Выпуск 1463
Майкл Фонтенот и Томас Джонс
учебник скромности
для гордой души
Глава 18
скромность и талант
Зачем нам даны таланты - одному петь, другому быстро бегать, третьим дар красноречия,
писательский талант, четвертым - хорошие организаторские способности, пятым -
умение
зарабатывать деньги? Кто-то считает, что все можно свести к последнему умению:
зарабатывать деньги. Но можно ответить и иначе: чтобы прославлять Бога и исполнять
Его
волю. Не смотрите на то, что немногие так применяют свои дарования, - это не
меняет их
истинного предназначения.
Любой талант - это подарок. Многие, конечно, всеми силами стараются развивать
в себе
таланты, но первоначально они все же были им дарованы. Никто их не заработал,
не купил и
не заслужил. Это подарок, а за подарок надо благодарить того, кто его подарил
(христиане
знают, Кого). А гордиться подарком - неразумно. Можем ли мы радоваться тому,
что
талантливы? Несомненно. Можем ли мы потому смотреть на других свысока? Нет. И
все-
таки мы частенько возвышаемся над другими или завидуем чужим способностям. Вот
почему
эта глава - для всех без исключения.
Что лишь прикидывается скромностью
В седьмой главе мы уже приводили случаи, когда скромность понимается неверно.
Вот еще
один: скромным могут назвать того, кто скрывает свои умения или делает вид, что
их нет. Но
давайте вернемся к сути того, что есть настоящая скромность: это благоговение
перед Богом
и желание Ему угодить. Если Бог дал мне некое дарование (кстати, талантами он
наделил
каждого), то уж, наверное, Он не хочет, чтобы я бормотал, втянув голову в плечи:
<Не могу,
не умею...>. Но разве же это не скромность? Нет, потому что это неблагодарность.
Нет,
потому что так я не подчиняюсь Богу, давшему мне таланты, чтобы я участвовал
в Его
великом замысле. Нет, потому что тем самым я отказываюсь служить людям. Из-за
этого о
скромности ходит дурная молва.
Павел знал, что у него есть дар проповедовать, учить и вести за собой. Он говорил:
<Я -
худший из грешников> и <Я не достоин называться апостолом>, понимая, что никто
из нас не
заслужил Божьей милости. Но он никогда не скрывал своих дарований. Он даже говорил:
<...горе мне, если не благовествую!> (1-е Коринфянам 9:16). Павел считал, что
его жизнь и
все, что он имеет, - это дар, и верил в слова Иисуса:
<И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с
того больше
взыщут> (от Луки 12:48).
Павел понимал, что ему дано многое, и старался всеми своими дарами прославить
Бога.
Скромный человек благодарит Бога за свои дарования и старается распорядиться
ими как
можно лучше.
Предположим, у вас что-то хорошо получается, но из-за ложной скромности вы говорите:
<Нет, что вы! Я не могу, я не справлюсь...>. Чем же тогда вы отличаетесь от негодного
раба,
закопавшего свой талант серебра в землю (от Матфея 25:18)? С первого взгляда
может
показаться, что этот раб скромен и потому держится в тени. Но Иисусу такое поведение
ненавистно! Иисус назвал раба негодным не ради красного словца. Будь он действительно
скромным, он бы взял ответственность на себя и не зарыл бы свой талант. Кое-кому
из нас
нужно это слышать. Принимаете ли вы дар и связанную с ним ответственность или
скрываете его и притворяетесь, что его нет?
Что есть подлинная скромность
Как мы уже убедились, скромность и благодарность очень тесно связаны. Скромный
человек
всегда благодарит Бога за Его щедрые дары. Он доверяет Богу, прекрасно понимая,
что Бог
разумно распределяет дары: одному один, другому другой. Когда я только начинал
проповедовать, меня часто хвалили. Я же отвечал примерно так <Спасибо, но я мог
бы
говорить лучше>. Так продолжалось до тех пор, пока моя невеста не заметила мне,
что таким
ответом я ставлю под сомнение умственные способности моего собеседника. Что стояло
за
этими словами? <Спасибо, конечно, но вы все равно не разбираетесь в этих делах>.
А я-то
считал, что скромно отвечаю! Скромный ответ поддерживает чистосердечных, а моя
реплика, очевидно, не поддержала никого. Позже я понял: даже когда моя проповедь
оставляет желать лучшего, я должен ценить то, как Бог проявляет Себя в моей слабости.
Я
научился признавать свой талант и благодарить Бога, когда могу чем-то помочь
людям.
А как быть, если человек уверен, что талантлив, а это не так? Ведь таких людей
много. Это
недоразумение не так уж сложно разрешить. Если такой человек скромен, пусть он
проверит
свой талант, расспросив близких друзей. Если таланта нет, он быстро это поймет.
Прежде
чем делать далеко идущие выводы о своих способностях, стоит узнать, что о них
думают
друзья, ведь ошибиться может каждый. Однако гордый человек вряд ли захочет посмотреть
на себя со стороны: он или боится, что его засмеют, или слишком самоуверен. Как
говорится,
такому бы <посбить спеси>. Но если он станет скромным и покается, он поймет,
какого
таланта у него нет, и найдет тот, который есть.
Скромность начинается с того, что мы благодарим Бога за свои дарования, но она
тут же и
заканчивается, если мы неблагодарны за способности других. Скромный человек понимает,
что никто не может обладать всеми талантами на свете. Допустим, некоему Джону
нет
равных в какой-то области. Но пусть он помнит, что в другой области кто-то может
быть во
сто раз одареннее него. А еще ему нельзя забывать, что его способности не развились
бы
сами по себе, без помощи других людей, каждый из которых не так талантлив, как
он.
Мы с друзьями были недавно на летнем выступлении Бостонского симфонического оркестра
в знаменитом концертном зале в Танг-лвуде. Нам довелось услышать одного из лучших
виолончелистов мира. Я был так потрясен его игрой, что после концерта купил его
компакт-
диск, хотя сам с трудом отличаю виолончель от контрабаса. Но как бы, скажите,
он играл, не
будь с ним талантливого дирижера и целого оркестра не столь прославленных музыкантов?
Скромный человек не только признает, что его талант - это дар, но и понимает,
что этот
дар сможет расцвести только с помощью других талантливых людей. Одним словом,
девиз
скромного человека: <Без вас я как без рук>.
В 12-й главе 1-го послания к Коринфянам Павел учит их не возноситься друг перед
другом
из-за своих даров (коринфяне вообще были склонны думать о себе слишком хорошо!):
<Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их
и много,
составляют одно тело, - так и Христос> (1-е Коринфянам 12:12).
Церковь, по словам Павла, - это тело, состоящее из многих частей. Вместе они
образуют
нечто величественное и совершенное. Но отдельные части тела сами по себе мало
что могут.
Самый одаренный лидер ничего не добьется без людей, которых он ведет, и без тех,
кто его в
нужное время поддержит и ободрит. Все эти люди огранят и отшлифуют его талант.
<Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние?> (1-е Коринфянам
12:17).
Если вы, глядя на одаренного человека, думаете: <Везет же людям! А я так не умею>,
помните, что у каждого свой дар. Но и наоборот, никто не должен думать, что его
талант
важнее или нужнее, чем у другого. Бог щедро наградил нас самыми разнообразными
дарами,
и все они нужны. Скромный человек не сомневается в том, что Бог справедлив и
щедр.
Может быть, вы сейчас думаете о каком-нибудь красноречивом ораторе или всемирно
известном певце, и ни тем, ни другим, ни кем-либо еще себя не видите. Берегитесь:
гордость
может возникнуть оттуда, откуда вы ее не ждете. Для нее одинаково хорошо, если
у вас есть
талант и если его нет. Будьте уверены: у вас есть предназначение, и скромность
как раз в том,
чтобы его найти.
Я знаком с одной сестрой. Она тяжело больна и не покидает инвалидное кресло.
У нее всего
лишь среднее образование. Вряд ли ее можно назвать талантливой. Но она обнаружила
в
себе умение ободрять людей и начала этот дар развивать. Ее знают как человека
молитвы.
Она пишет письма ученикам по всему миру. Она переписывается со многими ключевыми
лидерами. О ее умении ободрять и утешать ходят легенды. Она благодарна и счастлива,
что
живет в Царстве. В ней нет ни капли горечи, напротив, она готова всем, чем только
может,
послужить Богу. Она - скромный ученик.
Перед тем как закрыть нашу тему, позвольте мне показать вам еще один потайной
ход, через
который гордость просачивается в наши сердца. Допустим, вы не хвастаетесь своим
талантом и не навязываете его другим. Нет, вы совершенно искренне признаете свои
способности и стараетесь с их помощью служить Богу. Но ничего не получается:
люди не
замечают ни ваших талантов, ни стараний, и хорошие возможности уходят у вас из-под
носа.
А потом появляется молодой ученик - и ему удается сделать то, что не удалось
вам.
И вот в это время к нам в сердце может заползти страшное чудовище гордости. Имя
ему -
горькая зависть.
Для меня лучшее противоядие от таких искушений - слова Иоанна Крестителя: <...не
может
человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба> (от Иоанна 3:27).
Учеников Иоанна беспокоило, что к Иисусу приходит больше людей, чем к Иоанну.
Новичок
пользуется большей славой, чем ветеран. <Как же так?! Это несправедливо> - возмущались
они. Ответ Иоанна сразу пресекает эти разговоры. Если мне хочется завидовать
или
обижаться, я вспоминаю: когда придет мое время, Бог даст мне успех. А если удача
выпала
кому-то другому - значит, Бог решил, что настало его время. Горечь и зависть
- это две
ипостаси все той же гордости. Ведь гордец считает себя умнее Бога или же сомневается
в
том, что Он всемогущ и справедлив. Многие одаренные ученики не пользуются своими
талантами, потому что им кажется, что их не замечают, а из-за этого страдает
Царство.
Расскажите о своих чувствах, вынесите их на свет, но не останавливайтесь на этом
-
помните слова Иоанна Крестителя.
Гордость часто сопутствует таланту. Так давайте не забывать, откуда наши таланты,
и не
подпускать ее к себе. Когда вас хвалят, радуйтесь тому, что вы полезны, и прославляйте
Бога
за милость, ведь если бы не Он, у вас бы ничего не вышло. Не будьте лжескромными,
ведь
тем самым вы преуменьшаете в глазах других силу Святого Духа. Наслаждайтесь добром
и
ясно, твердо и громко провозглашайте, что вся слава принадлежит Богу
Вопрос для размышления:
Как скромность высвобождает ваши таланты?
***
Это сообщение от автора Michael Burchak
за номером 1463
на тему [Dailyreading] книга,
опубликованое в день 2007-02-23 и в час 07:25,
разошлось для 18
участников телеконференции Ежедневные духовные чтения