Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2005-01-29

[TIFLO] tiflo inform from minsk

Здравствуйте, culture.

Хочу представить вашему вниманию информацию об объединении инвалидов
по зрению в Беларуси. Заранее прошу прощения за непоследовательность
моего изложения.

Предыстория
Международное благотворительное общественное объединение
"Николь" зарегистрировано в марте 2003 года. Цель его деятельности
социальная реабилитация незрячих людей. Учредителями являются
Ирина и Аркадий Гусаревич, семья, в которой муж никогда не
видел жену, а жена мужа, так как познакомились они уже будучи незрячими.
По образованию Аркадий физик - электронщик, а Ирина - массажист.
Аркадий и Ирина от рождения имели нормальное зрение, но затем
с обоими произошли несчастные случаи. Аркадий пострадал
в результате хулиганского нападения.
Ирина, будучи еще школьницей, из - за халатности работников горгаза
отравилась угарным газом.
Последствия одинаковые: тотальная слепота. Сейчас Аркадию
42 года, а Ирине 24 года. Они воспитывают дочь, которой
2.5 года. В настоящее время Аркадий и Ирина, помимо воспитания
дочери, должны заниматься решением бюрократических проблем,
связанных с оформлением формальностей перерегистрации
общественного объединения (процедура регистрации общественного
объединения заняла в общей сложности более года, и примерно каждые
полгода они вынуждены проводить перерегистрацию вследствии различных
причин).
Сейчас членами объединения являются 15 инвалидов по зрению, в проектах
участвуют и выполняют работы незрячие. среди них тифлопедагоги и
инструктора-программисты, они обучают незрячих
навыкам владения тростью, и компьютером.
Ниже вы найдете описание проекта, реализацией
которого занимаются Ирина и Аркадий вместе с соратниками.
Ядро проекта остается неизменным, так как к несчастью незрячих в
наше время не становиться меньше.

Николь Матис, в честь которой объединение получило свое
название, незрячая молодая девушка из Швейцарии. Сейчас она
студентка четвертого курса Фрибургского университета и учится
на отделении славистики. Она три раза была в Минске и очень
помогла.
В данный момент Николь учится в Омском Государственном Университете,
перевелась дабы изучать науку у истоков. Минск хорошо запомнил девушку
всегда передвигающуюся с тростью в руках, легкой и поражающей своей
быстротой походкой.

Исходя из общественных условий и технических возможностей,
незрячие люди в Беларуси имеют практически единственную
возможность для трудоустройства это специально созданные
для них фабрики. Выпускники высших учебных заведений, специалисты
в области информационных технологий, биологи и воспитатели
детских садов сидят там по 8 часов и крутят винтики.

И хотя ориентирование и передвижение по Беларусис помощью
белой трости вполне возможно без особых проблем, в городах
практически не встретишь незрячего человека без сопровождения.
Причина такого положения заключается в том, что специалисты
в области ориентирования и передвижения, а также обучения
жизненно-практическим навыкам не финансируются из госбюджета, а
в бывшем объединении слепых находящемся ранее на госбюджетном финансировании
эти
специалисты тем более не нужны. По крайней мере так можно заключить
из нынешней политики этой организации в отношении незрячих, так
как тифлопедагоги сопровождают незрячих только по территории слепецкого
предприятия, где их помощь формальна. За пределами данного предприятия
незрячий должен передвигаться самостоятельно, не получив соответствующего
обучения это сравнимо с ходьбой по канату.
И поэтому многие незрячие люди просто нуждаются в помощи
зрячих, что в свою очередь только усугубляет существующие
стереотипы и предрассудки. Зачастую к незрячим людям относятся
как к неполноценным, которые пусть лучше общаются с себе
подобными, нежели будут мешать обществу: "Есть же специальные
фабрики, специальные квартиры для незрячих, Чего же вы еще
хотите?"

Они хотят и в самом деле большего: прорыва. Прорыва к самостоятельности
и самоопределению, прочь предрассудки.
Вот основная причина почему мы решили создать объединение инвалидов
по зрению для оказания всесторонней поддержки инвалидам по зрению.
Как вы сами знаете "Помощь утопающему - дело рук самого утопающего".
А теперь Общий творческий отчетпо деятельности МБОО "Николь"
Международное Благотворительное Общественное Объединение "Николь"
Название проекта
Социальная реабилитация незрячих людей.
Целевая группа/бенифициары
Незрячие люди и их близкие.
Географическое расположение проекта
Минск, Минская область.
Продолжительность проекта
10 месяцев.

руководитель организации Гусаревич Аркадий.
Координатор (руководитель проекта) Гусаревич Ирина.
mailto: mbo_nik***@m*****.ru
mailto: m_ira_b***@m*****.ru
адрес: Беларусь, г. Минск, ул. Гурского 30.33.
контактный тел. 8 10 017 201 90 26.
Задачи проекта:
Социальная реабилитация незрячих людей путем проведения сними
индивидуальных занятий по пространственной и социально - бытовой
ориентации тифлопедагогами по месту проживания инвалидов
и проведение занятий по обучению незрячих людей работе
на компьютере по специальным программам под руководством
инструкторов - программистов;
проведение с родными и близкими незрячих мотивационных бесед,
распространение среди них методичек и памяток, описывающие методы
обучения незрячих пространственной ориентации и социально-бытовому
обслуживанию;
распространение информации о проблемах незрячих людей в масс-медиа.

3. Сложности /проблемы/препятствия
Сложностью препятствующей эффективной реализации проекта явились
многочисленные земельно - дорожные работы в городе пересекающие
изученные маршруты нашими реабилитантами что требовало проведение
дополнительных ьзанятий по пространственной ориентации для нахождения
и изучения новых маршрутов следования.
Также препятствием к проведению практических занятий по
пространственной ориентации было отсутствие "белых тростей",
трости производимые на территории РБ не пригодны для использования по
прямому назначению.
Решение этой проблемы было таким: член нашегообъъединения Николь
Матис обратилась запомощью в Швейцарское Общество Инвалидов и нам
был сделан неоценимый подарок, мы получили в свой адрес более 20-ти
тростей отличного качества, которые наше объединение смогло
использовать в программе проекта.
С августа 2004 года у МБОО "Николь" остро возникла проблема
аренды офисного помещения, потребность в котором полностью отсутствует
для задач реализации проекта (индивидуальные занятия с инвалидами
проводятся по месту их жительства). С декабря 2004
года наше объединение вынуждено арендовать пустующее помещение
оплачивая непомерные тарифы, и не имея возможности по
техническим причинам использовать данное помещение. Также в
связи с этим возникла необходимость в переригистрации
юридического адресса, что повлекло за собой непредусмотренные и
ранее незапланированные расходы.
4. Достижения/результаты
Обучение по пространственной ориентации прошли 16 незрячих людей.
Из них 10 человек прошли курс и применяют
полученные знания и навыки в повседневной жизни,
6 находятся на различной стадии обучения.
14 незрячих человек находятся на разной стадии обучения
компьютерной грамотности. 8 из них получили в личное пользование
компьютеры с установленными нна них программами для пользователей
с тотальным нарушением зрения. 2 -е Из них являются супругами
и обучаются работе на компьютере совместно.
6 инвалидов приобрели компьютеры за свой счет.
Все реабилитанты находясь на различной стадии обучения
используют полученные умения в повседневной практике.
Также благодаря этому все реабилитанты при наличии в их компьютерах
модемов смогут получать высшее образование участвуя в интерактивном
дистанционном обучении, которое с недавнего времени ввели в практику
преподавания многие ВУЗы.
В прошлом году на телевизионных каналах "Лад" и "СТВ"
транслировались две передачи, содержащие интервью с
администрацией нашего объединения, В которых были
отражены проблемы незрячих.
Член нашего объединения незрячая журналистка
провела интервью с Начальником Службы Движения Минского
Метрополитена, и консультантом отдела Пассажирских
Перевозок Управления Автомобильного Транспорта Министерства
Коммуникаций Республики Беларусь, в которых подниммались
вопросы специфики пользования транспортными услугами незрячими
пассажирами. Были высказаны пожелания о целесообразности
проведения инструктирования работников транспортных
служб в необходимости упреждающих действий, активной и самоинициативной
помощи незрячим пассажирам.
Заключение
Внеся изменения и дополнения в Устав нашего объединения и проведя
процедуру его регистрации в Минюсте РБ (целью изменения Устава было
уменшение налогообложения) администрация нашего объединения получила
неоценимый опыт вовзаимоотношениях чиновников различных государственных
ведомств с представителями общественных объединений.
Проведя эту работу наше объединение добилось в Министерстве Труда
и Социальной Защиты максимального уменшения налогообложения, что
позволит в полной мере использовать средства выделенные спонсорами
на нужды проектной деятельности.
Также стали доступны нашим реабилитантам материалы в INTERNET
существующие рассылки на самые различные темы проблем незрячих
авторами которых являются инвалиды по зрению и тифлопедагоги Росии,
Украины.

   2005-01-29 23:09:14 (#307126)

[TIFLO] "Мозги снова в цене"

Андрей Фурсенко: "Мозги снова в цене"

Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко считает главной задачей в настоящее
время повышение качества высшего образования в России. Главное - "на
фоне массовости помнить о качестве", сказал министр на международной конференции
"250 лет Московскому Государственному университету имени М. В. Ломоносова".

По мнению министра, решить проблему может создание сети крупных научных образовательных
учреждений. "Первый из них - МГУ", - сказал Фурсенко.

По его словам, в последнее время растет количество желающих получить высшее образование.
"Мозги снова в цене", - отметил министр. Поддержку науки он назвал
государственной задачей.

В конференции, посвященной юбилею МГУ, принимают участие около 500 ректоров и
руководителей зарубежных вузов и учебных организаций, а также более 400 глав
государственных вузов России. Непосредственно МГУ представляют около 1000 профессоров.
В завершении форума будут принята Московская декларация "О роли
фундаментальной науки и образования в соверменном мире".
// РИА "Новости"

Выпуск листа на новом месте: 451

   2005-01-29 04:53:10 (#306749)

[TIFLO] МГУ назвали престижным и блатным

МГУ назвали престижным и блатным

Фонд "Общественное мнение" провел социологический опрос, приуроченный к 250-летнему
юбилею Московского государственного университета. Результаты исследования
не оставляют сомнений в том, что Московский университет сохраняет за собой статус
главного вуза страны. Называя самые известные, по их мнению, вузы России,
42% россиян (и подавляющее большинство москвичей), прежде всего, вспомнили именно
об МГУ.

Ответы на другой открытый вопрос - о том, какие ассоциации связаны у людей с
Московским университетом, - показывают, что его главные характеристики: престижность,
качество образования и международный уровень подготовки как преподавателей, так
и студентов. Кроме того, 46% опрошенных уверены, что люди, закончившие
МГУ, имеют больше шансов устроиться в жизни, чем выпускники большинства других
российских вузов.

Вместе с этим, довольно распространенным является представление о недоступности
- по тем или иным причинам - обучения в Московском университете для "простых"
людей. Отвечая на вопрос о том, как поступает в МГУ большинство абитуриентов,
- "благодаря своим способностям и знаниям" либо "за деньги или "по блату""
- лишь 16% опрошенных выбрали первый вариант, и 54% - второй.

Следует отметить, что суждения тех, у кого есть знакомые или родственники, окончившие
МГУ, не столь категоричны: они вдвое чаще, чем россияне в целом (31%
против 16%), утверждают, что большинство поступивших в МГУ добились этого благодаря
своим знаниям и способностям.

Полученные данные позволяют заключить также, что отношение к МГУ и к высшему
образованию в целом тесно связано с наличием или отсутствием такого образования
у самого респондента. 86% из числа окончивших вузы (против 77% по выборке в целом)
считают, что иметь высшее образование очень важно, 34% (против 23% по
выборке) уверены, что сегодня образованных людей меньше, чем нужно, 70% (против
50%) оценивают качество образования в МГУ как "соответствующее мировому
уровню", либо как превосходящее этот уровень, 22% (против 16%) уверены, что в
Московский университет большинство поступает благодаря своим способностям,
и т.д. Другими словами, те, для кого высшее образование не является чуждым, оценивают
"главный вуз страны" выше, чем менее образованные граждане, смотрящие
на него с большей "дистанции".
// по материалам фонда "Общественное мнение"

Выпуск листа на новом месте: 450

   2005-01-29 04:22:32 (#306746)

[TIFLO] Президент РФ положительно оценил ЕГЭ

Президент РФ положительно оценил ЕГЭ

Владимир Путин положительно оценил эксперимент по введению единого государственного
экзамена (ЕГЭ). "Мотивом введения ЕГЭ явилось желание воспрепятствовать
коррупции и поборам в вузах. Это первое. Второе - обеспечить возможность поступления
в престижные вузы талантливым молодым людям, которые не имеют возможности
добраться до столиц", - заявил сегодня президент в беседе со студентами МГУ.

По мнению Владимира Путина, есть и другие мотивы введения ЕГЭ, но эти два - основные.
"Эксперимент, который проводится в последние годы, показал, что эти
решения являются обоснованными и эффект есть", - отметил глава государства. В
престижных вузах, по словам Путина, появились студенты, которые по своим
знаниям, уровню подготовки соответствуют требованиям вуза, но при прежнем механизме
поступления никогда не смогли бы стать студентами этих учебных заведений.

"Некоторые вузы, такие, как МГУ, Санкт-Петербургский университет, ряд других,
должны иметь возможность посмотреть на тот материал, который попадает к преподавателям",
- подчеркнул президент РФ. Вместе с тем Путин отметил, что и эти вузы должны
рассмотреть возможность поступления, связанную с ЕГЭ.
// РИА "Новости"

Выпуск листа на новом месте: 449

   2005-01-29 04:10:58 (#306745)

[TIFLO] Путин подписал указ о Дне студенчества

Газета.Ru
Путин подписал указ о Дне студенчества
Президент России Владимир Путин подписал указ об объявлении 25 января Днем студенчества.

"Татьянин день - это чисто российское изобретение. В этот день - День святой
Татьяны - был образован Московский университет. Чтобы закрепить его на государственном
уровне, я вчера подписал указ об объявлении этого дня Днем студенчества", - заявил
президент России, выступая сегодня на встрече со студентами в здании
фундаментальной библиотеки МГУ.
25 января 2005г

Выпуск листа на новом месте: 448

   2005-01-29 03:51:19 (#306740)

[TIFLO] Образование в России: коммерция плюс устранение государства

Газета.Ru
Образование в России: коммерция плюс устранение государства В начале прошлого
года реформирование российского образования шло по схеме тогдашнего министра
Владимира Филиппова. В основе этой схемы лежало признание
полного равенства прав государственных и негосударственных учебных заведений,
включая бюджетное финансирование. И, кроме того, решение проблемы повышения
качества путем ужесточения их конкуренции между собой с последующим оттеснением
от финансирования, а значит, выталкивания из образовательной сферы слабейших,
не зависимо от формы собственности.

Мерилом качества работы вузов должна была стать их госаккредитация, мерилом качества
подготовки выпускника средней школы - Единый государственный экзамен
(ЕГЭ).

С приходом в марте 2004 года нового руководства реформирование нашего образования
прекратилось, сведясь к реформированию одноименного министерства. Линия
нового министра образования Андрея Фурсенко проявилась лишь со временем и приняла
отчетливые очертания только к концу года.

В ее основу лег принцип усиленной коммерциализации системы образования в сочетании
с максимальным устранением государства из этой сферы.

Пробным камнем стала подготовка весной 2004 года закона об отмене 50-процентных
ограничений для платного набора студентов на самые популярные специальности
в государственных вузах. Разработчики закона уверяли оппонентов, что его принятие,
практически снимающее ограничение на прием в госвузы студентов-платников,
не пойдет в ущерб бесплатному образованию. В подтверждение они ссылались на статью
закона, в соответствии с которой на каждые 10 тыс. населения России
должно приходиться не менее 170 студентов-бюджетников. Закон об отмене ограничений
в конце концов приняли, но, как оказалось, упомянутые гарантии были
эфемерными. Дело в том, что практически одновременно с разработкой упомянутого
закона шла работа над целым пакетом других законопроектов. Их целью было
как раз изъять из законодательства об образовании все государственные гарантии,
включая упомянутые. После долгих баталий с некоторыми поправками был принят
и этот пакет.

В результате в 2004 году из законодательства исчезли государственные гарантии
социальных выплат всем участникам образовательного процесса - от студентов
до преподавателей.

Школы и средние профессионально-технические училища были переданы с федерального
баланса, а значит, из зоны ответственности государства, на уровень субъектов
федерации. Бюджетная часть высшего образования формально осталась за государством,
однако и здесь появились новшества, свидетельствующие о "монетизации"
и этой сферы. Принцип был во всех случаях один и тот же: бюджетное финансирование
(где без этого нельзя обойтись) по минимуму, остальное - за деньги.

Идеальной схемой функционирования системы высшего и среднего профессионального
образования, по мнению Андрея Фурсенко, стал бы внешний заказ на подготовку
специалистов с заключением договора между обучаемым, вузом и спонсором. Последним
в соответствии с новой концепцией может быть как государство, так и частный
бизнес. В этом случае, считает министр, по окончании обучения молодому специалисту
придется либо отработать деньги, потраченные на его образование, либо
вернуть их, превратив тем самым "бесплатное" место в платное. При этом всячески
приветствуется обучение за счет самих студентов. Для максимального расширения
платного сектора услуг в 2004 впервые прошел обкатку эксперимент по целевому
предоставлению кредитов на обучение в вузах. Для начала его организовали в
МГУ, но опыт этот будет расширяться и в будущем.

Устранение государства из сферы образования в полной мере коснулось частных образовательных
учреждений.

В 2004 году было принято решение о прекращении практиковавшегося до сих пор частичного
финансирования частных школ из государственного бюджета.

Таким образом, продекларированное при Филиппове финансирование "на равных" государственных
и негосударственных образовательных учреждений обернулось при
Фурсенко стремлением "на равных" их не финансировать.

Еще одной идеей минувшего, 2004 года по "отъему денег" стал широко рекламируемый
переход на двухуровневую систему образования (4 года магистр + 2 года бакалавр).
Правда, чиновники предпочитают не упоминать, что

в своем новом виде система предполагает существенное увеличение количества платных
мест для магистров, а возможно, еще и отправку молодых специалистов на
службу в армию на переходном этапе от бакалавра к магистру.

Компенсировать очевидные потери чиновники обещают путем применения еще одного
новшества - усиленной адресной поддержки. Во исполнение этой идеи было решено
даже отказаться от обещанной с будущего года прибавки к студенческим стипендиям
и заменить ее на доплаты только самым нуждающимся (малоимущим).

Произошедшие в 2004 году изменения концепции реформ коснулись и средней школы.
И в значительной степени также в виде увеличения сектора платных услуг. Прежде
всего, на платной основе многим родителям придется учить своих детей во вводимом
подготовительном, "нулевом" классе, официально призванном уравнять подготовку
5--6 летних дошколят к школе. Пока чиновники планируют охватить "предшкольным"
образованием около 45% детей.

Приняты в 2004 году решения и о других "сюрпризах" для школьников. Девятиклассников,
например, ожидает промежуточный экзамен типа ЕГЭ.

Для более полной оценки знаний школьников с этого же года начали создавать "потрфолио"
ученика, где должны накапливаться все творческие достижения внешкольного
происхождения.

Претерпели изменение и школьные программы.

В завершающую фазу вступил эксперимент по профильному образованию в 10-11-х классах
и предпрофильному в 9-м. Во многих регионах началось изучение (пока
на факультативной основе) новой дисциплины - истории мировых религий. По этому
предмету академиком РАН Александром Чубарьяном уже написан учебник. Тем
самым, по крайней мере, на время, завершилась многолетняя дискуссия о том, какой
предмет - этот или, как планировалось при Владимире Филиппове, основы
православной культуры - следует преподавать в российских школах.

Принято решение изменить в ближайшем будущем и сами стандарты образования.

Причем ревизии подвергнутся стандарты не только среднего, но и высшего образования.
К этой работе, а также к экспертизе учебников для средней и высшей школы
уже привлечены "лучшие умы" Российской академии наук.

Существенно изменилась и концепция ЕГЭ.

Последние заявления Андрея Фурсенко, а за ним и других высших чиновников от образования
подтвердили, что отныне ЕГЭ не считается ни единственным, ни даже
главным способом проверки и оценки знаний учащихся. И, хотя он будет по-прежнему
широко распространен, повсеместное его введение откладывается как минимум
до 2008 года. Во многих местах, как, например, в Москве, он будет по-прежнему
проходить только на добровольной основе.

Наряду с ЕГЭ под давлением ректоров российских вузов во главе с ректором МГУ
им. Ломоносова Виктором Садовничим официально признан такой критерий выявления
талантливой молодежи, как олимпиады. Победители международных и всероссийских
олимпиад будут по-прежнему зачисляться в вузы без вступительных экзаменов,
либо, в зависимости от уровня олимпиад, освобождаться от сдачи профильного экзамена.
Вузам, и, прежде всего, ведущим, разрешено также проводить свои собственные
вступительные экзамены в традиционной для абитуриентов форме. К концу года был
даже подготовлен специальный законопроект, регламентирующий механизм сдачи
ЕГЭ и утверждение единых подходов к проведению всероссийских олимпиад. Однако
до его серьезного обсуждения и тем более принятия дело не дошло, и победители
олимпиад по-прежнему вынуждены пребывать в состоянии неопределенности.

Зато появились новые образовательные законопроекты. И, что также является нововведением
2004 года, многие из них были подготовлены при содействии специальной
комиссии по образованию и науке, созданной партией "Единая Россия". Часть из
"партийных законов" уже на выходе.

Им вскоре предстоит определить возможный переход на подготовку студентов на контрактной
основе.

Другие готовящиеся сейчас законы создадут базу для введения "кредитно-модульной
системы образования", которая позволит учащимся самостоятельно выбирать
себе набор курсов для изучения, а также для обещанного окончательного перехода
на двухуровневое образование. Так что можно утверждать: реформа образования
в России идет "курсом Фурсенко", и курс этот на сегодняшний момент явлен обществу
со всей определенностью.
3084/001001

27 ЯНВАРЯ 2005 19:24

Выпуск листа на новом месте: 447

   2005-01-29 02:33:54 (#306698)