[TIFLO] Она зорче многих зрячих

"Школьный вестник" N8, 2001г.
Галина Мошенская
Она зорче многих зрячих
Рыжий пластилиновый конь несётся по зелёной лужайке. Грива развевается на ветру...
Маугли с ножом в руках пробирается сквозь заросли джунглей...
В пластилиновом Эдеме Адам и Ева вкушают запретный плод.
Это - объёмные картины вроде барельефов, фанера и закреплённые на ней фигурки
из пластилина.
Все они созданы руками Наташи Поповой - девочки, которая может увидеть свою работу,
лишь почти вплотную приблизив её к лицу. Она - ученица школы-интерната для слепых
и слабовидящих детей. У неё только десять процентов нормального (?) зрения. И
это с младенчества.
Уже лет в пять, как она помнит, попыталась слепить первую фи-гурку. Человечка.
Первый блин оказался пластилиновым комом. Но через полгода человек всё-таки получился.
А в четвёртом классе у Наташи была персональ-ная выставка в школе. Устроила такой
подарок девочке её классная руководительница Лидия Михай-ловна Бухлова. Даже
книга отзывов осталась - старательно заполненная пожеланиями школьников и учителей.
Потом был школьный конкурс художников, где Наташа получила почётную грамоту.
Участвовала и в конкурсе рисунков о войне, кото-рый проводился осенью этого года
в Доме офицеров в рамках благо-творительной акции "Военные - детям". Среди учащихся
коррекционных школ Саратова и области она заняла первое место. Кроме лепки и
рисования, Наташа занимает-ся плетением из бисера, вязанием.
Пальцы у Наташи цепкие, гибкие. Диву даёшься, глядя, как она выгибает их в разные
стороны: "А вы так умеете?" Мама, Галина Ни-колаевна, чтобы как-то компенси-ровать
дочке потерю зрения, учила её чувствовать пальцами - посто-янно давала ей в руки
кусок пла-стилина или вкладывала карандаш и своей рукой водила Наташиной по листу,
учила рисовать.
И на листе появлялись сущест-ва. Hanpимep, Хрюмплюмбам. Кто это такой? Ну, это
такой зелёный, как лягушка, с шестью разноцвет-ными ногами. Или серый инопла-нетянин,
путешествующий в лило-вом космосе. Чувство цвета у На-таши удивительное. И чувство
дви-жения...
Наташа любит читать фантастику, приключения и серьёзные (как она сама сказала)
детективы Макбейна, Агаты Кристи, Чейза. Сюже-ты, по наблюдениям мамы, берёт
из книг.
- Её работы всегда сюжетны, - рассказывает учитель рисова-ния и музыки Галина
Кузнецова. - А сюжет зависит от настроения. Недавно приезжали к ней с теле-видения,
попросили что-нибудь вылепить перед камерой. Она им слепила злющего инопланетянина.
Да ещё и с оружием а руках! Потому что для съёмки пришлось про-пустить урок геометрии.
А геомет-рию она любит, у неё по геометрии пятерка. Только у меня на музыке никак
не запоёт: молчит. Недавно, правда, голос свой показала, спе-ла. И опять замолчала.
Иногда за-хожу в класс и спрашиваю: что сегодня делать будем - петь или рисовать?
Она кричит: "Рисовать!"
Как учитель, Галина Михайлов-на помогает Наташе советом - как лучше сделать,
как передать движение. Она не подсказывает, что можно закреплять фигурки на кар-тине
пластилиновыми травинками. Работа скрупулёзная, детали мельчайшие, не всякий
зрячий справится. А Наташа справляется. Работает иногда по три часа - до слёз
из уставших глаз. Зато карти-ны получаются - загляденье, фи-гурки - как живые.
Сидит в траве собака, повернув голову - вот-вот вскочит на лапы и выбежит из
кар-тины. Пожелтевший лес и река, бе-гущая вдаль, - рисунок красками просто пахнет
осенью. Этот пейзаж был нарисован под "Времена года" Чайковского.
- Мы пытаемся учить детей со слабым зрением выражать в ри-сунках музыкальные
впечатления, создавать правильную компози-цию рисунка, развиваем видение перспективы,
чтобы дети могли на-рисовать ведущую в даль дорогу не вертикальной полосой, а
так, как видят её люди с хорошим зрением - сужающуюся, уменьшающуюся с расстоянием.
У Наташи с этим проблем нет.
- А я и не знаю, что такое перспектива, - вдруг выдаёт нам На-таша.
По словам Наташи, в школе ей нравится. Здесь она живёт пять дней в неделю. -
На выходные её забирают домой. Там её ждёт компьютер - на нём она любит рисо-вать
больше всего. Мечтает стать программистом. Лепка для неё - хобби. У компьютера,
считает На-таша, больше возможностей для рисования. Ещё она любит бардовские
песни и хочет научиться играть на гитаре. Может быть, тог-да и запоёт. Её домашние
говорят, что голос у неё хороший.
- У Наташи есть дар общения с животными. Она могла бы стать неплохим дрессировщиком,
- счи-тает её мама. - Наш кот Васька под её руководством такие трюки выделывал
- и прыгал, и по лесенке бегал. А в интернате к ней приблудилась собака. И каким-то
образом Наташе удавалось прово-дить её в свою комнату, и она там жила...
- А ты пробовала нарисовать своего кота с натуры? - спраши-ваю я девочку.
- Пробовала, только почему-то не получается то, что я хочу. И не в Ваське проблема
- он лежит смирно и не убегает. Просто с на-туры лепить или рисовать труднее.
Портреты у меня тоже не получа-ются.
- А одноклассники советуются с тобой, как нарисовать то или дру-гое?
- Да, но я могу им что-нибудь показать, а объяснить - не всегда.
Учительница включает музыку - "Fantasm" Олега Гусева. Звучит слегка медитативная,
действительно фантастическая мелодия. Вроде бы простая, спокойная, но необычная.
- Я воспринимаю Наташу через эту музыку. Она для меня именно так звучит, это
мелодия её внутреннeгo мира.
И правда, много общего с моим первым впечатлением от Наташи - тёмноволосой невысокой
девоч-ки, уверенно идущей мне навстре-чу. Большие глаза, приветливая улыбка...
- Наташа -девочка общитель-ная, дружит со всем классом. Но дома, наверное, отдыхает
от об-щения: приезжает - и сразу за компьютер, разговаривает мало, - рассказывает
её мама.
На большом расстоянии Наташа видит только цвета. И через цвет познаёт мир. Один
из первых её рисунков: красно-оранжевое солнце светит сквозь чёрно-фиолето-вой
мрак...
Выпуск листа на новом месте: 394