Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Удивительный мир для любознательных" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Большая советская энциклопедия и К
Вас приветствует автор рассылки Литвинов Александр. Сегодня начнём разговаривать о религии в БСЭ-3. РЕЛИГИЯ (от лат. rcligio - благочестие, набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфич. действия (культ), к-рые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, "священного", т. е. той или иной разновидности сверхъестественного. По своему существу Р. является одним из видов идеалистич. мировоззрения, противостоящего
научному. Гл. признак Р.- вера в сверхъестественное, но это не значит, что Р. и есть отношение, связывающее человека с богом, как её определяют обычно теологи. "... Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни,- отражением, в котором земные силы принимают форму неземных" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 328). В Р. человека порабощают продукты его собств. воображения.
Р. представляет собой не только специфич. форму обществ. сознания, но и выполняет функцию регулятора обществ. поведения. ----------------------------- КУЛЬТ религиозный (лат. cultus - почитание, поклонение, от colo - возделываю, почитаю), религиозное почитание к.-л. предметов, реальных
или фантастич. существ, наделяемых сверхъ-естеств. свойствами. В широком смысле - исторически сложившийся тип религ. отношений. Составными элементами К. являются религ.-магич. действия (обряды, молитвы) и относящиеся к ним предметы (священные изображения, храмы, святилища и пр.). С этими внешними действиями и материальными принадлежностями К. неразрывно связаны более или менее расчленённые системы религ. верований, чувств, а также соответствующих социальных ролей и отношений (жречество, церк. организация). В
более узком смысле под К. понимают только те религ. отношения, к-рые связаны с верой в высшие, сверхъестеств. существа и направлены на их умилостивление; в таком случае в понятие К. не включаются магические (колдование) обряды (см. Магия) и обряды заклинания духов (экзоркизм). ---------------------------------- МАГИЯ
(лат. magia, от греч. mageia), колдовство, чародейство, волшебство, обряды, связанные с верой в способность человека сверхъестественным путём воздействовать на людей, животных, явления природы, а также на воображаемых духов и богов. М., как и др. явления первобытной религии, возникла в древнейшую эпоху, когда человек был бессилен в борьбе с природой. Магич. обряды, распространённые у всех народов мира, чрезвычайно разнообразны. Общеизвестны, напр., "порча" или "лечение" заговорённым питьём,
обрядовое обмывание, помазание священным маслом, ношение талисманов и пр. Широко были распространены магич. обряды при начале пахоты, сева, уборки урожая, для вызывания дождя, для обеспечения удачи на охоте, войне и т. д. Нередко магич. обряды сочетают в себе неск. видов магич. приёмов, в т. ч. заклинание (заговор). Происхождение каждого из видов М. тесно связано с конкретными условиями практич. деятельности людей. В классовом обществе магич. обряды отступают на второй план перед более сложными формами религии,
с молитвами и умилостивительным культом высших богов. Однако и здесь М. сохраняется как важная составная часть многих обрядов всякой религии, не исключая и самых сложных - христианства, ислама, буддизма и др. Так, в христианстве важную роль играют магич. обряды (миропомазание, соборование, паломничество к "святым" целебным источникам и др.), М. погоды и плодородия (мллебны о дожде, благословение урожая и др.). -------------------------------- ОККУЛЬТИЗМ (от лат. occultus - тайный, сокровенный), общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, недоступных для обычного человеческого опыта, но доступных для "посвящённых", прошедших через особую инициацию и спец. психич. тренировку. При этом цель ритуала посвящения, нередко связанного с психич.
потрясениями, переживанием смерти и "нового рождения", усматривается в достижении "высшей ступени" сознания и нового видения мира, открывающего доступ к т. н. "тайным знаниям" - воздействию или контролю над скрытыми силами природы и человека. В филос. плане О. ближе всего к гилозоизму и пантеизму, рассматривающим мир как некий одухотворённый организм, все силы к-рого находятся в непрестанном динамич. взаимодействии. Объём и содержание понятия О., как и его роль, изменялись на протяжении
истории; на разных этапах развития культуры он вступал в сложные взаимоотношения с наукой, философией, религией, иск-вом. Ряд явлений, прежде считавшихся чисто оккультными (напр., магнетизм в эпоху Возрождения, гравитация в астрологии, гипнотизм в 18 в.), позднее отошли в сферу науки. О. представляет интерес для историч. психологии и психопатологии, часто отражая такие стороны древнего мировоззрения, к-рые не находят отражения в к.-л. др. источниках. Собрания гороскопов оказались ценным источником для исследования
экономич. и политич. истории. Особый интерес изучение О. имеет для ранней истории естеств. наук и медицины; оккультные учения о всеобщих скрытых связях явлений и о человеке как микрокосме сыграли в 14-16 вв. видную роль в развитии наблюдательных и экспериментальных методов. Однако большая часть т. н. оккультных явлений отвергается наукой, как не находящая ce6e, места в совр. науч. картине мира. Антагонизм О. и науки связан и с тем, что О. основан на нерасчленённом и иррациональном типе мышления, восходящем к
древнему анимизму и магии, не допускающем разделения объективной и субъективной сферы. О. представляет собой, т. о., антипод, противоположность науч. мышлению. --------------------------------------- ТОТЕМИЗМ (oт тотем), комплекс верований, мифов, обрядов и обычаев родоплеменного общества, связанных с представлением о сверхъестеств. родстве между определёнными группами людей и т. н. тотемами - видами
животных и растений (реже - явлениями природы и неодушевлёнными предметами). Осн. вид Т.- клановый, или родовой (индивидуальный или половой - реже). Тотем (чаще всего вид животных) - предмет религ. почитания группы, носящей его имя, обычно родовой общины, членам к-рой запрещается охотиться на тотема, убивать его и употреблять в пищу, а также вступать в брак между собой (экзогамия). Тотемная группа считает себя связанной с тотемом общим происхождением от мифич. предков - полулюдей-полуживотных или полурастений
- ц видит в нём покровителя и подателя жизненных благ. Отсюда магич. обряды размножения тотема - ритуальное поедание его мяса (в обычных условиях запрещённого), рассказывание мифов, пляски маскированных танцоров, подражающих тотему. Взгляды учёных на сущность и происхождение Т. расходятся. Одни видели в Т. форму религии (напр., франц. социолог Э. Дюркгейм), другие отвергают религ. смысл Т., как, напр., совр. франц. учёный К. Леви-Строс, к-рый считает Т. первобытной классификац. системой. Собравший большой фактич.
материал о Т. англ. этнограф Дж. Фрейзер не сумел, однако, дать его объяснение. Основательные исследования, особенно сов. учёных (Д. К. Зеленин, А. М. Золотарёв, С. А. Токарев, С. П. Толстое, Д. Е. Хайтун), показывают, что Т.-явление стадиально-глобальное, один из наиболее древних религ. комплексов, фантастически отражавший кровнородств. отношения в первобытном обществе. Наиболее полно Т. сохранился у аборигенов Австралии. Пережитки Т. обнаруживаются во всех религиях мира, включая иудаизм, христианство, буддизм,
индуизм, ислам. ------------------------ КУЛЬТ ПРЕДКОВ, одна из ранних форм религии, поклонение душам умерших предков, к-рым приписывалась возможность влиять на жизнь потомков и приносились жертвы. К. п. известен в отдельных материнско-родовых
обществах (Меланезия и Микронезия), особое развитие получил в патриархально-родовых обществах, когда прижизненное подчинение власти глав семей и родовых старейшин перешло в их посмертное обожествление - семейно-родовой К. п. В процессе распада первобытного общества возник также общеплеменной и общенародный К. п. вождей и князей, чья личность у мн. народов обожествлялась уже при жизни и чьи предки считались особенно могущественными (Полинезия, Юж. Азия, Центр. Африка и др.). В то же время сохранялся и часто даже
переходил в классовое общество семейно-родовой К. п., занимавший видное место в поли-теистич. религиях древних греков, римлян, славян и мн. др. народов, а в Китае лёгший в основу конфуцианства. В науч. лит-ре К. п. часто толкуют расширительно, включая в него заботу об умерших, веру в тотемич. предков (см. Тотемизм) и культ семейно-родовых покровителей, не считающихся предками. В действительности это более древние представления и культы, позднее влившиеся в К. п. На этом пока всё. С уважением Александр Литвинов. |
В избранное | ||