Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Большая советская энциклопедия и К


Вас приветствует автор рассылки Литвинов Александр.

Сегодня выпуск за 9 октября.

МУРАВЬЁВ-АПОСТОЛ Сергей Иванович [28. 9 (9. 10). 1796, Петербург, - 13(25).7.1826, там же], декабрист, подполковник. Род. в семье видного дипломата и писателя, происходившего из старинной дворянской фамилии. Окончил Петерб. ин-т инженеров путей сообщения (1811). Участник Отечеств, войны 1812 и заграничных походов рус. армии 1813- 1814. Один из основателей "Союза спасения", чл. коренной управы "Союза благоденствия". После восстания в гвардейском Семёновском полку, в к-ром M.-А. служил командиром роты, он был переведён командиром батальона в Черниговский пех. полк. В янв. 1822 введён П. И. Пестелем в состав Южного общества декабристов, в к-ром возглавил Васильковскую управу. В сент. 1825 вместе с M. П. Бестужевым-Рюминым присоединил к Юж. обществу Общество соединённых славян. Будучи по своим убеждениям республиканцем и противником крепостничества, M.-А. в 1823- 1825 выдвинул ряд планов вооружённого восстания в армии и с нояб. 1823 разделял мнение Пестеля о необходимости цареубийства. Используя быв. солдат Семёновского полка, переведённых на Украину, развернул революц. пропаганду в войсках. В нач. ноября 1825 назначен третьим директором Юж. об-ва; подготавливал восстание в воинских частях, расположенных на Ю. России. Узнав о поражении декабристов 14 дек. 1825 на Сенатской площади в Петербурге, 29 дек. организовал и возглавил выступление Черниговского полка (см. Черниговского полка восстание). Тяжело раненный, был взят в плен. Повешен в числе пяти руководителей восстания декабристов.

Лит.: Восстание декабристов, т. 4, 6, 8, М.- Л., 1925 - 29; ВадковскпйФ. Ф., Белая Церковь, в кн.: Воспоминания и рассказы деятелей тайных обществ 1820 годов, т. 1, M., 1931; Горбачевский И. И., Записки. Письма, M., 1963; Муравьёв-Апостол M. И-, Воспоминания и пись-ма, П., 1922; Порох И. В., Восстание Черниговского полка, в кн.: Очерки из истории движения декабристов, M., 1954; Л и с е я к о M. M., Повстання Черншвського полку, К., 1956; Медведская Л. А., С. И. Муравьёв-Апостол, [M., 1970].

И. В. Порох.

-------------------

СТАНКЕВИЧ Николай Владимирович [27.9(9.10).1813, с. Удеревка Острожского уезда Воронежской губ.,-25.6(7.7). 1840, Нови-Лигуре, Италия], русский общественный деятель, философ, поэт. Окончил Моск. ун-т (1834), в ун-те находился под влиянием проф. M. T. Каченовского, разделяя взгляды т. н. скептической школы в 'историографии (статья "О причинах возвышения Москвы в 14- 15 вв."). С конца 1831 вокруг С. в Моск. ун-те сложился лит.-филос. кружок. В 1837 больной туберкулёзом С. уехал на лечение за границу. Изучал философию Ф. Шеллинга, И. Канта и И. Фихте; позднее Г. Гегеля и Л. Фейербаха. В философии С. видел средство познания истины и совершенствования жизни - единств, дела, достойного нравств. человека. С 1833 С. находился под полицейским надзором за связь с антиправительств, группой студентов Моск. ун-та во главе с Я. И. Костенецким. Гл. силу историч. прогресса С. видел в просвещении, осн. задачей русской интеллигенции считал пропаганду просветительских идей, гуманизма. Лит. и эстетич. взгляды С. формировались в значит, степени под, воздействием H. И. Надеждина. С. отстаивал принцип подлинной народности, выступал против фальши и пошлости в лит-ре и иск-ве, их назначение видел в служении народу. Поэтич. наследие С. невелико. В стихах он выразил мысли и чувства, характерные для передовой, рус. интеллигенции, искавшей в обстановке политич. реакции пути к познанию и преобразованию жизни. Письма С.- неоценимый источник изучения духовной жизни 30-х гг. С. был человек удивительной цельности, принципиальности и широты взглядов, разносторонне образованный и обладавший даром "открывать чужие таланты". Ему русская лит-pa обязана открытием таланта поэта А. В. Кольцова; он оказал огромное влияние на В. Г. Белинского, T. H. Грановского и И. С. Тургенева. О душевных качествах С. высоко отзывались. H. Г. Чернышевский и H. А. Добролюбов. Соч.: Стихотворения. Трагедия. Проза, M., 1890; Переписка H. В. Станкевича. (1830-1840), M., 1914.

Лит. Герцен А. И., Собр. соч., т. 9, M., 1956, с. 16-18, 39-45; Белинский В. Г., Поли. собр. соч., т. 13, M., 1959 (см. именной указатель); Чернышевский H. Г., Поли. собр. соч., т. 3, M., 1947, с. 197-98, 210-23; Д о б р о л юбов H. A., H. В. Станкевич, Собр. соч., T. 2, М.- Л., 1962; Манн Ю. В., Русская философская эстетика (1820-1830 гг.), M., 1969. Л. И. Насонкина.

-----------------

РЁРИХ, Рерих Николай Константинович [27.9(9.10).1874, Петербург,-13.12. 1947, Нагар, долина Кулу, шт. Пенджаб, Индия], русский живописец, археолог, путешественник, общественный деятель. Учился в Петербурге в АХ (1893-97) у А. И. Куинджи и одновременно на юрид. ф-те в ун-те (окончил в 1898), прослушал курс ист.-филологич. ф-та. Совершенствовался в живописи в студии Ф. Кормона в Париже (1900-01). Секретарь Об-ва поощрения художеств (с 1901) и директор Рисовальной школы при нём (1906-18). Действит. чл. петерб. АХ (с 1909). Чл. объединения Мир искусства (председатель в 1910-19). С кон. 1890-х гг. характер творчества Р. во многом определяли его занятия археологией и интерес к языческой слав, и сканд. старине. Истоки художеств, метода Р.- постижение истории в неразрывной связи с вечной природой - ощутимы уже в его ранней работе "Гонец" ("Восста род на род"; 1897, Третьяковская гал.), открывающей цикл "Начало Руси. Славяне". В дальнейшем сюжетная конкретность ранних произв. ("Заморские гости", 1901; "Город строят", 1902; оба в Третьяковской гал.) сменяется стремлением Р. осмыслить прошлое в его символич. созвучии с современностью, представить осн. вехи в истории человечества как цепь многократных мировых катаклизмов, как эпизоды некой единой "космической" эволюции ("Небесный бой", илл. см. т. 19, табл. XII, стр. 208-209;"3намение", 1915, Одесский художеств, музей). Зрелой (с сер. 1910-х гг.) манере Р., впитавшей влияние позднего Куинджи (преобладание пейзажных мотивов, световые эффекты), воздействие ".модерна" (плоскостная орнаментальность, декоративная стилизация), а также визант. и др.-рус. иск-ва (застылость форм, иератичность стаффажных фигур), присущи усиление черт символизма, напряжённая эмоциональность образов, лапидарность выразит, средств - чёткость, контурность рисунка, контрастность локальных ярких тонов (с 1906 Р. писал темперой; с 20-х гг.- преим. синтетич. красками). К 1910-м гг. также относятся работы Р. в области театрально-декорационной живописи (оформление балета "Весна священная" И. Ф. Стравинского, 1913, оперы "Князь Игорь" А. П. Бородина, 1914,- в Русских сезонах С. П. Дягилева) и монументального иск-ва (эскизы для церковных росписей и мозаик, напр, в церкви св. Духа в Талашкине, 1914, а также для майоликовых фризов и живописных панно в частных особняках).

С 1918 Р. жил за рубежом (в нач. 20-х гг. в основном - в США; с 1923 с перерывами, а с 1936 постоянно - в Индии). Совершил 2 большие экспедиции (1924-28 и 1934-35) по Центр, и Вост. Азии. Особенно ценна по собранным археол. и этногр. материалам была 1-я экспедиция (совм. с женой Е. И. Рерих и сыном Ю. Н. Рерихом), дважды пересекшая Центр. Азию из Индии в Сибирь (через Сикким, Кашмир, Гималаи, Каракорум, Таримскую впадину, Джунгарию к оз. Зайсан и Омску) и из Монголии в Индию (через Цайдам, Тибет и Гималаи). Во время пребывания в СССР (1926) посетил Москву, а также Алтай. Центром изучения археол. и этногр. материалов в 1929-42 являлся Ин-т гималайских исследований ("Урусвати"), осн. Р. в Нагаре совм. с сыном Ю. Н. Рерихом. Для живописи Р. 20-40-х гг. (монгольская, тибетская, гималайская серии горных пейзажей, символич. композиции) характерны эпич. звучание, величественность и романтич. приподнятость образов, впечатляющая острота и вместе с тем ясность форм, особое богатство цветовых эффектов ("Гуга Чохан", 1931, Третьяковская гал.; "Знаки Гэсера", 1940, "Гималаи. Нанда-Деви", 1941, "Тибет. Монастырь", 1942, "Помни", 1945, все 4 произв.- в Рус. музее). Нек-рым работам Р. этого периода присущ усложнённый, нередко претенциозный аллегоризм замысла (что обязано своеобразному мировоззрению Р. с его близостью к буддийской философии, его утопич. надеждам на глобально-мессианскую роль иск-ва).

С 20-х гг. Р. вёл обширную просветит, деятельность по привлечению мировой общественности к делу охраны памятников культуры (на основе выдвинутого им т. н. Пакта Р. в 1954 в Гааге был подписан Заключит, акт Междунар. конвенции по защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта, ратифицированный мн. странами, в т. ч. и СССР). Известны патриотич. выступления Р. во время Великой Отечеств, войны 1941-45. Значителен вклад Р. в культурное сближение сов. и инд. народов. Болезнь не дала Р. возможности вернуться на Родину. Более 400 произв., исполненных им в Индии, было передано в музеи СССР.

Соч.: Письмена, М., 1974; Из литературного наследия, М., 1974; Алтай - Гималаи, М., 1974.

Лит.: Рерих, П., 1916; Князева В. П., Н. К. Рерих, 1874-1947, Л.- М., 1963; её ж е, Н. Рерих, М., 1968; Беликов П., Князева В., Рерих, М., 1972; Полякова Е., Н. Рерих, [М.], 1973.

В. А. Марков.

-------------------

АРТОБОЛЕВСКИЙ Иван Иванович [р. 26.9(9.10). 1905, Москва], советский учёный в области теории машин и механизмов, акад. АН СССР (1946; чл.-корр. 1939), Герой Социалистического Труда (1969). В 1926 окончил Моск. с.-х. академию им. К. А. Тимирязева. С 1927 преподаёт в вузах Москвы; в 1932-49 проф. МГУ, с 1942 проф. Моск. авиац. ин-та. С 1937 работает в Ин-те машиноведения. А. разработал классификацию пространств. механизмов и дал методы их кинематич. анализа; написал первую в СССР монографию по пространств. механизмам ("Теория пространственных механизмов", 1937). Создал методы кинематич. анализа сложных многозвенных механизмов (1939). Работает над проблемами теоретич. и эксперимент. методов изучения динамики рабочих машин. С 1947 зам. пред., с 1966 пред. Всесоюзногооб-ва "Знание". Деп. Верховного Совета СССР 7-го созыва. В 1946 АН СССР присудила А. премию им. П. Л. Чебышева, в 1959 Всемирный Совет Мира - серебряную медаль им. Жолио-Кюри, в 1966 Чехословацкая АН - серебряную медаль " За заслуги в развитии науки и общества", в 1967 Ин-т инженеров-механиков (Англия) - междунар. золотую медаль им. Дж. Уатта. Награждён 3 орденами Ленина, 2 др. орденами, а также медалями. Лит.: Академик И. И. Артоболевский. [Библиография], М., 1965.

-----------------

БРЮСОВ Валерий Яковлевич [1(13). 12. 1873, Москва,- 9. 10. 1924, там же], русский советский писатель. Род. в зажиточной купеческой семье. Свой литературный дебют-три сбка "Русские символисты" (1894-95) Б. рассматривал как "сознательный подбор" образцов зап. поэзии (стихи в духе П. Верлена, С. Малларме и др. ). В последних книгах "Chefs d'Oeu-vre" ("Шедевры", 1895) и "Me eum esse" ("Это - я", 1897) уже намечаются мотивы зрелой поэзии Б. - урбанизм, интерес к науке и истории. Кн. "Tertia Vigilia" ("Третья стража", 1900) знаменует начало творч. зрелости Б. В ней, как и в последней кн. "Urbi et Orbi" ("Городу и миру", 1903), отчётливо видны характерные черты поэзии Б. - скульптурная выпуклость и завершённость образов, чёткость композиции, волевая интонация, ораторский пафос. Поэт предвидит неизбежность революции, угадывает её движущую силу - пролетариат (поэма "Замкнутые", 1900-01, стихотворения "Ночь", 1902, "Каменщик", 1901). С нач. 20 в. Б. становится лидером символизма, ведёт большую организаторскую работу, руководит изд-вом "Скорпион", редактирует журн. "Весы*. Но философскообществ. позиции Б., его рационалистич. поэтика противоречили неоплатонической теории и художеств, практике рус. символизма. Книга стихов "Stecpcrvog" ("Венок", 1906) - вершина дооктябрьской поэзии Б. Высокий взлёт романтич. лирики, великолепные историкомифологич. циклы сочетаются в ней с образцами революц. поэзии (цикл "Современность"). Б. клеймит либералов, ликующих по поводу Манифеста 17 окт. ("Довольным", 18 окт. 1905), славит революцию ("Знакомая песнь", авг. 1905, "Кинжал", 1904), верит в торжество идеалов свободы, равенства и братства ("К счастливым", 1904-05). Но задачей революции он считал лишь беспощадное уничтожение старого ("Грядущие гунны", 1905, "Лик Медузы", окт. 1905) и с этих максималистских позиций критикует большевиков (в стих. "Близким", 30 июля 1905). В. И. Ленин, процитировав строку из этого стихотворения: "Ломать я буду с вами, строить - нет1", назвал Б. "поэтом-анархистом" (см. Поли. собр. соч., 5 изд., т. 14, с. 288, прим. ). Б. полемизировал также со статьёй В. И. Ленина "Партийная организация и партийная литература" (1905), утверждая, что субъективно честный художник может быть независимым от бурж. общества. В годы реакции Б. продолжает верить в конечное торжество революции, прославляет творч. разум и отвагу человека. Но в книгах стихов "Все напевы" (1909), "Зеркало теней" (1912), а также "Семь цветов радуги" (1916) наряду с жизнеутверждающими мотивами всё чаще звучат ноты усталости, встречаются перепевы прежнего, самоцельные формальные поиски. В этот же период опубл. историч. романы "Огненный ангел" (1908) и "Алтарь победы" (1913), сб-ки рассказов н драматич. сцен "Земная ось" (1907), "Ночи и дни" (1913), сб. статей "Далёкие и близкие" (1912). Во время 1-й мировой войны Б. сотрудничает с М. Горьким. Изучает историю и лит-ру Армении, переводит стихи арм. поэтов (впоследствии Б. было присвоено звание нар. поэта Армении). Октябрьскую революцию поэт принял безоговорочно. В 1920 он вступил в ряды Коммунистич. партии. Работал в Наркомпросе, в Госиздате, заведовал Книжной палатой, вёл ряд курсов в Моск. ун-те и в организованном им в 1921 Высшем лит. -художеств, ин-те (впоследствии ВЛХИ им. В. Я. Брюсова). Опубл. книги стихов "Последние мечты" (1920), чВ такие дни" (1921), ч Миг" (1922), "Дали" (1922), чМеа!" ("Спеши!", 1924). Вошедшие в них стихи о революции, стихи на смерть В. И. Ленина позволяют видеть в Б. одного из первых советских поэтов. В двух последних книгах есть интересные образцы науч. поэзии. Но в целом послеоктябрьская поэзия Б. представляет собой упорные и далеко не во всём удачные поиски новых форм для выражения нового содержания. Поэт и прозаик, драматург и переводчик, критик и теоретик стиха, историк и литературовед, Б. сыграл важную роль в развитии рус. поэзии. Вместе с А. Блоком он подготовил почву для поэтич. деятельности многих сов. поэтов. Портрет стр. 69 С о ч. : Поли. собр. соч. и переводов, т. 1-4f 12, 13, 15, 21, СПБ, 1913-14; Избр. произв., т. 1-3, М., 1926; Дневники 1891-1910, М., 1927; Избр. стихи. [Вступ. ст. и примеч. " И. Поступальского], М., 1933; Неизданная проза. Юпитер поверженный и фрагменты других исторических рассказов, М. - Л., 1934; Избр. соч. [Вступ. ст. А. Мясникова], т. 1-2, М., 1955. Лит-: Горький М-, Письма В. Я- Брюсову, Собр. соч., т. 28, 29, М., 1954-55; Луначарский А. В., Брюсов и революция, в его кн. : Русская литература, М., 1947; Максимов Д. Е., Поэзия Валерия Брюсова, Л., 1940; Валерию Брюсову. Сб., посвященный 50-летию со дня рождения поэта, М., 1924; Михайловский Б. В., В. Я. Брюсов, в кн. : История русской советской литературы, т. 1, 2 изд., М., 1967; Максимов Д., Брюсов. "Поэзия и позиция", Л., 1969; История русской литературы конца XIX - начала XX века. Библиография, указатель, под ред. К. Д. Муратовой, М. - Л., 1963. А. Г. Громова.

-------------------------

АБАШИДЗЕ Василий (Васо) Алексеевич [22.11(4.12).1854, Душети,-9.10.1926, Тбилиси], грузинский актёр, нар. арт. Республики (1922), один из основоположников реалистич. направления в нац. актёрском иск-ве. С 1874 участвовал в любительских спектаклях. В 1879 вступил в Тифлисскую груз, драматическую труппу. Был ярким характерным и комедийным актёром. Славился исполнением ролей в водевилях. Роли: Карапет, Саркис Богданыч Скупой и Тяжба Г. Эристави), Геурк Затмение солнца в Грузии Антонова), Аветик Иные нынче времена Цагарели), Зимзимов Пэпо Сундукяна), Фамусов Горе от ума Грибоедова), Хлестаков, Городничий Ревизор Гоголя), Мурза-вецкий Волки и овцы Островского), Скапеп Проделки Скапена Мольера) и др. Был автором нескольких пьес, режиссёром, основателем (1885) и редактором первого в Грузии театр, журн. Театри. Имя А. присвоено Тбилисскому груз, театру муз. комедии.

-------------

БАРТУ (Barthou) Луи (25.8.1862, Олорон-Сент-Мари,-9.10.1934), французский гос. деятель. Адвокат. С 1889 деп. парламента; примыкал к правым бурж. партиям-сначала к партии прогрессистов, а с 1902-Демократич. альянсу. С 1894 неоднократно занимал министерские посты. В марте-дек. 1913 премьер-министр; провёл закон об увеличении срока воен. службы до 3 лет. Выступал за укрепление Антанты. Возглавлял франц. делегацию на Генуэзской конференции 1922. В 1922-26 пред. Репарационной комиссии; настаивал на выполнении Германией постановлений Версальского мирного договора 1919. В 1922-24, 1926-29 мин. юстиции. После установления фаш. диктатуры в Германии (1933) и усиления воен. угрозы Б., исходя из интересов укрепления безопасности Франции, стал активным сторонником франко-советского сотрудничества. Будучи мин. иностр. дел (февр.-окт. 1934), Б. выдвинул проект "Восточного пакта", был одним из инициаторов приглашения СССР в Лигу Наций. В 1934 посетил СССР. Деятельность Б. способствовала заключению в последующем (1935) советско-французского договора о взаимной помощи. 9 окт. 1934 в Марселе Б. и югосл. король Александр I были убиты хорв. террористом-агентом герм, и итал. разведок. Б-чл. Франц. академии (1918), автор исследований о Д. Дидро, А. Ламартине, О. Мирабо, III. Бодлере, В. Гюго и др.

Лит.: Дюрозель Ж. Б., Луи Барту и франко-советское сближение в 1934, в сб.: Французский ежегодник. 1961, М., 1962; Aubert О., L. Barthou, P., 1935.

-------------------

АНТУАН (Antoine) Андре (31.1.1858, Лимож,-9.10.1943, Пулиген), французский режиссёр, актёр, теоретик театра. Работая клерком в Газовом об-ве в Париже, сблизился с одним из любительских театр. кружков (т. н. Гальским кружком) и на его основе в 1887 организовал Свободный театр, в к-ром работал до 1894. В 1897 создал Театр Антуана и руководил им до 1906; в 1906-14 директор театра "Одеон". После 1914 отошёл от практич. деятельности в театре, работал в области театр. критики и в кино. Создавая Свободный театр, А. выступил против мелодрамы, мещанской драматургии. Горячий поклонник и пропагандист эстетич. принципов Э. Золя, А. считал, что театр должен правдиво показывать жизнь, ставил пьесы, в к-рых действовали крестьяне, мелкие буржуа, рабочие. Заслугой А. являлась и пропаганда передовой иностр. драматургии. Он впервые во Франции поставил "Власть тьмы" Л. Толстого (1888), "Привидения" (1890) и "Дикую утку" (1891) Ибсена, "Нахлебник" Тургенева (1890), "Ткачи" Гауптмана (1893) и др. А. добивался от актёров естественности, простоты исполнения, ратовал за постоянный состав труппы, за спаянный актёрский ансамбль. Постановки А. отличались смелыми для своего времени естественными мизансценами, каждый персонаж спектакля был наделён индивидуальным характером, имел определённую сценич. задачу. А. применял разнообразные постановочные средства, помогающие создавать жизненно-достоверную атмосферу на сцене. Воспоминания А. о Свободном театре, о Театре Антуана и "Одеоне" - один из ценных документов по истории французского театра конца 19 - нач. 20 вв., в них изложены его взгляды на театр. иск-во и драматургию. В 1897 А. с группой артистов Свободного театра гастролировал в странах Европы, в т. ч. в России (Петербург, Москва, Киев, Одесса).

Соч.: Mes souvenirs sur le Theatre Libre, P., 1921; Mes souvenirs sur le Theatre Antoine et sur I'Odeon, P., 1928; рус. сокращ. пер.- Дневники директора театра, общ. ред. А. А. Гвоздева, М.- Л., 1939.

Лит.: Мовшенсон А., Вступ. статья, в кн.: Антуан А., Дневники директора театра, сокращ. пер. с франц., М.- Л., 1939; Гвоздев А. А., Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX столетий. Очерки, М.- Л., 1939; Kovatchevitch М., La vie, 1'oeuv-re, 1'influence et le prestige de Andre Antoine..., Clermon-Ferrand - P., 1941.

---------------

АСТАХОВ Фёдор Алексеевич [27.1(8.2). 1892, дер. Дедовские Выселки Московской губ.,-9.10.1966, Москва], маршал авиации (1944). Чл. КПСС с 1931. Родился в семье рабочего. Окончил Севастопольскую школу воен. лётчиков (1916). В Сов. Армии с 1918, участвовал в Гражд. войне на Вост. фронте, будучи лётчиком, командиром авиаотряда, нач. авиации 5-й армии, нач. ВВС Сибири. Окончил Высшие академич. курсы (1923) и курсы усовершенствования высш. комсостава (1929), занимал ряд ответств. командных должностей. В нач. Великой Отечеств. войны командовал ВВС Юго-Зап. фронта, с мая 1942 нач. Гл. управления Гражданского воздушного флота (ГВФ) и зам. командующего ВВС, с авг. 1943 нач. Гл. управления ГВФ и зам. командующего авиацией дальнего действия, с дек. 1944 по дек. 1947 нач. Гл. управления ГВФ. В 1947-50 в Мин-ве вооруж. сил. С 1950 в отставке по болезни. Награждён 2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й степени, Кутузова 1-й степ., Красной Звезды, а также медалями.


В избранное