Рассылка закрыта
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Истинное Православие: учение, жизнь, новости...
Истинное Православие
Учение, Жизнь, Новости
Выпуск 10. (Основной)
5/18 февраля 2001 (Неделя
Мясопустная. О Страшном Суде)
Содержание
1. От ведущего
2. Неделя о Страшном Суде.
О Страшном Суде (Мф.
25, 31-46)
Блаж. Митр. Антоний (Храповицкий). В
неделю Мясопустную
Св. Иоанн Шанхайский.
Слово о Страшном
Суде
3. Беседы
об Истинном Православии.
Архиеп. Аверкий (Таушев). Об Антихристе и
временах отступления
4. Церковные
Новости. Заявление
о. Константина Федорова.
5. Семь Святых Таинств.
Архиеп. Нафанаил (Львов).
Святое миропомазание под полярным
кругом
6. Духовные наставления
преп. Серафима Саровского. Какую пользу
приносит нам чтение Слова Божия
Здравствуйте!
Сегодня Церковь Христова празднует
приуготовительную к Великому Посту неделю
о Страшном Суде (в церковном языке слово "неделя"
означает воскресный день, а то, что в
светском языке называется неделей
именуется "седмицей"). На этой неделе
Церковь вспоминает события, долженствующие
свершиться при конце мира (Церковь - Тело
Богочеловека Христа может позволить себе
роскошь воспоминаний о будущем) и призвать
людей к покаянию, покаянию, возбуждаемому
памятью о Последнем Суде. Сейчас многие
люди не веруют в этот Суд, представляя себе
будущую историю человечества абсурдной
дурной бесконечностью не ведущей ни к чему.
Христиане же веруют, что история
человеческая будет иметь определенное
завершение, определенный результат, причем
результат этот будет двояким - один для
праведников, - каждый из которых - принесший
должное покаяние грешник, другой же - для
нераскаянных грешников. Вплоть до
Страшного Суда в человеческой истории
теснейше переплетены добро и зло, грех и
добродетель, подобно тому, как до жатвы на
одном поле растут пшеница и плевелы и из
притчи, о которой вчера мы приводили
проповедь св. Филарета (Вознесенского). В
последний день судящий меч разсечет
человечество, человеческую историю надвое,
разделив добро и зло. И у многих людей этот
меч разсечет души, в которых злу удалось
тесно срастись с добром, - адская мука, это,
среди всего прочего, страдание таких
разсеченных душ, душ тех, кто дал злу стать
частью себя. До времени жатвы пшеница и
плевелы растут на одном поле вместе, то есть
невозможно в нашем мире никакими усилиями
до конца выкорчевать зло, равно как и злу на
дано до конца искоренить добро. На одном
поле, - но не на одном стебле. В душе своей
каждый человек обязан пропалывать плевела
и взращивать пшеницу, иначе и его душе не
избежать участи разсеченных душ. И беречь
свою душу от того, кто захочет привить
плевелы к пшенице, на один стебель - от
Антихриста. Одни смеются над сказаниями об
антихристе, считают тех, кто верует им -
сумашедшими, другие же, точно в помощь
первым, сходят на теме "Антихриста" с
ума, превращаются не исполненными
Христом, но одержимыми Антихрисом, пусть и
через боязнь его. И те и другие - далеки от
трезвого, церковного взгляда на последние
вещи последние события. Мы знаем, что
Антихристу надлежит придти, знаем, что он
будет вести войну со святыми с тем
воинством, которое составят не отрекшиеся
от истины православные христиане, мы знаем,
что ему предречено одолеть своею внешней
силой (поскольку большинство людей
склонится на его сторону). Но мы знаем и то,
что его "победа" будет поистине "прирровой",
она не обернется поражением Церкви, "нашим
поражением", но станет прологом к победе
Христа. К той окончательной жатве, на
которой Спаситель соберет богатый урожай, а
плевела бросит в огонь. Мы знаем все это и с
радостным трепетом ждем этого дня -
опасаясь только одного, - того, чтобы нам не
оказаться не в закромах Спасителя, а во "тьме
внешней" где будет пылать костер из
выкорчеванных плевел.
Страшному Суду сегодня посвящены два
материала - короткая проповедь Митр.
Антония (Храповицкого), изъясняющая
читаемое сегодня Евангелие о Страшном Суде
и знаменитая проповедь его ученика - Св.
Иоанна Шанхайского, в сильных и ясных
изъясняющая долженствующее быть при конце
мира. Тесно к ним примыкает и слово еще
одного видного иерарха Русского Зарубежья -
архиеп. Аверкия Таушева, посвященная
Антихристу и последним временам,
разъясняющее - что такое то "отступление"
об опасности которого говорят истинно
православные христиане.
Кроме того, мы продолжаем публикацию
апологетической повести архиеп. Нафанаила (Львова)
"Семь святых таинств" - сегодня часть
вторая - посвященная Святому Миропомазанию.
Также мы продолжаем предлагать подписчикам
краткие поучения, извлеченные из жития преп.
Серафима Саровского.
Напоминаю, что наша рассылка предназначена
для тех, кто хотел бы больше узнать об
учении и жизни Истинного Православия, а
также для членов истинно православных
церквей, которые хотят укрепиться в том, что
им уже известно и узнать что-то новое.
Выпуски будут разделяться на "основные",
содержащие самую разную информацию общего
характера, "тематические" -
посвященные определенной теме, - творениям
святых отцов, священным канонам, документам
церковной истории и т. д., а также "специальные",
посвященные целиком какому-то конкретному
сюжету.
Со всеми вопросами, замечаниями и
предложениями можно обращаться ко мне по
адресу: holmogor@ncport.ru.
5.02.2001.
Неделя о Страшном Суде
Ваш,
Егор Холмогоров
О Страшном
Суде (Евангелие от Матфея.
25, 31-46)
Когда же приидет Сын Человеческий во
славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда
сядет на престоле славы Своей, и соберутся
пред Ним все народы; и отделит одних от
других, как пастырь отделяет овец от козлов;
и поставит овец по правую Свою сторону, а
козлов - по левую.
Тогда скажет Царь тем, которые по правую
сторону Его: приидите, благословенные Отца
Моего, наследуйте Царство, уготованное вам
от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне
есть; жаждал, и вы напоили Меня; был
странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы
одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в
темнице был, и вы пришли ко Мне.
Тогда праведники скажут Ему в ответ:
Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и
накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы
видели Тебя странником, и приняли? или нагим,
и одели? когда мы видели Тебя больным,
или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь
скажет им в ответ: истинно говорю вам: так
как вы сделали это одному из сих братьев
Моих меньших, то сделали Мне.
Тогда скажет и тем, которые по левую
сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь
вечный, уготованный диаволу и ангелам его:
ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и
вы не напоили Меня; был странником, и не
приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен
и в темнице, и не посетили Меня.
Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи!
когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим,
или странником, или нагим, или больным, или в
темнице, и не послужили Тебе? Тогда
скажет им в ответ: истинно говорю вам: так
как вы не сделали этого одному из сих
меньших, то не сделали Мне.
И пойдут сии в муку вечную, а праведники в
жизнь вечную.
Блаж. Митр. Антоний
(Храповицкий)
В Неделю
Мясопустную
В этой притче особое внимание привлекает
спор людей с Богом и их возражения на Его
суде: осужденные и оправданные одинаковыми
речами встречают Его суд, но эти речи
выражают нравственные настроения прямо
противоположные.
Общим в ответах праведников и грешников
является и то, что им кажется невозможным,
чтобы Бог мог находиться в уничиженном
положении. Принципиальную возможность
этого они знали, но в действительности им
это кажется совершенно немыслимым. Но Бог
отвечает им словом неопровержимым. Далее и
те другие признают Его суд неправильным, но
одни потому, что этот суд слишком суров,
другие потому, что он слишком милостив. Одни
говорят, что у них были добрые дела и их не в
чем упрекнуть и нельзя осудить: другие
признают все сделанное настолько ничтожным,
что награда им кажется незаслуженно
великой. Первые стоят перед Богом в
настроении ожесточенности, вторые —
смирения.
Вид Судьи кажется немилостивым, но Его суд
не есть взвешивание дел, содеянных людьми, и
Его приговор не отмщение. Его суд только
выражение нравственного состояния людей,
стоящих на суде, и Его приговор есть
результат ожесточенности одних и покаянной
примиренности других.
Ожесточенность нераскаянных есть страшное
ожесточение: оно говорит о полной
охлажденности сердец и отдаленности от
любви. С этим настроетем они прожили свою
жизнь и с ним предстанут пред Судией в Его
славе. Но может быть они бы смягчились, если
бы им была оказана милость? Нет, такому
ожесточенному нельзя оказать и милость, ибо
оно от милости становится еще более
ожесточенным.
Времени больше не будет. Кончилось
колебание между добром и злом, Господь
судит то нравственное состояние, в котором
призвал людей и в котором они стоят перед
Ним.
Господь ждет от нас не многих по числу дел,
но состояния примиренности и милости.
Когда открывается дверь, то освещается вся
темная комната. Так освещается душа, когда
отверзается дверь покаяния, а там, где есть
покаяние, там есть надежда на спасение.
(Мысли Блаженнейшего
Митрополита Антония, высказанные в
проповедях 1935-36 гг. Записал П. Лопухин.
Издание Северо-Американской и Канадской
Епархии. 1961 г.)
Св. Иоанн
Шанхайский
БЕСЕДА О СТРАШНОМ СУДЕ
Сегодня неделя о Страшном Суде, и
нам естественно говорить о Страшном Суде и
о признаках конца мира. Того дня никто не
знает, знает только Бог Отец, но признаки
приближения его даны и в Евангелии, и в
Откровении св. ап. Иоанна Богослова.
Откровение говорит о событиях конца мира и
о Страшном Суде по преимуществу в образах и
сокровенно, но св. отцы объясняли его, и есть
подлинное церковное предание, какое
говорит нам и о признаках приближения конца
света, и о Страшном Суде.
Перед концом земной жизни в ней будет
смятение, войны, междоусобицы, голод,
землетрясения.
Люди будут страдать от страха, будут
издыхать от ожидания бедствий. Будет не
жизнь, не радость жизни, а мучительное
состояние отпадения от жизни. Но будет
отпадение не только от жизни, но и от веры, и
Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на
земле?
Люди станут горды, неблагодарны, отрицая
Закон Божественный: вместе с отпадением от
жизни будет и оскудение нравственной жизни.
Будет истощение добра и нарастание зла.
Об этом времени и говорит св. ап. Иоанн
Богослов в своем Боговдохновенном творении,
называемом Откровение. Он сам говорит, что
"был в Духе", то значит, что Сам Дух
Святый в нем, когда в различных образах ему
открылись судьбы Церкви и мира, и потому то
есть Божие Откровение.
Судьбу Церкви он представляет в образе
женщины, которая скрывается в те времена в
пустыне: она не проявляется в жизни, как
теперь в России.
В жизни будут иметь руководящее значение те
силы, какие готовят появление Антихриста.
Антихрист будет человек, а не воплотившийся
диавол. "Анти" - слово, означающее "вместо"
или "против". Тот человек хочет быть
вместо Христа, занять Его место и иметь то,
что должен был бы иметь Христос. Он хочет
иметь такое же обаяние и власть над всем
миром.
И он получит ту власть перед гибелью своею и
всего мира. У него будет помощник Маг,
который силой ложных чудес будет исполнять
его волю и убивать не признающих власть
Антихриста. Перед гибелью Антихриста
явятся два праведника, которые будут
обличать его. Маг их убьет, и три дня их тела
будут лежать непогребенными, и будет
предельное ликование Антихриста и всех
слуг его, и вдруг те праведники воскреснут,
и все воинство Антихриста будет в смятении,
ужасе, а сам Антихрист внезапно падет
мертвым, убитый силой Духа.
Но что известно о человеке-Антихристе?
Точное происхождение его неизвестно. Отец -
совершенно неизвестен, а мать верная мнимая
девица. Он будет еврей из колена Дана. На то
указание в том, что Иаков, умирая, сказал,
что он, в своем потомстве, "змий при пути,
который поразит коня, и тогда всадник падет
навзничь". Это образное указание, что он
будет действовать хитростью и злом.
Иоанн Богослов в Откровении говорит о
спасении сынов Израилевых, что перед концом
мира множество евреев обратится к Христу,
но в перечне спасающихся колен нет колена
Дана. Антихрист будет очень умен и одарен
умением обращаться с людьми. Он будет
обворожителен и ласков. Философ Владимир
Соловьев много работал над тем, чтобы
представить пришествие и личность
Антихриста. Он тщательно использовал все
материалы по этому вопросу не только
святоотеческие, но и мусульманские, и
разработал такую яркую картину.
До пришествия Антихриста в мире уже
готовится его появление. "Тайна уже в
действии", и силы, готовящие его
появление, прежде всего борются против
законной царской власти. Св. ап. Иоанн
говорит, что "не может явиться Антихрист,
пока не будет устранен Удерживающий".
Иоанн Златоуст объясняет, что "удерживающий"
- это законная благочестивая власть.
Такая власть борется со злом. "Тайна",
действующая в мире, не хочет того, не хочет
борьбы со злом силой власти: наоборот, она
хочет власти беззакония, и когда того
добьется, то ничто уже не помешает
появлению Антихриста. Он будет не только
умен и обворожителен: он будет жалостлив,
будет творить милость и добро, ради
укрепления своей власти. И когда он ее
укрепит настолько, что весь мир признает
его, тогда он откроет свое лицо.
Столицей своей он изберет Иерусалим, потому
что именно здесь раскрыл Божественное
учение Спаситель и Свою Личность, и весь мир
был призван к блаженству добра и спасения.
Но мир не принял Христа и распял Его в
Иерусалиме, а при Антихристе Иерусалим
станет столицей мира, признавшего власть
Антихриста.
Достигнув вершины власти, Антихрист
потребует от людей признания, что он достиг
того, чего ни одна земная власть и никто и не
мог достигнуть, и потребует поклонения себе,
как высшему существу, как богу.
В. Соловьев хорошо описывает характер его
деятельности как Верховного Правителя. Он
будет делать всем приятное, при условии
признания его Верховной власти. Он
предоставит возможность жизни Церкви,
будет разрешать ей богослужения, обещать
постройку прекрасных храмов при условии
признания его "Верховным Существом" и
поклонения ему. У него будет личная
ненависть ко Христу. Он будет жить этой
ненавистью и радоваться отступлению людей
от Христа и Церкви. Будет массовое
отпадение от веры, причем изменят вере
многие епископы и в оправдание будут
указывать на блестящее положение Церкви.
Искание компромисса будет характерным
настроением людей. Прямота исповедания
исчезнет. Люди будут изощренно оправдывать
свое падение, и ласковое зло будет
поддерживать такое общее настроение, и в
людях будет навык отступления от правды и
сладость компромисса и греха.
Антихрист будет все дозволять людям, только
бы они "падши поклонились ему". Это не
новое отношение к людям: Римские императоры
также готовы были дать свободу христианам,
только бы они признали их божественность и
божественную верховную власть, и они мучили
христиан только потому, что они
исповедовали "Богу Одному поклоняйся и
Ему Одному служи".
Весь мир покорится ему, и тогда он откроет
лицо своей ненависти ко Христу и
христианству. Св. Иоанн Богослов говорит,
что у всех поклонившихся ему будет знак на
челе и на деснице. Неизвестно, будет ли это
действительно отметка на теле, или это
образное выражение того, что и умом будут
люди признавать необходимость поклонения
Антихристу и их воля будет полностью ему
подчинена. Во время такого полного - волей и
сознанием - подчинения всего мира и явятся
упомянутые два праведника и будут
безбоязненно проповедовать веру и обличать
Антихриста.
Св. Писание говорит, что перед пришествием
Спасителя явятся два "светильника",
две "горящия маслины", "два
праведника". Их убьет Антихрист силами
Мага. Кто эти праведники? По церковному
преданию, то два праведника, которые не
вкусили смерти: пророк Илия и пророк Енох.
Есть пророчество, что эти праведники, не
вкусившие смерти, вкусят ее на три дня, а
через три дня воскреснут. Их смерть будет
великой радостью Антихриста и его слуг. Их
восстание через три дня приведет их в
невыразимый ужас, страх, смятение. Вот тогда
настанет кончина мира.
Апостол Петр говорит, что первый мир был
создан из воды и погиб водой. "Из воды"
тоже образ хаоса физической массы, а погиб -
водой потопа. "А ныне мир сохраняется для
огня". "Земля и вся дела на ней сгорят".
Все стихии возгорятся. Этот теперешний мир
погибнет в один миг. В миг все изменится.
И появится знамение Сына Божия - то есть
знамение креста. Весь мир, вольно
подчинившийся Антихристу, "восплачется".
Все кончено. Антихрист убит. Конец его
царства, борьбы со Христом. Конец и
ответственность за всю жизнь, ответ
Истинному Богу.
Тогда из Палестинских гор явится Ковчег
Завета - пророк Иеремия сокрыл ковчег и Св.
Огонь в глубоком колодце. Когда из того
колодца взяли воды - она запылала. Но самого
Ковчега не нашли.
Когда мы теперь смотрим на жизнь, то могущие
видеть - видят, что все предреченное о конце
мира - исполняется. Кто же этот человек-Антихрист?
Св. Иоанн Богослов образно дает его имя 666,
но все попытки понять это обозначение были
напрасны.
Жизнь современного мира дает нам понятие
довольно ясное о возможности сгорания мира,
когда "все стихии возгорятся". То
понятие нам дает разложение атома.
Конец мира не означает его уничтожение, но
изменение. Все изменится вдруг, во
мгновение ока. Мертвые воскреснут в новых
телах - своих, но обновленных, как Спаситель
воскрес в Своем Теле, на нем были следы ран
от гвоздей и копья, но оно обладало новыми
свойствами и в таком смысле было новым
телом.
Неясно - будет ли то совсем новым телом, или
то, каким человек был создан.
И явится Господь со славой на облаке. Как
увидим? Зрением духовным. И теперь при
смерти праведные люди видят то, чего не
видят остальные люди кругом.
Вострубят трубы властно и громко. Они
вострубят в душах и совести. Все станет ясно
в человеческой совести.
Пророк Даниил, говоря о Страшном Суде,
повествует, что Старец Судия на престоле, а
перед ним огненная река. Огонь - это
очищающий элемент. Огонь попаляет грех,
сжигает его, и горе, если грех природнился
самому человеку, тогда он сжигает и самого
человека.
Тот огонь возгорится внутри человека: увидя
Крест, одни возрадуются, а другие - придут в
отчаяние, смятение, ужас. Так люди сразу
разделятся: в евангельском повествовании
перед Судией одни становятся направо,
другие налево - их разделило внутреннее
сознание.
Само состояние души человека бросает его в
ту или иную сторону, направо или налево. Чем
сознательнее и настойчивее стремился
человек в своей жизни к Богу, тем большая
будет его радость, когда услышит слово "приидите
ко Мне, благословенные", и наоборот, те же
слова вызовут огонь ужаса и мучения у тех,
кто не хотел Его, избегал или боролся и
хулил при жизни.
Страшный Суд не знает свидетелей или
протокольной записи. Все записано в душах
человеческих, и эти записи, эти "книги"
раскрываются. Все становится явным всем и
самому себе, и состояние души человека
определяет его направо или налево. Идут
одни в радость, другие в ужас.
Когда раскроются "книги", всем станет
ясно, что корни всех пороков в душе человека.
Вот пьяница, блудник - когда умерло тело, кто-то
подумает - умер и грех. Нет, в душе была
склонность, и душе грех был сладок.
И если она в том грехе не покаялась, не
освободилась от него, она на Страшный Суд
придет с тем же желанием сладости греха и
никогда не удовлетворит своего желания. В
ней будет страдание ненависти и злобы. Это
адское состояние. "Геенна огненная" -
это внутренний огонь, это пламень порока,
пламень немощи и злобы, и "тут будет плач
и скрежет зубов" бессильной злобы.
БЕСЕДЫ ОБ ИСТИННОМ ПРАВОСЛАВИИ
Архиепископ Аверкий (Таушев)
Об Антихристе и временах
отступления
приидет господин раба того в день в оньже не чает, и в час, в оньже же не весть, и растешет его полма, и часть его с неверными положит: ту будет плач и скрежет зубом""Бдите убо, яко не весте в кuй час Господь ваш приидет...
Будите готови, яко в оньже час не мните, Сын Человеческий npиuдет...
"Аще ли же речет злый раб той той в сердце своем: коснит господин мой приити...
(Матф. 24, 42-51).
Давно уже известна изданная еще в 1912 году
на Aфoнe в переводе на русский язык книга,
озаглавленная «Посмертные вещания
преподобного Нила Мироточивого Афонского»,
которая содержит в себе, помимо духовных
наставлений и предостережений
монашествующим, предречения этого великого
подвижника о последних временах, о
всемирном воцарении Антихриста и о
бедствиях, которые постигнут мiр по
воцарении Антихриста. Ныне мы получили
перевод на русский язык предсказаний этого
дивного афонского отшельника, специально
относящихся к ХХ веку, которые до сих пор
оставались не переведенными с греческого
языка, а потому и неизвестными нам. По
разительны эти предсказания, которые, в
сущности, только дополняют и уточняют ранее
нам известные. Вот дословный текст их:
«К середине ХХ столетия, народ того времени
начнет становиться неузнаваемым. Когда
время будет приближаться к пришествию
Антихриста, разум людей помрачится от
страстей плотских, и все более будет
усиливаться нечестие и беззаконие. Мiр
тогда станет неузнаваемым, изменятся
облики людей и нельзя будет ясно различать
мужчин от женщин, благодаря безстыдству в
одежде и форме волос головы. Эти люди
одичают и будут жестокими, подобно зверям,
из-за соблазнов Антихриста. Не будет
уважения к родителям и старшим, любовь
исчезнет. Пастыри же христианские, епископы
и священники, станут мужами тщеславными,
совершенно не различающими правого пути от
левого. Тогда нравы и предания христиан и
Церкви изменятся. Скромность и целомудpиe
исчезнут у людей и будут царить блуд и
распущенность. Ложь и cpeбpoлюбие достигнуть
высшего предела, и горе накопляющим
сокровища. Блуд, прелюбодеяние, мужеложство,
тайные дела, кража и убийства станут
господствовать в обществе.
В то будущее время,
благодаря силе величайшей преступности
и распутства, люди лишатся благодати Святого
Духа, которую они получили во святом крещении,
а равно потеряют и угрызения совести.
Церкви Божии лишатся богобоязненных и
блогочестивых пастырей, и беда тогда
остающимся в миру христианам, которые
совершенно будут терять свою вepy, потому
что лишены будут возможности от кого бы то
ни было узреть свет познания. Тогда они
будут удаляться от мира в святые убежища в
поисках облегчения душевных страданий, но
везде они будут встречать препятствия и
стеснения. И все это будет следствием того,
что Антихрист пожелает господствовать над
всем и стать управителем всей вселенной и
будет производить чудеса и фантастические
знамения. Он также даст порочную мудрость
несчастному человеку, так что он сделает
такие открытия, чтобы один человек с другим
могли вести беседу с одного конца земли до
другого. Также тогда будут летать по
воздуху, как птицы, и разсекать дно моря, как
рыбы. И всего этого достигнув, несчастные
люди
будут в комфорте проводить свою жизнь, не
зная, бедные, что это — обман Антихриста. И,
нечестивец, он так будет совершенствовать
науку с тщеславием, что это собьет с пути и
приведет людей к неверию в бытие
Триипостасного Бога.
Тогда Всеблагий Бог, видя гибель
человеческого рода, сократит дни, ради тех
немногих спасающихся, потому что тот хотел
ввести в соблазн, если возможно, и избранных...
Тогда внезапно явится карающий меч и убьет
совратителя и слуг его».
Неужели кому-нибудь может быть еще не ясно,
что перед нами, в этом поразительном
пророчестве — яркая и живая картина всего
происходящего ныне в мiре?
Совершенно напрасно и вовсе
неосновательно некоторые пробуют уверять
нас, что «всегда так было» и что «ничего
нового сейчас нет». Конечно, грех и
беззакония всегда были, но никогда еще в
истории христианского человечества все это
не принимало таких поистине чудовищных
размеров, как в переживаемое нами время —
люди всегда грешили, но никогда еще они не
грешили так нагло, так явно, открыто и
дерзко, без какой-либо и тени покаяния, как в
наши дни.
Знаменательно еще и то, что все, о чем
говорится в этом пророчества, приняло
такие грандиозные размеры во всем мipe только за
последние полстолетия, — как
раз с того времени, когда рухнула наша
Православная Россия с тем «Удерживающим»
во-главе, который, по словам наших духоносных
светильников Епископа Феофана Вышенского
и св. прав. Иоанна Кронштадтского, «сдерживал
безчинное шатание и нелепое учение
безбожников» и не давал появиться
Антихристу.
Теперь противодействовать явлению
Антихриста больше некому, а потому
вполне естественно ожидать его прихода и
воцарения в мiре, насквозь погрязшем во
всевозможных грехах и беззакониях. И не
только не противодействует никто сейчас
приходу Антихриста, а даже наоборот —
весьма многие включились уже в самую
напряженную работу по подготовке его
скорейшего
воцарения, не исключая — страшно сказать! —
и некоторых христианских
священнослужителей, вплоть до высших иepapxoв
Церкви, сотрудничающих с безбожниками и
явными и тайными врагами нашего Господа и
Спасителя, ведущих с ними всякие переговоры,
вступающих в разные компромиссы и
заключающих всякого рода соглашательства,
нередко граничащая с предательством нашей
святой веры и Церкви.
«А п о с т а с и я», или «О т с т у п л е н и е», о
которой предрекало Слово Божие в лице св.
Апостола Павла (см. 2 Посл, Солун. 2 гл.),
сейчас в полном разгаре, и горе тому, кто
этого не видит, или, что вернее, не желает
видеть, по непростительному легкомыслию
закрывая глаза на все, что происходит в мipе,
и успокаивая себя и других, что «ничего
особенного нет», что «все это нормально и
естественно». Но одно ли это только непростительное
легкомыслие? Не кроется ли за этим еще чего-нибудь
другого, мысль о чем сама собой
напрашивается, когда слышишь такие
наивные уверения? Антихрист ведь и слуги его
отнюдь не заинтересованы в том, чтобы о его
приходе и воцарении слишком много
говорилось и открыто разглашалось: он ведь
придет в качеств величайшего благодетеля
человечества, благотворителя и даже
покровителя веры и Церкви, и будет ожидать
себе всеобщего признания и всенародного
поклонения. А из святоотеческих
предсказаний мы знаем, что примут Антихриста
и поклонятся ему не только совсем неверующие,
но и обольщенные им люди как будто верующие
и даже христианские священнослужители,
вплоть до носителей самого высокого сана.
Так неужели время явления Антихриста
действительно уже настало?
Мы этого не утверждаем.
Мы говорим только о том, что веяние духа
Антихриста в мipe
сейчас так явно ощущается,
как если бы явление его было уже «близ,
при дверех», по выражению Христа-Спасителя,
давшего нам
множество признаков близости конца.
А кроме того, что самое важное, мы
хотим всех
предостеречь от обольщения этим духом
Антихриста.
Ведь он уже сейчас, в лице своих слуг,
подготовляющих его пришествие, очень
хитро и искусно вербует себе сторонников и
последователей, привлекая их к ceбe разными
заманчивыми лозунгами, соблазнительными
обещаниями и просто подачками. И многие-многие
уже попадаются ему на удочку и в хитро разставленные
его сети...
Отгонять от себя мысль о приход
Антихриста — это как раз в его интересах, и
это очень опасно. Такой уже наполовину в
его руках, и, конечно, поклонится ему, когда
он придет, оказавшись в числе его верных
служителей.
Но как же быть с предсказаниями о грядущем
еще воскресении России и торжестве
Православия в ней
и будто бы даже во
всем мире?
Всем нам, конечно, очень хотелось бы видеть нашу несчастную Родину-Россию
воскресшей к новой жизни и участвовать во
всемирном торжестве нашей святой веры, —
что и говорить! Но такую несказанную
милость Божию надо заслужить. Так,
ни с того,
ни с сего этого не будет, и надеяться на это,
без всяких достаточных оснований — праздное
мечтательство!
К тому же необходимо знать, что всякие
предсказания всегда относительны, а вовсе
не безусловны. Ведь и пророк Иона, по
повелению Самого Бога, предсказывал гибель
и разрушение великого града Ниневии, но
это пророчество не исполнилось. Ниневия не
была разрушена — Бог пощадил ее за всенародное
покаяние её жителей, начиная с самого царя,
Так надо нам смотреть и на современное
положениe Mipa: карающий меч Божий над миром уже занесен,
но
он может быть еще и отведен благостной
десницей Божией, если будет
в мipе то «всеобщее нравственное очищение,
всенародное глубокое покаяние и перемена
нравов языческих на христианские»,
к которым — увы! — тщетно призывал в свое
время русский народ наш дивный пастырь-чудотворец
св. праведный Иоанн Кронштадтский.
«Без покаяния нет спасения»
— это общеизвестная для каждого подлинного
христианина святая истина, а потому
надеяться на какую-то «отсрочку», на
спасете и возрождение к новой, лучшей
жизни Poccии и всего мира без п о к а я н и я —
более чем наивно, совершенно фантастично и
неразумно, ибо ничем не может быть
оправдано,
Св. праведный Иоанн Кронштадтский в своих
словах в 1906/1907 годах говорил буквально так: «По-видимому, скоро
наступит день
Второго Пришествия Христова, — ибо
наступило предсказанное в Писании
отступление от веры... Чего ожидать впереди,
если будет продолжаться такое безверие,
такая испорченность нравов, такое
безначалие? Снова ли приходить на землю
Христу? Снова ли распинаться и умирать за
нас? Нет! полно глумиться над Богом, полно
попирать Его святые законы. Он скоро придет,
но придет судить мiр и воздать каждому по
делам...
Может быть, скоро услышим мы грозную весть:
«Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб,
Егоже обрящет бдяща»...
«Если не будет покаяния у русского народа,
— конец мiра близок».
Вот потому-то все
мы сейчас и должны думать прежде всего о
покаянии, отложив
далеко в сторону все остальное — все наши
суетные заботы, планы и соображения.
Есть ли, однако, в современном мiре такое
покаяние, такое всеобщее обращение к Богу,
которое одно только в силах отвести
карающую десницу Божию от погрязающего все
глубже и глубже в бездну нравственного
падения человечества?
Этого пока не видно, и говорить потому об
этом не приходится.
При данных переживаемых нами
обстоятельствах современной жизни
остается во всей своей силе
вышеприведенное нами пророчество
преподобного Нила Мироточивого, со всеми
вытекающими из него последствиями, а в
особенности, конечно, — для всех нас равно
обязательные предостережения и
предупреждения Христовы о Его Втором
Пришествии и о
безусловной необходимости постоянно
готовить себя к нему.
Кто же ведет себя
иначе, к тому в полной мере относится
страшная угроза Христова: «Если же раб тот,
будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро
приидет господин мой, и начнет бить
товарищей своих, и есть и пить с пьяницами,
— то придет господин раба того в день, в
который он не ожидает, и в час, в который не
думает, и разсечет его, и подвергнет его
одной участи с лицемерами: там будет
плач и
скрежет зубов» (Матф.
24, 48-51).
Вот этого-то мы и должны более всего
опасаться!
«Бдите!» заповедал нам Христос-Спаситель:
«ибо в который час не думаете, приидет Сын
Человеческий»
(Матф. 24. 44).
Именно такая настроенность и является для
нас законом, если только мы действительно
христиане, а не продались уже слугам
грядущего Антихриста.
Ей, гряди. Господи Иисусе! Аминь.
По рассылке "Вертограда" распространено заявление о. Константина Федорова - одного из вождей церковно-консервативного крыла РПЦЗ, в котором он как очевидец рассказывает о заседании Синода РПЦЗ 6 февраля, о котором мы уже неоднократно говорили в нашей рассылке. К этому документу прилагается наш комментарий относительно одного экклезиологического курьеза, подмеченного о. Константином.
ЗАЯВЛЕНИЕ ПРОТОИЕРЕЯ
КОНСТАНТИНА ФЕДОРОВА,
БЫВШЕГО ДУХОВНИКА ЛЕСНИНСКОГО МОНАСТЫРЯ
РПЦЗ ВО ФРАНЦИИ
(Вертоград)
На прошедшем заседании
Архиерейского Синода РПЦЗ, куда я был
приглашен в качестве гостя Митрополита
Виталия, члены Синода спросили меня,
поминаю ли я правящего архиерея Западно-Европейской
епархии епископа Амвросия. Я ответил, что
поминаю «гонимое епископство Церкви
Российския, право правящее Слово Твоея
Истины», и если каноническое положение
епископа Амвросия соответствует этой
формуле, то я его поминаю; если же он
является подпавшим под прещения Вселенских
Соборов, то не поминаю.
Мне было заявлено, что все мои
священодействия являются
недействительными. На мой вопрос о
благодатности и действительности для наших
архиереев действий сергианско-экуменической
МП было сказано, что на сей счет нет
соборного решения. Моя попытка зачитать «Исповедание
веры» была отвергнута членами Синода.
Перед выходом из зала заседаний Синода я
услышал, как кто-то из архиереев сказал, что
на вчерашнем заседании ими был прочитан и
обсужден текст «Исповедания веры».
Несколько дней спустя члены Синода
отправили меня за штат.
Храни их Господь.
Протоиерей Константин
Федоров
Наш комментарий. Вновь, с сожалением приходится констатировать крайнюю спутанность экклезиологического сознания преосвященных членов Синода РПЦЗ. Если священнодействия о. Константина недействительны, то его следует не отправлять заштат, а запрещать в священнослужении и извергать. Если же члены Синода признают за о. Константином священный сан и право совершать священнодействия, но только хотят отправить его в административную отставку, то зачем произносить такие богохульные вещи относительно совершаемых о. Константином церковных служб и таинств?
Мы продолжаем следить за событиями апологетической повести "Семь Святых Таинств", написанной для верующих в России, долгие годы находившихся под игом безбожников, в 1943 году вл. Нафанаилом (Львовым). Раскрывая смысл семи основных Христианских Таинств автор рассказывает о догматах Христианства и основных принципах христианского мировоззрения и нравственного учения, защищает Веру от нападок безбожников, проводит главного героя по пути из безбожников в священники Катакомбной Церкви и новомученики. Сегодня - вторая часть повествования.
Архиеп. Нафанаил (Львов)
СВЯТОЕ МИРОПОМАЗАНИЕ ПОД ПОЛЯРНЫМ КРУГОМ
По окончании медицинского факультета
Борис был назначен на работу в глухой
городок N, у самого почти полярного круга. Он
ничего не имел против этого назначения:
поэзия Арктики, освоение полярных областей
пленили его, и полный дум об этой интересной,
творческой жизни, он направился на север до
города Котласа, чтобы оттуда на санях
добраться до города N-ска.
Мимо окон вагона без конца, без края бежали
необозримые снежные равнины.
Борис читал очерки о жизни и освоении
Арктики. Бойкий фельетонист писал:
«... Мы осваиваем Арктику. Земля далеко за полярным кругом стала обитаемой. На нетронутом снегу, рядом с большими круглыми, как чаша, следами белого медведя, появились острые напористые следы. Возникли здания. В торосах зазвенел смех, мужские и женские голоса...
... Навстречу нам с шумом и грохотом выехал тракторный обоз. Могучий «сталинец» надвигался, как танк, грубо ломая звонкие заструги, мял снег и отшвыривал комья в сторону. А за ним ползли два прицепа: первый, нагруженный круглым строительным лесом, второй кислородными баллонами, похожими на артиллерийские снаряды.
Нас обдало брызгами снега, запахом бензина. Обоз прополз мимо, оставив после себя смятую, исковерканную полосу снега...
... На дороге нам попался вездеход. Он шел и порт. Я попросил подвести нас... Грузовик побежал по бухте.
В порту было шумно и людно. Гремело железо, пело дерево под пилой, с грохотом падал камень в майну, перфораторы со скрежетом врезались в диабаз, рушились скалы, звенели молотки в кузнице, стучал дизель в силовой, кричали откатчики, плотники, подрывники. На зимующих лихтерах суетилась команда, что то чинила, строгала, малярила, вce работало вокруг, строило, копошилось.
Я пошел и кузницу, и мастерские, и па лихтера, и на стройку причалов.
— Берегись, — закричал нам человек со скалы и замахал красным флагом. Я знал, что это значит и быстро отскочил к какому-то досчатому домику. Вдруг громыхнуло в скале, еще и еще раз ... Домик задрожал. Точно застонало стекло. NN схватил меня дрожащей рукой.
—Что это?
— Остров взрывают, — крикнул я.
—Зачем же?
— Порт строят.
Слова мои заглушил новый взрыв, совсем близкий. И было видно, как взлетели там вверх огромные глыбы камня, как закружился, словно смерч, снежный прах, смешанный с дымом.
Я подошел к майне. В эту вырубленную во льду широкую прорубь ссыпали камень. Майну то и дело заносило снегом, замораживало. Здесь круглосуточно кипела борьба людей с природой. Люди боролись со льдом, как со скалами — аммоналом. Они отстаивали майну и свое право строить. Они побеждали море и заставляли его отступать, как прожекторами заставили отступить полярную ночь...
«А ведь действительно
здорово, — подумал Борис. Вот оно настоящее
чудо человеческой силы и энергии. Мы
побеждаем мир, природу, стихии. Они
повинуются нам. Как это могуче и гордо. Что
бы сказала на вес это Ольга со своим
смиренным тихим христианством? Пожалуй
правы наши пропагандисты, что есть в
христианстве что-то рабское, во всяком
случае пассивное, тихое, женственное, не
умеющее дерзать и вот так победно одолевать
природу, что умеет большевизм».
Мысли Бориса стали заволакиваться,
спутываться, и он заснул под мерное
покачивание вагона и стук колес.
Проснулся он от того, что кто-то на какой-то
маленькой станции вошел в вагон и опустился
на скамейку с ним рядом, тихо произнесши:
— Простите, гражданин.
Боря протер глаза. Восток уже брезжил
поздним рассветом. Рядом с Борисом на
скамейке сидел какой-то крестьянин в
потрепанном старомодном долгополом армяке,
с надвинутым на глаза ветхим малахаем.
Седая борода прядями выбивалась из-под ушей
малахая. Лицо новоприбывшего сразу
показалось Борису знакомым. Он пригляделся
и узнал.
— Здравствуйте, Александр Александрович, —
сказал он.
Старик посмотрел на Борю и приветливо
улыбнулся.
— Вот где встретились с вами, молодой
человек, почитай под полярным кругом. Вы
куда путь держите?
Борис назвал городок — конечную цель
своего путешествия.
Александр Александрович опять улыбнулся.
— Может быть и там с вами встретимся. Я рад
буду, — сказал он. Потом пораздумав добавил:
— Наверное вы там познакомитесь с
семейством Котляровых. Так не откажите,
передайте, пожалуйста, Марии Степановне,
что встретили Александра Александровича, и
он, если Бог даст, через месяц у них будет.
Разговор велся вполголоса, потому что и на
соседней скамье и на верхних полках спали
другие пассажиры. С наступлением утра они
все, один за другим, стали подниматься,
потягиваться и уходили из вагона на разных
станциях, прощаясь с Борисом, с которым
успели перекинуться обычными дорожными
фразами накануне.
Скоро Борис и Александр Александрович
остались в вагоне одни. Еще раньше
Александр Александрович, или лучше сказать
отец Александр, потому что действительно
был священник—тайный нелегальный
священник гонимой и преследуемой безбожной
властью Христовой Православной Церкви,
попросил у Бориса разрешение почитать
журнал, в котором была напечатана
прочитанная Борисом статья о завоевании
Арктики.
Поэтому теперь, когда они остались одни,
Борис обратился к старику священнику с тем
вопросом, который созрел у него после
прочтения этой статьи:
— Скажите, Александр Александрович, или
отец Александр, я не знаю как надо вас звать...
— Зовите лучше Александр Александрович.
— Так вот, Александр Александрович, разве
это не красота, не сила, не мощь
человеческого гения — это завоевание,
освоение и покорение природы, да еще такой
суровой и трудной природы, как арктическая,
и разве это не заслуга, не достижение нашей
партии? Разве могли бы такие, как Ольга, или
там те церковники и церковницы, которых я у
нее встречал сделать что-либо подобное?...
— Подождите, подождите, Борис Яковлевич
милый. — прервал его отец Александр. — Вы
русскую историю как знаете?
— Знаю, как же, даже отличником был,
рефераты писал, доклады но истории у нас в
школе делал.
— Ну, этого еще мало, в школе у вас многое от
вас скрывали, а кое-что и переиначивали. А
самостоятельно вы по русской истории что-нибудь,
ну например Ключевского или Соловьева,
читали?
— Что-то читал, но не очень много.
— Так может быть вы читали о том, как был
освоен и заселен наш северный край и тот, по
которому мы с вами сейчас едем, и тот, где
теперь подвизаются в строительстве портов
все эти фельетонисты. Этот край освоен
иноками — самой квинтэссенцией того
церковничества, о котором вы думаете, что
оно не могло бы создать достижений равных
современным советским достижениям. Схему
освоения всего необъятного простора нашего
севера от Ярославля, Костромы и Вятки до
Уральских гор и Ледовитого моря можно в
кратких чертах нарисовать так:
из городов и сел Суздальской или
Новгородской Руси выходил человек,
стремившийся к спасению души своей, к
неотвлекаемому единению с Богом. Он уходил
в северный лес и в глуши его строил себе
хижину. К этому отшельнику присоединялись
единодушные с ним люди, вырастал монастырь.
Около монастыря селились земледельцы, и
возникал поселок. Из этого монастыря,
переставшего быть пустынным, иногда сам его
основатель, если процесс этот был
достаточно быстрым, иногда кто-либо из
близких ему по духу представителей
следующего поколения монахов снова выходил
дальше на север, в нетронутый лес, и там
повторялось то же. Вот как был освоен север.
И разве это достижение не более
богатырское, чем теперешнее единоборства
человека с природой, больше смелости и
подвига, больше и внутреннего величия.
— Так вы значит осуждаете современную
техническую оснащенность в борьбе с
севером? — спросил Борис.
— Нет, совсем не осуждаю и не отрицаю ее.
Очень может быть, что если бы в те времена
существовали современные технические
средства, не все, но многие из древних
святых строителей монастырей
воспользовались бы ими. Наши северные
обители Соловки и Валаам были до самого
последнего времени, до революции, самыми
передовыми пионерами в применении всех
новейших достижений техники в деле
освоения природы своих островов. Жаль, вы не
можете прочитать старые издания Немировича
Данченко и Елисеева, где описывается, как
построен был водопровод на Валааме в толще
несокрушимого гранита. Там было три
парохода, все оборудование и ремонт которых
производился самыми монахами на их острове.
Они построили там слесарные, столярные,
токарные, кожевенные мастерские,
химический завод — все своими руками но
самому последнему, по самому новейшему
слову техники.
Но разница между проникновением и
освоением природы монахов и нынешним
большевицким проникновением и освоением
есть большая, не в большей или меньшей
технической оснащенности эта разница, но в
различии иерархии ценностей. Там монахи
подвижники, да. конечно, не только они, а
вообще все христиане, строющие жизнь и
побеждающие природу, прежде всего
заботились о спасении души своей, думали о
стяжании вечности, а победа над природой
совершалась ими, давалась им, как
второстепенное, как последствие их трудов.
— Подождите. Александр Александрович, —
прервал священника Борис. — А как же можно
соединить представление о такой вот
кипучей неустанной работе монахов или
вообще верующих христиан, представление об
их труде с приказанием Иисуса Христа людям
жить, как птицам небесным?
— А разве птицы не трудятся. Благодарю
покорно. Попробуйте так потрудиться, как
птица, от зари до зари при полной
беззащитности и неорганизованности жизни,
посмотрю я что вы на это скажите.
— Тогда в чем же смысл этих слов Иисуса
Христа?
— Это нам хорошо объяснял наш епископ,
который потом уехал в эмиграцию. Смысл
этого образа, этой притчи Христовой в том,
что птица не угнетена своим трудом и
заботой. Она трудится с песней. Она вылетает
из гнезда, твердо веря, что она найдет
пропитание и себе и птенцам. Так и человек
должен верить, что если он будет трудиться,
то Господь устроит его существование. Он
должен жить в атмосфере веры, а не
угнетенности заботой. Руки, мозги он может и
должен отдавать работе для насущного хлеба,
но душу свою он должен беречь чистой от
всякой земной заботы, и ее всецело отдать
Богу, потому что именно душу-то и хочет
Господь.
Отец Александр остановился, потом
рассмеялся.
— А у нас в семинарии был преподаватель,
который, объясняя это место, рекомендовал в
затруднительную минуту жизни полную
пассивность. Надо, говорит, ждать. что Бог
пошлет, как птичке, которая сидит, ожидая
мошку, и чирикает на ветке. Попробуй так,
почирикай. С голоду умрешь. Хороший был
человек, добродушный, а такую чушь иногда
нес...
Так вот, дух христианина, строителя жизни,
отдающего работе всю силу, всю энергию
своего тела и ума, но душу берегущего лишь
для Бога, всегда бывает мирен и радостен
успешна его работа или нет. При удаче ее или
неудаче работа его не надрывает. Она
совершается спокойно, глубоко уходит
своими корнями в почву прошлого и дает
далеко простирающиеся плоды в будущем, хотя
иногда может быть бывает менее эффектной
внешне. А большевицкая стройка внутренне
пуста. Она бьет лишь, на внешние эффекты, но
не доставляет прочной спокойной внутренней
радости своим участникам, даже при удаче
лишь гордо надмевает их, а при неудаче
надрывает их энергию, выматывает душу,
ввергает в отчаяние. Потому что она лишь в
самой себе имеет ценность.
А между тем сама по себе эта работа не имеет
непреходящего значения, могущего оправдать
такую полноту захвата человеческой души.
Человеческая душа, как мы верим, —
бессмертна, следовательно, она — ценность
непреходящая. А плоды технической работы
кратковременны. Человеку после смерти они
совсем не нужны. Значит для своей участи
после смерти участники большевицкой
стройки ничего не делают, а работник-христианин,
строя свою внешнюю жизнь не менее успешно,
чем большевик, в то же время создает
ценности и для будущей — вечной жизни.
— Но наши работники строят не для себя, а
для будущих человеческих поколений.
— Хорошо, но будущие человеческие
поколения будут в том же положении по
отношению к смерти, как теперешние
поколения. Значит напрягающая,
выматывающая душу большевицкая стройка
создается только для пользования ею
нескольких человеческих поколений, во
время, в конце концов, краткого их
пребывания на земле. Но даже и в такой роли
она не долговечна, вce на земле разрушается,
разрушатся и арктические порты, самый мир
наш разрушится. Это ведь и большевики
признают. Да даже и не надо ждать, пока мир
разрушится. Чтобы уничтожить плоды
страшных ваших напряжений, достаточно
прилететь нескольким неприятельским
аэропланам, построенным с тем же
напряжением такими же рабами техники.
— А если люди дойдут до такого совершенства,
что войны не будет, и смерть будет
уничтожена?
— Это только мечты, и мечты-то недостойные.
Ведь самое большее, что можно без Бога, без
представления о душе построить — это
бесконечно длящийся муравейник. Не даром я
как-то читал у одного нашего советского
писателя, что муравьи в смысле рациональной
организации жизни стоят выше, чем люди. Это
с муравьино-технической точки зрения
совершенно правильно. Да только человек
никогда не будет счастлив в таком
муравейнике, от тоски губы кусать будет, ад
был бы на земле, если бы эта мечта
воплотилась...
Поезд подошел к конечной станции Котласу.
Отсюда пути Александра Александровича и
Бориса должны были разделиться.
Борису подвезло. В отправлявшемся на север
пассажирском самолете оказалось свободное
место, а летчиком там был Борин давний
знакомый, его одноклассник по школе. Он
выхлопотал Борису, как ехавшему по
командировке, бесплатное место в самолете.
И вместо того, чтобы ехать на санях, Борис
полетел на север со скоростью трехсот
километров в час, размышляя об удобстве
завоеваний человеческой техники.
Прошел месяц. Борис
познакомился с милой дружной семьей
Котляровых, которые чем-то очень напомнили
ему Ольгу, о которой он часто вспоминал. В
глуши, в тишине приполярного города ее
образ сделался для Бориса особенно живым и
ярким. У Котляровых всегда было весело,
приветливо и дружно, всегда как-то душевно
тепло. Петр Лаврентьевич Котляров был
инженером и в полярный
город N-ск попал в результате очередной
антирелигиозной кампании в Тульской
области, где он перед тем жил. Мария
Степановна последовала за мужем на север, и
к тому времени, когда срок принудительных
работ, на которые он был осужден, окончился,
она свила в N-скt, маленькое, незаметное,
уютное гнездышко, где ее муж, измученный
тремя годами лагеря, мог отдохнуть и
душевно и телесно.
У них был ребенок, двухлетний Степа, бойкий
и шустрый мальчуган, который очень полюбил
Бориса, забирался к нему на колени, теребил
мягкие Борины волосы и смешно шепелявя,
называл Бориса «доктул Боля». Впрочем «доктором
Борей» нашего героя звал не только
маленький Степа, но за глаза звали его так и
родители Котляровы, и многие его знакомые,
полюбившие тихого, скромного, вдумчивого и
ко всем доброжелательного медика.
О своей встрече с Александром
Александровичем и о возможности его
скорого приезда в город N-ск Борис рассказал
Котляровым при первой же с ними встрече. О
том же, что он догадывается, кто такой
Александр Александрович, он долгое время не
мог собраться сказать, даже познакомившись
с ними короче, потому что они никогда уже не
заводили разговора о старом священнике и
даже невидимому уклонялись от этой темы.
А когда в рождественский сочельник Борис не
пошел на антирелигиозное собрание
устроенное клубом авиаузла, но сказавшись
больным, вечером пришел к Котляровым, они
немного приоткрылись перед ним. У них он
застал нескольких неизвестных ему
старичков и старушек, давних жителей этого
города: слесаря Парамона Ивановича и его
жену Елену Терентьевну, Мишу Водкина с его
отцом Георгием Александровичем, сухим
невысоким старичком военной выправки.
Георгий Александрович тоже только недавно
отбыл срок принудительных работ на
Беломорском канале и был освобожден минус
12. т. е., без права жительства в крупных
центрах. Все собравшиеся
пропели рождественские праздничные
песнопения, которые Боря не знал, но которые
он слышал когда-то в детстве от матери, а
потом от Оли. Окончив пение, Котляровы и их
гости ели пшеничную кутью, сваренную Марией
Степановной, и компот из сушеных ягод и
яблок.
Маленький Степа был тут же. На молитве он
стоял рядом с Борисом, истово крестился при
пении святых слов «Рождество Твое Христе
Боже наш...» и «Дева днесь Пресущественного
рождает...», потом, после молитвы, схватил
своей ручонкой большую Борину руку и
потянул его к столу с кутьей и узваром.
Теплое и светлое, что так любил Борис в
далекой теперь, но всегда ему памятной
Олиной комнате, чего было всегда много и у
Котляровых, особенно властно царило у них
теперь, в этот вечер. Борис всей душой, как
жаждущий воду, пил эту пленительную светлую
тихую радостность.
Когда большинство гостей разошлось, Мария
Степановна сказала Борису:
— Очень рада видеть, что вы —верующий,
Борис Яковлевич. Вера дает такую силу, такую
радость в жизни, которых никто и ничто
победить не в силах.
— Я не знаю. могу ли назвать себя верующим,
— ответил Борис. — Ведь я — комсомольский
выдвиженец. Но я знаю, что Что-то Высокое,
Таинственное есть. Я в детстве очень любил,
когда мама водила меня в церковь, и я там
слушал молитвы. Потом в Москве я очень
подружился с верующей девушкой Ольгой, о
которой я вам рассказывал, и наконец, мне
очень понравился отец Александр, т. е.,
Александр Александрович, который собирался
сюда приехать.
— Так вы знаете, что он — отец Александр, —
тихо сказала Мария Степановна. — Вы не
сказали нам этого...
— Не пришлось как-то, да я точнее сказать и
не знаю. а только догадываюсь, что он — отец
Александр — священник. Я смутно слышал, как
его так называла Ольга, но
когда в вагоне я спросил его, как его лучше
называть, он, по видимому, чтобы лучше
хранить свою тайну, попросил называть его
Александром Александровичем.
— Ну ничего. Главное, раз вы знаете, что он —
священник, мне будет легче сказать вам то,
что мне хотелось вам сказать. Я думаю, что
отец Александр придет к нам завтра вечером
и после завтра будет у нас служить обедню.
Конечно, это все будет сделано негласно.
Если хотите, приходите на службу. А главное,
мы будем просить его совершить святое
таинство миропомазание над Степой. Ведь
Степу мы сами крестили, так как священника
здесь нигде не было. А теперь надо дополнить
это миропомазанием, а то иначе Степа какой-то
неполный христианин. И вот, я хотела вас
просить быть Степиным крестным, ну не
совсем крестным, потому что крестин-то не
будет, но вроде этого — восприемником при
миропомазании, потому что его
восприемником при крещении был брат
Георгия Александровича Водкина, который
умер в прошлом году, а вас Степа так полюбил,
и вы так хорошо к нему относитесь, что я
думаю, ему будет особенно радостно, если вы
примете близкое участие в этом большом для
него деле.
Борис с удовольствием согласился.
На следующий день, в первый день Рождества,
у него, как на зло, было особенно много
пациентов, но на обед он все-таки вырвался и
отправился к Котляровым. Когда после обеда
они сели с Петром Лаврентьевичем в
самодельные, но очень удобные кресла, Борис
попросил Котлярова объяснить ему значение
миропомазания.
— О крещении мне объясняла Ольга и отец
Александр, так что я имею достаточное
представление, а вот о миропомазании они
ничего не говорили.
— Миропомазание есть таинство, — начал
Петр Лаврентьевич, — в котором преподаются
христианам дары Святого Духа. Каковы же
дары Святого Духа говорит нам апостол Павел,
это: любовь, радость, мир, долготерпение,
благость, милосердие, вера, кротость,
воздержание (Гал. 5,22). Вот вы, спасибо вам,
много раз так тепло и сердечно говорили о
нас, нашей семье. И я вам не хвастаясь скажу,
что и здесь и в Москве и в Туле, где мм были
раньше, очень многие говорили нам то же
самое, что около нашего семейного очага
можно отогреться от гнетущего холода
теперешней жизни. И сам я знал и в Москве и в
Туле много таких же семейств, обладавших
этим же светлым теплом в гораздо большей
степени, чем мы. Откуда это тепло?
— Я думаю, что от вашей и Марии Степановны
удивительной внутренней культурности,
вежливости и воспитанности.
— Э, голубчик мой, Борис Яковлевич,
вежливость и воспитанность сами но себе
тепла не дадут. Мне пришлось в Москве жить
среди иностранных инженеров. Вежливости у
них — сколько угодно, но внутри такой мороз,
холод душевный, столько недоверия,
безразличия — потешнее нашей грубости. А
наоборот, в 1922 году, когда кое-где еще
оставались остатки наших монастырей, мне
пришлось прожить среди монахов.
Большинство их было совсем не образованы,
по светски не культурны. И было тогда
довольно голодно, - последствия голода 1920 г.
не были еще изжиты, и власти преследовали. А
как там было радостно, светло, ласково! Эта
светлость и ласковость — плоды даров
Святого Духа, тех самых даров, которые
преподаются в таинстве св. Миропомазания.
Очень хорошо живописует на эту тему наш
светский писатель Леонов в повести «Вор»,
где он выводит верующего христианина
Пчхова в Благушах около Москвы, как
единственного носителя мира и радости
среди взбаламученной, полной тоски,
бессмысленности и муки жизни.
В таинстве Миропомазания дается человеку
Божия благодать на его жизнедеятельность,
чтобы все его труды были одухотворены,
чтобы они совершались во славу Божию, между
тем, как темная диавольская сила все время,
наоборот, стремится всю деятельность
человека, все труды его, нею культуру
противопоставить Богу - заставить
человеческую деятельность совершаться не
во имя Божие, не по Божиему благословению, а
против Бога. Таинство миропомазание и
предохраняет человека от этих происков
диавола, низводя Божие благословение на все
труды человеческие, делает спасительной и
богоугодной каждую честную человеческую
специальность.
Над одной же человеческой специальностью
Таинство Миропомазание совершается даже
дополнительно, еще раз в жизни — это над
православными царями, которых при венчании
на царство помазывают св. миром, чтобы
сделать этот великий сан, великое и
страшное сверхчеловеческое служение не
орудием противоборствующим Богу и
присваивающим себе божеские почести, как
это было в древнем языческом мире и будет
при Антихристе, но орудием Божиего промысла
на земле.
В древности св. Миропомазание совершалось
только епископами, по существу и теперь оно
совершается епископами, потому что св. миро
для его совершения может освятить только
епископ, но помазывать этим миром может и
священник. Обычно в Православной Церкви
совершается св. Миропомазание вместе со св.
Крещением. На Западе же его откладывают до
того времени, пока ребенок не станет более
или менее "сознательным", как будто
менее сознательная деятельность ребенка
менее нуждается в освящении ее Св. Духом.
Борис поблагодарил Петра Лаврентьевича за
эти преподанные ему сведения, и они
расстались.
На следующий день Борис пришел к Котляровым
рано утром, когда приехавший отец Александр
приготовлял во второй комнате — и спальне
Петра Лаврентьевича и Марии Степановны
небольшой столик, который должен был
служить сначала для св. миропомазания, а
потом для божественной Литургии. На столике
отец Александр поставил такой же ящичек,
какой обыкновенно священники берут с собой
на крестины. Но купели теперь не было.
Молитвы и ектении отец Александр читал те
же, что и обычно во время крестин, но только
пропускал все относящееся к воде и менял
все относящееся к крещаемому из будущего
времени в прошедшее.
«О новопросвещенном рабе Божием, младенце
Стефане и о спасении его. Господу помолимся»,
— провозглашал отец Александр.
И Степа трогательно по детски благоговейно
крестился и молился, доверчиво прижавшись к
коленям своего крестного отца — Бориса.
Боря тоже молился, молился о том. чтобы
Великий и Таинственный Дух Святый преподал
этому Степе, но и миллионам других
маленьких Степ, Маш, Вань, Вась, чтобы
коснулся Он этими святыми Своими дарами и
его сердца, научил и его радостной, светлой,
согревающей сердце жизни. И ему казалось,
что о том же молится издалека и ласковая Оля,
которая так подошла бы к этому светлому
миру тут, была бы здесь такой родной — своей.
В конце совершения таинства отец Александр
сказал короткое слово:
— Друзья мои, что такое та печать дара Духа
Святого, которую сейчас Господь сподобил
возложить на чело и перси и руки и ноги раба
Божия, младенца Стефана? Это Божие
благословение на труд и жизнь его. Все мы с
вами имеем великую радость и честь иметь на
себе эту печать. Но все ли мы ею
воспользовались?
Будем помнить, что без нее вся жизнь и
деятельность человека — это построение
Вавилонской башни, не имеющая ни радости, ни
смысла, а с этой печатью жизнь освящена и
осветлена. Будем же строить жизнь светлой и
радостной в Духе Святом, полностью
пользуясь Божиими дарами, которые дает Он
нам щедрой рукой, как любящий Отец.
На Литургию Борис не смог остаться: у него в
этот день должно было быть много пациентов.
Но он узнал позднее, что Степа причащался с
отцом и матерью, и что отец Александр в тот
же день уехал вглубь глухой северной
провинции. Борису казалось, что это святое
Миропомазание было совершено не только над
Стеной, но и над ним. Он чувствовал себя
теперь тесно спаянным с о. Александром, с
Котляровыми, со всей их светлой и дружной
семьей верующих, с малой Христовой Церковью
далекого севера.
ДУХОВНЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО
Нашим подписчикам предлагаются фрагменты книги "Поучения по руководству сказаний о жизни блаженного старца Серафима Саровского, составленные схи-игуменом Серафимом", в которой собраны по темам различные поучения и примеры из жизни преподобного Серафима, имеющие большое наставительное значение. Сегодняшнее поучение - о пользе чтения Слова Божия.
Какую пользу приносит нам чтение Слова Божия
Все мы знаем, что должно
читать слово Божие и поучаться в нем, как
говорит Господь: изследуйте Писания; ибо
вы думаете чрез них иметь жизнь вечную (Ин.
5, 39). Но вот вопрос: есть ли нам какая польза
от чтения слова Божия? Дает ли оно нам какие-нибудь
блага? Оказывает ли какое-либо благотворное
действие на нас? Что сказать на это?
Преподобный Серафим Саровский, как бы
отвечая на вышеизложенные вопросы, говорит
следующее: "Вот я, убогий Серафим, прохожу
Евангелие ежедневно. В понедельник читаю от
Матфея от начала до конца, во вторник — от
Марка, в среду — от Луки, в четверг — от
Иоанна; в последние же дни разделяю Деяния и
Послание Апостольские и ни одного дня не
пропускаю, чтобы не прочитать евангелие и
апостола дневного и святому. Чрез это не
только душа моя, но и самое тело услаждается
и оживотворяется, оттого что я беседую с
Господом, содержу в памяти моей жизнь и
страдания Его, день и ночь славословлю,
хвалю и благодарю Искупителя моего за все
Его милости, изливаемые роду человеческому
и ко мне недостойному" ("Житие о.
Серафима". Собств. Саровской пустыни, стр.
70—71).
В другом месте преподобный продолжает: "От
чтения слова Божия бывает просвещение в
разуме, который от того изменяется
изменением Божественным... Очень полезно
заниматься чтением слова Божия и прочитать
всю Библию разумно. За одно такое
упражнение кроме других добрых дел. Господь
не оставит человека своею милостию и
исполнит его дара разумения. И когда
человек снабдит душу свою словом Божиим,
тогда исполняется разумением того, что есть
добро и что есть зло".
"Чтение слова Божия дает теплоту, которая
производит слезы, от них человек
согревается весь и исполняется духовных
дарований, услаждающих ум и сердце паче
всякого слова" ("Сказание о жизни о.
Серафима". Схимонаха Марка. Изд. 1856 г., стр.
76).
Итак, от чтения слова Божия есть польза, и
польза великая. Оно, как сейчас слышали, не
только душу, но и самое тело услаждает и
оживотворяет; возбуждает чувства
славословия, хвалы и благодарения к Господу,
дает просвещение разуму, низводит на
человека милости Божий и производит и
благодатные слезы. А вследствие этого,
понятно, мы должны прилежно читать слово
Божие и поучаться в нем. И будем читать и
поучаться. Будем читать оное с
благоговением и с молитвою к Богу о
даровании нам благодати разумения; будем
читать с искренним желанием получить от
слова Божия наставление в вере и побуждение
к благочестивой и добродетельной жизни и,
наконец, будет читать со смирением и с
постоянным желанием познавать волю Божию и
поучаться благочестию и добродетели.
О, Господи, аще бы не законъ Твой
поучение мое былъ, тогда убо погибл бых во
смирении моем... Исчезоша очи мои в Слово
Твое..., то мя утеши во
смирении моем... Слово Твое живи мя...
Возрадуюся аз о словесех Твоих, яко обретох
корысть многу (Псал. 118). Аминь.
Ведущий - Егор Холмогоров ( holmogor@ncport.ru
)
Сайт "Церковность" [ www.church.ru
]
Архив рассылки: http://subscribe.ru/archive/religion.churchru
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
|
В избранное | ||