Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Удивительный мир для любознательных" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Большая советская энциклопедия и К
Здравствуйте! Вас приветствует автор рассылки Литвинов Александр. Сегодня начнём разговор о государстве из БСЭ-3. ГОСУДАРСТВО, основное орудие политической власти в классовом обществе. В более широком смы-сле под Г. понимают политич. форму организации жизни общества, к-рая складывается как результат возникновения и деятельности публичной власти - особой управляющей системы, руководящей осн. сферами обществ. жизни и опирающейся в случае необходимости на силу принуждения. Поскольку Г. строится по терр. принципу, этот термин иногда неточно употребляют как синоним понятия "страна". Известны различные типы Г.- рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое; различные формы организации Г.- монархия (абсолютная и конституционная), республика (парламентская и президентская), советская республика, унитарное государство и союзное Г. (федерация). К сер. 1971 существовало ок. 150 Г. Осн. признаки Г.: 1) наличие особой системы органов и учреждений, образующих в совокупности механизм Г. (специфич. место в этом механизме занимает аппарат принуждения: армия, полиция и т. п.). Г., по определению В.И.Ленина, "... всегда было известным аппаратом, который выделялся из общества..." (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 39, с. 72). Механизм Г. становится всё более сложным и разветвлённым по мере усложнения жизни общества в её социально-политич. и технико-экономич. аспектах; 2) наличие права, т. е. обязательных правил поведения, устанавливаемых или санкционируемых Г. С помощью права Г. как политич. власть закрепляет определённый порядок обществ. отношений, а также структуру и порядок деятельности гос. механизма; 3) наличие определённой территории, пределами которой ограничена данная гос. власть. Выступая как терр. организация, Г. активно способствовало процессу формирования наций. Г. - основное, но не единств. политич. учреждение классового общества; наряду с Г. в развитом обществе функционируют различные партии, союзы, религиозные объединения и т. д., к-рые в совокупности с Г. образуют политич. организацию общества. Отличие Г. от др. политич. институтов классового общества состоит в том, что ему принадлежит высшая власть в обществе (суверенность гос. власти). Верховенство гос. власти конкретно выражается в универсальности (её властная сила распространяется на всё население и обществ. орг-ции данной страны), прерогативах (гос. власть может отменить любое проявление всякой другой обществ. власти), а также в наличии таких средств воздействия, к-рыми никакая др. обществ. власть не располагает, напр., монополия законодательства, правосудие). См. также Суверенитет. Г. представляет собой социальное явление, ограниченное определёнными историч. рамками. Первобытнообщинный строй не знал Г. Оно возникает в результате обществ. разделения труда, появления частной собственности и раскола общества на классы. Экономически господствующие классы нуждаются для защиты своих привилегий и закрепления системы эксплуатации в особом властном механизме политич. господства, каким и явилось Г. и его аппарат. С появлением Г. этот механизм уже не совпадает с обществом, как бы стоит над ним и содержится за счёт общества (налоги, сборы). Как ни различны историч. формы Г., гос. власти и организации аппарата Г., его сущность, природа его отношений с обществом - это политич. власть господствующего класса (диктатура класса). Классы, владеющие средствами производства, становятся с помощью Г. политически господствующими и тем самым закрепляют своё экономич. и социальное господство и руководящую роль внутри данного общества и в его взаимоотношениях с др. Г. и странами. Г., таким образом, обусловлено в конечном счёте характером производств. отношений и способа производства в целом, оно является надстройкой над экономич. базисом. Вне этой зависимости не могут быть поняты и объяснены генезис Г., переход от одного историч. типа Г. к другому. В ходе истории Г. приобретает по отношению к базису значительную, хотя и относительную, самостоятельность. Его самостоят. воздействие на осн. сферы жизни общества (в т. ч. на экономику), историч. и социальные процессы весьма существенно и осуществляется в разных направлениях, т. е. Г. может способствовать развитию обществ. отношений или, наоборот, тормозить его. По мере усложнения государственно-организованного общества роль этого воздействия возрастает. На протяжении длит. периода истории в классово антагонистич. формациях Г. существовало как орудие господства имущего меньшинства над эксплуатируемым большинством. Осн. функция Г. этого типа состояла и состоит в закреплении и охране экономич. и политич. условий эксплуатации и господства имущих классов, подавлении сопротивления неимущих масс населения. В отношении господствующего класса Г. выступает как особый орган, управляющий общими делами индивидов и групп этого класса, а в отношении трудящихся классов, т. е. большинства населения, - как орудие подавления. Вместе с тем Г. как официальный представитель общества и управляющая система не может не осуществлять и общесоциальную деятельность, призванную поддерживать необходимые условия существования цивилизованного человеческого общежития (организация транспорта, связи, просвещения, здравоохранения и т. п.). В этой связи К. Маркс выделял в деятельности Г. "...выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфические функции, вытекающие из противоположности между правительством и народными массами" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 1, с. 422). Однако главное в деятельности эксплуататорского Г. определяется именно этой противоположностью: "Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина,чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 39, с. 75). Лишь в 20 в. в результате победы Великой Окт. социалистич. революции в России возникает совершенно новый тип Г.- социалистическое Г., представляющее собой политич. власть трудящегося большинства, а затем и всего народа (общенародное Г.) и открывающее перспективу перехода, с ликвидацией классов, к безгосударств. формам управления обществом. Добуржуазная социально-политич. мысль выдвинула различного рода религиозно-теократич. представления о Г., а также т. н. "патриархальную теорию", рассматривавшую Г. как продолжение отцовской власти в семье. Однако она, как правило, не различала общество и Г. Бурж. наука также не дала удовлетворительного ответа на вопрос о сущности Г. В. И. Ленин отметил, что "...едва ли найдется другой вопрос, столь запутанный умышленно и неумышленно представителями буржуазной науки... как вопрос о государстве" (там же, с. 66). Основное в подходе бурж. науки к Г. - неприятие тезиса о Г. как орудии классового господства вообще, как орудии классового господства капитала. Широко распространённое в бурж. лит-ре определение Г. как сочетания власти, населения и территории является поверхностным, формальным и неполным именно потому, что оно игнорирует классовое господство как конструктивный фактор, объединяющий эти три признака в понятие Г. Представители органической теории государства изображают Г. в виде особого живого организма, переносят на него биологич. законы, оправдывая тем самым как естеств. явления, с одной стороны, угнетение масс эксплуататорским Г., а с другой - экспансионистские устремления Г. Другое направление - т. н. юридическая школа - скрывает социально-экономич. основу Г. за его юридич. трактовкой, рассматривая Г. исключительно как правовое явление ("юридическое олицетворение нации", "персонификация правового порядка" и т. п.). Неоднократно предпринимались откровенно идеалистич. попытки трактовать Г. как порождение особых духовных начал, "идею Г.". В совр. буржуазной политич. науке преобладает психологич. концепция Г., объясняющая Г. наличием в человеческой психике стремлений - "импульсов" - власти и подчинения. Подлинно научное учение о Г. было создано К. Марксом, Ф. Энгельсом и В. И. Лениным. Его создание позволило раскрыть сущность Г. как социального явления, установить его внутренние, коренные, качественные черты, осн. цели и функции, его роль в классовом обществе, отражение сущности Г. в различных формах и политич. режимах. Марксистское учение о Г., вскрывающее закономерности развития Г. в ходе смены обществен-но-историч. формаций,- важный исходный пункт теории социалистич. революции и путей коммунистич. преобразования общества. Исторические типы Г. Каждой классовой общественно-экономич. формации соответствует определ. историч. тип Г. Смена историч. типов Г.- закономерный процесс ликвидации устаревших форм гос. организации общества, сковывающих его развитие, и замены их новой государственностью, способствующей складыванию и упрочению более развитого социального строя. Поэтому функции каждого последующего типа Г., методы их осуществления и его политич. формы богаче и сложнее, чем организация политич. власти предшествующих формаций. Первым в истории Г. было рабовладельческое Г.- диктатура класса рабовладельцев. Сущность этого Г. отражала первое крупное классовое деление общества - на рабов и рабовладельцев. Возникновение рабовладельч. Г. относится к 4-3-му тыс. до н. э., когда происходило формирование Г. в Др. Египте, Др. Китае и на территории Двуречья. В рамках этого типа Г. можно выделить гос-ва Др. Востока (Др. Египет, Вавилон, Ассирия и др.), в к-рых сохранялись пережитки первобытнообщинного строя. Особенности развития производит. сил (в частности, необходимость строительства и поддержания ирригац. сооружений) обусловили довольно значительную экономическую роль Г. в этих странах, где характерной формой правления являлась деспотия, деспотич. монархия. Наиболее полного развития система рабовладельч. Г. достигла в античных гос-вах Др. Греции и Др. Рима. В Г. развитого рабовладения существовали различные формы правления: монархия (Римская империя), аристократич. республика (Спарта) или демократич. республика (Афины). Однако при этом разнообразии форм правления любое Г. древности "...было государством рабовладельческим все равно - была ли это монархия или республика аристократическая или демократическая" (Ленин В. И., там же, т. 39, с. 74). Феодальное Г. возникло в связи с зарождением феод. производств. отношений. Его возникновение в Европе относится к 5-11 вв. Основу феод. общества составляла собственность феодала на землю, а феод. Г. являлось диктатурой класса феодалов. Осн. формой правления феод. Г. является монархия в различных её вариантах. Для периода феод. раздробленности характерна раннефеод. монархия, когда при наличии слабой центр. власти в Г. имелось множество самостоят. или полусамостоят. Г. (княжеств, сеньорий и т. п.). В процессе централизации гос. власти сложилась сословно-представит. монархия. Одной из опор центр. власти в этом процессе являлись зажиточные слои городов; в результате возникли органы сословного представительства (земские соборы в России, генеральные штаты во Франции, парламент в Англии и т. п.). Исторически последней формой феод. Г. была абсолютная монархия (см. Абсолютизм), развившаяся в период окончат. преодоления феод. раздробленности и завершения процесса образования централизованного Г. При абсолютной монархии верховная власть самодержавно и неограниченно принадлежит одному лицу - монарху, без всякого участия народа в законодательстве и в контроле за управлением. В эпоху феодализма существовали своеобразные Г.- т. н. города-Г., в к-рых устанавливалась республиканская форма правления (Новгород, Псков, Венеция, Генуя, Флоренция и др.). Власть в городах-Г. принадлежала богатой верхушке населения (гор. аристократии, патрициату), её представители образовывали гор. совет (сенат), избирали высших должностных лиц. Города-Г. возникали, как правило, на важнейших торг. путях, в них наиболее широко развивались ремёсла и торговля, раньше всего складывались капиталистич. отношения. Для всех Г. феод. типа характерна огромная роль церкви как политич. и идеологич. силы феод. общества, способствовавшей обеспечению и укреплению господства феодалов над массой эксплуатируемого населения. Буржуазное Г. возникло в результате бурж. революций, направленных против феод.-абсолютистской монархии и феод. отношений. Там, где буржуазия в ходе этих революций шла на компромиссы с дворянством (напр., Великобритания), бурж. Г. приняло форму конституц. монархии; там же, где буржуазия добивалась более или менее полного господства, оно выступало в форме демократич. республики. Множественность форм правления бурж. Г. осталась и в последующем характерной чертой бурж. типа Г., хотя различие этих форм существенно сгладилось. "Формы буржуазных государств чрезвычайно разнообразны, но суть их одна: все эти государства являются так или иначе, но в последнем счете обязательно диктатурой буржуазии" (Ленин В. И., там же, т. 33, с. 35). Бурж. Г. периода домонополистич. капитализма присущи следующие черты: 1) цензовый характер, т. е. отстранение с помощью имуществ. и иных цензов широких слоев населения от участия в формировании органов гос. власти. Будучи значит. шагом вперёд по сравнению с феод. порядками, бурж. демократия и её осн. институты (парламентаризм, принцип равноправия и др.) носили формальный, урезанный, классовый характер; 2) сосредоточение осн. усилий Г. преим. на функции политической, в т. ч. на военно-полицейской охране интересов господствующих классов внутри и вне страны. Г. этого периода рассматривалось как "полицейский" или "ночной сторож", охраняющий капиталистич. систему, но не вмешивающийся непосредственно в её функционирование; 3) сохранение в механизме Г. значит. позиций дворянско-помещичьих сил. Бурж. революция, как правило, не ломает старый гос. механизм, к-рый постепенно приспосабливается к потребностям капиталистич. системы. В эпоху империализма и особенно общего кризиса капитализма происходит огромный рост аппарата бурж. Г. Воздействие Г. на осн. сферы обществ. жизни возрастает, функции его расширяются. Эти процессы связаны прежде всего с обострением классовых противоречий. Рост сознательности и организованности рабочего класса и др. трудовых слоев населения, широкое распространение коммунистич. идей приводят, с одной стороны, к повышению уровня классовой борьбы, расширению антимонополистич. и демократич. движений, а с другой - к последовательному сужению социальной базы политич. господства капитала. В этих условиях монополии всемерно укрепляют основное орудие своего господства - Г. и его военно-полицейский аппарат. Усиление роли Г. связано с милитаризмом и развитием государственно-монополистического капитализма. В условиях гос.-монополистич. капитализма, при усложнении технико-производств. стороны жизни общества какследствия научно-технич. революции, наряду с расширением функции принуждения значит. масштабов достигают экономич. функция бурж. Г., а также его идеологич. активность внутри и вне страны. Гос.-монополистич. капитализм соединяет силу монополий с силой Г. в единый механизм в целях спасения капиталистич. строя, обогащения монополий, подавления рабочего движения и нац.-освободит. борьбы, развязывания агрессивных войн. Монополистич. капитал уже не делит ни с кем политич. власть, а бурж. Г. выступает как орган по управление делами монополистич. буржуазии. Достигает апогея процесс сращивания монополий с верхушкой гос. аппарата. На политич. режим, устанавливаемый бурж. Г., на его формы правления существ. воздействие оказывает поворот монополистич. капитала от бурж. демократии к реакции как следствие сужения социальной базы Г. и использования рабочим классом и др. трудовыми слоями институтов бурж. демократии. Наиболее ярким выражением этого поворота является установление фашистской тоталитарной государственности (классич. примером такого Г. была нацистская Германия). Однако и при сохранении бурж.-демократич. форм правления проявляются авторитарные тенденции к правлению "сильной личности", возрастает роль пр-ва и его аппарата за счёт умаления полномочий выборного парламента, ведётся наступление на демократич. права и свободы граждан и организаций. Но авторитарный курс монополистич. буржуазии наталкивается на противодействие широких нар. масс во главе с рабочим классом, выступающих в защиту своих демократич. завоеваний, за их расширение, что вызывает обострение классовых противоречий буржуазного общества. Для внешней функции империалистич. Г. характерно стремление к экспансии. Эта тенденция монополистич. капитала дважды в 20 в. ввергла человечество в опустошит. мировые войны. Империалистич. Г. ведут подрывную деятельность, в т. ч. и идеологическую, против социалистич. стран, ищут новые формы неоколониалистской эксплуатации гос-в Азии, Африки и Лат. Америки, вставших на путь независимости. Расширение экономич. деятельности империалистич. Г. изображается бурж. идеологами как якобы коренная трансформация и превращение его в "государство всеобщего благоденствия", а усложнение политич. структуры совр. капитализма (рост роли политич. партий, проф. и иных союзов и орг-ций) - как процесс "диффузии власти" (см. "Государства всеобщего благоденствия теория", "Диффузии власти" теория). В действительности империалистич. Г. было и остаётся осн. орудием классового господства империалистич. буржуазии, оно выступает как сила, пытающаяся задержать социальный прогресс, увековечить изжившие себя капиталистич. обществ. отношения. В эпоху крушения колониализма образовалось множество независимых Г. в Азии, Африке и Лат. Америке, а колониальные и полуколониальные страны ведут борьбу за нац. независимость. Значит. часть молодых независимых Г. по экономич. и социальным чертам (многоукладность экономики и др.) не может быть отнесена ни к одному из осн. типов Г. Нек-рые из этих Г. встали на некапиталистич. путь развития, ориентируясь в перспективе на строительство социалистич. общества. В этих Г. социалистич. ориентации осуществляются серьёзные экономич. и социальные преобразования: проведение демократич. аграрных реформ, создание государственного сектора в экономике, национализация собственности иностр. монополий и т. д. Социалистич. Г. В результате социалистич. революции, влекущей за собой слом эксплуататорского аппарата Г., возникает принципиально новый тип Г.- социалистич. Г. Прообразом Г. социалистич. типа, первой организацией гос. власти трудящихся во главе с рабочим классом была Парижская Коммуна 1871. В результате победы Великой Окт. социалистич. революции в 1917 возникло Сов. гос-во - первое в мире гос-во трудящихся, установилась диктатура пролетариата. В 1924 встала на путь социалистич. развития Монгольская Народная Республика. Разгром германского и итальянского фашизма, а также японского милитаризма во 2-й мировой войне 1939-45, вызвавший бурный рост революц. и нац.-освободит. движения во всех регионах мира, привёл к победе народно-демократической революции в ряде стран Европы и Азии, к возникновению Г. народной демократия. Образование этих гос-в означало, что социализм превратился в мировую систему. В 1959 в эту систему вошла Куба - первое социалистич. Г. на американском континенте. Принципиально новая сущность социалистич. Г. в сравнении с эксплуататорскими типами Г. не могла не вызвать к жизни новых организаций гос. власти. Первой формой социалистич. Г. явилась открытая В. И. Лениным республика Советов. Построенная по принципу демократического централизма система выборных (снизу доверху) Советов, облечённых всей полнотой гос. власти, явилась в конкретных историч. условиях политич. организацией, объединявшей всех без исключения трудящихся и представлявшей наилучшие возможности для гос. руководства массами со стороны рабочего класса и его партии. В странах нар. демократии формы политич. организации имели ряд особенностей в сравнении с Советами (напр., наличие таких обществ.-политич. орг-ций, как Народный, или Отечественный, фронт, двух или неск. партий), что было обусловлено историч. особенностями становления в этих странах Г. диктатуры пролетариата. Многообразие форм социалистич. Г. подтверждает ленинское положение: "Все нации придут к социализму, это неизбежно, но все придут не совсем одинаково, каждая внесет своеобразие в ту или иную форму демократии, в ту или иную разновидность диктатуры пролетариата, в тот или иной темп социалистических преобразований разных сторон общественной жизни" (Ленин В. И., там же, т. 30, с. 123). Социалистич. преобразование общества ставит перед Г. диктатуры пролетариата разнообразные задачи, с учётом уровня развития экономики и культуры, социальной структуры, нац. особенностей и традиций каждой страны. Но независимо от специфич. условий той или иной страны в переходный от капитализма к социализму период перед каждым Г. диктатуры пролетариата встают задачи, вытекающие из самой сущности этого периода: подавление сопротивления свергнутых эксплуататорских классов, ликвидация частной собственности на осн. средства произ-ва, создание экономич. основы социализма (социалистич. индустриализация, социалистич. преобразование с. х-ва, создание социалистич. системы х-ва), формирование социалистич. культуры, воспитание нового человека, обеспечение обороноспособности страны. В соответствии с этими задачами Г. осуществляет ряд функций (внешних и внутренних): хоз.-организаторскую, культурно-воспитательную, контроля за мерой труда и мерой потребления, защиты социалистич. правопорядка и социалистич. собственности, обороны страны от нападения извне и борьбы за мирное сосуществование гос-в с различными социальными системами. Функция социалистич. Г. расширяются и изменяются с развитием социально-экономич. структуры общества, успехами социалистич. строительства. Так, в результате ликвидации эксплуататорских классов в СССР утратила своё значение функция Г. по подавлению сопротивления этих классов. Осуществляя свои функции, социалистич. Г. выступает как главное орудие построения социализма и коммунизма, представляет собой политич. организацию подавляющего большинства населения. В процессе развития социалистич. Г. его социальная база постоянно расширяется, оно всё более становится представителем интересов всего народа. После полной и окончат. победы социализма диктатура пролетариата, выполнив свою историч. миссию, с точки зрения внутр. развития страны перестаёт быть необходимой, а пролетарское Г. закономерно превращается в орган выражения интересов и воли всего народа - общенародное Г. (см. Программа КПСС, 1971, с. 101). Такой стадии развития социалистич. Г. достигло в Сов. Союзе, где оно выступает как политич. организация всего народа при руководящей роли рабочего класса во главе с его авангардом - Коммунистич. партией. Социальная роль Сов. общенародного социалистич. Г. неуклонно возрастает. В решениях 24-го съезда КПСС (1971) подчёркивается роль Сов. Г. в решении внутр. и внеш. задач, стоящих перед сов. обществом на совр. этапе строительства коммунизма. Значительно расширяются такие функции социалистич. Г., как хоз.-организаторская, культур-но-воспитат. и др. (содержание этих функций на совр. этапе конкретизировано Директивами 24-го съезда КПСС по пятилетнему плану развития нар. х-ва СССР на 1971-75). Совр. ревизионисты подвергают критике марксистско-ленинское учение о социалистич. Г., выдвигая тезис о необходимости отмирания Г. сразу после завоевания политич. власти. Эта концепция объективно направлена на ослабление социалистич. гос-в. В то же время леворевизионистские элементы ратуют за сверхцентрализацию, бюрократизацию всей гос. жизни. В условиях коммунистич. строительства постоянно совершенствуется вся политич. система СССР. Пролетарская демократия превращается во всенародную демократию, развёртывание к-рой характеризуется в Программе КПСС как гл.направление развития социалистич. государственности. Один из ведущих принципов деятельности социалистич. Г.- широкое привлечение трудящихся к работе гос. органов. К. Маркс и Ф. Энгельс раскрыли историч. перспективу пролетарского Г. Они утверждали, что при коммунизме надобность в Г. отпадёт, поэтому пролетарское Г. постепенно само отмирает, хотя это и не означает отмирания всякой обществ. власти вообще. Под отмиранием Г. они понимали устранение спец. аппарата принуждения, публичной политич. власти. Экономич. предпосылкой отмирания гос-ва Маркс и Энгельс считали такой уровень развития производит. сил, при к-ром возможно осуществление принципа коммунизма "от каждого по его способностям, каждому по его потребностям". Ленин подчёркивал коренное отличие Г. диктатуры пролетариата, являющегося диктатурой большинства населения, от гос-в эксплуататорского типа, называя пролетарское Г. "полугосударством" (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33, с. 231, 167). Он связывал вопрос постепенного отмирания Г. с отмиранием некоторых функций социалистич. Г., напр. функции подавления побеждённых эксплуататорских классов в связи с ликвидацией таких классов в СССР. Однако "для полного отмирания государства,- писал В. И. Ленин,- нужен полный коммунизм" (там же, т. 33, с. 95). Социалистич. общенародное Г. является как бы переходной ступенью к безго-сударств. организации общества при коммунизме, когда утвердится обществ. коммунистич. самоуправление -негосударств. форма управления экономич., социальными и культурными процессами бесклассового общества. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3, с. 333; Маркс К., К критике политической экономии. Предисловие, там же, т. 13, с. 6; его же, Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, там же, т. 8, с. 206; его же, Гражданская война во Франции, там же, т. 17, с. 317; его же, Капитал, т. 3, там же, т. 25, ч. I, с. 422, т. 25, ч. II, с. 354; его же, Критика Готской программы, там же, т. 19, с. 16 - 20 и 28-29; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21, с. 156 - 177; Ленин В. И., Уроки Коммуны, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 16, с. 451 - 454; его же, Марксизм о государстве, там же, т. 33, с. 123 - 307; его же, Государство и революция, т. 33, с. 3-123; его же, Пролетарская революция и ренегат Каутский, там же, т. 37, с. 237 - 259; его же, О государстве, там же, т. 39, с. 66-84; его же, Тезисы и доклад о буржуазной демократии и диктатуре пролетариата 4 марта 1919, там же, т. 37, с. 491 - 509; его же, Детская болезнь "левизны" в коммунизме, там же, т. 41, с. 1 - 104; Программа Коммунистической партии Советского Союза, М., 1971; Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Брежнев Л. И., Дело Ленина живет и побеждает, М., 1970; его же, 50 лет великих побед социализма, М., 1967; Аржанов М. А., Государство и право в их соотношении, М., 1960; Бурлацкий Ф. М., Ленин, государство, политика, М., 1970; Гулиев В. Е., Империалистическое государство, М., 1965; Современные буржуазные учения о капиталистическом государстве, М., 1967; Денисов А. И., Сущность и формы государства, М., 1960; его же, Советское государство, М., 1967; Керимов Д. А., Чехарин Е. М., Социалистическая демократия и современная идеологическая борьба, М., 1970; Косицын А. П., Социалистическое государство, М., 1970; Ленинское учение о диктатуре пролетариата, М., 1970; Петров В. С., Тип и формы государства, Л., 1967; Фарберов Н. П., Государство и демократия в период строительства коммунизма, М., 1968; Чиркин В. Е., Формы государства переходного к социалистическому типу, М., 1966; Чхиквадзе В. М., Государство, демократия, законность, М., 1967; Общая теория государства и права, т. 1. Общая теория государства, Л., 1968; Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Основные институты и понятия, М., 1970, с. 194-342; Ф. Энгельс о государстве и праве, М., [1970], с. 48-136; Мамут Л. С., К. Маркс о государстве как политической организации общества, "Вопросы философии", 1968, № 7, с. 29-35. Г. Н. Маноз.------------------- МОНАРХИЯ (от греч. monarchia - единовластие, единодержавие), в эксплуататорских гос-вах форма правления, при к-рой верховная гос. власть формально (полностью или частично) сосредоточена в руках единоличного главы гос-ва -монарха. Монархич. форма правления существовала в рабовладельч. и феод, обществе, она сохранилась и в ряде бурж. гос-в. В рабовладельч. гос-вах М. выступала гл. обр. как неограниченная деспотия (иногда как теократия). Наиболее типична М. для феодализма - первоначально как раннефеод. М. (иногда принимала форму обширных феод, империй), затем - как М. периода феод, раздробленности, характеризующейся слабой центр, властью, позднее - как ограниченная сословно-представительная М. (см. Сословная монархия) и неограниченная - абсолютная М. (см. Абсолютизм, Государство). В бурж. монархич. гос-вах М. существует, как правило, в виде ограниченной, конституционной М., сложившейся в результате компромисса буржуазии с дворянством. В совр. бурж. М. власть монарха ограничена на основании конституции, т. е. законодат. функции переданы парламенту, исполнительные - пр-ву. В конституционной М. монарх юридически считается верховным носителем исполнит, власти, главой судебной системы, формально он назначает пр-во, смещает министров, имеет право распоряжения военными и полицейскими силами, издания указов, запрещения принятых парламентом законов или отсрочки вступления их в силу, право законодат. инициативы, роспуска парламента и т. п. Однако фактически эти полномочия обычно полностью находятся в руках пр-ва, а монарх "царствует, но не управляет". В. И. Ленин отмечал, что "монархия вообще не единообразное и неизменное, а очень гибкое и способное приспособляться к различным классовым отношениям господства, учреждение" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 20, с. 359). Лит. см. при ст. Государство. ------------------- УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО, форма гос. устройства, при к-ром территория гос-ва, в отличие от федерации, не имеет в своём составе федеративных единиц (штатов, земель и т. п.), а подразделяется на адм.-терр. единицы (департаменты, области, районы и т. п.). В У. г. действуют единая для всего гос-ва конституция, общая система права, единая система органов гос. власти, что создаёт необходимые организационно-правовые предпосылки для централизов. руководства обществ. процессами, усиления влияния центр. власти на всей терр. гос-ва. У. г. являются все социалистич. гос-ва, кроме СССР, Чехословакии и Югославии - социалистич. федераций. Большинство совр. бурж. гос-в (Великобритания, Франция, Италия, Япония и др.) построены как У. г. Процессы эко-номич. и политич. централизации, характерные для периода гос.-монополи-стич. капитализма, обусловливают преобладание унитаристских тенденций и в совр. бурж. федерациях (США, ФРГ, Канада и др.), где постоянно растут роль и влияние федеральных органов гос. власти. -------------------
ПРАВО, совокупность установленных или санкционированных государством об-щеобязат. правил поведения (норм), соблюдение к-рых обеспечивается мерами гос. воздействия. С помощью П. класс или классы, держащие в руках гос. власть, определённым образом регулируют поведение людей и их коллективов, закрепляют и развивают в качестве обязательных, охраняемых законом те обществ. отношения, к-рые отвечают их интересам. Помимо того, что господств. классы должны конституировать свою силу в виде государства,
они придают своей воле всеобщее выражение, возводя её в закон, содержание к-рого всегда даётся отношениями этого класса (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 3, с. 322). П., таким образом, является регулятором обществ. отношений. В развитом roc-ве сфера действия П. охватывает прежде всего область произ-ва, распределения, обмена и потребления, т. е. процесса воспроизводства; оно закрепляет существующие отношения собственности и регулирует меру и формы распределения труда и его продуктов между членами общества;
П. закрепляет также формы правления, гос. устройства, организацию и порядок деятельности гос. механизма, правовое положение граждан, меры наказания за посягательства на гос. строй и существующие обществ. отношения. ------------------- СУВЕРЕНИТЕТ государственный (нем. Souveranitat, от франц. souverainete - верховная власть), верховенство и независимость гос. власти, проявляющиеся в соответствующих формах во внутр. и внешнеполитич. деятельности гос-ва. Термин "С." в гос.-правовом смысле был впервые введён в 16 в. франц. учёным Ж. Боденом. Идея С. (нар. С.) была использована буржуазией в её борьбе против абсолютизма и феод, порядков, для привлечения на свою сторону нар. масс. В разных социально-экономич. формациях С. имеет различное содержание, т. к. решающим является социально-классовая сущность гос. власти и экономич. строй данного общества. Основу С. социалистич. гос-ва составляет полновластие народа. С. реализуется прежде всего в порядке осуществления гос-вом его функций, однако наиболее непосредственно он проявляется в системе прав гос-ва, в т. ч. суверенных прав. Именно правомочия гос-ва обеспечивают действит. осуществление гос. власти, а следовательно, и гос. С. Установление в обществе правопорядка, наделение правами и возложение обязанностей на должностных лиц, обществ, орг-ции и граждан - всё это характеризует верховенство гос. власти, её определяющее положение по отношению к любым иным властным отношениям (напр., семейным, внутриколлективным и др.). Только гос. власть способна оказывать авторитетное воздействие, а при необходимости и принуждение на все стороны жизни общества, что придаёт ей всеобъемлющий, суверенный характер. С. гос. власти внутри гос-ва тесно связан с её независимостью вовне. С. гос-ва делает его независимым в междунар. отношениях, где оно выступает как самостоят, субъект междунар. права. Внешняя политика СССР исходит из суверенного равенства всех гос-в, независимо от их социально-политич. строя, экономич. развития, размеров территории, количества населения и прочих условий. Этот принцип суверенного равенства гос-в закреплён в Уставе ООН и является одним из общепризнанных принципов совр. междунар. права. ------------------- ДЕСПОТИЯ (от греч. despoteia- неограниченная власть), форма гос. устройства и правления, при к-рой самодержавный властитель неограниченно распоряжается в гос-ве, выступая по отношению к подданным в качестве господина и хозяина. Классическими Д. были гос-ва Др. Востока (Ассирия, Вавилон, Египет, Индия, Иран, Китай и др.), где осн. полномочия по распоряжению землёй как главным средством произ-ва
были сосредоточены в руках центр, гос. власти. Ф. Энгельс отмечал, что "...в период, когда община обрабатывает землю еще сообща или, по крайней мере, передает только во временное пользование отдельным семьям, где, таким образом, еще не образовалась частная собственность на землю,- там государственная власть появляется в форме деспотизма" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 497). Феодальными Д. были Багдадский халифат (в 8-9 вв.), гос-во Великих Моголов в Индии (в 16-17 вв.), Османская империя
(в 14-16 вв.) и др. АБСОЛЮТИЗМ (от лат. absolutus-независимый, неограниченный), абсолютная монархия, последняя
форма феодального государства, возникающая в период разложения феодализма и зарождения капиталистич. отношений. С формально-10ридич. точки зрения А. характеризуется тем, что глава гос-ва-монарх рассматривается как главный источник законодат. и исполнит, власти (последняя осуществляется зависимым от него аппаратом); он устанавливает налоги и распоряжается гос. финансами. При А. достигается наибольшая (в условиях феодализма) степень гос. централизации, создаётся разветвлённый бюрократич. аппарат (судебный, налоговый
и т. д. ), большая постоянная армия и полиция; деятельность типичных для сословной монархий органов сословного представительства или прекращается или теряет прежнее значение. Социальную опору А. составляет дворянство. В то же время гос-во приобретает при А. известную независимость от господств, дворянского класса, используя противоречия между ним и нарождавшейся буржуазией, ещё не претендующей на захват власти, но экономически достаточно сильной, чтобы противопоставлять свои интересы интересам феодалов. На определённом
историч. этапе А. играл в основном прогрессивную роль, борясь с сепаратизмом Ф;Д- знати, подчиняя церковь гос-ву, уничтожая остатки политич. раздробленности и объективно содействуя т. о. экономич. единству страны, успешному развитию новых, капиталистич. отношений и процессу формирования наций и нац. гос-в. Абсолютная монархия, проводившая политику меркантилизма, ведшая торговые войны, прямо или косвенно содействовавшая процессу т. н. первонач. накопления, поддерживалась в этот период нарождавшейся буржуазией.
Однако А. действовал на пользу буржуазий лишь постольку, поскольку это было в интересах дворянства. Последнее получало от успешного экономич. развития страны (к-рое на том этапе могло быть только капиталистическим) дополнит, доходы как в форме налоговых поступлений (централизованная феод, рента), колоссально возросших при А., так и непосредственно от оживления экономич. жизни. Новые экономич. ресурсы использовались А. также для укрепления воен. мощи феод, гос-ва-в целях подавления нар. движений (к-рые приобрели
в этот период большой размах) и осуществления воен. экспансии. Все черты, характерные (с различными модификациями) для А. в большинстве европ. стран, нашли наиболее законченное воплощение во Франции, где первые элементы А. появились в кон. 15-нач. 16 вв., а расцвет относится ко времени Ришельё (первого министра Людовика XIII в 1624-42) и особенно Лю-довика XIV [1643-1715]. Спецификой англ. А. (классич. период-правление Елизаветы Тюдор, 1558-1603) было сохранение парламента, слабость бюро-кратич. аппарата на
местах, отсутствие лостоянной армии. В Испании, где в 16 в. элементы бурж. отношений не смогли развиться, А. фактически выродился в деспотию. В раздробленной Германий А. складывался не в общегосударственном масштабе, а в пределах отд. терр. княжеств (т. н. княжеский А. ). Во 2-й пол. 18 в. характерной формой А. в ряде стран Европы был т. н. просвещённый абсолютизм. Особенности А. в разных странах зависели во многом от соотношения сил дворянства и буржуазии, от степени влияния бурж. элементов на политику А. (в
Германии, Австрийской монархии, Россий это влияние было значительно меньше, чем во Франций и особенно в Англии). С уважением Литвинов Александр. |
В избранное | ||