Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Свободная трибуна

[свободная трибуна] Минфин предлагает снизить пошлину на нефть до нуля

Минфин предлагает снизить пошлину на нефть до нуля

Минфин считает дальнейшее снижение пошлин на нефть и нефтепродукты
неизбежным -- оно может поэтапно продолжиться после 2018 г., рассказал
<<Ведомостям>> директор
налогового департамента Минфина Илья Трунин, а к 2025 г. пошлины могут быть
обнулены.

Обсуждать график и параметры Минфин намерен в 2018--2019 гг.., когда
проанализирует последствия трехлетнего налогового маневра.

Маневр сделал отмену пошлин реальной. После 2018 г. будет удобный момент,
объясняет Трунин: отменить 30%-ную пошлину легче, чем 42%-ную, особенно при
низких
ценах на нефть. Вырастет ли НДПИ -- чиновник не говорит.

<<Пошлины должны быть экстренным способом реагирования, а не частью
налоговой системы>>, -- приводит доводы Минфина Трунин, а сейчас это не
только доходы бюджета,
но и, по сути, форма субсидирования нефтепереработки: пошлина сдерживает
внутреннюю цену на нефть. Еще одна форма поддержки -- разница между
пошлинами на сырую
нефть и нефтепродукты, что стимулирует экспорт нефтепродуктов, а не сырой
нефти.

Стимулы сработали плохо: средняя глубина нефтепереработки остается ниже 75%
(на большинстве западных НПЗ -- выше 90%), а средняя доля мазута -- до 30%.
Минфин
всегда считал это прямыми потерями бюджета, говорит замминистра финансов
Сергей Шаталов. Трунин добавляет еще проблему: субсидируется белорусская
нефтепереработка.

Как член Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Белоруссия получает нефть
из России по внутренней цене.

Отмена пошлин может произойти и быстрее, но 2025 год -- крайний срок,
продолжает Трунин: сейчас в режиме свободной торговли ЕАЭС есть изъятия
(квоты и компенсации
пошлин), к 2025 г. их снимут -- помощь Белоруссии возрастет еще больше.
Белоруссия, опасаются чиновники, может еще и установить при экспорте за
пределы
ЕАЭС пошлины ниже российских и российским компаниям будет выгоднее
экспортировать нефть через Белоруссию. Такой режим совершенно нелогичен,
резюмирует
Трунин.

Минэнерго и крупные нефтяные компании отказались от комментариев по теме
пошлин.

Потенциал для снижения пошлин низок, считает чиновник, курирующий нефтяную
отрасль, -- снижение приведет к росту экспортного нетбэка (мировая цена за
вычетом
пошлины и расходов на транспортировку), вслед за ним начнут расти и
внутренние цены.

Восьмого мая внутренняя цена тонны бензина А-92 пятого класса производства
Московского НПЗ составила 33 700 руб., нетбэк -- 37 474 руб. ; при обнулении
пошлины
нетбэк вырастет до 42 829 руб. за тонну, следом пропорционально вырастет и
внутренняя цена, объясняют аналитики Thomson Reuters Kortes. Рост цен на
бензин
будет зависеть от цены на нефть, говорит главный экономист Vygon Consulting
Сергей Ежов: при $70 за баррель (средняя для 2017 г., по макропрогнозу
Минэкономразвития)
прибавка составит 2 руб. за литр, при $65 -- 1,88 руб., при $100 -- 2,6 руб.
Рост цен предсказать сложно, но прибавка на 25-230% в худшем случае -- это
болезненно,
опасается чиновник.

Нужно будет снижать или обнулять акцизы, чтобы сдержать рост цен, предлагают
аналитики Thomson Reuters Kortes. В 2017 г. акциз (с НДС) составит 5830 руб.
с тонны моторного топлива, или 5,2 руб. с литра, -- его уменьшением можно
вообще не допустить роста цен, согласен Ежов. По-другому сдержать цены можно
развитием
конкуренции и субсидией для отдельных групп потребителей.

Трунин не согласен на компенсации нефтяникам: после завершения модернизации
НПЗ доля высокомаржинальных нефтепродуктов вырастет, проблема не будет
острой.
Но для дальнейшего снижения пошлин нужна более глубокая модернизация, не
предусмотренная четырехсторонними соглашениями, возражает другой чиновник,
-- выход
темных нефтепродуктов должен быть снижен до 15%.

При текущей цене на нефть даже после модернизации обнуление пошлин приведет
к падению маржи среднего российского НПЗ ниже нуля -- минус $3-25 на баррель
против
ожидаемых плюс $4, оценивает директор Московского нефтегазового центра EY
Денис Борисов. Может помочь обнуление акцизов и если цена на внутреннем
рынке
будет не с дисконтом, как сейчас, а с премией к нетбэку. Но если не
завершена модернизация, этого будет недостаточно -- часть мощностей (до 80
млн т в год)
под риском закрытия, предупреждает Борисов.

Проблема не только в плане модернизации, но и в исторически высоких
издержках российских НПЗ, настаивает чиновник. Большинство НПЗ в мире
расположены в припортовых
зонах, а российские везут товар из Центральной России. Сейчас это и
окупается разницей в пошлинах на нефть и нефтепродукты -- таможенная
субсидия составляет
$65 на тонну при цене $70 за баррель и около $100 на тонну при $100 за
баррель, приводит данные Ежов.

Таможенная субсидия не просто поддерживает российские НПЗ, а позволяет иметь
маржу гораздо выше европейских уровней. За 10 лет недополученная выгода
государства
из-за разницы в пошлинах превысила $145 млрд, посчитали эксперты Vygon
Consulting, и эта помощь по большей части не перекладывается в субсидию
потребителям,
а обеспечивает рентабельность экспортно-ориентированной нефтепереработки
(более 60% идет на экспорт).

Vygon Consulting поддерживает снижение пошлин: оно уберет избыточную
субсидию -- но надо сохранить ее минимальный уровень для покрытия
логистического отставания
НПЗ. Можно зафиксировать ее не в процентах, а в долларах на тонну (чтобы
снизить зависимость от цен на нефть) и к 2020 г. снизить до $6-27 за
баррель, предлагает
Vygon Consulting.

Компании опасаются непредсказуемости в налогах. Фактически это продолжение
маневра: при цене ниже $70 за баррель он хуже для компаний, чем действующая
система
(если выше -- наоборот), указывает гендиректор <<Юкола-нефти>> Евгений
Макеев. Бюджет же выиграет по многим причинам: лучше изымать ренту через
НДПИ со всей
добычи, а не только с экспорта, отмечает Ежов.

<<Проблема касается всей экономики: обнуление пошлин возможно, если мы
готовы на европейские цены и промышленность не будет уступать Европе в
энергоэффективности>>, --
говорит чиновник финансового блока. Если всегда сдерживать цены,
энергоэффективность никогда и не вырастет, а если все резко опустить,
экономика рухнет,
резюмирует он: остается выработать стратегию.
Источник:
https://news.mail.ru/economics/21989730/?frommail=1
С уважением, Эдуард Фурников

Ответить   Tue, 12 May 2015 17:37:00 +0300 (#3265011)