Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Реформа образования

День образования

Текст: Марина Лемуткина

Правительство и Госдума обсудили реформу российского образования. В школах введут
нулевой класс, вузы перейдут на двухуровневую систему, а за образование

придется платить - или самим гражданам, или предпринимателям, которые хотят вырастить
себе специалистов. Как говорят эксперты, эта реформа вполне может

провалиться.

В четверг на заседании правительства и на "круглом столе" в Государственной думе
обсуждались планы модернизации российского образования. В перерыве между

этими мероприятиями свое мнение на этот счет высказал и ректор МГУ имени Ломоносова
Виктор Садовничий.

Старт "дня образования" был задан министром науки и образования Андреем Фурсенко,
который представил в правительстве подготовленный в его ведомстве документ

"О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации".
Главным направлением в реформе руководство Минобрнауки провозгласило

профессиональное образование. Для этого чиновники планируют изменить всю образовательную
систему страны.

По их замыслу, образование должно стать непрерывным. Учиться россияне начнут
с пяти с половиной лет - в школах будет введен нулевой класс. Затем в течение

девяти лет все школьники будут учиться по общей программе, а в десятом и одиннадцатом
классах им предстоит обучение в профильных классах. По окончании

школы в соответствии с "приоритетными направлениями" выпускникам предстоит сдача
единого государственного экзамена (ЕГЭ) (правда, Фурсенко обмолвился,

что это не безальтернативный способ проверки знаний учащихся). В документе также
реанимируется идея ГИФО - государственных именных финансовых обязательств

- своеобразных государственных целевых взносов за обучение. Сумма ГИФО напрямую
будет зависеть от результатов сдачи ЕГЭ по принципу: чем выше балл, тем

больше сумма.

Поступивших в вузы также будет ожидать новая система обучения. В планах министерства
- повсеместный переход на двухуровневое образование по схеме "бакалавр

(4 года) + магистр (2 года)". Между этими этапами, говорят в Минобразования,
выпускник получит шанс поработать и определиться, учиться ли ему дальше.

Правда, большинству из тех, кто решит снова пойти в вуз, за обучение в магистратуре
придется платить.

Также чиновники хотят изменить статус (а значит, возможности) вузов. Лучшим будет
дан статус "национальных", и, по мнению экспертов, их будет не больше

100 (всего в России около 600 госвузов). Эти вузы в первую очередь получат бюджетные
средства. Что будет с оставшимися вузами - неизвестно. Но, судя по

всему, ничего хорошего.

Кроме того, Минобрнауки собирается избавить образование от "обремененности излишними
социальными обязательствами в ущерб качеству подготовки". Хотя, представляя

концепцию правительству, министр Фурсенко подчеркнул, что речи о приватизации
системы образования не идет, вскоре система финансирования будет пересмотрена.

"Человек, который учится на средства государственных субсидий, должен либо отработать,
либо вернуть деньги. Это касается и образовательных кредитов", -

заявил Фурсенко.

Так что за образование придется платить - или самим гражданам, или предпринимателям,
которые хотят вырастить себе специалистов.

При этом, как подчеркивается в концепции, предстоит легализация любых видов платного
дополнительного образования. Кстати, это положение новой концепции

просто сводит на нет заявление премьер-министра Михаила Фрадкова, заявившего
перед заседанием, что "основными задачами модернизации образования являются

обеспечение его доступности, качества и ресурсного обеспечения".

Свои опасения насчет реформы высказали участники думского "круглого стола".

По мнению первого зампреда комитета Госдумы по образованию Олега Смолина, в случае
реализации концепции российское образование превратится в "образование

не для всех".

Как заявил Смолин, планируемое якобы в целях разгрузки детей сокращение на 25%
школьной программы с одновременной легализацией дополнительных услуг образовательных

учреждений приведет к тому, что родители будут вынуждены платить учителям за
занятия с детьми за эту же сокращенную четверть школьной программы. А позволить

себе это могут далеко не все.

Такая же ситуация сложится, по его мнению, если объем финансирования по ГИФО
привязать к результатам сдачи ЕГЭ. Очевидно, подчеркнул Смолин, что лучше сдадут

экзамены дети из обеспеченных семей - значит, будет окончательно нарушен принцип
равенства на получение образования.

Нет в подготовленном Минобрнауки документе и ответа на вопрос, как будет финансироваться
из бюджета труд учителей и преподавателей, а также будут ли окончательно

ликвидированы все налоговые льготы для образовательных учреждений. Нечетко, с
точки зрения Олега Смолина, прописаны в документе и принципы предоставления

образовательных кредитов, и прежде всего, предусматриваются ли они вместо или
плюс к бюджетному обучению.

Также большая ошибка, считает Смолин, - исключать из стандарта образования минимальный
уровень образования, который позволяет в настоящее время переходить

из одного учебного заведения в другое с зачетом сданных предметов. Что особенно
неприятно, говорит он, одновременно из концепции исчезли положения об отказе

от принудительного всеобщего перехода к профильному обучению.

По словам зампреда думского комитета по образованию Алексея Чернышева, опасение
вызывает возможность приватизации нескольких сотен вузов, не вошедших в

сотню ведущих: "Приватизированы будут стены и собственность, а образование растворится".
Не продумано в документе, по его мнению, и сосуществование ЕГЭ

с другими видами оценки знаний. С одной стороны, там подчеркивается, что ЕГЭ
не будет единственным критерием оценки подготовки выпускников школ, а с другой

- министерство проваливает законопроект об олимпиадах для школьников, а значит,
единственным узаконенным критерием все же остается только ЕГЭ.

Впрочем, как сообщил "Газете.Ru" присутствовавший на заседании правительства
Виктор Садовничий, "новый вариант министерской концепции лучше предыдущего

и был подготовлен с учетом замечаний образовательного сообщества".

В то же время Садовничий выступил резко против перехода к двухуровневой системе
образования, ЕГЭ и новому подходу к государственному обеспечению системы

образования.

По словам Садовничего, переход к двухуровневой модели, мало того что не соответствует
интересам российской системы науки и образования, он еще и чреват

снижением качества подготовки специалистов. "У нас уже сложилась своя, и не двух-,
а многоуровневая система: специалист, бакалавр, магистр, аспирант, кандидат

наук, доктор наук, - говорит он. - Главным критерием здесь должно быть не количество
лет, отведенных на обучение, а уровень компетентности подготавливаемого

специалиста. И если для подготовки такого специалиста требуется не четыре и не
шесть, а пять лет - значит, столько и надо учить. В противном случае наше

высшее образование будет готовить лаборантов для западных компаний".

В отношении ЕГЭ позиция ректора МГУ также осталась прежней: ЕГЭ не может быть
главным критерием оценки знаний абитуриента. Ориентироваться, по его мнению,

надо на абсолютно другую систему поиска талантов: через олимпиады, конкурсы и
творческие игры. Что же касается ресурсного обеспечения образования и науки,

то, с точки зрения ректора МГУ, оно остается крайне низким. По его словам, в
2005 году из бюджета на образование будет выделено 4,5% ВВП. Правда, это больше,

чем в 2004 году (2,8%), но намного меньше, чем в других странах ЕС, включая Польшу,
где на образование направляют по 7--9% ВВП. А без должного финансирования,

подчеркнул Садовничий, реформа образования не пойдет. По его подсчетам, всего
в России было сделано около 30 попыток реформировать образование, и практически

все они были неудачными, кроме реформы 1804 года. Но тогда у чиновников все получилось
только потому, что образовательным учреждениям были предоставлены

автономия и ресурсы. Судя по документу, представленному в правительство в четверг,
нынешние реформаторы этим путем решили не идти.

Источник: gazeta.ru

10 ДЕКАБРЯ 2004 16:18

Выпуск листа на новом месте: 368

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписаться: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

Ответить   Sat, 8 Jan 2005 05:11:15 +0300 (#292784)