Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Православие в России

  Все выпуски  

Православие в России - Яко с нами Бог, выпуск от 26/11/06


Выпуск 20

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!


+

"Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды"


Доброго времени суток, уважаемые читатели!

Продолжение...


- Наука успешно развивается и делает человека с каждым открытием все более
знающим, все более могущественным, - ответил он. - То, что недавно казалось
невозможным, неосуществимым, теперь стало обыденным явлением. Если бы наши
предки сейчас воскресли, то им показался наш век чудесным: мы разговариваем
и видим друг друга за тысячи километров, плаваем подводой, летаем на луну и
дальше, имеем всевозможные машины, сложные и хитроумные. Наступит время,
когда наука будет создавать живые существа, самостоятельно рассуждающие и от
себя говорящие:
- Вот хорошо-то будет: пошел на фабрику и заказал себе детей сколько хочешь!
А пчелок не будут делать? - спросил Демьян Лукич иронически.
Но Матюхин упрямо ответил:
- Возможно, будут и пчелы искусственные.
- Почему же теперь их не делают?
- Человек не дошел еще до такого совершенства.
- А глупая природа дошла? - поставил Демьян Лукич роковой вопрос. - Кто же
из них все-таки умнее?
Наконец-то Матюхин понял, что оказался в безвыходном положении. Он
обдумывал, что ответить. Получается, что материя, природа умнее человека.
Она уже миллионы лет производит то, до чего человек не дошел и поныне,
несмотря на блестящее развитие научных знаний. Человек не может создать
какой-нибудь козявки, даже простой былинки, а природа создает людей!
- Вот ведь куда пчелки да птички приводят, - заметил кто-то.
- Знамо, недаром он их пытает, - поддержал другой. - Ай да Лукич, ума
палата.
- До точки доводит. У него не вырвешься.
Матюхину оставалось согласиться с тем, что над природой существует Всемирный
Всепроникающий Разум, т.е. Бог - или же признать Богом саму природу,
рождающую птиц и пчел, и даже человека. Но Матюхин только что сказал, что
природа бессознательна и слепа, что она намного ниже разумного человека. Как
же теперь отказаться от этого мнения?
Смущенный и поколебленный в своих атеистических убеждениях, Матюхин дал уже
привычный замусоленный ответ, которому сам уже не верил.
- Я объяснил, - сказал он, - что все в природе постепенно развивается,
совершенствуется, приспосабливается к существующим условиям. Идет
непрерывная борьба за существование, в результате которой и возникают у
животных новые полезные органы. Развитие материи происходило постепенно -
этот процесс можно сравнить с развитием зародыша в утробе матери. Это и есть
эволюция:
- А если в утробе матери нет зародыша, - прервал его Демьян Лукич, - будет
ли эта твоя эволюция?
- Нет, конечно.
- Значит с чего-то должно было все начаться, кто-то должен был создать
первую клетку! Даже если рассуждать по-вашему, что мир развивался от
простого к сложному, и тогда необходимо признать Бога, без Него никакое
живое существо не могло появиться. И человек тоже: Вы все твердите: труд,
труд создал человека. А на деле мы видим: сколько лет ишак трудится, а умнее
нисколько не стал, все такой же упрямый.
Зал одобрительно рассмеялся. Альтшулер покраснел, приподнялся - видно, хотел
что-то сказать, но раздумал:

Феофан Затворник. Мысли на каждый день года.

(1 Тим. 1, 18-20; 2, 8-15; Лк. 15, 1-10). "Притча об овце заблудшей и драхме
потерянной". Как велико милосердие Господа к нам грешным! Оставляет всех
исправных и обращается к неисправным, чтоб их исправить; ищет их, и когда
находит Сам радуется и созывает все небо сорадоваться Ему. Как же это ищет?
Разве Он не знает, где мы, отступив от Него? Знает и видит все, но если бы
дело было только за тем, чтоб взять и перенести к своим, тотчас все грешники
снова являлись бы в своем чине. Но надо прежде расположить к покаянию, чтобы
обращение и возращение к Господу было свободное, а этого нельзя сделать
повелением или каким-либо внешним распоряжением. Искание Господом грешника
состоит в том, чтоб навести его на покаяние. Все вокруг его располагает Он
так, чтоб грешник образумился и, увидев бездну, в которую стремится,
возвратился вспять. Сюда направлены все обстоятельства жизни, все встречи с
минутами горести и радости, даже слова и взгляды. И внутренние воздействия
Божии через совесть и другие, лежащие в сердце правые чувства, никогда не
прекращаются. Сколько делается для обращения грешников на путь добродетели,
а грешники все остаются грешниками!. . . Мрак наводит враг, и им думается,
что все ничего, пройдет; а если и вспадают тревоги, то говорят: "завтра
брошу", и остаются в прежнем положении. Так проходить день за днем;
равнодушие к своему спасению растет и растет. Еще немного и оно перейдет уже
в ожесточение в грехе. Придет ли тогда обращение - кто знает.

---
Приложение к рассылке "О посте"
---

Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов - "все
благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то
есть воздерживаться в посте от некоторых брашен [то есть еды, пищи. - Ред.],
не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и
запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты,
суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по
различию святых постов". Правила воздержания, предписанные Церковью в
Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост. Кроме того, в
понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба,
вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после
вечерни. В остальные же дни - вторник, четверг, суббота и воскресенье -
разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время
Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие
праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в
храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на
вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то
разрешение поста положено только на вино и елей. От 20 декабря до 25 декабря
(старого стиля) пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье
рыба не благословляется. Между тем именно на эти дни приходится празднование
гражданского Нового года, и нам, православным христианам, надо быть особенно
собранными, чтобы весельем, винопитием и вкушением пищи не нарушить
строгость поста.
Рождественский пост называют иногда крупяным. Хозяйкой стола в это время
является каша.
Каша является одним из древнейших блюд человечества. Существует мнение, что
хлеб произошел от каши - густая, переваренная каша являлась прообразом
пресной лепешки. Постепенно крупу для такой лепешки стали измельчать, и
появилась мука, а вместе с ней - пресный хлеб.
На Руси каша была одним из главнейших блюд. Впрочем, кашей в Древней Руси
называли не только крупяные блюда, а вообще все кушанья, сваренные из
измельченных продуктов. В старинных источниках упоминаются хлебные каши,
сваренные из сухарей, рыбные каши и т. п.
Кашу варили из пшена, овса, ячменя, гречи и других круп. Самой почитаемой в
России кашей являлась гречневая.
Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно.
"Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз
неправды", - заповедует Святая Церковь. Пост телесный, без поста духовного,
ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно
вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием
собственного превосходства от сознания того, что он постится. Истинный пост
связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков,
искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни,
с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора.
Пост не цель, а средство - средство смирить свою плоть и очиститься от
грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой. Сущность
поста выражена в следующей церковной песне: "Постясь от брашен, душа моя, а
от страстей не очищаясь, - напрасно утешаемся неядением: ибо - если пост не
принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и
уподобится злым демонам, никогда не ядушим".



Продолжение в следующем выпуске.

До новых встреч!

Рассылка 'Православие в России'

В избранное