Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Свободная трибуна

[свободная трибуна] Высшая школа экономики: 20 российских регионов фактически в дефолте

Высшая школа экономики: 20 российских регионов фактически в дефолте

При общем росте номинальных расходов бюджетов на 43% за 2009-22014 гг. рост
финансирования по социальным статьям был почти вдвое выше, их доля в
расходах
увеличилась с 49 до 62%.

Такая политика на фоне стагнации экономики привела в 2013 г. к кризису
региональных бюджетов. В 2014 г. в 47 регионах долг превысил половину
доходов, дефицит
бюджета почти у половины превысил среднерегиональные 5%. Из-за резкого роста
социальной нагрузки при нехватке доходов регионам пришлось утроить долг и
сокращать
другие расходные статьи. Возможности оптимизации несоциальных расходов
близки к исчерпанию, неизбежно сокращение социальных расходов, заключают
Наталья
Зубаревич и Елена Горина из Центра анализа доходов и уровня жизни НИУ ВШЭ:
процесс уже идет и затрагивает как регионы, обремененные долгами или
высокодотационные,
так и инвестиционно активные, пытающиеся сохранить расходы на поддержку
экономики.

Пониженную долю соцрасходов (менее 50%) сохранили только самые богатые
регионы -- Москва, Сахалин, Тюменская область, Ямало-Ненецкий округ.
Максимальной
доли (до 70% расходов) соцрасходы достигли в высокодотационных бюджетах
кавказских республик, а также в более развитых регионах, которым пришлось
выбирать
между поддержкой экономики и бюджетников. Например, в Ульяновской области
доля соцрасходов выросла с 49 до 70%; Белгородская область вынуждена была
сократить
долю расходов на поддержку экономики с 38 до 30%, в результате чего ее
бюджет стал более социальным.

По уровню долговой нагрузки, дефициту, бюджетной обеспеченности,
дотационности и доле коммерческих кредитов в задолженности регионы можно
разделить на пять
групп: <<богатые>> -- нефтедобывающие и федеральные города (9 регионов);
<<более ответственные>> -- 12 регионов с относительно низким долгом;
<<середняки>> -- 33
региона с большими долгом и дефицитом. Девять экономически слаборазвитых
регионов с высокой долей федеральных трансфертов в доходах отнесены к
<<высокодотационным>>.
Еще 20 регионов -- в состоянии дефолта. <<Хотя в России дефолт регионов по
политическим причинам невозможен, характеристики регионов этой группы ему
соответствуют>>, --
заключает Зубаревич. В эту группу отнесены регионы с пониженной бюджетной
обеспеченностью (душевые расходы, скорректированные на индекс бюджетных
расходов,
у большинства из них в 1,5 раза ниже среднерегиональных 61 000 руб.),
высоким или сверхвысоким долгом (минимум вдвое выше средних 33,5% от
доходов) и,
как правило, высоким дефицитом. Сюда отнесены, например, Удмуртия и Амурская
область с дефицитом более 20% при долге свыше 80%, Костромская, Смоленская
области, Мордовия с долгом более 100% доходов и Чукотка с долгом в 125%.

В 2014 г. рост доли соцрасходов почти остановился: начавшийся кризис
региональных бюджетов заставил власти сокращать число бюджетных учреждений и
занятость
в них, заключает Зубаревич. У федерального бюджета дополнительных средств
для помощи нет: наоборот, доля трансфертов в доходах регионов сократилась с
23%
в 2010--2011 гг. до 18% в 2014 г. Сама федеральная помощь регионам не
нацелена на смягчение бюджетного кризиса, она отражает геополитические
приоритеты
российских властей, сравнивает Зубаревич: в расчете на одного жителя
трансферты максимальны для регионов Дальнего Востока, Кавказа и
новообретенного Крыма.

В результате опережающего роста соцрасходов регионов и сокращения их в
федеральном бюджете (на 9% за последние два года) произошло
перераспределение социальной
нагрузки между уровнями бюджетной системы: если в 2012 г. регионы
финансировали 45% всех соцрасходов, то в 2014 г. -- 51%.

Оказавшись в бюджетном кризисе, регионы не только наращивали долг и дефицит,
но и сокращали прочие расходы, особенно сильно -- на ЖКХ (с 16 до 10% за
2008-22014
гг.), затем -- на национальную экономику. В 2014 г. пришла очередь
социальных расходов: девять регионов сократили расходы на образование,
восемь -- на социальную
политику, два -- на здравоохранение (Мордовия и Чукотский АО, имеющие
максимальную долговую нагрузку). Причем первыми урезать соцрасходы начинают
не только
регионы с максимальными долгами, но и инвестиционно активные (например,
Москва) из-за нежелания сокращать расходы на поддержку экономики и
относительно
неразвитые из-за замедления роста федеральных трансфертов (Дагестан,
Калмыкия).

Социальная нагрузка регионов на пределе, начнется обратный процесс, полагает
Зубаревич: <<При этом отсутствуют институциональные условия, которые
позволили бы
это сделать более эффективно и с минимальными издержками для населения>>.
Это ухудшит человеческий капитал в регионах.

На 2015 г. правительство решило приостановить реализацию президентских
указов и сократить индексацию зарплат бюджетников примерно вдвое до 5,5%. За
январь --
апрель расходы регионов на капитальные вложения выросли на 6%, сравнявшись с
ростом расходов на зарплату, тогда как за тот же период 2014 г. капвложения
сократились на 5,1% при росте расходов на зарплату на 9,1%, сообщал министр
финансов Антон Силуанов.

clb12757176 дополнение начало области
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
87/main22053700_d7d29ddb6364de2132d6e4fd2d8eeeaa
ВВП исследует глубины
дополнение конец области

Но оптимизация социальных расходов крайне рискованна для губернаторов,
которым еще предстоит избираться; проблема <<социального секвестра>> стоит
не только
перед 20 <<дефолтными>> регионами: 9 богатых продолжат постепенно утрачивать
преимущества более высоких душевых социальных расходов, на что население
может
отреагировать острее, чем жители бедных регионов. <<Терять всегда больнее,
чем не иметь>>, -- сравнивает Зубаревич.

Предполагаемое в 2015 г. сокращение трансфертов регионам на 9% (на 145 млрд
руб.) еще больше разбалансирует их бюджеты, приведет к росту долга и, как
следствие,
росту расходов на его обслуживание, предупреждала Счетная палата.
Приостановка майских указов президента и рефинансирование долгов регионов
пока лишь отложили
долговой кризис, но не отменили его, заключали эксперты S&P:
фундаментального решения проблемы нет, она просто отодвинута на следующие
годы.
Источник:
https://news.mail.ru/economics/22066692/?frommail=1
С уважением, Эдуард Фурников

Ответить   Tue, 19 May 2015 17:27:54 +0300 (#3267713)