Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Информационный Канал Subscribe.Ru

Ещё раз о философии кинотрилогии «Матрица»

Сергей Строев представлен на сайте «Интернет против телеэкрана» статьёй «Матрица:
фантастика или реальность?» (http://www.contr-tv.ru/common/1144/): 

«Основной тезис настоящей статьи состоит в следующем. В настоящий момент Матрица
уже существует, и основной объем социального взаимодействия осуществляется именно
в пространстве и по правилам интерактивной модели, хотя техническая база этого
виртуального пространства, конечно, пока совершенно иная, чем в фильме. Перевод
социального бытия в виртуальное пространство интерактивной модели осуществлен
без подключения каждого индивидуума к компьютерной сети…

Фильм «Матрица» может рассматриваться не только в качестве научно-технической
фантастики. С гораздо большим смыслом он может быть прочитан как метафора, как
аллегория, описывающая актуальную действительность, причем с весьма высокой степенью
точности. На этом можно было бы поставить точку и завершить статью, но мы считаем
важным обозначить еще один важный смысловой момент. Фильм братьев Вачовски –
это попытка говорить о постмодерне на языке самого постмодерна, и потому он замкнут
сам на себя и в итоге безвыходен.
Вместе с большой правдой он несет и большую ложь, на которую мы считаем необходимым
указать, хотя бы самым кратким и конспективным образом.

Достаточно ясно обозначив угрозу виртуализации, братья Вачовски сами, однако,
пошли по пути создания искусственного симулякра. Религиозные и духовные координаты,
задаваемые фильмом, заведомо ложны. Кто такой Нео? Мессия с явными аллюзиями
на личность Христа, но, тем не менее, не являющийся ни художественным образом
Христа, ни иносказанием о Нем. Строго говоря, «мессия», имитирующий черты Спасителя,
не будучи Им на самом деле, в рамках христианской традиции должен был бы рассматриваться
как антихрист. Остановимся
на более мягком определении. Нео – это искусственный синкретический симулякр
Мессии, порождение нью-эйджерской и постмодернистской фантазии.

Второй момент – ложные координаты «выхода из Матрицы». Вачовски вольно или невольно
связали выход из сытой, регламентированной и в общем-то рутинной и скучной жизни
в Матрице с яркой борьбой и «экшеном» в «реальном» мире. На самом же деле ситуация
обратна. Виртуальный симулякр создает гораздо более мощные сенсорные и эмоциональные
образы, по сравнению с реальностью. Поиск острых ощущений, стремление вырваться
из рутины – это как раз главный действующий мотив эскапизма, подмены натуральной
реальности реальностью,
генерируемой фэнтази-индустрией. 

Заданные фильмом координаты могут привести лишь к поиску выхода из невыносимо
искаженного мира в фантастических грезах, «параллельных мирах», «расширении сознания»
посредством наркотиков и в сомнительной экзотике нетрадиционных «духовных» практик.
Гораздо содержательнее было бы поставить в фильме проблему иначе: что если бы
за вырвавшимися из «Матрицы» никто бы не охотился? Что если бы их свободно выпустили
по их желанию и просто оставили наедине со ржавым кораблем и искусственной овсянкой
– без всякого экшена
и мировой миссии? Многие ли предпочли бы такую реальность коммуникативной среде
Матрицы?

Что же в итоге получилось? Получился типично постмодернистский нью-эйджерский
фильм, в котором вся духовная проблематика (в том числе эсхатологическая) редуцирована
до физической войны между двумя разумными расами за территорию и источники энергии.
Отсюда и характерный финал: снятие противоречия путем компромисса в духе политкорректности.
К третьей части фильм окончательно теряет философскую и религиозную содержательность
и вырождается в банальную фантастику голивудского образца.

Тем не менее, стоит учесть, что заданная фильмом система образов вошла в сознание
достаточно широких масс, особенно молодежи. Это свершившейся факт, от нас уже
не зависящий. Он может стать мощным каналом внедрения нью-эйджерской идеологии
и антихристианского лже-мессианства, то есть очередным средством виртуализации
человеческого сознания и духовного порабощения. 

Но, с другой стороны, этот же фильм может позволить нам донести в наглядных образах
проблему порабощения посредством виртуализации до сознания масс, которые никогда
бы не заинтересовались философскими изысканиями Ж. Бодрийяра и других философов.
Как и всякое постмодернистское произведение, «Матрица» может приобрести тот или
иной смысл в зависимости от интерпретации и контекста, и наша задача состоит
в том, чтобы это была наша интерпретация и наш контекст».

Моя оценка – благожелательная, но критическая. В статье Сергея Строева (видимо,
Сергей Всеволодович Строев из партии «Родина»? http://stroev-articles.narod.ru/)
- наивно-вульгарный бодрийяризм. Автор - дилетант, хотя не графоман. На Ученом
Совете он бы у нас не прошел. Он пытается доморощенно, нахватавшись вершков,
ответить на философские "вечные вопросы". В философии все эти вопросы осмыслены
глубочайше, вспомним "миф о пещере" Платона или учение о майе в индуизме. Почитал
бы тех мыслителей, которые постигали
корешки - прежде всего Хайдеггера и его французских продолжателей Делёза и Деррида.
Кстати, и Бодрийяр из этого же круга, только он пишет поживее и потому популярнее.


Масса фактических ошибок. Смешно говорить о том,что студенческая революция 1968года
"тщательно спланирована структурами глобального управления", одной из которой
является-де Франкфуртская школа (вот изумился бы Герберт Маркузе). Полная чушь
о происхождении капитализма, об "индустриальной революции", о кальвинизме, о
движущих силах Великих Географических Открытий. Концепция Томаса Куна о "парадигмах"
и "научных революциях" совершенно переврана и безбожно релятивизирована. И так
далее. Вредная статья для слабых
умов. 

Вообще различным чуждым матрицам подвержены досубъектные люди, которые не могут
в принципе жить своим умом из-за слабости характера или из-за нищеты и убогости,
из-за своей материальной зависимости от общины, государства, работодателя. Как
гласит русская пословица, "без денег и разума нет". А Ленин признавал, что освободить
всех людей невозможно ни при каком коммунизме, потому что слабые характером всегда
будут подчиняться другим людям с сильной волей. Лишь субъектный человек способен
сбросить "манипуляторов
сознанием" и подчиняется Матрице, творимой им самим. 

Если говорить серьезно о Матрице, то мир изначально спрограммирован Словом или
Архе-Программой (термин Деррида в рамках его грамматологии, сопряженной с тотальным
программированием всего сущего). Соотношение между Матрицей и человеком, созданным
по образу и подобию Бога, глубинно исследовано Хайдеггером в учении о сопряженности
Sein и Dasein. Основной вопрос - кто составляет эту Архе-Программу. В научной
фантастике этот вопрос досконально исследован у того же Лема (Голос Бога, Формула
Лимфатера и т.д.). Братья
Вачовски дают совсем нетривиальное решение, и обвинять их в ньюэйджизме означает
слышать звон, не зная где он. 

Более адекватную трактовку Матрицы, а также соответствующих постижений Канта,
Гегеля, Ницше, Шопенгауэра, Хайдеггера, Деррида и самой кинотрилогии "Матрица"
смотри мои заметки в разделе Ежедневник сайта www.panlog.com, особенно мои работы
по "прикладной эсхатологии". 

И вдумайтесь в концовку фильма "Матрица" (хотя не все, наверное, понимают суть
задействованных здесь персонажей-олицетворений христианской западной и индуистской
восточной традиций): 

{«Логос» падает на землю.} 
НЕО. Трин? Тринити? Тринити??? 
ТРИНИТИ. Я здесь. 
НЕО. Где. 
ТРИНИТИ. Здесь. 
НЕО. У нас получилось. 
ТРИНИТИ. Как ты сказал. 
НЕО. Это невероятно, Трин. Свет повсюду. Как будто все здесь состоит из света.
Хотел бы я, чтобы ты видела то же самое. 
ТРИНИТИ. Ты и так показал мне так много. 
НЕО. Что с тобой, Трин? Что-то не так? 
ТРИНИТИ. Я не смогу пойти с тобой, Нео. Я дошла до конца своего пути. 
НЕО. Почему? О, нет. О, нет, нет, нет. 
ТРИНИТИ. Все хорошо. Просто пришло время. Я сделала все, что могла. Остальное
ты сделаешь сам. Ты должен довести это до конца. Ты должен спасти Зион. 
НЕО. Я не смогу. Не смогу без тебя. 
ТРИНИТИ. Сможешь. Ты сможешь. Я верю в это, и всегда верила. 
НЕО. Тринити… Тринити. Не умирай. Ты не умрешь. Ты не умрешь. 
ТРИНИТИ. Умру. Однажды ты вернул меня оттуда, но не теперь. 
НЕО. всхлипывает. 
ТРИНИТИ. Ты помнишь… на крыше, когда ты поймал меня… что я тебе сказала? 
НЕО. Ты сказала: «Прости меня». 
ТРИНИТИ. Это была моя последняя мысль. Я хотела, чтобы мне дали еще один шанс,
сказать тебе самое важное, сказать, как сильно я люблю тебя, как я тебе благодарна
за каждую секунду, что мы были вместе. Но когда я, наконец, поняла, как сказать
все, что я хотела, уже было слишком поздно. Но ты вернул меня оттуда. Ты исполнил
мое желание. Дал еще один шанс сказать то, что я так хотела… Поцелуй меня, еще
раз. Поцелуй меня. 
{Они целуются, и Тринити умирает.} 

(Зион: вход в Храм) 
ЛОК. Установите эту штуку, наконец. {Бур взламывает купол города.} Быстрее. 
[МУЖЧИНА №2]. Пошли, пошли, пошли! 

(Зион: храм) 
ЛИНК. Нео. Если собираешься действовать, тебе лучше поспешить. 

(01) 
НЕО. Я прошу лишь дать мне возможность сказать, зачем я пришел; потом делай,
что хочешь, я не буду пытаться тебя остановить. 
DEUS EX MACHINA. Говори. 
НЕО. Программа «Смит» вышла из-под твоего контроля. Он распространился по Матрице
и скоро распространится по этому Городу. Ты не можешь его остановить, а я могу.

DEUS EX MACHINA. Ты нам не нужен. Нам ничего не нужно. 
НЕО. Если это правда, значит, я ошибся, и теперь ты можешь убить меня. 
DEUS EX MACHINA. Чего ты хочешь? 
НЕО. Мира. 

(Зион: вход в Храм) 
{Стражи атакуют вход в Храм, но внезапно останавливаются.} 
НИОБА. Что они делают? обращаясь к Морфеусу Что они делают? 

(01) 
DEUS EX MACHINA. А если не справишься? 
НЕО. Я справлюсь. 

(Зион: вход в Храм) 
НИОБА. {поднимает глаза и видит, что Стражи замедлили движение} Нео. 
МОРФЕУС. Он сражается за нас. 

(Матрица: улица города, вдоль которой стоят Смиты) 
СМИТ/ПИФИЯ. М-р Андерсон, с возращением. Нам так вас нехватало. Вам нравится,
что я сделал с этим местом? 
НЕО. Сегодня все закончится. 
СМИТ/ПИФИЯ. Я знаю – я это уже видел. Вот почему остальные мои воплощения будут
просто наблюдать: мы уже знаем, что я – тот, кто победит вас. 

{Супер-Битва, часть 1: бой на улице и в воздухе} 

СМИТ/ПИФИЯ. Вы чувствуете, м-р Андерсон, как это приближается к вам? Я чувствую.
Мне следует поблагодарить вас – ведь именно на примере вашей жизни я понял, какова
цель жизни вообще. Цель жизни – ее конец. 

{Супер-Битва, часть 2: бой в воздухе} 

СМИТ/ПИФИЯ. Зачем, м-р Андерсон, зачем? Зачем, зачем вы это делаете? Зачем, зачем
встаете? Зачем продолжаете? Неужели вы верите, что сражаетесь за что-то большее,
чем ваша жизнь? Тогда скажите мне, что это, если знаете. Свобода? Или истина?
Может быть, мир? А может, любовь? Иллюзии, м-р Андерсон, причуды восприятия.
Подпорки, созданные примитивным человеческим интеллектом в тщетной попытке оправдать
собственное существование, на деле не имеющее ни цели, ни смысла. И все это –
столь же искусственно, как сама
Матрица. Лишь человеческий разум мог создать нечто настолько пошлое, как любовь.
Вы должны понять это, м-р Андерсон, вам уже пора это понять! Если вы не можете
победить, к чему продолжать сражаться? Зачем, м-р Андерсон, зачем, зачем эта
настойчивость? 
НЕО. Потому что это мой выбор. 

{Супер-Битва, часть 2: бой в воронке} 

СМИТ/ПИФИЯ. Это мой мир! Мой мир! 

{Нео отлетает к стенке воронки и падает на землю.} 

СМИТ/ПИФИЯ. Постойте… Я это уже видел. Вот оно, это конец. Да, мы лежали здесь,
именно так, и я… я… я стоял здесь, вот здесь, я… я должен что-то сказать. Я говорю…
все, что имеет начало, имеет и конец, Нео. 

{Нео начинает подниматься} 

СМИТ/ПИФИЯ. Что? Что я только что сказал? Нет… нет, это неправильно, этого не
может быть. Отойди от меня! 
НЕО. Чего ты боишься? 
СМИТ/ПИФИЯ. Это ловушка! 
НЕО. Ты был прав, Смит. Ты всегда прав. Это было неизбежно. 
{Смит/Пифия накладывается поверх Нео.} 

СМИТ/ПИФИЯ. Всё кончено? 

{Смит/Нео кивает, с легкой усмешкой. Тело настоящего Нео содрогается, над ним
появляется яркое оранжевое свечение, свет очватывает Смита/Нео и и настоящего
Нео; Смит/Нео исчезает.} 

СМИТ/ПИФИЯ. О, нет, нет, нет. Нет, это нечестно. 

(01) 
DEUS EX MACHINA. Все кончено. 

(Зион: вход в Храм) 
ЛОК. Это какая-то бессмыслица. 
МОРФЕУС. Он смог. 
ПАРЕНЕК. Он спас нас. Он спас нас. Все кончено, он это сделал! Сделал, сделал,
все кончено! Все кончено, он это сделал! Сделал! 
СОВЕТНИК ХАМАНН. Что это, что произошло? 
ПАРЕНЕК. Сэр, он это сделал – Нео – он это сделал! 
СОВЕТНИК ХАМАНН. Что сделал? 
ПАРЕНЕК. Он закончил войну, машины ушли! Война окончена, сэр! Война окончена!


(Зион: Храм) 
ПАРЕНЕК. Зион! Зион! Все кончено! эхо Все кончено! Война окончена! эхо Война
окончена! 
ЛИНК. кричит 
ЖИТЕЛИ ЗИОНА. ликуют 

(Зион: вход в Храм) 
МОРФЕУС. Я столько раз представлял себе этот момент. Это происходит на самом
деле? 
НИОБА. Нео, где бы ты ни был. Спасибо тебе. 

(Матрица: улица города) 
{Дежа-вю с черной кошкой} 
САТИ. Доброе утро. 

(Матрица: скамейка у озера) 
ПИФИЯ. Вот это сюрприз. 
ЗОДЧИЙ. Ты играла в очень опасную игру. 
ПИФИЯ. Перемены всегда опасны. 
ЗОДЧИЙ. И сколько, по-твоему, продлится этот мир? 
ПИФИЯ. Сколько возможно. 
{Зодчий начинает идти.} 
ПИФИЯ. А как же другие? 
ЗОДЧИЙ. Какие другие? 
ПИФИЯ. Которые хотят уйти. 
ЗОДЧИЙ. Естественно, они будут освобождены. 
ПИФИЯ. Даешь слово? 
ЗОДЧИЙ. Кто я, по-твоему? Человек? 

САТИ. Пифия! 
ПИФИЯ. смеется. 
САТИ. Мы боялись, что не найдем тебя. 
ПИФИЯ. Теперь все в порядке. 
САТИ. Смотри, смотри! указывает на восход 
ПИФИЯ. Ты только посмотри! Как красиво! Это ты сделала? 
САТИ. кивает Для Нео. 
ПИФИЯ. Молодец. Я знаю, ему бы понравилось. 
САТИ. Мы его увидим снова? 
ПИФИЯ. Я думаю, да. Когда-нибудь. 
СЕРАФ. Ты всегда это знала? 
ПИФИЯ. О, нет. Нет, я не знала. Но я верила. Я верила. 

КОНЕЦ

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.skurlatovdaily
Отписаться

В избранное