Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Военно-политические новости

  Все выпуски  

Военно-политические новости (VPN)


VPN – военно-политические новости

Добрый день, уважаемые подписчики!

По мнению членов группы VPN на сегодняшний день нижепредставленные статьи одни из самых актуальных на сегодняшний момент

………………………

В Сунженском районе Ингушетии идет бой

Группа боевиков совершила вооруженное нападение на сотрудников правоохранительных органов, проводивших оперативные мероприятия в зоне проведения контртеррористической операции в Сунженском районе Ингушетии. Информации о жертвах и пострадавших нет, сообщил РИА Новости по телефону представитель пресс-службы республиканского МВД.

"В зоне проведения КТО на сотрудников правоохранительных органов примерно в 14.00 мск совершено вооруженное нападение. По нападавшим открыт ответный огонь. На данный момент в лесном массиве близ селения Алхасты идет ожесточенная перестрелка между бандитами и силовиками", - сказал собеседник агентства.

По его словам, пока неизвестно, есть ли пострадавшие.

Оперативный штаб Ингушетии 30 марта объявил ряд населенных пунктов Сунженского района зоной проведения контртеррористической операции. Днем раньше в этом районе были обнаружены тела пяти охотников.

"Есть информация, что лица, причастные к убийству пяти жителей республики - охотников, могут скрываться на указанной территории. На данный момент проходят оперативно-розыскные мероприятия", - сообщил РИА Новости по телефону источник в ФСБ Ингушетии.

 31.03.2009
       Права на данный материал принадлежат РИАНовости

 

Увеличение числа призывников не скажется на их "качестве"

Увеличение количества призывников не скажется на их "качестве" - больше молодых людей, страдающих различными заболеваниями, а также правонарушителей и граждан, имеющих судимость, призываться не будет, сообщил врио заместителя начальника Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба Вооруженных сил РФ, полковник Николай Новичков.

Весенний призыв на военную службу начинается 1 апреля. В ряд Вооруженных сил планируется призвать 305 тысяч человек, что является самым большим призывом за последнее время.

"Организация призыва - не однодневное мероприятие, и прежде чем установить эту норму, которая утверждена президентом РФ, тщательно во всех округах и субъектах была проанализирована возможность этой работы. После того, как эта цифра была выверена во всех позициях, и по состоянию здоровья, и по моральным качествам, она была утверждена", - сказал Новичков в ходе организованного Общественной палатой (ОП) видеомоста с представителями военкоматов и правозащитников Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Ростова-на-Дону.

Новичков сообщил, что норма по призыву будет выполнена в полном объеме, так как все военные округа доложили к 1 апреля о выполнении всех необходимых мероприятий.

В ходе видеомоста специалисты выразили опасение, что в связи с увеличением нормы призыва в армию могут попасть больные молодые люди, а также учащиеся техникумов и вузов, не закончившие обучение.

"Наши организации ведут мониторинг призыва, и из основных проблем мы фиксируем призыв больных граждан - порядка 30% обращений по нарушениям прав связаны с призывом больных граждан", - сообщил координатор общественного движения "Гражданин и армия", член экспертного совета при уполномоченном по правам человека Сергей Кривенко.

По его словам, с отменой некоторых отсрочек под призыв могут попасть учащиеся техникумов и институтов, что фактически срывает процесс беспрерывного образования.

В свою очередь, представитель военно-врачебной комиссии в Екатеринбурге, врач-психиатр Василий Сивов сказал, что в связи с призывом людей, страдающих от различных заболеваний, армии придется работать "с тем контингентом, который к нам придет, в том числе с нарушителями порядка и передовиками производства".

"Наша главная задача - обеспечить выполнение задач с тем солдатским материалом, который к нам придет", - сказал он.

1.04.2009
       Права на данный материал принадлежат РИАНовости

 

Кадыров уверен, что режим КТО в Чечне отменят в кратчайшие сроки

Президент Чечни Рамзан Кадыров уверен, что процесс отмены режима контртеррористической операции (КТО) в Чечне не будет затягиваться, и решение об этом будет принято в кратчайшие сроки.

"Я уверен, что режим КТО будет отменен в ближайшем будущем, я не вижу повода для затягивания этого процесса, война у нас давно закончилась, осталось юридически закрепить этот факт", - заявил президент Чечни в интервью РИА Новости в среду.

"Принципиальное решение о завершении КТО руководством страны принято, Национальный антитеррористический комитет (НАК) представит президенту и Верховному главнокомандующему соответствующие предложения, после чего глава государства примет окончательное решение. Руководитель ФСБ Бортников меня уже поздравил с этим событием после окончания заседания НАК во вторник, на котором обсуждался вопрос о снятии режима КТО", - сказал Кадыров.

Участники прошедшего во вторник заседания НАК в Москве приняли решение подготовить и внести на рассмотрение президента РФ предложения по режиму контртеррористической операции (КТО) в Чечне, действующему там более девяти лет. В частности, рекомендовано привести систему организации и управления спецсилами и средствами по обнаружению и пресечению преступной деятельности бандподполья в Чечне в соответствие с практикой, сложившейся в других субъектах Федерации, и действующей нормативно-правовой базой.

С 1999 года на всей территории Чечни действует особый режим КТО, хотя в соседних республиках, например, Дагестане и Ингушетии, где также проводятся контртеррористические операции, режим КТО вводится по решению региональных антитеррористических комиссий и штабов временно и распространяется только на отдельные районы на основании оперативной информации о действующих там бандформированиях.

Президент Чечни подчеркнул, что он не опасается осложнения ситуации в регионе после отмены спецрежима.

"Я уверен, что в Чечне после отмены режима КТО не будет поводов для введения спецрежимов на локальных территориях, аналогично Дагестану или Ингушетии. В Чечне не осталось бандгрупп, которые могли бы проникать в населенные пункты, захватывать их и совершать там преступления, осталась кучка бандитов, которая бегает, с этими остатками мы скоро справимся при поддержке МВД и ФСБ", - отметил Кадыров.

По его словам, для того чтобы республика могла идти вперед, дальше развиваться, создавать рабочие места необходимо юридически оформить наступление мира в регионе.

"Это тем более актуально в связи с мировым кризисом, нам необходимо создавать рабочие места, условия для развития экономики. Вице-премьер России Шувалов заявил, что регионы сами должны бороться с кризисом, вытягивать свои регионы, мы готовы это делать, но нам нужны для этого соответствующие правовые условия, кризис только начинается, в августе ожидается его пик, и мы должны к этому подготовиться", - сказал Кадыров.

Он подчеркнул, что после принятия решения о завершении КТО руководством страны в первую очередь будет открыта таможня и введены международные рейсы из Грозного.

"Дальнейшие вопросы, связанные с функционированием аэропорта в статусе международного, зависят от местных властей. Мне сегодня председатель правительства доложил, что практически аэропорт готов принимать и отправлять рейсы за рубеж, осталось лишь закупить специальное оборудование для таможни, которое можно приобрести лишь после подписания документа о КТО. Я сказал, чтобы договорились с поставщиками этого оборудования о доставке сразу же после завершения процедуры подписания", - сказал президент Чечни.

При этом он отметил, что Чечня испытывает проблемы в связи с отсутствием специалистов для работы на таможне.

"В Чечне нет специалистов для работы на таможне, и пока мы не подготовим свои кадры Федеральный центр обещал направлять нам сотрудников таможенной службы в командировку", - сказал Кадыров.

1.04.2009
       Права на данный материал принадлежат РИАНовости

 

Россия создаст арктические войска и передаст Арктику под контроль ФСБ

Россия намерена создать отдельную группировку войск в Арктике, которая призвана обеспечить безопасность российской части Северного Ледовитого океана "в различных условиях военно-политической обстановки". Кроме того, согласно подготовленной Совбезом РФ арктической стратегии, этот регион должен, по сути, перейди в ведение ФСБ и уже к 2016 году превратиться в "ведущую стратегическую ресурсную базу РФ", пишет газета "Коммерсант".

На этой неделе на сайте Совбеза РФ появился документ "Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу", о создании которого говорили еще в прошлом году. Глава "Основные задачи и меры по реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике" посвящена созданию в Арктике "группировки войск (сил) общего назначения ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов в арктической зоне РФ, способных обеспечить военную безопасность в различных условиях военно-политической обстановки".

- В охране арктического шельфа могут быть задействованы подлодки Северного флота

- К концу XXI века вся Арктика может полностью растаять

Кроме того, предлагается создать "активно функционирующую систему береговой охраны ФСБ РФ в арктической зоне". Документ предусматривает, что российская часть Арктики должна находиться под более плотным контролем ФСБ. Стратегия призывает "оптимизировать систему комплексного контроля за обстановкой в Арктике, включая пограничный контроль в пунктах пропуска через госграницу РФ, введение режима пограничных зон в административно-территориальных образованиях арктической зоны РФ и организацию инструментального технического контроля за проливными зонами, устьями рек, лиманами на трассе Северного морского пути".

Говоря об особой роли ФСБ в документе, газета напоминает, что экс-глава ФСБ Николай Патрушев ездил на Северный полюс в сопровождении нынешнего спецпредставителя президента РФ по Арктике Артура Чилингарова. А на сентябрьском Совбезе, посвященном этой теме, Патрушев заявил, что, безусловно, исключает вероятность войны за Арктику, однако уверен, что "интересы в регионе будут отстаивать как Россия, так и другие государства".

Издание также отмечает, что публикация арктической стратегии совпала по времени с предъявлением претензий Норвегии по поводу учений в арктических водах. Между тем, в НАТО отметили, что никто в альянсе не рассматривает Россию ни как противника, ни как проблему. По словам представителей альянса, их беспокоит только увеличение интенсивности судоходства в Арктике в связи с глобальным потеплением, что увеличит риск катастроф, "и потребуются силы, которые смогут осуществлять спасательные операции".

В МИД Канады и Норвегии газете вчера заявили, что прокомментируют арктическую стратегию России только после того, как внимательно ее изучат.

Спецпредставитель президента по Арктике Артур Чилингаров заявил изданию, что "Россия должна охранять свои границы и защищать свой суверенитет в полном объеме". По его словам, сейчас Минобороны активно участвует в освоении Арктики, так как силами военной авиации и при личной координации Чилингарова в районе Северного полюса разворачивается полярная станция "Барнео".

Согласно опубликованной стратегии, к 2010 году должны быть собраны все материалы для "международно-правового оформления внешней границы арктической зоны Российской Федерации", то есть к этому сроку Россия намерена доказать, что подводные хребет Ломоносова и поднятие Менделеева являются продолжениями российского континентального шельфа и частью территории РФ.

Как отмечает издание, работа в этом направлении ведется уже несколько лет, с тех пор как в 2001 году Россия впервые подала соответствующую заявку в ООН. Однако, как сообщили газете в НИИ Арктики и Антарктики, "динамики в этом вопросе пока нет, потому что пока ничего не делается — нет даже глубоководного многолучевого эхолота". Тем не менее, согласно обнародованной Совбезом стратегии, уже в 2016-2020 годах Арктика должна превратиться в "ведущую стратегическую ресурсную базу РФ".

27.03.2009
       Права на данный материал принадлежат NEWSru.com

 

Летальное испытание. Катастрофа F-22 Raptor впервые привела к гибели пилота

25 марта в американском штате Калифорния потерпел крушение многоцелевой истребитель пятого поколения F-22 Raptor. Пилотировавший его летчик-испытатель компании Lockheed Martin погиб. Катастрофа произошла к северо-востоку от авиабазы Эдвардс, примерно в 10 утра по местному времени. С момента поступления истребителя на вооружение это первое крушение F-22, хотя на этапе испытаний также произошли две аварии. Но жертв тогда удалось избежать. Нынешняя катастрофа произошла совсем не вовремя - в ближайшие недели администрации Белого дома предстоит решить судьбу самого амбициозного и дорогостоящего проекта американского авиастроения.

Тайная миссия

Причины последнего крушения F-22 до сих пор остаются неясными, но, вероятно, уже в ближайшее время должна быть объявлена хотя бы предварительная версия. Пока же представители ВВС США отказываются называть даже цель полета, который выполнял истребитель.

Газета The Los Angeles Times, в частности, приводит слова официального представителя американских ВВС Винса Кинга, который заявил лишь то, что самолеты на авиабазе Эдвардс выполняют самые разные тестовые полеты, "начиная с испытаний структуры корпуса летательного аппарата, заканчивая проверкой авионики и компонентов радиоэлектронной борьбы".

По версии издания, среди вероятных причин катастрофы самолета могут быть названы ошибки конструкторов или обслуживавших самолет техников, а также человеческий фактор. Вину за произошедшее могут возложить и на погибшего летчика, хотя его опыт не вызывает сомнений.

49-летний Дэвид Кули более двадцати лет прослужил пилотом в американской авиации, а после увольнения в 2003 году стал летчиком-испытателем компании Lockheed Martin, которая производит новейший американский истребитель. Вместе с пилотами ВВС США он занимался испытаниями F-22 на авиабазе Эдвардс.

В официальном сообщении, которое было опубликовано на сайте воинской части в день катастрофы, сообщается, что "это очень трудный день для авиабазы Эдвардс и для всех, кто знал Дэйва как воина, летчика-испытателя и друга".

Руководство воинской части также предупреждает местных жителей о необходимости держаться подальше от места катастрофы, пока ее последствия не будут полностью ликвидированы, поскольку там могут находиться опасные взрывчатые материалы. Эту информацию косвенно подтверждает и The Los Angeles Times, отмечающая, что истребитель был полностью укомплектован вооружением.

О хронологии катастрофы также известно мало. Однако, как пишут в местной печати, истребитель упал в районе аварийной посадочной площадки для экспериментальных самолетов. После падения офицеры находившегося неподалеку калифорнийского дорожного патруля заметили дым и сообщили об этом своему руководству.

Полицейским посоветовали не приближаться к месту происшествия и пообещали послать туда спасательный вертолет. Затем пилот был доставлен в госпиталь города Викторвилль, однако спасти его не удалось.

История катастроф

Прошлая катастрофа F-22 Raptor произошла в штате Невада в 2004 году, еще до принятия самолета на вооружение американской армии, и имела менее трагические последствия. Пилоту удалось успешно катапультироваться, хотя сам истребитель был полностью разрушен.

После этого в США на две недели приостановили полеты F-22 для технического осмотра и анализа причин крушения. Последние официально не сообщались, однако, по данным печати, в ходе расследования технических дефектов выявлено не было.

В октябре 2007 года катастрофа могла произойти на авиабазе Эдвардс во время выполнения истребителем F-22 сложной фигуры пилотажа с полным комплектом вооружения на борту. Тогда, по данным Flightglobal, внезапно остановились оба двигателя самолета. Однако они "перезапустились еще до того, как пилот успел это заметить". Об инциденте узнали только на земле после осмотра самолета инженерами.

Самое первое происшествие было связано не с F-22, а с первым тестовым прототипом этого истребителя - YF-22. Самолет разбился в апреле 1992 года во время приземления на авиабазе Эдвардс, но пилоту также удалось катапультироваться. В тот раз, по оценкам экспертов, причиной происшествия стала так называемая "раскачка", которую не удалось предотвратить из-за ошибки программного обеспечения.

Примерно за год до этого, в апреле 1991 года, ВВС США объявили, что YF-22 стал победителем конкурса на разработку истребителя нового поколения (The Advanced Tactical Fighter) для американской армии. Его неудавшимся конкурентом был YF-23, который разрабатывала компания Northrop Grumman совместно с другими производителями. Всего было построено два экземпляра YF-23, которые теперь выставлены в американских музеях.

Смутные времена

В последнее время проект F-22 Raptor переживает не лучшие времена. Существование самого продвинутого и дорогого американского истребителя, который, как утверждают некоторые эксперты, способен оставаться невидимым даже для лучших систем ПВО, с приходом новой администрации Белого дома оказалось под угрозой.

В 1980-е годы, во время гонки вооружений между СССР и США, американская армия рассчитывала приобрести до 750 таких истребителей. Сегодня же военные умерили свои потребности. Так, согласно последним заявлениям Пентагона, в дополнение к уже заказанным 183 истребителям они хотели бы получить еще около 60, чтобы общее их количество составляло 240-250 единиц.

Причины для этого есть. Во-первых, в нынешних условиях американцам попросту не нужно такое количество самолетов, а во-вторых, покупать значительную партию дорогих истребителей в условиях финансового кризиса было бы чересчур расточительно. К слову, как отмечают в печати, один F-22 обойдется бюджету примерно в 140 миллионов долларов, хотя некоторые источники называют куда большие цифры - до 300 миллионов.

Пока же администрация Барака Обамы почему-то медлит с решением о перспективах покупки F-22, да и сам военный бюджет США, по некоторым данным, вообще могут засекретить. Однако американские промышленники уже развернули целую кампанию в поддержку этого самолета, так как в продолжении его производства заинтересована не только Lockheed Martin, но и другие субконтракторы.

Один из двух?

Наряду с рекламой в СМИ, производитель инициировал кампанию в интернете, создав сайт "Сохраним рабочие места производителей Raptor" (Preserve Raptor Jobs) (который, правда, на момент написания статьи был недоступен). С его помощью можно направить Бараку Обаме письмо со следующим призывом: "Прекращение программы F-22 будет иметь разрушительные последствия для нашей экономики и национальной безопасности".

Производители самолета делают ставку на то, что с прекращением выпуска истребителей Америка потеряет тысячи рабочих мест, которые сегодня как никогда важны. Впрочем, в пользу F-22 есть и другие аргументы.

Так, самым известным лоббистом Raptor считается австралийский аналитический центр Air Power Australia, который прославился рядом скандальных публикаций, критикующих экспортный вариант истребителя F-35 и расписывающий достоинства F-22.

Руководитель центра доктор Карло Копп, ученый и пилот-любитель, сравнив возможности ЗРС С-400 "Триумф" и американских истребителей, сделал вывод, что составить достойную конкуренцию новейшим российским средствам ПВО может только F-22, а F-35 станет для них легкой добычей.

В последней статье австралийский аналитик и вовсе заявил, что, предлагая своим давним стратегическим партнерам истребитель F-35 вместо F-22 Raptor, США уподобляются продавцу мотоциклов, который хочет предложить покупателю скутер с объемом двигателя в 50 кубических сантиметров.

В адрес Коппа и его соратников звучит немало критики. "Скандальные разоблачения" уже вызвали негативную реакцию со стороны американских военных, которая в итоге переросла в открытый "обмен любезностями" на страницах специализированных СМИ.

Многих удивляло, что на выпады Коппа ничего не ответил производитель самолетов. Но это вполне естественно. Оба истребителя являются детищами Lockheed Martin. Только если у F-35 уже есть гарантированный рынок сбыта, то с F-22 все сложнее. Их экспорт пока запрещен, а значит, отказ Пентагона от дальнейших контрактов будет означать крах проекта. Поэтому критика австралийцев американской корпорации даже на руку.

У других же экспертов "продвинутость" F-22 вызывает сомнения. Так, по мнению специалиста по национальной безопасности американского Института ближневосточной политики (The Institute for Near East Policy) Томаса Кримминса, заявление которого цитирует The Los Angeles Times, нельзя быть на сто процентов уверенным, что F-22 сможет противостоять даже более старому российскому комплексу С-300. Кримминс в прошлом - подполковник ВВС США, имеющий более 3000 часов налета и наверняка кое-что понимает в этом.

Последняя катастрофа американского истребителя стала еще одной, пускай и не самой значительной ложкой дегтя в истории амбициозного проекта. Неизвестно, как это происшествие повлияет на дальнейшую судьбу истребителя или отразится на мнении потенциальных покупателей, если Вашингтон все же решит одобрить экспорт F-22. Но в любом случае, какое-то объяснение производителю рано или поздно дать придется. Ведь в отличие от прошлых катастроф нынешнее крушение F-22 Raptor впервые привело к гибели человека.

Андрей Федоров

27.03.2009
        Права на данный материал принадлежат Lenta.ru

 

Доклад Пентагона возмутил китайских военных

Пекин выразил недовольство очередным докладом военного ведомства США, касающимся тенденций развития вооруженных сил и обороной промышленности Китая, сообщает Xinhua. Официальный представитель министерства обороны страны Ху Чанмин отметил, что в этом документе приводятся искаженные факты, ставящие под сомнение допустимое наращивание военной мощи Китая, которая якобы является угрозой для соседнего Тайваня.

Чанмин подчеркнул, что Китай "сильно разочарован этим докладом и решительно опровергает его", а его страна развивает свою военную мощь исключительно с целью обороны. По его словам, Пекин не занимается гонкой вооружений в любой форме и не представляет угрозы для других государств.

Теория "китайской военной угрозы", как отметил Ху Чанмин, основана на искаженных фактах и абсолютно безосновательна. От имени Китая представитель военного ведомства рекомендовал США прекратить распространение этого доклада, чтобы предотвратить дальнейший урон для двусторонних отношений стран в военной сфере.

Напомним, что на днях Пентагон обнародовал доклад "Военная мощь Китайской Народной Республики", который доступен для скачивания на официальном сайте ведомства. В нем сообщается, что Пекин скрывает свои расходы на оборонные нужды и тратит на эти цели значительно больше средств, чем объявляет официально. В 2008 году китайцы якобы израсходовали на оборону от 105 до 150 миллиардов долларов, тогда как по официальным данным, военный бюджет страны составил 60,1 миллиарда долларов.

В документе также отмечается, то Пекин развивает ядерные технологии и методы борьбы в киберпространстве, хотя технологии, которые разрабатываются и внедряются китайскими военными, в основном направлены на оборону. Тем не менее, все эти факторы, как считают в Пентагоне, отражаются на балансе сил и могут сказаться на обстановке во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Отметим, что подобный доклад военное ведомство США публикует уже не в первый раз. При этом, несмотря на традиционную критику наращивания военной мощи Китаем, оборонный бюджет Вашингтона остается самым большим в мире и многократно превосходит аналогичные статьи расходов других мировых держав.

27.03.2009
        Права на данный материал принадлежат Lenta.ru

 

Дели обрел собственное зенитно-ракетное "Небо". В части ПВО вооруженных сил Индии начал поступать ЗРК "Акаш"

Наконец-то в части ПВО вооруженных сил Индии начал поступать ЗРК "Акаш", разработанный специалистами этой страны. Это произошло после нескольких лет постоянных устранений неполадок и существенных недостатков. Военно-воздушные силы республики за 240 млн долл. приобрели 36 таких комплексов.

Комплексная разработка

"Акаш", что в переводе с хинди означает "Небо", является одним из ракетных комплексов, создававшихся компаниями индийского ВПК в рамках Integrated Guided Missile Development Program (IGMDP, "Комплексная программа разработки управляемого ракетного оружия"), официально начатой почти четверть века назад.

Основной целью программы было определено достижение такого уровня развития национальной ракетной отрасли, при котором стала бы возможной реализация принципа "опоры на собственные силы". По мнению индийских специалистов, в случае успешной реализации всех проектов, входящих в IGMDP, ракетостроение страны получило бы бесценный опыт, который может быть с равной эффективностью использован и в процессе создания других образцов ракетного оружия.

В настоящее время официально в рамках комплексной программы идет работа над пятью проектами: ракетные комплексы стратегического назначения с баллистическими ракетами средней дальности семейства "Агни", ракетные комплексы тактического и оперативно-тактического назначения с БР семейства "Притви", зенитные ракетные комплексы с ЗУР "Акаш" и "Тришул", а также противотанковый ракетный комплекс с противотанковой управляемой ракетой "Наг". Иногда к этой программе причисляют также ракетный комплекс с ракетой "БраМос". Последнее, впрочем, не совсем верно, поскольку работы по данному проекту были начаты намного позднее и ведутся не сугубо национальными силами, а в рамках российско-индийской компании BrahMos Aerospace Limited (соучредители - подмосковное НПО машиностроения и индийская организация DRDO).

Следует также отметить, что фактически едва ли не главной предпосылкой для решения Дели приступить к реализации рассматриваемой программы послужила политика, проводимая в те годы рядом стран Запада, предпринявших с помощью введения режима о нераспространении ракетных технологий попытки ограничить процесс модернизации арсеналов вооружений армий наиболее развитых стран так называемого третьего мира. К тому же после испытания Индией 18 мая 1974 года ядерного зарядного устройства в отношении нее был введен ряд санкций.

Многообещающие показатели

Основу ЗРК средней дальности "Акаш" составляет сверхзвуковая зенитная управляемая ракета. Создатель комплекса - Лаборатория оборонных исследований и разработок (DRDL), находящаяся в городе Хайдарабад и организационно входящая в состав главной индийской научно-исследовательской и военно-промышленной структуры, именуемой Организация оборонных исследований и разработок (DRDO). Производитель зенитных управляемых ракет - компания "Бхарат дайнэмикс Лимитед" (Bharat Dynamics Limited), также расположенная в Хайдарабаде.

Вместе с тем "Акаш" - это отнюдь не сугубо индийское изделие. Конструкторы достаточно активно использовали достижения специалистов других государств. Так, например, разработка ЗУР велась индийскими ракетчиками с широким использованием результатов подробного изучения и многолетней эксплуатации хорошо известного во многих странах мира советского комплекса "Куб".

Зенитная управляемая ракета "Акаш" имеет нормальную аэродинамическую форму. Длина ЗУР - 5,82 м, диаметр - 0,35 м, стартовая масса - 720 кг, масса БЧ - 55 кг, скорость ракеты - до 2,5 М, скорость цели - до 600 м/сек. Зона поражения: по дальности - 25-30 км, по высоте - 18 км. Боевая часть - осколочно-фугасная с предварительно заготовленными поражающими элементами. Радиус поражения БЧ - до 50 м. Взрыватели - неконтактный (радиовзрыватель) и контактный. Бортовая система управления ракеты построена на основе современных микропроцессоров.

Система наведения: на марше - ИНС и командная - при помощи радиолокационной станции "Раджендра" - с возможностью перестройки по частоте (приемная антенна помехозащищенной системы управления ракеты расположена в хвостовой ее части, под соплом), а на конечном участке траектории полета - с использованием помехоустойчивой полуактивной радиолокационной ГСН. Последнее - наличие полуактивной РГСН - в официальных источниках и рекламных материалах компании-разработчика не подтверждается. Данная информация была почерпнута из аналитических материалов ряда индийских журналистов, специализирующихся на военно-технической тематике. С другой стороны, в случае отсутствия такой головки самонаведения возникает вопрос о целесообразности создания и принятия на вооружение в наше время ЗУР только с телеуправлением.

Корректировка полета ракеты по тангажу и курсу осуществляется с помощью расположенного в средней части ЗУР по Х-образной схеме поворотного крыла трапециевидной формы, в то время как находящиеся в хвостовой части четыре руля трапециевидной формы с элеронами обеспечивают управление по крену.

Стартовый двигатель ракеты - твердотопливный, маршевый двигатель - прямоточный воздушно-реактивный (четыре воздухозаборника расположены вдоль корпуса ЗУР, между плоскостями ее крыла). Стартовик за 4,5 секунды разгоняет ракету до скорости 1,5 М, после чего запускается маршевый ПВРД, длительность работы которого составляет 30 секунд. Боевая машина ЗРК (самоходная пусковая установка) создана на шасси БМП-1: на ней смонтирована наводимая ПУ на три ракеты (наведение по азимуту - 360 градусов, по углу места - от 8 до 60 градусов, скорость наведения - 9 град/сек). Время реакции с момента обнаружения цели - 15 секунд. Самоходные ПУ могут располагаться на удалении до 500 м от поста управления зенитной ракетной батареи и функционировать в автоматическом режиме.

В качестве средства обнаружения, классификации, сопровождения и захвата целей, а также наведения на них ракет используется трехкоординатная РЛС "Раджендра" (Rajendra) с фазированной антенной решеткой и электронным управлением лучом. Она разработана специалистами Организации по исследованиям в области электроники (Electronic Research & Development Establishment или ERDE, входит в состав DRDO) и установлена на шасси БМП-1. В одном подъемном устройстве совмещены антенна станции обнаружения воздушных целей (ФАР с 4000 элементов, рабочий диапазон - 4-8 Гц или G/H), антенна управления/наведения ЗУР (1000 элементов, рабочий диапазон - 8-20 Гц или I/J) и аппаратура системы госопознавания ("свой-чужой"). Утверждается, что модернизированная РЛС "Раджендра" может одновременно и сопровождать до 64 целей, и обеспечивать целеуказание 12 ракетам (ранее обнародовалась информация о том, что РЛС способна сопровождать до 20 целей и одновременно обстреливать четыре из них - 12 ЗУР). Максимальная дальность обнаружения воздушных целей - 60 км, сектор обзора по азимуту - от минус 45 до плюс 45 градусов, разрешение по дальности - 30 м, разрешение по углу места - 2 градуса.

Кроме того, подразделениям, оснащенным ЗРК "Акаш", придаются еще две радиолокационные системы: главная - мобильная трехкоординатная РЛС, предназначенная для обзора воздушного пространства на больших дальностях и предварительного наведения других радаров комплекса в нужную зону (данная станция обеспечивает выработку азимута, дальности и высоты полета воздушной цели и может одновременно сопровождать до 200 объектов), а также мобильную, "батарейную" РЛС освещения воздушной обстановки, задачей которой является обнаружение и сопровождение средств воздушного нападения противника на средних дальностях (она может одновременно сопровождать до 40 целей).

В рекламных материалах по комплексу "Акаш" утверждается, что эффективное поражение его ЗУР различных целей обеспечивается высокой точностью самонаведения ракеты в сложных внешних условиях, наличием адаптивного неконтактного взрывателя и мощной осколочно-фугасной БЧ.

В состав зенитного ракетного дивизиона включаются до четырех зенитных ракетных батарей с комплексом "Акаш", а также КП дивизиона в составе командно-штабной машины, трехкоординатной РЛС ОВЦ (по дальности - 150 км, по высоте - от 30 м до 19 км), машины технического обеспечения боевого дежурства и универсальной машины обеспечения всеми видами питания. Кроме того, в группу технического обеспечения дивизиона включаются машины:

с компрессорной установкой и баллонами для хранения сжатого воздуха,

транспортно-заряжающая,

транспортная для перевозки ракет,

с проверочной аппаратурой,

с передвижной мастерской,

пост проверки и ремонта самоходных ПУ,

пост проверки и ремонта радиолокационных станций.

Типовая зенитная ракетная батарея комплекса "Акаш" включает:

четыре самоходные пусковые установки ЗРК "Акаш" на гусеничном (на шасси БМП-1, для подразделений сухопутных войск) или колесном (для подразделений военно-воздушных сил) шасси;

одну трехкоординатную РЛС "Раджендра" с ФАР (на гусеничном шасси);

одну командно-штабную машину с антенной на телескопической мачте;

несколько транспортно-заряжающих машин на колесном шасси (обычно - по одной на каждую СПУ);

одну машину-кабелеукладчик;

одну машину техобеспечения;

двухкоординатную РЛС обнаружения и выдачи данных целеуказания (включается на временной основе в случае, если батарея находится на "автономном" боевом дежурстве, в отрыве от КП зенитного ракетного дивизиона).

Зенитные ракетные батареи с комплексом "Акаш" могут располагаться на расстоянии до 25-30 км от КП дивизиона.

Стоимость одного ЗРК "Акаш", по данным индийских СМИ, составляет около 260 тыс. долл.

От неудач к успеху

Работы над ЗУР "Акаш" были начаты во второй половине 80-х годов прошлого века. Первая фаза летных испытаний проведена с 1990-го по март 1997 года. В сентябре 1998 года начались стрельбы ЗРК (по 3-5 раз в год) по воздушным целям - мишеням типа "Лакшья" (Lakshya) и БПЛА "Нишант" (Nishant). В 2006 году представители Минобороны Индии заявили о завершении разработки данного комплекса, после чего он был передан на опытную эксплуатацию Сухопутным войскам Индии. Однако сразу же - одна за другой - стали выявляться серьезные недоработки, а индийские военачальники все чаще принялись высказываться против принятия данного ракетного комплекса на вооружение.

Но представители разработчика не теряли оптимизма и в прошлом году даже сообщили о том, что ведутся работы по созданию модификации ракеты "Акаш", которая будет иметь большие скорость и дальность пуска. Вдобавок новая ракета будет оснащена уже комбинированной головкой самонаведения - активной радиолокационной и ИК-блоком. В совокупности с модернизированной РЛС "Раджендра" новый комплекс предполагается использовать уже не только как систему ПВО, но и в качестве средства ПРО - для борьбы с тактическими и оперативно-тактическими баллистическими ракетами противника.

В конечном итоге сильное лобби, которое DRDO имеет в правительственных и военных кругах Индии, переломило ситуацию. Правда, не без помощи конструкторов, сумевших устранить большинство выявленных "сухопутчиками" недостатков. После чего комплексом "заинтересовалось" командование ВВС Индии. Хотя на исходе 2008 года работы по "Акашу" уже на семь лет отставали от утвержденного ранее графика, и потому командование вооруженных сил республики еще в 2005 году, по настоятельному требованию ВВС, было просто вынуждено обратиться к традиционному партнеру Дели по военно-техническому сотрудничеству - Израилю - и приобрести у него 18 ЗРК "Спайдер" (разработчик и производитель - компания "Рафаэль").

 

Как бы то ни было, в ноябре 2008 года на полигоне Похран, расположенном в районе пустыни Раджастан, уже с участием специалистов индийских ВВС были проведены всесторонние испытания комплекса "Акаш", признанные успешными. По их результатам соответствующие должностные лица рекомендовали командованию ВВС Индии принять комплекс на вооружение. Что и было сделано. А в январе 2009 года появилось официальное о намерении военно-воздушных сил закупить первую партию ЗРК. Правда, точное их количество тогда названо не было.

По сообщению индийских специализированных СМИ, в программе серийного выпуска ЗРК "Акаш" планируется задействовать около 100 предприятий и организаций национального военно-промышленного комплекса. В частности, компания "Ларсен и Тубро" (Larsen and Toubro) будет выпускать мобильные пусковые установки и машины обеспечения, компания "ТАТА Пауэр" (TATA Power) - двигатели, а "Уолчанднагар индастриз" (Walchandnagar Industries) займется системами контроля и управления. При этом официальные представители Минобороны республики особо подчеркивают тот факт, что в соответствии с новыми положениями законодательства страны в области закупок вооружений, военной и специальной техники значительная часть работ по программе "Акаш" будет передана индийским предприятиям малого и среднего бизнеса.

Армейская проблема

В то время как командование ВВС Индии уже занято вопросами практической интеграции нового зенитного ракетного комплекса в систему ПВО, у их коллег из сухопутных войск дела обстоят намного менее блестяще. Фактически в тупик зашла попытка командования данного вида индийских вооруженных сил провести тендер на закупку ЗРК средней дальности (MRSAM): оказалось, что претендент на победу - всего один, а в этом случае, согласно индийским законам, проводить конкурс нельзя. Вот и получается, что армия вполне может на ближайшее время остаться без нового комплекса ПВО, тогда как старые зенитные системы уже устарели и технически, и морально.

Проблема с отсутствием претендентов кроется в специфике индийского законодательства относительно поставок национальным Вооруженным силам различных вооружений, военной и специальной техники - оно требует в рамках подписываемого контракта достаточно существенной передачи технологий и организации выпуска части комплектующих на предприятиях индийского военно-промышленного комплекса. Большинство зарубежных компаний с этим не согласны, поскольку передача новейших технологий может подорвать их позиции как ведущих разработчиков и производителей оружия.

Кроме того, в рамках данного тендера руководством Минобороны Индии было поставлено дополнительное условие - техническое обслуживание имеющихся в войсках и находящихся на складах комплексов и отдельных систем должны осуществлять только специалисты подконтрольной государству компании "Бхарат дайнэмикс лимитед".

Следует напомнить, что запрос на участие в тендере и представление соответствующей технической и финансовой информации Министерство обороны Индии направило зарубежным компаниям-претендентам в мае 2008 года. Но к 12 января 2009-го положительный отклик поступил только от израильской компании "Рафаэль", остальные же возможные участники ответили отказом. Среди них, как утверждают индийские источники, были европейская MBDA, немецкая "Рейнметалл", американская "Рейтеон" и российское КБ приборостроения.

Новый комплекс, по задумке индийских военных, должен будет составить основу армейской ПВО и обеспечивать прикрытие механизированных и бронетанковых подразделений от ударов средств воздушного нападения противника. При этом армейские генералы предъявляют к претенденту следующие основные требования:

дальность стрельбы - не менее 50 км;

возможность обеспечения подрыва БЧ ракеты в радиусе 10-30 м от СВН противника;

способность поражать воздушную цель, имеющую скорость до 800 м/сек - на встречном курсе и до 350 м/сек - при стрельбе вдогон;

комплекс должен обеспечивать поражение всех типов средств воздушного нападения - самолетов, вертолетов, беспилотных летательных аппаратов и ракет различного класса (впрочем, возможность поражения тактических и оперативно-тактических баллистических ракет в требованиях не прописана);

комплекс должен базироваться на шасси надежной боевой машины (не указано, однако, какого типа должно быть шасси - гусеничное или колесное);

комплекс должен иметь возможность действовать круглосуточно и в любых погодных условиях, а также обладать системой защиты от оружия массового поражения (ядерного, бактериологического и химического).

"Воздушное пространство Индии - весьма чувствительно к ударам средств воздушного нападения противника, - подчеркивает в интервью американскому еженедельнику "Дифенс Ньюс" высокопоставленный индийский военный на условиях анонимности. - Ведь сегодня по причине недостаточного наличия современных высокоэффективных радиолокационных станций и зенитных ракетных комплексов в системе ПВО страны образовались достаточно серьезные бреши, которые надо быстро устранить".

Владимир Щербаков

27.03.2009
       Права на данный материал принадлежат Независимое военное обозрение.

 Информация к размышлению:

Налаживая связи России и США ("The Washington Post", США)

Трудно оспорить пессимистичные оценки российско-американских отношений, которые превалировали в конце прошлого года. К сожалению, отношения ухудшились из-за планов предыдущей администрации США - в частности, по развертыванию американской глобальной системы противоракетной обороны в Восточной Европе, попыток передвинуть границы НАТО на восток и отказа от ратификации Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Все эти позиции подрывали интересы России, и в случае их реализации неизбежно потребовали бы ответа с нашей стороны.

Я считаю, что ликвидация таких препятствий хорошим отношениям была бы выгодна обеим странам - особенно ликвидация "токсичных активов" с целью пополнения негативного баланса - а также выгодна всему миру.

Для этого потребуются совместные усилия. Произошедший в этом году обмен посланиями между мной и президентом Обамой продемонстрировал готовность обеих сторон к построению зрелых двусторонних отношений в деловой и прагматичной манере. Для этого у нас есть "дорожная карта" - декларация о стратегических отношениях, подписанная нашими странами в Сочи в 2008 году. Крайне важно воплотить в жизнь те позитивные идеи, которые содержатся в декларации. Мы к этому готовы.

Возможных областей сотрудничества великое множество. Например, я согласен с президентом Обамой в том, что возобновление процесса разоружения должно стать нашим ближайшим приоритетом. Желание обеспечить абсолютную безопасность в одностороннем порядке является опасным заблуждением. Меня обнадеживает то, что наши новые партнеры в Вашингтоне осознают это.

Похоже, все мы понимаем необходимость поиска совместных решений проблем Афганистана с участием всех влиятельных игроков. Действуя в этом духе, Москва организовала проведение представительной конференции по Афганистану под эгидой Шанхайской организации сотрудничества. Мы приветствуем выдвинутую США инициативу о созыве международной конференции ООН в Нидерландах. Крайне важно, что Россия и Соединенные Штаты расценивают эти конференции как взаимно дополняющие друг друга, а не как соперничество двух стран.

Ни Россия, ни Соединенные Штаты не могут мириться с пассивностью и безразличием в наших отношениях. Я говорил в Вашингтоне в ноябре прошлого года о необходимости положить конец кризису доверия. Для начала мы должны договориться, что преодолеть наше общее негативное наследие можно, лишь обеспечив равенство и взаимную выгоду, а также приняв во внимание наши обоюдные интересы. Я готов к такой совместной работе с президентом Обамой на основе этих принципов, и я надеюсь начать ее уже завтра, на нашей первой встрече в Лондоне перед саммитом "Группы 20".

Состояние мировой экономики вызывает у всех нас большую обеспокоенность. Мы можем обеспечить жизнеспособность мировой финансовой системы лишь путем построения ее взаимодополняющей архитектуры, основанной на диверсифицированной системе региональных резервных валют и финансовых центров. Во время саммита Россия и Соединенные Штаты смогут возглавить усилия по созданию универсальных правил и порядков, которые будут действовать в отношении всех без исключения сторон. Мы должны также вместе подумать о целесообразности введения мировой наднациональной резервной валюты, возможно, под эгидой Международного валютного фонда.

В двусторонних отношениях нам нужно больше успешных инвестиционных проектов, совместных исследований и разработок компаний, нам надо наращивать торговлю высокотехнологичной продукцией.

С окончанием "холодной войны" и последовавшей за ней глобализацией в корне изменился геополитический контекст наших отношений, и существенно выросло значение руководства. Сегодня эффективное руководство должно быть коллективным, основанным на желании и способности находить общие знаменатели в интересах международного сообщества и основных групп государств. Саммиты "Группы 20" являются крупным шагом в этом направлении.

Я убежден, что Россия и Соединенные Штаты могут многое предложить миру, сохраняя при этом нашу особую ответственность в мировых делах. Такие возможности более всего видны в вопросах стратегической стабильности и ядерной безопасности. Характер российско-американских отношений в значительной мере определяет трансатлантическую политику, основой которой могло бы стать трехстороннее сотрудничество между Европейским союзом, Россией и США.

Необходимость перезапуска нашего сотрудничества подсказана отчасти историей наших отношений, которая включает в себя целый ряд весьма эмоциональных моментов: дипломатическую поддержку России Соединенным Штатам на критических этапах развития Америки, нашу совместную борьбу с фашизмом и эпоху разрядки.

В своем инаугурационном обращении президент Обама недвусмысленно выразил свое понимание того, что Соединенные Штаты должны меняться вместе с остальным миром. Его речь произвела на меня глубокое впечатление своей непредвзятой оценкой проблем Америки. Я согласен, что величие никогда не является чем-то данным. Его надо заслужить.

Еще давно Алексис де Токвиль (Alexis de Tocqueville) предсказал великое будущее двум нашим странам. Пока каждая страна пытается доказать истинность этих слов себе самой и всему миру, действуя в одиночку. Я твердо верю в то, что на этом витке истории мы должны действовать вместе. Мир ждет, что Россия и Соединенные Штаты предпримут энергичные шаги для установления климата доверия и доброй воли в глобальной политике, что они не станут томиться в бездействии и разобщенности. Мы не можем обмануть эти ожидания

31.03.2009
       Права на данный материал принадлежат ("The Guardian", Великобритания)

 ………………………………………

На сайте www.Normativ-NT.ru  в разделе Военная и военно-историческая литература  стали доступны для скачивания электронные книги:

 

 Автор и название

 Аннотация и прямая ссылка для скачивания

Подрепный Е.

Реактивный прорыв Сталина

 

Единственная из великих держав, СССР пришел к концу Второй мировой войны без собственной реактивной авиации. Несмотря на это отставание в гонке вооружений, несмотря на разруху и послевоенный кризис авиационного производства, советская оборонная промышленность смогла в кратчайшие сроки совершить настоящую реактивную революцию, не только ликвидировав разрыв, но и выведя наши ВВС на передовые технические позиции. Уже в 1947 году был начат серийный выпуск всемирно известного реактивного истребителя МиГ-15. В ходе Корейской войны 1951 —1953 гг. «миги» доказали, что как минимум не уступают новейшим американским разработкам, а кое в чем даже превосходят их. Этот успех был закреплен в последующие годы, когда в воздух поднялись такие поистине революционные в техническом отношении истребители, как МиГ-17, МиГ-19 и МиГ-21. Даже многие западные специалисты признают, что к концу 60-х годов СССР стал мировым лидером в области создания и серийного производства боевых самолетов. Эта книга — подробный рассказ о великой авиационной эпохе, истории рождения и становления непобедимой реактивной авиации Советского Союза.

Посмотреть обложку

Скачать книгу можно здесь

 

Артамонов В.А.

Калишская баталия 18 октября 1706 г.

Калиш - один из старейших городов на силезском пограничье Польши, в 120 км к юго-западу от Познани и в двух сотнях километров от Саксонии. В начале XVIII в. он насчитывал всего 1,5 -2 тыс. жителей. У этого городка в Великой Северной войне 1700-1721 гг. на поле боя вышло воинство в 50 тыс. чел. из четырёх государств. Самым поразительным было то, что русская победа у Калиша, как предвестница Полтавского торжества, произошла в то время, когда слава шведского оружия была в апогее. "Калишская баталия" открывает серию книг "Дела Марсовы", посвященную европейским войнам куртуазного XVIII в. Эта эпоха, войны которой европейские историки называют "войны в кружевах", закончилась Великой французской революцией. Последняя решительно преобразила не только политическую карту Европы, но, в конечном счете, - и характер сражений и войн, и сами сражающиеся армии. Автор книги Владимир Алексеевич Артамонов - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра военной истории России Института российской истории РАН, автор ряда книг и множества иных публикаций, хорошо знакомых, как специалистам, так и любителям русской истории эпохи Петра Великого.

Посмотреть обложку

Скачать книгу можно здесь

 

Таланов А.В.

Звуковая разведка в артиллерии

 

Книга является учебником для курсантов артиллерийских училищ. Звуки выстрелов и распространение их в атмосфере, определение местоположения звучащей цели, приборы звукометрической станции, обработка лент и отсчетов, определение координат целей, ошибки звуковой разведки, стрельба с помощью батарей звуковой разведки, топографическая привязка по звуку, звукомаскировка огневой деятельности артиллерии..

Посмотреть обложку

Скачать книгу можно здесь

 

_____________________________________________________________________________

РЕКЛАМА на VPN

Если Вам нужен тот или иной  ГОСТ – заходите на сайт www.Normativ-NT.ru.

Если нужного ГОСТ-а нет, пишите на e-mail: Normativ-NT@mail.ru  


В избранное