[TIFLO] Деньги собирают машиной

ФИЛАНТРОПИЯ / СОБЫТИЯ. ДЕНЬГИ СОБИРАЮТ МАШИНОЙ
Автор: АННА РУДНИЦКАЯ
Российская благотворительность получает шанс превратиться в индустрию.
Мешает налоговое законодательство
В России достаточно людей, у которых есть и деньги, и потребность
заниматься благотворительностью. У них нет для этого соответствующих
условий. Так считает управляющий директор компании "Тройка-Диалог" Гор
НАХАПЕТЯН, который знает, как превратить разовые акции единичных
жертвователей в благотворительную индустрию. Свою идею Гор Борисович
изложил корреспонденту "МН" с карандашом в руках, стрелочками рисуя
направления движения средств.
- Как работает любой фонд? Деньги аккумулируются из одних источников и
направляются в другие. Однако есть некий промежуток времени, когда
деньги
находятся в самом фонде. По российским законам этот промежуток для
благотворительных организаций должен составлять не больше года: все
средства, которые поступили в текущем году, должны быть в текущем же
году
и потрачены. На Западе действует другая система: благотворительный
взнос
может быть размещен на депозитах или инвестирован иным образом. В этом
случае деньги "работают" в экономике страны, а на благотворительность
идет
тот доход, который они приносят. По такому принципу работает
Нобелевский
фонд, такая форма есть у Всемирного фонда дикой природы (WWF). Наша
идея
заключается в том, чтобы создать благотворительный фонд, который будет
работать по принципу ПИФа - паевого инвестиционного фонда: люди отдают
туда свои деньги, соглашаясь на то, что проценты с них пойдут на
определенные благотворительные цели, но при этом сами деньги они могут
получить назад.
- Почему вообще вы занялись проблемой финансирования благотворительных
начинаний?
- Мы профессионально управляем деньгами. И началось с того, что к нам
обратились из российского отделения WWF с вопросом, сможем ли мы
управлять
средствами их сторонников именно в рамках инвестиционного фонда? WWF
сорок
пять лет назад возник из того, что голландский принц собрал когда-то
"Круг
1001" из состоятельных людей, которые скинулись по 25 тысяч долларов.
Сегодня WWF России пробует создать такую же модель для охраны природы
в
нашей стране, только взнос пока планируется поменьше - 10 тысяч. Мы
стали
изучать ситуацию. Рынок благотворительности - это такой же рынок, как
любой другой. Есть какая-то видимая часть - зарегистрированные фонды.
Но
это далеко не все. Практически у каждой компании есть свой подшефный
детский дом. Этот рынок никто никогда не считал, но можно
предположить,
что на нем крутятся большие деньги.
- Чтобы начать ими управлять, их нужно сначала собрать, то есть
перевести
невидимую часть в видимую. Этим кто займется?
- Хорошо, когда всем занимаются профессионалы - благотворительностью в
том
числе. К сожалению, у нас такой индустрии не существует. Мы сейчас
изучаем
механизмы сбора пожертвований. Когда что-то случается, желание помочь
у
людей очень большое: на Беслан, скажем, собирали огромные суммы.
Другое
дело, что потом были проблемы с тем, как их потратить эффективно. Но
это
такая "трагическая" благотворительность. А нужна машина, именно машина
по
сбору денег: SMS, аукционы, ящики, Бог знает что еще... Этим надо
заниматься. Я не знаю в своем окружении людей, которые регулярно
отдают
деньги в благотворительные организации. Им просто не предложили таких
механизмов. Пора взять флаг в руки и заняться делом.
- Вы лично тоже страдаете от отсутствия механизмов?
- Я лично, наверное, не страдаю, потому что у меня есть возможность
самому
эти механизмы создавать. У нашей компании есть подшефный детский дом
на
юго-западе Москвы, для детей с отклонениями в развитии. Первый раз мы
пришли туда семь лет назад, спросили: "Что вам нужно?" Они написали
список. Сейчас место уже не узнать. Там много чего сделано, хоть мы
это и
не рекламируем, плакатов не вешаем, что это мы помогаем. Это наш
внутренний фонд, который нигде не зарегистрирован, наши личные деньги.
Сотрудники сами скидываются, по сколько считают нужным, а компания
кладет
сверху еще ровно столько же. Плюс всякие аукционы, даже штрафы за
опоздание пытались вводить, чтобы их отправлять на
благотворительность...
И такие мини-фонды, я думаю, есть внутри каждой организации.
- На каком этапе сейчас находится создание вашего фонда?
- Мы отправили письмо в Комиссию по ценным бумагам и должны получить
разрешение на то, чтобы действовать в соответствии с законодательством
о
ПИФах.
- Если ваша затея удастся, сколько лет вы отводите на выстраивание
индустрии?
- Я уверен, что системная благотворительность в России будет
развиваться:
будет меняться и сознание людей, и законодательство. Мы со своей
стороны
будем пытаться внести вклад в этот процесс. Я думаю, в любом случае
лет
десяти хватит.
- Не боитесь строить такие долгосрочные прогнозы в нашей стране?
- Ну так это же наша страна. Надо создавать здесь эту большую,
правильную,
красивую индустрию.
ПЛАНИРОВАНИЕ ОКАЗАНИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕНЕЖНОЙ ПОМОЩИ В БЛИЖАЙШИЙ
ГОД.
Да - 2%
Скорее да, чем нет - 12%
Скорее нет, чем да - 22%
Нет - 43%
Затруднились ответить - 21%
ВИД ОКАЗАННОЙ ПОМОЩИ ЗА ТРИ ГОДА
24% - акт милосердия, адресованный конкретному человеку
7% - передача денег/пожертвований общественным
организациям и/или благотворительным фондам
1% - работа в общественных организациях
4% - передача имущества общественным организациям
и/или благотворительным фондам
2% - ваше личное спонсорское участие в работе
некоммерческих общественных организаций,
благотворительных фондов
3% - спонсорское участие вашей фирмы/компании,
в которой вы работаете, в работе
некоммерческих организаций
3% - другое
ФИЛАНТРОПИЯ / СОБЫТИЯ. "ПОМОГУ ДЕТЯМ РАЗ В ТРИ ГОДА"
Автор: А. Р.
В декабре маркетинговая компания "Дымшиц и партнеры" по заказу
"Тройки-Диалог" провела среди состоятельных россиян исследование на
тему
благотворительности.
Кто
Исследование проводилось среди 637 москвичей (330 мужчин и 307 женщин)
с
ежемесячным доходом от 1000 долларов на члена семьи и больше. Общие
характеристики этой социальной группы оказались таковы: средний
возраст -
40 лет, высшее образование - 75 проц. опрошенных, руководителей - чуть
менее четверти (24 проц.), специалистов - больше половины (53 проц.),
а
бизнесменов, имеющих собственное дело, всего 13 проц.
Максимальный ежемесячный доход в группе составил 30 тысяч долларов.
Максимальная сумма, которую опрошенные готовы безвозмездно передать
благотворительной организации при условии, что доверяют ей, - 3 тысячи
долларов. Однако средняя из называемых сумм оказалась на порядок
скромнее
- около 300 долларов. При этом из всех опрошенных хотя бы раз за
последние
три года в благотворительной деятельности тем или иным образом
участвовали
38 проц., а безвозмездную денежную помощь оказывали всего 7 проц.
Более
половины всех опрошенных и в будущем году не планируют помогать
кому-либо
материально, а уверенно "да" на этот вопрос отвечают всего 2 процента.
Кому
Вопрос об адресатах безвозмездной денежной помощи исследователи
задавали
отдельно выделенной целевой группе - людям, которые уже оказывают
такую
помощь или планируют это делать (92 человека в выборке; примечательно,
что
мужчин оказалось значительно больше, чем женщин - 57 против 35). Как
выяснилось, наиболее охотно они готовы помогать детям (58 проц.),
далее
следуют больные и инвалиды (32 проц.), пожилые люди (22 проц.),
беженцы и
жертвы национальных конфликтов (18 проц.). Медицине (13 проц.) и
образованию (15 проц.) помогать готовы охотнее, чем культуре и
искусству
(5 проц.). Почти десятая часть опрошенных обеспокоена состоянием
окружающей среды. Наименьшую же заботу состоятельных граждан вызывают
военнослужащие и заключенные (по одному проценту).
Зачем
Основным мотивом оказания благотворительной помощи опрошенные из числа
тех, кто уже делал это, назвали собственную инициативу (20 проц.). На
втором месте - морально-этические причины (жалость) - 15 проц., на
третьем
- личное знакомство с адресатом помощи (8 проц.). Кроме того, к
благотворительности людей побуждают: религиозные мотивы, желание
поддержать конкретную организацию, прямое обращение нуждающихся в
помощи,
а также фактор "все помогали, и я решил". Налоговые льготы в качестве
мотива благотворительности упомянул 1 (один) процент опрошенных.
Как
Вопрос о способах оказания денежной помощи задавался в той же целевой
группе. Наибольшее доверие опрошенных вызывает старый проверенный
способ
"из рук в руки" (49 проц.). Примерно одинаковое количество людей (по
15
проц.) готовы оказывать безвозмездную денежную помощь путем передачи
средств в благотворительный фонд, перевода их на конкретный
благотворительный счет или положив деньги в ящик-копилку,
установленный в
общественном месте. Волонтерам (фандрайзерам), которые придут просить
денег на конкретное дело, помогут только 10 проц. опрошенных, зато в
коллективном сборе денег на рабочем месте поучаствуют не меньше 13
процентов.
О том, что такое инвестиционные фонды, известно практически всем
опрошенным. На вопрос, передадут ли они деньги в благотворительный
фонд с
возможностью возврата денег (то есть собственно в фонд, создать
который
намерен Гор Нахапетян), "да" или "скорее да" отвечают 14 проц. всех
респондентов и 29 проц. тех, кто уже оказывает или планирует оказывать
безвозмездную денежную помощь.
Moskovskie Novosti
2005-01-21 MNO-No. 003
С уважением - Тахир Исламов, г. Екатеринбург
E-mail: Islam***@r*****.ru
Выпуск листа на новом месте: 425