, имеющая
во чреве плод, может родить живого ребенка? Как ты думаешь?
– Конечно, нет!
– Вот и разъясни, – попросил Лукич, – кто же из природы, одушевленной или
неодушевленной, создал птицу и научил пчелок такой великой мудрости?
Известно ведь, что сто дураков не сумеют одного человека умным сделать, а
умный один может сто просветить и научить. Какое же такое существо создало
птицу и научило пчелок уму-разуму?
– Да ведь я уже разъяснял, что пчелы делают все не по разуму, а по
инстинкту, – с оттенком раздражения ответил Матюхин. – У них нет сознания и
воли.
– Это еще дивнее, – заметил Демьян Лукич. – Легко научить человека, у
которого есть разум и язык, а вот попробуй корову или лошадь научить читать
и писать! Это было бы чудом! А еще большее чудо – научить малюсеньких пчелок
делать дивные дела, на какие не способны самые способные люди. Скажи,
наконец, кто это чудо совершил? Кто?!
Молчание. В зале было тихо. Спор всех захватил.
– В далекие времена, читал я, – продолжал Демьян Лукич, – многие языческие
народы – египтяне, финикийцы, греки – представляли себе происхождение мира
так: раньше был вечный хаос, первобытный океан, и из этого темного
бессмысленного скопления стихий возник наш разумно устроенный мир. Это
древнее языческое учение воскресили современные атеисты. Они тоже объявили,
что вселенная возникла из бессмысленной, неразумной материи, и науку они
используют в своих интересах: что им подходит – принимают, а что не подходит
– отбрасывают…
Альтшулер поморщился:
– Я запрещаю обсуждение посторонних вопросов!
– Тут надо серьезно подумать и рассудить, – не обращая внимания на окрик,
говорил Демьян Лукич, – проверить, правильно ли это учение? А для примера
возьмем книгу «Война и мир» Льва Толстого. Прочитаем ее, разрежем на
отдельные буквы и разбросаем по земле. Получится из этого книга «Война и
мир»? Нет, получится хаос. А чтобы из этого хаоса снова создать книгу – что
надо?
– Ясно что, – усмехнулся Альтшулер. – Голова нужна.
– Э, милый, голова и у обезьяны есть, а она тебе даже из готовых слов книгу
не составит. К голове-то что надо? Разум. Чей? Писателя Толстого. Правильно
я говорю?
Матюхин нехотя кивнул.
– А чтобы из первобытного океана, из хаоса получился наш разумный,
прекрасный мир – что для этого надо? – не отставал Лукич.
– Разум нужен, -ответил Матюхин.
– Чей, человеческий?
– Нет…
– Чей же?
– Надо полагать … высший разум.
– ДА! И этот высший разум есть Бог!
Последние слова Демьян Лукич произнес громко и радостно. В душе его зазвучал
торжественный призыв псалмопевца: «Научу беззаконныя путем Твоим, и
нечестивые к Тебе обратятся…» Матюхин же почувствовал себя скверно, точно в
западне. Что отвечать этому старику? Смешно же утверждать, что солнце и
звезды, растения или животные создали птиц и научили пчел. Все они не имеют
разума. И… неужели весь этот разумный мир сам собой образовался из мертвой,
неорганизованной материи?.. Как возник мир? Вот вопрос вопросов! Случайно?
Из стечения обстоятельств? Но тогда вокруг был бы беспорядок, хаос… откуда
же такая гармония в природе, такая точность во всем, такой глубокий смысл?
Матюхина бросило в пот, и он жадно пил воду. Альтшулер опять пришел ему на
помощь: объявил перерыв.

Феофан Затворник. Мысли на каждый день года.

(2 Фес. 2, 13-3, 5; Лк. 13, 1-9). Смесил Пилат кровь галилеян с жертвами их,
- Господь сказал: "если не покаетесь, все так же погибнете"; упал столп
силоамский и убил 18 человек, - Господь тоже сказал: "если не покаетесь, все
так же погибнете". Этим дается разуметь, что когда какая беда постигает
других, нам надо рассуждать не о том, отчего и за что это случилось, а
поскорее обратиться к себе и посмотреть, нет ли за нами каких грехов,
достойных временного наказания во вразумление других, и поспешить изгладить
их покаянием. Покаяние очищает грех и отстраняет причину, привлекающую беду.
Пока во грехе человек, секира лежит при корне древа жизни его, готовая
посечь его. Не сечет же потому, что ожидается покаяние. Покайся, и отнята
будет секира, и жизнь твоя потечет к концу естественным порядком; не
покаешься - жди посечения. Кто знает, доживешь ли до будущего года. Притча о
безплодной смоковнице показывает, что Спаситель умаливает правду Божию
щадить каждого грешника, в надежде, не покается ли он и не принесет ли
плодов добрых. Но бывает, что правда Божия уже не слушает ходатайства, и
разве кого-кого соглашается оставить еще на один год в живых. А ты знаешь
ли, грешник, что проживаешь не последний год, не последний месяц, день и
час?

Продолжение в следующем выпуске.

До новых встреч!
Рассылка 'Православие в России'

В избранное