Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Ежедневные духовные чтения

[Dailyreading] книга

Выпуск 1458

Майкл Фонтенот и Томас Джонс

учебник скромности
для гордой души

Глава 16

скромность и убеждения

Есть ли гордость хуже религиозного высокомерия? Во времена Иисуса, как и в наше
время,
было множество сект с различными учениями. И каждый, кто придерживался каких
бы то ни
было убеждений, безмерно гордился собой. Иисус это заметил и обличил гордецов:
<Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали
других, следующую притчу...> (от Луки 18:9).
Удивительное дело: почти во всех религиях воспевают скромность, а история показывает,
что самые религиозные люди скромностью не отличаются. Человеку свойственно не
просто
верить во что-то, а верить надменно, узко, заносчиво и, что самое худшее, самодовольно.
К
сожалению, религиозное высокомерие - это самое распространенное проявление гордости,
и от него труднее всего избавиться.
<Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской> (от
Матфея
16:6).
Иисус предостерегал не только отложных сектантских учений. Что до фарисеев, то
их
законоучение было, в основном, верным (от Матфея 23:3). Да и, пожалуй, во всей
Палестине
трудно было найти столь ревностных проповедников, как они. Но Иисуса этим не
купишь.
Он видел их гордыню, от которой, как от закваски, <забродили> уже многие.
<Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить
хотя
одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас> (от
Матфея
23:15).
Фарисеи тщательно исполняли все до мелочей, свято чтя субботу и все правила
относительно десятины. Но Иисус видел: они упустили нечто более важное - не внешнее,
а
внутреннее служение.
<Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите
о суде
и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять> (от Луки 11:42).
Фарисеи были преданными приверженцами своей религии. Их почитали, перед ними
преклонялись. Но за их длинными одеждами и филактериями (так назывались коробочки
с
отрывками из Писания, которые нашивались на одежду) Иисус разглядел гордые сердца.
<...Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища
свои и
увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах,
и
председания в синагогах, и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали
их:
<учитель! учитель!>> (от Матфея 23:5-7).
А теперь осторожно! Худшее, что мы можем сделать - это окинуть их презрительным
взглядом, подумав про себя: <Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как этот фарисей>
(ср. от
Луки 18:11). Разве они худшие грешники на земле? Все люди склонны к лицемерию
и
самодовольству, и история тому свидетель. Эти люди - карикатура на нас самих,
таких,
какими мы можем стать. Каждый из нас время от времени искушаем вести себя как
законник
и фарисей. Более того, я осмелюсь сказать, что все мы немного фарисеи. Или вы
думаете: <Я
никогда не был и не буду фарисеем!>? Ну, тогда вы самый что ни на есть настоящий
фарисей.
Законники и фарисеи стали сюжетом многих анекдотов и смешных историй. Будьте
благодарны, что они так проявили себя во времена Иисуса, став для нас наглядным
пособием: вот он, религиозный человек! Не забывая об их плачевном примере, давайте
все
же постараемся и решим эту трудную задачу: как совместить глубокие убеждения
с истинной
скромностью.

Трудная задача

Повторяю, это вовсе не легко. Как только мы познаем истину, грех религиозной
гордости тут
как тут и ждет удобного случая на нас наброситься (см. Бытие 4:7). Чтобы успешно
совмещать
убеждения со скромностью, нам нужно вспомнить все, что мы уже знаем о том, как
гордая
душа может стать скромной. Но прежде всего мы должны полностью положиться на
милость
Бога. Первая наша ошибка - это самонадеянность: мы наивно полагаем, что изменим
себя
сами. Враг смеется.
Мы уже упоминали во второй главе, что, согласно Евангелию от Иоанна 8:32, свобода
приходит от познания истины. Итак, чтобы решить трудную задачу, нам нужно раздобыть
всю истину, какую мы только можем. Вот что мы нашли:

1. Чем тверже убеждения, тем сильнее будет искушение смотреть свысока на тех,
у кого их
нет. Убеждения необходимы. Иметь слабые убеждения не лучше, чем не иметь их вовсе.
Но,
если ты чему-то искренне предан, ты уязвим для гордости. Став учениками и оставив
мир
далеко позади, мы можем быстро забыть, что родились вновь только по милости Божьей
(1-е
Коринфянам 15:10; Ефесянам 2:5). Мы сравниваем себя с другими религиозными людьми,
чьи убеждения и преданность вере слабее, и снисходительно смотрим на них. Делая
это, мы,
как и наши друзья фарисеи, становимся самодовольными. Глубокие убеждения необходимы,
а не желательны, но не забывайте, что с ними связано искушение, которое многие
люди не
могут преодолеть всю жизнь.
Павлу были даны небывалые откровения. Но Бог знал, что от этих видений Павел
может
стать высокомерным. И, как пишет апостол,
<чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть,
ангел
сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился> (2-е Коринфянам 12:7).
Давайте вдумаемся в эти слова: <чтобы я не превозносился>. Даже великий духовный
воин и
бесстрашный проповедник Евангелия мог возгордиться. Вот почему Бог и послал нечто,
что
помогло бы ему остаться скромным. Помните: чем больше вы получите откровений
о Божьей
милости, христианской жизни и о тайнах Царства Божьего, тем сильнее будет искушение
возгордиться. И для многих из нас это уже перешло границы искушения.

2. Чем дольше мы во что-то верим, тем труднее нам будет принять от Бога
новую истину.
Скромный перед Богом и Его Словом человек неутомимо идет навстречу новым истинам,
но это всегда связано с неким давлением. Представьте себе, что вы долгое время
верили в
то, что вероучение какой-то религиозной группы истинно, а потом оказалось, что
это не
так. Вы буквально <срослись> с этой группой и уже не мыслите себя вне нее. Вы
боитесь
оказаться без почвы под ногами. Поэтому так трудно согласиться, что истиной может
оказаться что-то иное, а не то, во что вы долго и искренне верили. Случалось
ли вам
думать: <Что если я приду к выводу, что наша церковь в чем-то не права?> Если
вы
принадлежите к какой-то церкви пять или больше лет, то одна эта мысль будет для
вас
болезненной. А для некоторых людей она настолько тяжела, что они затыкают уши
и не
хотят ничего знать. Хуже всего приходится лидеру, который зависит от своей группы,
- в
том числе, и в денежном отношении.
В Евангелии от Иоанна есть два упоминания о людях, которые боялись потерять привычное
место в своей религиозной общине:
<Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились
уже, чтобы,
кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги> (от Иоанна 9:22).
<Впрочем, и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедовали,
чтобы не быть отлученными от синагоги...> (от Иоанна 12:42).
Вот наглядный пример. Люди увидели истинного Сына Бога во плоти и поверили в
Него, но
побоялись открыто это признать. Всю жизнь они были последователями иудаизма и
не
могли представить себя вне своей общины. Из-за страха и гордости они не хотели
отпустить
свою религию и сказать, что верят в Христа. А если вы им сочувствуете: <Бедняжки,
должно
быть, у них не было выхода>, то вспомните тех, кто смирил себя перед Божьей истиной,
признал Христа и был изгнан из синагоги (от Иоанна 16:2). Выход у них был: Христос
избрал
бы их и оставался бы с ними (от Иоанна 15:16).
Не забывайте: чем дольше человек во что-то верит, тем труднее ему отказаться
от своих
прежних верований. К счастью, от большинства идей, в которые мы верим, отказываться
не
придется, но, если Бог захочет нам что-то сказать, мы должны это услышать во
что бы то ни
стало. Это подлинная скромность.

3. Чем лучше вы знаете, как Бог поступает, тем труднее вам будет принять,
что Бог может
поступать и иначе. Это звучит еще противоречивее. Мы должны черпать глубокие
убеждения из Писания, но стоит нам решить, что Бог проявляет Себя только в согласии
с
нашим пониманием, а не иначе, и оказывается, что мы уже сошли с пути скромности.
Опасно отождествлять Божью истину со своим пониманием Божьей истины. Давайте
снова вспомним наших друзей фарисеев:
<Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не
хранит
субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была
между
ними распря> (от Иоанна 9:16).
Они были уверены, что соблюдать субботу важно (ортодоксальные иудеи до сих пор
хранят
субботу; и не относитесь к этому с пренебрежением: это была Божья заповедь).
Но их узкое
видение помешало им увидеть более широкую картину. Им казалось просто: раз Иисус
не
соблюдает субботу (оговоримся, соблюдает ее не так, как они считали правильным)
-
значит, Он не от Бога.
В религиозном споре они могли отстоять свой взгляд на субботу, и вроде бы Писание
было
на их стороне. Они надменно полагали, что знают волю Бога, а Бог же должен следовать
Своей воле! Иисус же понимал закон о субботе совсем иначе (от Марка 2:27-28),
но они не
сумели посмотреть на эту заповедь Его глазами. Они думали, что знают заповедь
Бога, а
поведение Иисуса не вписывалось в рамки заповеди, как они ее понимали.
Можем ли мы совершать ту же ошибку? Думаете, нет? Тогда вы - фарисей. Конечно,
можем! Мы можем повторить любую их ошибку. Потому-то Библия и уделяет так много
внимания законникам, - чтобы нас предостеречь.
Среди двенадцати апостолов не было фарисеев. Апостолы были выходцами из совершенно
другой среды. Но не прошло и нескольких лет, как в них появились знакомые фарисейские
черты:
<При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего
бесов,
и запретили ему, потому что он не ходит с нами. Иисус сказал ему: не запрещайте,
ибо кто не
против вас, тот за вас> (от Луки 9:49-50).
<Он не с нами>. Ученики очень быстро усвоили, как и с помощью кого Бог творит
Свою
волю. А этот человек не вписывался в их рамки, и они решили, что он не может
быть с
Богом. Интересно, для кого написана эта история?

4. Некоторые духовные убеждения возникают у нас не потому, что мы нашли
их в Библии, а
потому, что мы их много раз от кого-то слышали. Вы никогда не замечали, как мысль,
которую много раз повторяют, становится для нас священной истиной? Человек,
скромный перед Словом Бога, готов снова и снова проверять свои убеждения: на
Писании
они основаны или на традиции. Как часто стихи 3:20 из книги Откровения были
обращены к тем, кто только хочет быть спасен! Вот что там сказано:
<Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду
к нему и
буду вечерять с ним, и он со Мною>.
Люди из разных конфессий много раз слышали, что нужно только открыть дверь и
впустить Христа, - и ты спасен. На этом толковании строится вероучение миллионов
людей. Но если внимательнее вчитаться в главу, оказывается, что этот отрывок
относится
к тем, кто уже давно христианин. Ученикам лаодикийской церкви не нужно было второе
рождение: они уже родились снова. Но они отошли от Бога и должны были покаяться
(ст.
19). И, тем не менее, многие люди столько раз слышали неверное толкование этого
отрывка, что уже не могут смириться перед Словом Бога и принять библейское учение
о
втором рождении.
Берегитесь религиозной гордости. Если этот пример к вам не относится, то, возможно,
относится другой. Некоторые, вероятно, много раз слышали, что 2-е послание Петра
1:20-
21 учит не пытаться толковать Библию, потому что <никакого пророчества в Писании
нельзя разрешить самому собою>, а просто читать и верить ей. Отрывок гласит:
<...никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда
пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые
Божии
человеки, будучи движимы Духом Святым>.
Видите ли вы то же, что и я? Разве здесь об этом? Отрывок говорит о пророках:
они не
выдумывали пророчества из головы, ими руководил Святой Дух, и писали они то,
что
хотел сказать Бог. А мы так часто слышали неверное толкование этого отрывка,
что сочли
его за истину. Замечаете игру слов? Должно быть, Бог смеется над нами. Или плачет...
К сожалению, два примера, которые я привел, далеко не единственные. Мы верим
во
многое, не подтверждая свои верования Писанием. Если мы скромны, мы это признаем.

Как разрешить парадокс

Перед нами трудная задача. С одной стороны, нам нужны глубокие убеждения. Мы
должны
изучать Писание и понимать, что истинно, а что - нет, а затем учить истине других
(1-е
Тимофею 4:11). Но, с другой стороны, мы должны оставаться скромными и не подпустить
к
себе гордость, которая так легко пристает даже к тем, кто горячо и преданно служит
Господу.
Многие люди, столкнувшись с этой задачей, бросаются в крайности. Одни выбирают
<убеждения> и становятся фарисеями. Они отстаивают свои идеи, и потому не могут
принять никакой новой истины. Другие думают так: <Мы ничего не можем знать наверняка,
поэтому давайте будем терпимы друг к другу>. В Новой Англии, где я прожил десять
лет,
большинство церквей придерживаются именно таких взглядов.
Как же быть? Ответ очень прост: будьте скромны перед Богом и верны Ему. Он задает
нам
много трудных задач как раз для того, чтобы научить нас зависеть только от Него.
Нелегко сочетать свои <вымученные> убеждения с готовностью принимать новые, если
они
окажутся более верными. Но раз Бог хочет от нас и того, и другого, значит, это
возможно.
Просто вам понадобится величайшая скромность перед Богом и сильная вера в то,
что Он
наставит вас на истинный путь.
Я знаю, что для большинства читателей этой книги труднее всего открыться для
новых идей.
Мы боимся, что они ослабят наши убеждения и преданность Богу. Но ведь без скромности
вы не приняли бы те истины, в которые сейчас верите. Эта скромность не должна
иссякать.
Когда мы будем знать все, что нужно, когда мы увидим все глазами Бога, истины,
которые
нам нужно будет познавать, закончатся. Но этого, скорее всего, при нашей жизни
не
произойдет.
Итак, смело проповедуйте людям вокруг то, во что вы верите, но при этом, как
Аполлос,
будьте открыты для новой истины и готовы к тому, что вас поправят и наставят
(Деяния
18:24-26). Скромный человек знает, что ему еще многому предстоит научиться.
Вопрос для размышления:
Страшно ли вам думать, что придется скромно принимать новые истины? Почему,
если вы боитесь, нельзя делать вид, что этого страха нет?

***
Это сообщение от автора Michael Burchak
за номером 1458
на тему [Dailyreading] книга,
опубликованое в день 2007-02-21 и в час 07:53,
разошлось для 18
участников телеконференции Ежедневные духовные чтения

Ответить   Tue, 20 Feb 2007 18:24:44 +0300 (#641578)