Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Свободная трибуна

[свободная трибуна] Психологи бьют тревогу: у современных детей нет свободного времени

Психологи бьют тревогу: у современных детей нет свободного времени

Школьные годы чудесные - по всей стране на неделе звучали вальсы, выпускники
носили на плече первоклассниц, учителя плакали, родители рыдали - последний
звонок. Уроки закончились, а школьные страдания - нет, впереди выпускные
экзамены. Но пока выпускники ностальгически вспоминают, как прожиты годы.
Уроки,
секции, репетиторы, кружки, - конечно, все - на благо, все в копилку знаний.

Казаки-разбойнки, качели, пение под гитару вдруг исчезло из очень
загруженного детства, проведенного в подготовках к экзаменам. Куда делось
свободное время?
Ведь экзамены сдавали во все времена.

В семье Катерины Соседовой вся жизнь строится вокруг двух маленьких
человечков: Тани и Моти. А у них дел больше, чем у взрослых. Малыш Мотя
ходит на уроки
рисования, в секцию строительства из конструктора, посещает развивающие
занятия в садике. Таня тоже с раннего детства занимается в кружках и теперь
уже
виден результат: целая стопка грамот, дипломов и сертификатов.

Дети - это смысл жизни, гордость и капитал, вернее, инвестиция в будущее.

"Детей достаточно много, я думаю, это наше будущее в спорте. Дворцы молодежи
работают на полную загрузку. Открываются новые секции. А в это время дворы
пустуют", - отмечает генеральный директор Дворца детского и юношеского
творчества Валентина Шульгина.

Папы мальчиков признаются, что в свое время гоняли мяч по двору, и дурака
тоже валяли с удовольствием. Но своим детям, они желают только самого
лучшего.

"Современное детство отличается от того, что было, скажем, 50 лет назад,
тем, что исчезает дворовая культура. И это значит, что дети сами себя с
трудом
занимают. Сейчас появилось, как это называют, ценность раннего развития.
Кажется, что если не успел чего-нибудь в детстве ребенку дать, пихнуть в
клювик,
то он уже не получил чего-то", - поясняет профессор Института образования
НИУ ВШЭ, руководитель исследовательской группы "Современное детство" ВШЭ
Катерина
Поливанова.

Мысль о том, что "хорошая мама" обязательно должна развивать ребенка,
поддерживается рынком и рекламой.

Гонка за талантами начинается в грудном возрасте. Малыши бьют рекорды,
родители гордятся собой, в том числе. Организованное детство становится
нормой общества.

"Мода на раннее развитие - это скорее занятость родителей. Есть данные, что
до 10 лет, например, интеллектуальный вброс держится, в 10 лет они
выравниваются
- те, которые ходили и не ходили, то есть объективных данных нет", -
отмечает Катерина Поливанова.

Учеников обычной школы на окраине Москвы попросили отметить на карте района
места, где эти дети часто бывают.

"Если мы посмотрим по картам внимательно, то мы можем увидеть - в основном
это конкретные места, то есть, где находится организация - музыкальная
школа,
спортивная школа и так далее", - поясняет замдиректора по
научно-методической работе ГБОУ СОШ No777 Михаил Лебедев.

Оказывается, что свободное время детей проходит в специальных учреждениях и
организовано взрослыми. Даже в футбол старшеклассники ходят играть на
закрытый
школьный двор. Только один ученик 10-го класса признался нам, что
самостоятельно гуляет без конкретной цели. Поход в супермаркет по нынешним
временам -
смелый, рискованный поступок.

Под строгим родительским надзором дети растут не только в современной
России. Например, в Европе мода на "организованное детство" появилась еще
раньше.
Профессор Кристоф Вульф - один из самых известных педагогов Германии,
уверен, что у такого воспитания будут печальные последствия.

"Эта тенденция касается особенно представителей среднего класса, которые
планируют жизнь детей до мелочей. Однако есть различие между тем, как
взрослые
представляют себе игры для детей, и как видят дети. А чтобы ребенок начал
сам придумывать, сам заниматься творчеством, его надо просто оставить в
покое,
дать ему пространство и время побыть наедине с собой", - считает профессор
педагогики и антропологии Свободного университета Берлина Кристоф Вульф.

В одной из гимназий Ульяновска психолог провела небольшой эксперимент:
попросила старшеклассников всего 10 минут молчать и развлекать себя только
своими
мыслями.

"Поначалу было такое смятение, что тут происходит и почему мы молчим. Обычно
я отдыхаю вместе с друзьями, веселясь", - признается школьник.

"Минут 10, но такое ощущение, как будто проспала два часа. Прямо вот такое
облегчение. Обычно такого не бывает. Все время бежишь куда-то, торопишься",
-
рассказывает девушка.

Эти 10 минут старшеклассникам дались непросто. Оказалось, что наедине с
собой подростки обычно не остаются, а если и выдается пауза -- в кармане
всегда есть
телефон. Психолог из Санкт-Петербурга Екатерина Мурашова пошла дальше и
провела похожий восьмичасовой эксперимент.

"Эксперимент заключался в том, что ребенок 8 часов должен был находиться сам
с собой. Ему были запрещены все электронные приборы и общение. А все
остальные
занятия были разрешены, то есть можно было лепить, рисовать, читать,
музицировать. И вот из этих 68 подростков только трое довели эксперимент до
конца.
Все остальные эксперименты прервали. Меня это испугало", - рассказывает
семейный психолог, писатель Екатерина Мурашова.

Оказалось, что 8 часов без общения - это настоящая пытка. Восемь часов
наедине со своими мыслями -- оказалось, что детям не только скучно, но и
страшно,
а некоторым просто невыносимо.

"Родители должны создавать детям периоды наедине с собой, то есть они должны
давать им эту возможность. И это время должно быть не в гаджете, а где-то
еще",
- считает Екатерина Мурашова.

Полина Горемыкина годами успешно занималась живописью, с пяти лет танцевала
в ансамбле "Счастливое детство" и старалась быть лучшей. Только мама не
понимала,
почему девочка стала часто болеть.

"Она постоянно плакала, у нее началась депрессия. Нам даже приходилось в
какие-то периоды пить успокоительные", - рассказывает мама Полины Алина
Горемыкина.

И только сейчас, в 13 лет, Полина решилась сказать маме правду о своей
артистической карьере в ансамбле "Счастливое детство".

"Мне было очень тяжело. Я постоянно хотела спать. Потому что я после школы
бежала, например, по четвергам сначала в художку, потом на танцы. А после
этого
я приходила в 9 часов вечера, и мне надо было успеть сделать уроки. И я
ложилась очень поздно", - рассказывает Полина Горемыкина.

Эти слова ранили маме сердце и заставили по-новому взглянуть на то, что
взрослые принимали за "счастливое детство". Теперь в художественную школу
Полина
больше не ходит. А занятия танцами продолжаются, но не ради результата и
медалей на соревнованиях.
Источник:
http://www.1tv.ru/news/social/284422
С уважением, Эдуард Фурников

Ответить   Sun, 24 May 2015 22:53:21 +0300 (#3269834)