Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Военно-политические новости

  Все выпуски  

Военно-политические новости (VPN)


VPN – военно-политические новости

Добрый день, уважаемые подписчики!

Коллектив VPN поздравляет всех подписчиков  c Новым Годом! Успехов Вам и багополучия!

По мнению членов группы VPN на сегодняшний день нижепредставленные статьи одни из самых актуальных на сегодняшний момент

………………………

Россия испытывает сразу три самолета 5-го поколения? Эксперты в недоумении

У России скоро будет не один самолет пятого поколения, а целых три. О такой возможности заявил главком ВВС РФ генерал-полковник Александр Зелин. По его словам, ВВС России уже проводят испытания трех подобных самолетов и оказывается, "В той или иной готовности они находятся". Правда, в какой готовности и к чему, главком ВВС не уточнил. Как не уточнил, что это за типы самолетов. Ситуацию для "Правды.Ру" комментируют известные военные эксперты Владислав Шурыгин, Анатолий Цыганок, Александр Храмчихин и Константин Сивков.

Главком ВВС выразил уверенность в том, что "к 12 августа 2009 года мы получим летный самолет пятого поколения". Никаких причин для невыполнения планов по самолету пятого поколения нет ни по финансированию, ни по "организационно-штатным мероприятиям", говорит Зелин. Командующий надеется сделать к Дню военно-воздушных сил, отмечаемому 12 августа, подарок, о котором военные летчики даже не подозревали.

Что же происходит на самом деле? Неужто мы и вправду в следующем году наконец заимеем свой самолет 5-го поколения, о котором даже не мечтали? И ни один, как у американцев (на вооружении ВВС США пока стоит один тяжелый истребитель F -22 Raptor , легкий истребитель F -35 проходит испытания), а целых три?

Обратимся к военным специалистам. В своем комментарии "Правде.Ру" эксперт из Института военного и политического анализа Анатолий Цыганок сообщил следующее: "Я сомневаюсь, что в данном случае речь идет о самолетах 5-го поколения. То, что производит тот же "Сухой", это так называемые самолеты "4+", "4++", "+4" и т.п. В лучшем случае, на что мы способны - это пробное испытание одного "пятого" прототипа. Да и о каком самолете 5-го поколения может идти речь, если этих самых "4+" и т.п. российским вооруженным силам практически не перепадает и в лучшем случае идет на экспорт? И получается, что те же Индия с Китаем вооружены благодаря нашим экспортным поставкам лучше нас. И я сомневаюсь, что в ближайшее время хотя бы один такой самолет у нас появится".

В то же время, по словам вице-президента Академии геополитических проблем Константина Сивкова, "скорее всего, под самолетом 5-го поколения подразумевают те самые Су-37 или С-47 или улучшенные самолеты 4-го поколения, которые имеются у нас в единичных экземплярах. Я все-таки не исключаю, что мы действительно испытываем "пятерку", но особенно радоваться этому не стоит.

И я глубоко сомневаюсь, что к дате 12 августа он станет в строй. Между испытанием и принятием на вооружение подобной техники проходит очень большое время. Если к этому добавить фактически уничтоженный оборонный комплекс, с грехом производящий выпуск ограниченных партий вооружений на экспорт, разгромленные ОКБ и инженерные школы, то ВВС будут дожидаться самолета "5-го поколения" еще очень и очень долго.

И, скорее всего, он будет уступать даже имеющимся "четверкам". Дело в том, что сейчас в основном авионика для нашей авиации поступает из США за неимением своей. А раз так, то это в первую очередь угрожает безопасности того, кто такие самолеты имеет, поскольку такое авиационное оборудование можно легко дистанционно вывести из строя "со стороны". Как это делается? Напомню, что в случае с Ираком американцы вывели из строя электронику на имевшихся у Багдада ЗРК "Хок" и "Чаппарэл" "из космоса", поскольку эта возможность заложена изготовителем в программе. И для производства такого самолета, как показывает "американская практика", потребуются громадные деньги, которые мы тратим на закупку вооружения США.

В свою очередь, эксперт из Института военного и политического анализа Александр Храмчихин в своем комментарии "Правде.Ру" заявил: "Вообще, очень трудно судить о самолетах 5-го поколения. До сих пор у нас не было денег для испытаний даже одного подобного образца, а тут вдруг целых три! Конечно, хотелось бы иметь сразу и тяжелый истребитель как аналог тому же "Раптору" и легкий как ответ на F -35, но я очень сомневаюсь, что мы сможем производить подобные самолеты из-за их дороговизны. Те же американцы так и не выполнили до конца план по постановке на вооружение даже первой серии из 165 машин. Причина одна - дороговизна. И если уж у американцев подобные проблемы, то про нас и вовсе говорить смешно".

Любопытна точка зрения, высказанная "Правде.Ру", военным экспертом Владиславом Шурыгиным: "Неизвестно, о каких таких самолетах 5-го поколения говорил главком. Боюсь, в лучшем случае речь идет просто о подготовке к испытаниям. И вообще, подобные заявления тяжело принимать всерьез. В последнее время наши генералы делают такие заявления, от которых просто едет крыша".

Нельзя не согласиться с военными экспертами. Вспомним, что для начала работ по самолету 5-го поколения разработчикам потребовалось пять миллиардов долларов. К тому же первоначальная стоимость подобных самолетов, как показывает практика, увеличилась в разы. Так, по разным данным, один "Раптор" стоит от 300 до 500 млн долларов вместо 70 - 90 млн от прогнозируемого. И именно это затормозило американскую программу перевооружения их ВВС самолетами подобных типов. Заметим, что на вооружение он поступил уже в 2004 году. Американцы планировали поставить на вооружение почти две тысячи подобных машин, но пока за четыре года они не выполнили этот план и на 20%. То же самое происходит и с F -35.

Кроме того, учитывая американский опыт, нужно помнить о том, что на "обкатку" "сырого" самолета и устранение неполадок и недоработок, которые обязательно будут, также уходит огромное время. По оценкам независимых экспертов, на это в общей сложности ушло около двух лет. И учитывая все выше сказанное, в 2009 году мы вряд ли увидим заветную "пятерку" на вооружении своих ВВС. Скорее всего, учитывая нынешний кризис, в лучшем случае мы сможем заявить о том, что готовы конкурировать с американскими "орлами" и "молниями" не раньше 2012 года. Конечно, можно формально заявить о принятии на вооружении самолетов "пятого поколения". Но кого мы в таком случае обманем?

Сергей Балмасов

26.12.2008
          Права на данный материал принадлежат Правда.РУ

 

ХОЛОСТОЙ ВЫСТРЕЛ. Или почему немецкие винтовки лучше удмуртских

Недавно пресс-служба «Ижмаша» распространила сообщение, что поставила российским биатлонистам партию винтовок элитного класса «БИ-7-4». Но капитан сборной России по биатлону, четырехкратный чемпион мира Николай Круглов опроверг заявления удмуртских оружейников, заявив, что по-прежнему будет стрелять из оружия немецкого производства...

Преждевременно, но надо спешить

Конфуз с винтовками «надежнее немецких» произошел, как мы думаем, из-за спешки. Спешка – из-за активизации Комитета работников и ветеранов «Ижмаша», которые недавно побывали в высоких кабинетах Москвы с обращением заводчан об отправке генерального директора Владимира Гродецкого в отставку. Руководителю вменяли в вину, что крупнейшее градообразующее предприятие столицы Удмуртии превратилось в запутанную структуру из десятков дочерних и зависимых предприятий. Причем «дочки» эти либо вообще не работают, либо их производство убыточно.

По жалобам заводчан начались проверки. Вот тогда и выяснилось, что люди возмущались не зря – некогда мощное предприятие с 68-тысячным коллективом, флагман российской оборонки стал холдингом ОАО «Ижевский машзавод», численность которого сегодня составляет... 160 человек.

Все остальное – это сложная схема аффилированных структур, где государство имеет влияние только через прослойки с похожими названиями типа «Концерн «Ижмаш». Причем до февраля государство владело только 20% акций в концерне. Для расшифровки: к оборонной продукции (точнее, к дивидендам), которая некогда производилась на предприятиях «группы «Ижмаш», государство тогда особого отношения не имело.

Основные средства «Ижмаша» – всего 376 млн. руб., при уставном капитале около 5,8 млрд. руб. Производства в ОАО «Ижевский машзавод» нет. Судя по ежеквартальным отчетам, основные виды деятельности – это аренда недвижимости, машин, оборудования и управление дочерними и зависимыми обществами. Причем «зависимыми» от себя производственные предприятия группы «Ижмаш» некогда один из крупнейших оборонных заводов в России – ОАО «Ижевский машзавод» – считает на основании так называемых договоров о взаимоотношениях, которые… могут быть в любой момент расторгнуты.

Итоги финансовой деятельности ОАО «Ижевский машзавод» таковы. За 9 месяцев 2008 года убыток – 14,9 млн. руб. Кредиторская задолженность только в исполнительном производстве составляет более 700 млн. руб. По исполнительному производству на имущество ОАО «Ижевский машзавод» и акции для взыскания долговых обязательств наложен запрет на отчуждение. Их могут в любой момент арестовать.

А где в это время акции государства? В стадии рассмотрения арбитражным судом находятся дела о банкротстве дочерних и зависимых предприятий «Ижевского машзавода»: ДОАО «НПЦ ВТ «Ижмаш», ДОАО «Ижевский оружейный завод» – и т.д. и т.п. Итого 12 (!) предприятий. А 10 предприятий уже ликвидировано в процедуре банкротства. Это значит, что, похоже, 22 предприятия группы «Ижмаш» приговорены.

Выходит, что имущество и денежные средства «Ижмаша», 57% акций которого ныне являются государственной собственностью, выведены из-под контроля, в том числе, как пишет ижевская газета «День» (см. номер от 08.09.08), в «частную фирму, зарегистрированную на Сейшельских островах». Обстоятельства «странного перевода» в «странные фирмы» более 112 млн. руб. подтверждаются решениями налоговых органов и арбитражных судов.

Виртуальных дел мастера

Как же такое могло произойти? С помощью информации из открытых источников, материалов проверок, уголовных и арбитражных дел покажем механизм «виртуализации».

На «Ижмаше», как пишет «День» (см. номер от 09.04.04), был «Коммерческий центр», который владел около 30 объектами практически всей инфраструктуры некогда государственного предприятия. «Это были, – пишет издание, – железнодорожные пути и тупики, электросети, теплосети, водопроводы, др. коммуникации, склады», на которых должна храниться оборонная продукция, автоматы и прочее. Очень скоро значительная часть этой инфраструктуры, без которой деятельность промышленного гиганта невозможна, перешла в руки нового владельца. На юридическом языке это, похоже, звучит так: «незаконное завладение имуществом с выводом активов оборонного завода…».

Дальше схема такова. Вначале заключается договор о поставке некоему покупателю более сотни автомобилей на сумму около 5 млн. руб. Заметим, сам г-н Гродецкий аффилирован к этому покупателю. Спустя четыре месяца стороны вдруг соглашаются, что сроки поставки по договору нарушены, и заключают допсоглашение о введении пени – 1,4% в день, то есть 511% годовых (ставка же рефинансирования в это время ЦБ РФ была от 42 до 80%). Когда из 5 млн. «натикало» 30 (а с такими процентами ждать пришлось не очень долго), в бой вступают векселя, аукционы и странные фирмы.

Как вы думаете, кто в итоге стал новым собственником акций «Коммерческого центра» – владельца инфраструктуры всего (!) оборонного предприятия и кто сдает в аренду эти мощности «Ижмашу»?

В 2000 году «Ижмаш» должен был поставить в Индию 1000 управляемых артиллерийских снарядов «Краснополь». В отличие от обычных артиллерийских снарядов, эффективных только при стрельбе по площадям, «Краснополь» обеспечивает поражение конкретных целей с закрытых огневых позиций первым выстрелом без пристрелки. Но зачем снаряды производить, если можно взять у военных. Но рано или поздно снаряды надо вернуть.

И вот тут оказалось, что снаряды у военных были взяты старые, и пришлось их доделывать. Да так усердно, что, как пишет «День» (см. номер от 29.07.04), «себестоимость восстановления одного снаряда для отправки в Индию в 1,6 раза превысила его номинальную стоимость».

В работе над заказом «Ижмаш» привлекал много смежников, в том числе с повышенным режимом секретности. Но вот затесалось в процесс «разработки и производства таблиц стрельбы и руководства по эксплуатации» некое московское ООО «Кантел-2001», которому по договорам (№ 80421462/1 от 18.12.01 и № 80421471 от 28.02.02) были заказаны эти самые таблицы на 61 млн. руб.

СО УФСБ РФ по УР доказал, что «ни один из участников корректировки и разработки эксплуатационных материалов и таблиц стрельбы не слышал о фирме ООО «Кантел-2001».

А их коллеги из СО УФСБ РФ по Московской области сообщили Арбитражному суду Удмуртии, что директор-бухгалтер гражданин Ф. «страдает алкоголизмом, паспорт утерян, проходит курс лечения в психиатрической больнице, учредителем и руководителем каких-либо организаций не являлся».

История с поставкой на «Ижмаш» материалов московской фирмой «Интерком» на 18,9 млн. руб. тоже банальна. Выбрали, купили, рассчитались по счетам, товар поставлен. А через некоторое время заводская комиссия, что принимала этот товар, вдруг неожиданно для себя обнаруживает, что материалы никуда не годны, не нужны предприятию, неликвидны и требуют незамедлительного списания. О чем и был составлен соответствующий акт.

Зачем надо собирать и представлять читателям эти факты? Потому что ижмашевцы обеспокоены своей судьбой, особенно в ситуации финансового кризиса. Значит, нужно привлечь внимание государства к проблеме оборонного сектора промышленности России. К проблемам мастеров, создающих «калашниковы» и «никоновы» – основу обороноспособности нашей страны, но не уверенных в завтрашнем дне.

А пока буквально вчера, прямо у проходной «Ижмаша», в магазине ООО «Легион» нашему корреспонденту был предложен «Тигр» на базе снайперской винтовки ООО «Легион». Как сообщает сайт «Легиона», компания приобретает «основные детали» оружия у одной из структур ООО «Концерн «Ижмаш» и занимается их сборкой. Правда, у экспертов возникают вопросы: имеет ли эта контора лицензии на производство оружия? По крайней мере на сайте «Легиона» обнаружить ее номер не удалось. Но если лицензии нет, то речь идет о незаконном производстве и продаже оружия.

/Н.Баландин/

25.12.2008
Права на данный материал принадлежат Независимая газета.
Материал был размещен в открытом доступе на ФГУП "Рособоронэкспорт".

 

Новинки в мире ВВТ в 2008 году. Наиболее интересные события в области разработки, производства и поставки вооружений, военной и специальной техники

Традиционно в конце каждого года принято подводить некие итоги. В "НВО" решили выбрать наиболее интересные, на наш взгляд, события в области разработки, производства и поставки вооружений, военной и специальной техники, произошедшие по всему миру. Сразу оговоримся: данный обзор не претендует на истину в последней инстанции и, естественно, обладает некоторой степенью субъективности.

 

Военный космос

Начнем с той сферы, которая в среднесрочной перспективе обещает стать одной из основных в области вооруженного противоборства между развитыми странами мира. В этой связи можно с большой долей уверенности сказать, что самое значимое событие в области военного космоса произошло у дальневосточных границ Российской Федерации: в феврале ракетой-перехватчиком SM-3, запущенной с американского крейсера "Лейк Эри" типа "Тикондерога", был уничтожен "вышедший из-под контроля" американский же спутник-шпион USA-193. Причем стартовое окно составляло всего лишь 10 секунд, что говорит о высокой выучке личного состава как военно-морских сил Соединенных Штатов, так и подразделений других видов ВС США, принимавших участие в данной операции.

Данный пуск не только стал своеобразным "ответом" на аналогичную операцию, проведенную в начале 2007 года военными Китайской Народной Республики, но и на практике подтвердил факт наличия у Соединенных Штатов исправного и вполне боеспособного противоспутникового оружия, которое в случае необходимости может быть достаточно быстро введено в действие.

 

Военно-морские силы

Одной из важнейших новостей мирового значения в области военно-морских вооружений стало решение командования ВМС США отложить на неопределенное время строительство перспективных эсминцев типа "Цумвальт", кроме первых трех. Причины - очень значительный рост расходов по программе (например, только постройка головных двух кораблей обойдется в 3,2 млрд. долл., а последующей серии - по 2,2 млрд. долл. за ЭМ), а также сомнения в соответствии корабля и его вооружения задачам, которые будут стоять перед американским флотом в среднесрочной перспективе. Взамен было предложено построить дополнительно 8-11 эсминцев типа "Арли Берк".

А ведь первоначально речь шла о контракте на 32 "корабля будущего", каждый из которых должен был иметь перспективную 155-мм артиллерийскую систему с новым боеприпасом большой дальности LRLAP; новейший многофункциональный радиолокационный комплекс; новые установки вертикального пуска типа Mk57, расположенные по периметру эсминца; интегрированную систему обнаружения подводных целей и борьбы с ними; принципиально новую систему обеспечения корабля энергией; системы автоматизации (в интересах снижения численности экипажа), а также новую автоматическую систему пожаротушения и пр.

Но тем временем американский флот понес очередную потерю - правда, не трагическую: 21 ноября прошла официальная церемония прощания с атомной подводной лодкой специального назначения NR-1. Поступившая на "временную службу" в военно-морские силы США в 1969 году (таким образом, корабль фактически не числился в списках ВМС), эта исследовательская субмарина принимала участие в десятках специальных операций флота и ЦРУ, использовалась для проведения подводных экспедиций чрезвычайной важности (например, поиск и подъем останков истребителя F-14, вооруженного УР "Феникс" и скатившегося в море с палубы авианосца "Джон Ф. Кеннеди" в 1976 году или фрагментов взорвавшегося космического корабля "Челленджер" в 1986-м), а также изучения рельефа морского дна и в качестве рабочего средства подводных археологов (так, в 1995 году субмарина принимала участие в одной из экспедиций известного исследователя глубин доктора Роберта Балларда, а в 2002 году именно NR-1 обследовала обнаруженные останки одних из первых американских кораблей - "Монитор" и "Акрон"). Да и последним заданием субмарины стал поиск именно исторического артефакта - затонувшего некогда корабля "Бонн-омм Ричард", флагманского корабля Джона Пола Джонса.

Максимальная рабочая глубина погружения у подлодки достигала 724 м, а непрерывность нахождения субмарины в подводном положении - не менее 30 суток. Отличительной особенностью корабля был манипулятор, способный поднимать груз массой до 113 кг. Подводное водоизмещение - 406,4 тонны, максимальная длина - 45,72 метра, главная энергоустановка - ядерная (один реактор), экипаж - семь человек команды и двое прикомандированных специалистов.

Не повезло в этом году и атомному авианосцу "Джордж Буш", десятому и последнему типа "Нимиц". Передача корабля заказчику, запланированная на конец 2008 года, была перенесена на следующий год. Таким образом, церемония официального ввода авианосца в боевой состав американского флота, запланированная на 10 января 2009 года (чтобы Джордж Буш еще исполнял обязанности верховного главнокомандующего ВС США, которые он передаст Бараку Обаме 20 января следующего года), пройдет раньше, чем авианосец будет фактически передан национальным ВМС. Это достаточно редкий и необычный случай, происходивший тем не менее почти полтора десятка раз. Не везет как-то Джорджам Бушам - и с живым сердцем, и с ядерным.

Впрочем, сокращения и беды коснулись не только США. Правительство соседней Канады также под влиянием кризиса и возросшей стоимости (2,7 млрд. долл. против 2 млрд. запланированных изначально) отменило решение о постройке для национальных ВМС серии из трех многоцелевых вспомогательных судов большого водоизмещения нового типа для замены вспомогательных судов типа "Протектор", возраст которых уже превысил 40 лет. Ряд "отмен" прошел и в других странах мира, но ввиду их меньшей значимости мы не будет останавливаться на них подробнее.

Зато программа "боевого корабля литоральной зоны", или сторожевого корабля LCS, вышла на новый уровень. Во-первых, в ноябре в боевой состав ВМС США принят головной корабль одной из модификаций LCS - "Фридом", а во-вторых, руководство Пентагона в соответствии с имеющейся практикой уведомило американский Конгресс об имеющихся планах постройки четырех кораблей такого типа для ВМС Израиля. Главной отличительной особенностью израильских LCS от их американских прототипов будет отсутствие так называемого модульного принципа бортового вооружения - на боевых кораблях ВМС Израиля все вооружение будет "стационарным", то есть установленным постоянно (у американских сторожевиков вооружение и специальные системы должны заменяться в зависимости от конкретной задачи и сложившейся обстановки).

Израильские корабли типа LCS будут вооружены 20-мм скорострельным зенитным артиллерийским комплексом ближнего действия "Фаланкс", установкой вертикального пуска типа Mk41 для стрельбы противолодочными (ASROC) и зенитными ("Барак") управляемыми ракетами, противокорабельным ракетным комплексом "Гарпун", противолодочными торпедами и др. Ориентировочно стоимость всего контракта может достичь 1,9 млрд. долл.

Не остался в стороне в 2008 году и российский ВМФ: впервые за почти два десятка лет флот получил действительно новый корабль - в феврале Андреевский флаг был поднят на головном корвете проекта 20380, получившем имя "Стерегущий". Это - первый боевой надводный корабль, построенный с нуля и переданный отечественному ВМФ после распада Советского Союза. Впрочем, с такими темпами постройки наш флот еще долго не сможет перейти в новое тысячелетие: "Стерегущий" был заложен на стапеле "Северной верфи" и, даже считаясь одним из приоритетных проектов российского ОПК, был передан заказчику только через не полных 7 лет. Для сравнения - для постройки современного атомного авианосца "Джордж Буш" американским судостроителям понадобилось только 5 лет.

 

Авиация и ПВО

Сфера боевой авиации оказалась в 2008 году, как, впрочем, и всегда, наиболее богатой на события. Так, начало года ознаменовалось решением по одному из важнейших для американских военных вопросу - выбора "преемника" для замены устаревших самолетов-заправщиков КС-135. После долгих колебаний командование ВВС США остановилось на КС-45А, продвигаемом на Североамериканский континент совместно местным подразделением европейского концерна EADS и корпорацией "Нортроп Грумман".

КС-45А - это модифицированный под нужды ВВС США воздушный танкер А330 MRTT, созданный специалистами компании "Эрбас" на базе коммерческого авиалайнера А330. Различные варианты нового самолета-заправщика можно было видеть на авиасалонах в Дубае (2007 год) и в Берлине (2008 год).

Соглашение предусматривает вначале постройку четырех опытных самолетов - стоимость данной фазы составляет 1,5 млрд. долларов (все эти машины уже находятся на стапеле). Вторая фаза - закупка серии из 179 машин на общую сумму 40 млрд. долл.

Отдельные элементы самолетов планируется изготавливать в Европе на предприятиях "Эрбас": крыло - в Великобритании, фюзеляж и остальные элементы - в Германии и Франции. После этого они будут доставляться в США, где на территории нового предприятия "Эрбас" в Мобайле, штат Алабама, должна осуществляться окончательная сборка КС-45А. Выпуск бортовой системы заправки намечено наладить на новом заводе в Бриджпорте, штат Западная Виргиния. В общей же сложности в работах по данной программе будут заняты 25 тыс. сотрудников 230 американских компаний, среди которых - "Дженерал Электрик Авиэйшн", "Сарджент Флетчер", "Ханиуэлл", "Паркер", "Телефоникс", "Найт Аэроспейс" и "AAR Карго Системс".

Решение командования ВВС США - это сильный удар по "Боингу", ведь изначально именно его вариант самолета-заправщика рассматривался в качестве приоритетного и даже успел победить в тендере. Однако после того как вскрылись факты сговора между некоторыми сотрудниками "Боинга" и высокопоставленными чиновниками ВВС США, решение отменили, а виновных уволили и отдали под суд. После этого звезда "Боинга" закатилась - несмотря на усиленное лоббирование рядом конгрессменов интересов национального авиастроительного гиганта, приоритет все же был отдан паре EADS/"Нортроп Грумман". Впрочем, на протяжении всего нынешнего года эксперты высказывали осторожное предположение по поводу того, что "битва" еще не окончена и в 2009 году "пробоинговское" лобби постарается тем или иным образом аннулировать решение командования ВВС США и добиться по крайней мере проведения тендера заново.

Безусловным событием года в военной авиации стала выкатка первого оперативно-тактического транспортника нового поколения А400М, состоявшаяся в июне. На сегодня портфель заказов по программе включает 196 машин: к списку давних заказчиков - Великобритания (25 машин), Бельгия (7), Германия (60), Испания (27), Турция (10) и Франция (50) - добавились Люксембург (1), Малайзия (4) и ЮАР (8 самолетов плюс опцион еще на 6).

Главным подрядчиком по программе выступает компания "Эрбас", а в качестве основных субподрядчиков были выбраны другие подразделения EADS, британская "BAE Системс", бельгийская компания "Флабель" и турецкая "Тусас Аэроспейс Индастриз". Финальная сборка самолетов выполняется на заводе в испанской Севилье. Два года назад американские эксперты опубликовали прогноз, согласно которому стоимость приобретения флота из 50 самолетов А400М и сопутствующего оборудования и инфраструктуры обойдется заказчику в 4 млрд. долл., а в течение 30-летнего срока эксплуатации операционные расходы составят еще 10 млрд. Так что машина получилась "не из дешевых". Но теперь у американского С-130 "Геркулес" появился достойный соперник на международном рынке.

Другим значимым событием стала отправка в апреле в отставку легендарного "стеллса" F-117А "Ночной ястреб". После четвертьвековой службы командование ВВС США решило отказаться от этого истребителя, являющегося первым в мире "самолетом-невидимкой". Создан он, кстати, был фактически на базе теории нашего соотечественника - профессора Петра Уфимцева. Точнее - на основе его труда "Метод краевых волн в физической теории дифракции". Впрочем, тот же Петр Уфимцев позднее доказал невозможность "полной невидимости самолета для радаров", чем забил толстый гвоздь в "крышку гроба" американского "Ночного ястреба". В ходе балканского конфликта это было продемонстрировано на практике - с использованием ракеты советского ЗРК. В общей сложности ВВС США получили 59 машин данного типа, из которых семь по различным причинам было потеряно. Подразделения же 49-го истребительного авиакрыла, базирующегося на ВВБ "Холломэн" и имевшего на вооружении самолеты F-117A, взамен стали оснащаться новейшими истребителями F-22A "Рэптор".

В июне в воздух впервые поднялся истребитель F-35B "Лайтнинг II", являющийся самолетом с укороченным разбегом и вертикальной посадкой (STOVL) и предназначенный для вооружения авиации ВМС и морской пехоты США, ВВС и ВМС Великобритании и Италии. Истребитель базовой модификации - F-35A - поднялся в воздух еще в декабре 2006 года. Однако на вооружение первым поступит именно F-35B, это должно произойти в 2012 году. "Стартовый" получатель - морская пехота США. Со временем, как планируется, именно такие самолеты составят ядро авиагрупп перспективных британских авианосцев - на двух кораблях будет базироваться 138 таких машин.

А вот последний квартал принес "Лайтнингу II" еще более приятное известие - норвежское правительство приняло решение закупить для национальных ВВС американские F-35, а не новейшие шведские истребители "Грипен" NG ("новое поколение"). При таком раскладе норвежские компании, по самым скромным оценкам, получат субподрядов не менее чем на 7 млрд. долл. меньше, чем если бы они принимали участие в программе шведского "Грипена" - в обмен на закупку ВВС Норвегии этих истребителей.

Наконец, в сентябре корпорация "Боинг" совместно со специалистами Пентагона провела первое испытание - стрельбу - боевого высокоэнергетического химического лазера воздушного базирования. Выстрел, длившийся менее секунды, стал очередным и весьма важным этапом на пути создания перспективной лазерной авиационной системы противоракетной обороны, предназначенной для обнаружения, сопровождения и уничтожения вражеских баллистических ракет на начальном участке траектории их полета.

Следует особо отметить, что это - уже вторая попытка Вашингтона создать авиационный боевой лазерный комплекс. Первая была предпринята в 1970-х годах, когда высокоэнергетический лазер был установлен на самолете КС-135А. Данный комплекс в ходе испытаний успешно уничтожил пять ракет класса "воздух-воздух" AIM-9 "Сайдуиндер", но в 1984 году программа была остановлена и самолет списали. Однако через 10 лет корпорация "Боинг" вернулась к данному проекту - лазерная "пушка" была размещена на борту модифицированного для этой цели самолета "Боинг" 747-400F.

Максимальная взлетная масса самолета с лазерной установкой составит 396,89 тонн, длина максимальная - 70,6 м, размах крыла - 64,4 м, экипаж самолета - 4 человека, численность операторов лазерной системы - 20 человек, практический потолок - 13 800 м, дальность полета - 7170 км, основное вооружение - химический кислородно-ионный лазер мощностью 1 мегаватт.

Впрочем, записали ВВС США на свой счет и "антирекорд": в феврале 2008 года при взлете с военно-воздушной базы "Андерсен" на острове Гуам потерпел аварию один из самых секретных американских самолетов - стратегический бомбардировщик В-2 "Спирит" стоимостью около 1,2 млрд. долл. "Дух Канзаса", такое собственное имя носил этот самолет, стал первой машиной данного типа, потерянной американскими ВВС за почти двадцатилетнюю историю их существования - теперь в распоряжении Пентагона осталось только 20 подобных самолетов. Причина "инцидента типа А", как именуются в США катастрофы летательных аппаратов, унесшие человеческие жизни, или же авиационные происшествия, последствием которых стал ущерб на сумму более 1 млн. долл., оказалась весьма банальной: стратегический бомбардировщик погубила обычная… сырость в трех из 24 датчиков воздушного давления.

И хотя наличие влаги было обнаружено как минимум за сутки до вылета, правильных действий никто так и не предпринял. А во избежание неполадки необходимо было всего лишь включить систему обогрева. В результате во время разбега В-2 неисправные датчики стали выдавать неверную информацию, а это, в свою очередь, вызвало дезориентацию системы управления самолета. В общем, как метко сказал один из американских экспертов, "у В-2 из-за трех отсыревших датчиков просто "закружилась голова".

Для отечественной военной авиации уходящий год оказался не таким уж богатым на значимые события, но кое-какие сдвиги к лучшему все же произошли.

В начале февраля армейская авиация, наконец-то, получила первые два серийных боевых вертолета Ми-28Н. Они поступили в распоряжение 344-го Центра боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации ВВС России. Сами стальные "стрекозы" были переданы военным немногим ранее - в конце января. Фактически, именно с этого момента можно реально говорить о начале процесса перевооружения российских вертолетных полков на новую машину огневой поддержки. После опытной эксплуатации и устранения вероятных замечаний и реализации пожеланий военных - на это отводится около полутора лет - будет принято окончательное решение о принятии данной машины на вооружение. И хотя программа тянулась непозволительно долго, американским коллегам повезло еще меньше - они так и не дождались разведывательно-ударный вертолет "Команч". Так что нам еще, можно сказать, повезло.

В марте на аэродроме РСК "МиГ" в подмосковных Луховицах в присутствии представителей заказчика - ВМС Индии - впервые поднялся в небо первый серийный корабельный истребитель МиГ-29КУБ, оснащенный модернизированным двигателем РД-33МК.

Контракт на 12 одноместных истребителей МиГ-29К и четыре "спарки" МиГ-29КУБ был подписан с ВМС Индии 20 января 2004 года. Также в рамках контракта предусмотрены обучение индийских летчиков и техсостава, поставка тренажеров и запчастей, организация сервисного обслуживания переданных истребителей и опцион на 30 самолетов со сроком поставки до 2015 года.

В том же месяце в Дели состоялось подписание контракта между ВВС Индии и РСК "МиГ" на модернизацию 64 ранее поставленных 64 истребителей МиГ-29УБ, что позволит продлить срок их службы на 40 лет. Самолеты будут оборудованы современным комплексом БРЭО российского, индийского и французского производства, в том числе новой БРЛС "Жук-МЭ", модернизированными двигателями РД-33 серии 3 с повышенным ресурсом, а также получат новые авиационные средства поражения. Первые шесть машин будут модернизированы в России, а остальные - силами индийской компании HAL.

В феврале 2008 года в воздух впервые был поднят Су-35 - сверхманевренный многофункциональный истребитель поколения "4++", созданный как радикальная модернизация самолетов семейства Су-27/Су-30. Главными отличительными особенностями машины являются принципиально новый комплекс БРЭО - на основе цифровой информационно-управляющей системы, интегрирующей системы бортового оборудования; новая РЛС "Ирбис-Э" с ФАР, имеющая уникальные характеристики по дальности обнаружения воздушных целей и увеличенное число одновременно сопровождаемых и обстреливаемых целей, новые двигатели "117С" с управляемым вектором тяги и увеличенной на 2000 кгс тягой и повышенным ресурсом. А в июне совершил первый полет новый российский двухместный боевой вертолет Ка-52. В серию новая модель была запущена в октябре. Есть информация, что Минобороны России закупит 30 таких машин.

В апреле на экспорт ушел первый самолет-амфибия Бе-200ЧС, заказчиком которого выступило МЧС Азербайджана, а еще одним событием, косвенно затрагивающим российский авиапром, стало принятие в феврале на вооружение ВВС Словакии 12 модернизированных истребителей МиГ-29АС/УБС, которые теперь полностью соответствуют требованиям, предъявляемым командованием НАТО к боевым, летно-техническим и эксплуатационным характеристикам авиационной техники, находящейся у стран - членов данного альянса. Самолеты были модернизированы РСК "МиГ" на территории заказчика в широкой кооперации с национальным авиаремонтным предприятием и рядом западных компаний. Стоимость модернизации составила 78 млн. долл., а отличительной особенностью машин стал так называемый "цифровой" камуфляж.

 

Для морской пехоты и пехоты

В течение 2008 года в разных странах мира произошло достаточно большое количество событий, связанных с бронетанковой техникой и другими образцами ВВТ для наземных войск. Это и принятие на вооружение прошедших испытания образцов, и модернизация уже стоящих на вооружении национальных армий бронетранспортеров, боевых машин пехоты и танков. Среди всей массы соглашений и решений можно выделить такие, как, например, подписанный в августе между Корпусом морской пехоты США и компанией "Дженерал Дайнэмикс Амфибиос Системз" контракт стоимостью 766,8 млн. долл. на проведение проектирования и постройки опытных экземпляров новой модификации плавающей боевой бронированной машины EFV (Expeditionary Fighting Vehicle или "Экспедиционная боевая машина пехоты" EFV).

Данная боевая бронированная машина предназначена для замены амфибийных боевых бронированных машин AAV7A1 и призвана стать тем образцом бронетехники, на который будут возлагаться основные задачи в рамках реализации принятой командованием КМП США доктрины "Оперативный маневр с моря" (Operational Maneuver From The Sea). Одной из главных особенностей EFV является ее способность выполнять высадку на занятый противником берег с десантных кораблей, находящихся на удалении до 37-46 км, совершая плавание при волнении моря до 3-5 баллов, что кардинально меняет саму концепцию и ход проведения морской десантной операции. При этом на берегу данные бронемашины должны заменить американским морским пехотинцам основной боевой танк "Абрамс", который может высаживаться на берег либо на упор (чего американские большие десантные корабли делать не могут в принципе), либо же на малых десантно-высадочных средствах, сильно уязвимых для огня противника, либо же в порту (базе).

Работы по первому прототипу были начаты в декабре 1997 года, в июле 1998-го машина успешно прошла этап "Критического изучения проекта" и в августе 1999-го первый прототип новой ББМ покинул сборочный цех завода (стоимость работ по двум прототипам составила 64 млн. долл.). Машина была передана КМП США в январе 2000 года. Утвержденный план предусматривает поставку заказчику 935 машин в стандартном варианте и еще 78 - в модификации командирской машины. Состояния начальной оперативной готовности планируется достичь не позднее 2010 года (к тому времени у морской пехоты должны быть 13 боевых машин и одна командирская машина). В общей сложности в данной программе занято 323 субподрядчика, роль главного подрядчика выполняет подразделение GD Land Systems Amphibious Systems (г. Вудбридж).

Однако в последние годы программа стала откровенно пробуксовывать - по целому ряду причин, в том числе и неудовлетворенности заказчика результатами войсковых испытаний прототипа. Так, в феврале 2007 года в газете The Washington Post появилась статья, в которой со ссылкой на неназванные источники в КМП США утверждалось, что заказчик "чрезвычайно недоволен характеристиками машины", возмущен возросшей с 8 до 12 млрд. долл. стоимостью программы и даже рассматривает возможность отмены решения о возможности ее серийного производства, а также выдал подрядчику задание представить семь дополнительных прототипов стоимостью по 22 млн. долл. каждый (одновременно МО США приостановило решение о начале сборки опытной партии данных бронемашин). Представители командования КМП США в частности отмечали, что "машина постоянно глохнет после четырех с половиной часов работы, протекает и иногда даже самовольно уклоняется от курса". По новому контракту разработчик обязался изготовить к 2012 году два новых прототипа и одновременно модернизировать все ранее изготовленные машины.

"Рогом изобилия", видимо, станут для своих создателей машины, созданные в рамках программы MRAP или боевой бронированной машины с повышенной защитой от самодельных и других взрывных устройств. Один из последних контрактов по программе, запущенной после чрезвычайно высоких потерь американских военных в Афганистане и Ираке, был подписан с корпорацией "Дженерал Дайнэмикс" и предусматривает поставку 773 боевых машин типа RG-31 Mk5E на общую сумму около 552 млн. долл. А буквально незадолго перед этим компания подписала другой контракт - еще на 624 машины данного типа, таким образом, только корпорация "Дженерал Дайнэмикс" оттянула на себя в рамках данной программы контракты на общую сумму около миллиарда долларов.

В области сухопутных вооружений отличилась в уходящем 2008 году, в хорошем смысле этого слова, и Россия. Началось серийное производство одной из лучших российских разработок - зенитного ракетно-пушечного комплекса "Панцирь-С1". Причем комплекс, который по большому счету российские оружейники смогли создать только благодаря интересу и деньгам военных ОАЭ, стал на сегодня одной из лучших разработок отечественного оборонно-промышленного комплекса и вызывает неподдельный интерес у многих стран различных регионов мира. Экспортные поставки заказчику из ОАЭ начнутся в следующем году, а в этом комплекс в базовой комплектации получил другой заказчик - в количестве шести машин (одна батарея).

Владимир Щербаков

26.12.2008
           Права на данный материал принадлежат Независимое военное обозрение.
           Материал был размещен в открытом доступе на АвиаПорт.ru.

………………………………………

 

 

 Автор и название

 Аннотация и прямая ссылка для скачивания

Николай Секач

Боевой вертолет МИ-24

 

В книге рассказывается об истории  создания и боевом применении одного из самых массовых и известных боевых вертолетов мира - Ми-24. Задуманный как винтокрылая боевая машина армейской авиации, вертолет достойно выдержал все испытания, выпавшие на его богатую событиями жизнь. Ми-24 участвовал во многих вооруженных конфликтах и локальных войнах на многих континентах в завершающей четверти XX века. На пороге третьего тысячелетия Ми-24 не потерял своей боевой ценности и потому является объектом многочисленных модификаций и модернизаций. Так что ставить точку в истории Ми-24 пока еще рано. Книга иллюстрирована большим количеством фотографий, многие из которых публикуются впервые. Книга рассчитана на моделистов-стендовиков и всех интересующихся историей отечественной авиации.

 

Посмотреть обложку: http://www.normativ-nt.ru/Khigi_voin/MI24/1.jpg  

Скачать книгу: http://www.normativ-nt.ru/Khigi_voin/MI24/MI24.djvu  

 

Полный перечень литературы военного и военно-исторического направления смотрите на сайте "www.Normativ-NT.ru " в разделе “ Военная литература "

 

_____________________________________________________________________________

 

РЕКЛАМА на VPN

Если Вам нужен тот или иной  ГОСТ – заходите на сайт www.Normativ-NT.ru.

Если нужного ГОСТ-а нет, пишите на e-mail: Normativ-NT@mail.ru  


В избранное