Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Истинное Православие: учение, жизнь, новости...


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru


Истинное Православие

Учение, Жизнь, Новости
Выпуск 2. (Основной)
28 января /10 февраля 2001

Содержание
1. От ведущего. Errata и уведомления
2. Беседы об Истинном Православии. Архиеп. Аверкий (Таушев). Что такое Православие?
3. Церковные Новости
В Российской Православной (Автономной) Церкви появился девятый Архиерей - Епископ Суходольский Геронтий
4. Наследие. Святитель Филарет (Вознесенский). О церковных разделениях [знаменитая "беседа о крысе"] 
5. Новости Интернета

________________________________________________________________________

ОТ ВЕДУЩЕГО

Здравствуйте!
Выход второго выпуска нашей рассылки сразу же вслед за первым, вызван тем, что появилась нужда исправить ряд ошибок, вкравшихся из-за спешки в первый выпуск. Прежде всего это касается информационного сообщения о поездке Архиеп. Валентина на Украину и Юг России, собратия из "Вертограда", мало того, что прорекламировали нашу рассылку, но и любезно исправили и дополнили наше сообщение, подготовленное "по горячим следам", - "каноничную" версию сообщения можно прочитать в разделе "Церковных новостей", а еще можно подписаться на лист рассылки "Вертограда" ( http://vertograd.narod.ru/list.htm ), где всегда размещаются свежие новости об истинном Православии. Мы в нашей рассылке будем активно пользоваться информационными сообщениями прилежных вертоградарей.
Другая опечатка, тем более досадная, что она переворачивает смысл сказанного, вкралась в беседу "Что такое Истинное Православие". Разумеется следует читать так: "Естественно и то, что по мере перехода "модернистов" и "сергиан" на протестантские позиции они становятся "экуменистами", - активно включаются в созданное протестантами "экуменическое движение" и начинают исповедовать его принципы - прежде всего НЕ(!!!)существование Единой Истинной Церкви, которая видима на земле и отпадение от которой означает и отпадение от Христа".
Прошу уважаемых подписчиков по возможности осведомлять меня о несообразностях и несуразицах, вкрадывающихся в текст, дабы с такими ошибками бороться и как можно быстрее избавиться от них вовсе.
Кроме того, рад сообщить, что при сайте "Церковность" открыт форум ( Форум "Церковности" ), вместо закрывшегося в октябре месяце "Соборного разума". Новый форум будет отличаться более строгими правилами - пресекаться будут любые разговоры не по теме, ругань, пустопорожние разговоры, а приветствоваться будут вопросы и ответы на них, обсуждения с выстроенной аргументацией и информационные сообщения.
Напоминаю, что наша рассылка предназначена для тех, кто хотел бы больше узнать об учении и жизни Истинного Православия, а также для членов истинно православных церквей, которые хотят укрепиться в том, что им уже известно и узнать что-то новое. Наши выпуски будут разделяться на "основные", вроде нынешнего, содержащие самую разную информацию общего характера, и "тематические" - посвященные определенной теме, - творениям святых отцов, священным канонам, документам церковной истории и т.д. Возможно будут также специальные выпуски, посвященные целиком какому-то конкретному сюжету (например сейчас готовятся специальные выпуски на следующие темы: подлинное отношение св. Патриарха Тихона к Зарубежной Церкви, отношение Православной Российской Церкви в лице св. Тихона и Блаженнейшего митр. Антония к "новому стилю", место св. Равноапостольного Константина в церковной истории и т.д.).
Напоминаю, что со всеми вопросами, замечаниями и предложениями можно обращаться ко мне по адресу: holmogor@ncport.ru .
28.01.2001 (если кто не догадался - дата по церковному календарю - и так будет впредь)
Ваш,
Егор Холмогоров

__________________________________________________________________

БЕСЕДЫ ОБ ИСТИННОМ ПРАВОСЛАВИИ

В прошлом выпуске я цитировал слово выдающегося иерарха РПЦЗ Архиеп. Сиракузско-Троицкого Аверкия (Таушева) "Что такое Православие". Представляю вниманию уважаемых подписчиков это замечательное слово целиком. Вл. Аверкий был ярким и ревностным проповедником Истинного Православия, пользовавшимся огромным уважением святых Иоанна Шанхайского (говорившего: "Вл. Аверкий - вот подлинный богослов") и Серафима (Роуза), постоянно пользовавшегося его наставлениями. Именно вл. Аверкий один из первых начал пользоваться словосочетанием "истинное Православие" и звал христиан соять за истину вплоть до ухода в катакомбы - и об этом надо неустанно напоминать, когда его наследие (издаваемое с бесстыдными купюрами и искажениями) пытаются присвоить еретики.

Архиепископ Аверкий (Таушев)
ЧТО ТАКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ?

"Аз на cиe родился, и на сие пришел в Mip, да свидетельствую истину: и всяк, иже есть от истины, послушает гласа Моего" (Ин. 18, 37).

Чрезвычайно знаменательно то, что первая седмица Великого Поста заключается праздником в честь св. Православия. И надо пожалеть о том, что во дни нашего безвременья это славное празднество часто не совершается с достодолжной торжественностью. Причина этого та, что очень многие в наше время, даже из числа священнослужителей, не отдают ceбe ясного отчета в томъ, что такое Православие — чем оно нам так дорого, почему мы должны так высоко ценить его и хранить, как величайшее сокровище наше.
Широко-распространенное, «ходячее» мнение наших дней — то, что Православие представляет собою всего лишь одну из многих разновидностей христианства, наряду с другими, имеющими полное право на существование и даже, в той или иной мере, равноценными.
Но думать так — это или крайняя наивность, основанная на невежестве, или определенно злонамеренное искажение правды.
Если мы обратимся к истории Христианской Церкви и дадим себе труд спокойно и безпристрастно основательно ознакомиться с нею, мы легко убедимся, что только Православие и есть истинное христианство — та Истина, свидетельствовать которую, по Его собственным словам, пришел на землю воплотившийся Единородный Сын Божий (Ин. 18, 37).
Исконный враг человеческого спасения диавол еще в яслях, как мы знаем, вознамерился погубить нашего Спасителя, дабы воспрепятствовать Ему совершить дело нашего спасения. Когда ему это не удалось, он всю злобу свою воздвиг на Него, использовав орудием для себя гордость, тщеславие, властолюбие и честолюбие иудейских первосвященников, старейшин, книжников и фарисеев.
Когда и эти злые ухищрения его рушились, и самая власть его была попрана Воскресением Христовым, он сначала чрез иудеев, а затем и чрез язычников поднял жесточайшие кровавые гонения на последователей Христовых, в надежде стереть христианство с лица земли.
Но и эти козни врага не увенчались успехом, — даже наоборот: христианство сделалось в тогдашнем культурном греко-римском мире господствующим вероисповеданием.
Лукавый враг воздвиг тогда новую брань против той Божественной Истины, которую принес на землю, для спасения людей, воплотившийся Сын Божий, — брань, несравненно более трудную и опасную.
По его наущению люди, обольщенные им чрез гордыню и честолюбие, стали среди самих христиан, внутри самой Церкви Христовой, как это предвидел еще св. Апостол Павел (Деян. 20, 30), возбуждать споры о вере, разные несогласия и разделения, ставя собственные чисто человеческие домыслы и соображения на место Богооткровенной Истины.
Так возникли ереси и расколы, которые грозили изнутри подорвать животворную и спасительную для людей силу Христова учения, подменив Истину ложью.
Для изобличения и осуждения этих ересей-лжеучений и расколов, «блюстители» Божественной Истины, преемники Св. Апостолов, Отцы Церкви — Епископы стали съезжаться на Соборы — Поместные и Вселенские, дабы вселенским "соборным" разумом уяснить и определить раз навсегда для всех христиан обязательное и неизменное учение Церкви, установив, как веровали повсюду, во что веровали всегда, во что веровали все (Св. Викентий Лиринский).
Тогда-то, истинная христианская вера — правая вера, в отличие от ересей и сект, также именовавших себя "христианскими", стала называться «православной».
Итак, вот что такое Православие!
Православие
— это чистая н неискаженная Истина, принесенная на землю для спасения людей Христом-Спасителем: это — сохраненное во всей чистоте н неповрежденности подлинное Учение Христово о веpе и благочестии ( — жизни по вере), изложенное Св. Апостолами в Священном Писании, тщательно изъясненное и истолкованное их законными преемниками — Мужами Апостольскими, святыми Отцами и учителями Церкви в Священном Предании нашей Православно-кафолической Восточной Церкви, которая одна только, как ничего не изменившая в этом учении, и поныне, по всей справедливости, именуется «Церковью Православной» .
К несчастно, в наше время настолько утрачен живой интерес к возвышенным истинам веры и правильное понимание их, а особенно — приложение их к жизни, называемое обыкновенно «благочестием», — что мнoгиe искренно думают, будто вся разница между Православием и другими исповеданиями заключается только в обрядах, а так как «обряды», мол, — «дело второстепенное, а Бог — Один», то не все ли равно, к какому вероисповеданию принадлежать: «лишь бы веровать в Бога и быть хорошим человеком».
Таково модное, ходячее мнение.
Но так ли это?
Бог — Один, Христос — Один, а вера почему-то не одна: вер разных — много.
Если Бог — Один, то могут ли все эти разные веры быть одинаково-истинными и, следовательно, одинаково-спасительными?
Ведь если «Бог — Один и Христос — Одинъ, то разве не обязываете это и всех искренно-верующих во Христа, чтобы и все, касающееся их веры и благочестия, было у них тоже одно: одинаковое, а не разное?
Эту истину как раз и утверждает Слово Божие, говоря: «Един Господь, Едина Вер а, Едино Крещение, Един Бог и Отец всех» (Еф. 4, 5-6).
Разве создал Господь много разных Церквей ?
Разве не сказал Он ясно и определенно: «созижду Церковь Мою - именно одну Церковь, а не много разных церквей! — и врата адова не одолеют ей» (Матф. 16, 18)?
Неужели можем мы считать эти слова Спасителя нашего ложными, неоправдавшимися, кощунственно признавая, что «врата адова» все же «одолели Церковь», разбив ее на множество разных церквей?
Да не будетъ!
Не позволим себе такой страшной хулы на Сына Божия!
Только одна — одна единственная Церковь основана Воплотившимся Единородным Сыном божиим для спасения людей: она одна. основанная Им Самим, а не обыкновенными грешными людьми, существовала всегда, существует теперь и будет неизменно существовать до скончания вeкa.
Что тут может быть неясного?
Надо только твердо веровать в это и не мудрствовать лукаво!
А вот от этого-то «лукавого мудрования» и появилось на свет такое множество всяких лже
-церквей и «деноминаций», которые самоуверенно заявляют претензию на обладание Истиной, не имея её, а зачастую проповедуя явную ложь и всевозможные вымыслы, льстящие испорченному человеческому сердцу.
Истинная Церковь вся есть Истина, и нет и не может быть в Ней ни тени какой бы то ни было лжи или заблуждения. Отдельные члены Церкви, вплоть до самых высоко стоящих иерархов, могут иногда, полагаясь на свой собственный только разум, ошибаться и заблуждаться, но вся Церковь в целом — никогда.
Она, и только Она одна, Истинная Церковь — Непогрешима.
Это потому что в Ней пребывает до скончания века Глава Её — Сам Господь Иисус Христос (Матф. 28, 20), вдохновляет Ее и руководит Ею Дух Святый (Ин. 14, 16-17).
Это утверждение наше не голословно, ибо основано на ясном учении Слова Божия: «Церковь Бога Жива — Столп и утверждение Истины» (1 Тим. 3, 15) — так говорить великий Апостол языков св. Павел.
Кто лжет или впадает и заблуждение, тот невидимым судом Божиим тотчас же отсекается от Тела Церкви, отпадает от Нея, тем самым теряя надежду спасения и может опять возсоединиться с Нею только чрез искреннее покаяние.
Никакая ложь оттого не свойственна Церкви, не терпима в Ней.
Не может быть поэтому в Ней ни разномыслия, ни разногласия, ни разделений .
Об этом ясно говорить св. Апостол Павел, наставляя первых христиан: «Молю же вы, братие, блюдитеся от творящих распри и раздоры, кроме учения (= вопреки учению), ему же вы научистеся, и уклонитеся от них. Таковы бо Господеви нашему Ииcycy Христу не работают но своему чреву: иже благими словесы и благословением прельщают сердца незлобивых (то есть: ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных — Рим. 16. 17-18)».
«Да тожде мудрствуете, ту же любовь имуще, единодушни, единомудренни (то есть: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны): Ничтоже по рвению, или тщеславию» (ничего не делайте по любопрению или по тщеславию), но смиренномудрием друг друга честию больша себе творяще» (Фил. 2, 2-3).
Как же выглядит теперь столь модное ныне движение «экуменизма», с точки зрения такого вполне ясного и категоричного учения Слова Божия?
Не есть ли оно — сплошная ложь, несвойственная истинной Церкви и нетерпимая в Ней?
Требуя от христиан полного единомыслия и единодушия в своей среде, Слово Божие столь же ясно и категорично говорить о том, как истинные христиане должны относиться к искажающим истинное учение Церкви лжеучителям-еретикам:
«Аще кто приходить к вам, и сего учения (то есть: учения, проповеданного св. Апостолами) не приносит, не приемлите его в дом, и радоватися ему не глаголите (то есть: не приветствуйте его — 2 Ин. ст. 10) .
«Еретика человека, по первом н втором наказании (после первого и второго вразумления) отрекайся» (отвращайся — Тит. 3, 10).
Так ли поступают современные «христиане» — или они «стыдятся» требований Слова Божия, как "устарелых", «отставших от века», недостаточно «прогрессивных»?
Вот почему лгут на Истину все эти «экуменисты» и всякого рода современные «объединители», стремящиеся соединить несоединимое: правду с беззаконием, свет со тьмою, Христа с Велиаром, верного с неверным (2 Кор, 6, 14-15).
Что сказать нам, после этого, о иерархах, возглавителях и духовных руководителях современных Поместных Православных Церквей, которые вступили в «экуменическое движение» и стали полноправными членами и активными деятелями «Mipoвoгo Совета Церквей»?
Вправе ли они еще считать себя православными?
Мы не говорим уже о целом ряд канонических правил Православной Церкви, воспрещающих молитвенное общение с еретиками, за что полагается отлучениe от Церкви, а епископам и клирикам — извержение из сана (см. Апостольские правила 45, 46 и 65 и Лаод. соб. 32, 33 и 37), ибо многие сейчас считают, что каноны вообще «отстали» от далеко «ушедшей вперед» жизни, и надо все их отменить или переделать так, чтобы ни для кого не было никаких стеснений и каждый мог делать все, что ему заблагоразсудится — в свое удовольствие.
А если принять во внимание то, что мнoгиe из возглавителей этих церквей, представители иepapxии и духовенства, не говоря уже о рядовых мирянах, вступают теперь даже в антихристианские организации или открыто провозглашают атеистическую богоборческую власть «властью от Бога», коей нужно повиноваться «не за страх, а за совесть», предоставляя себя в полное услужение врагам Христовым и делая себя их послушным орудием, то становится и совсем страшно.
До чего мы дожили?!
И можно ли закрывать глаза на все это и безпечно убаюкивать себя и других, уверяя, что ничего, мол, ocoбенного в этом нет, что так, мол, «всегда было» ?
Кое-что, может быть, и было, но не так, не в таких огромных, можно сказать, всеобъемлющих масштабах!, когда и здорового места почти не остается, и честный искренний христианин не знает, куда и с кем ему идти, кому можно довериться, нe будучи в состоянии, после продолжительной многовековой борьбы, просто уничтожить Церковь, темные сатанинские силы, в наши дни, с особой ожесточенной энергией, устремились на Церковь, пытаясь овладеть Ею изнутри, дабы использовать Ее, в лиц Её податливых служителей, в своих целях. Оскудение веры к истинной христианской любви помогает этому, а тщеславная погоня за рекламой и суетной славой и искание материальной выгоды прямо идет навстречу этим сатанинским планам.
И вот, в результате, та печальная картина, которую мы теперь наблюдаем: соль обуевает.
Забывают многие в наше время, что Церковь есть Церковь: что Она не какое-либо земное, человеческое учреждение, а учреждение Божественное, высочайшее назначена которого есть cпaceниe души в жизнь вечную, что в ней — не место какой-либо «политике» или «дипломатии» и недопустимо кривить душой, попирая совесть, во имя каких бы то ни было чисто-земных целей, хотя бы и прикрывались они лживо фальшивыми лозунгами "мира всего мiра", «всеобщего блага» и даже мнимой «христианской любви» и «смирения», что сейчас так в моде.
Вся эта современная фальшь и шумиха и увлечение какой-то "высшей политикой" и "тайной дипломатией", к чему усиленно теперь привлекаются не только рядовые, но и высшие служители Церкви, ставят себе задачей не что иное, как подготовку будущего мiрового владычества Антихриста, который должен возглавить единую (объединенную из всех религий Mipa) лжецерковь и единое всемирное (объединенное из всех национальностей) государство.
Нет поэтому ничего удивительного, что в наши дни называться просто "православными" стало уже недостаточно, невполне определительно, и вот почему все истинно-верующие на нашей страждущей Родине называют теперь себя «истинно- православными христианами», желая подчеркнуть, что они не принадлежат к формальной «Православной Церкви», погрешившей против истинного христианства своим противоестественным союзом с врагами Христа-Спасителя.
И если учесть, что происходит сейчас с «православными христианами» в так называемом "свободном Mipе", где господствует «экуменизм» и где все почти уже объединились в составе так наз. «Mipoвoго Совета Церквей», то нельзя не согласиться, что такое, более точное наименование «истинно-православные» уместно и здесь — в отличие от тех
, которые, называя себя «православными», фактически уже отреклись от Православия, сохранив лишь одну внешнюю видимость его.
Необходимо помнить и знать: не может истинная Церковь Христова провозглашать и утверждать какую бы то ни было ложь и вступать в содружество или сотрудничество с врагами Христовыми!
А потому все те епископы, клирики и миряне, которые в этой лжи участвуют и с врагами нашего Господа и Спасителя так или иначе дружат и сотрудничают, — «православные» только по имени.
И вновь и вновь, невольно вспоминаются нам подлинно пророческие слова нашего дивного российского святителя Феофана, Вышенского Затворника, о том, как будет в последние времена:
«Хотя имя христианское будет слышаться повсюду, и повсюду будут видны храмы и чины церковные, но все это — только видимость, внутри же отступление истинное» (Толк. на посл. к Солунянам стр. 492).
Не наблюдаем ли мы нечто подобное уже и теперь?
Ведь Православие не есть что-то отвлеченное Православие это не только вера, но и жизнь по вере — жизнь, согласная с верой, которая называется обычно благочестием.
И вот, весьма характерно, что все эти современные модернисты-экуменисты, еще называющие себя «православными», с каким-то самодовольным легкомыслием отбрасывают все подвижнические установления св, Церкви, в коих наиболее полно и ярко выражается дух православного благочестия, как напр., подвиг воздержания, поста душевного и телесного.
А для нас, остающихся верными истинному Православию, не может не быть особенно знаменательным и высоко поучительным именно то, что праздник Торжества Православия как бы увенчивает собою первую, наиболее строгую седмицу Великого Поста.
Будем же стремиться к подвигу, в котором как раз и выражается существо нашей православно-христианской веры, которая есть подвиг подражания Христу в крестоношении и самораспятии (см. 1 Петр. 2, 21; 1 Кор. 9, 25-27 и Гал. 5, 24), — веры подвижнической. А подвизаясь законно, как учить Слово Божие, будем все претерпевать за Истину, не отступая от нее, как это делают теперь многие, по малодушию или из какой-либо корысти.
И будем твердо помнить: где нет
подвига. где нет стояния за истину — там нет и Православия — нет истинной веры в Бога и во Христа Его. Аминь.

_____________________________________________________________

ЦЕРКОВНЫЕ НОВОСТИ

В РОССИЙСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ (АВТОНОМНОЙ) ЦЕРКВИ ПОЯВИЛСЯ ДЕВЯТЫЙ АРХИЕРЕЙ -- ЕПИСКОП СУХОДОЛЬСКИЙ ГЕРОНТИЙ

(Церковность - Вертоградъ, Суходол (Украина) - Суздаль)

Председатель Архиерейского Синода Российской Православной (Автономной) Церкви Архиепископ Суздальский и Владимирский Валентин в сопровождении Архиепископа Борисовского и Санинского Феодора совершил в начале февраля пастырскую поездку по Южной России и Украине.
6 февраля Архиепископы Валентин и Феодор совершили хиротонию архимандрита Геронтия (Рынденко) во Епископа Суходольского, викария Суздальской епархии. Епископ Иларион, ранее занимавший Суходольскую кафедру, переведен на Смелянскую кафедру (по названию города Смелое Сумской области Украины). После хиротонии Епископа Геронтия Российская Православная (Автономная) Церковь насчитывет девять иерархов: это Архиепископы Валентин, Феодор, Серафим, Виктор, Епископы Антоний, Иларион, Тимофей, Амвросий и Геронтий. В ходе своей пастырской поездки Архиепископ Валентин совершил монашеские постриги иерея Александра Митченко, настоятеля Петропавловского храма г. Советск Ростовской области, с именем Артемий, и иеромонаха Иакова (Антонова), клирика прихода г. Смелое Сумской области.

________________________________________________________________

НАСЛЕДИЕ

Предлагаю Вашему вниманию одну из бесед святителя Филарета (Вознесенского) посвященную церковным разделениям и отношению к отделившейся от РПЦЗ так называемой "Американской афтокефалии" и Московской патриархии. Беседа эта стяжала можно сказать скандальную известность в качестве "слова о крысе" - апологеты МП оченьчасто используют её для того, чтобы заявлять, что Святитель Филарет "хулил таинства" Московской патриархии, сравнивая их с дохлой крысой на дне бочки с медом. Митр. Филарет совершаемых МП священнодействий не хулил, он их просто не признавал, не считая МП Православной Церковью (ему принадлежит удивительно точное обозначение епископата МП - "иерархи с титулами российских кафедр"), сравнение же с крысой - во-первых, относится не к "таинствам" а к коммунистической заразе, скрывавшейся в МП, под видом церковной деятельности осуществлявшей агентурную работу в пользу коммунистической власти, а во-вторых принадлежит не самому Митрополиту, а Архиеп. Адриану (Рымаренко) - выдающемуся архипастырю, в молодости бывшему духовным сыном великого Оптинского старца Нектария и принявшему его последний вздох и заимствовано сравнение из жития Блаженной Ксении Петербургской, причисленной к лику святых, кстати, именно Зарубежной Церковью при Митр. Филарете (11/24 сентября 1978 г.).

Святитель Филарет (Вознесенский)
О ЦЕРКОВНЫХ РАЗДЕЛЕНИЯХ

Святой Василий Великий - строгий требовательный архипастырь с твердой рукой, вдохновенный защитник и хранитель церковной правды и церковных правил. Однако, когда речь шла о тех, кто отпал в раскол и пришли опять, строгий Святитель открывал перед ними ворота в церковную ограду, смягчая всячески те требования, которые предъявляются желающим вернуться. Все строгости Святитель Василий смягчал, лишь бы только заблудившиеся пришли домой.

Но его тон решительно меняется, когда отколовшиеся упорствуют и остаются в том же положении. А дальше Святитель Василий говорить: «На раскол, долго и упорно продолжающийся, надо смотреть уже, как приближающийся к настоящей ереси, а поэтому относиться к таким раскольникам нужно, как к еретикам, т.е. ни в какое общение с ними не вступать». А вот суждение св. Иоанна Златоуста: «Ничто так не оскорбляет Бога, как разделение Церкви. Хотя бы вы совершили тысячу добрых дел, но подвержены осуждению не меньше тех, которые терзали Тело Христово. Если будем разрывать целость Церкви, такого грexa не может загладить Даже мученическая кровь. Сказанное мною направлено против тех, которые без разбора пристают к людям, отделяющимся от Церкви». А как тяжело, скорбно, бывает, когда слышишь: «Я хожу в любую церковь. Все равно, что там архиереи и батюшки не ладят, а мне все равно - Бог Один, Церковь одна». А вот смотрите, что говорит Златоуст: «Сказанное мною направлено против тех, которые без разбора пристают к людям, отделяющимся от Церкви. Если эти отделившиеся содержат противные нам догматы, т.е. исказили самую веру, то ясно, что поэтому уже не должно с ними иметь общения». А вот, дальше: говорят, что мол они учат так же, как и мы, все общее, как и у нас, все верно. «Но если же они мыслят одинаково с нами, то еще больше должно избегать их!» - сказал Златоуст. Почему так? Потому что это недуг любоначалия.

Так и было, например, в обоих наших расколах: Митрополит Платон и Митрополит Евлогий не захотели подчиниться Архиерейскому Синоду. Говорят, что у них та же самая вера и они по своей вере так же православны, как и мы. Если так, то отчего же они не с нами? Един Господь, едина вера, едино крещение, едина истина - не две благодати, не две истины: если у них хорошо, то у нас худо; а если у нас хорошо, то у них худо, Двух благодатей нет, Христос не разделил Церковь. Если они отошли от нас, откололись, считая нас неправыми, то что-нибудь из двух, или они, отделяясь от нас, потеряли благодать - остались без, неё или унесли ее от нас, тогда мы без благодати. Как люди не могут этого понять? Как будто бы та же служба, как будто то же самое, и говорят: «а Бог Один, нам все равно: тут служба как и там». Когда-то одному священнику кто-то сказал в Харбине: «Батюшка, а почему мне не ходить? Там служат, как и у нас, я и там буду молиться, там совершенно те же молитвословия и чин и вообще все». А священник вынул из кармана два полтинника (две монетки по 50 копеек) и говорить: «Смотри, они совершенно одинаковые, но одна настоящая, а другая фальшивая. Что же, по твоему, если мужик научится грамоте, сам сделает церковь, сам сошьет облачение и будет служить так же, как у нас служат, так значить, он законный батюшка? Значить, там будут действительные молитвы, действительные таинства?» Вот и говорить Златоуст: «Если у нас хорошо, то у них плохо, а если у них хорошо, то у нас плохо».

Вы, вероятно, читали в газетах ответ Митрополита Иринея на наше обращение. Это ответ на обращение Собора к Американской Митрополии. Раньше Американская Митрополия все-таки именовала себя русской, а тут они уже от этого отказываются, говорят уже сами, что «мы НЕ часть Русской Церкви». Митрополит Ириней пишет, что у нас разные пути, у нас слишком много разногласия, а нужно только молиться вместе, что дух любви христианской нас призывает вместе служить, вместе молиться. Когда я прочитал все эти пышные фразы, очень тяжело было и неприятно - ведь мы знаем в действительности что есть, а они стараются взгромоздиться на очень выгодную для себя позицию. Мы говорим о реальном положении вещей. Но ведь есть еще слишком существенное разногласие, чтобы можно было вдруг так сразу соединяться, ликвидируя все эти разномыслия! А они говорят: пусть разномыслия остаются разномыслиями, а вот, давайте вместе молиться и служить - мы же одной веры! Это несомненно идет многим по душе, не среди верных чад нашей Зарубежной Церкви, потому что они прекрасно понимают, в чем тут дело, а вот среди молчащего большинства.

Получивши наш ответ, в котором мы настаиваем на нашем прежнем предложении, чтобы встретиться и потолковать по существу о разногласиях, Митрополит Ириней мне написал так:

«Ваше письмо от 31 января совершенно ясно показывает, что наше предложение - возстановить, прежде всего, молитвенное общение и тем самым положить начало изживанию церковных разделений вами отвергается. Отвергая его, вы, однако, возлагаете ответственность за это на нас. Мое письмо к вам вы называете "заостренно полемичным" и самим по ceбе свидетельствующим о том, как мало еще подготовлено почвы для единства. Между тем, как все мое письмо сводилось к призыву и предложению делать сближение, начать не с полемики, а с молитвы и стяжания благодатной помощи Божьей. Позволю ce6е напомнить вам мои слова: "Разделениe наше, вызванное трагической неурядицей нашей эпохи, не оправдывает разрывов в молитве и таинствах, а потому именно в единстве и таинстве, соединяющих нас с Христом и в Нем друг с другом, видим мы единственный путь взаимного понимания и примирения. Выход один: в возврате к тому основному единству, единству во Христе, Которому мы верим, не нарушено всем этим разномыслием, освобождающей, возрождающей силы и радости совместной молитвы. Всякий иной путь, всякое иное начало будет на деле продолжением старого пути и приведет только к худшему обостренно наших разногласий".

А в священных канонах, которые он тут с целомудренной скромностью обходить, сказано, что если с неправомыслящими будешь молиться, будешь отлучен от Церкви. Но об этом не говорится. Он дальше продолжает:

«Ваше Высокопреосвященство (обращается ко мне), неужели Вы, действительно, по совести воспринимаете эти слова, как "заостренно полемичные"? А если так, то о чем в этой атмосфере подозрительности и недоверия будут наши разговоры? Как будем других осуждать за "жизнь во лжи", если, прежде всего в самих ceбе не возстановим простой правды и не откажемся от Кривых путей? И как же, наконец, придем мы к этому, как не молитвой, не встречей друг с другом во Христе? В Вашем изначальном Обращении к нам мы разслышали решимость на действительно новый шаг: искать новых путей. И на это с полной истинностью и готовностью ответили двукратным предложением начать с исцеления самой страшной и соблазнительной для всех раны - разделения братьев по вере, по духу, по крови - у Престола Божиего. Для этого святого дела не нужно никаких предварительных выяснений, напротив, только она, только эта встреча во Христе и тем самым единством Вселенской Церкви сделает и дальнейшие шаги! Шагами по новому пути, а не мучительным. топтанием все в том же месте, в безвыходном тупике».

Когда я читал, помню, в конце концов, я раскусил: все время пышные фразы о том, как хорошо, когда вместе и с этого начинать. Он упорно не желает признать того что хочет начать с того, чем кончается. Я ему отвечаю:

«Ваше Высокопреосвященство, наша газетная переписка зашла в тупик и нет смысла ее продолжать, но на Ваше последнее письмо я считаю нужным ответить. Апеллируя к моей совести Вы приводите выдержку из своего предыдущего письма и спрашиваете, гдe в этой выдержке я вижу "заостренный полемизм"? Но в этой выдержке я его не вижу. Ведь Вы не все письмо свое привели, а там есть совсем другие выражения. Упорно обходя главный разделяющий нас вопрос, Какой? Да Вы и сами знаете. Вы настойчиво призываете к молитвенному общению. Что и говорить: великою радостию было бы возобновление такого общения! Но начинать с него можно только тогда, когда имеется несогласие личного характера, тут дело ясно: "Мир и больше не сердись!". А об разногласиях принципиальных, согласно словам Церкви: "Возлюбим друг друга да ЕДИНОМЫСЛИЕМ ИСПОВЕДУЕМ, необходимо прежде достижение такого единомыслия и только тогда, когда оно достигнуто, радость этого достижения увенчивается совместной молитвой. Вспомните историческое совещание иерархов: Митрополита Евлогия, Митрополита Феофила, Митрополита Анастасия, Епископа Димитрия как раз по вопросам церковных разногласий: они свое совещание не начали, а окончили совместным служением. И вообще в истории Церкви совместного служения без единомыслия не бывало никогда. Это чисто экуменическое теперешнее изобретение. Любовь, понимаемая по экуменическому мудрованию, широко открывает свои любящие объятия всем. Но по меткому и глубокому замечанию редактора "Православной Руси", эта любовь в своих объятиях готова задушить насмерть истинное Православие. Не напрасно апостол, именно любви, говорить о том, что человека, неверно говорящего об истине, не следует ни приветствовать, ни в доме принимать, ибо приветствующий его участвует в злых делах его.

Когда я беседовал по этому делу с мудрым и миролюбивым Преосвященным Андреем, архиепископом Рокландским, он по этому поводу высказался так образно и так убедительно, что хочу это его высказывание привести вам, без всякого сокращения. Владыка Андрей говорит: "Вспоминается мне случай из Блаженной Ксении Петербургской. Она была особенно популярна в купеческом мире. Купцы замечали, что каждое посещение Блаженной приносило удачу им в торговле. Так же как было и с о. Иоанном Кронштадтским, когда он приходил к торговцам и покупал что-либо, то Бог посылал тому удачу. Раз в одном торговом Mестe купцам удалось раздобыть из одного богатого имения несколько различных сортов лучшего душистого меда. Был мед липовый, из гречихи и из других цветов. Каждый имел свой особый вкус и благоуханье. А когда купцы все эти сорта слили в одной большой бочке, получилось такое благоуханье, такой вкус о котором и мечтать нельзя. Покупатели брали мед нарасхват не жалея денег. И вдруг, появилась Блаженная Ксения: "Не берите, не берите, — закричала она, — этот мед нельзя есть, он дохлятиной пахнет!" И стала отгонять покупателей. "Ты, матушка, что с ума сошла? Не мешай нам, вон какая прибыль у нас! Да как ты можешь доказать, что этот мед нельзя есть?" "А вот и докажу!" - сказала Блаженная, навалилась на бочку и ее опрокинула. Пока мед тек на мостовую, он издавал благоуханье. А когда мед вытек весь, то все закричали от ужаса и отскочили: на дне бочки лежала огромная дохлая крыса. Даже те, кто за дорогую цену купили этот мед и носили его в банках, побросали и разбежались. Почему - продолжает Владыка - вспомнился мне этот случай? Почему я привожу его сейчас, охотно отвечу: на днях один американец, интересующийся Православием и побывавший во всех православных Церквах - и в Советском Союзе и здесь, в Америке, спросил меня: отчего я и целая группа русских православных людей не участвуем в приеме патриаршей делегации и вообще, как-то чуждаемся всего, что связано с церковной жизнью в Советском Союзе, и даже здесь в Америке уклоняемся от тех православных групп, которыя так или иначе связаны с Патриархией. В чем дело? Разве догматы не те, или таинства другие или богослужение иное? Я подумал - говорить Владыка - и ответил: "Нет, дело не в этом: вера та же и богослужения те же. Вера православная, сама по себе, благоухает, как мед душистый, где она не возвещается. Но если бы этот душистый мед налился в бочку, на дне которой окажется дохлая крыса, захотите ли вы отведать этого меда?" Он с ужасом, посмотрел на меня и говорит: "Конечно, нет!". 'Так вот и мы, - ответил ему я - чуждаемся всего того, что связано с коммунизмом. Коммунизм для нас все равно, что дохлая крыса на дне бочки. И если бы наполнили эту бочку до самых краев самым лучшим ароматным медом - то мы не захотим этого меда! Сам по себе мед - прекрасен, но в него попал трупный яд и смрад". Мой собеседник молча кивнул головой - он понял».

Дальше идет моя речь: «Главный вопрос, нас разделяющий, вопрос о советской иepapxии, который вы упорно замалчиваете. Зарубежная Церковь только тогда признает ее законным возглавлением страдающей Русской Церкви, когда она, со всей решительностью, отвергнет позорную, страшную декларацию Митрополита Сергия, сойдет со своего пагубного пути и встанет на путь церковной правды, безстрашно и открыто ее защищая. Позорное пятно должно быть смыто. Пока этого нет, она находится под омофором богоборческой власти, не смея без её "благословения" ступить ни шагу, особенно, в своих действиях заграницей - это и ребенку ясно.

И в заключение этого письма, беря с вас пример, и я спрашиваю Вас: Неужели Вы, по архиерейской совести, считаете служителей КГБ, облачившихся в рясы и клобуки, действительно истинными духовными руководителями и возглавителями Русской Церкви? Неужели Вы не видите того, что в той организации советской, с которой Вы себя связали, на дне лежит дохлая крыса? и если Вы этого не видите, или не хотите видеть, если предпочитаете как говорится в Евангелии - "закрыть глаза и заткнуть уши", чтобы как-то отгородиться от печальной действительности, то, конечно, дальнейшие переговоры будут совершенно безсмысленны: ни об объединении, тем более, о совместном служении не может быть и речи».
_________________________________________________________________

НОВОСТИ ИНТЕРНЕТА

В почтовой рассылке "Введение в религиоведение" 9. 02. 2001 опубликовано интервью иером. Григория (Лурье) ( http://subscribe.ru/archive/science.humanity.religstudies/200102/09145314.html ).

Ведущий - Егор Холмогоров ( holmogor@ncport.ru )
Сайт "Церковность" [ www.church.ru ]
Архив рассылки: http://subscribe.ru/archive/religion.churchru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное