Вас приветствует автор рассылки Литвинов Александр.
Сегодня выпуск за 10 октября.
БОЛИНГБРОК (Bolingbroke) Генри Сент-Джон (10.10.1678, Лондон,-12.12. 1751, Бэттерси), виконт, английский гос. деятель и публицист. Один из лидеров тори. В 170^-08 воен. мин., в 1710-14 мин. иностр. дел. Способствовал заключению Утрехтского мира 1713, завершившего войну за Исп. наследство. В 1714 возглавлял кабинет. В 1715, обвинённый в подготовке заговора
в пользу династии Стюартов, бежал во Францию. После возвращения (1723) на родину получил известность как публицист. Его "Письма об изучении и пользе истории" (1735-36) содержат критику религ. верований с позиций деизма. Памфлет "Идеал короля патриота" (1749) показывает Б. как сторонника "просвещённой монархии", опирающейся на аристократию. Произведения Б., отличающиеся изяществом стиля, оказали влияние на лит-ру англ. Просвещения.
ВАТТО (Watteau) Антуан (Жан Антуан) (крещён 10.10.1684, Валансьенн, франц. Фландрия,-18.7.1721, Ножан-сюр-Марн, близ Парижа), французский живописец и рисовальщик. Сын кровельщика. Ок. 1702 приехал в Париж, в юности работал как копиист. Сближение с живописцами К. Жилло и позднее с К. Одра-ном способствовало развитию интереса В. к театру и декоративному иск-ву. В Люксембургском дворце В. изучал картины П. П.
Рубенса, чьё наследие на рубеже 17-18 вв. способствовало освобождению франц. художеств, школы от догм академизма, насаждавшихся в 17 в. Ш. Лебреном. В 1717 В. получил звание академика за большую картину "Паломничество на остров Киферу" (Лувр, Париж). В 1719-20 посетил Англию.
Творч. устремления В. положили начало новому этапу в развитии франц. живописи, графики и декоративного нск-ва. Ещё с ранних лет, следуя характерным мотивам жанровой живописи 17 в., В. обращался к изображению современной
ему жизни ("Бивак", Музей изобразит, иск-в им. А. С. Пушкина, Москва; "Савояр с сурком", 1716, Эрмитаж, Ленинград), в к-рое вносил особую интимность и лирич. взволнованность. В зрелую пору сложились особые, связанные общим содержанием типы сюжетов - театральные сцены и "галантные празднества". Важную роль в творч. методе В. играло поэ-тич. воображение; внутр. жизнь его персонажей раскрывается в особой сфере влечения в мир мечты, причудливо переплетающегося с обращением к лирич.
отзывчивости зрителя. В. впервые воссоздал в иск-ве мир тончайших душевных состояний, нередко окрашенных иронией и горечью, порождённых ощущением несоответствия мечты и реальности. Персонажи картин В.- постоянно повторяющиеся типы, но за их галантной игрой, под маской актёра кроется бесконечное многообразие оттенков поэтич. чувства. В лирич. сценах В., чаще всего представляющих группы фигур на лоне природы, тончайшим градациям чувств созвучна эмоциональность пейзажа. Группы и персонажи многофигурных сцен развивают
в различных вариациях общую лирич. тему. Певучесть и прихотливость композиц. ритма проявляется в тонко уловленных движениях и жестах. Богатство эмоциональных оттенков воплотилось в изысканной нежности цветовых сочетаний, трепетной игре красочных нюансов, вибрирующих, изменчивых мазков.
Расцвет творчества В. был непродолжителен. На протяжении меньше чем десятилетия возникли картины "Венецианский праздник" (Нац. галерея Шотландии, Эдинбург), "Праздник любви" и "Общество в парке"
(Карт, гал., Дрезден), "Радости жизни" (собр. Уоллес,. Лондон), "Жиль" (Лувр, Париж), "Мецетен" (Метрополитен-музей, Нью-Йорк), "Вывеска лавки Э. Ф. Жерсена" (Карт, гал., Берлин-Далем). В. не датировал свои картины, но, очевидно, его живопись эволюционировала от сравнительно тёмной гаммы ранних сцен солдатской жизни (ок. 1709 и позже) к просветлённому золотистому колориту "Паломничества на остров Киферу" (1717), а в последние годы - к большей тонкости письма,
лёгкости лессировок и пластич. определённости форм ("Вывеска Жерсена", 1720).
Поэтич. очарование отличает и рисунки В., выполненные обычно сангиной либо в три цвета (итал. карандаш, сангина, мел) и свидетельствующие о его острой наблюдательности и глубоком изучении натуры. В рисунках запечатлены разнообразные типы франц. общества, переданы тончайшие оттенки эмоций; лёгкие штрихи и волнистые линии воссоздают нюансы пластич. формы, движение света, впечатление воздушной среды.
Творчество
В. открыло новые пути к художеств, познанию совр. жизни, к обострённому восприятию лирич. настроений и поэзии природы; по своему содержанию оно шире и богаче иск-ва рококо, в развитии к-рого наследие В. (особенно его орнаментальные панно) сыграло важную роль.
Лит.: Алпатов М. В., Ватто, в его кн.: Этюды по истории западноевропейского искусства, 2 изд., М., 1963; Чегодаев А. Д., Антуан Ватто, М., 1963; Немилова И. С., Ватто и его произведения в Эрмитаже, Л., 1964; Adhemar H., Watteau, sa vie-son ceuvre,
P., 1950; Parker К. Т., Mathey J., Antoine Watteau. Catalogue complet de son ceuvre dessine, v. 1-2, P., 1957. О. К. Золотов.
------------------
КАВЕНДИШ (Cavendish) Генри (10.10. 1731, Ницца,- 24.2.1810, Лондон), английский физик и химик, чл. Лондонского королевского об-ва (с 1760). Окончил Кембриджский ун-т (1753). Осн. труды К. относятся к химии газов и различным разделам экспериментальной физики. Разработал методику собирания, очистки и изучения газов, с помощью к-рой в 1766 ему удалось получить
в чистом виде водород и углекислый газ, установить их удельный вес и др. свойства. Определил состав воздуха (1781). Сжигая водород, установил хим. состав воды (1784). С помощью электрич. искры получил окислы азота и исследовал их свойства (1785). Большинство работ К. в области теплоты и электричества были опубликованы лишь через много лет после его смерти (труды по электричеству - в 1879, собр. трудов-в 1921). К. ввёл в науку понятие электрич. потенциала, исследовал зависимость ёмкости электрич. конденсатора
от среды, изучал взаимодействие электрич. зарядов, предвосхитив закон Ш. Кулона. Впервые сформулировал понятие теплоёмкости. В 1798 методом крутильных весов определил среднюю плотность земного шара. К. был очень богатым человеком и до конца жизни работал в собств. лаборатории. Именем К. названа организованная в 1871 физ. лаборатория в Кембриджском ун-те.
Соч.: The scientific papers, v. 1 - 2, Camb., 1921.
Лит.: Wilson G., The life of Honourable Henry Cavendish, L., 1851; Berry A. J.,
Henry Cavendish. His life and scientific work, L., 1960.
----------------
БЁЙС-БАЛЛОТ (Buys Ballot) Христофор Хенрик Дидерик (10.10.1817, Клутинге,-3.2.1890, Утрехт), голландский метеоролог. С 1854 директор Метеорологич. ин-та в Утрехте. В 1854 составил синоптич. карты ветров. В 1857 эмпирически установил закон ветров, согласно к-рому в Сев. полушарии ветер отклоняется вправо, а в Юж.- влево от градиента приблизительно на 60. Проф. Утрехт, ун-та (с 1870).
Соч.: Eenige regeln voor te
wachten van weersveranderingen in Nederland, Utrecht, 1860; Das Aeroklinoscop, "Zeitschrift der Osterreichischen Gesellschaft fur Meteorologies, 1868, Bd 3.
--------------------
ИЗАБЕЛЛА II (Isabel) (10.10.1830, Мадрид,-9.4.1904, Париж), испанская королева в 1833-68, дочь Фердинанда VII. До объявления И. II совершеннолетней (1843) Испанией правили регенты (в 1833-40 - мать И. II Мария Кристина; в 1840-43 - ген. Эспартеро). После 1843 - период господства придворной клики - камарильи. С началом
Испанской революции 1868-74 И. II бежала во Францию (30 сент. 1868).
------------------
БАРДОШИ (Bardossy) Ласло (10.10.1890, Будапешт,-10.1.1946, там же), венгерский политический деятель. Дипломат. В 1924-31 руководитель Отдела печати МИД Венгрии, в 1931-34 советник венг. посольства в Лондоне. В 1934-41 посол в Румынии. В февр. 1941 - марте 1942 мин. иностр. дел, одновременно с 4 апр. 1941 до 9 марта 1942 премьер-мин., пред. правительств. Венг. партии жизни. Правительство Б. порвало 23 июня 1941
дипломатич. отношения с СССР и 27 июня объявило войну СССР, став соучастником агрессии фаш. Германии. С 1943 Б. пред. фаш. Объединённой христианской нац. лиги. Сотрудничал с нилашистамии нем. оккупантами. Пытался объединить все фаш. течения в Венгрии. Как воен. преступник, Б. в 1945 был арестован и по приговору будапештского нар. суда казнён.
---------------------
КАЗЕЙ Марат (10.10.1929, дер. Стань-ково Дзержинского р-на Минской обл.,- 11.5.1944, дер. Хоромецкое Узденского р-на Минской обл.), пионер,
участник партиз. движения в Белоруссии в годы Великой Отечеств, войны 1941-45, Герой Сов. Союза (8.5.1965). В нояб. 1942 вступил в партиз. отряд им. 25-летия Октября; затем-разведчик штаба партиз. бригады им. К. К. Рокоссовского. Будучи в разведке, окружённый фашистами подорвал себя гранатой. Награждён орденом Отечеств, войны 1-й степени, медалями "За отвагу" и "За боевые заслуги". В Минске на средства, собранные белорусскими пионерами, установлен памятник К. (1958).
Лит.: Пионеры-герои,
3 изд. [Сб.], Минск, 1972.
--------------------
ГИРКЕ (Gierke) OTTO фон (11.1.1841, Штеттин,-10.10.1921, Берлин), немецкий правовед. Проф. Бреславльского (с 1872), Гейдельбергского (с 1884), Берлинского (с 1887) ун-тов. Последователь исторической школы права, представитель националистического направления германистов . Исходный пункт воззрений Г.- понятие герм, товарищества или общины, к-рое он противопоставлял индивидууму - основе бурж. либерализма 19 в. Истинно герм, право, органически рождающееся
в недрах товариществ и характеризующееся духом общности, подчинением личности целому и т. п., Г. считал более высокой ступенью по сравнению с бурж. правовыми системами, основанными на римском праве и принципах естественного права. Собранный Г. большой фактич. материал по истории герм, гос-ва и права в значит, мере обесценивается его реакционно-на-ционалистич. концепцией, воспринятой впоследствии фаш. идеологией.
Соч.: Das deutsche Genossenschaftsrecht, Bd 1-4, В., 1868-1913; Deutsches Privatrecht,
Bd 1-3, Lpz.- Munch., 1895-1917.
В. А. Туманов.
-------------------
БИРЮКОВ Павел Иванович [3(15).11. 1860, с. Ивановское Костромской губ.,-10.10.1931, Женева], русский писатель, обществ, деятель. В 1884 познакомился с Л. Н. Толстым и стал пропагандистом его религ. учения. Принимал участие в изд-ве "Посредник". Выступал в защиту духоборов. С 1898 (с перерывами) жил за границей. В Женеве встречался с В. И. Лениным, к-рый бывал в доме Б. С 1906 печатал материалы о Толстом. Монумент,
труд Б. "Биография Льва Николаевича Толстого" (т. 1-4, 1922-23) - первый опыт подробной биографии великого писателя; в своей работе Б. пользовался советами самого Толстого.
Лит.: Толстой Л. Н., Поли. собр. соч., т. 63, М.- Л., 1934, с. 227 - 30.
На этом пока всё.
Хочется,
также, узнать Ваше личное мнение и мнение людей из Вашего круга по
поводу ведения, объёма и материала данной рассылки. Что Вы хотели бы
увидеть в рассылке? Что Вас не устраивает? Все материалы, пожелания,
замечания, дополнения высылайте на e-mail AlexLitvinov2007@yandex.ru
или в блог с одноимённым названием.