Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Информационный Канал Subscribe.Ru

Платон мне друг, но истина дороже

У меня мало друзей в политике, потому что просчитываю на несколько ходов вперед
и делаю выводы и принимаю решения, которые кажутся неправильными моим потенциальным
сторонникам. Они часто отшатываются, когда я делаю политические оценки, очевидность
которых выявляется позднее. Так, очень многие в Российском Народном Фронте и
вообще в демократическом движении не поняли меня, когда в июне 1990 года я, убедившись
в предательстве Ельцина, изо всех сил стал выступать против него. Или когда я
в апреле 2000 года, поняв
суть Путина, изо всех сил стал бить тревогу и публиковать статьи и заявления
против него, - меня подвергли чуть ли не остракизму и всерьез уверяли меня, что
ВВП – чуть ли не «патриот» и «государственник». И насчет полковника Буданова
возникли у меня напряги с очень многими патриотами, которые искренне защищали
его только потому, что он был этническим русским, а замучил всего-навсего лишь
чеченку. Для меня же Буданов был преступник, который, если попался, то непременно
должен быть беспощадно наказан, как делал
на моих глазах Сталин, когда в Восточной Пруссии на изнасиловании немецкой девушки
попался и подвергся суду и суровому наказанию русский офицер - друг моего отца,
нашей семьи.  

Обосновывать свою позицию не буду. Она диктуется не только очень важным для меня
как исповедника Правой Веры моральным императивом, но и политическим прагматизмом.
Не в силе Бог, а в правде, и лучше правда, чем лукавство-самообман

История с выставкой «Острожно, религия!», которая открылась в Общественном центре
имени Андрея Сахарова и подверглась разгрому со стороны возмущенных православных
верующих, - очень показательная, как лакмусовая бумажка. И чтобы понять моё отношение
к этой истории, следует учесть, что я считаю как авторов и устроителей выставки,
так и разгромивших её активистов-православных – людьми субъектными, принявшими
решение на основании своих убеждений. Разборка между обоими конфликтующими сторонами
– обычна в общественной
жизни, как и в личной. Каждая из сторон имеет право на то или иное выражение
своих чувств, а если в ходе конфликта нанесен вред здоровью или имуществу – можно
судиться, вынося за скобки идеологические мотивы.

Я сотрудничаю как с Центром Сахарова, так и с православными. Это не значит, что
я сижу на двух стульях – просто источник зла я вижу в другом, во всяком случае
не в поверхностно-воспринимаемом конфликте традиции и авангарда. Другое дело,
когда источник зла вмешивается в конфликт и старается использовать его в своих
целях, прежде всего для раскола общества и сталкивания лбами своих врагов.

Источник зла, то есть режим Путина, ухватился за ситуацию и постарался довести
её до суда, чтобы взбаламутить народ и перевести стрелки со своих несомненных
злодеяний вроде отмены льгот и разгрома образования и здравоохранения и много
чего другого – на усердное разжигание противостояния между «патриотами» и «демократами».
И многие поддались на провокацию власти, и страсти разгорелись. 

Открываю газету «Ведомости», читаю статью «От редакции. Еретикам России» (1 апреля
2005, № 57 /1339/, стр. А1, А4), затем захожу на форум – там 320 откликов  (http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2005/04/01/90295):


«Признание судом сотрудников музея и общественного центра имени Андрея Сахарова
виновными в уголовном преступлении, - пишет газета, - разжигании религиозной
и межнациональной розни - само по себе не так ужасно (приговор еще можно обжаловать),
как факт появления общественного заказа на преследование литературного, культурного
и религиозного инакомыслия.

Организаторов выставки “Осторожно, религия” обвинили в оскорблении религиозных
чувств нескольких православных христиан. Суд рассудил, что православие — традиционная
вера русских, поэтому выставка “Осторожно, религия” оскорбила весь русский народ.

Тем не менее приговор оказался сравнительно мягким — 100 000 руб. штрафа, хотя
прокурор требовал лишить свободы известного правозащитника, директора музея Юрия
Самодурова сроком на три года, а руководителя выставочной группы, сотрудницу
музея Людмилу Василовскую — на два. Оскорбленные верующие, которые устроили на
выставке настоящий погром, ответственности избежали.

Этот суд проходил на фоне массовых религиозных волеизъявлений граждан. В среду
православные обрушили свой гнев на постановщиков балета “Распутин”, московская
премьера которого состоялась в Театре эстрады. С плакатами “Боже, спаси и сохрани
Святую Русь” и “Руки прочь от высокой культуры!” они протестовали против появления
на балетной сцене канонизированного императора Николая II. Правда, в стане верующих
тоже не было согласия - некоторые из них считают святым мучеником и Распутина,
что вряд ли одобрила бы РПЦ,
чьи представители не участвовали в пикете. Акцию организовали радикальные религиозные
организации, в частности Союз православных хоругвеносцев, который чуть раньше
выступал против постановки оперы “Дети Розенталя” в Большом театре.

В свое время против автора либретто этой оперы — писателя Владимира Сорокина
было заведено уголовное дело, закрытое затем за отсутствием состава преступления.
Завели его тоже из-за общественного протеста — правда, не православных, а “Идущих
вместе”, которые упорно продолжают устраивать публичные акции против творчества
писателя.

Примеру путинцев и хоругвеносцев последовали даже депутаты Госдумы, которые в
основной своей массе Сорокина не читали. Конечно, парламентариям полезно отвлекаться
иногда от монетизации и мордобоя, но чем им не угодили благопристойные “Дети
Розенталя”, совершенно непонятно.

Разумеется, всякий верующий, чьи религиозные чувства кто-нибудь оскорбил, имеет
право возмутиться и потребовать компенсации. Закон “О свободе совести и религиозных
объединениях” прямо запрещает демонстрировать “оскорбительные” объекты вблизи
мест религиозного почитания. Но Театр эстрады — это такое место, которое православным
фундаменталистам посещать необязательно.

Любое художественное произведение на религиозную тематику теоретически может
кого-то обидеть, но значит ли это, что России нужна церковная цензура, которая
отправит инакомыслие в (или на) костер? Содержание и смысл изображенного, написанного
или представленного являются предметом нравственной оценки, которая всегда слишком
индивидуальна, чтобы претендовать на роль судебной экспертизы. Тем более что
использование в богословских спорах статей Уголовного кодекса чревато нарушением
не только свободы творческого
самовыражения, но и свободы личности.

Защищая верующих от преследований КГБ, Андрей Сахаров всегда говорил, что рассматривает
религиозную свободу как часть общей свободы убеждений. “Если бы я жил в клерикальном
государстве, я, наверное, выступал бы в защиту атеизма и преследуемых иноверцев
и еретиков!” - пишет Сахаров в своих “Воспоминаниях”. Не удивительно поэтому,
что руководителя сахаровского центра едва не посадили в тюрьму как еретика. Удивительно
лишь, что это происходит спустя 15 лет после крушения режима, преследовавшего
Сахарова и свободу
убеждений».

Я дружу с Владимиром Осиповым, не раз участвовал в крестных ходах Союза хоругвеносцев.
Мимо сознательного запихивания нашего общества в архаику и сталкивания путинцами
лбами своих возможных оппонентов пройти не мог, тем более что обсуждение получилось
бурным и наивным. И в форуме написал:

«Суд в путинской России подвластен Администрации президента, и его приговор -
выражение политики режима. Этот приговор - вредоносен для всех нас (хотя многие
этого не осознают), потому что отбрасывает нас на несколько веков назад. 

Церковь в современном обществе должна быть отделена от государства, а вынесенный
приговор втягивает церковь в политику государства. Смысл вмешательства Кремля
в стандартный конфликт между традиционалистами и авангардистами - перевести стрелки
с острейших базисных проблем на второстепенные надстроечные дрязги. И разжечь
нетерпимость и спровоцировать обострение согласно принципу "разделяй и властвуй".
Подло, но эффективно в стране с нищим населением, легко поддающимся информационно-психологическим
манипуляциям.


Кстати, проигрывает и церковь, принимая покровительство административного ресурса.
РПЦ поступила бы достойно и повысила бы свой авторитет, если бы отмежевалась
как от погромщиков, так и от постыдного судилища».

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.skurlatovdaily
Отписаться

В избранное