Все выпуски  

VisualHistory.ru & Sovetika.ru - новое на сайте - Георгий Товстоногов


28 сентября исполнилось ровно 100 лет со дня рождения выдающегося театрального режиссера и педагога Георгия Александровича Товстоногова, который за свою широкую и многогранную творческую деятельность внес неизмеримо большой вклад в театральное искусство России, а его имя теперь прочно ассоциируется с его родным театром – Большим драматическим театром в Санкт-Петербурге.

Георгий Товстоногов Георгий Товстоногов

«Человек есть дробь, числитель который то, что о нём думают другие, а знаменатель то, что он думает о себе сам, - чем больше знаменатель, тем меньше дробь…» - именно так всегда считал Товстоногов, на протяжении всей своей жизни бескорыстно делясь мудростью и собственным жизненным опытом с теми, кто по-настоящему жаждал учиться. Вся режиссура этого необыкновенно талантливого человека представляла собой какой-то немыслимый оксюморон, в котором атмосфера бесконечного доверия и единодушия в творчестве шла под руку с жесткостью и даже жестокостью дисциплинарных мер.

Что ж, последнее и вовсе стало в какой-то момент времени этакой «животрепещущей» темой, на которой очень много спекулировали… пока в один прекрасный момент вдруг не пришло осознание того, что без Георгия Товстоногова развитие театра надолго застопорилось, что мнимая свобода от диктатуры в театре сменилась долгими годами застоя. Но это случилось уже слишком поздно, так что в данной ситуации как нельзя оказалась уместной поговорка: «Что имеем – не храним, а потерявши плачем».

Во время активной и напряженной работы над тем или иным спектаклем Георгий Александрович всегда учил своих студентов глубоко проникать в психологию героев, тонко выстраивая все действия и отгадывая малейшие их (героев) желания. Подобный подход был непривычен и даже чужд для устоявшейся отечественной театральной практики того времени, требующей яркого выражения эмоций и неумолимого накала страстей. На репетициях нередко можно было услышать выкрики режиссеров: «Перестаньте заниматься психологией, это вам не МХАТ!». Оттого работы Товстоногова всегда поражали своего зрителя и даже критиков тончайшим психологизмом, скрупулезной проработанностью всех деталей. Известный режиссер М. И. Туманишвили однажды признался: «Я помню, что только над первой фразой Татьяны («Взошла луна...») он (Товстоногов) работал с исполнительницей много дней подряд…». Сам режиссер неоднократно повторял своим ученикам на репетициях: «Я хочу, чтобы Вы нашли правду жизни, а не правдёнку».

Георгий Товстоногов Георгий Товстоногов

Георгий Александрович Товстоногов без всякого рода преувеличений входит в число режиссеров, которые своим неординарным и настойчивым творческим подходом определили пути развития театра во второй половине XX века. Неспроста его 30-летний период руководства БДТ в определенный момент времени был назван «золотой эпохой», а сам театр «эстетическим оазисом для ленинградской интеллигенции». Просто удивительно, как один человек может в течении всего нескольких сезонов превратить пустующий театр с миллионным дефицитом в кассе в центр театральной жизни страны, а ведь принял Георгий Александрович БДТ в плачевном состоянии.

Товстоногов ни на мгновение не забывал о зале, открыто и даже в какой-то степени прагматично ориентируясь на зрителя. Даже все старания своих студентов этот необыкновенный режиссер судил не как учитель или профессор, а как обычный зритель. Его излюбленным местом был седьмой ряд в зале, откуда он и «делал» спектакль, поставив себя на место неискушенного зрителя, простого обывателя, для которого театр со всеми его действиями и декорациями – волшебная сказка. Именно из зала «…он как бы проверял степень заразительности своего спектакля…», — говорит С. М. Лосев. Нередко во время репетиции он ходил по залу с сигаретой и почти беззвучно подавал реплики актерам.

Георгий Товстоногов Георгий Товстоногов

Помимо режиссуры и преподавания Георгий Товстоногов явил себя как автор нескольких книг по теории и практике режиссерского творчества — «Современность в современном театре. Беседы о режиссуре», «О профессии режиссера» и «Круг мыслей», а также «Зеркало сцены». Но наследие великого режиссера сохранилось не только в книгах. Записи бесед, занятий и репетиций, сделанные тридцать лет назад, обращены в сегодняшний день. О спектаклях Ленинградского Большого драматического театра, об его главном режиссере будут писать и говорить еще очень долгое время, потому что руками таких людей и строится все драгоценное искусство.

Автор - Светлана Кравцова


В избранное