Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Удивительный мир для любознательных" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Большая советская энциклопедия и К
Здравствуйте! Вас приветствует автор рассылки Литвинов Александр. Сегодня начнём разговор о газете в БСЭ-3. Следует сказать, что БСЭ-3 была издана в советское время в СССР во время жёсткого идеологического противостояния с миром капитализма. ГАЗЕТА, печатное периодическое издание, в к-ром публикуются материалы о текущих событиях; важнейшее оружие политич. борьбы, одно из осн. средств в системе массовой информации и пропаганды. Гл. отличие Г. от других типов периодич. печати (журналов,
бюллетеней и др.) составляет, по определению К. Маркса и Ф. Энгельса, "... ее повседневное вмешательство в движение и возможность быть непосредственным рупором этого движения, отражение текущей истории во всей ее полноте..." (Соч., 2 изд., т. 7, с. 1). От др. периодич. изданий Г. отличаются также форматом, объёмом и более частым выходом (ежедневно, неск. раз в неделю, раз в неделю). -------------------------- ГАЗЕТНОЕ ПРОИЗВОДСТВО, комплекс полиграфических процессов, масштабы и характер к-рых определяются тиражом, объёмом и периодичностью выпускаемой газеты. Особенностями
Г. п., в отличие от др. специализированных полиграфич. произ-в, являются оперативное взаимодействие работников редакции и типографии на основе строго установленного почасового графика, использование высокопроизводительного оборудования для выполнения в кратчайшие сроки процессов набора, изготовления клише, матрицирования, отливки стереотипов, печатания и экспедирования тиража газеты. -------------------------- ИНФОРМАЦИЯ
(от лат. informatio - разъяснение, изложение), первоначально - сведения, передаваемые одними людьми другим людям устным, письменным или к.-л. другим способом (напр., с помощью условных сигналов, с использованием технич. средств и т. д.), а также сам процесс передачи или получения этих сведений. И. всегда играла в жизни человечества очень важную роль. Однако в сер. 20 в. в результате социального прогресса и бурного развития науки и техники роль И. неизмеримо возросла. Кроме того, происходит лавинообразное нарастание
массы разнообразной И., получившее название "информационного взрыва". В связи с этим возникла потребность в научном подходе к И., выявлении её наиболее характерных свойств, что привело к двум принципиальным изменениям в трактовке понятия И. Во-первых, оно было расширено и включило обмен сведениями не только между человеком и человеком, но также между человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растит, мире. Передачу признаков от клетки к клетке и от организма к организму
также стали рассматривать как передачу И. (см. Генетическая информация, Кибернетика биологическая). Во-вторых, была предложена количеств, мера И. (работы К. Шеннона, А. Н. Колмогорова и др.), что привело к созданию информации теории. -------------------------- ИНФОРМАЦИЯ общественно-политическая, совокупность сообщений об актуальных новостях внутренней и международной жизни, распространяемых средствами массовой коммуникации и ориентирующих аудиторию в фактах, явлениях, процессах политич., экономич., научной, культурной и пр. жизни общества. В социалистич. обществе к И. предъявляются требованияправдивости и точности изложения правильно отобранных и сгруппированных
типических фактов, объективного анализа и комментирования событий и процессов социальной жизни на основе марксистско-ленинской методологии в соответствии с принципом партийности. Коммунистическая партия придаёт важное значение проблеме информированности масс трудящихся с целью их сознательного и активного участия в общественной жизни, а также поступлению фактической и оценочной И. от самих трудящихся о положении дел во всех сферах нар. х-ва и культуры, о мнениях по различным обществ, вопросам; эта "обратная"
И. используется для принятия решений на различных уровнях социального управления. -------------------------- АГЕНТСТВО ПЕЧАТИ, организация, занимающаяся сбором, обработкой и снабжением информацией (на договорных началах) газет, журналов, радио, телевидения, книжных издательств, прави-тельств. учреждений; обществ, орг-ций и частных лиц. В капиталистич. странах А. п.- обычно частные предприятия, иногда орг-ции с частными и гос. капитальными вложениями, реже официальные правительств,
органы. В социалистич. странах А. п.- гос. или обществ, орг-ции. -------------------------- АГЕНТСТВО ПЕЧАТИ НОВОСТИ (АПН), советская общественная информационная организация. Члены-учредители: Союз журналистов СССР, Союз писателей СССР, Союз советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами, об-во ;Знание;; осн. в 1961 в Москве. Призвано содействовать развитию и укреплению взаимопонимания, доверия и дружбы между народами. Готовит для печати, информационных
агентств, изд-в, радио, телевидения СССР и зарубежных стран статьи, комментарии, интервью, беседы, обзоры, очерки, репортажи, сообщения по вопросам внутренней и внешней политики СССР, общественно-экономич. и культурной жизни сов. народа, а также материалы, отражающие точку зрения сов. общественности на важнейшие события внутренней и междунар. жизни. Снабжает сов. печать, радио и телевидение информацией по вопросам политики, обществ, жизни, экономики и культуры зарубежных стран. -------------------------- ХРОНИКА, в периодич. печати (газете, журнале), радио, телевидении, кино материал информационного характера, освещающий текущие события политич., хоз., культурной и др. жизни. -------------------------- РЕПОРТАЖ
(франц. reportage, от англ, report - сообщать), информационный жанр журналистики, оперативно, с необходимыми подробностями, в яркой форме сообщающий о к.-л. событии, очевидцем или участником к-рого является автор. В зависимости от канала массовой коммуникации (печать, радиовещание, телевидение), для к-рого предназначен Р., способы подачи материала имеют нек-рые специфич. особенности. Р. в печати (гл. обр. в газете ) может быть как событийным, так и тематическим, описывающим события, объединённые одной темой,
но происходящие в разное время; обычно иллюстрируется фотоснимками с места событий, широкое распространение получают и самостоятельные фоторепортажи. Р., передаваемый по радио, всегда придерживается хронологич. последовательности событий, стремясь образным словом воспроизвести картину происходящего. Р. на телевидении зачастую перерастает в комментирование события, демонстрируемого на экране (см. Комментарий). -------------------------- КОММЕНТАРИЙ (от лат. commentarius -заметки, толкование), 1) книжный К. (или примечания) - пояснения к тексту, часть научно-справочного аппарата книги (собрания сочинений, мемуаров,переводного, документального
и др. издания). Как правило, пояснения исходят от издателя, а не от автора и включают в себя: сведения о происхождении и истории текста; о месте произв. в истории лит-ры (философии, культуры, различных гуманитарных или естеств. знаний); сведения об упоминаемых в тексте событиях, фактах и лицах (реалии); вскрытие авторских намёков и подтекста (применительно к гуманитарным и особенно художеств, и публицистич. сочинениям); лингвистич. и прочие пояснения, необходимые для наилучшего понимания текста совр. читателем.
Нередко К. включают также идейную (идейно-художеств.), науч. интерпретацию сочинения и принципы издания, но чаще они даются во вступительной статье или предисловии. Соотношение этих планов зависит от характера текста и назначения издания. К. должен быть экономным и удобным для пользования, не дублировать энциклопедич. и др. общие справочники. К. помещается обычно после текста и имеет вид статей или отд. справок; часто эти способы комбинируются. Практикуется издание К. к классич. произведениям отд. книгами. Образцовый
К. содержится в серии "Библиотека поэта",в серии "Литературных мемуаров" (изд-во "Художественная литература") и др. -------------------------- КОММЕНТАТОР, в газете, журнале, на радио и телевидении автор комментариев, посвящённых определённому кругу событий (обществ.-политич., спортивных и т. д.). В ред. аппарате должность К. обычно занимает проф. журналист, специализирующийся в данной области; функции К. выполняются также обозревателями. В качестве К. часто привлекаются внештатно специалисты в определённой области (с. х-во, иск-во и т. д.). -------------------------- КОРРЕСПОНДЕНТ (нем. Korrespondent, от позднелат. correspondeo - отвечаю, осведомляю), 1) профессиональный журналист, занимающий штатную должность в редакционном аппарате (собственный К., К.-организатор и т. д.), выполняющий особое задание редакции (специальный К.) или специализирующийся в определённой области журналистики (например, фотокорреспондент). 2) Сотрудник редакции, не занимающий штатной должности, но постоянно участвующий в деятельности средств массовой информации и пропаганды (рабочий или сельский К., военный К., юный К. и т. д.). 3) Редакция газеты, радио, телевидения, выступающая с сообщением в другом органе массовой информации и пропаганды (коллективный К.). -------------------------- КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ (позднелат. correspondentia, от correspondeo - отвечаю, осведомляю), жанр публицистики, предметом к-рого выступает конкретная социальная ситуация ("кусочек жизни"), ограниченная местом и временем. К. имеет два осн. вида - информационный и аналитический. Аналитич. К. рассматривает сумму общественно значимых фактов под углом зрения классово-партийных интересов и приводит к выводам, имеющим актуальное практич. значение. К. присуще устойчивое единство содержания и формы, к-рое обеспечивает её публи-цистич. эффективность. К.- один из наиболее распространённых жанров в сов. общеполитич. прессе; темой её, как правило, являются оперативные произ-водственно-экономич. вопросы. -------------------------- ИНТЕРВЬЮ (англ, interview), жанр публицистики, представляющий собой беседу журналиста с одним или неск. лицами по вопросам, имеющим актуальное обществ, значение Подразделяется на два вида: И.-сообщение, преследующее гл. обр. информац. цель, и И.-мнение, комментирующее известные факты и события. -------------------------- РЕЦЕНЗИЯ (от лат. recensio - рассмотрение), разбор и оценка нового художеств, (лит., театр., муз., кинематогра-фич. и т. д.), научного или научно-популярного произведения; жанр газетно-журнальной публицистики и лит. критики. В Р. на книжное издание даются его библиографич. описание, краткая информация о содержании, композиции, круге проблем; критич. оценка произведения. Р. публикуются в газетах и журналах; в СССР выходят также специализированные критико-библиографич. издания - газ. "Книжное обозрение", журналы "В мире книг", "Литературное обозрение" и др.; с 1935 ежеквартально выпускается библиографич. указатель "Летопись рецензий" (см. в ст. "Летописи" Всесоюзной книжной палаты). Разновидность Р.- т. н. внутренняя Р., выполняемая по заданию редакции, издательства и т. д. на ту или иную рукопись и не предназначенная для опубликования. -------------------------- СТАТЬЯ, 1) один из основных жанров журналистики. Общие отличит, признаки С.: осмысление и анализ значит, явления (или группы явлений), аргументированные обобщения и выводы,
подтверждающие выдвинутую концепцию, идею. В зависимости от целевого назначения С. могут быть пропагандистскими, проблемными, критическими, научными и т. д. В практике парт.-сов. печати сложились, кроме того, особые виды С.- директивные (см. Передовая статья), С., обобщающие передовой опыт, и др. 2) Раздел офиц. юридич. акта, документа (напр., С. закона, С. междунар. договора). -------------------------- ОБОЗРЕНИЕ в журналистике, статья или передача по радио и телевидению, в к-рых рассматривается ряд явлений совр. действительности (за определённый период времени), объединённых общей темой, даётся их анализ и оценка. В О. могут освещаться явления различных областей совр. жизни - обществ.-политич., экономии., культурной, спортивной и т. п. -------------------------- ПЕРЕДОВАЯ СТАТЬЯ, передовица, редакционное (реже авторское) публицистич. выступление, открывающее очередной номер периодич. издания (газеты, журнала). В партийно-советской печати П.
с.- одно из важных средств пропаганды политики КПСС во всех областях обществ. жизни. П. с. в обще-политич. периодич. изданиях освещают и комментируют важнейшие актуальные события, задачи внутренней и внешней политики КПСС и Сов. гос-ва, указывают средства практич. решения очередных задач коммунистич. строительства, пропагандируют передовой опыт, подвергают критике недостатки. Особенность П. с.- в глубоком обобщении отд. фактов. В специализированных газетах (журналах) П. с. обычно посвящены насущным вопросам
данной области нар. х-ва и культуры, определяют пути их развития и совершенствования. -------------------------- ОЧЕРК, одна из разновидностей малой формы эпической литературы - рассказа, отличная от другой его формы, новеллы, отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения. Оба отличия зависят от особенностей проблематики О. Очерковая лит-ра затрагивает не проблемы становления характера
личности в её конфликтах с устоявшейся обществ. средой, как это присуще новелле (и роману), а проблемы гражд. и нравств. состояния "среды" (воплощённого обычно в отдельных личностях) - проблемы "нравоописательные"; она обладает большим познавательным разнообразием. Очерковая лит-pa обычно сочетает особенности художеств. лит-ры и публицистики. -------------------------- ПАМФЛЕТ (англ. pamphlet), публицистическое произв., непосредственная цель и пафос к-рого - конкретное, гражданское. преим. социально-политич. обличение; обычно небольшое по объёму. Как жанр публицистики П.- "эпиграмматическое произведение" (Ф. Энгельс) - обнажённо тенденциозен и предназначен для прямого воздействия на обществ. мнение; его стиль
отличается броской афористичностью, ораторскими интонациями, образностью характеристик, экспрессией (ему присущи как ирония, сгущённая до сарказма, так и патетика). Нарочито оскорбительный, карикатурно искажающий П. принято называть пасквилем. -------------------------- ФЕЛЬЕТОН (франц. feuilleton, от feuil1е - лист, листок), жанр художественно-публицистической литературы; ему присуще критическое, нередко комическое, в т. ч. сатирическое, начало. Общие приметы - актуальность
и подвижность предмета сообщения или рассуждения, видимая "бесплановость", лёгкость, непринуждённость композиции, пародийное использование художеств. и внехудожеств. жанров и стилей. Своеобразие Ф. связано преим. с тем, что он относится к "смешанному" художеств.-публицистич. жанру по методам обработки фактов и по отношению к факту, по целям. Контуры жанра, его содержание и функции исторически изменчивы. -------------------------- ЖУРНАЛИСТИКА,
вид общественной деятельности по сбору, обработке и периодич. распространению актуальной информации через каналы массовой коммуникации (пресса, радио, телевидение, кино и др.); одна из форм ведения массовой пропаганды и агитации. Информация, распространяемая Ж., должна иметь для аудитории социально-ориентирующее значение, формируя её общественное мнение и мировоззрение, давая представление о явлениях, процессах и тенденциях совр. действительности во всём многообразии, о закономерностях, определяющих функционирование
и развитие экономич., социально-политич., духовно-идеологич. жизни общества. В классовом обществе Ж. приобретает классовый характер и действует прежде всего в социально-политич. целях в соответствии с классовыми интересами и порождаемыми ими социальными, политич., нравственными и др. идеями. В соответствии с классовой структурой общества и действующими политич. группировками и партиями складываются различные отряды Ж. как выразители и проводники их политики и идеологии. Ф. Энгельс в статье "Коммунисты и
Карл Гейнцен", характеризуя задачи партийной Ж., отмечал, что она должна "прежде всего вести дискуссии, обосновывать, развивать и защищать требования партии, отвергать и опровергать претензии и утверждения враждебной партии" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 271). С уважением Литвинов Александр. |
В избранное | ||