Православие в России - Яко с нами Бог, выпуск от 26/11/06
Выпуск 17
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!
Доброго времени суток, уважаемые читатели!
Продолжение...
Куда девалась его прежняя уверенность? Словно ветром сдуло: Теперь он, как
покорная лошадь на поводу, шел по следам Демьяна Лукича, и тот вел его все
дальше от безбожия, все ближе и ближе к Богу.
- Во все времена, - говорил Демьян Лукич, - человека интересовало: откуда
он? Зачем живет? Куда исчезает? То есть каждому любопытно приоткрыть завесу
неизвестного, таинственного мира, узнать, кто так премудро устроил все, что
нас окружает: Вот и пчелка, малая тварь, говорит нам, что создал ее и научил
не слепец какой-нибудь, не глупец, а великий Мудрец и Учитель. Ведь ты
только подумай, какие мудреные вещи знает пчела! Отыскивает вещество,
которое предохраняет мед от порчи. Откуда она это знает? Ты говоришь, что
пчелы делают все бессознательно, безвольно. Значит, не своей волей, не своим
сознанием. Значит, Кто-то за них думает, Кто-то ими повелевает. Да и как
думает! Нужно ведь не просто отыскать это вещество где-нибудь в лесу или
поле - надо знать его свойства. Доктора всю жизнь учатся, чем лечить
болезни, а такое лекарство сразу бы не нашли, пчелка же нигде не училась, а
находит его легко и быстро. Кто указал ей? Тот, Кто знает свойства всех
вещей! Кто может и маленькое насекомое, ничтожную козявочку сделать такой
мудрой, что ее делам удивляются все ученые. Тот, Кому вся природа
повинуется, Кто дал ей законы, Кто управляет всем миром.
- Кто же это? - отозвался Матюхин рассеянно.
- Всемогущий Бог! - торжественно, с молитвенным благоговением произнес
Демьян Лукич. - Он <вся премудростию сотворил>.
- Каждый волен думать по-своему, - пожал плечами Матюхин.
- Тогда скажи, милый мой, как ты думаешь: кто научил пчел мудрым делам?
- Хватит, вопрос исчерпан!
- А по докладу вы ничего не можете сказать? - опять вмешался Альтшулер,
обращаясь к Демьяну Лукичу, но тот и на этот раз не ответил, а продолжал
допытываться у Матюхина:
- Ты, милый мой, согласен: по книге мы узнаем, что ее написал писатель, по
машине - что ее изобрел какой-нибудь инженер. А ведь пчела, мы с тобой
видим, куда мудрее книг и любых машин. Значит, и создало ее, научило ее
Существо выше всех писателей и инженеров всего света. Ну, сам подумай, разве
не так это?
Матюхин не ответил. Он размышлял о чем-то, и так сосредоточенно, углубленно,
что вряд ли заметил обращение к нему Демьяна Лукича. Он даже сошел с трибуны
и сел рядом, у стола.
- Да вы по делу говорите! - не вытерпел Альтшулер. - Вам было разъяснено,
что вера в Бога возникла вследствие невежества людей. Вот об этом и должны
говорить, нечего нам мозги затуманивать.
Люди в зале зашумели.
- Отвечайте! - закричал молодой парень.
- Что молчите? Кто пчел создал? - потребовала ответа старуха из первого
ряда.
- Одна пчелка, - заговорил Демьян Лукич, и шум сразу затих, - так ясно и
понятно говорит о премудрой силе Божией! Что тут можно возразить? Не люди
Бога выдумали, вера в Него была с самого начала мира и будет всегда в душе
человека. Как в семени дерева все есть: и ствол, и корень, и ветки, и плоды,
так и в душе человеческой с самого начала заложены Богом и чувства, и вера.
Но дерево может вырасти кривым, больным, бесплодным, смотря на какой почве
растет, какой климат, уход. Так и человек часто вырастает уродливым, с
больной душой - если не признает Бога и живет в беззаконии, а это зависит от
его воспитания, и, главное, от его воли, потому что Бог дал человеку разум и
свободную волю, и он может выбирать, что ему хочется: или доброе, или
дурное.
Почему же есть на свете люди, которые не признают Бога, Творца мира? Причин
тут много, и, очевидно, это происходит оттого, что не все имеют возможность
узнать правду о религии. Некоторые из-за душевной лени отмахиваются от
серьезных вопросов, вместо того, чтобы задуматься над ними. Иногда обида на
верующих мешает обращению к Богу, ведь многие не умеют отделить личных обид
и счетов от истины. Немало и таких, кому в детстве внушили, что все верующие
- темные люди, а когда вырастают, уже не хотят проверить, правильно ли то,
чему их учили? Но в человеке заложено чувство благоговения перед чем-то
высшим. Поэтому неверующие обычно ставят что-нибудь или кого-нибудь вместо
Бога: науку, искусство, будущее человечество или человека, и поклоняются
этим идолам. Однако, в глубине души они тайно тоскуют о Боге. Таких людей
надо жалеть:
Феофан Затворник. Мысли на каждый день года.
(Еф. 4, 1-6; Лк. 10, 25-37). Вопрошавшему о том, как спастись, Господь с
Своей стороны дал вопрос: "в законе что написано? как читаешь?". Этим Он
показал, что за разрешением всех недоразумений надо обращаться к слову
Божию. А чтоб и самих недоразумений не было, лучше всего всегда читать
Божественное Писание со вниманием, рассуждением, сочувственно, с приложением
к своей жизни и исполнением того, что касается мыслей - в мыслях, что
касается чувств - в чувствах и расположениях, что касается дел - в делах.
Внимающий слову Божию собирает светлые понятия о всем, что в нем, и что
около и что выше его: выясняет свои обязательные отношения во всех случаях
жизни, и святые правила, как драгоценные бисеры, нанизывает на нить совести,
которая потом точно и определенно указывает, как когда поступить в угодность
Господу, укрощает страсти, на которые чтение слова Божия действует всегда
успокоительно. Какая бы ни волновала тебя страсть, начни читать слово Божие
и страсть будет становиться все тише и тише, а наконец и совсем угомонится.
Богатящийся ведением слова Божия имеет над собою столп облачный,
руководивший израильтян в пустыне.