Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Православие в России

  Все выпуски  

Православие в России - Яко с нами Бог, выпуск от 25/11/06


Выпуск 14
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!

Доброго времени суток, уважаемые читатели!

Продолжение...
Демьяну Лукичу это объяснение пришлось по душе. Казалось, он все вопросы
задавал для того, чтобы подвести докладчика к такому ответу.
- Спаси тебя, Господи, за твои пояснения! Сразу видно, что ты человек
умственный и рассудительный, - похвалил он Матюхина. - А то как-то пришли ко
мне два товарища и завели спор. Твердят одно: ничего в мире нет, кроме
природы, никаких таких тайн, непостижимых сил. Одна только, говорят, материя
существует и больше ничего. Даже вывели меня из терпения: я прекратил с ними
разговор. Дурака ведь ни в чем не убедишь, напрасно только время потратишь:
А вот ты - другое дело, с тобой, почтенный мой, приятно побеседовать. Ты вот
только поясни мне насчет пчелиного учителя: какая же непостижимая и
таинственная сила научила их?
- Неизвестно,- ответил Матюхин неохотно.- Я только что сказал: наука не
знает природы этой силы. Она остается пока загадкой.
- Но все-таки эта сила - разумная? Зрячая или слепая? Толковая? Как ты,
почтенный, думаешь?
- Да ничего не известно, - с неудовольствием повторил Матюхин. - Решительно
ничего нельзя сказать о ней!
Но Демьян Лукич на этом не успокоился. Вопрос о таинственной силе, научившей
пчел мудрости, был, казалось, совсем легким и ясным, понятным даже
малорассудительной публике. И только Матюхин почему-то никак не хотел
признать этого.
И Демьян Лукич начал снова:
- Непонятно тебе? Ну, давай возьмем другой пример. Вот книга. Сначала ее
необходимо придумать, не так ли, дорогой?
А когда человек напишет ее, мы можем сказать, что она - плод его ума.
Откроем книгу, прочитаем, познакомимся с писателем, узнаем, способный ли он,
- из книги все можно узнать о писателе.
Макарий Великий говорит, и ученые подтверждают, что природа - тоже Книга,
раскрытая Книга, ее корки - небо и земля. Читай со вниманием, в ней все
написано! Вот ученые и читают, и познают, сколько в этой Книге премудрости.
И самое главное: законы в природе они не устанавливают а только открывают!
Но если мы признаем законы в природе, то должны признать и Законодателя, не
так ли? Человеческий разум не может вместить всего, что сокрыто в природе,
но он может увидеть, может убедиться, что все здесь написано красиво,
премудро, разумно, как ты говоришь - целесообразно. А что это значит? Это
значит, что все создано Разумом! Каким же? Наш конечный разум не в состоянии
постигнуть бесконечный Разум, который есть Бог.
Как точно и убедительно рассуждал этот деревенский старик о таких
сокровенных понятиях! И правда, если взять две книги: Книгу природы и книгу,
написанную человеком, и сопоставить их, то какой можно сделать вывод? Книга,
написанная человеком, - это плод его ума, а Книга природы является плодом
творческого Разума - Бога. Человеческая книга имеет вес, объем, т.е.
материальную форму, но что в ней первично: эта материальная форма или
заложенная в книге идея? Любой мыслящий человек скажет: чтобы написать
книгу, она сначала должна сложиться в сознании человека. Значит первична
идея.
Возьмем книгу природы. Что первично: эта видимая материя или заложенная в
нее идея? Конечно, идея. Первична не материя, а сознание, т.е. первичен Бог,
как вечность, материя же вторична, она - лишь воплощенная в видимых формах
идея Бога.
Когда мы читаем книгу, мы не видим ее автора, но знаем, что он есть. Так же
мы не видим и Творца мира, Бога. Но как не может появиться книга без
писателя, так не могла возникнуть вселенная без Бога Творца. Он сокрыт от
нас, но мы видим то, что Он создал.
Божия Книга природы поражает нас своим необъятным величием, абсолютной
гармонией, порядком и таинственной непостижимостью. Наш ограниченный разум
не в состоянии постичь или объять ее. Откуда произошло такое неисчислимое
количество звезд, солнц, комет, планет, созвездий, звездных туманностей,
вечно сияющих светил? Кто дал им движение? Ясно, что материя сама себе дать
движение не может, тем более разумное, упорядоченное. Чья же воля и сила
привела в движение миры? Честные ученые должны сознаться, что наука не в
силах этого объяснить, а основывается только на догадках и предположениях.
Матюхин молчал, а Демьян все старался вытащить его из туманностей наук на
свет Божий.
- Есть люди, которые объясняют все очень странно. Их спросишь: <кто создал
вселенную - пространство, планеты, звезды, землю?> Они отвечают одним
словом: <природа>. <Ну а природу кто создал?> - <Она сама себя создала> -
<Но если она сама себя создала, значит было время когда ее не существовало?
А если так, то как же она могла создать себя? Если же она существовала,
зачем ей было тогда создаваться?> Нет, милый мой, природа - это творение
Бога, и через нее мы познаем Творца. Так и апостол Павел говорит в <Послании
к Римлянам>, 1-я глава, что невидимый для наших плотских очей Творец
вселенной становится видимым через рассмотрение Его творений, поэтому
Господь и предлагает людям: <Поднимите глаза ваши на высоту небес и
посмотрите, кто сотворил их> (Ис.40, 26).
Демьян Лукич помолчал, оглядел зал. Лица у всех были серьезные, задумчивые:
Матюхин стоял на трибуне, опустив голову.
- Чтобы ты лучше понял, приведу еще такое сравнение, - снова заговорил
Демьян Лукич. - Вот приехали мы с тобой в город. Увидели высотное здание.
Подходим к нему, смотрим, какое оно величественное, удивляемся его красоте.
И наверняка похвалим архитектора: способный видно человек, такое здание
сотворил. А если нам кто-нибудь скажет, что это здание появилось само собой,
безо всякого архитектора - мол, откуда-то с гор летели камни, один на другой
складывались, и крышу ветром принесло, и окна - разве мы этого человека не
засмеем, не решим, что он сумасшедший? Но если у здания обязательно должен
быть архитектор, неужели могло без Архитектора возникнуть это огромное
мироздание, где мы с вами живем со всеми удобствами: и ванны у нас тут
водяные, солнечные, воздушные, и благоухающий воздух, и всякие плоды земные:
Нет, милый мой, тут надо поверить, что есть Творец Мира, что Архитектором
вселенной является Бог, и мы веруем в это, свято веруем. А вы не веруете,
вот вы, неверующие, и твердите: все создала природа. Так ведь? Ну, что
молчишь?
Матюхин стоял на трибуне унылый и несчастный, словно ощипанный петух.

Феофан Затворник. Мысли на каждый день года.

(Гал. 1, 3-10; Лк. 9, 37-43). По отшествии с горы Преображения, Господь
исцеляет бесноватого юношу. Исцелению предшествовал укор в неверии, как
причине, по которой бедствовавший не был исцелен учениками. Чье бы ни было
это неверие - отца ли, который привел сына, собравшегося ли народа, или,
может быть, и апостолов - видно только, что неверие затворяет двери
милостивого заступления Божия и помощи, а вера отверзает ее. Господь и
сказал отцу: сколько можешь веровать, на столько и получишь. Вера не дело
одной мысли и ума, когда относится к лицу, а обнимает все существо человека.
Она заключает взаимные обязательства верующего и Того, Кому он верует, хоть
бы они не были выражаемы буквально. Кто верует, тот на того во всем
полагается и отказа себе от него ни в чем не ожидает; потому обращается к
нему с нераздвоенною мыслью, как к отцу, идет к нему, как в свою
сокровищницу, в уверенности, что не возвратится тощ. Такое расположение
склоняет без слов и того, к кому оно имеется. Так бывает между людьми. Но в
истинном виде является сила расположений, когда они обращены ко Господу,
всемогущему, всеведущему и хотящему подать нам всякое благо; и истинно
верующий никогда не бывает обманутым в своих ожиданиях. Если мы чего не
имеем и, прося того, не получаем, то это потому, что нет у нас должной веры.
Прежде всего надо взыскать и водворить в сердце полную веру в Господа,
взыскать и вымолить ее у Него, ибо и она не от нас, а Божий дар. Отец юноши
на требование веры молился: "верую, Господи, помоги моему неверию". Веровал
слабо, колеблясь, и молился об утверждении веры. А кто похвалится
совершенством веры и кому, следовательно, не нужно молиться: "помоги,
Господи, моему неверию"? Когда бы вера была в силе у нас, то и мысли были бы
чисты, и чувства святы, и дела богоугодны. Тогда Господь внимал бы нам, как
отец детям; и что ни вспало бы нам на сердце, - а вспасть могло бы при этом
только одно приятное Господу, - все то получали бы мы без отказа и отсрочки.

Продолжение в следующем выпуске.

До новых встреч!
Рассылка 'Православие в России'

В избранное